Как повысить школьную мотивацию младших школьников памятка для учителей

Обновлено: 04.07.2024

В наше время , с появлением сети Интернет , компьютерных игр, социальных сетей и других соблазнов , достаточно трудно прививать детям понимание того , что образование – очень важная и нужная вещь .

Нет ничего невозможного , просто к решению каждой проблемы нужно найти правильный подход .

В этот буклет мы собрали, на наш взгляд, очень интересные и действенные советы, мудрые высказывания и крылатые выражения, посвященные повышению мотивации к учению как показателю достижения успеха.

Советы и рекомендации для педагогов по повышению учебной мотивации учащихся

Современные психологи и педагоги считают, что главная задача состоит в том , чтобы развивать и вызывать у учащихся любознательность - причину познавательного интереса .

Учитель может использовать для этого различные приемы и техники .

1 – Создавайте ситуации успеха через выполнение заданий, посильных для всех учащихся , изучение нового материала с опорой на старые знания .


2 – Помните, что очень важен п оложительный эмоциональный настрой через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества , яркую и эмоциональную речь учителя .

4 – Помните, что и нтерес и радость должны быть основными переживаниями школьника в процессе обучения.

5 - Предоставляйте частичную свободу выбора (не в ущерб знаниям) .

6 – Помните, что значительно повышают учебную мотивацию: з анимательност ь , необычное начало урока , использование музыкальных фрагментов , игровых и соревновательных форм , юмористических фраз и расслабляющих минуток .

7 – Не наказывайте за неудачу , неудача сама по себе является наказанием . Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения . Неудачи снижают мотивацию .

9 – Помните, что р ост уверенности в себе , своих силах способствует усилению внутренней мотивации .

10 – Сотрудничайте на уроке через совместное решение проблемы и разрешение противоречий , эвристическую беседу , учебную дискуссию , выделение существенных признаков предметов , классификацию , обобщение , моделирование .

11 – Старайтесь на уроках учитывать запросы , интересы и устремления детей . Применяйте новые информационные технологии .

12 – Ставьте оценку ученику не за отдельный ответ , а за несколько ( на разных этапах урока ) – вводите забытое понятие поурочного балла .

14 – Отмечайте достижения ребенка . Оценка его достижений поможет продолжить обучение . Например , список успехов может способствовать тому , чтобы он стал самостоятельным . Гордитесь достижениями ребенка в любой деятельности.

15 – Постоянно и целенаправленно занимайтесь развитием качеств , лежащих в основе развития познавательных способностей : быстроты реакций , всех видов памяти , внимания , воображения и т . д . Основная задача каждого учителя – не только научить , а и развить мышление ребенка средствами своего предмета .

16 – Создавайте ситуации успеха через выполнение заданий, посильных для всех учащихся , с опорой на старые знания .

17 – Старайтесь , когда возможно , интегрировать знания , связывая темы своего предмета, как с родственными , так и другими учебными дисциплинами , обогащая знания , расширяя кругозор .

18 – Преподносите содержание учебного материала так , чтобы это было интересно . Старайтесь, если возможно, преподносить материал в необычной форме .

19 – Старайтесь создавать положительный эмоциональный настрой через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества , яркую и эмоциональную речь учителя .

21 – Выясните , что является причиной низкой мотивации учеников : неумение учиться или ошибки воспитательного характера . После этого поработайте с проблемными сторонами личности учащегося . При необходимости обратитесь за помощью к школьному психологу.

22 – Помните, что д ля школьников важна сама личность учителя ( очень часто даже скучный материал , объясняемый любимым учителем , хорошо усваивается ).

23 – Создавайте атмосферу энтузиазма , оптимизма и веры детей в свои способности и возможности . Уважайте личность каждого ребенка .

И у вас всё получится !

t1622454170aa.jpg

t1622454170ab.jpg

t1622454170ac.jpg

t1622454170ad.jpg

t1622454170ae.jpg

t1622454170af.jpg

t1622454170ag.jpg

t1622454170ah.jpg

t1622454170ai.jpg

t1622454170aj.jpg

по повышению учебной мотивации

детей и подростков

Родителям следует иметь в виду то , что мотивация ребенка на обучение должна быть связана не только с учёбой . Важно знать , что некоторые дети также высоко мотивированы на достижение своих целей , не связанных с учебой в школе .

Помните , что достижение – это еще не мотивация . Поэтому необходимо знать , что пока вы будете заставлять ваше чадо делать домашние задания , это не значит , что он мотивированно выполняет их .

Мотивация – это желание и готовность что - либо делать .

Мотивированный человек может ставить перед собой долгосрочные цели , например , стать профессиональным писателем , или краткосрочные , например , выучить одно иностранное слово .

Не следует наказывать ребенка за оценки , необходимо тщательно разобраться с возникшей проблемой и найти способ для мотивации к учебе .

1 – Способствуйте зарождению новых идей у вашего ребенка , участвуя не только в школьных , но и в других всевозможных общественных мероприятиях .

2 – Часто хвалите своего ребенка пусть даже за самые незначительные успехи , говорите ему , как вы им гордитесь , какой он у вас умный и трудолюбивый . Для детей похвала и одобрение родителей очень важны , и не только в раннем возрасте . Ребенку важно знать , что он трудиться не зря , что его мама и папа ценят этот труд , радуются его успехам вместе с ним .

3 – Умейте поощрять ребенка за проделанную работу , за успехи в учебе , учите его достигать поставленных целей этап за этапом . Узнайте , чем он увлекается больше всего , о чем мечтает . Разговаривайте с ребенком об этом, разделяйте его увлечения. Так вы скорее увидите способности и склонности своего ребенка.

4 – Никогда не принуждайте ребенка к учебе в приказном тоне , это не даст хорошего результата , а вы только проявите неуместный деспотизм , который ничего, кроме негатива и чувства протеста, в душе ребенка не вызовет . Лучше всего в спокойном дружеском тоне спросить , не нужна ли ему помощь в подготовке к урокам , не испытывает ли ваш ребенок трудностей в изучении тех или иных предметов . Старайтесь поддерживать со своим ребенком доверительные дружеские отношения .

6 – Никогда не позволяйте себе ругать или , еще хуже , оскорблять свое чадо за плохие оценки в школе . Напротив , если вы узнали , что он уже получил плохую оценку , вы должны в первую очередь стать ему поддержкой , подбодрить и убедить в том , что это только временная неудача , и если он только захочет , то сможет на следующий раз подготовиться лучше и поразить учителя своими знаниями .

7 – Вдохновляйте собственным примером . Ведь , когда ребенок видит , что его родители эрудированы , образованны , много читают , имеют много увлечений , могут рассказать много всего интересного , это пробуждает в нем самом интерес к образованию , он начинает тянуться за родителями .

8 – Воспитывайте интерес в вашем ребенке , предоставляя ему возможность узнавать о своих интересах и изучать их , будь то звезды , животные , цветы или многое другое .

10 – Попытайтесь ставить перед детьми краткосрочные задачи и цели , так как иногда дети перегружены сложными задачами . Это не значит , что данные задачи сложны для выполнения , просто дети могут нервничать из - за того , что на решение или понимание проблемы уходит много времени . Иногда дети сразу могут отказываться в решении задачи , поэтому целесообразно разделять такие задачи на несколько меньших частей .

11 – Помогайте ребенку учиться организовывать свое время , так как после начала учебы в школе ему придется выделять на одни предметы больше времени , на другие – меньше . Поэтому ребенок с раннего возраста должен научиться ценить свое время . Скоро ему самому придется научиться правильно управлять своим временем .

13 – Помогите вашему ребенку взять свои результаты под контроль : отстающие дети считают , что достижение результата находится вне их контроля , поэтому им кажется , что все их усилия бессмысленны . Ребенок может научиться осознавать роль личной ответственности за достижение положительного результата . Также хорошо помогать ребенку устанавливать причинно-следственные связи: после чего результат улучшился, после чего – ухудшился.

14 – Показывайте личным примером положительное отношение к школе , так как дети должны видеть , что родители высоко оценивают роль образования . Если даже в проблемах ученика виновата школа или учитель , вы должны быть осторожны в своих высказываниях в адрес педагогов .

15 – Помогайте ребенку найти связь между учебой в школе и его интересами . Часто причиной отсутствия мотивации является то , что ребенок не находит никакой связи между учебой и своими интересами . Например , подросток , который хочет заниматься астрономией , должен знать , что для этого ему необходимо изучать математику и физику .

17 – Расскажите ребенку о своем личном опыте , а также поставьте в пример известные личности , которые добились в жизни больших успехов благодаря полученным знаниям и умению достигать поставленных целей.

18 – Поощряйте позитивные действия . Не надо концентрировать ваше внимание только на негативных действиях или плохом поведении ребенка .

20 – Для детей младшего и среднего школьного возраста великолепным стимулом к учебе могут стать занимательные задачники и увлекательные книги . Читайте их вместе с ребенком , проводите дома опыты , наблюдайте за природой . Так вы у ребенка пробудите интерес к естественным наукам , и обеспечите успешное освоение многих школьных предметов .

21 – Если у вашего ребенка нет домашнего задания , удостоверьтесь , что он тратит по крайней мере 30 минут в день на просмотр и повторение пройденного в классе материала.

Что можно сделать в этой ситуации . Выбрать нужный тон для беседы , ведь даже читать задание нужно вместе , и также вместе его разбирать .

Упрек ребенку , который сделал ошибку . Такая реакция не мотивирует, а убивает удовольствие от учебы . Нет мотивации без похвалы .

Сообщите ребенку об ошибке мягко . Сразу же вместе найдите и прочитайте правило , на которое он допустил ошибку .

24 – Дети нуждаются в постоянном повышении самооценки . Для этого хвалите их за каждое правильное действие , тогда у них появится стимул для выполнения даже самых сложных заданий . А главное, не нужно заострять внимание на плохих моментах , просто направляйте ребенка на правильное решение .

25 – Поддержите вашего ребенка , если даже он плохо сдал какой - либо экзамен или тест.

26 – Узнайте : задали ли ему домашнее задание или какой - либо проект в классе , который он должен сделать дома . Если ребенок не уверен в правильности выполнения или не знает, с чего начать, обсудите с ним порядок работы, но не выполняйте задание за него. Можно просто присутствовать рядом, подбадривая и поддерживая ребенка.

27 – Выполняйте домашние задание с младшим школьником в форме игры , так как большинство детей любят играть, поэтому иногда скучную домашнюю работу можно превратить в увлекательную игру . Также проверка работы детей показывает , что вы заботитесь о них . Свяжите домашнее задание ребенка с его интересами или позвольте сделать это ему самому .

28 – Если Вас настораживает негативное поведение ребенка, поговорите с ним. Объясните, что именно Вас волнует. Постарайтесь вместе решить, что делать, что и как нужно изменить. Постоянно вместе с ребенком выделяйте какие - либо признаки улучшения его поведения . Если прогресса нет, поговорите с его учителем или школьным психологом .

29 – Позитивно , регулярно поддерживайте ребенка . Доброе слово и дельный совет лучше порицания .

30 – Поговорите с учителем ребенка о различных альтернативах или источниках , которые могут помочь ему , если есть проблемы в учебе .

31 – Спрашивайте вашего ребенка , как прошел его день в школе . Не акцентируйте внимание на негативных моментах, но при этом у достоверьтесь , что он вам рассказывает правду.

32 – Так как общение очень важно для ребенка любого возраста , обучение должно происходить через общение . Оцените положительные действия ребёнка , спросите мнение о предмете , обсудите с ребенком любимые и нелюбимые уроки, учите аргументировать свою позицию .

33 – Самое главное : регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка , ведь они следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе .

34 – Чётко ставьте цели перед ребенком: чего хочет добиться , какими знаниями обладать .

35 – По возможности , определяйте практическую направленность обучения . (з ачем мне это надо знать , как я это применю в жизни ?)

36 – Отмечайте достижения ребенка . Оценка его достижений поможет сделать обучение более успешным . Например , список успехов может способствовать тому , чтобы ребенок стал более самостоятельным .

37 – Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели ( когда я это исправлю , выучу ).

38 – Формируйте у своего ребенка положительный стимул для получения новых знаний в школе . Гордитесь достижениями ребенка в любой деятельности.

39 – Четко и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей учебы .

40 – Не сравнивайте результаты обучения вашего ребенка с ребятами из класса , это может привести к раздражению и снижению самооценки и мотивации .

41 – Если у вашего ребенка проблемы в учебе , ему необходима дополнительная помощь учителя , домашнего репетитора и психолога .

42 – Любите ребенка .

И у Вас всё получится!

Конечно , это не весь перечень советов, как повышать мотивацию ребенка к учебной деятельности. Но если вы будете постоянно и последовательно выполнять эти советы , результат , в виде успешного ученика , не заставит себя долго ждать .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Елфимова, Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников.

Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы.

Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников.

Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.

Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка.

Братчикова, Ю.В. Особенности учебной мотивации младших школьников.

Галкина В.М. Формирование и развитие мотивации учения младших школьников.

Гани, С.В.Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости.

Искалиева, О.Р.Некоторые подходы к использованию занимательного материала на уроках в начальной школе.

Памятка для учителей начальных классов на тему: мотивация к обучению младших школьников


Мотивация является многомерным образованием отдельных мотивов, потребностей, целей, намерений, интересов, идеалов, ценностей.

Учебная мотивация состоит из ряда побуждений, постоянно меняются и вступают в новые связи друг с другом. Поэтому становление мотивации - не просто рост положительного или усиление негативного отношение к учебе, а усложнение структуры мотивационной сферы, побуждений, входящих в нее.

Мотивационная основа учебной деятельности обучающегося состоит из следующих элементов:

сосредоточение внимания на

осознание смысла предстоящей

осознанный выбор мотива;

стремление к цели

(осуществление учебных действий);

стремление к достижению успеха;

самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).

Как учителям повышать учебную мотивацию школьников:

Предоставление частичной свободы выбора.

При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.

Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение.

Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.


Изменять методы и приемы обучения.

Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.

Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные.

Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других.

Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы и др.

Данная памятка - результат подготовки к тематическому педагогическому совету - подборка конкретных рекомендаций по актуальной проблеме формированию положительной мотивации к учению.

ВложениеРазмер
pamyatka_uchitelyu_po_formirovaniyu_polozhitelnoy_motivatsii_k_ucheniyu.docx 25.7 КБ

Предварительный просмотр:

по формированию положительной мотивации учащихся к учению

Мотивы- это осознанные причины и побуждения деятельности. Мотив учебной деятельности можно определить как направленность учащегося на достижение целей собственного развития, в том числе - на приобретение знаний, умений и навыков, продиктованных его интересами, внутренними потребностями, а также внешней средой. Мотивация есть совокупность методов. Мотивация учения есть комплекс факторов, определяющих мотивационную тенденцию учащегося, которая в зависимости от его образовательных намерений и внешних причин может активизировать, либо тормозить его учебную деятельность.

(внешние, связанные (внутренние, с другими людьми) направленные на процесс обучения)

- мотив получить профессию, интересную работу, найти свое место в обществе;

-мотив самоутверждения (хочу стать лидером, влиять на других);

-стремление личности через учение утвердить свой социальный статус;

-мотив престижа (стать лучшим);

-мотив избегания (боязнь огорчить родителей, преподавателей, мастеров);

-мотив благополучия (стремление получить только одобрение);

-мотив получения достойного вознаграждения за свой труд в будущем.

-удовлетворение от самого процесса учения и его результатов;

Учебно- познавательные мотивы:

-нравится находить ответы на проблемные вопросы, получать удовлетворение от решения заданий повышенной трудности

-меня заинтересовала эта тема и я хочу узнать об этом как можно больше;

Варианты поведения учащихся в ситуациях стремления к успеху и избегания неудач

Учащиеся с мотивом стремления к успеху

Учащиеся с мотивом избегания неудач

Активно ищут ситуации соревнования, риска с личной ответственностью за исход.

Выбирают цели несколько выше средней степени трудности, успех в которых позволяет подтвердить самооценку.

Ставят либо очень легкие, либо очень трудные цели, так, чтобы успех или неуспех не влиял на самооценку.

Настойчивы и упорны в достижении цели, действуют самостоятельно.

Склонны к поиску помощи и поддержки, к отвлечению от деятельности (фантазированию).

Эффективны, в случае неудачи сохраняют или снижают уровень сложности, в случае удачи- повышают.

Эффективны в случае легких целей. При неудаче отказываются от реалистичной стратегии.

Стремятся к получению обратной связи и реагируют на нее.

Не стремятся получать информацию или игнорируют ее.

Самооценка и атрибуция причин

Самооценка реалистичная и устойчивая. Успех рассматривают как результат усилий, неудачу как следствие стечения обстоятельств.

Чаще завышенная, заниженная, неустойчивая самооценка, успех рассматривается как случайность, а неудача – как проявление плохих способностей.

Планирование временной перспективы

Умеренное реалистичное планирование, при высоком уровне достижений включается ориентация на отдаленное будущее.

Глобальное либо очень узкое планирование, уклонение от реалистичного планирования.

Психолог А.К.Маркова, специально исследовавшая эту проблему, выделяет пять типов, ступеней включенности учащегося в учебную деятельность. Это следующие типы мотивации :

* Отрицательное отношение к учению. Этот тип характеризуется бледностью и узостью мотивов, познавательные мотивы исчерпываются интересом к результату. Отсутствует умение ставить учебные цели и преодолевать трудности. Нет умения выполнять задания по развернутой инструкции взрослого. Нет ориентации на поиск развернутых способов действия. Учебная деятельность не сформирована.

* Безразличное (нейтральное) отношение к учению . Этот тип мотивации характеризуется наличием неустойчивых переживаний новизны и интереса, возникают первые предпочтения одних учебных предметов другим. Доминирующими являются широкие социальные мотивы долга. Для таких учащихся характерно понимание и первичное осмысление целей, которые ставит преподаватель. Типичная для них учебная деятельность – это простые учебные действия на основе образца и инструкции. Возможны простые виды самоконтроля.

* Положительное аморфное отношение к учению (предотношение).

Для мотивации учения характерно сочетание широких познавательных мотивов (интерес к результату учения и оценке) и широких социальных мотивов. Учащиеся с мотивацией данного типа в ходе учебной деятельности переживают эмоции удивления, новизны учебного материала. Они восприимчивы к новым знаниям. Их учебная деятельность отличается тем, что они понимают и выполняют те цели, которые ставит педагог. Хорошо выполняют учебные действия по образцу и инструкции, осуществляют самоконтроль.

* Положительное отношение к учению (познавательное, осознанное). Ученики с этим типом мотивации учения переопределяют и доопределяют задачи, которые ставит педагог, и на этой основе ставят свои цели учебной деятельности. На этой основе происходит формирование новых мотивов учебной деятельности, осмысление соотношения мотивов и целей. Учебная деятельности для них является не только воспроизведением образца, который дан учителем, но и осуществлением учебных действий по собственной инициативе. Они различают способы и результаты учебной деятельности, способны к поиску разнообразных способов достижения результата. Умеют планировать и оценивать свою учебную деятельность до ее осуществления, хорошо развит самоконтроль и самооценка учебной деятельности.

* Положительное (личностное, ответственное, действенное) отношение к учению. Для учащихся с этим типом мотивации учебной деятельности характерно соподчинение мотивов, их иерархия. Мотивы сбалансированы, гармонируют друг с другом. Они умеют ставить перспективные нестандартные цели учебной деятельности, реализовывать их и преодолевать препятствия при их достижении. Учебные действия отличаются гибкостью и мобильностью, типичным является поиск нестандартных способов решения учебных задач. Такие школьники предвидят социальные последствия своей учебы, их учебная деятельность переходит в самообразовательную.

Пути формирования учебной мотивации.

Общий путь формирования учебной мотивации заключается в том, чтобы способствовать превращению широких побуждений учащихся в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой и доминированием отдельных мотивов. Формированию мотивации в целом способствуют:

Основные виды воздействия должны быть направлены на:

-актуализацию ранее сложившихся мотивов учения и социализации, т. е. не разрушать, а укреплять и поддерживать);

-на создание условий для проявления новых качеств имеющихся мотивов (устойчивости, осознанности, действенности) и появления новых мотивов; на коррекцию дефектных мотивационных установок).

Начало урока. Оно должно ориентировать учащихся на готовность включиться в учебную деятельность. Для этого необходимо актуализировать предыдущие достижения, вызвать мотивы относительной неудовлетворенности и мотивы ориентации на предстоящую деятельность.

Основная часть урока должна быть направлена на подкрепление и усиление мотивации. Этого можно достичь чередованием различных видов учебной деятельности (легких и трудных, репродуктивных и поисковых, индивидуальных и фронтальных), использование активного поиска самими учащимися, включение учащихся в процесс оценки и самооценки.

На завершающей стадии необходимо обеспечить выход с положительным опытом, с положительной установкой на учение. Это достигается за счет развернутой дифференцированной оценки педагогом деятельности учащегося. Необходимо показать успехи, достижения и отметить слабые места.

Приемы для стимулирования и мотивации познавательной деятельности обучающихся .

Создание комфортной среды

Положительные переживания, связанные с учением

Непосредственно познавательные мотивы

1.Доброжелательные отношения между учащимися.

2.Общая атмосфера в классе, группе (установка на получение знаний).

4.Создание положительной эмоциональной сферы на уроке:

-эмпатия – умение чувствовать и помогать учащимся;

-невербальные средства (взгляд, улыбка, поза, жесты, прикосновения);

-интонация, умение чувствовать и держать паузу.

1.Поощрение, зависящее от уровня реальных достижений учащихся.

3.Включение в групповую деятельность.

4.Радость от преодоления трудностей.

5.Разъяснение учащимся общественной и личной значимости.

7.Приучение к выполнению требований.

8.Оперативный контроль за выполнением требований.

10.Привлечение учащихся к оценочной деятельности, формирование адекватной самооценки, осознание учащимися своих возможностей в достижении успеха.

11.Объективная оценка результатов учебного труда учащихся.

12.Использование разнообразных безоценочных форм поощрения.

1.Связь изучаемого с жизнью, достижениями науки и техники.

2.Обращение к личному опыту, анализ жизненных ситуаций.

3.Показ недостаточности имеющихся знаний.

4.Разъяснение значимости З и У в настоящем и будущем.

5.Создание проблемных ситуаций.

6.Использование разноуровневых заданий (создание ситуации выбора).

7.Организация познавательных игр.

8.Вовлечение в дискуссию.

9.Привлечение занимательных примеров, опытов и парадоксов.

10.Планирование целей и задач обучения самим обучаемым.

11.Чередование форм и методов обучения.

12.Тестирование знаний и умений.

13.Использование интерактивных компьютерных средств.

Педагогические средства развития учебной мотивации

●Приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала: показ новизны содержания; обновление уже усвоенных знаний, их углубление; раскрытие практической, научной и др. значимости знаний и способов действий; профессиональная направленность содержания, межпредметные, внутрипредметные и межцикловые связи; занимательность изучаемого материала; историзм, показ достижений современой науки и пр.

●Значительное влияние на развитие учебной мотивации оказывают методы, особенно методы проблемного обучения и интерактивные. Для реализации возможностей методов обучения в развитии учебной мотивации служат приемы: разъяснение целей деятельности, постановка информационных и проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, организация работы с источниками, применение знаний на производственной основе, использование занимательных и игровых форм занятий и др.

●Приемы, связанные с применением наглядных, дидактических и технических средств обучения: использование карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач (алгоритмами действий); предъявление информации с помощью ТСО и компьютеров, обеспечение учащихся оперативной обратной связью; постановка заданий к наглядной информации; повторная подача информации, опорных сигналов; управление самостоятельной работой учащихся и т.д.

●Приемы, основанные на общении, взаимодействия педагога и учащихся: оценочные обращения учителя (опосредованная оценка, замечание, отрицание, согласие, одобрение), поощрение (похвала, подбадривание), создание ситуации успеха, оказание помощи, стимулирование педагогом постановки вопросов самими учащимися, поддержка их начинаний, прием апперцепции (связь с жизненным опытом учащихся, их интересами, склонностями) и др.

●Приемы, учитывающие внутриколлективные отношения: организация коллективной работы по планированию и выполнению совместной деятельности; проведение коллективного обсуждения итогов работы; задания по взаимоконтролю и взаимопомощи учащихся; сочетание различных форм совместной работы; общественная оценка действий учащихся, опора на общественное мнение и др.

●Формирование учебной мотивации замедляют: эмоциональная бедность учебного материала; излишняя повторяемость одних и тех же приемов одного порядка; однообразные задания; отсутствие оценки; недоброжелательные отношения преподавателя к учащимся (сарказм, насмешка, упрек, угроза, нотация); приемы понуждения (наказание, необоснованное требование, придирчивость).

Практические рекомендации педагогам по формированию мотивации обучающихся

2.Производительный и учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация, использование однообразных методов и приемов при проведении занятий, однообразные способы действий быстро вызывают скуку. Необходима смена видов деятельности и применение разнообразных приемов и методов мотивации, а также форм работы: индивидуальной, парной, групповой и фронтальной.

3.Для появления интереса к учению необходимо понимание ее нужности, важности, целесообразности изучения конкретного материала, конкретных разделов для использования знаний, умений и навыков учащимися в дальнейшей жизни после выпуска.

4.Чем больше новый материал увязан с усвоенными ранее знаниями, приобретенным ранее опытом, тем он интереснее для учащихся, тем больше их мотивация.

5.Слишком легкие, слишком трудные задания не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

6.Чем чаще проверяется и оценивается работа учащихся, тем большее желание они испытывают к процессу работы. Здесь важна также и самооценка, взаимооценка как социальный мотив, сравнение изделий с образцами, словесное оценивание учителем, похвала и т.д. Через создание ситуаций успеха повышается статус учащегося в классе.

7.Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя.

8.Практика убеждает что, что результативность выполненной учебной работы ведет не только к удовлетворению учащихся, но и мотивирует их к дальнейшему повышению эффективности своего труда.

10.В общении с учащимися исключите из лексикона фразы- убийцы:

*Так дело не пойдет!

*Об этом нам не нужно говорить вообще!

  1. Ты на верном пути. Ты делаешь это сегодня значительно лучше!
  2. Замечательно! Продолжай работать так же, ты добьешься большего.
  3. Так держать! Это успешное начало!
  4. Отлично! Фантастика! Поздравляю!
  5. Ты прав. Превосходно! Умничка! Молодчина!
  6. Большое тебе спасибо! Твои успехи всё заметнее1
  7. Это твоя победа! Красивая мысль! Это интересно!
  8. Я верю в тебя. Спасибо!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Статья. Формирование положительной мотивации к учению

Интерес к учебной деятельности возрастает в 1 классе и заметно снижается к 4 классу.Как же строить процесс обучения, чтобы интерес к процессу познания не угас,и снижения мотивации не произошло.


Формирование положительной мотивации к учению в начальной школе.

Формирование положительной мотивации к учению в начальной школе.

Выступление на методическом совете "Формирование положительной мотивации к учению у первоклассников"

Выступление на методическом совете.


Формирование положительной мотивации к учению в начальной школе

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и .


Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению

Презентации отражают работу учителей начальных классов по теме районного дистанционного семинара.


Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению

Статья на тему "Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению".

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ейский педагогический колледж Краснодарского края

ГБОУ СПО ЕПК КК

Подготовила: студентка Ш-22 группы

Мотив - это то, что побуждает человека к действию.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.

Формированию мотивации в целом способствуют:

• общая атмосфера положительного отношения к учению, профессиональным знаниям;

включенность учащихся в совместную учебную деятельность в коллективе учебной группы (через парные, групповые, бригадные формы работы);

• занимательность, необычное изложение нового материала;

• образная, ярко звучащая речь, укрепление положительные эмоции в процессе учения;

• использование познавательные игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное разрешение;

• построение изучения материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих педагогов и учащихся;

• развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся в учебной деятельности, планирования, постановки целей и реализации их в деятельности, поиске нестандартных способов решения учебных задач.

Рекомендации учителю для повышения школьной мотивации детей младшего школьного возраста:

Рекомендации составлены с учётом личностных особенностей учащихся младших классов и ориентированы на основные этапы проведения урока, а также — на внеурочную деятельность.

I .Подготовительный этап урока включает в себя:

1. Создание эмоционально – психологической атмосферы урока через организацию атмосферы доверия между учителем и учеником, а также благоприятных межличностных отношений в классе.

3. Выбор учителем демократического стиля воздействия на учащихся.

4. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания взглядом, улыбкой, кивком головы.

5. Применение доступных детям видов массажа: поглаживающего, постукивающего, точечного (самомассаж ушных раковин снимает тревожность, агрессивность и усталость; массирование антистрессовой точки на тыльной стороне обеих кистей рук снимает возбуждение нервной системы и действует успокаивающе).

II.Основной этап урока предусматривает:

1. Постановку учителем вопросов, подчёркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

2. Создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении

сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность и управляющие ими закономерности.

3. Использование дидактических и развивающих игр и упражнений, а также средств ТСО и мультимедийные технологии.

4. Использование постоянных и целенаправленных упражнений и заданий по развитию качеств, лежащих в основе познавательных способностей: быстроты реакции, всех видов памяти, мышления, внимания и воображения.

5. Соблюдение соответствия учебных заданий возрастным ограничениям и наличию в них уровня оптимальной сложности.

6. Связь нового материала с усвоенными ранее знаниями для повышения заинтересованности в нём.

7. Включение в середину урока физкультминутки и использование элементов психогимнастики: выражение эмоций через движение.

III.На этапе закрепления и проверки знаний необходимо:

1. Выявление даже маленьких успехов учащихся.

2. Оценивание не только недостатков, но и успехов учеников.

3. Полезно показать, что знал и умел учащийся вчера, что – сегодня. Это даёт возможность ребёнку увидеть своё продвижение, динамику в развитии.

6. Исключение ситуации соревнования. Лучше приучать школьников к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений.

7. Выявление с учениками причин ошибок и путей их исправления.

8. Важно не сравнивать результаты учебной деятельности или

отдельного ответа на поставленный вопрос конкретного ребёнка

с результатами других учащихся, особенно успевающих детей.

9. Оценивание конкретного ответа без перехода на личность учащегося.

10. Концентрация внимания учащихся на продвижении вперёд, на переживании успеха в деятельности.

Во внеурочной деятельности необходимо учитывать:

1. Принятие своих учеников независимо от их учебных успехов.

2. Постоянное подчёркивание того, что отношения в классе определяются не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершает ученик для других.

3. Изучение круга интересов ребят; выяснение, чем может быть интересен каждый учащийся для одноклассников.

5. Вовлечение учащихся и родителей в предметную проектную деятельность: в разработку творческих работ, проектов и презентаций.

6. Воспитывать и поддерживать в ученике интерес, предоставляя ему возможность изучать и узнавать о своих интересах, будь то динозавры, звёзды, цветы или многое другое.

7. Помощь ребёнку в нахождении связи между учёбой в школе и его интересами. Часто причиной отсутствия школьной мотивации является то, что ребёнок не находит никакой связи между учебной и своими интересами и целями.

hello_html_1bd8f4c4.jpg

Как учителям повышать учебную мотивацию школьников:

1. Предоставление частичной свободы выбора.

2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения.

3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.

5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.

7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.

8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).

9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.

10. Изменять методы и приемы обучения.

12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.

13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием

качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.

14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.

16. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.

17. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.

18. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

20. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

22. Необычная форма преподнесения материала.

23. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.

24. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

25. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами.

26. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.

27. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

28. Применяйте новые информационные технологии.

29. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.

Советы и рекомендации для педагогов по повышению учебной мотивации учащихся

Современные психологи и педагоги считают, что главная задача состоит в том, чтобы развивать и вызывать у учащихся любознательность – причину познавательного интереса.

Учитель может использовать для этого различные приемы и техники.

И у вас всё получится!

Телефоны: 8 (0152) 47-17-72 (тел./факс), 8 (0152) 47-17-71, 8 (0152) 47-17-74

Читайте также: