Охарактеризуйте туризм как фактор экономического прогресса и развития кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 199 2г. состоялась Международная конференция ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро. Мировое сообщество приняло Конвенцию о биологическом разнообразии. Основная цель Конвенции — сохранение в глобальных масштабах биологического разнообразия, а следовательно, и сочетание экономического прогресса с бережным сохранением природы. Каждая отрасль экономики теперь рассматривается в контексте этого постулата. Таким образом, выдвигаясь на передовые позиции с точки зрения экономических показателей, международный туризм должен оказать также позитивное воздействие и на другие стороны социально-экономической жизни.

Международный туризм как фактор регионального развития.

Изучив географию международного туристического спроса, выяснили, что туризм развивается в большинстве цивилизованных стран. О факторах, вызвавших такое стремительное развитие туристической деятельности, хорошо известно. Вопрос в другом: а как туризм влияет на социально-экономическое развитие отдельных стран и регионов, какую пользу можно извлечь из активизации этого вида человеческой деятельности, как на местах извлечь максимальную пользу из туристов, которые приезжают на курорты и тратят деньги? Экономгеографы всегда интересовались вопросами о факторах размещения и развития производительных сил. На разных исторических этапах выделялись различные по степени значимости факторы регионального развития.

Однако еще гораздо раньше было подмечено, что туризм можно использовать как фактор развития отдельных территорий. В этой связи характерен пример, касающийся освоения архипелага Бриони (Хорватия) в Адриатическом море. В конце XIX в. австрийский предприниматель П. Купелвайзер (Хорватия в тот период была частью Австро-Венгерской империи), оценив перспективы развития туристической деятельности, приобрел в собственность архипелаг и решил создать там престижный курорт для высшей аристократии. Начиная с 1893г. П. Купелвайзер проводит широкомасштабную программу по рекреационному обустройству островов. На архипелаге приводятся в порядок парки, каменоломни, созданные еще в эпоху Древнего Рима, создаются прогулочные аллеи. Для уничтожения малярии приглашается известный бактериолог, впоследствии лауреат Нобелевской премии Р. Кох, по указанию которого засыпают местные болота. На острова с континентальной части полуострова Истрия проводится водопровод, строится почта, организуется телефонная связь. К 1913г. на архипелаге были построены четыре отеля общей вместимостью более 300 номеров. Результаты не заставили себя долго ждать. В начале XX столетия

Бриони становится престижным европейским курортом для высшей аристократии. Сюда приезжают высокопоставленные гости из Европы и других стран, такие, как германский император и прусскийкороль Вильгельм II, лауреат Нобелевской премии писатель Томас Манн. Бриони становится местом, посещение которого повышает престиж в обществе высшего света.

В настоящее время рекреационный фактор оказывает существенное влияние на территориальную и отраслевую структуру хозяйства многих районов и стран. Как уже отмечалось выше, в некоторых странах доходы от туризма стали определяющей статьей ВНП. Туристическая деятельность оказывает мультипликативный эффект, стимулируя развитие других отраслей.

Выделим и рассмотрим более подробно направления влияния туристической деятельности на социально-экономическое и региональное развитие.

На сегодняшний день можно обозначить следующие проявления туризма как фактора регионального развития:

- развитие проблемных районов (отсталых и депрессивных, сельских, приграничных, нового освоения);

- развитие морских и речных бассейнов;

- стимулирование экономической интеграции и глобализации.

Туризм как фактор развития сельских районов

Аграрный туризм может выступать как фактор развития сельских районов. Он является традиционной составной частью сферы агроэкономики. Аграрный туризм определял во многом занятость местного населения и формировал определенную долю прибыли хозяйств. Начиная с 1970-х годов агротуризм выделяется в мировой практике в отдельную отрасль.

Предприимчивые европейцы развивают аграрный туризм в сочетании с гастрономическими турами и демонстрацией своих винодельческих традиций. К специфике аграрного туризма следует отнести развитие такой подотрасли, как производство дичи на промышленной основе с доращиванием в вольерах и выпуском на охотничьи угодья. Известно, что подобная практика была широко развита в бывшей Югославии, а также в Канаде, Австрии. Имеются такие перспективы и у России, многие туристы посещают нашу страну с целью охоты. Надо отметить, что охота может стать дополнительной статьей заказников. Аграрный туризм хорошо сочетается и с рыбалкой.

Международный туризм как отрасль устойчивого развития

В 199 2г. состоялась Международная конференция ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро. Мировое сообщество приняло Конвенцию о биологическом разнообразии. Основная цель Конвенции — сохранение в глобальных масштабах биологического разнообразия, а следовательно, и сочетание экономического прогресса с бережным сохранением природы. Каждая отрасль экономики теперь рассматривается в контексте этого постулата. Таким образом, выдвигаясь на передовые позиции с точки зрения экономических показателей, международный туризм должен оказать также позитивное воздействие и на другие стороны социально-экономической жизни.

Международный туризм как фактор регионального развития.

Изучив географию международного туристического спроса, выяснили, что туризм развивается в большинстве цивилизованных стран. О факторах, вызвавших такое стремительное развитие туристической деятельности, хорошо известно. Вопрос в другом: а как туризм влияет на социально-экономическое развитие отдельных стран и регионов, какую пользу можно извлечь из активизации этого вида человеческой деятельности, как на местах извлечь максимальную пользу из туристов, которые приезжают на курорты и тратят деньги? Экономгеографы всегда интересовались вопросами о факторах размещения и развития производительных сил. На разных исторических этапах выделялись различные по степени значимости факторы регионального развития.

Однако еще гораздо раньше было подмечено, что туризм можно использовать как фактор развития отдельных территорий. В этой связи характерен пример, касающийся освоения архипелага Бриони (Хорватия) в Адриатическом море. В конце XIX в. австрийский предприниматель П. Купелвайзер (Хорватия в тот период была частью Австро-Венгерской империи), оценив перспективы развития туристической деятельности, приобрел в собственность архипелаг и решил создать там престижный курорт для высшей аристократии. Начиная с 1893г. П. Купелвайзер проводит широкомасштабную программу по рекреационному обустройству островов. На архипелаге приводятся в порядок парки, каменоломни, созданные еще в эпоху Древнего Рима, создаются прогулочные аллеи. Для уничтожения малярии приглашается известный бактериолог, впоследствии лауреат Нобелевской премии Р. Кох, по указанию которого засыпают местные болота. На острова с континентальной части полуострова Истрия проводится водопровод, строится почта, организуется телефонная связь. К 1913г. на архипелаге были построены четыре отеля общей вместимостью более 300 номеров. Результаты не заставили себя долго ждать. В начале XX столетия

Бриони становится престижным европейским курортом для высшей аристократии. Сюда приезжают высокопоставленные гости из Европы и других стран, такие, как германский император и прусскийкороль Вильгельм II, лауреат Нобелевской премии писатель Томас Манн. Бриони становится местом, посещение которого повышает престиж в обществе высшего света.

В настоящее время рекреационный фактор оказывает существенное влияние на территориальную и отраслевую структуру хозяйства многих районов и стран. Как уже отмечалось выше, в некоторых странах доходы от туризма стали определяющей статьей ВНП. Туристическая деятельность оказывает мультипликативный эффект, стимулируя развитие других отраслей.

Выделим и рассмотрим более подробно направления влияния туристической деятельности на социально-экономическое и региональное развитие.

На сегодняшний день можно обозначить следующие проявления туризма как фактора регионального развития:

- развитие проблемных районов (отсталых и депрессивных, сельских, приграничных, нового освоения);

В экономической теории отдельное внимание уделяется вопросам роста и развития. Экономическое развитие подразумевает качественные изменения в структуре хозяйствования, которые оказывают воздействие на все сферы жизни общества. Развитие хозяйственных систем во многом зависит от среды, в которой оно осуществляется. Современные экономики придерживаются рыночного принципа отношений, который включает в себя:

  1. Свободы экономических субъектов.
  2. Обособленность действий субъектов.
  3. Стремление к индивидуальной выгоде.
  4. Главенствующую роль спроса.

Рыночные отношения вызывают конкуренцию между экономическими агентами, которая является главным двигателем прогресса. Она заставляет субъекты искать новые пути расширения производства, адаптации продукции под изменяющиеся запросы общества, а также гибко реагировать на конъюнктуру рынка.

Экономическое развитие лежит в основе роста количественных показателей результатов хозяйственной деятельности. Переход на новый уровень существования создает фундамент для достижения определенных экономических величин. Сам рост позволяет сформировать финансовый резерв, который можно использовать для преобразований хозяйственной структуры.

Основой современного экономического развития является человеческий капитал, а также его способность создавать технологические новики и внедрять инновации. Государства современного мира делятся на три группы в зависимости от уровня их экономического развития. Слаборазвитые отличаются низким уровнем жизни, строятся преимущественно на сельском хозяйстве. Развитые страны представлены количественным меньшинством, однако, приносят наибольшую долю общемирового дохода. Их прибыль формируется в секторе услуг. Большинство этих стран завершило этап индустриализации. Развивающиеся страны эксплуатируют первичный сектор экономики, но постепенно внедряют высокие технологии и инновации.

Готовые работы на аналогичную тему

Туризм как отрасль экономики

Одной из отраслей народного хозяйства нематериального производства является туризм. Предприятия данной сферы удовлетворяют потребности клиентов в различного рода услугах. Доля туризма в общемировом валовом доходе составляет около 10%. В некоторых странах, обладающих соответствующими природно-климатическими условиями, туризм может приносить до половины дохода государства.

Туризм включает в себя не только отдых и получение новых впечатлений, он так же представлен широкой индустрией развлечений. Деятельность туризма распространяется на многие отрасли. Кроме того, он является одной из самых прибыльных отраслей народного хозяйства.

Продуктом туристической сферы называют тур. Он включает в себя комплекс услуг, а именно:

  • транспортную перевозку;
  • размещение в гостинице и услуги гостиничного сервиса;
  • торговлю;
  • экскурсии, культурно-зрелищные события;
  • санаторно-курортное лечение;
  • лечебно-оздоровительные услуги и другое.

Потребности покупателей меняются, что способствует развитию сферы туризма и оптимизации предлагаемых услуг. Туризм так же обеспечивает большое число людей работой. Население может прямо или косвенно участвовать в предоставлении услуг туристических услуг. На сегодняшний день эта сфера деятельности является одной из самых активно развивающихся. При этом доход постоянно увеличивается и перестает зависеть от числа путешественников.

Туризм является экспортной услугой. Особое значение ему уделяется в странах среднего уровня экономического развития. Как правило, доходы от туристических услуг в этих государствах в несколько раз превосходят затраты. Некоторые страны используют туристическую прибыль для покрытия дефицита бюджета. Даже в развитых странах туризм является одной из ведущих статей дохода.

Экономическое развитие туризма

Часто туризм позволяет использовать природно-климатические условия, которые невозможно применить для размещения производства или добычи полезных ископаемых.

Особое значение туристический отдых начала приобретать после всеобщей урбанизации. Городской темп жизни, большое напряжение стимулируют желание домашних хозяйств пользоваться услугами туристической сферы. Часто туристы стремятся именно в те районы, где практически отсутствуют блага цивилизации, что способствует перераспределению мировых финансовых средств.

Деловой туризм способствует развитию отдельных городов или культурных центров. В свою очередь это стимулирует развитие сферы услуг в данных населенных пунктах, что положительным образом сказывается на удовлетворении потребностей жителей этой местности.

Туристическая сфера описывается следующими показателями:

  1. Уровнем развития материально-технической базы.
  2. Объемом принимаемых туристов.
  3. Продолжительностью пребывания туристов в отдельных регионах.
  4. Объемом оказываемых услуг.
  5. Данными косвенного характера (количество занятых в отрасли, долей туристов во всей сумме поступлений от населения и другое).

Россия обладает большим туристическим потенциалом, однако, в силу объективных причин туристический бизнес в стране развит плохо даже для внутреннего потребителя. В последнее время различного рода правительственные программы направлены на развитие данной сферы коммерческой деятельности.

Современное состояние туристического рынка в России представлено экспортом – 20%, импортом – 80%. Таким образом, Россия теряет ощутимую долю дохода от неиспользуемых хозяйственных резервов страны.

В настоящее время реализуется курс по удержанию внутреннего потребителя на курортах страны, так же разрабатываются направления, вызывающие интерес у иностранных туристов. Однако, современный этап развития туризма в России можно назвать низким и некачественным.

Цель работы – всестороннее изучение туризма с точи зрения таких факторов, как социально-экономического, культурного развития общества и международного сотрудничества.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. охарактеризовать социально-экономические факторы развития туризма;
2. рассмотреть культурный фактор развития общества;
3. описать международное сотрудничество в области туризма.

Содержание

Введение
Глава 1. Факторы развития туризма
1.1. Социально-экономические факторы развития туризма
1.2. Туризм как фактор культурного развития общества
1.3. Международное сотрудничество в области туризма
Заключение
Список используемых источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Туризм как фактор социально-экономического, культурного развития общества и международного сотрудничества.doc

Министерство культуры Российской Федерации

Кафедра управления и экономики СКС

Туризм как фактор социально-экономического, культурного развития

общества и международного сотрудничества

Исполнитель: Кийко Ю.В.

студент группы ЗМТ-51а

Проверил: Волк Е.Н.

управления и экономики СКС

Глава 1. Факторы развития туризма

1.1. Социально-экономические факторы развития туризма

1.2. Туризм как фактор культурного развития общества

1.3. Международное сотрудничество в области туризма

Список используемых источников и литературы

Введение

Экономика России представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей (секторов, видов экономической деятельности), который характеризует особенности общественного воспроизводства в пределах национальных границ. Этот комплекс сформировался в результате экономического и социального развития общества, специализации и кооперации труда, международного сотрудничества.

В настоящее время отрасль туризма во многих странах мира выходит на позиции одной из ведущих отраслей народного хозяйства. На её долю приходится около 10% мирового валового национального продукта, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов.[1] Кроме того, постоянное появление новых видов туризма способствует поэтапному переходу на всё новые и новые витки развития отрасли.

Культурный туризм, как явление сформировавшиеся ещё в Античные времена, сегодня переживает новый этап развития, возродившись благодаря смене интересов и характера потребностей преобладающего большинства туристов. В настоящее время культурный туризм уже составляет около 37% международного туризма и генерирует около 35 млн. ежегодных международных туристских поездок в Европе.

В РФ развитость указанного вида туризма ещё не достигла значительных размеров. Необходимо отметить, что Россия, имея огромный туристский потенциал, пока занимает весьма скромное место на мировом рынке въездного туризма, на её долю приходится лишь около 1,5% мирового туристского потока.[2]

Индустрия туризма, как сфера хозяйственной деятельности, является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом, так как согласно экономической теории ни одна система не функционирует в вакууме, а находится в сильно дифференцируемой экономической среде.

Цель работы – всестороннее изучение туризма с точи зрения таких факторов, как социально-экономического, культурного развития общества и международного сотрудничества.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. охарактеризовать социально-экономические факторы развития туризма;

2. рассмотреть культурный фактор развития общества;

3. описать международное сотрудничество в области туризма.

Глава 1. Факторы развития туризма

1.1. Социально-экономические факторы развития туризма

Для того чтобы определить степень влияния того или иного социально-экономического фактора на развитие туризма, необходимо иметь приближенное понятие о том, что каждый из них представляет.

1. Факторы, генерирующие общественные потребности в туризме.

Эти факторы порождают спрос на разнообразные формы отдыха, определяют развитие системы, циклов рекреационной деятельности. Действует на макроуровне, определяя структуру рекреационного хозяйства. Могут быть территориально локализованы, определять территориальное разделение труда в сфере отдыха и туризма, закреплять рекреационные функции за определенными районами и местностями. Вместе с тем носят и нелокализующий характер, воздействуя на рекреационные хозяйства в целом, на народнохозяйственном уровне.[3]

В группе генерирующих факторов определяющую роль играют:

 развитие общественного производства;

 потребность в восстановлении трудоспособности и здоровья.

Рекреационные потребности формируются в зависимости от социально-экономических условий жизни в стране и являются ключевым фактором развития туризма.

Развитие общественного производства и трудовая деятельность: эти два фактора тесно связаны с друг другом. Рост рекреационных потребностей и развитие туризма определяются также и развитием материального производства. Развитие новых технологий и автоматизация производства ведут к коренному преобразованию жизнедеятельности, снижению физических нагрузок. Расширение производства предполагает занятость всё большего количества трудоспособного населения в производственной сфере.

Современная деятельность при ограниченной двигательной активности человека сопровождается чрезмерным эмоциональным напряжением. Всё это требует интенсивного восстановления сил, которое может быть реализовано в процессе активного отдыха туризма.

Урбанизация: формирует специфический городской образ жизни, ведёт к образованию крупных городов и агломераций. Урбанизация внесла значительный вклад в улучшение материальных и культурных условий жизни населения, преобразила структуру жизнедеятельности. Вместе с тем процесс урбанизации приводит к изменению естественных условий жизни, изолирует человека от природного окружения, изменяет климатические, атмосферные и другие природные процессы, что в ряде случаев отрицательно влияет на здоровье человека. Высокая плотность населения, обилие информации, высокая частота межличностных контактов, значительные транспортные перемещения являются причинами, так называемого стресса.

2. Факторы, реализующие рекреационные потребности в туризме.

Эти факторы способствуют вовлечению широких масс населения в разнообразные формы туризма; связаны с природными и культурно-историческими ресурсами туризма, а также социально-экономическими условиями жизни населения.

В группу реализующих факторов динамичного развития туризма, способствующих широкому участию населения в разнообразных формах активного отдыха и туристских путешествий входят:[4]

1. рост материального и культурно-образовательного уровня жизни;

2. рост фонда свободного времени;

3. развитие транспорта и коммуникаций;

4. расширение сферы обслуживания;

5. расширение фонда рекреационных территорий.

Рассмотрим каждое в отдельности.

1. Рост материального и культурно-образовательного уровня.

Материально-экономические условия людей, проживающих в России, самым тесным образом связаны с уровнем развития туризма, а именно с таким фактором как рост/уменьшение доходов населения определяют структуру туристского потока.

Высокий уровень развития общества непрерывно связан с уровнем образованности и высокой духовной культурой населения. В России уровень образования довольно высокий, но сложные социально-экономические условия не позволяют большинству населения удовлетворить свои рекреационные потребности. Развитию туризма способствует рост культурно-образовательного уровня жизни.

2. Развитие фонда свободного времени.

Свободное время является одним из условий жизнедеятельности, способствуя реализации рекреационных потребностей и развитию туризма. Свободное время – это часть нерабочего времени, в рамках которого происходит восстановление и развитие физических, интеллектуальных и духовных сил человека.

3. Развитие транспорта и коммуникаций.

Развитие транспорта в туризме осуществляется в следующих направлениях: развитие его материально-технической базы; совершенствование организации и управления системы транспортного обслуживания.

4. Расширение сферы обслуживания.

Сфера обслуживания расширилась (рестораны, учреждения быстрого питания, оздоровительные и спортивные комплексы, развлекательные учреждения, и т.д.).

1.2. Туризм как фактор культурного развития общества

В современном мире индустрия туризма является одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей экономики. Динамика социокультурных процессов отличается интеграцией различных форм инициирования культурной активности населения, среди которых важное место занимает культурный туризм.

Новое понимание культуры в общественном развитии и осознание необходимости сохранения культурного многообразия расширяет перспективы культурного туризма как фактора регионального развития в условиях глобализации.

Исследование эволюции понятия культурного туризма свидетельствует о его динамичном развитии. Культурный туризм понимается как:[5]

- познание национальной культуры страны посещения;

- относительно самостоятельный элемент человеческого бытия, как социально- культурное явление;

Многообразие подходов к интерпретации культурного туризма делают весьма затруднительной попытку единственно правильного определения культурного туризма. В этой связи выделяют два основных подхода к рассмотрению анализируемого явления: технический подход; концептуальный подход.[7]

Первый подход представляет концепцию, основывающуюся на понятии культуры как продукта. Второй подход описывает мотивы, лежащие в основе данного вида туризма, и объясняет стремление людей к посещению культурных объектов.

Культурный туризм может быть охарактеризован как сложный социокультурный феномен, обеспечивающий непосредственный контакт человека с культурно-историческим наследием, создающий особое социокультурное пространство сопричастности участников туристских программ к мировым духовным процессам, сконцентрированным в культурных локусах, достопримечательностях, памятниках, разнообразных экскурсионных объектах.

Исследование понятия культурного туризма выявило его структуру и состав элементов: задачи, факторы, проблемы.

К проблемам культурного туризма подходят с различных позиций.[8] Первая позиция выдвигает проблемы управления и финансирования культуры, другая позиция выражается в том, что к культурному туризму подходят как к одному из возможных видов туризма, использующему потенциал территории. Немаловажной проблемой считается несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры и гостиничной базы международным стандартам; слабость рекламной деятельности в организации маршрутов; отсутствие предварительной подготовки участников экскурсий к знакомству с предстоящими туристскими объектами. У многих организаторов маршрутов отсутствуют продуманные культурные ориентиры по отношению к планируемым туристским программам.

Культурный туризм как явление широкое и разноплановое имеет множество взаимосвязей с различными видами туризма. Культурный туризм взаимосвязан с познавательным туризмом, событийным, сельским, этнокультурным, экотуризмом, видеотуризмом, театрализованным, религиозным, компьютерным туризмом.

Фактором развития культурного туризма является исторический и культурный потенциал посещаемой страны, уровень организации доступа к нему для всех интересующихся, бытовой комфорт проживания туристов.

Все специалисты в области туризма сходятся во мнении, что в основе развития туризма лежит экономический и социальный прогресс.

Среди многочисленных факторов воздействующих на развитие туризма является экономический фактор. Рост доходов населения в экономически развитых странах позволяет населению этих стран тратить больше денег на путешествия. Анализ доходов туристов из ряда европейских стран позволил выявить, что в туристском потоке почти всех стран по материальному положению преобладают представители среднего класса (от 40% в Нидерландах до 59% в Италии), а также широко представлена категория лиц с высокими доходами (Нидерланды, Германия, Великобритания), предъявляющие спрос на высокорентабельные условия размещения и обслуживания.

Таблица 1.Распределение туристского потока по материальному положению

Страна Категория туристов, %
Туристы с невысоким уровнем доходов Туристы со средним уровнем доходов Туристы с высоким уровнем доходов
Германия
Великобритания
Франция
Италия
Нидерланды

Для населения стран с высоким уровнем жизни характерны высокие расходы на туризм.По расходам населения на туризм все страны мира условно можно разделить на три группы:

1.расходы превышают 500 $ США на одного жителя;

2.расходы составляют от 150 до 500 $ США на одного жителя;

3.расходы составляют менее 150 $ США на одного жителя.

Таблица 2. Среднегодовые расходы населения на туризм в расчете на одного жителя

Государства, где расходы на туризм составляют в год на одного жителя…
более 500 $ США 150 - 500 $ США менее 150 $ США
Кувейт Великобритания Корея
Австрия Финляндия Испания
Норвегия Канада Венгрия
Швейцария Австралия Украина
Сингапур Италия Аргентина
Бельгия / Люксембург Франция Россия
Дания Япония Румыния
Нидерланды Чехия Таиланд
Израиль США Турция
Ирландия Польша Китай
Германия Индия

На развитие туризма значительное влияние оказывают внешнеэкономическая деятельность государств. Процессы интеграции и глобализации, происходящие во всех отраслях мировой экономики.

Это способствует росту деловой активности населения планеты и появлению новых видов туризма.

Однако такие явления в экономике, как ужесточение таможенных формальностей, финансовая нестабильность (инфляция), экономические забастовки, могут значительно сдерживать деятельность организаций индустрии туризма.

Читайте также: