Как привлечь средства в школу

Обновлено: 01.07.2024

Родителям необходимо знать, на что они имеют право, а что выполнять обязаны. Для начала следует ознакомиться с уставом образовательного учреждения (школы, детского сада), учащимся или воспитанником которого является ребёнок. В каждом уставе есть раздел о правах и обязанностях участников образовательного процесса. К таким участникам относятся как педагоги, так и дети с родителями. Следует знать и другие свои права, предусмотренные действующим законодательством.

Добровольные пожертвования юридических и физических лиц, в том числе родителей, могут быть использованы общеобразовательным учреждением на приобретение инвентаря, предметов хозяйственного пользования, предметов интерьера, проведение ремонтных работ в классах, охрану помещений и т.п. При этом родители не обязаны финансировать деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений, а лишь вправе оказывать посильную материальную помощь исключительно на добровольной основе.

Таким образом, никакие требования классных руководителей, решения родительских комитетов, собраний и других общественных формирований образовательного учреждения не могут заставить родителей в обязательном порядке сдавать деньги на те или иные нужды (за исключением случаев, прямо предусмотренных законом, например, родительская плата за содержание ребёнка в детском саду).

Средства, направляемые в качестве благотворительной помощи, должны перечисляться на расчётный счёт (в том числе внебюджетный) образовательного учреждения в том объёме, какой определит для себя каждый родитель. Денежные средства, полученные таким образом, учреждение вправе использовать по своему усмотрению. Родители, как участники образовательного процесса, в свою очередь, вправе поинтересоваться, на какие цели были использованы переданные ими деньги.

Таким образом, вносить или нет денежные средства на нужды образовательного учреждения и в какой сумме, вправе решать самостоятельно каждый родитель. В случае нарушения права детей на бесплатное получение образование, в том числе посредством принуждения родителей к сдаче средств, можно обращаться с заявлениями (жалобами) в органы управления образованием, органы прокуратуры.

Школы России опираются на государственное финансирование, но со временем становится понятно, что его недостаточно. Может ли школа зарабатывать средства самостоятельно — и как?

Сейчас у нас в стране действует следующая система: региональный орган власти перечисляет каждой школе определённую сумму, которая зависит от нескольких показателей. Главным является количество учеников, но также могут быть и надбавки за статус лицея или гимназии, количество олимпиадников или занимаемое место в рейтинге школ. Все они учитываются для того, чтобы повысить конкуренцию среди общеобразовательных учреждений.

Однако не все школы могут соперничать с другими: так, на грани существования часто остаются небольшие сельские школы, а дефицит бюджета — привычное явление для местного самоуправления. В итоге школам просто жизненно необходимо привлекать сторонние средства. Совершенно не лишним будет знать, как при этом не нарушить закон.

Один из способов получения денежных средств — это гранты и субсидии. И государственные, и частные организации периодически проводят конкурсы, в которых может поучаствовать школа. Нужно только ознакомиться с критериями и подать заявку.

Школы могут также оказывать платные услуги — например, организовывать кружки по интересам, внеурочные занятия и спортивные секции. Другой вопрос в том, сможет ли школа выдержать конкуренцию с частными организациями и репетиторами, особенно если в ней учится не очень много ребят.

Обычно вопросом привлечения средств занимается администрация школы, и здесь самый действенный вариант — поиск инвестора. Существует даже специальная профессия фандрайзер — человек, который занимается поиском и сбором средств. Такая помощь может сильно облегчить задачу, но не все могут позволить его услуги.

Способ, о котором говорят совсем немного — это пожертвования и спонсорство. Он не слишком распространен, однако по законодательству школа — некоммерческая организация, и она имеет право принимать добровольные взносы. Однако это должно быть закреплено юридически: нужно позаботиться о составлении договора с тем, кто решил сделать пожертвование. Это может быть не только денежная сумма, но и материальные вещи — например, техническое оборудование, спортивный инвентарь или мебель. Меценатами могут быть как частные лица, так и организации.

Школы могут использовать и краудфандинговые платформы. На них люди материально поддерживают какие-либо проекты на добровольной основе. Для участия в краудфандинге нужно предоставить бизнес-план, смету расходов и описание самого проекта. Если пользователям платформы он понравится, то вы можете рассчитывать на их финансовое участие. Сейчас такой способ не слишком популярен, так как многие о нём просто не слышали, но он набирает обороты. Возможно, в ближайшем будущем краудфандинг станет одним из основных способов заработать на своих идеях.


Светлана Рябуха, директор МАОУ СОШ № 125 (Екатеринбург), предлагает сразу три варианта. Первый — запустить платные услуги: кружки, спортивные секции, дополнительные занятия. Второй — привлечь частные инвестиции. Третий — участвовать в конкурсах и искать гранты.



Регби-кружок МАОУ СОШ № 125

Елена Белова, директор МАОУ СОШ № 43 (Екатеринбург) поддерживает идею частных инвестиций. В ее школе был позитивный кейс, когда в 2016 году несколько выпускников-энтузиастов вложили свои ресурсы в ремонт здания. Они самостоятельно выбрали объект реконструкции, составили смету, разделили между собой финансовую ответственность. Благодаря выпускникам школа обзавелась собственным музеем и новым актовым залом.



В школьном музее МАОУ СОШ № 43

Елена Белова замечает, что для сбора пожертвований от сообщества все больше школ создают эндаумент. Это достаточно новое для России понятие означает целевой фонд, сформированный за счет пожертвований в адрес некоммерческой организации. Кроме того, у школ есть возможность сократить свои расходы с помощью софинансирования, когда часть затрат на какой-то проект на себя берет городской бюджет, а часть покрывается из внебюджетных средств школы.

Элина Юнусметова, директор частной гимназии New Tone (Узбекистан) отмечает, что несмотря на стереотипы, частные школы нуждаются в дополнительных средствах не меньше, чем государственные. Просить клиентов о материальной поддержке напрямую неудобно и сложно, и директор предлагает искать финансовой помощи у международных фондов. В 2020 New Tone получила от Европейского банка грант на развитие малого бизнеса, а именно на внедрение в гимназии онлaйн-образования и SMM. После пандемии и то и другое направление было востребовано, и по договору банк покрыл 85 процентов затрат. Гимназия зарекомендовала себя как надежный партнер, и поэтому после закрытия первого успешного проекта банк сразу предложил финансирование нового.



New Tone онлайн

Тем, кто планирует искать гранты, Элина Юнусметова советует обращаться к опытным консультантам, у которых за плечами уже есть успешные кейсы. А еще вести прозрачную финансовую отчетность и обязательно укладываться в сроки — от этого зависит репутация школы и дальнейшее сотрудничество.


Вот уже четверть века мы сокрушаемся по поводу недофинансирования российского образования, которое сейчас, по оценкам экспертов, получает лишь 30% от необходимого.

Школы, где дети учатся в три смены и сидят за ветхими партами — это неприемлемо для страны, которая претендует на статус инновационной державы. Впрочем, бюджетных денег на образование не хватает ни в одной стране мира, поэтому без привлечения средств частных инвесторов злободневные задачи развития страны не решить.

Частные инвестиции в сферу образования, согласно отчету Росстата, снижаются на протяжении последних трех лет. В 2014 году в нее было вложено 242 млрд рублей, а в 2016 году — только 210 млрд рублей, которые составляют всего лишь 1,4% от общего объема частных инвестиций.

Очевидно, что для коммерческого сектора эта отрасль занимает одно из последних мест по привлекательности. Это вполне объяснимо — норм и правил инвестирования в эту сферу не существует, гарантий возврата средств нет, контроль за расходованием денег довольно слабый. При этом в России сейчас есть все возможности для создания эффективной системы привлечения частных средств для нужд образовательных учреждений. С помощью этих денег мы можем решить самые насущные проблемы нашей образовательной системы.

Инвестиции в развитие

Победить безграмотность и обеспечить всем людям доступ к качественному образованию невозможно только усилиями отдельных государств — необходимо глобальное объединение ресурсов наций и крупнейших компаний. И в ООН придумали способ, как это сделать, разработав механизм стимулирования инвестиций в ЦУР.

Сегодня любая крупная компания, которая хочет стать глобальной и выйти на международные рынки, должна учитывать в своей работе ЦУР и делать свой вклад в их достижение. Теперь инвестиции в цели устойчивого развития — это своего рода входной билет в клуб глобальных игроков. Такова политика всех государств, одобривших программу ООН.

Однако пока сохраняются некоторые сложности в сфере инвестиций в образование.

Полоса препятствий

В результате возникает парадоксальная ситуация: в крупных городах существует проблема нехватки школ. В Самарской области есть школы, в которых одновременно учатся 14 первых классов в три смены. В одном из районов Улан-Уде, где живет 200 000 человек, нет ни одного образовательного учреждения. Власти пытаются, конечно, решить эти вопросы. Но построить одну школу стоит в среднем 1 млрд рублей. А их нужны сотни.

Здесь бы и мог помочь крупный бизнес — компании международного уровня могут выделить в качестве инвестиций деньги на строительство школ при условии их постепенного возврата на протяжении 10-15 лет. Это можно делать за счет внесения средств в уставной капитал школы. Но, увы, как мы уже было сказано, это не предусмотрено законом о государственно-частном партнерстве.

Устранения только этого барьера, впрочем, недостаточно для увеличения инвестиционной привлекательности сферы образования. Каждый бизнесмен хочет быть уверенным в возврате своих вложений. При существующем порядке финансирования учебных учреждений гарантировать это довольно сложно.

Дело в том, что сейчас в образовании действует институт подушевого финансирования. Сам по себе этот механизм разумный и эффективный: чем выше качество образовательных услуг, тем больше детей в школе, и тем больше ее финансирование. Однако в таком виде система работает только в Москве. В регионах же она действует только на бумаге.

Простые решения

Выход здесь простой: оставить лишь ограниченное число возможностей для увеличения финансирования на одного человека. Например, если ребенок имеет ограничения по здоровью или особенности психофизического развития, конечно, может применяться поправочный коэффициент. В других случаях за каждым учеником должен быть закреплен определенный бюджет.

Кроме этого, необходимо внедрить эффективные механизмы распределения денег и контроля за выделяемыми средствами. Здесь опять же не обойтись без тонкой настройки законодательства.

Получается, что региональное министерство образования, отдавая деньги, не контролирует, как они расходуются, поэтому чиновники на местах могут принимать подчас странные решения.

Например, в одной из дагестанских школ муниципалитет выделил средства на образовательное оборудование — как оказалось, к таковому были причислены алюминиевые ступеньки для лестницы в бассейне. Думаю, что это самый безобидный пример вольного расходования средств. Для решения этой проблемы необходимо снова наделить региональные департаменты образования правом распределения и контроля средств, сделав их учредителями школ.

Все эти меры направлены на то, чтобы изменить сам подход к привлечению и расходованию средств в системе образования. Они позволят перейти от традиционной модели расходования денег к инвестиционной. По нашим подсчетам, таким образом можно привлечь дополнительно от крупного и среднего бизнеса до 200 млрд рублей инвестиций в строительство, оснащение, переоснащение школ, центров дополнительного школьного среднего и профессионального образования, центров подготовки и переподготовки кадров для этих структур.

Читайте также: