Урок план и масштаб

Обновлено: 08.07.2024

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии:

коммуникативно-диалоговой дея­ тельности,

личностно ориентированного обучения,

Цели: научить работать с планом местности, читать план мест­ ности и измерять расстояния на планах местности с использова­ нием масштаба, называть масштаб и его виды, определять рас­стояние по плану местности, переводить именованный масштаб в численный и обратно.

Формируемые УУД:

предметные: объяснять значение понятий: план местности, масштаб', называть масштаб плана, карты и гло­ буса; показывать изображения разных видов масштаба; приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой; читать план местности; определять (измерять) расстояния на плане;

мета предметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать с нетекстовым компонентом;

личност­ные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Оборудование: учебники, электронные приложения, рабочие тетради, топографические планы, линейки, циркуль-измеритель.

I . Организационный момент

( Учитель проверяет выполнение домашнего задания в рабочей тетради, разбирает с учениками вопросы и задания, вызвавшие затруднения.)

II . Работа по теме урока

1. Что такое план местности?

2. Условные знаки.

3. Зачем нужен масштаб?

4. Численный, именованный и линейный масштабы.

5. Выбор масштаба.

1. Что такое план местности?
(Ученики читают текст учебника на с. 11.)

— Для чего создаются планы местности? (Чтобы не заблудить­ ся в походе.)

Перед отправкой в поход или в экспедицию нужно тщательно изучить местность, по которой предстоит идти. Выяснить наличие или отсутствие: болот, рек, мостов, бродов, дорог, населенных пунктов, родников и т. д. Планы местности составляют топогра­ фы. Мы можем составить план небольшого участка местности — школьного двора, кабинета, своего дома, сада.

— Что такое топографический план?

( Работа в парах. Ученики читают текст учебника на с. 12, а за­ тем обсуждают понятие топографический план с соседом по парте.)

2. Условные знаки

( Ученики читают текст учебника на с. 12, рассматривают рис. 6.)

— С чего следует начать знакомство с планом местности?
(С условных знаков.)

Условными знаками изображают топографические объекты (растительные, водные, хозяйственные).

( Ученики рассматривают условные знаки на форзаце 1 учеб­ ника.)

— Каким цветом изображается растительность на плане? (Зе­ леным.)

— Назовите растительные объекты. (Кустарник, луг, лес.)

— Какие водные объекты показаны на форзаце 1 учебника? (Болото, река, озеро, пруд.)

— Каким цветом показаны водные объекты? (Голубым.)

Задание. Используя план форзаца 1 учебника, определите объ­ екты, которые расположены по берегам реки Нары.

Задание. Используя план атласа, зарисуйте 15 условных знаков в рабочую тетрадь.

( Учитель на доске дает перечень условных знаков, которые будут часто использоваться на уроках. Например: лес, река, род­ник, колодец, болото, просека, обрыв, овраг, луг, шоссе, грунто­ вая дорога, тропа, кустарник, одинокое дерево, фруктовый сад, пашня, огород.)

III . Первичная проверка знаний

Задание. Топографический диктант.

Замените слова условными знаками.

Привал мы устроили на лугу, на берегу озера, за озером нахо­ дилась березовая роща. Вдоль озера проходила тропа. Недалеко от нас находился родник.

( Взаимопроверка по образцу.)

Задание. Учитель показывает условные знаки (заготовленные карточки) - ученики отвечают (фронтальная работа).

3. Зачем нужен масштаб?

Задание. Как, используя план форзаца 1 учебника, определить:

• насколько вытянута деревня Елагино;

• как далеко находится от сарая ольховый лес?

На плане есть масштаб, который позволит определить рас­ стояние до любого объекта.)

- Что такое масштаб?

( Работа в парах. Ученики читают текст учебника на с. 13, а за­ тем обсуждают понятие масштабе соседом по парте.)

Нам нужно сделать план школьного двора. План должен раз­меститься на листе бумаги формата А4. Ваши предложения.

4. Численный, именованный и линейный масштабы
(Ученики читают текст учебника на с. 13-15, рассматривают

рис. 7.)

Посмотрите на план форзаца 1 учебника, прочитайте масштаб, в котором выполнен план. На плане вы видите три вида масштаба:

именованный - в 1 сантиметре - 100 метров,

численный — 1 : 10 000 и линейный - линия, разделенная на равные отрезки.

Линейный масштаб позволяет измерять расстояния на плане с помощью циркуля-измерителя.

( Ученики выполняют задания 1—5 на с. 14 учебника.)

Первое задание.

Численный масштаб

Именованный масштаб

1 :200

в 1 см — 2 м

1 : 500

в 1 см — 5 м

1 :2000

в 1 см — 20 м

Второе задание. Масштаб 1 : 25 — расстояние уменьшено в 25 раз, масштаб в 1 см — 50 м — расстояние уменьшено в 5000 раз (метры надо перевести в сантиметры).

Более крупный масштаб 1 : 25, так как уменьшение состав­ ляет 25 раз. Чем меньше знаменатель масштаба, тем крупнее масштаб.

Третье задание. На форзаце 1 учебника расстояние уменьшено в 10 000 раз. Расстояние в 1 см соответствует расстоянию на мест­ ности — 100 м, 2 см — 200 м, 10 см — 1000 м, или 1 км.

Четвертое задание. 1 : 5000, или в 1 см — 50 м.

Пятое задание. Расстояние от магазина до школы на плане — 5 см, а на местности - 100 м. Масштаб плана равен 100 : 5 = 20 м, т. е. в 1 см — 20 м, или в численном виде 1 : 2000.

5. Выбор масштаба

( Ученики читают текст учебника на с. 15.)

Как выбрать масштаб? Чем больше площадь местности, кото­ рую нужно нанести на план, тем мельче масштаб.

Задание. Выберите масштаб, если выполняется план участка размером 500 м на 500 м. Размер вашего листа 20 см.

Задание. Определите площадь школьного участка (рис. 7 нас. 14 учебника).

( Самопроверка по образцу.)

IV . Закрепление изученного материала

Задание. Используя план форзаца 1 учебника, определите:

• расстояние от сарая до озера;

• длину оврага до моста;

• ширину реки Нара. (Взаимопроверка.)

Задание. Выполнить задания № 1—6 на с. 16 учебника. (Взаимопроверка.)

. Рефлексия учебной деятельности

• Я понял материал урока и умею определять расстояния на плане.

• Я знаю три вида масштаба.

С помощью масштаба можно изобразить территорию в сотни раз большую, чем размер бумаги. Масштаб бывает трех видов: чис­ ленный, именованный, линейный. Мы научились переводить численный масштаб в именованный и наоборот.

Домашнее задание

1. Прочитать § 3, 4.

2. Выполнить задания № 1, 2, 4 на с. 10, 11 рабочей тетради; задания № 1, 4 на с. 15 рабочей тетради.


Урок - исследование. Тема урока: Что такое план и масштаб. Чем отличаются. Где в жизни встречаемся с этими понятиями.

Содержимое разработки

-познакомить учащихся с понятием масштаб

-научить определять масштаб

-отработка вычислительных навыков

-развитие коммуникативных способностей

-привитие интереса к поисковой деятельности

-воспитание самостоятельности мышления

Формирование УУД

Познавательные УУД

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; Развиваем умения:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

Личностные УУД

- придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

- в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

Регулятивные УУД

-самостоятельно формулировать цели урока

-составлять план решения отдельной учебной задачи;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;

Коммуникативные УУД

- читать про себя тексты учебников и при этом ставить

вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя,

отделять новое от известного,

выделять главное, составлять план;

доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах.

Личностные результаты

- придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

- в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

1.Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

- Перед началом урока я прошу взять карточки с изображением линейки успеха и отметить, что вы ожидаете от урока (простым карандашом).

Откроем тетрадь и запишем дату и вид работы. (Классная работа)

Устный счёт

Я буду диктовать числа, а вы должны будете записать в виде разрядных слагаемых.

234; 57; 1432; 23981; 165234.

2сот, 3 десяд,4 ед;

1 ед. тыс. 4 сот. 3 дес. 2 ед.;

2дес.тыс. 3 еден тыс. 9 сот. 8 дес. 1 един.

1сот.тыс.6дес.тыс. 5 единиц тыс. 2 сот.3 дес.4 един.

Взаимопроверка по эталону (работа в парах)

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Проверка домашнего задания

Домашнее задание было №13 , пришло время проверки. На столе расположена карточка с ответами, на домашнее задание №13 и ключ к расшифровке.

Работа в карточке (индивидуальная работа)

–Как вы думаете, какова цель задания?

( предполагают и выполняют)

– Удалось ли правильно решить поставленную задачу?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

– Какого уровня сложности было задание?

– Оцените свою работу. (на карточке)

3.Постановка учебной задачи.

У нас с вами получилось слово? (Масштаб)

-Как вы понимаете это слово? (ответы)

-Где мы встречаемся в жизни с МАСШТАБОМ?

(Демонстрация планов помещения, физической карты)

Работа с учебником

-Откройте учебник стр.94 и прочитайте определение.

-Вы прочитали? Можете дать определение, что такое масштаб? Сложно? (ответы учеников)

-Дополнительную информацию вы можете прочитать на карточке.(читают)

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Как вы думаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке?

Мы можем с вами приступить к выполнению заданий? Что нам поможет ? (план урока)

П- понять слово масштаб

Л- линейка (использовать)

А- анализировать свою работу

Н- научиться определять масштабы.

5.Первичное закрепление.

Задание (устно) № 2

Задание № 4 (ключ) измерить и начертить отрезок (2,5 см = 5)

-Я демонстративно измеряю стол линейкой, перевожу в масштабе 1: 10 .

Делаю вычисления 1:10 нахожу карточку и клею на ватман.

На стене висят часы

Тихо тикают они

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в группах

(Проговорить работу в группах)

Дети измеряют парты и находят нужную карточку с партой и наклеивают (по цветовой гамме видно кто ошибся (нужный цвет оранжевый (парта и стол)))

– Какова цель задания?

Удалось ли правильно решить поставленную задачу?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

– Какого уровня сложности было задание?

– Оцените свою работу.

7.Рефлексия деятельности (итог)

Домашнее задание.

- В начале урока мы с вами отмечали на линейке -успеха наши с вами ожидания от урока (простым карандашом, а сейчас я прошу взять красный карандаш и отметить как вы сегодня поработали (или на 4 , или на 5 и т.д.

– Что нового сегодня узнали?

– Чему ещё учились? (Учились ставить цели работы, планировать свою работу, работать в соответствии с заданным планом, оценивать результат своей работы.)

- У меня вопрос вам пригодятся полученные знания в жизни?

– Всё ли получалось?

– Над чем ещё надо поработать?


-80%

Нажмите, чтобы узнать подробности

сформировать понятие о том, как используется план в практической деятельности человека.

Образовательная: формировать умение читать различные записи масштаба, применять

для составления плана крупных объектов.

Коррекционно-развивающая: развивать логическое мышление на основе перевода размеров объектов в необходимый масштаб;

коррегировать пространственную ориентировку на основе упражнений в составлении плана объектов.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении

измерительных и чертежных работ.

Тип урока: комбинированный..

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, сигнальные карточки, ластики

прямоугольной формы по количеству учеников, индивидуальные комплекты с цветными фигурками для рефлексии.

I Оргмомент:

Сегодня на уроке географии мы будем использовать математические знания. А так как математика любит точность, давайте будем ей соответствовать и проверим принадлежности, необходимые для урока (учитель называет учебные принадлежности: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик, карточки для индивидуальной работы; ребята проверяют их наличие). Все на месте, начинаем урок.

II Повторение:

- Что изучает география? (земную поверхность, природу, население и его хозяйственную деятельность)

- Какой раздел начали изучать? (План и карта)

- Какую тему изучили на прошлом уроке? (Рисунок и план предмета)

-Что у меня в руках? ( кубик)

- Что изображено на слайде? (рисунок)

- Как изображаются предметы на рисунке? (так, как видим их перед собой или сбоку)

- Выберите из трех фигур (квадрат, прямоугольник, круг) ту, которая является планом кубика?

- Что является планом предмета? (вид предмета сверху)

Задание: учитель демонстрирует рисунки предметов, учащиеся в ответ показывают

сигнальную карточку с планом этого предмета.

Учитель спрашивает у ребят, что он показывал? (рисунки предметов)

Что показывали ученики? (план предметов)

Вставь в текст пропущенные слова:

На рисунке предметы изображают так, как мы видим их ___________(перед собой или сбоку).

На плане предметы изображают так, как будто мы смотрим на них ________ (сверху).

Рассмотри рисунок и план. - Какое изображение является рисунком, а какое планом?

- Сравните рисунок и план. Чем они различаются? (рисунок от плана отличается тем, что на рисунке мы показываем предметы так, как мы их видим перед собой или сбоку, а на плане предметы изображены сверху)

-Найдите на плане и назовите предметы, которые не видны на рисунке (карандаш, ластик)

-Почему на рисунке мы видим не все предметы? (на рисунке можно увидеть только те предметы, которые перед нами, а что скрыто за ними нам не видно)

- Итак, для чего нужен план? (на плане видны все предметы)

- Рассмотрите фото, все ли на них можно увидеть? ( На фотографии школьного двора и поселка мы видим только то, что находится на первом плане. А то, что расположено сзади, мы не знаем, так как не видим местность позади зданий)

- Что нужно сделать, чтобы увидеть весь поселок? (Для того чтобы увидеть весь поселок, надо посмотреть на него сверху с самолета или вертолета, а лучше сделать фотографию. Такие фотографии используют при составлении плана местности)

Задание: подберите надписи к изображению (рисунок местности, аэрофотоснимок, план местности)

Итак, подведем итог:

- Для чего нужен план? (можно увидеть все, что есть в данной местности)

- Что показывают на плане поселка? (дома, дороги, улицы, магазины, а так же скверы или парки)

- Что показывают на плане сельского района? (леса, заросли кустарников, озера, реки, болота, родники, дороги, т.е. все, что есть в данной местности)

Сегодня на уроке я расскажу об использовании плана в практической деятельности человека. Мы начнем учиться чертить план, а для этого нам пригодятся знания о масштабе, которые вы получили на уроках математики. Познакомимся с различными записями масштаба на плане

Запись числа и темы в тетрадь: План и масштаб.

План нужен людям разных профессий. Пожарные имеют планы районов, городов, деревень, посёлков, служба газа — планы подземных газовых коммуникаций, служба водоканала — планы водопроводной и канализационной сетей. Есть планы у службы связи, у работников сельского хозяйства и лесников.

Имея на руках план-чертёж, можно решить, где строить новые города и посёлки, прокладывать линии электропередачи, телефонные кабели, трубы водопроводов и канализации, строить железные и шоссейные дороги, каналы, нефте-, газопроводы и ГЭС.

Чертить план без точных измерений расстояний нельзя.

- Чем можно измерить размеры предметов, расстояние на местности? (Линейкой, рулеткой, мерной лентой, шагами). Расстояние на местности можно измерять специальными приборами .

Чтобы сделать точный план, надо измерить длину и ширину предметов, расстояния между ними.

Практическая работа.

У каждого ученика на парте лежит ластик прямоугольной формы. Ребятам предлагается самостоятельно начертить план ластика в тетради.

-Что необходимо сделать, чтобы начертить план ластика в тетради? (Чтобы сделать точный план, надо измерить длину и ширину ластика, построить прямоугольник с данными размерами). Учитель оказывает помощь слабым ученикам.

-Сможете ли вы начертить план стола так же, как план ластика? Почему? (Прямоугольник такого размера не уместится на странице)

Чтобы начертить большой предмет на листе бумаги, нужно уменьшить его размеры в одинаковое количество раз, то есть взять их в масштабе.

Что такое масштаб? (откройте учебник с.73, прочитайте)

Словарная работа.

Масштаб* — это число, которое показывает, во сколько раз расстояния на местности уменьшены при изображении их на плане. (Запись в тетрадь)

Для того чтобы знать, во сколько раз уменьшены предметы и расстояния на чертеже по сравнению с действительными на местности, масштаб указывают в нижнем правом углу плана.

Его записывают:

гиперссылка на 12 слайд

цифра ми 1 : 10 Говорят что масштаб чертежа один к десяти.

Это значит, что размеры уменьшены в 10 раз.

цифрами и словами в 1см 100м

Это означает, что 100 метров в действительности

на плане равны 1 сантиметру

Иногда в углу плана можно увидеть шкалу с делениями и цифрами. Это тоже запись масштаба, она показывает, что в 1 сантиметре 100 метров.

Итак, что такое масштаб? (это число, которое показывает во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении его на плане)

- Где на плане записывают масштаб? (масштаб указывают в нижнем правом углу плана)

Гимнастика для глаз.

Зажмурьте изо всех сил глаза, а потом откройте их. Повторите это 4—6 раз.

Поглаживайте в течение 1 мин веки кончиками (подушечками) пальцев.

Делайте круговые движения глазами: налево — вверх — направо - вниз — направо— вверх — налево — вниз. Повторите упражнение 10 раз.

Вытяните вперед руку с карандашом. Следите взглядом за кончиком карандаша, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повторите упражнение 5 раз.

IV Закрепление изученного:

Практическая работа.

Начертите план учительского стола в масштабе в 1 сантиметре 10 сантиметров.

Измерьте стол линейкой и запишите в тетради длину и ширину стола

Один ученик измеряет длину стола (110 см), другой ученик измеряет ширину стола (70 см)

Самостоятельно разделите полученные числа на 10 (вспомнить правило деления на 10);

запишите ответы в тетради: длина стола на плане ______________(110см : 10 =11 см), ширина стола на плане _______________(70 см : 10 = 7 см).

Начертите план в тетради: (сильные учащиеся выполняют задание по плану самостоятельно, слабым оказывается пошаговая помощь)

положите линейку горизонтально на лист тетради;

от 0 вправо отложите отрезок, равный длине стола на плане;

от начала первого отрезка вниз отложи те второй отрезок, равный ширине стола на лане;

достройте по линейке прямоугольник,

Итак, как чертить на плане большие предметы? (большие предметы надо чертить в уменьшенном виде, для этого надо выбрать масштаб)

- Какой масштаб использовали при построении плана учительского стола? (в 1 сантиметре 10 сантиметров)

- Где на плане записали масштаб? (в нижнем правом углу плана)

V Подведение итогов урока:

Вопросы по теме урока

Что учились делать на уроке? (чертить план, читать масштаб)

Для чего нужен план? (на плане видны все предметы)

Как чертить на плане большие предметы? (большие предметы надо чертить в уменьшенном виде, для этого надо выбрать масштаб)

Что такое масштаб? (это число, которое показывает во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении его на плане)

Где на плане записывают масштаб? (масштаб указывают в углу плана)

Задание на дом: с.72-74, чтение и ответы на вопросы.

Оцените свою работу на уроке с помощью цветных фигур:

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зеленый цвет.

Если иногда были трудности, сомнения – желтый цвет.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно – синий цвет.

Комментирование оценок за урок.

1. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География: 6 кл.: учебник для специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – 2-е изд., исправ. – М.

Просвещение, 2008. – 184 с.: ил. + Приложение

Лифанова Т.М., рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии: учебное пособие для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – 2-е изд., – М. Просвещение, 2002 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2) Развивать умение определять расстояние между объектами по плану местности.

3) Воспитывать интерес к географии.

Оборудование: таблицы, циркуль-измеритель.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

  • Какие космические тела образуют солнечную систему? (солнце, планеты, спутники, астероиды, кометы)
  • Сколько всего планет? ( 9 )
  • Каков диаметр Земли? (13 тысяч км)
  • Сколько оборотов вокруг солнца Земля совершает за один год? (один)
  • В каких двух точках ось пересекает поверхность Земли? (Северный и Южный полюс)
  • Как называется линия, которая делит Землю на 2 равных полушария. (экватор)
  • Какие это полушария? ( Северное и Южное )
  • Как называется естественный спутник Земли? (Луна)

2) У доски 1 ученик рисует схему Солнечной системы.

3) Индивидуальный опрос.

  • Как меняются времена года?
  • Приливы и отливы.

3. Новая тема.

1. Что такое план местности.

- Готовясь к сегодняшнему уроку, вы нарисовали свой путь из дома в школу. Иными словами вы попытались изобразить план местности. Посмотрите на них. Все ли они одинаковы? Нет! Почему? Потому что для составления плана необходимо знать и пользоваться общепринятыми условными обозначениями. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с планом местности, условными обозначениями и с таким понятием, как масштаб. Запишите, пожалуйста, в свои тетради определение:

План местности – это чертеж небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде.

- Как вы думаете, чем отличается план от обычного рисунка? (на доске вывешен план и рисунок)

- Тем, что на рисунке показан вид местности сбоку, а на плане – вид местности сверху.

- Существует еще один способ изображения земной поверхности, по которому можно хорошо рассмотреть различные объекты. Это аэрофотоснимки, которые получают фотографированием поверхности Земли с самолетов. Но между ними и планами есть различия.

Задание на стр 14. (сравнивание рисунка, аэрофотоснимка, плана)

- Предметы местности на плане изображают условными знаками. Чтобы они были понятны всем, их рисуют похожими на сами предметы. Давайте рассмотрим условные знаки, которые изображены в ваших атласах. (обсуждение)

- Как вы думаете, для чего нужен план местности?

4. Физкультминутка.

5. Масштаб плана.

- Предположим, вам надо на бумаге изобразить свою школу и магазин, расстояние и направление определено. Предположим, что от школы до магазина 450 метров. Возможно показать это расстояние на бумаге в натуральную величину? Конечно, нет. Каким образом можно изобразить школу и магазин? Правильно, уменьшить. Другими словами, нужно вычертить все это в масштабе. Давайте запишем определение в тетрадь:

Масштаб – это отношение величины расстояния на плане, к величине расстояния на местности.

- Условимся, что на бумаге мы будим изображать все расстояния в 10000 раз меньшими, чем в действительности. Значит, один сантиметр на бумаге у нас будет соответствовать 10 тыс. см на местности. Давайте переведем это число в метры. ( ответ учащихся – 100 м)

- Правильно. А теперь подумайте: чему будет равно расстояние от школы до магазина в этом масштабе? (ответ учащихся – 4 см 5мм)

- Молодцы! Но масштабы бывают разными. Давайте рассмотрим каждый вид.

Очень удобно пользоваться масштабом, изображенным в виде прямой линии, разделенной на равные части. (рисунок на доске) Такой масштаб называется линейным. При его вычерчивании ноль ставят, отступив на 1 см от левого конца отрезка, а первый сантиметр делят на более меткие части. При использовании линейного масштаба измерения производят циркулем-измерителем. (показываю на доске)

Этот же масштаб можно выразить словами – в 1 см – 100мм. Такой масштаб называется именованным; или числом – 1:10000. Это численный масштаб.

6. Закрепление.

- Сейчас я предлагаю вам выполнить такое задание.

Санкт-Петербург находится к северо-западу от Москвы на расстоянии 620 км, Харьков – к югу от Москвы на расстоянии 670 км, Казань к востоку от столицы на расстоянии750 км. Изобразите эти города в тетради кружочками

в нужном направлении и на указанном расстоянии от Москвы. Масштаб в 1см – 100 км

Читайте также: