Как проходят выборы во франции кратко

Обновлено: 04.07.2024

Это не только двухраундовые президентские выборы, завершающиеся в мае нынешнего года, которые определят дальнейшее направление движения страны во многих, в том числе и внешнеполитических аспектах. Новый законодательный орган также будет выбран в течение двух раундов голосования, уже в июне. Только тогда появится четкая картина того, куда движется Франция.

На фоне опасений по поводу возможной победы Марин Ле Пен, обещающей провести референдум о выводе Франции из зоны евро, инвесторы сосредоточиваются на механизме избирательного процесса и конституционных сдержек и противовесов, которые смогут ограничить возможные радикальные действия следующего главы государства.

В классическом сценарии сторонники президента получают большинство в Национальном собрании. В ином случае стабильность будет зависеть от того, кто получит парламентское большинство, и от способности каждой из сил работать сообща.

Как выбирают президента?

Избиратели выбирают главу государства каждые пять лет на прямых выборах, в которых каждый голос имеет равный вес. Теоретически, кандидат может выиграть в первом туре голосования. На практике выборы всегда проходили в два раунда, как правило, второй проводился через две недели после первого. В этом году президентское голосование будет проходить 23 апреля и 7 мая. Избирательные участки закрываются между 19:00 и 20:00 по местному времени, и результат обычно становится ясным до полуночи.

Процесс президентских выборов

Как Франция избирает главу государства

Участвовать может любой, кто отвечает установленным требованиям. Если кандидат получает более 50% голосов, он избирается. Если никто не получает более 50%, два кандидата, получившие большинство голосов, переходят во второй тур.
Два кандидата соревнуются во втором туре. Побеждает кандидат с наибольшим количеством голосов.
Победитель объявляется через 10 дней после второго раунда. Президент вступает в должность до избрания парламента.

Всегда ли победитель первого раунда становится в итоге президентом?

Нет. На восьми выборах, прошедших с момента введения системы в действие в 1965 году, победитель первого раунда побеждал и во втором пять раз. В 1974, 1981 и 1995 годах кандидат, который занял второе место в первом туре, одерживал победу во втором.

Как избирается парламент?

Национальное собрание Франции

Национальный фронт держит только два места в нижней палате из 577 мест

Национальная Ассамблея является самой значимой из двух палат парламента. Она имеет последнее слово в бюджетном законодательстве, может свергнуть правительство вотумом недоверия и, наряду с Сенатом, может утвердить или заблокировать референдум.

Таким образом, парламентское большинство (или коалиция нескольких партий), которое появится в июне, определит, какими возможностями будет обладать следующий президент.

Так кто управляет страной?

Существует некий баланс в высших эшелонах власти французского государства. Президент обладает исполнительной властью, но не может управлять страной без поддержки премьер-министра и кабинета министров, которые необходимы для принятия законодательства и утверждения расходов.

Как руководство Франции разделяет свои полномочия

Имеет доступ к ядерным кодам
Может распустить Национальное собрание раз в год
Во времена исключительного кризиса получает
"чрезвычайные полномочия"
Устанавливает фискальную политику
Принимает законодательство
Может объявить импичмент президенту

Премьер-министр и его кабинет в некоторых ситуациях могут принудить Парламент принять закон, если парламентарии отказываются за него голосовать, но в течение 24 часов после окончания его рассмотрения не выносят вотум недоверия правительству. Так, к примеру, поступил в прошлом году тогдашний премьер-министр Мануэль Валльс, проведя реформу труда.

Если Ле Пен победит, будет ли она контролировать парламент?

Почти наверняка нет. Национальный фронт Ле Пен в настоящее время имеет только двух законодателей в Национальной ассамблее и не имеет объявленных союзников, которые могли бы помочь сформировать коалицию.

Может ли президент созвать референдум в одностороннем порядке?

Это большой вопрос. Конституция говорит, что нет.

Конституция 1958 года предусматривает референдумы как в статье 11, так и в статье 89, но она требует от президента поддержки либо премьер-министром, либо большинством в обеих палатах парламента. Правоцентристские республиканцы в настоящее время имеют большинство в Сенате, и половина верхней палаты переизбирается в сентябре.

Путь Франции к референдуму

Либо президент, либо премьер-министр, либо большинство в обеих палатах парламента должны договориться

Один исторический прецедент, который цитируют сторонники Ле Пен, был в 1962 году, когда тогдашний президент Шарль де Голль обошел парламент, чтобы заставить его провести референдум по президентской системе голосования. Де Голля, однако, поддерживал премьер-министр и кабинет министров, но даже тогда это вызвало конституционный кризис.

В конституционной защите есть одна лазейка. Между инаугурацией нового президента в мае и началом работы нового законодательного собрания в начале июля, президент должен назвать временного премьер-министра и имеет свободу выбора кабинета.

В этот переходный период президент может протолкнуть референдум, т.к. старый парламент будет созван для его обсуждения, но не будет обладать правом вето. Тем не менее, двухмесячное окно, вероятно, будет слишком коротким для организации еще одного голосования.

Что может сделать президент в одиночку?

БКС Экспресс

ОФЗ с доходностью 20% на несколько лет

Мегаралли в сырье. Мир на грани инфляционного взрыва

Режим работы СПБ Биржи с 7 по 9 марта

Евросоюз готовит новые санкции

Никель на максимумах, палладий и медь догоняют. Что это значит для Норникеля

Опыт Ирана. Валюта и фондовый рынок под санкциями

В чем пересидеть кризис: наличные деньги или акции

Что делать, когда откроются торги на Мосбирже

Выборы президента Франции проходят раз в 5 лет. Новый порядок действует с 1962 года, когда была принята конституция Пятой республики. Этим документом установлено прямое голосование. Президент может переизбираться. Для победы в первом туре необходимо набрать абсолютное большинство голосов. В противном случае два лидера выходят во второй тур голосования.

Как проходят выборы во Франции?

выборы президента Франции

Претендовать на должность главы государства имеет право гражданин Франции, которому исполнилось 23 года. Для того чтобы зарегистрироваться, ему необходимо собрать 500 подписей выборщиков. К ним относятся члены парламента, генеральных советов, территориальных ассамблей. Причем выборщики должны представлять, как минимум, 30 департаментов или заморских территорий Франции.

В том случае, если в первом туре президента выбрать не удалось, назначается второй. В нем победитель определяется простым большинством голосов.

Объявление выборов

дата выборов президента Франции

Полномочиями объявить выборы президента Франции обладает парламент. Это делается после истечения 5-летнего срока полномочий действующего главы государства.

Помимо этого, предусмотрены случаи, в которых могут быть объявлены досрочные выборы. Это смерть президента, добровольная отставка главы государства, смещение президента с поста в результате импичмента. Во всех этих случаях до избрания нового высшего должностного лица обязанности президента временно исполняет спикер Сената. При этом он обладает ограниченным перечнем президентских полномочий. Например, не имеет права распускать парламент, предлагать конституционные изменения, устраивать референдумы.

Полномочия президента

выборы президента Франции кандидаты

Ключевые полномочия, которыми обладает президент Франции, определены соответствующей статьей Конституции. Президент обязан контролировать соблюдение конституции, обеспечивать нормальную работу органов публичной власти. Он является гарантом независимости и целостности территории страны, следит за исполнением международных договоров.

Интересный факт: президент Франции является одновременно одним из князей Андорры. Это карликовое государство, расположенное на границе Франции и Испании. Второй монарх этого княжества - испанский епископ Урхельский.

Полномочия главы государства во Франции можно условно разделить на две категории. Первая - личные полномочия. К ним относятся те, которые не требуют одобрения парламента.

Это назначение референдума, членов конституционного совета, выступление с посланиями к парламенту, использование чрезвычайных полномочий для преодоления кризиса.

Вторая группа - полномочия, для осуществления которых требуется одобрение парламента. Во-первых, это кадровые изменения, в том числе назначение премьер-министра и формирование кабинета министров. Во-вторых, подписание декретов, принятых Советом министров, созыв внеочередных сессий парламента, решение вопросов обороны и международных отношений, право на помилование.

Президентоцентричная модель

выборы президента Франции рейтинг

Президентоцентричная модель управления Францией, как ее часто называют аналитики, была создана Шарлем до Голлем и его близким соратником Мишелем Дебре.

При такой модели отношения между президентом и спикером парламента строятся строго по формуле, сформулированной самим де Голлем, который не вдавался в детали правительственной работы, а только определял основные направления развития.

Со временем эта модель эволюционировала, в том числе и под влиянием конституционных реформ. Сегодня полномочия распределяются более гибко, политическая ответственность высших органов государственной власти максимально высока.

Выборы 2017 года

когда состоятся выборы президента Франции

Ближайшие выборы президента Франции состоятся в 2017 году. Голосование состоится 23 апреля. Французы будут выбирать президента Пятой республики в 11-й раз. Предыдущий глава государства Франсуа Олланд, руководящий страной с 2012 года, принял решение не баллотироваться на второй срок. После того как истечет срок его полномочий, он завершит политическую карьеру.

Дата выборов президента Франции была определена парламентом. В том случае, если в первом туре не удастся выявить победителя, второй тур состоится 7 мая.

Старт предвыборной кампании

когда пройдут выборы президента во Франции

Фактически предвыборная кампания стартовала за три года до голосования. Уже в то время три основные политические партии выдвинули кандидатов, которые и должны вести борьбу. Правда, с тех пор многое изменилось.

От Социалистической партии выдвинули действующего президента Франсуа Олланда. Он заявил о снятии своей кандидатуры в 2016 году.

От республиканцев на роль главного кандидата претендовал Николая Саркози, уже руководивший Францией с 2007 по 2012 годы. Однако на праймериз он проиграл своему соратнику по партии Франсуа Фийону.

От партии "Национальный фронт" решение баллотироваться в президенты высказала Марин Ле Пен. Она продолжает борьбу и сегодня. По ее инициативе были проведены тематические платформы, в рамках которых политики стремились узнать, какие проблемы требуется решить в первую очередь. Обсуждались вопросы, связанные с промышленностью, социальной сферой, молодежной политикой и экологией.

Лидеры президентской кампании

выборы президента Франции прогноз

В данный момент уже сформировался список участников, которые пойдут на выборы президента Франции. Кандидаты активно ведут каждый свою кампанию, стремясь заручиться поддержкой как можно большего числа сторонников.

На данный момент необходимые 500 подписей выборщиков собрали 11 кандидатов. Однако большинство специалистов сходится во мнении, что основная борьба развернется между пятью политиками.

Традиционно ожидается, что много французов придут на выборы президента Франции. Прогноз сейчас пытаются делать многие аналитики. Многие из них отдают пальму первенства республиканцу Франсуа Фийону. В начале 2000-х он был министром труда, при Николя Саркози занимал пост премьер-министра. После Жоржа Помпиду он второй спикер парламента по продолжительности пребывания в кресле главы правительства.

У него были хорошие шансы на успех, но в последнее время его президентская кампания связана со скандалами. Недавно журналисты выяснили, что его жена фиктивно была трудоустроена и получала заработанную плату.

Партию "Национальный фронт" поведет Марин Ле Пен на выборы президента Франции. Рейтинг этого политика традиционно был невысок. Однако в последние годы ее шансы на успех значительно выросли, так как она и ее сторонники предлагают решительные и кардинальные меры, которые могут помочь решить проблему нелегальных мигрантов. Ле Пен - дочь знаменитого французского политика-националиста Жана-Мари Ле Пена, который известен, например, дружбой с лидером российских национал-большевиков Эдуардом Лимоновым.

В 2012 году Марин Ле Пен уже участвовала в президентских выборах. Тогда она получила чуть меньше 18% голосов, заняв третье место, уступив Олланду и Саркози.

Еще один сильный кандидат представлен от социалистической партии. Это Бенуа Амон. Во внутрипартийных праймериз он победил Мануэля Вальса, который считался лидером французских социалистов. Программа Амона построена на защите интересов рабочего класса, гражданских свобод и охране окружающей среды.

Партию "Непокорная Франция" представляет Жан-Люк Меланшон. Он журналист, в начале 2000-х возглавлял министерство профильного образования. В 2012 году он уже баллотировался на пост главы государства. Получил чуть больше 11% голосов, заняв 4 место.

Кандидаты-аутсайдеры

В день, когда состоятся выборы президента Франции, а это будет 23 апреля, на избирательных участках ждут около 80% французов. Именно такая явка была на предыдущих президентских выборах.

Оставшиеся кандидаты кампании вряд ли могут рассчитывать на успех, но каждый из них способен принести сюрприз.

Система выборов президента Франции такова, что в первом туре также примут участие еще 6 претендентов на высший государственный пост. Это Натали Арто из "Рабочей партии", Филипп Путу от партии "Антикапиталисты", Николя Дюпон-Эньян от партии "Поднять Францию", Жак Шеминад от "Солидарности и прогресса", представитель "Национального республиканского союза" Франсуа Асселино и Жан Лассаль - кандидат от "Демократического движения".

Упорная борьба

Когда пройдут выборы президента, во Франции будет выходной - это воскресенье. Так что в голосовании имеют возможность принять участие максимальное количество граждан.

Судя по предвыборной борьбе и прошлому голосованию, борьба ожидается упорная. В 2012 году выбрать президента в первом туре французы не смогли. Тогда действующий на тот момент президент Николя Саркози получил в первом туре 27% голосов, а Франсуа Олланд чуть больше 28,5%.

Во втором туре минимальное преимущество между кандидатами сохранилось. Олланд победил, набрав менее 52% голосов. Саркози набрал почти 48,5%.

Франция – унитарное государство с президентско-парламентской формой правления. Она делиться на 26 регионов, 4 из которых находятся обособленно. Регионы разделены на 100 департаментов. Департаменты включают в себя 342 административных района, образующих 36 685 коммуны. Крупные городские агломерации разделены по городским районам. Отдельно считаются заморские территории.

Все граждане Франции наделены активным избирательным правом, если им исполнилось 18 лет. Необходимо преодолеть лишь ценз оседлости и дееспособности. Условие, касающееся возраста, также различается в зависимости от вида выборов: кантональные, региональные и муниципальные выборы - 18 лет; законодательные и президентские выборы - 23 года; выборы в Сенат - 24 года.

Для участия в президентских выборах необходимо предоставить и опубликовать декларацию о доходах, получить в свою поддержку подписи не меньше 500 должностных лиц. Сбор подписей проводится на протяжении 3 недель с момента объявления выборов. Президент не может избираться более двух сроков подряд. Кандидат должен внести избирательный залог.

Выборы

На государственном уровне происходят выборы:

  • Президента Франции;
  • депутатов Национального собрания;
  • депутатов Сената.

Выборы Президента проходят по мажоритарной системе. Если кто-то из кандидатов не набрал большинство голосов (50%+1 от общего числа) в первом туре, то проводится повторный тур голосования, куда вносятся два кандидата, имеющих максимальное число голосов в первом туре.

Выборы в депутаты Национального собрания проходят по мажоритарным округам. Кандидат на выборах выдвигает свою кандидатуру вместе со своим будущим заместителем, который сможет занять место депутата, если тот по каким-либо причинам уходит со своего поста. Для того, чтобы одержать победу в первом туре, нужно получить большинство голосов. В противном случае, во втором туре оказываются кандидаты, которые получили больше 12,5 %.

Готовые работы на аналогичную тему

Депутаты в Сенат избираются путем косвенных выборов. Применяется как мажоритарная, так и пропорциональная система в зависимости от места выбора. Срок полномочий 6 лет.

На местном уровне происходят выборы:

  • Муниципальных советников;
  • мэра;
  • профессиональные выборы.

Муниципальных советников избирают по мажоритарной системе от коммун, где население составляет меньше 3500 жителей. Если население коммун составляет более 3500 человек, то муниципальные советники избираются по пропорциональной системе. Выборы мэры проводятся муниципальными советами.

Избирательные комиссии

Во Франции не существует единой системы постоянно функционирующих избирательных органов. На федеральном уровне участвуют Конституционная комиссия По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституционная модель деятельности Прокуратуры РФ. подробнее , которая осуществляет общее наблюдение за ходом выборов.

Организация выборов находится в ведении МВД Франции По данной теме мы уже выполнили реферат Система предварительного следствия Франции подробнее . Министерство внутренних дел По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственное управление в области внутренних дел подробнее обеспечивает все организационные мероприятия, проводит регулирование выборов, сбор результатов и анализ выборов и их представление СМИ. Департамент по заморским территориям обслуживает избирателей вне Франции. К выборам допускается ряд организаций и комиссий: по предвыборной агитации; по контролю за голосованием; Высший совет по электронным СМИ; Национальная счетная комиссия. Каждая из этих структур осуществляют наблюдение за ходом выборов по своим профильным направлениям.

В организации выборов более низкого уровня участвуют магистраты и мэры. Они проводят фиксацию возможных нарушения избирательного права. Низшей ступенью являются участковые избирательные комиссии, которые формируются из должностных лиц коммуны. Общее количество УИК колеблется в пределах 66 тысяч. В УИК участвует от 4 до 12 людей. Один избирательный участок создается на тысячу избирателей. Подсчет голосов проводится подготовленными избирателями данного избирательного округа под руководством участковых комиссий.

Голосование проходит с восьми утра до шести часов вечера, в крупных коммунах могут согласовать избирательное время до 20.00. На избирательном участке законодательно разрешено иметь только один избирательный ящик.

Предвыборная агитация и финансирование

Проведение предвыборной агитации контролируется и регулируется Избирательным кодексом По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Избирательное законодательство подробнее . Кодекс утверждает принцип равенства всех кандидатов и включает в себя запрет применения в целях агитации коммерческой рекламы, проведение агитации за 24 часа до голосования, а также оглашения предварительных итогов еще до закрытия избирательных участков.

Высший совет по СМИ отвечает за информационную поддержку. Во время президентских выборов создается специальная комиссия из 5 человек для контроля за равным доступом кандидатов к СМИ. Все агитационные материалы кандидаты проходят через указанную комиссию. В случае обнаружения нарушений применяются предупреждение, а в последствии и денежный штраф (в случае наличия двух предупреждений).

Государство представляет кандидатам эфирное время, печатную площадку и изготавливает агитационные материалы. Вся печатная агитация может располагаться только в специальных местах, которые были выделены муниципалитетами. Кандидаты могут проводить собрания и применять иные формы публичной общественной связи с избирателями.

Частные лица не могут финансировать кандидатов. Кандидаты могут получать только небольшие пожертвования от физических лиц и от политических партий, суммой до 8 тысяч евро.

Франция – президентская (с элементами парламентской) республика. Она является унитарным государством. Страна разделена на 26 регионов, из них 22 – на территории Франции и 4 – за ее пределами. Регионы разделены на 100 департаментов во главе с префектом, назначаемым Президентом Франции. Департаменты разделены на 342 административных района, которые, в свою очередь, разделены на 36 685 коммун. Городские агломерации – Париж, Лион, Марсель – разделены на городские районы. Кроме того, имеется 6 заморских территорий.

Активное и пассивное избирательное право

Активным избирательным правом наделены все граждане Франции в возрасте от 18 лет. Распространен ценз оседлости (не менее 6 месяцев), а также ценз дееспособности. Не могут голосовать недееспособные, к которым отнесены и лица, осужденные за преступления (происходит пожизненное лишение избирательного права) и серьезные проступки, их перечень содержится в Избирательном кодексе. На местном уровне могут голосовать граждане государств – членов Европейского союза.

Для участия в выборах различного уровня установлены возрастные цензы. Для коммунальных советов ценз составляет 18 лет, для генеральных советов департамента – 21 год, для Национального собрания и Президента Франции – 23 года и для Сената – 35 лет. Не могут быть избраны недееспособные и неизбираемые лица, то есть лица, находящиеся под опекой, лишенные права голоса по суду, а также уклоняющиеся от призыва в армию.

Законодательно разрешено совмещение мандатов (например, депутата Национального собрания и мэра города), при этом также установлен перечень мандатов, совмещать которые запрещено (например, региональный советник и член Совета Парижа).

Для того чтобы стать кандидатом на президентских выборах, необходимо представить декларацию о собственности и получить в поддержку выдвижения подписи не менее 500 выборных должностных лиц (всего таких должностей около 47 000, однако ввиду возможности совмещения мандатов поддержать выдвижение кандидата на президентских выборах реально могут около 43 000 лиц). Подписавшие должны представлять не менее чем 30 различных административно-территориальных единиц (не более 1/10 подписей в каждой из них). Списки поддержавших того или иного кандидата официально публикуются. На сбор подписей отводится три недели со дня объявления выборов. Одно и то же лицо не может избираться Президентом Франции более двух сроков подряд. На выборах Президента Франции каждый кандидат должен внести относительно небольшой избирательный залог, который возвращается в случае, если кандидат набрал более 5 процентов голосов.

Выборы

На общенациональном уровне выбирают Президента Французской Республики, депутатов Национального собрания и Сената.

Выборы Президента Республики проходят по мажоритарной системе. Если никто из кандидатов не получил абсолютного большинства голосов в первом туре, то проводится второй тур голосования, куда проходят два кандидата, набравших максимальное количество голосов. Срок полномочий президента составляет 5 лет.

Выборы в Национальное собрание проходят по одномандатным мажоритарным округам. Всего таких округов 577, из них 555 округов относится к метрополии, а 22 – к заморским территориям. Каждый кандидат на выборах выдвигается вместе с заместителем, который занимает место депутата Национального собрания в случае, если избранный кандидат в силу каких-либо причин (занятия министерского кресла или получения мандата, несовместимого с мандатом депутата Национального собрания, смерти или иных причин) оставляет свой пост. Для победы в первом туре необходимо получить более половины голосов избирателей. Если никто из кандидатов не получил необходимого количества голосов, то во второй тур проходят все кандидаты, получившие более 12,5 процента голосов, либо, если таких кандидатов меньше двух, два претендента, получившие в первом туре максимальное количество голосов. Срок полномочий депутата Национального собрания составляет 5 лет.

321 сенатор (с 2010 года – 346) избирается путем косвенных выборов на 6 лет (ранее – до 2003 года – на 9 лет); с 2003 года Сенат раз в три года обновляется на ?. При избрании выборщиками сенаторов применяется как мажоритарная избирательная система в два тура (в департаментах, представляемых одним или двумя сенаторами), так и пропорциональная избирательная система (в департаментах, представляемых тремя и более сенаторами). Для избрания выборщиков применяется система относительного большинства (делегатов муниципальных, региональных и местных советов; наряду с ними в состав выборщиков входят также избранные в данном департаменте депутаты Национального собрания).

На местном уровне на основании схожих принципов избирают генеральные советы (на уровне департамента). Муниципальные советники от коммун с населением менее 3500 жителей избираются по мажоритарной системе, а муниципальные советники от коммун с населением более 3500 человек – по пропорциональной. Мэры избираются муниципальными советами. Также в стране проводятся так называемые профессиональные выборы, то есть разного рода социальные выборы, выборы в органы взаимопомощи и т.д.

Избирательные комиссии

Единой централизованной системы постоянно действующих органов не существует. На федеральном уровне в организации выборов участвуют Конституционный совет, осуществляющий общее наблюдение за выборами. В его состав входит девять человек, а также бывшие президенты Франции. Три члена Конституционного совета, включая председателя, назначает Президент Франции, по три члена назначаются президентами Сената и Национальным собранием. Срок полномочий Совета – девять лет, а каждые три года происходит ротация 1/3 членов.

Также организация выборов на национальном уровне находится в ведении МВД Франции. МВД Франции обеспечивает организационное, правовое регулирование выборов, сбор результатов выборов (УИК – мэрия – префект) и их представление СМИ и общественности. Департамент по заморским территориям МВД Франции обслуживает 1,6 млн зарубежных избирателей.

Ряд комиссий, таких как Комиссия по контролю за голосованием, Комиссия по предвыборной агитации, Национальная счетная комиссия, Высший совет по электронным средствам массовой информации, осуществляют контроль на общенациональном уровне за ходом выборов по профильным направлениям своей деятельности.

На более низких уровнях в организации выборов участвуют магистраты, фиксирующие нарушения избирательного права, и представители исполнительной власти на местах – мэры и мэрии.

Низовой структурой, организующей выборы, являются участковые избирательные комиссии (УИК). УИК образуются из должностных лиц коммуны и назначаемых ими лиц. Всего на прошедших президентских и парламентских выборах было образовано 65 000 УИК. В УИК назначается от 4 до 12 членов. Предусматривается один избирательный участок на 1000 избирателей. Подсчет голосов осуществляется специально отобранными избирателями данного избирательного округа под руководством УИК, которая затем объявляет результаты голосования.

Голосование проходит с 8.00 до 18.00 часов (10 часов); многие крупные коммуны могли (по согласованию) голосовать до 20.00 (12 часов). Законодательство разрешает только один избирательный ящик на участке или вместо него – один КЭГ (на прошедших президентских выборах были случаи размещения до трех КЭГ на участке, не соединенных в единую сеть). Применение электронных средств голосования было разрешено еще в 1969 году, однако впервые они использовалось на региональных и местных выборах в 2004 году.

Финансирование и предвыборная агитация

Проведение предвыборной агитации регулируется главой 5 Избирательного кодекса, включает запрет использования в агитационных целях коммерческой рекламы, провозглашает принцип равенства кандидатов, запрет на проведение агитации за сутки до голосования, оглашения предварительных итогов до закрытия избирательных участков на территории метрополии.

За информационную поддержку предвыборной агитации на телевидении отвечает Высший совет по электронным СМИ. Для контроля за равным доступом к СМИ в период президентских выборов создана специальная комиссия в составе 5 членов. Перед распространением все агитационные материалы кандидаты представляют в указанную комиссию. Имеется 105 аналогичных комиссий на местах. Также в процессе контроля над предвыборной агитацией участвуют Наблюдательный совет по телерадиовещанию и Специальная комиссия по контролю за проведением опросов общественного мнения и их обнародованием в СМИ. К нарушителям применяются такие меры воздействия, как предупреждение и штраф (в случае наличия двух предупреждений).

1 декабря 2006 года Советом были приняты разъяснения, в соответствии с которыми информационная избирательная кампания разделена на три, а не на две фазы: первая фаза – с момента выдвижения кандидатов до дня их регистрации; вторая фаза – до начала агитационной кампании в СМИ; третья фаза – агитация в СМИ.

Государство оплачивает бесплатное эфирное время и печатную площадь, изготавливает информационные плакаты; печатные агитационные материалы могут размещаться только в специальных местах, определенных муниципалитетами. Кандидаты вправе проводить собрания и использовать другие формы публичной общественной связи с избирателями.

Финансирование политических партий со стороны юридических лиц запрещено, что компенсируется системой государственных дотаций: кандидату, набравшему не менее пяти процентов голосов, возвращается до 50 процентов; кандидаты вправе получать пожертвования от физических лиц (4600 евро) и от политических партий (7500 евро). Для получения компенсации кандидат представляет отчет за предшествующий выборам год. Согласно законодательству политические партии, не набравшие 5 процентов голосов избирателей, должны оплатить (возместить) из своих средств избирательную кампанию для своих кандидатов.

Наблюдение

Каждый кандидат может назначить члена УИК, а также своих представителей для наблюдения за ходом голосования в одной или нескольких УИК. Избиратели вправе наблюдать за ходом голосования (хотя законодательство об этом прямо не говорит).

При проведении выборов применяются международные электоральные обязательства, однако законодательством не предусмотрено приглашение международных наблюдателей. На последних президентских выборах миссию БДИПЧ пригласил МИД Франции.

Выборы MG 3455.JPG

Чтобы позволить провести демократические выборы , избирательная процедура каждой страны точно определяет методы сбора и подсчета голосов, чтобы гарантировать, что избиратель может свободно выразить свой голос, и что результаты выборов будут. определяется искренне, избегая различных механизмов фальсификации результатов выборов .

Во Франции для политических выборов эта процедура по существу определяется первой частью избирательного кодекса в рамках принципов, установленных конституцией . Это всегда тайное голосование .

С другой стороны, эти принципы организации выборов часто переносятся во Франции на опросы, подпадающие под другие правовые режимы, такие как профессиональные выборы, выборы в советы государственных учреждений (университетов) или частные (общие собрания компаний или ассоциаций, но с более или менее сильными особенностями из-за специфики рассматриваемых организаций или их социальных традиций).

Резюме

Составление избирательных списков

В опросах могут принимать участие только избиратели, внесенные в список избирателей на своем избирательном участке или имеющие решение судьи районного суда об их регистрации.

Избирательные списки составляются на постоянной основе в каждом муниципалитете и ежегодно обновляются под руководством административной комиссии, созданной для каждого избирательного участка мэром или его представителем, делегатом администрации, назначенным префектом , или суб-префект , и делегат , назначенный президентом суда большой инстанции .

С ноябрь 2009 г. , во Франции можно запросить регистрацию в списках избирателей через онлайн-процедуру. Граждане должны войти на mon.service-public.fr , единый портал для доступа к онлайн-процедурам администрации. Он может сделать запрос через этот веб-сайт. На данный момент существует процедура регистрации в избирательных списках нескольких пилотных муниципалитетов, но эта система будет расширяться за счет добровольной службы муниципалитетов.

Для французских избирательных бюллетеней проводится различие между самим списком избирателей , который касается избирателей французского гражданства , и дополнительным списком , который объединяет граждан, являющихся гражданами государства-члена Европейского Союза , для французских избирательных бюллетеней. выборы Европейские и муниципальные выборы .

Фактически, только следующие лица могут фигурировать в списках избирателей:

«1 °. Все избиратели, которые имеют реальное место жительства в коммуне или проживают там не менее шести месяцев;
2 ° Те, кто в пятый раз без перерыва в год подачи заявки на регистрацию появляются в списке одного из прямых муниципальных взносов и, если они не проживают в муниципалитете, заявили, что они хотят осуществить свои прав там. Любой избиратель может быть внесен в тот же список, что и его или ее супруга в соответствии с этим положением;
3 °. Те, кто подлежат обязательному проживанию в муниципалитете в качестве государственных должностных лиц. "

- Выписка из статьи L 11 Избирательного кодекса.

Однако французские эмигранты , солдаты , их супруги , моряки , а также бездомные пользуются положениями, позволяющими им регистрироваться в избирательных списках муниципалитетов, с которыми они связаны законом.

Понятие реального места жительства подразумевает, что, как и в случае получения удостоверения личности , лицо может доказать свое местожительство любыми способами (счет-фактура и т. Д.): Это не обязательно юридическое место жительства (например, проживание на земле, не предназначенной для строительства ).

В избирательном списке указываются фамилия , имя, адрес, дата и место рождения всех избирателей. Он является публичным, чтобы позволить каждому избирателю ознакомиться с ним и, при необходимости, оспорить регистрацию лиц, которые не имеют права там появляться. Этот вызов рассматривается районным судом.

Любой избиратель, любой кандидат и любая партия или политическая группа может получить и скопировать избирательный список. Именно это положение позволяет проводить первичные выборы .

Ведение списков в настоящее время создает ряд проблем. Например, по оценкам, один миллион избирателей регистрируется дважды.

Уникальный список избирателей

Географическая организация: избирательные участки

Территория, на которой проживают избиратели, административно разделена. Выборы организуются муниципалитетами, которые по случаю создают один или несколько избирательных участков .

Определение этих офисов и их географическая юрисдикция устанавливаются указом префектуры.

Организация и проведение избирательных участков



Каждый избирательный участок состоит из президента, который является мэром или муниципальным советником, или, если офисов больше, чем членов совета, избиратель, назначаемый мэром.

Каждый кандидат или список кандидатов назначают оценщика , так что их участие в должности предотвращает вмешательство в фальсификацию выборов . Если кандидатами назначают менее двух заседателей , мэр назначает их из числа муниципальных советников, а в противном случае - из числа выборщиков муниципального образования.

Члены бюро назначают секретаря, выбранного ими из числа выборщиков муниципалитета, ответственного, в частности, за составление протокола.

Офис в основном отвечает за:

  • проверка личности избирателей и контроль подписей.
  • голосование, независимо от того, проводится ли оно в традиционной форме бюллетеня, вставленного в урну для голосования, или в форме электронного голосования, если это разрешено
  • контроль подсчета голосов, результаты и наблюдения которого заносятся в протокол.

Кроме того, каждый кандидат или список кандидатов могут назначить делегата в каждом офисе, ответственного за контроль всех избирательных операций и уполномоченного вносить все замечания и оговорки в протокол.

Материально офисы обычно располагаются в муниципальных помещениях (ратуша, сельская ратуша, школа и т. Д.). В их число входят, в частности, разгрузочный стол, куда помещаются конверты и бюллетени; кабины для голосования; стол для голосования, на котором сидят члены избирательного участка и на котором находится урна для голосования, по крайней мере, с 4 сторон прозрачные и снабженные двумя разными замками; список для подписи . После выборов 2007 года эти офисы должны соблюдать правила доступности для людей с ограниченными возможностями . По крайней мере, одна кабина для голосования и урна для голосования также должны быть доступны для людей с ограниченными возможностями.

Подготовка


Экран выбора позволяет каждому избирателю узнать список кандидатов и их программу. Он устанавливается как минимум перед каждой ратушей и перед каждым избирательным участком.


На большинстве выборов кандидаты и списки должны представлять свои кандидатуры заранее, обычно в префектуру или субпрефектуру. Они должны приложить различные подтверждающие документы, чтобы гарантировать регистрацию своей кандидатуры, и открыть счет кампании, обеспечивающий соблюдение правил финансирования выборов.

Кандидаты и списки исповедуют свою веру, бюллетени для голосования распечатываются и своевременно отправляются в орган, ответственный за их отправку.

Эта комиссия обеспечивает их пересылку по почте каждому избирателю и отправляет бюллетени на избирательные участки.

Избирательный дисплей организован Избирательный кодекс. Он предоставляется кандидатами на панелях, предоставленных им муниципалитетами, при строгом соблюдении равенства между каждым кандидатом.

Голосование

Голосование проходит в один день, в воскресенье, и обычно проходит с 8:00 до 19:00 (с президентских выборов 2017 года; с 18:00 до тех пор). Эти часы могут быть изменены указом префектуры: время открытия может быть перенесено или время закрытия может быть отложено, но не более чем в 20:00.

В день выборов каждый избиратель идет на свой избирательный участок со своей карточкой избирателя, а для муниципалитетов с населением более 1000 человек - с документом, удостоверяющим личность.

Председатель избирательного участка, у которого есть полиция собрания и может потребовать вмешательства полиции или жандармерии, обеспечивает спокойствие избирательных операций и гарантирует отсутствие обсуждений избирателей внутри офиса.

Бумажное голосование


Список для голосования позволяет избирательному участку обеспечивать регулярную регистрацию избирателя в избирательном списке. После голосования избиратель сам подписывает регистрационный список избирателей, чтобы ограничить риск фальсификации результатов выборов.

Есть только одна урна для голосования и только один список для голосования, чтобы ограничить риск мошенничества. Есть несколько кабин для голосования (по одной на триста избирателей), чтобы дать гражданам время уверенно выбрать свой бюллетень, не блокируя очередь, но при этом гарантируя тайну голосования. Необходимо обеспечить доступность для людей с ограниченными возможностями.

"Войдя в комнату для голосования, избиратель, подтвердив свою личность в соответствии с установленными правилами и обычаями или подтвердив свое право голоса, представив решение судьи суда органа о его регистрации или постановление от Кассационный суд, отменяющий решение, которым следовало бы объявить его отмену, забирает себе конверт. Не выходя из комнаты для голосования, он должен самостоятельно пройти в ту часть комнаты, которая предназначена для того, чтобы скрыть его от глаз, пока он опускает свой бюллетень в конверт; Затем он дает понять президенту, что у него только один конверт; президент наблюдает за этим, не касаясь конверта, который избиратель вводит в урну для голосования. "

- Первый абзац статьи L 62 Избирательного кодекса.

Затем избиратель сам подписывает список для голосования.

Электронное голосование

Электронное голосование было недавно установлено в некоторых французских городах. На избирательных участках, оборудованных машиной для голосования, избиратель проверяет свою личность или доказывает свое право голоса, и его голос записывается машиной для голосования, а затем подписывает список для голосования.

Голосование по доверенности

Голосование во Франции обычно является личным и тайным. От этого принципа отступают только для голосования по доверенности , введенного в 1975 году для замены голосования по почте, которое допускало множество фальсификаций и которое заключается в том, что избиратель просит другого избирателя, француза или гражданина ЕС , проголосовать от его имени.

- Статья L. 71 Избирательного кодекса.

Доверенность выдается заранее магистратом, его клерком, полицейским или жандармом, резервистом полиции или жандармерии, назначенным магистратом, консулом Франции по запросу и в присутствии избирателя, который не может голосовать лично в пользу другого избирателя из того же муниципалитета.

Это может быть не более двух доверенных лиц, из которых только один установлен во Франции. Он сможет проголосовать от имени своего директора только в том случае, если соответствующий муниципалитет получил одну из частей доверенности по почте: поэтому важно предоставить доверенность в сроки, позволяющие эту передачу.

Доверенность обычно выдается по месту нахождения органа, издающего ее, но ее можно переместить в дома больных, в больницы или тюрьмы. Он может быть установлен для данного избирательного бюллетеня или для всех бюллетеней в течение определенного периода, не превышающего одного года (или трех лет для французов, проживающих за пределами Франции).

Подсчет


Когда бюллетень закрывается, на избирательном участке начинается этап подсчета голосов в присутствии и под контролем делегатов кандидатов, а также общественности.

Для этого, прежде всего, офис подсчитывает количество подписей, фигурирующих в списке подписей, и упоминает это в протоколе перед открытием урны для голосования и отмечает количество конвертов в нем. Найти (или вывести результаты машина для голосования).

Затем он начинает этап подсчета голосов.

Количество бумаги

Подсчет ведется на столах, вокруг которых могут перемещаться граждане, чтобы следить за ходом операций.

Урна для голосования открыта; конверты группируются по сотням для того, чтобы их пересчитать и затем разделить.

Таблицы составлены из 4 счетчиков - избирателей, умеющих читать и писать. Они назначаются кандидатами, а в противном случае - правлением; Каждому столу отводится 100 конвертов.

Закон определяет процесс подсчета голосов.

Электронный счет

Машины для голосования открываются ключом и печатается билет, который граждане могут посмотреть.

Следовательно, строго говоря, речь не идет о пересчете.

С помощью машин для голосования методы подсчета голосов больше не известны избирателям и наблюдателям. Если машина была сфальсифицирована производителем, службой технического обслуживания или третьей стороной, избиратель или кандидаты не могут об этом узнать. Таким образом, по сравнению с бумажным голосованием, контроль за искренностью выборов передается от гражданина государству, которое устанавливает машины, и компаниям, которые их эксплуатируют. Это увеличивает риски фальсификации результатов выборов, особенно с учетом того, что действующий закон не делает обязательной прозрачность исходного кода машин для голосования.

Централизация результатов

Результаты каждого избирательного участка являются предметом подробного отчета, составляемого в двух экземплярах, и публикуются и отображаются за пределами избирательного участка.

Если в муниципалитете несколько избирательных участков, протокол направляется в мэрию, где составляется централизующий отчет, также в двух экземплярах. Результаты публикуются президентом центрального избирательного участка и отображаются в ратуше.

Копия протокола каждого избирательного участка, а также централизованный отчет со всеми подтверждающими документами (в частности, бюллетени, объявленные пустыми или недействительными) и список для голосования отправляются в префектуру или субпрефектуру, где протокол проверены. Затем результаты всех избирательных участков передаются в Министерство внутренних дел, которое обеспечивает подсчет общенациональных результатов.

Протоколы и подтверждающие документы хранятся в префектуре, чтобы быть доступными для судов, которые будут рассматривать оспаривание результатов выборов.

Эта последовательная централизация позволяет людям, присутствовавшим на различных голосованиях, убедиться, что учитываемые результаты действительно являются результатом этих голосов, и, следовательно, ограничить риск фальсификации результатов выборов .

Широко распространенные заблуждения

Открыто демонстрировать свою идеологию или религию

Члены избирательного участка, президент и заседатели придерживаются строгого нейтралитета. им запрещено любыми средствами, особенно одеждой, демонстрировать свою идеологию. Таким образом, во Франции были конфликты, когда заседатели из офиса явились в исламском чадре. Государственный совет, например, запретил асессорам на избирательных участках носить рубашки цвета одного из представленных списков. Это решение создает прецедент.

Частный случай полных или почти полных исламских парусов

Возьмите единый бюллетень

Члены избирательного участка должны обеспечивать строгое равенство представления различных бюллетеней для голосования и не должны отдавать предпочтение одному списку по имеющемуся количеству или расположению.

На практике конфликты случаются очень редко. В 2012 году избиратель в Аржантее заявил, что ему запретили голосовать за то, что он взял только один бюллетень. Президент ведомства заявляет, что запрет вызван оскорблениями.

Читайте также: