Образование как общественное явление и педагогический процесс кратко

Обновлено: 06.07.2024

Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Образование является специальным объектом педагогики и выступает в двух аспектах: как общественное явление и как педагогический процесс. С точки зрения общественных функций образование – средство социальной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям. По отношению к человеку, которого обучают и воспитывают, образование – это средство развития его личности, психологическую структуру которой изучает психология.

Цель образования заключается в передаче культуры в виде социального опыта людей от одного поколения к другому, культуры, обеспечивающей разносторонние качества и направленность личности, её интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное и физическое развитие. Один человек не в состоянии овладеть всем, что накопило человечество за тысячелетия своей жизни на Земле. Поэтому образование ­– ценность, созданная человечеством для развития человека и общества.

Образование человека и образовательную систему рассматривают только в конкретном социокультурном контексте в связи с многогранностью их отношений. История показывает, что особенности общественного устройства и происходящие социальные изменения неизбежно влияют на образование.

В древности примером влияния особенностей общественных отношений на образование могут служить афинская и спартанская системы воспитания, которые существовали в Древней Греции одно время, но имели значительные отличия. В современном мире национальные системы образования также имеют свои отличия.

Примеры влияния социальных изменений на образование:

1) с появлением семьи как социального института её были переданы функции семейного воспитания;

2) возникновение государств привело к созданию первых систем образования (государство заинтересованно в массовой подготовке нужных специалистов, прежде всего – воинов и чиновников);

3) в наши дни демократизация общественных отношений требует демократизации образования.

Влияние образования на общество проявляется в том, что образование…:

- является способом социализации личности и преемственности поколений;

- средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;

- ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;

- обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентации и моральных принципов.

Современное образование – это сложная система взаимодействий людей и материальных средств, позволяющая передавать новым поколениям накопленные человечеством знания и опыт, культурные ценности.

Система образования в РФ представляет собой совокупность следующих взаимодействующих компонентов:

- преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

- сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

- органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

- объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

В ст. Конституции РФ (ст. 43) перечислены следующие права граждан и ответственность государства за исполнение этих прав.

1. Каждый имеет право на образование .

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно . Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты , поддерживает различные формы образования и самообразования .

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования . Текущая Программа принята на период 2011-2015 годов. Её задачами являются:

- модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

- приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

- развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Образовательный процесс имеет диалектический характер. Поэтому развитие образовательного процесса возможно как через разрешение противоречий, так и эволюционным путем - через совершенствование сложившейся образовательной системы. В качестве главного противоречия образовательного процесса выступает противоречие между социальным требованием к образованности человека и его уровнем образования, качеством и типом образования.

Основания для развития образования - это новые концепции и модели образования на уровне государства или конкретного региона и отдельных образовательных учреждений; новые государственные образовательные стандарты; нормативно-правовые документы; новые источники, механизмы и формы финансирования; новые системы подготовки и переподготовки специалистов для образовательной сферы.

Для описания различных свойств и сторон образовательного процесса широко используется термин педагогический процесс , под которым понимается специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью образования и развитие личности воспитанников. Таким образом, педагогический процесс всегда подразумевает взаимодействие педагогов и воспитанников, в то время как процесс образования может протекать и вне этого взаимодействия (например, при самообразовании, воспитании в семье и т.д.).

Компонентами педагогического процесса являются его цели, результаты, содержание, организация; главные компоненты педагогического процесса – это его субъекты: педагоги и воспитанники.

Целостный педагогический процесс – это высший уровень развития педагогического процесса, которому присуще единство всех составляющих его компонентов, их гармоничное взаимодействие (Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин).

Целостность как особое свойство высокоразвитого педагогического процесса, проявляется в его содержании, организации и технологиях и включает соответственно содержательно-целевой , организационный и операционально-технологический аспекты. Содержательно-целевая целостность педагогического процесса означает взаимосвязь и взаимообусловленность педагогических целей, а также знаний и опыта, приобретаемых ребёнком в педагогическом процессе. Организационная целостность предполагает взаимосвязь и взаимообусловленность используемых в педагогическом процессе способов организации деятельности детей и педагогов. Операционально-технологическая целостность – это целостность в осуществлении отдельных технологических операций педагогического процесса: каждая операция должна быть взаимосвязана с прочими, а совокупность операций (педагогическая технология) – приводить к желаемому результату.

Целостность педагогического процесса также проявляется во взаимосвязи и неразрывности основных процессов образования: воспитания и обучения.

Субъект педагогической деятельности – педагог, объект педагогической деятельности – ребёнок. Однако такое разграничение субъекта и объекта весьма условно, потому что важным условием успешности педагогической деятельности является активность самого ребёнка его в обучении и воспитании. Таким образом, ребёнок является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом познания, приобретающим необходимые ему в жизни знания, а также опыт деятельности и поведения .

Поэтому педагог и ребёнок оба являются субъектами образовательного процесса .

Развитие личности – процесс постепенного совершенствования имеющихся качеств личности и приобретения личностью новых качеств, изменение в личности человека, представляющее собой переход качеств от простого к более сложному, от низшего к высшему.

Социализация личности – это процесс взаимодействия человека с окружающей средой, в результате которого человек усваивает нормы и правила поведения, культурные ценности, принятые в обществе, к которому он принадлежит. Иначе говоря, социализация – это процесс вхождения человека в систему социальных отношений. Социализация позволяет человеку приобрести опыт взаимодействия с окружающей его социальной средой, занять своё место в обществе.

Развитие и социализация личности тесно связаны между собой. При развитии личность приобретает как социальные (необходимые для жизни в обществе), так и индивидуальные качества. Развитие личности возможно лишь при условии постоянного взаимодействие человека с другими людьми: при личном общении или опосредованном взаимодействии (через книги, периодическую печать, телевидение и др.). Вместе с тем наличие индивидуальности как результата развития личности существенно влияет на положение в обществе каждого конкретного человека. Таким образом, развитие и социализация личности в образовательном процессе являются взаимосвязанными процессами.

Общественное образование готовит ребенка к жизни в нынешнем сложно устроенном и быстро меняющемся мире. Развивают творческие навыки, расширяют кругозор и мышление, укрепляют здоровье и физические способности наших детей:

Знания и навыки, которые усваивает ребенок, так обширны, что родитель попросту не в силах выступить еще и учителем, освоить с детьми на дому полный объем нужного материала. Труд школьного учителя и воспитателя детского сада является дополнительным к домашнему обучению и воспитанию.

В целом педагогический процесс нацелен на то, чтобы развить в ребенке те качества, которые сделают его сильной творческой личностью, способной уверенно чувствовать себя в условиях современной жизни, освободят его от возможных конфликтов или неверных путей. Однако зачастую та сила, которую воспитатели хотят выработать в детях, не предохраняет их от трагедий, от жестоких и мучительных неудач, от безрадостной и даже бессмысленной жизни.

Это возможно, если научить его употреблять силы души и тела для служения высшим идеалам и ценностям, а не для угождения своим слабостям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 11. Образование в России после Второй мировой войны

ЛЕКЦИЯ № 11. Образование в России после Второй мировой войны В послевоенные годы следует отметить следующие изменения в образовательной системе в России:1) идеологизацию;2) введение централизованного управления школой;3) введение единообразия ее типов и учебных

ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение

ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение Педагогическими категориями в науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения. К основным педагогическим категориям

ЛЕКЦИЯ № 19. Образовательный процесс

ЛЕКЦИЯ № 19. Образовательный процесс Образовательный процесс – это обучение, общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе

ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения

ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. В процессе обучения участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты

ЛЕКЦИЯ № 83. Общественное воспитание

ЛЕКЦИЯ № 83. Общественное воспитание Общественное воспитание – это воспитание способности человека жить в обществе.Общественное воспитание существовало уже в античности. Для Спарты было характерно высокая степень уничижения человеческих слабостей и человеческих

ЛЕКЦИЯ № 8. Общение как социально-психологическое явление

ЛЕКЦИЯ № 8. Общение как социально-психологическое явление 1. Понятие общения При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности.Когда играются конвенциальные

17.3. Педагогический такт

17.3. Педагогический такт Общение во многом зависит и от самого учителя, от того, как он себя держит с учениками. Педагогический такт — это качество, присущее учителю-мастеру, учителю-интеллигенту. К. Д. Ушинский писал, что так называемый педагогический такт, без которого

Лекция 21. Общественное мнение в коллективе

Лекция 21. Общественное мнение в коллективе Мнение для публики в наше время есть то же, что душа для тела, и изучение одной естественно ведет нас к другому. Уже слышу возражения о том, что во все времена существовало общественное мнение, тогда как публика в смысле,

Лекция 4-5. Слухи как социально-психологическое явление и как орудие политической борьбы

Лекция 4-5. Слухи как социально-психологическое явление и как орудие политической борьбы – Ой, что деется! Вчерась траншею рыли - Откопали две коньячные струи! – Говорят, шпионы воду отравили самогоном, Ну а хлеб теперь – из рыбной чешуи! B. C. Высоцкий Феномен слухов и его

ЛЕКЦИЯ XIV МЕТОД АКТИВНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ. – В НЕМ НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ. – ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ДУХОВНЫМИ И МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ. – ИНДУКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС. – ИЗЛИЯНИЕ СИЛЫ ПУТЕМ АФФИРМАЦИИ. – ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ НЕКОТОРОЙ ПОДГОТОВКИ

ЛЕКЦИЯ XIV МЕТОД АКТИВНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ. – В НЕМ НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ. – ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ДУХОВНЫМИ И МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ. – ИНДУКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС. – ИЗЛИЯНИЕ СИЛЫ ПУТЕМ АФФИРМАЦИИ. – ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ НЕКОТОРОЙ ПОДГОТОВКИ МЕТОД АКТИВНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ. В НЕМ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Концепция переноса и педагогический процесс

Концепция переноса и педагогический процесс Когда-то, вскоре после окончания университета, я работал в средней школе и преподавал в седьмых и восьмых классах. Как-то раз во время перемены мальчики-семиклассники играли в кабинете, а я сидел за учительским столом и

Образование является специальным объектом педагогики. Прежде всего, оно выступает в двух своих аспектах — как общественное явление и как педагогический процесс. С точки зрения общественных функций образование - средство социальной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям. В таком качестве, как общественное явление, образование становится объектом изучения науки об обществе — социологии. По отношению к человеку, которого обучают и воспитывают, образование — это средство развития его личности, психологическую структуру которой изучает, естественно, психология.

Если цель образования сформулировать наиболее общим образом, можно сказать, что она заключается в передаче культуры в виде социального опыта людей от одного поколения к другому. Этот опыт состоит из совокупности знаний, способов деятельности, воплощающихся в результате их усвоения человеком в его умениях и навыках, опыта творческой деятельности, ценностей и отношений, в совокупности обеспечивающих разносторонние качества и направленность личности, ее интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное и физическое развитие. Понятно, что один человек не в состоянии овладеть всем, что накопило человечество за тысячелетия своей жизни на Земле. Поэтому для школы содержание образования, в котором общая цель получает конкретное педагогическое выражение, специально отбирается по каждому из только что упомянутых составных частей социального опыта.

Главным результатом образовательного процесса должна быть готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. Для этого усилия всей системы образования и каждого педагога в отдельности нацелены на развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации, формирование у них умения отстаивать свои права, основанного на высоком уровне правовой культуры: знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства. Необходимо воспитывать у них готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Результатом направленности образования на выполнение целей должно быть становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятельному, компетентному и ответственному действию в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для иного мнения и неожиданной мысли. По-настоящему образованный человек может не только действовать внутри наличной социальной структуры, но и изменять ее.

На пути к общему движению к общей цели ставятся цели промежуточные, и их выполнение приводит к получению промежуточных результатов. Такие частные цели, отражающие последовательные этапы выполнения цели, называются задачами. Деятельность по выполнению целей выстраивается как система задач.

Образование как процесс отражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период. Эта динамическая характеристика образования связана с процессом достижении цели, способами получения результата, затраченными при этом усилиями, условиями и формами организации обучения и воспитания, результативностью обучения и воспитания как степенью соответствия требуемого и нежелательного изменения в человеке. В этом процессе взаимодействуют обучение и воспитание, деятельность педагога и деятельность обучаемого. Немаловажный фактор здесь – атмосфера и среда, в которой осуществляется образовательный процесс: хороши взаимоотношения между всеми субъектами образовательного процесса, постоянный пример добросовестности и творческих усилий со стороны педагога, его помощь и доброжелательность ко всем обучающимся и вместе с тем рациональная эффективная организация учения, создание атмосферы творческого поиска и напряженного труда, стимулирование к самостоятельности и постоянная поддержка интереса к учению и др.

Объект науки – это область действительности, которую изучает данная наука.

Предмет науки – это аспект рассмотрения объекта.

Объект педагогики – совокупностьпедагогических явлений, обуславливающих развитие и становление личности

Предмет педагогики- это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Задачи педагогики:

- Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.

- Исследование сущности, структуры, функций образовательного процесса.

- Выявление закономерностей и формирование принципов обучения и воспитания людей.

- Исследование особенностей и содержание деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства.

- Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщение и внедрение опыта обучения и воспитания.


Структура педагогической науки

  1. Категории педагогики: воспитание, образование, обучение, формирование, развитие, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс, педагогический процесс.

Основные категории педагогики:

Воспитание в социальном смысле - это функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, т.е. передача социального опыта от старшего поколения младшему. Воспитание осуществляется всем социальным устройством общества (общественными институтами, организациями, церквью, СМИ и культуры, семьей, школой).

Воспитание в широком педагогическом смысле - это специально организованный и управляемый процесс создания условий для развития, формирования и становления человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях.

Воспитание в конкретном педагогическом смысле - это целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование у школьников ценностных отношений к окружающему миру и самому себе.

Воспитание в самом узком смысле - это специально организованная внеурочная деятельность, направленная на решение воспитательных задач.

В любом случае воспитание определяется через отношениечеловека к миру, к окружающим людям, к самому себе.

Образование - процесс и результат целостного становления личности (интеллектуального, физического, духовного), осуществляемый посредством приобщения её к культуре;

Обучение – это совместная деятельность обучающего и обучающегося, направленная на образование личности посредством организации процесса усвоения ею системы знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

Развитие - это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретаемых свойств человека.

Формирование – 1) процесс развития и становления личности под влиянием внешних и внутренних факторов - воспитания, обучения, социальной и природной среды, собственной активности личности; 2) способ и результат внутренней организации личности как системы личностных свойств.

Педагогическое взаимодействие -это процесс, в ходе которого возникает контакт между педагогом и воспитанником, ведущий к взаимным изменениям в их поведении, деятельности, отношениях. .

Образовательный процесс – 1) смена состояний системы образования; 2) смена состояний развития и становления личности, осуществляемая посредством приобщения ее к культуре

Педагогический процесс – это развивающееся во времени педагогическое взаимодействие, в ходе которого осуществляется образование личности.

  1. Связь педагогики с другими науками и с практикой.

Связь педагогики с другими науками:

Философия составляет методологический фундамент педагогики, давая ей знания об общих законах развития природы, общества, теорию познания, что помогает педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления.

Физиология обогащает педагогику знаниями о развитии высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы человека, функционировании жизнеобеспечивающей системы.

Психология, открывая законы развития личности, помогает педагогике целенаправленно руководить этим процессом.

Социология дает педагогике знания о социальной среде формирования личности, группах общества, социальных отношениях.

Этика и эстетика дают знания о морали и природе эстетического, образуя основу нравственного и эстетического воспитания.

Экономика обогащает педагогику знаниями об экономических, производственных процессах, влияющих на образование.

Кибернетика дает педагогике знания об управлении сложными динамическими системами, информатика - знания о сборе и обработке информации.

Объекты связи педагогики с другими науками – термины, закономерности, подходы, концепции, эмпирические данные, методы


Связь педагогики с практикой:

Педагогическая наука, изучая практику, выявляет ее существенные характеристики и взаимосвязи, прогнозирует и проектирует целесообразные теории и технологии ее преобразования

Педагогическая практикаслужит объектом научного изучения и источником научно-педагогических знаний, а также тем критерием, который подтверждает или опровергает истинность научных выводов.

Тестовые задания

8. образовательный процесс

ЛЕКЦИЯ 2. Образование как общественное явление и целенаправленный педагогический процесс

План лекции

1.Образование как общественное явление, основные тенденции его развития.

2.Образование как педагогический процесс. Функции образования как педагогического процесса.

3.Логика и этапы целостного педагогического процесса. Соотношение воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе.

  1. Образование как общественное явление, основные тенденции его развития.

Образование как общественное явление – это средство социально-культурной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям.


  1. Образование как педагогический процесс. Функции образования как педагогического процесса.

Образование как педагогический процесс это развивающееся во времени педагогическое взаимодействие, в ходе которого осуществляется воспитание и обучение личности.

Традиционный педагогический процесс осуществляетсяпосредством воздействия педагога на ученика как объекта формирования и развития.

Гуманистический педагогический процессоснован на целенаправленном субъект-субъектном взаимодействии педагога и воспитанников.

Функции образования:

Информатизацияличности-формирование системы научных, общекультурных и социальных знаний как основ развития и становления личности.

Развивающая функция- изменение личности в целом: ее физиологии, психических процессов, мотивационно-потребностнойсферы; развертывание ее внутренних потенций и способностей.

Социализация личности - вовлечение ее в систему социальных отношений, социальную практику в целом.

Культурно-гуманистическая функция - заключается в обеспечении восходящего воспроизводства культуры, в становлении индивида как человека культуры.

Компетентностная функция – формирование готовности личности к решению проблем, которые находятся в сфере ее компетенции.

  1. Логика и этапы целостного педагогического процесса. Соотношение воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе.

Логика и этапы педагогического процесса определяются логикой педагогической деятельности и соответствующей ей структурой педагогического процесса (см. рисунок ):

1) диагностика (изучение и анализ) педагогической ситуации (обуча­ющей, воспитывающей, ситуации межличностного и группового взаимодейс­твия);

2) целеполагание - постановка целей (обучения, воспитания) и их конкретизация в системе задач;

3) выбор соответствующего содержания, форм и методов, создание условий педагогического взаимодействия;

4) организация педагогического взаимодействия (обучающего, воспи­тывающего);

5) обратная связь, оценка результатов педагогического взаимодействия и их коррекция;

6) итоговая диагностика, анализ и оценка результатов педагогичес­кого взаимодействия;

7) постановка новых целей и задач.

В гуманистическом педагогическом процессе, основанном на субъект-субъектном взаимодействии, все этапы осуществляются совместно воспитателем и воспитанниками.

Целостный педагогический процесс осуществляется как движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства воспитания и обучения

Читайте также: