Какой момент повести вы считаете кульминационным и почему бедная лиза кратко

Обновлено: 04.07.2024

1. По характерным признакам определите идейно-эстетическое направление художественного метода в русской литературе XVIII века:

А) сентиментализм б) классицизм

2. Каков жанр произведения Карамзина?

А) рассказ б) повесть в) роман г) быль

3. Возле какого монастыря находится место, связанное с именем Лизы из произведения Карамзина?

А) Раифского б) Зилантова в) Симонова

4. Какого цвета глаза у героини Карамзина?

А) голубые б) зеленые в) серые г) карие

5. Где произошло первое свидание Лизы и Эраста?

А) на берегу Москвы – реки б) на берегу озера в) на опушке леса г) в Москве

6. От какого лица ведется повествование?

А) от первого б) от второго в) от третьего

7. Какие эпитеты использует Карамзин, говоря о своей героине?

8. Чему научили отец и мать Лизу?

9. Найдите фразу, в которой заключена главная черта сентиментализма?

10. Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? (дайте развернутый ответ)

1. Особенность языка произведений Карамзина в том, что:

А) писатель приблизил его к живой разговорной речи;

В) писатель ввел в активное употребление заимствованные из других языков слова.

3. Художественное своеобразие сентиментализма, основоположником которого в России был Карамзин, состоит:

А) в изображении внутреннего мира и чувств человека;

Б) в изучении личностных качеств человека;

В) в воспитании внешней красоты человека.

А) осветить события, не выражая своей позиции;

Б) дать событиям субъективно-эмоциональную оценку;

В) исторически точно передать особенности быта жителей Москвы конца VIII века.

5 Портрет Эраста отражает:

А) только внешность героя;

Б) отношение автора к герою;

В) внешность, образ жизни героя, особенности его характера.

6. Карамзин противопоставляет главных героев – Лизу и Эраста:

А) описывая их внешность;

Б) рассказывая об их отношении к труду;

В) повествуя об их родителях.

А) как о человеке чистом душой;

В) как о легкомысленной девушке.

8. слова признания в любви к Лизе прозвучали из уст Эраста как:

А) гром небесный;

Б) восхитительная музыка;

В) шелест листьев.

9. Человек, духовно близкий Лизе:

10. Эраст женился на богатой вдове, потому что:

А) благосостояние для него было важнее любви;

Б) не мог продолжать отношения с крестьянкой;

В) в армии проиграл свое имение и остался без средств.

11. картины природы в произведении:

А) являются фоном повествования;

Б) показывают смену времен года;

В) передают настроение Лизы.

14. Новаторство Карамзина проявилось:

А) в обличении социального неравенства героев;

Б) в осуждении паразитического образа жизни Эраста;

В) в детальном изображении внутреннего мира героини.

1) классицизм
2) сентиментализм
3) романтизм
4) реализм

1) рассказ
2) роман
3) повесть
4) поэма

3. Укажите главную тему произведения.

1) тема любви
2) тема природы
3) тема предательства
4) тема материнства

4. Где происходят события, рассказанные автором в произведении?

1) в Петербурге и его предместье
2) в Москве и её предместье
3) в Киеве и его предместье
4) в Воронеже и его предместье

5. О ком идёт речь?

1) об отце Лизы
2) об отце матери Лизы
3) об Эрасте
4) об отце Эраста

6. О ком идёт речь?

1) об отце Лизы
2) об отце матери Лизы
3) об Эрасте
4) об отце Эраста

7. Как встретились герои произведения?

1) во время бала
2) в берёзовой роще
3) герой увидел Лизу, которая продавала ландыши
4) Эраст пришёл в дом Лизы за цветами

8. Как можно охарактеризовать любовь Лизы к Эрасту?

1) безрассудная
2) безграничная
3) случайная
4) героиня не любила Эраста

9. Какой предстаёт перед нами любовь Эраста к Лизе?

1) надёжной
2) сильной
3) ничтожной
4) не способной выдержать испытания

10. Каково отношение автора к своей героине?

1) Автор любит Лизу, понимает её и сочувствует ей.
2) Н.М. Карамзин осуждает героиню за безрассудность в любви.
3) Автор осуждает то, как Лиза ушла из жизни.
4) В произведении не чувствуется авторское отношение к героине.

11. Как относится Н.М. Карамзин к Эрасту?

1) презирает его
2) осуждает предательство по отношению к Лизе
3) понимает его, сочувствует ему
4) авторское отношение к герою не прослеживается в произведении

12. Чем заканчивается история любви Лизы и Эраста?

1) Герои поженились.
2) Эраст предложил руку и сердце Лизе, но она отказала в силу неравного социального положения.
3) Эраст женился на богатой невесте, а Лиза вышла замуж за пастуха.
4) Эраст предал любимую, которая не вынесла этого и покончила жизнь самоубийством.

13. Какова роль природы в произведении?

1) природа является фоном повествования
2) по картинам природы можно судить о времени года
3) природа передаёт настроение Лизы
4) автор считал, что без пейзажных зарисовок его произведение будет неполным

1) несчастная
2) нищая
3) обездоленная
4) безденежная

1) Эраст
2) мать Лизы
3) Лиза
4) повествователь

16. К какому типу литературных героев можно отнести Лизу?

в) в окрестностях Москвы.

3. Вступительный пейзаж - это:

а) просто экспозиция;

б) пейзаж-созвучие, настрой на определенное состояние;

б) поселянин, то есть крестьянин;

б) поселянин, то есть крестьянин;

7. Лиза продавала:

а) положительный герой;

б) отрицательный герой;

в) имеет в характере определённые противоречия.

а) богатый дворянин;

б) разорившийся дворянин;

в) богатый купец.

а) умный и добрый от природы;

б) расчётливый и хитрый;

в) ветреный и слабый.

11. Его привлекало в Лизе:

б) естественная красота;

в) чистота и аккуратность.

а) сразу поделилась с матерью, что влюблена;

б) постеснялась ей сказать;

в) сознательно скрыла, боясь, что мать будет её ругать.

а) сразу предложил Лизе выйти за него замуж;

б) сказал, что по смерти матери возьмет её к себе и будет жить с ней неразлучно в деревне, в дремучих лесах;

в) ничего не говорил о будущем.

б) внутренние противоречия Лизы;

в) сетование природы о потерянной Лизиной невинности.

15. Влюбленные расстались, потому что:

а) Эраст ушёл в поход;

б) Лиза ему надоела;

в) отец принудил его заняться всерьёз хозяйством,

16. Женившись на другой, Эраст:

а) и не вспомнил о Лизе;

б) очень горевал о ней;

в) посвятил ей искренний вздох и переехал в дом жены.

17. Эраст дал откуп Лизе:

в) просто велел прогнать её со двора.

а) грешница в христианском понимании;

б) прекрасная душой и телом;

в) раскаялась перед смертью и поэтому прощена богом.

а) безусловно положительного героя;

1. Проблема взаимоотношений в семье. На чём основывается благополучие семьи? Почему отец Лизы был “довольно зажиточный поселянин”? Как бы вы определили “формулу” благополучия семьи? Докажите её справедливость.

2. Проблема воспитания в повести. Как нарисован в произведении образ Лизы? Каков характер героини? Почему она именно такая? Ваша версия смысла названия произведения?

3. Проблема воспитания в повести. Как представлен в произведении образ Эраста? Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения.

1. Проблема любви в повести. Отличается ли любовь, которая связывает “отцов”? “детей”? Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе? Как ведут себя герои по отношению друг к другу? Возможна ли любовь между барином и крестьянкой?

2. Проблема греха в повести. Как решается эта проблема в произведении? Какие отступления от норм морали показывает автор? В чём видит автор истоки греховности?

3. Исследуйте композицию произведения. Определите характер пейзажей, их роль в повести. Раскройте роль обрамления: картинаМосквы с монастырями, храмами в начале произведения и четыре последних абзаца повести.

1. Каким представляется нам образ автора в произведении? Как оценивает он поступки, характеры своих героев? Как воспринимает происходящее, случившееся? Какие идеи хочет он утвердить в произведении? Удалось ли ему воплотить в повести свой замысел? Как он это делает? Ваша версия смысла названия повести?

3. Что побудило Лизу покончить с собой? Ваше отношение к ее поступку? Можно ли было иначе избежать позора? Выскажите свое мнение по финалу повести.

Словарная работа: сентиментализм, сентиментальный, чувствительный, эмоциональный; демократичный; прогресмсивный

Оборудование: Иллюстрации учащихся к повести Карамзина Н.И.

Музыка: Гайдн (звучит для создания эмоционального настроя в начале урока и во время работы в группе)

I Обозначение темы, цели урока. Ожидаемые результаты

II. Подход к теме. Повторение материала предыдущих уроков.

Мы изучили творчество Фонвизина, Ломоносова, Державина. Что объединяет этих писателей?

(принадлежность к классицизму)

- Вспомните черты классицизма.

- Культ разума, долга

- Общественная и гражданская тематика

- Соблюдение литературных норм и правил

III. Беседа по содержанию повести.

1. Кто герои произведения?

(Главная героиня – Лиза. Автор называет ее прекрасной, любезной, робкой. Отец ее был очень трудолюбивый человек, и семья жила в достатке. Но скоро он умер. Мать Лизы от горя слегла. Пришлось 15- летней Лизе взять все хлопоты о себе и матери на себя. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и продавала в Москве.

2. Как развивались их отношения?

(Лизе исполнилось 17 лет, когда она однажды встретилась с Эрастом. Он купил у нее цветы. На другой день он пришел к Лизе в дом и заверил старушку – мать, что будет сам покупать все, что продает Лиза. Мать была рада, так как это избавляло ее от волнения за Лизу, когда та уходила в город продавать.

На следующий день Лиза мечтала о новой встрече с Эрастом, сидя на берегу. Вдруг, как в сказке, действительно перед ней появился он. В этот день они признались друг другу в любви и стали встречаться всякий день. Любовь их разгоралась день ото дня.)

3.Какой момент повести вы считаете кульминационным и почему?

(Однажды Эраст объявил Лизе, что едет в поход. Через 2 месяца, Лиза неожиданно встретила его в Москве, куда приехала за лекарством для мамы. Она бросилась к нему. Он привел девушку в свой дом, в кабинет и сказал ей, что он должен жениться на другой, а она должна его забыть. Дал ей 100 рублей и велел слугам выпроводить.)

4. Как разрешается конфликт в повести?

(Лиза, потрясенная обманом Эраста, бросилась в озеро и утонула)

- Итак, можно ли считать, что в этом произведении присутствует культ разума? А что? (чувство) Подберем однокоренные слова (чувствительный). Синонимы к этому слову? (эмоциональный, сентиментальный)

- Какая тематика произведения? (любовная)

- Соблюдены ли литературные нормы? (нет)

- Таким образом, речь идет о литературном направлении – сентиментализм.

Заполняется вторая половина доски:

- Нарушение литературных норм и правил классицизма

- Итак, на примере повести Карамзина мы можем говорить о новом литературном направлении – сентиментализме. Запишите вторую тему урока.

Откройте учебник на стр. 62 (Работа с учебником)

V. Работа в группе.

1. Задание группы выбирают сами

Решение проблемы: был ли сентиментализм прогрессивным явлением в литературе? Для этого надо вспомнить вновь черты классицизма и, опираясь на полученные знания, материал учебника и текст повести, ответить на вопросы:

2. Ответ учащихся

VI Вывод учителя

VII Тест. (уровневый)

1. По характерным признакам определите идейно-эстетическое направление художественного метода в русской литературе XVIII века:

А) сентиментализм б) классицизм

2. Каков жанр произведения Карамзина?

А) рассказ б) повесть в) роман г) быль

3. Возле какого монастыря находится место, связанное с именем Лизы из произведения Карамзина?

А) Раифского б) Зилантова в) Симонова

4. Какого цвета глаза у героини Карамзина?

А) голубые б) зеленые в) серые г) карие

5. Где произошло первое свидание Лизы и Эраста?

А) на берегу Москвы – реки б) на берегу озера в) на опушке леса г) в Москве

6. От какого лица ведется повествование?

А) от первого б) от второго в) от третьего

7. Какие эпитеты использует Карамзин, говоря о своей героине? _____________________

8. Чему научили отец и мать Лизу?_______________________________________________

9. Найдите фразу , в которой заключена главная черта сентиментализма?_______________

10. Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? (дайте развернутый ответ)_____________________________________________________________

Крестьянка Лиза наполовину сирота: отец её умер, а мать очень слаба. Юной девушке приходится много трудиться, чтобы содержать себя и матушку. Летом Лиза зарабатывала деньги, продавая цветы и ягоды на улице Москвы. Однажды возле неё остановился обеспеченный молодой человек Эраст и пожелал купить её ландыши за сумму многим большую, чем девушка просила. Лиза отказывалась, но барин сказал, что впредь он будет скупать все её цветы. А спустя день Эраст посетил дом бедных крестьянок. Так начались неравные в социальном плане отношения.

Через некоторое время к Лизе посватался зажиточный крестьянин. Её матушка умоляла дать согласие, но Эраст был категорически против этой свадьбы. Он клялся, что женится на девушке сам, невзирая на социальные отличия. И Лиза поверила.

Спустя пару месяцев Эраста призвали на военную службу. Влюблённые тяжело расставались, но после планировали соединиться навсегда. Однако позднее Лиза встретила Эраста в городе, и он сообщил ей о своей скорой свадьбе на дворянке, обеспеченной до неприличия даме в годах.

Эраст женился не по любви, а из-за того, что лишился всего своего состояния, играя в карты с сослуживцами. Лиза не смогла пережить позора и утопилась. Её мама была не в силах пережить смерть дочери и тоже вскоре скончалась. А Эрасту остаётся всю оставшуюся жизнь страдать от угрызений совести.

Основные персонажи:

Второстепенные персонажи:

  • Мать Лизы — простая, старая и больная крестьянка, которая мечтает пока жива успеть выдать дочку замуж за надёжного человека.
  • Рассказчик — человек ведущий повествование и сочувствующий его героям.

Повествование ведёт рассказчик, который делится с читателем историей, о которой размышляет, когда приходит на гору близ Симонова монастыря.

1. Знакомство с Лизой и её матушкой

Рядом с монастырём находится разрушенный домик, в котором 30 лет назад жили две бедные крестьянки — 17-летняя Лиза и её больная мать. После кончины главы семейства все тяготы по обеспечению семьи легли на плечи хрупкой Лизы, которой на тот момент было лишь 15 лет. Эта красивая юная девушка трудилась, не жалея себя, но умудрилась сохранить в своём сердце доброту и веру в людей.

2. Встреча Эраста с Лизой

В качестве одной из подработок Лиза собирала и продавала ландыши. Как-то раз возле неё остановился красивый молодой человек. Лиза предложила ему цветы, а он пожелал заплатить за них больше, чем она просила. Девушка скромно отказывалась и тогда, очарованный ею, дворянин захотел стать её единственным покупателем и выведал адрес прекрасной продавщицы цветов.

Лиза ждала Эраста на следующий день дома, но он всё не приходил. Когда девушка отвлеклась на работу с пряжей, она заметила, что у её убогой лачуги появился Эраст. Дворянин вёл беседу с её мамой. После его отъезда старая женщина сказала, что за такого мужчину она бы с радостью отдала свою единственную дочь замуж. Однако Лиза считала такой брак невозможным. Ведь они с Эрастом принадлежат разным сословиям.

3. Признание в любви

Эраст по характеру был ветреным и непостоянным молодым человеком. Он тяготел к разгульной жизни и привык сорить деньгами. Однако встреча с прекрасной Лизой переменила его: он был покорён и уверен, что эта девушка и есть его единственная.

На рассвете после тревожного сна Лиза вышла на берег реки и увидела плывущего в лодке Эраста. Он тоже заметил девушку и поспешил к ней навстречу. Эраст целовал ей руки и признавался в любви. Не помня себя от счастья, Лиза ответила ему взаимностью.

После этого утра молодые люди не расставались. Их встречи были невинны и искренни. Эраст остыл к светской жизни и видел себя лишь рядом с Лизой до конца своих дней. И в мыслях у него не было обидеть или разочаровать свою возлюбленную.

4. Переломный момент в отношениях влюблённых

На очередную встречу Лиза пришла расстроенной. Оказалось, к ней сватается богатый крестьянин. Мать желает этого союза, не зная как горячо влюблена её дочь в Эраста. Дворянин успокоил девушку, пообещав жениться на ней. В этот день влюблённые впервые стали близки.

5. Последняя встреча Эраста и Лизы

Спустя два месяца Лиза увидела Эраста в карете на улице Москвы. Она ужасно скучала всё это время и бросилась к любимому на шею. Но Эраст не был счастлив увидеть её. Он холодно сообщил девушке о своей скорой свадьбе, пояснив, что жениться его вынуждают обстоятельства. На прощанье он дал Лизе сто рублей и пожелал ей обрести счастье.

Эраст не стал героем военных сражений и за время службы проиграл все свои деньги. Скорая свадьба на обеспеченной вдове сулила ему вновь богатство и беззаботную жизнь. А бедная Лиза теперь не знала, что ей делать. Не помня себя, она пришла на то самое место на берегу реки, где проходили их встречи полные любви. Деньги, что дал девушке Эраст, она отдала соседской девчонке, попросив отнести своей матушке. А после бросилась в воду и утонула.

Мать Лизы не пережила потерю дочери. Эраст не смог жить счастливо, узнав о судьбе Лизы и её мамы. Он винил в случившемся себя. Перед смертью Эраст поделился этой грустной историей с рассказчиком.

Анализ произведения

Эта повесть является одним из первых сентиментальных про­изведений в русской литературе XVIII века. Сюжет ее был не новым, так как не раз встречался у отечественных и иностран­ных романистов. Но определяющую роль в повести Карамзина иг­рают чувства.

Одним из главных героев произведения становится повество­ватель, рассказывающий с безмерной грустью и. сочувствием о судьбе девушки. Введение образа сентиментального повествова­теля оказалось новаторством Карамзина в русской литературе, так как раньше рассказчик оставался как бы в стороне и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Уже в заг­лавии данной повести сочетается имя собственное с определен­ным отношением автора к нему. Сюжет у Карамзина развивается необычно, идейно-художественным центром становятся не собы­тие и постоянство героев, а их переживания, то есть сюжет но­сит психологический характер.

Экспозицией произведения является описание окрестностей Москвы, автор вспоминает времена, когда этот город ждал помо­щи в лютых бедствиях.

Завязкой становится встреча Лизы, бедной девушки, с моло­дым дворянином Эрастом.

Далее следует развитие сюжета — любовь Эраста и Лизы, которые дают друг другу обещание верности. Но когда страсть берет верх над чувствами Эраста, он, добившись желаемого, охладевает к девушке.

Кульминацией является случайная встреча Лизы с Эрастом, во время которой он просит ее оставить его в покое, потому что женится.

Развязка — гибель Лизы. Она выбирает смерть, чтобы разре­шить все проблемы, не жить обманутой и брошенной любимым человеком. Для Лизы жизни без Эраста не существует.

Карамзин одним из первых в русской литературе открыл тон­кий и ранимый внутренний мир представительницы низшего со­словия, а также способность бескорыстно и, беззаветно любить. Именно с его повести берет начало, еще одна традиция русской литературы — сострадание к простым людям, сочувствие их ра­достям и переживаниям, защита обездоленных и угнетенных. Та­ким образом, можно сказать, что Карамзин подготовил основу для творчества многих писателей XIX века.

План пересказа

  1. Описание окрестностей Москвы.
  2. Жизнь Лизы.
  3. Знакомство с Эрастом.
  4. Признание в любви.
  5. Случайная встреча с Эрастом в Москве.
  6. Гибель Лизы.
  7. Дальнейшая судьба Эраста.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

Творческий метод и стиль

Новаторским подходом в повести является сам образ рассказчика. Повествование ведётся от имени автора, человека, которому не безразличны судьбы главных героев. Его сопереживание и участие передается в манере изложения, что делает повесть соответствующей всем законам сентиментализма. Рассказчик сочувствует героям, переживает за них и никого не осуждает, хотя в ходе повествования он даёт волю своим эмоциям и пишет, что готов проклинать Эраста, что плачет, что сердце его обливается кровью. Описывая мысли и чувства своих героев, автор обращается к ним, спорит с ними, страдает с ними – всё это тоже было новым в литературе и тоже соответствовало поэтике сентиментализма.

Карамзин смог также по-новому показать в повести пейзаж. Природа в произведении уже не является просто фоном, она гармонирует и соответствует чувствам, которые переживают герои повести. Становится активной художественной силой произведения. Так, после признания Эраста в любви вся природа ликует вместе с Лизой: поют птицы, ярко светит солнце, благоухают цветы. Когда же молодые люди не смогли противостоять зову страсти, грозным предупреждением шумит буря, и дождь льётся из чёрных туч.

Проблематика произведения

  • Социальная: история влюбленных, принадлежащих к разным социальным слоям, несмотря на всю красу и нежность чувств, приводит к трагедии, а не к счастливому финалу, к которому привыкли в старых романах.
  • Философская: борьба разума с сильными естественными чувствами.
  • Моральная: нравственный конфликт повести. Прекрасные чувства между крестьянкой Лизой и дворянином Эрастом. В итоге после недолгих моментов счастья чувствительность героев приводит Лизу к гибели, а Эраст остаётся несчастным и будет вечно корить себя за смерть Лизы; именно он, по словам рассказчика, поведал ему эту историю и показал Лизину могилу.

Основной мыслью рассказа является любовь невинной девушки-крестьянки к богатому дворянину. Забыв о существующих социальных неравенствах, молодая девушка с головой окунулась в омут своих чувств, полюбив дворянина. Но Лизу ожидало предательство любимого человека, и девушка, узнав о вероломстве Эраста, от отчаяния бросилась в озеро.

Чартков – портрет в повести “Портрет”, описание художника

Главная проблема Лизы в том, что она поддалась своим чувствам, а не рассудку. Скорее всего, Лиза предполагала, что у них не может быть совместного будущего, просто она закрыла глаза на реалии жизни, и дала волю своим чувствам. Когда она потеряла Эраста, она потеряла и смысл жизни.

Характеристика героев

Крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры каждого из них раскрываются в любовном сюжете.

молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь — ткала

холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве.

природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем

удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и

жаловался на судьбу свою.

Таким образом, самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного барина, не способного думать о последствиях своих поступков.

Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи. Следует заметить, что образу Эраста в повести сопутствует весьма прозаический лейтмотив. Это – деньги, которые в сентиментальной литературе всегда вызывают к себе, в большей или меньшей степени, осудительное отношение.

Искренняя, настоящая помощь выражается у писателей-сентименталистов в самоотверженных поступках, в непосредственном участии в судьбе страдальцев. Что касается денег, то они создают лишь видимость участия и часто служат прикрытием нечистых намерений.

Получить полный текст

Трагический финал повести свидетельствует о творческой смелости Карамзина, не пожелавшего благополучной развязкой унизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы.

Там, где большое, сильное чувство вступает в противоречие с социальными барьерами, идиллии быть не может.

Вопросы и задания на уроке:

-Создайте портрет Лизы как героини повести Карамзина и сравните его с портретом кисти Кипренского.

-Сравните, как относится к Лизе автор-повествователь и как относится к своей героине художник.

— В какой момент показал бедную Лизу художник(подобрать цитаты).

Варианты, предложенные учениками:

«Наконец пришла она, но так невесела, что он испугался; глаза ее

Получить полный текст

сватается жених, сын богатого крестьянина из соседней деревни; матушка

«Она пришла в себя — и свет показался ей уныл и печален. Все приятности

Удивительным образом показал Кипренский бедную Лизу –чувствительную героиню Карамзина-любая из цитат подходит к портрету, и мои ученики это убедительно доказывают: Лизе до слёз жалко мать, ей не страшно отдать своё сердце другому, страшна жизнь без возлюбленного Эраста.

Но всё же ребята приходят к общему выводу, что самое большое потрясение — это осознание того, что Эраст её больше не любит и незачем ей жить. Юная миловидная девушка с мольбой смотрит в пустоту: в ее дрожащей руке красный цветок, лепестки которого как бы опалены печалью, горестным вздохом героини— это символ любви, но любви уже нет, и жизнь потеряла смысл.

-Подготовьте презентации с видами (репродукции, фото) Симонова монастыря, а также видами старой Москвы, московских святынь.


1. . Бедная Лиза. Повести. – М., 1976.

2. Карамзин . – М., 1991.

4. Писатели нашего края 18–19 в. в. – Ульяновск, 1977, с. 5–17.

5. , Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 12–15.

7. Край прелестный – это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель . – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2000, с. 88.

9. Родное слово (фольклор, язык, литература). Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2001, с. 72.

10. Писатели нашего края 18–19 в. в. – Ульяновск, 1977, с. 65–76.


Сюжет и композиция

Все события повести происходят на протяжении трех месяцев. Однако автор повествует о них как о событиях тридцатилетней давности. Кроме психологии героев, которая до мелочей раскрыта в повести, на концовку влияют и внешние события, толкнувшие главную героиню на решительный шаг.

Новым и непривычным было в повести то, что вместо ожидаемого (по привычным романам) счастливого финала читатель встречался с горькой правдой жизни.

Роль в повествовании московского пейзажа как психологической характеристики героев

Образ автора-рассказчика, его позиция


Природа откликается на состояние души девушки. Лиза смотрит на восходящее солнце, и в ее душе зарождается еще неведомое ей чувство. После объяснения с Эрастом она, как никогда ранее, радуется прекрасному утру, пению жаворонков, сиянию солнца, запаху цветов. На вечерних свиданиях лунным светом серебрятся ее волосы, которыми играет ветер. Природа предстает умиротворенной, как и ее чувства. После грехопадения Лиза считает себя преступницей, природа вторит ее душевому состоянию, предвещая беду: шумит буря, в черных тучах сверкает молния, гремит гром. Описания природы в повести выполняют не просто эстетическую функцию, они помогают понять внутренний мир героини.

Только усвоенная информация становится знанием. В этом вам помогут онлайн-курсы

Читайте также: