Как появилось изобразительное искусство 1 класс школа 21 века

Обновлено: 05.07.2024

Педагогические задачи: способствовать формированию представления о происхождении искусства; содействовать в выборе материала и инструментов для изображения; создать условия для развития умения изображать звуки окружающего мира и тишину.

Основное содержание темы, термины и понятия.

Восприятие произведений искусства. Образная сущность искусства.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

регулятивные: принимать учебную задачу и планироватьее выполнение; адекватно воспринимать информацию;

Личностные: эмоционально-ценностно относятся к искусству.

Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.

Проверка готовности к уроку.

- Проверим, не забыли ли вы приготовить необходимые принадлежности к уроку.

Рисование не просто увлечение,

Это навыками овладение.

Мы учимся фантазировать, воображать,

Затем на бумаге акварелью изображать. П. Работа по теме урока,

Что относится к изобразительному искусству?

Где мы можем встретить произведения искусства?

Кто из вас был в музеях?

Какие произведения искусства мы можем видеть в музеях?

-Как появилось изобразительное искусство? Рассматривание иллюстраций в учебнике.

- Как вы думаете, когда и кем были сделаны эти рисунки?

- Эти рисунки выполнены очень давно самыми первыми художниками в мире - древними людьми. Они жили в пещерах,охотились на животных, собирали плоды и ягоды. И об этом мыузнали на их рисунках. Такие рисунки невозможно поместить
в музее, потому что они нарисованы на скалах. Наскальная живопись сохранилась до нашего времени.

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

III. Творческая практическая работа.

- Художник должен слышать звуки окружающего мира, чувствовать запахи. Вслушайтесь в мир звуков. Попробуйте нарисовать эти звуки и тишину.

IV. Итог урока. Рефлексия.

Придумайте название выставки.

Наш урок подходит к кониу. Был ли он интересен? Полезен?

- Попробуйте дать оценку уроку.

ЗНАКОМСТВО С ПАЛИТРОЙ. СОЗДАНИЕ СВОИХ ЦВЕТОВ И ОТТЕНКОВ

Педагогические задачи: способствовать ознакомлению с гуашью, палитрой и формированию навыка с ней работать; содействовать развитию умения наблюдать за изменениями в природе, передавать в цвете свое впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.

Основное содержание темы, термины и понятия.

Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства.

познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях художественного творчества, .о жанре изобразительного искусства;
самостоятельное решение учебно-художественной задачи припередаче образа формы и цвета объекта; логические - осуществление качественной характеристики объекта (репродукций), за
мены терминов (понятий) их определениями; анализ признаковобъекта; выявление специфики, средств выразительности в произведениях искусства; постановка и решение проблем ~ сочинение красками сказки, рисование картины-фантазии;

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;осуществлять взаимоконтроль при выполнении заданий на карточках, при организации рабочего места, при составлении композиции, по соблюдению правил работы и использованию художественных материалов; оценивать правильность выполнения рисунка в жанре на уровне ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям учебной задачи и признакам жанра; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного вопроса (задания);

коммуникативные: уметь сотрудничать в художественных работах, полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях по результатам наблюдений, об отношении к рассматриваемым репродукциям.

личностные: стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания; эмоционально-ценностно относятся к природе и искусству.

Тип урока; комбинированный/решение учебной задачи.

Проверка готовности куроку.

Беседа с кукольным персонажем, ученым Хрюшей (учитель озвучивает роль Хрюшы). ,

- Ребята, шел я по лесной тропинке и наткнулся на этот мешок. Ой, а здесь что-то написано. Кто прочитает? Ученик. Не заглядывай в мешок, Не надейся на глазок, А рукою поводи, Догадайся и скажи.

- Ребята, хотите помочь мне узнать, что в мешке? Учитель проходит ПорядаМ.

Не заглядывая, дети опускают руку в мешок, предложенный героем. Они ощупывают предмет, запоминают его форму, стараются понять свои ощущения от прикосновения к поверхности предмета.

- Вы догадались, кто спрятался в мешке? А на бумаге вы можете изобразить этот предмет?

П. Изучение нового материала.

Вы хотите тоже уметь так рисовать?

вид акварельных красок, более плотный и матовый, чем обычная акварель.

Гуашевые краски изготавливаются из пигментов и клея с добавлением белил. Примесь белил придает гуаши матовую бархатистость, но при высыхании цвет несколько выбеливается (высветляется), что должен учитывать художник в процессе рисования. С помощью гуашевых красок можно перекрывать темные тона светлыми. Высохшее изображение, сделанное гуашью, слегка светлее влажного, что делает сложным подбор цвета. Основа также может быть чувствительной к образованию трещин, если наложена слишком толсто.

Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном (неразмываемом) холсте, на ткани, картоне, фанере. Гуашь широко применяется в декорационной живописи, при

выполнении различных эскизов. Очень часто используют ее для цветных набросков. Гуашь удобна в работе и, что важно, дает возможность вносить исправления в процессе работы. Слой краски средней толщины сохнет от 30 минут до 3 часов в зависимости от влажности воздуха. Плакатная гуашь отличается от художественной большей кроющей способностью и цветовой насыщенностью. Это достигается заменой цинковых белил каолином, меньше разбеливающим краску и делающим ее более плотной, насыщенной и звучной.

Гуашь - очень добрая краска, она позволяет быстро исправлять ошибки в рисунке. Если цвет не нравится, его можно закрасить другим цветом, и картина от этого не испортится. Гуашью можно рисовать сразу, без карандаша.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По изобразительному искусству

Учитель: Ватолина Светлана Анатольевна

с. Усть-Кишерть , 2018г.

Пояснительная записка.

Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования (2009 г);

В календарно-тематическом плане темы всех разделов изучаются в каждой четверти.

На изучение предмета по программе 33 часа в учебном году. По учебному плану 33 часа, 1 час в неделю, количество учебных недель 33.

Для реализации программного содержания используются:

-Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1- 4 классы/Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская. - М.: Вентана - Граф, 2014 г.

-Методическое пособие для учителей 1-4 кл. /Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская. - М.: Вентана - Граф, 2013 г.

Темы всех разделов изучаются в каждой четверти.

Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму (изобразитель­ное искусство и окружающий мир) (16 ч.).

Развитие фантазии и воображения (11 ч.)

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 ч.)

Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета

Первоклассник научится:

- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

- использовать выразительные средства изобразительного искусства - цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объ­ём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт.

- работать с художественными материалами (красками, ка­рандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелка­ми, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характе­ра персонажа, эмоционального состояния человека, приро­ды), смешивать цвета для получения нужных оттенков;

- выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с постав­ленными задачами;

- создавать образы природы и человека в живописи и гра­фике;

- выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия гори зонта: ближе- больше, дальше - меньше; загораживание; композиционный центр);

- понимать форму как одно из средств выразительности;

- отмечать разнообразие форм предметного мира и переда­вать их на плоскости и в пространстве;

- видеть сходство и контраст форм, геометрические и при­родные формы, пользоваться выразительными возможно­стями силуэта;

- использовать разные виды ритма (спокойный, замедлен­ный, порывистый, беспокойный и т.д.) для придания вы­разительности своей работе;

- передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния чело­века, животного, настроения в природе;

- использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания художественного фантастического образа;

- создавать свой сказочный сюжет с вымышленными геро­ями, конструировать фантастическую среду на основе су­ществующих предметных и природных форм;

- изображать объёмные тела на плоскости;

- использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;

- применять различные способы работы в объёме — вытяги­вание из целого куска, налепливание на форму (наращива­ние формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;

- использовать художественно-выразительный язык скульп­туры (ракурс, ритм);

- чувствовать выразительность объёмной формы, много­сложность образа скульптурного произведения, вырази­тельность объёмных композиций, в том числе многофи­гурных;

- понимать истоки и роль декоративно-прикладного искус­ства в жизни человека;

- приводить примеры основных художественных народных промыслов России, создавать творческие работы по моти­вам народных промыслов;

- понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;

- понимать выразительность формы в декоративно-при­кладном искусстве;

- использовать законы стилизации и трансформации при­родных форм для создания декоративной формы;

- понимать культурно-исторические особенности народно­го искусства;

- понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;

- приводить примеры ведущих художественных музеев стра­ны, объяснять их роль и назначение.

Первоклассник получит возможность научиться:

- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

- выражать в собственном творчестве отношение к постав­ленной художественной задаче, эмоциональные состоя­ния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;

- видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;

- понимать и передавать в художественной работе различ­ное и общее в представлениях о мироздании разных наро­дов мира;

- активно работать в разных видах и жанрах изобразитель­ного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмо­циональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;

- работать в историческом жанре и создавать многофигур­ные композиции на заданные темы и участвовать в кол­лективных работах, творческо-исследовательских про­ектах;

- воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);

- переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;

- работать с поделочным и скульптурным материалом, соз­давать фантастические и сказочные образы на основе зна­комства с образцами народной культуры, устным и песен­ным народным творчеством и знанием специфики совре­менного дизайна;

- участвовать в обсуждениях произведений искусства и дис­куссиях, посвященных искусству;

- выделять выразительные средства, использованные ху­дожником при создании произведения искусства, объяс­нять сюжет, замысел и содержание произведения;

- проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);

- использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. Учащиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают окружаю­щий мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, харак­терные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам и жанровым признакам; работают с простейшими знаковы­ми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного об­раза. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. Y школьников сформированы навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана в соответст­вии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, особенностями основной образовательной программы общеобразовательного уч­реждения и ориентирована на работу по учебнику Савенковой Л.Г.

Цели и задачи курса

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является усло­вием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выра­жать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творче­ски, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудниче­ства в художественной деятельности;

• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных (живопись, скульптура, графика), неизобразительных (декоративно-прикладном, архитектуре и дизайне) - их роли в жизни человека и общества;

• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного круго­зора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи обучения:;

• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окру­жающего мира;

• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (му­зеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• формирование навыков работы с различными художественными материалами.

В рабочей программе определены: система уроков, дидактическая модель обучения, педаго­гические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответ­ствующих умений и навыков.

Рабочая программа включает разделы, предложенные авторской программой:

• Рисунок, живопись (рисование с натуры, рисование на темы) (16 ч).

• Декоративная работа (11 ч).

• Восприятие произведений искусства (4 ч).

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, мате­риалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и мультимедийного приложения к нему, коллекций классических произведений, так из арсенала авторских разработок педагога.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям феде­рального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Характеристика деятельности учащихся

В течение учебного года учащиеся должны получить начальные сведения:

• о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;

• о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец); о глиняной и деревянной народных игрушках (Дымково, Богородское); о вышивке;

• о цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зе­леный.голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах ('красный, желтый, синий);

• об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов (оранжевый — от смешивания желтой и красной красок, зеленый - желтой и синей, фиолетовый - красной и синей), о сложных цветах, о цветах теплых и холодных, о цветах светлых и темных.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

высказывать суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);

• верно и выразительно передавать в рисунке несложную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

• правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме изображаемого предмета;

• определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;

• передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;

• передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних - выше, изображать передние предметы круп­нее равных по размерам, но удаленных предметов, сознательно изображать линию горизонта и пользоваться приемом загораживания;

• выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительно­го мира, а также из геометрических форм;

• лепить простые объекты (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, иг­рушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;

• составлять несложные аппликационные композиции из разных материалов.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Дополнительные пособия для учителя:

1. Азбука народных промыслов. 1-4 классы : доп. материал к урокам изобразительного ис­кусства и технологии / авт.-сост. И. А. Хапилина. - Волгоград : Учитель, 2010.

2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник : кн. для учащихся / А. Д. Алехин. - М. : Про­свещение : Владос, 1994.

3. Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты / Г. В. Беда. - М. : Просвещение, 1989.

4. Ватагин, В. А. Изображение животного. Записки анималиста. - М. :Сварог и К, 1999.

5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : психолог, очерк : кн. для учителя. - 3-е изд. / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991.

7. Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приемам художественно­-творческой деятельности / авт.-сост. О. В. Павлова. - Волгоград : Учитель, 2009.

8. Изобразительное искусство. 1-4 классы : упражнения, задания, тесты / авт.-сост. О. В. Сви­ридова. - Волгоград : Учитель, 2009.

9. Изобразительное искусство. 1-6 кл. Развитие цветового восприятия у школьников: описа­ние опыта, конспекты уроков / авт.-сост. С. А. Казначеева, С. А. Бондарева. - Волгоград : Учи­тель, 2009.

10. Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интерес­ных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2010.

12.Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах / В. С. Кузин. - М. :Агар, 1998.

13. Ростовцев, Н. Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы ри­сунка / Н. Н. Ростовцев. - М. : Просвещение, 1982.

15. Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе / А. С. Хворостов. - М. : Просвещение, 1998.

16. Шпикалова, Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования / Т. Я. Шпикалова. - М. : Просвещение, 1979.

Интернет-ресурсы:

3.Средства обучения

1. Муляжи фруктов и овощей.

3. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

4. Гипсовые геометрические тела.

4.Информационно-коммуникационные средства.

1. Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства [Электронный ресурс] : электрон, энциклопедия. - М. : 1C : Мультимедиа, 2010. - CD.

2. Познавательная коллекция. Энциклопедия по искусству [Электронный ресурс] : электрон, энциклопедия. - М. : 1C : Мультимедиа, 2010.-CD.

4. Живопись акварелью. Базовый уровень. - М. : Полезное видео, 2010. - DVD.

5. Овощи. Фрукты. [Электронный ресурс] : наглядно - дидактический материал. - Волгоград : Учитель, 2010.-CD.

7. Аудиозаписи. Классическая музыка.

5.Технические средства обучения.

Проектор: ИН N Э000180132

Экран: ИНН N 041430203500002
Звуковые колонки spk-307usb
Процессор: Athlon 11,3ОGHz
Год выпуска: 2007
Индефикационный N 041430202010027

Учебно-методическое обеспечение программы

Методические пособия для педагогов

Программа по изобразительному искусству для 1-4 классов к комплекту учебников «Начальная школа XXI века М.: Вентана-Граф.

Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Г.Савенкова,Е.А.Ермолинская.-2-е изд..дораб- М.: Вентана-Граф,2011г.

Изобразительное искусство: 1 класс: система уроков по учебнику Л.Г.Савенковой,Е.А.Ермолинской/-Волгоград:Учитель,2014г.

на 2015-2016 учебный год.

Название предмета:Изобразительное искусство

Учитель: Бажанова Светлана Михайловна

Школа: Бутурлинская СОШ имени В.И.Казакова.

Количество часов в неделю по учебному плану: 1.

Общее количество часов в соответствии с программой: 32.

Основание для планирования: образовательный региональный стандарт.

Учебники, по которым работают учащиеся:

Изобразительное искусство:1 класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Л.Г.Савенкова,Е.А.Ермолинская.-2-е изд.,дораб.-М. :Вентана-Граф,20

Уроки по ИЗО 1 класс и другие полезные материалы для учителя ИЗО, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.


"Рисование с натуры игрушки кораблика"

Уроки


Урок ИЗО в 1 классе "День Победы". Дистанционное обучение

Уроки

Разработка поможет учителю во время дистанционного обучения


Сказка о красках

Уроки

Урок-сказка, на котором дети знакомятся с основными цветами.


Промежуточная аттестация по ИЗО 1 класс УМК "Школа России"

Уроки

Итоговая работа для аттестации обучающихся 1 класса соответствует учебно-методическому комплекту "Школа России". Контрольная работа состоит из 8 заданий: 5 заданий с выбором.


Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе по теме: "Декоративная прикладная деятельность. Выполнение.

Уроки

Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе по теме: "Декоративная прикладная деятельность. Выполнение декоративного фриза. Лунные цветы", соответствующий ФГОС НОО.

Читайте также: