Как происходило развитие истории в античную эпоху кратко

Обновлено: 05.07.2024

Этапы развития исторической науки

Превращение исторических знаний в историческую науку осуществлялось в течение длительного времени. Сейчас в развитии исторической науки выделяют следующие наиболее важные этапы.

1. Исторические представления Древнего мира. Сначала историческая мысль развивалась в виде сказаний и мифов. Особенностью мифологического мышления, свойственного многим древним народам, было представление о цикличности времени - идея о том, что всё должно идти так, как заведено предками. Нет ни прошлого, ни будущего - всё повторяется, всё движется по кругу.

Древнегреческий философ Эпикур (341-270 до н. э.) считал, что развитие истории осуществляется благодаря открытиям и изобретениям гениев.

Огромное значение для развития исторической науки имело утверждение в XIX в. исторического метода познания и появление марксизма.

Историческая мысль Востока в XVII-XIX вв. переживает упадок; историки этого времени не выдвигают новых идей и концепций, а подражают древним авторам - и по содержанию работ, и по их форме.

4. Бурное развитие получила историческая наука в Новейшее время (конец XIX-XX вв.) На этом этапе в западной исторической науке были разработаны различные концепции исторического развития. Здесь следует назвать англичанина Арнольда Тойнби (1889-1975), американца Уолта Ростоу (р. 1916), Макса Вебера (1864-1920), Марка Блока (1886-1944), Алвина Тофлера (р. 1928)
и др.

Античность — термин, обозначающий греко-римскую древнюю цивилизацию во всех ее многообразных исторических формах. Этот термин впервые начал употребляться во французском языке в начале XVIII века для обозначения особого вида искусства. Множество последующих исследований в области истории искусств привело к сужению понятия до рамок греко-римской древности.

Общая периодизация

В античности обычно выделяют следующие периоды:

В геополитическом контексте временные периоды могут варьироваться. Например, расцвет древнегреческой цивилизации отмечается раньше, чем Римская империя. Кроме того, на территории Восточной Римской империи античная цивилизация раньше зародилась и позже угасла, чем в западной части, где на разрушение её уклада повлияли вторгшиеся германцы. Тем не менее, культурное наследие античности в своем позднем виде довольно хорошо сохранилось в быту, языке и традициях большинства современных народов романской группы, а от них передалось другим средиземноморским народам (южные славяне, турки, арабы, евреи, берберы).

Можно отметить и тот факт, что во многом элементы классической античности (законы, традиции, обычаи и т. д.) хорошо сохранялись в малоазиатском ядре Византийской империи вплоть до XI века, когда началось вторжение племен турок-сельджуков.

География античности

В древности Балканская Греция занимала территорию около 88 тысяч км кв. На северо-востоке граничила с Македонией, на северо-западе с Иллирией, на юго-востоке омывалась Миртойским, на востоке Эгейским и Фракийским, на западе Ионическим морями. Она включала в себя три региона: Северную Грецию, Центральную Грецию и Южную Грецию (Пелопоннес). Северную Грецию горный хребет Пинд делит на восточную (Фессалия) и западную (Эпир) части. Центральная Греция огорожена от Северной горами Эта и Велухи и состоит из десяти областей: Акарнания, Локрида Озольская, Этолия, Мегарида, Дорида, Локрида Эпикнемидская, Фокида, Локрида Опунтская, Беотия и Аттика. Пелопоннес с остальной Грецией соединялся узким (до 6 километров) Коринфским перешейком.

Готовые работы на аналогичную тему

Центральной областью на Пелопоннесе была Аркадия, граничившая на юге с Лаконией и Мессенией, на западе с Элидой, на севере с Ахайей, на востоке с Флиасией, Арголидой и Сикионией; в северо-восточной части полуострова располагалась Коринфия.

В островной Греции насчитывалось несколько сотен островов, которые образовывали четыре крупных архипелага — Северные Спорады на севере Эгейского моря, Киклады на юго-западе Эгейского моря, Ионические острова у западного побережья Греции, Додеканес на юго-востоке Эгейского моря. Самые крупные греческие острова: Крит, расположенный к юго-востоку от Пелопоннеса и Эвбея, которую от Центральной Греции отделял узкий пролив Эврип. У западного побережья Греции самыми значительными островами были Лефкас, Керкира, Закинф и Кефалиния.

Балканская Греция была в основном гористой страной (её с севера на юг пронизывают два ответвления Динарских Альп) с чрезвычайно изрезанной многочисленными заливами и бухтами береговой линией.

Наследие античности

В современности ощущается огромный след античности.

Анализ предпочтений читателей различных средств массовой информации показывает, что общество на рубеже XX—XXI веков находится на волне интереса к наследию античности. Во всем мире ведутся интенсивные археологические работы, результаты которых немедленно привлекают внимание средств массовой информации и становятся предметом общественного обсуждения.

В преддверии Великой французской революции многие философы-материалисты обращались к Лукрецию. Его учение об эволюции природы и человеческого общества без божественного промысла, о возникновении мира из атомов, о естественном договоре, который объединяет людей для общей пользы, о законе, который установлен людьми для своей же пользы и может быть отменен ими, когда он перестает удовлетворять этой пользе, было созвучно самым передовым теориям той эпохи. Такими же созвучными были идеи равенства, народовластия, свободы, справедливости, хотя они стали пониматься гораздо шире, чем в античности, после того, как стали революционными лозунгами.

Развитие книжного дела стимулировало знакомство с античными авторами и изучение их. Геометрия Евклида, теорема Пифагора, закон Архимеда стали изучаться в школе. Труды географов античности, предполагавших шарообразность Земли и вычисливших её объём, имели большое значение для великих географических открытий. Философские системы мыслителей античности вдохновляли философов Нового времени.

Европейские литература и театр постоянно обращались к античному наследию, и их связи становились всё более многообразными. Античные романы переводились, а новые писались в подражание им.

Множество античных сюжетов и образов — героев, богов, богинь, битв и празднеств — служили художникам и скульпторам темами. Художник Давид, активный участник Великой французской революции писал античных героев, преисполненных гражданских и патриотических чувств.

Общепринято эпоху Античности особо выделять из общего содержания мировой истории: в Греции и Риме формировалось совершенно уникальное явление – полис, который характеризуется наличием магистрата и гражданской общины. Начало периода датируется примерно VIIIв. до н.э., завершение периода до сих пор не имеет сколько-нибудь однозначной исторической градации.


Далее сформулируем тезисы – через что именно следует вырождение полисной организации и всего, что было связано с прежней Античностью:


– упадок муниципального образования, с которым энергично боролась Церковь, а городское образование – краеугольный камень в воспитании любого гражданина, оно связано напрямую с его общественно-гражданской деятельностью (занятия философией, риторикой; политические выступления, судебные тяжбы и т.д.);

– упадок античного театра, языческих культов, храмов;

– упадок Курии в городах, муниципальной власти; граждане превращались в подданных2;

– муниципальное здравоохранение поглотила богатая Церковь, строя свои больницы и занимаясь обслуживанием населения;

– появление института дефенсоров;

– усиление роли епископов.


В новый, пятый век, полис входит неким таким пережитком, реликтом прежнего античного мира. Разрушение в Александрии здания Мусейона в 391г., последнего пристанища языческой Античности, прекращение Олимпийских игр в 394г. оказываются весьма знаковыми событиями, после которых в массе своей до античных ценностей и идеалов мало кому есть дело, оставаясь уделом немногочисленной образованной интеллектуальной прослойки людей.


Античность уходит в прошлое в связи с утратой значения прежних полисных гражданских институтов, утратой значения полисной идеологии и вообще всего, что присуще былому античному полису, который в эллинистическую и римскую эпоху пытался сохранить свою урезанную независимость и автономию.
…Поэтому, говорить о политическом акте отправки регалий в Константинополь в 476 г. – явно не говорить о конце Античности как о феномене, как о периоде. На мой взгляд, важно обозначить следующий аспект проблемы периодизации мировой истории: завершение Античности и Древнего мира – следует развести по разные стороны. Это совершенно разные смысловые, историко-категориальные понятия. Поэтому неправомерно конец Античности и пресловутого рабовладения связывать с началом Средневековья и эфемерным феодализмом.


Для чего процессы локального значения, происходившие в Европе и Средиземноморье переносить на весь остальной мир?

Конец Античности не означает конца Древнего мира. Попытка связать смену эпох сменой формаций, на мой взгляд, неудачна. Общепринятое положение о завершении Античности и Древнего мира в 476г., пускай даже и условно, не имеет ни логики, ни последовательности в связи с тем основанием, что они берут разные смысловые начала и означают разные пространственно-временные категории.

В отличие от периодизации Древнего мира (за пределами Средиземноморья) Античность, действительно, имеет локальное значение, важна для Европы, но не для остальных регионов Земли в целом.

Античность и Римская империя (как государство) – совершенно разные исторические явления, которые нельзя смешивать и отождествлять. Не настаивая на дате, но условно говоря, в 400г. закончился мир Античности, полисных и гражданских начал, а с 401г. начался мир христианства, засилия Церкви, тотальности имперского института власти. Все это уже обретало иной, от антично-полисного смысл, Империю наполняла другая, властно-правительственная и христианская идеология. Христианская Римская империя продолжила дальше свое существование, но в разделенном виде (Римская империя в 395г. снова стала двоичным государством).


Выводы можно сформулировать следующие. Античность не следует отождествлять 1) с Римской империей как государством, тем более с ее частью в лице западной Римской империи, 2) с Древним миром и отсюда выводить сугубо локально-европейское понятие Средневековья, 3) Средневековьем в мировом масштабе, переносить частное на обще-мировое. В историографии проблема финала Античности сводится к проблеме периодизации в историографии, в то время как начало эпохи берет истоки совсем с другого смыслового обозначения.


Второй вариант страдает непоследовательностью и не может быть продуктивным.

Древний Рим

Периоды Античности

Ранняя Античность (VIII—IV вв. до н. э.) — расцвет греческих полисов, возникновение Римского государства.

Классическая Античность (IV в. до н. э. — II в. н. э) — время распространения цивилизации Греции и Рима (от Александра Македонского до смерти Марка Аврелия).

Поздняя Античность (конец II/III —V/VI в.) — упадок Римской империи (до падения Римской империи (476 г.) и закрытия Академии в Афинах императором Юстинианом (529 г.)). Распад западной части Римской империи ознаменовал собой начало новой эпохи — Средневековья.

Уникальное явление

Начиная с эпохи Возрождения развитие книгопечатания стимулировало изучение греческих и латинских авторов. Теоремы Пифагора, геометрия Евклида, законы Архимеда стали основой обучения в школе. Труды античных географов, исходивших из шарообразности Земли и вычисливших ее объем, сыграли немалую роль в период Великих географических открытий. Философские системы античных мыслителей вдохновляли философов Нового времени. В Новейшее время античный мир также сохранил значение в самых разных сферах духовной и интеллектуальной деятельности.

Цивилизация – это общественная культура, достигшая экономического пика, политической стабильности и социального порядка.

Античная цивилизация – это греко-римское общество с множеством этапов становления, развития и упадка всех сфер жизни.

Цивилизованное общество противопоставляется варварскому укладу жизни. Древние римляне цивилизованны, кельты – нет. Пик развития, сложный уклад с иерархией, деньги, законы – признаки развитого социума.

Уровень цивилизованности определяем мы – современная общественность и судим со своей колокольни, достигло ли историческое общество цивилизации. Древняя Греция – уже цивилизация, первобытное общество – еще варварское племя.

Античная цивилизация

  • разделение физического труда и умственного;
  • письменность;
  • появление городов как центров культурной и экономической жизни.

Типы цивилизаций. Их много, некоторые:

  • античная;
  • древнеегипетская;
  • китайская;
  • исламская.

Возникновение античных цивилизаций

В чем причины возникновения античной цивилизации?

Она не появилась из пустоты. Ее считают дочерней цивилизацией из переднеазиатской и вторичной в отношении Микенской цивилизации.

Все началось с превращения гражданских общин в эллинские полисы. Сначала сельские и родовые общины, потом гражданские коллективы по единому образцу – заслуга родовой аристократии. Процесс длился долго и осторожно – с VIII до VI вв. до н.э. Аристократия справлялась с простолюдинами, сохраняя традиции и порядок. Ее рычагом управления оставалась власть, благодаря родовой собственности, переходящей от отца к сыну. Используя труд простолюдинов и освободившись от тяжелой физической работы, аристократия имела роскошь заниматься образованием и военным делом. Цивилизация античной Греции строилась на полисах – городах.

Когда формировались греческие полисы, а первобытное общество превращалось к классовое, цивилизации античного мира устанавливали свой особый общественный строй.

Античная цивилизация кратко

VI в. до н.э. – время, когда родовые объединения окончательно превратились в автономные государства. Осознание своей особости позволило грекам по-иному посмотреть на персов – ближневосточную цивилизацию. Считая персов варварами и не желая мириться с их господством, греки решились на войну, отстаивая право на состоятельность и сохранение уникальности.

Противостояние греков и персов вылилось в греко-персидские войны между Европой и Азией. Здесь история отмечает поход Александра Македонского. Чтобы остановить персидскую экспансию, греческие полисы объединились, формируя знаменитую античную цивилизацию.

Античная цивилизация Древний Рим

В традиционных цивилизациях центр был концентрированным кругом всех сфер и отношений. Древняя Греция же была исключением – здесь все сферы развивались равномерно. В этом и особенности античной цивилизации.

Полисный строй был похож на пчелиные соты, но в каждой соте связи закупоривались и развивались обособленно. Этим можно объяснить Спарту и Афины – такие разные, но такие похожие. Чем активнее полис в общегреческой жизни, тем быстрее он трансформировался. Отсталые области сохраняли архаичный устрой.

То, что полисы были автономными, мешало сформировать политический инструмент. Войны между полисами были, а внешние угрозы никуда не девались. Все чаще обращаясь за помощью к варварской Италии, Рим приручали медленно и поэтапно. Сначала Рим развивался не по сценарию полисов, но греческое влияние навязало гражданскую общину. И это прижилось. Античная цивилизация поглотила Рим.

Древние цивилизации античного мира – это Греция и Древний Рим.

У него (Рима) еще не было торгового и культурного влияния, но было военное. Политическое лидерство отстаивалось кровью в военных действиях. Решающей была Ганнибаловская война. Теперь Древний Рим мог диктовать условия всему Средиземноморью.

Гражданство (civilis – гражданский) с легкой руки древних римлян и дало нам понимание цивилизации, которое теперь мы противопоставляем варварству. Раздавая права гражданства со временем все шире, Рим уже не был только военно-политическим центром, он отнимал социокультурное лидерство у Греции.

Конец античной цивилизации расценивают по-разному:

  • упадок римского духа;
  • кризис античной культуры;
  • военное ослабление;
  • экономический упадок;
  • кризис рабовладельческого строя и пр.

Упадок проявил себя в IV – V вв. Ни императоры, ни усилия государства – ничто не могло помешать упадку, но он появлялся на всех фронтах – в экономической, общественной, культурной и политической сферах. Цепная реакция, однажды сработав, повалила все доминошки.

Упадок античной цивилизации

Внешние пределы легко ломались под весом варварских племен. Желая быть завоеванными, варвары ассимилировались с культурой древних римлян за пару столетий, подводя цивилизацию к развитию феодального строя.

Культура античных цивилизаций продолжает сказываться на нас, спустя 20 веков. В этом сила любой цивилизации – в распространении своего могущества даже после исчезновения.

Читайте также: