Как происходило обучение в гимназиях в 1870 е годы в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Земства – органы выборного местного самоуправления. Именно в их выборности главное отличие от прежних органов губернской управы. Они были ответственны перед избирателями, а не перед вышестоящими чиновниками (хотя их деятельность и контролировали губернаторы).

2. Охарактеризуйте систему выборов, установленную реформой 1864 г.

Выборы проводились в соответствии с имущественным цензом, для крестьян были многоступенчатыми. Избиратели разделялись по куриям, которые имели не равную численность избирателей, но равное представительство. Таким образом, преимущество было у богатых землевладельцев (часто дворян) и крупных промышленников.

3. Расскажите о том, как проходило формирование органов управления в городах.

Избиратели в городах также делились на курии: конкретно на 3. Каждая из курий избирала одинаковое число гласных и в совокупности обеспечивала треть доходов городской казны. Но поскольку этими куриями были крупные, средние и мелкие хозяева, курии состояли из разного числа избирателей и наибольшее представительство в расчёте на одного избирателя имели крупнейшие собственники.

4. Какие принципы были положены в основу Судебной реформы? Как вы думаете, почему именно Судебная реформа стала наиболее последовательным преобразованием эпохи Александра II?

Эта реформа стала наиболее последовательной потому, что в этом случае российские власти наиболее точно повторили образец – английскую систему, в то время как в случае с другими реформами они пытались учесть российские особенности и в итоге реформы имели целый ряд негативных последствий.

Судебная реформа основывалась на следующих принципах:

  • равенство всех граждан перед законом;
  • независимость и несменяемость судей и следователей;
  • состязательность сторон;
  • гласность суда;
  • коллегиальность принятия решений не назначаемой коллегией присяжных.
5. Какие ограничения в доступе к образованию устраняла реформа системы просвещения?

Реформа устраняла сословные ограничения. То есть, в теории даже дети крепостных (в соответствии с крестьянской реформой уже бывших) могли поступать в университеты. Но фактически ограничения остались, потому что образование по-прежнему было платным, то есть недоступным малоимущим слоям общества.

6. Перечислите, какие новшества появились в военной сфере в 1860-1870-е гг.
  • всеобщая воинская повинность;
  • перевооружение армии, что включало разработку новых моделей вооружений;
  • специальные военные учебные заведения, дававшие разный уровень подготовки будущим офицерам разных рангов;
  • приём в специальные военные учебные заведения представителей всех сословий, что сделало и офицерский корпус всесословным;
  • изменена система подготовки рядового состава;
  • изменена организация армии – страна разделена на военные округа;
  • улучшение многого в материальном обеспечении солдат.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос

1. Объясните, почему после отмены крепостного права возникла необходимость проведения других реформ.

Отмена крепостного права сама по себе не требовала дополнительных реформ. К примеру, если бы при Александре I большая их часть перешла в разряд вольных хлебопашцев, система империи осталась бы в целом прежней. Но в середине XIX века крестьянская реформа нужна была не сама по себе, а в качестве основы модернизации. Модернизация требовала и других реформ, которые должны были коренным образом преобразовать общество, и особенно армию, чтобы избежать поражений в следующих войнах.

Реформа Содержание реформы Значение реформы
Земская реформа введение выборных органов местного самоуправления Появление выборных органов власти- важный шаг в политической модернизации, многие считали её основанием для введения парламента, составленного из представителей всех земств
Городская реформа Изменения порядка избрания органов городского самоуправления Органы власти в городах, избиравшиеся большей частью мужского населения — важный шаг в поэтической модернизации
Судебная Реформа Введение
современного
судопроизводства, которое во многом напоминала английский
Исчезла судебная волокита прошлых правлений (когда дело могло тянуться долгие годы), большая справедливость принятия судебных решений, появление новой прослойки адвокатов и других профессиональных работников судов
Военная реформа Создание армии, построенной и вооружённой по новому
модернизированному европейскому образцу
Создание современной русской армии, которая показала свою эффективность во время Русско-
турецкой воины 1877-1878 годов
Реформа системы образования Вводились разные типы учебных заведений, часть содержалась за счёт земств. Даровано было больше свободы в гимназиях и ВУЗах Доступ к образованию получили более широкие круги населения, включая женщин (но в основном из привилегированных слоёв). Университеты и отчасти гимназии стали рассадником вольнодумства

Думаем, сравниваем, размышляем:

3. Подумайте, почему Земская реформа не затронула многие национальные окраины страны.

Земская реформа давала явное преимущество в местных органах самоуправления дворянам. Потому её не стали вводить на окраинах, где дворянство считалось не лояльным (прежде всего, на землях бывшей Речи Посполитой, на которых только в 1863 году разгорелось восстание, а в 1864 году (году введения земств) войска подавляли последние очаги сопротивления).

4. С какой целью Земская и городская реформы предусматривали имущественный ценз при выборах в органы управления на местах?
5. Какие достоинства и недостатки, на ваш взгляд, имела реформа в области просвещения?
  • доступ к образованию получало всё большее число детей, включая девочек;
  • разделение на реальные и классические гимназии вводили элементы специализации ещё на уровне среднего образования, что снижало общую нагрузку;
  • благодаря платности высших ступеней образование считалось привилегией, а не обязанность, потому ученики ценили своё положение;
  • университеты пользовались большой внутренней автономией, что благотворно сказывалось на процессе преподавания.
  • начальные учебные заведения финансировались разными организациями, часто земствами, потому средств часто не хватало;
  • реформа не смогла сделать престижной профессию учителя в заведениях ниже гимназии во многом и из-за низкого жалования таких учителей;
  • образование так и не стало всеобщим, что тормозило и модернизацию в целом и индустриализацию в частности;
  • из-за платности образования в гимназиях и ВУЗах оно было доступно не всем.
6. Составьте с помощью компьютера схему, в которой отразите систему учебных заведений в России при Александре I.
Университеты Политехнические институты
Классические гимназии↑ Реальные училища↑
Начальные учебные заведения и домашнее обучение↑ Начальные учебные заведения и домашнее обучение↑
7. Как связаны Крымская война и проведение Военных реформ в 1860-1870-е гг.?

Они связаны напрямую. Именно Крымская война показала неэффективность вооружённых сил времён Никола I, также именно она указала на конкретные их слабые стороны.

8. Поразмышляйте, к каким последствиям привело введение всеобщей воинской повинности в Российской империи (рассмотрите как систему обороны страны так и социальную сферу).

– армия стала более многочисленной;

  • многочисленность армии и особенно резерва (в котором потенциально были почти все мужчины дееспособного возраста) позволили полководцами в полной мере воспринять систему Карла фон Клаузевица по которой, в частности, величие победы определялось величиной потерь, понесённых обеими сторонами – увлечение его идеями по всей Европе во многом привело к мясорубке Первой мировой;
  • армия стала всесословной (как её рядовой состав, так в результате реформы военных учебных заведений и офицерский корпус);
  • сокращение срока службы в зависимости от уровня образования было дополнительным стимулом к получению образования;
  • войны получили больший общественный резонанс, потому что воевала не профессиональная армия, имевшая мало связи с обществом, а призывники.
9. Используя Интернет, дополнительную литературу (в том числи художественные произведения авторов XIX в.), соберите информацию о том, как происходило обучение в гимназиях в 1870-е гг.

Обучение в гимназиях происходило по схеме, знакомой нам по школе – через объяснения учителя и ответы гимназистами заданного на дом задания в устном или письменном виде в зависимости от предмета. Отдельно следует отметить уровень преподавателей. Он был довольно высок.

Гимназическое образование было далеко не всеобщим, а элитарным. Гимназии были лишь в губернских городах, по одной на город. Потому туда собирались хорошие специалисты. Многие учёные совмещали работу в университете и в гимназии в городах, где университеты были. За обучение платили, но, тем не менее, оно было доступно не только высшим слоям общества, хотя дети совсем бедных родителей попасть в гимназии не могли.


Можно говорить о генезисе российской классической гимназии XVIII-XX вв., так как много реформ коснувшихся ее жизни произошли в XIX столетии.

До реформ Петра I образование являлось средством для удовлетворения государственных потребностей, самыми существенными из которых были подготовка духовенства и военных, то в связи с экономическими и политическими преобразованиями остро встает вопрос в подготовке различных специалистов. Срочно создается светская школа, где на первое место поставлено изучение математики и других специальных наук. Общее образование сочеталось с профессиональным, а содержание имело ярко выраженное реальное направление.

Цель реального образования: вооружить естественнонаучными знаниями, так как они вполне соответствуют потребностям детского ума, ставит человека лицом к лицу с действительностью, содействует воспитанию материального взгляда на жизнь, имеют огромное приложение к практической жизни в различных видах сельского хозяйства и промышленности.

Первые гимназии в России "разноязычные школы", созданные для изучения иностранных языков, появляются под руководством иностранцев, но находились под контролем правительственных учреждений.

Например, школа в Москве созданная в 1701 г. Н.Швимером. Преподавали:

  • немецкий язык
  • латинский язык
  • французский
  • риторику
  • греческий язык
  • сирийский язык
  • древнеевропейский язык.

Первая гимназия в Петербурге открывается в 1704 году. Затем создается гимназия при Академии наук. Это была первая в России государственная школа, светская, средняя, общеобразовательная, открытая для молодежи с целью подготовки в университет. Изучали:

  • языки
  • историю
  • словесность
  • географию
  • математику
  • естествознание.

Во второй половине XVIII в. вместо девиза "профессиональный работник" выдвигается новый "человек - гражданин". Общее гуманитарное образование объявлялось целью создаваемых учебных заведений - низших (малые народные училища) и средних (главные народные училища). Но по сути дела главные народные училища не были средними учебными заведениями, они были переходной подготовительной ступенькой к ним. Не были самостоятельными средними учебными заведениями и появившиеся гимназии; они создавались как учебные заведения при университетах.

Из проекта об учреждении Университета 1755 г.:

"Всяк желающий в университете слушать профессорский курс должен наперед научиться языкам и первым основаниям наук, но так как в Москве таких школ порядочно учрежденных вольных школ не находится, где бы молодые люди к высшим наукам надлежащим образом приготовлены и способными учинены могли, того ради … указать, чтоб при Московском университете под его ведомством учредить две гимназии - одну для дворян, а другую для разночинцев, кроме крепостных людей".

Как тип средней общеобразовательной школы гимназии учреждаются лишь с XIX в. со дня утверждения "Устава учебных заведений, подведомственных университетам"(1804 г.). К этому времени уже существуют гимназии в Петербурге (1726 г.); Москве (1755 г.); Казани (1758 г.). В соответствии с уставом 1804 года вводилась новая система народного образования и управления учебными заведениями. В основу системы были положены три принципа:

  • бесплатность
  • бессословность (кроме крепостных крестьян)
  • преемственность учебных заведений

Россия была разделена на шесть учебных округов - каждый во главе с университетом. Они возглавлялись попечителями учебных округов. Директора гимназий (в каждом губернском городе), кроме руководства ими, управляли всеми школами данной губернии. Им были подчинены смотрители уездных училищ, последние руководили всеми приходскими училищами.

Вскоре от устава 1804 года начались отступления, изменения вносились Министерством народного просвещения и учебными округами. В гимназиях было усилено преподавание древних и новых языков, математики, Закона Божьего, но исключены: философия, коммерческие науки, сокращено естествознание. По уставу 1828 года гимназии стали среднеобразовательными учреждениями со сроком обучения в 7 лет. Главное внимание уделялось изучению:

  • латинского языка
  • греческого языка
  • античной литературы
  • истории.

Гимназия - для детей дворян и чиновников преимущественно, но не запрещалось учиться за плату и другим детям, кроме детей крепостных и казенных крестьян. В 1849 году уже запрещалось освобождать от платы неимущих, но способных учеников (что было ранее предусмотрено).

К 1850 году гимназии разделились на:

  • классические, которые готовили к поступлению в университеты и другие учебные заведения. Основное внимание уделялось изучению: древних языков, русской словесности, истории.
  • реальные готовили для службы военной и гражданской. Вместо древних языков было усилено преподавание практической математики, законоведения.

"Устав гимназий и прогимназий" (1864 г.) учреждал два типа гимназий: классические и реальные.

Цель классических гимназий - дать общее образование необходимое для поступления в университет и высшие специальные учебные заведения.

Реальные гимназии не давали права поступить в университеты. Гимназии и прогимназии объявлялись всесословными, платными. Устав 1864 года избегал подробной регламентации и не стремился к единообразию во всех гимназиях. Государственные гимназии были только мужские. Было разрешено открывать частные гимназии и другие учебные заведения. Впервые допускался конкурс учеников.

В 70-х гг. определились симпатии нового министерства: три тенденции должны были лечь в основу задуманной реформы:

  1. Преобладание классического типа школы
  2. Точная регламентация учебных планов и программ
  3. Установление тесной связи между образовательной и воспитательной функцией средней школы.

С уставом 1871 года русская гимназия впервые получила общегосударственные программы, до этого времени их не было.

Главные предметы в гимназии:

  • Закон Божий
  • история
  • география.

В конце XIX - начале XX вв. происходили количественные и качественные изменения в системе среднего образования, где главным типом школы являлась классическая гимназия. Число учебных заведений: гимназий, прогимназий и реальных училищ с 1908 по 1912 гг. увеличивается. Одним из направлений реформы 1900-х гг. было сохранение в качестве основных типов средних учебных заведений гимназий с реальными училищами и с сокращением изучения в гимназиях:

  • латыни
  • греческого языка
  • грамматики.

Предусматривалось слияние гимназии и реального училища.

В 1902 году осталось всего несколько гимназий строго классического типа. В остальных гимназиях было сокращено изучение древних языков и усилено изучение:

  • русского языка
  • истории
  • географии
  • естественных наук.

Следовательно, наблюдалось усиление реального образования.

  • новогуманитарное: литература, языки
  • гумнитарно-классическое: древние языки
  • реальное: естественные науки, математика.

В учебном плане планировалось доминирование:

  • отечественного языка
  • литературы
  • истории
  • географии.

Представители других наций могли осваивать свою культуру. Но в 1917 году произошли извесные события, которые перечеркнули все замыслы этой реформы. А к 1920 году дореволюционная система школьного образования фактически была ликвидирована, а вместе с ней и система гимназического образования.

На наших глазах в начале 90-х гг. ХХ столетия начинается бурный процесс появления образовательных учреждений нового типа: гимназия, лицей, авторская школа и др. Первые школы-гимназии появляются в России в 1990 году.

Гимназия - образовательное учреждение ориентированное на формирование широкообразованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундументальных наук. Образование на широкой гуманитарной базе с изучением не менее двух иностранных языков (V - XI классы).

Признаки современного гимназического образования:

  • Цель гимназии: формирование высокообразованной личности, способной к творческой деятельности, к самоопределению, самореализации в меняющемся мире.
  • Принципы гимназического образования:

- гуманитаризация
- дифференциация для создания условий для личностно-ориентированного процесса обучения.

  • отечественной истории и литературы
  • мировой литературы и истории
  • иностранных языков
  • М Х К
  • и др.

Реализация учебных программ осуществляется в ходе опытно-экспериментальной работы на основе диагностического обеспечения, преемственности, креативной активности, широкой социализации

- нетрадиционные (например, иврит)
- древние
- иностранные языки

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

©1 История гимназического образования в России

Российская гимназия стоит сегодня на пороге возрождения. Интерес к дореволюционному опыту гимназического образования велик. Гимназия 19 века решала те же проблемы, что волнуют образовательные учреждения и сегодня: содержание и методы обучения, методическое и кадровое обеспечение, управление. Опыт дореволюционных гимназий требует серьезного анализа. Лишь творчески осмыслив опыт прошлого, органически сочетая лучшие традиции российского образования с требованиями современности, современная гимназия сможет добиться успеха.

©2 1.История гимназического образования в Европе

Термин ‘’ Gymnasion ‘’ (греч.) и ‘’ Gymnasium ‘’ (латин.) имел несколько значений:

1. Место для физических упражнений и ведения бесед философов и ученых;

2. Общеобразовательные школы, обладающие следующими признаками:

а) гуманитарный уклон обучения;

б) подготовка к университетскому образованию;

в) наличие классических языков (латинского и греческого).

Первые гимназии были образованы в Древней Греции.

В средние века название ‘’гимназия’’ было введено для обозначения специальных средних школ, которые готовили учащихся для поступления в университеты. Основным предметом преподавания был латинский язык.

В гимназиях изучались лучшие латинские писатели ’’золотого века’’, много внимания уделялось трудам Цицерона. ©3

Главными задачами гимназий становится подготовка к поступлению в университет, где преподавание велось на латыни, и подготовка чиновников и служителей церкви.

В конце 16 века в Германии в гимназиях стали вводить новые языки, естествознание, преподавание стало вестись на национальном языке, однако классические языки остались в большом объеме.

Многие ученые того времени настаивали на обучении с учетом реалий современного мира. Это педагогическое направление получило название реалистического, что привело в дальнейшем к появлению реальных гимназий и реальных училищ. В реальной школе на первом месте стояли математика и естествознание.

В 19 веке вокруг гимназического образования велись споры, в результате которых в ряде стран были приравнены в правах классическая гимназия с двумя древними языками (латинским и греческим), классическая гимназия с одним языком (латинским) и реальные училища, где древние языки отсутствовали.

Сравнение учебных планов гимназий того времени показывает, что древние языки занимали значительное место в общей системе преподавания (около 70%).

С 1870г. аттестат зрелости реальной школы позволял учащемуся поступать в университет наравне с выпускниками классических гимназий.

©4 2.История гимназического образования в России. Становление гимназического образования

Учебные заведения гимназического типа, т.е. с изучением латинского языка существовали на Руси очень давно. Причем латинский язык был не только языком изучаемым, но и языком общения. Преподавались грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка, философия и богословие, греческий язык.

©5 Славяно-греко-латинская академия ведет свою историю с 1685г., когда братья Лихуды открыли школу в Благовещенском монастыре. Преподавание здесь велось на латинском и греческом языках. Сословного ограничения при приеме в академию не было.

История гимназий ведет свое начало с немецкой школы, открытой в 1701г, в Немецкой слободе. Она занимала просторные палаты боярина В. Нарышкина и получила официальное название гимназии, где учили ‘’языкам и философии мудрости’’. Программа включала, помимо древних и новых языков, философию, политику, риторику, арифметику и географию. С 1703г. гимназию возглавлял пастор Э. Глюк. Как отмечалось в указе 1705г. в школе, открытой для всеобщей, всенародной пользы, могли учиться все желающие.

Обучение было бесплатным и состояло из трех классов: начального, среднего и верхнего. Занятия продолжались 12 часов: с 8 утра до 8 вечера с небольшим перерывом на обед.

©6 2.1Гимназии в XIX веке

В начале 19 века в России были введены учебные округа и гимназии стали открываться повсеместно. В 1803 году Александр I приказал в каждом губернском городе открыть гимназию.

Поливанов Л.И. и его коллеги были убеждены в том, что гимназия должна сформировать целостную гармоничную личность. Поэтому большое внимание в гимназии уделялось языкам, русской и зарубежной литературе. Факультативно читался курс истории и теории искусств. Особенностью преподавания различных дисциплин в гимназии стало единство развивающих целей, все предметы должны были развивать теоретическое и образное мышление у гимназистов, творческое воображение и память, эмоциональность речи, способность к импровизации.

Сам стиль гимназии формировал у воспитанников оригинальность мышления, самостоятельность, инициативность, серьезные занятия языками, литературное творчество. В 70-х годах в гимназии действовал драматический кружок, широко известный Москве. Гимназисты участвовали в организации Пушкинских торжеств в 1880 году, посещали заседания Общества любителей русской словесности.

©7 Гимназия Л.И. Поливанова взрастила поколение новых людей - интеллигентов 20 столетия. Среди ее выпускников поэты В. Брюсов, А. Белый, художник А. Головин и многие другие известные люди.

С 1864 года гимназии стали делиться на классические и реальные. Окончившие классическую гимназию принимались в университет без экзаменов, а окончившие реальную гимназию могли поступать в высшие специальные учебные заведения и на физико-математический факультет университета.

Обучение в гимназии длилось семь лет, в прогимназии - четыре года. Урок длился 75 минут, а с 27 сентября 1865 года - 60 минут. В число предметов введены были гимнастика и пение, изучение законоведения прекратилось.

Учебный год в средних учебных заведениях начинался с 16 августа и длился по 1 июня, т.е. 240 дней.

©8 2.2. Современное гимназическое образование

Российское общество сегодня переживает период глубоких структурных изменений. С 80-х годов XX -го века в развитии образования происходит процесс самореорганизации массовой школы в новые образовательные учреждения, поиск новой образовательной философии. В России появляются различные типы средних учебных заведений повышенного уровня - лицеи, гимназии и др., которые столкнулись с проблемами соотношения взаимосвязей целей, организационных форм, содержания образования.

В 1992 году вышел Закон Российской Федерации об образовании трех групп образовательных учреждений: лицеи, служащие для профильного углубления, гимназии, дающие углубленное образование и общеобразовательные школы. Сегодня учащимся и родителям предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов и форм получения образования.

Сегодня гимназия, как одна из форм углубленного образования, есть почти в каждом городе. Есть гимназии гуманитарного направления, физико-математического, естественно-научного, культурологического и др. Все они работают по программам повышенной сложности и дают гимназистам всестороннее образование. В учебных планах гимназий есть такие предметы, как логика, культорология, риторика, политология, экономика, латинский язык, религии мира. Гимназии сотрудничают с институтами, университетами, музеями, научно-исследовательскими учреждениями.

В то же время гимназии, как и другие средние учебные заведения, нуждаются в решении многих проблем. Прежде всего, это компьютеризация всех предметов учебного плана, введение новых форм обучения и творчества гимназистов (проектные формы работы, создание компьютерных программ, экспериментальных площадок), широкое привлечение в гимназии профессорско-преподавательского состава вузов, тесное сотрудничество с институтами и университетами.

Опыт дореволюционной системы образования в России, ее лучшие традиции должны быть творчески осмыслены, органически соединены с требованиями современности и использованы в наши дни, как фактор обеспечения культурной преемственности в развитии общества.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Онтонио Веселко

Лучший ответ:


Таня Масян

Обучение в гимназиях происходило по схеме, знакомой нам по школе - через объяснения учителя и ответы гимназистами заданного на дом задания в устном или письменном виде в зависимости от предмета. Отдельно следует отметить уровень преподавателей. Он был довольно высок. Гимназическое образование было далеко не всеобщим, а элитарным. Гимназии были лишь в губернских городах, по одной на город. Потому туда собирались хорошие специалисты. Многие учёные совмещали работу в университете и в гимназии в городах, где университеты были. За обучение платили, но, тем не менее, оно было доступно не только высшим слоям общества, хотя дети совсем бедных родителей попасть в гимназии не могли




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Читайте также: