Внеурочная деятельность по окружающему миру 2 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

учителей начальных классов

__________/ Кондрашова М.А./

по учебно- воспитательной работе

МКОУ «Погребская средняя

Председатель педагогического совета

___________/ Мазурова С.В./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

для обучающихся 2 класса

Срок реализации программы - 1 год

Директор школы______________/Кузьмин В.В.

Руководитель: Кузьмина З.Д.

I квалификационная категория

Аннотация к рабочей программе

ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, бережное и заботливое отношение к ней , решить эти важные задачи экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

На реализацию программы отводится 34 часа , из расчёта 1 час в неделю.

Целью программы является создание ситуации, побуждающей ребёнка младшего школьного возраста к познанию природного окружения; формирование способности ребёнка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания, интерес к исследовательской деятельности, готовность к логическому познанию.

задачи:

1.формировать представления о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений, животных, независимо от того, нравятся они ребёнку, взрослому или нет, о тесной связи объектов живой и неживой природы (на примере леса, луга, озера) и некоторых отрицательных последствиях нарушения таких связей (в грязной реке погибают рыбы, раки, водные растения; в тех местах, где ходит много людей, не растёт трава);

2. способствовать усвоению норм и правил экологической этики, выработать ценностное отношение к живой природе;

3. показать познаваемость явлений живой природы, осуществлять наблюдение;

4. дифференцировать знания детей о природе и социальном мире: дикая природа, окультуренная природа, деятельность человека и её результаты;

5. воспитывать уважительное отношение к природе, трудовой деятельности человека.

По окончании программы второго класса у детей младшего школьного возраста формируются:

- о жизненном пространстве, как о важном факторе среды;

- о пресмыкающихся, их строении и роли в природе;

- о распределении солнечной энергии по звеньям цепи питания;

- о круговороте воды

- главного экологического закона;

- планет солнечной системы;

- роли растений в круговороте воды

- исследовать рельеф местности;

- ориентироваться с помощью компаса и местных признаков;

- определять к какой группе относятся животные;

- составлять график процесса роста растения.

Пояснительная записка

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. В этом возрасте в сознании обучающихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений. Для обучающихся начальных классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем в младшем школьном возрасте происходит переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней.

Однако далеко не всё может быть правильно понято ребенком при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к окружающему миру. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, бережное и заботливое отношение к ней – важные задачи экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что последние годы характеризуются интенсивной работой по перестройке содержания образования в школьных учреждениях.

Новизна программы в том, что она позволяет обогащать практический опыт общения с окружающим миром природы через наблюдение за живыми объектами, опыты и эксперименты, экскурсии в природу.

Целью программы является создание ситуации, побуждающей ребёнка младшего школьного возраста к познанию природного окружения; формирование способности ребёнка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания, интерес к исследовательской деятельности, готовность к логическому познанию.

В основе построения программы лежит принцип единства познания, переживания, действия, который отражает взаимосвязь интеллекта, чувств, деятельности в процессе становления и развития ответственного отношения личности к окружающей среде.

Принцип прогностичности ориентирует младших школьников на ознакомление с вариантами перспективного состояния окружающей среды, в которой им предстоит жить. Чтобы усилить доказательность реальности прогноза тех или иных изменений в окружающей природной среде необходимо вовлекать детей в доступные способы исследования.

Взаимосвязь глобального и регионального, реализация этого принципа усиливает связь с жизнью, способствует развитию у детей младшего школьного возраста комплексного взгляда на проблемы взаимодействия человека со средой обитания и трудовой деятельностью, содействует экологически грамотному поведению в повседневной жизни.

Данные принципы взаимосвязаны и позволяют использовать в программе идеи развивающего обучения.

Каждый раздел данной программы начинается вводным занятием, где детьми создается обобщенная абстрактная модель научной картины живой природы с учетом возраста детей, которая затем конкретизируется и в конце каждого раздела эта модель просматривается на новом – обобщенно-конкретном уровне.

Благодаря данному подходу оказывается возможным решение следующих задач:

1.формировать представления о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений, животных, независимо от того, нравятся они ребёнку, взрослому или нет, о тесной связи объектов живой и неживой природы (на примере леса, луга, озера) и некоторых отрицательных последствиях нарушения таких связей (в грязной реке погибают рыбы, раки, водные растения; в тех местах, где ходит много людей, не растёт трава);

2. способствовать усвоению норм и правил экологической этики, выработать ценностное отношение к живой природе;

3. показать познаваемость явлений живой природы, осуществлять наблюдение;

4. дифференцировать знания детей о природе и социальном мире: дикая природа, окультуренная природа, деятельность человека и её результаты;

5. воспитывать уважительное отношение к природе, трудовой деятельности человека.

Педагогическая целесообразность программы:

определяется направленностью на организацию социально полезной деятельности детей, созданием благоприятных условий для развития познавательной и творческой активности.

Условия реализации образовательной программы.

Форма обучения – групповая.

При тематическом планировании особое внимание уделяется практической деятельности.

Почти каждое занятие включает в себя и теоретические знания, и практическую работу.

Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности.

Формы подведения итогов реализации программы

Результатом на каждом этапе обучения являются контрольные задания.

Каждый продукт деятельности наглядно показывает возможности, усвоенные знания и умения каждого ребёнка.

Способы отслеживания и контроля результатов

В результате обучения по программе у детей формируется определённый набор знаний, умений и навыков, которые отслеживаются на занятиях с помощью контрольных заданий.

Уровень сформированности умений и навыков отслеживается при выполнении детьми практических действий по уходу за растениями и животными, а также в процессе поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности.

Кроме того, для проверки знаний в конце учебного года используются творческие игры, конкурсы и викторины.

Методическое обеспечение программы

Методы обучения

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:

Методы получения знаний:

1) словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);

2) наглядные (демонстрация фильмов, показ таблиц, использование доски);

3) практические (упражнение, лабораторная работа, практическая работа)

4) метод дидактической игры

Методы усвоения учебного материала:

4) частично-поисковый или эвристический;

Методы, стимулирующие интеллектуальную, познавательную и творческую активность детей: ТРИЗ, методы эколого-психологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций.

Содержание

Практическая работа: придумать правила разведчиков природы

Наблюдение: за этажами леса

Практическая работа: ориентирование и преодоление препятствий на примере тренировочных игр

4. В гости к сосне

Наблюдение: за строением сосны

Практическая работа: рассмотреть взаимосвязи сосны с животными и другими растениями

6. Воздух и его обитатели

Наблюдение: за свойствами воздуха и обитателями воздушной среды

Практическая работа: демонстрирование некоторых свойств воздуха с помощью несложных опытов

7. Куда дует ветер

Наблюдение: за ветром и его ролью в жизни растений

Практическая работа: несложные опыты по образованию ветра

8. Экскурсия на предприятие микрорайона

Наблюдение: за взаимосвязями в обществе

9. Кто как приготовился к зиме

Наблюдение: за сезонными изменениями в жизни растений и животных

Практическая работа: сравнить изменения, произошедшие в лесу и около их дерева, окопать свое дерево снегом

10. Свет, тепло и жизнь

Наблюдение: за ростом лука в разных условиях

Практическая работа: посадка лука в банке и наблюдение за состоянием луковицы, с созданными для роста разными условиями

11. Зимняя сказка: на снегу и под снегом

Наблюдение: за приспособлением животных и растений к среде обитания в зимних условиях

Практическая работа: рассмотреть в микроскоп листья растений и рассказать о процессе фотосинтеза

12. Здравствуй, Солнце!

Наблюдение: за солнечной системой, созвездиями, сторонами горизонта

13. Кто живет в почве

Наблюдение: за образованием почвы, ее взаимосвязью с растениями и животными

Практическая работа: проделывание несложных опытов

14. Через ров, через ручей

Учить детей составлять схему маршрута с использованием топографических знаков

Практическая работа: зарисовка природных объектов при помощи топографических знаков и определение сторон горизонта по местным признакам

15. Встреча с весенним лугом

Наблюдение: за строением и размножением растений на примере растений луга

Практическая работа: зарисовать схему взаимоотношений растений и животных на лугу

16. Прогулка к озеру

Наблюдение: за водоемом, как природным сообществом

Практическая работа: составить цепь питания водоема

Обобщение полученных знаний

Требования к уровню подготовки обучающихся

По окончании программы второго класса у детей младшего школьного возраста формируются:

- о экологическом значении растений на Земле;

- о воздухе и его обитателях;

- о сезонных изменениях в жизни растений и животных;

- о образовании почвы, ее взаимосвязью с растениями и животными.

- строения и размножения растений;

- приспособлений животных и растений к среде обитания в зимних условиях;

- роли ветра в жизни растений;

- находить связи между растениями и окружающей средой;

- зарисовывать природные объекты при помощи топографических знаков;

- определять стороны горизонта по местным признакам;

- составлять различные цепи питания.

Учебно – тематический план

№п/п

Название темы, раздела

Количество часов

Перечень универсальных действий

Правила разведчиков природы

Формулировать правила поведения в природе.

Сравнивать и находить отличия между растениями леса

Умение ориентироваться преодолевать препятствия на примере на примере тренировочных игр.

В гости к сосне

Овладевать умениями составлять взаимосвязи сосны с другими растениями.

Умение слушать и находить правильные решения.

Воздух и его обитатели

Анализировать состав и свойства газов воздуха

Куда дует ветер?

Формулировать биологические понятия

Экскурсия в парк

Наблюдать за изменениями в природе

Кто и как приготовился к зиме

Наблюдать за изменениями в природе

Свет, тепло, жизнь.

Наблюдать за изменениями в природе

Зимняя сказка: на снегу и под снегом.

Находить общие и отличительные признаки в приспособлениях живых организмов к неблагоприятным условиям.

Находить стороны горизонта

Кто живет в почве.

Находить связи между растениями и животными

Через ров, через ручей

Составлять схему маршрута

Встреча с весенним лугом

Наблюдать за строением и размножением растений

Прогулка к озеру, пруду

Овладение правилом составления цепей питания

Путешествие по экологической тропе.

Находить правильные, нестандартные решения практических заданий

итого

34

Календарно – тематическое планирование

№п/п

Тема учебного занятия

Содержание деятельности

Воспитатель-ная работа

Дата проведения

Всего часов

Теорети-ческая часть занятия

(форма организа-ции деятель-ности)

Практическая часть занятия

(форма организации деятельности)

план

факт

Правила разведчиков природы

Составить свои правила разведчиков природы

Привитие бережного отношения к природе

Обучение коммуника-тивности, умениям работать в группе.

В гости к сосне

Зарисовать строение дерева

Воспитание бережного отношения к растениям.

Воспитание бережного отношения к растениям.

Воздух и его обитатели

Демонстрация свойств воздуха с помощью несложных опытов

Влияние воздуха на здоровье человека.

Куда дует ветер

Лекция, дидакти-ческая игра.

Выявление роли ветра в жизни растений

Экскурсия в парк, школьный сад.

Зарисовка растений парка

Обучение наблюдатель-ности, заботе о живых организмах.

Кто как приготовился к зиме

Рассказ, просмотр фрагмен-тов фильма.

Внести записи в календарь погоды о изменениях, которые произошли в природе.

Научить сравнивать, находить общие и отличитель-ные признаки.

Свет, тепло и жизнь

Лекция, посадка луковиц в банке

Рассмотреть в микроскоп листья растений и рассказать о процессе фотосинтеза.

Зимняя сказка: на снегу и под снегом

Рассмотреть следы птиц и других животных на снегу. Зарисовка в тетради.

Развитие памяти, умения воспроизво-дить увиденное.

Развитие эстетического воображения

Кто живет в почве

Нарисовать обитателей почв

Через ров, через ручей

Составление схемы маршрута при помощи условных знаков.

Развитие памяти, умения воспроизводить увиденное.

Встреча с весенним лугом

Рассказ, демонстрация биоценоза луга

В календарях природы сделать схему взаимоотноше-ний растений и животных луга.

Развитие эстетического воображения

Прогулка к озеру, пруду.

Описание биоценоза пруда. Составление цепей питания

Развитие эстетического воображения, экологического сознания.

Обобщение полученных знаний

Привитие бережного отношения к природе

Учебно - методическое обеспечение

1. Акимушкин, И. Мир животных - М., 1984.

3. Брем, А.К. Жизнь животных / А.К.Брем.// Юный натуралист.- 1995.- №5.- С.42.

4. Брукс, Ф. Моря и океаны: энциклопедия окружающего мира. - М.: Росмэн, 1997.

5. /К.Н.Благосклонов. // Охрана и привлечение птиц - М.: Просвещение, 1972.-237с.

6. Головкин Б.Н. Комнатные растения . - М.,1989

7. А.К.Дитрих, Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. // Почемучка – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.- 384с.:ил.

8. Ефремов А.В. Аквариум и его обитатели. .- Новосибирск, 1992.-19с.

9. Кошо В.Н. Живой океан . М.: Планета, 1997.- 240с.

10. Колвин А. Живой мир: энциклопедия для детей. - М.: Росмэн,1997.- 32с.

11. /А.Ликум // Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей.- М., 1994.

12. /В.Г.Лысанов. // 1000 загадок - М.: АСТ, 2006.- 318с.ил.

13. Симонова Л.П. Ключи от природы, или этические беседы по экологии. - М.: Агар, 1997.- 134с.

14. Уот Ф. Планета Земля: энциклопедия окружающего мира.- М.: Росмэн, 1997.

15. Хессайон Д.Г. Всё о комнатных растениях . М.,1996.- 255с.

16. Черкасова М.В. Амфибии, рептилии, рыбы . М.: Агропромиздат, 1988.

с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

Программой духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования

Целью является формирование устойчивого интереса к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам, ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической культуры.

I Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности курса "Чудеса окружающего мира" разработана для учащихся 2 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Целью является формирование устойчивого интереса к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам, ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической культуры.

В задачи курса входит:

расширение кругозора, наблюдательности, мышления, развитие творческих способностей, коммуникативных компетенций;

воспитание бережного отношения к природе, формирование навыков экологически грамотного поведения;

формирование потребности в самопознании и саморазвитии;

воспитание активности личности, культуры общения и поведения

развитие познавательного интереса к проектной и исследовательской деятельности.

II. Планируемые результаты освоения курса (личностные, метапредметные, предметные)

Личностные результаты освоения программы:

- любознательность и интерес к изучению окружающего мира ;

- умение выражать своё отношение к миру природы различными средствами;

- осознание ответственного отношения к природе и необходимости сохранения окружающей среды;

- мотивация дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты освоения программы:

- овладение элементами учебной деятельности, развитие умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность;

- овладение приёмами работы с информацией, поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, рисунков и т.д.

- коммуникативные умения и овладение опытом межличностной коммуникации, ведение диалога и участие в работе пары, группы;

- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели наблюдения, составление его плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам наблюдений.

Предметными результатами являются:

-наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека, осознание соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе;

-сформированность представлений об экологии как направлении изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком;

-владение навыками ухода за комнатными растениями, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

- умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

1.Удивительный мир растений. (10 ч)

Деревья и кустарники нашей местности. Травянистые растения. Загадки хвойных растений. Живые витамины. Выращивание на подоконнике лука. Цветник на окне. Наблюдения за комнатными растениями. Выполнение творческих работ.

Речевые умения: рассказ – описание, рассказ – рассуждения.

Рефлексивные действия: самоконтроль выполнения учебной задачи.

Коммуникативные умения: правила совместной деятельности

2. Загадочная вода (8 ч)

Речевые умения: рассказ – рассуждение.

Интеллектуальные действия: установление причинно – следственных связей в природе, анализ, обобщение.

Познавательные действия: наблюдения.

3. Секреты животного мира (9 ч)

Птицы нашего села. Птицы зимой. Зачем птицам клюв? Рыбы – дети воды. Аквариум и его обитатели. Жизнь насекомых. Звери – млекопитающие. Наблюдения за жизнью животных своей местности. Экологические связи в природе: зависимость особенностей животного от условий обитания.

Речевые умения: рассказ – описание.

Креативные умения: выполнение роли в диалоге от имени животных.

Интеллектуальные умения: классификация, сравнение, анализ и обобщение информации.

Познавательные умения: наблюдения, выполнение привил игры дидактической игры.

4.Тайны неба (7 ч )

Загадочные планеты. Почему Солнце светит и греет. Секреты красавицы Луны. Чем планеты отличаются от звёзд. Выполнение творческого проекта. Будем беречь нашу планету.

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Природа – источник удовлетворения потребностей людей: хозяйственных, эстетических, нравственных.

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценк у в достижении планируемых результатов.

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

Цели и задачи программы:

  • Формирование в сознании ученика ценностно - окрашенный образ

окружающего мира как дома своего собственного и общего для людей, для всего живого на основе личного опыта общения с людьми и природой; знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека; осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

  • Развитие способностей формирования научных, эстетических,

нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам; альтернативное мышление в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы; потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

  • Воспитание (личность гражданина России) гуманного, творческого,

социально активного человека, ответственное отношение к природе, к жизни, к здоровью;

  • Обучение учеников стремиться творить своё здоровье, применяя знания

и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

  • Воспитывать любовь к своему краю, к своей Родине;
  • Углубить знания обучающихся по окружающему миру;
  • Развивать логику, образное мышление, речь, внимание и память;
  • Формировать у обучающихся ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Ценность природы как одна из важнейших основ здоровой и гармо

ничной жизни человека и общества.

  • Ценность истины – это ценность научного познания как части

культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к

познанию мира и самосовершенствованию.

  • Ценность труда и творчества как естественного условия

человеческой деятельности и жизни, как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  • Ценность культуры как процесс и результат человеческой

жизнедеятельности во всём многообразии её форм. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

  • Ценность патриотизма как одно из проявлений духовной зрелости

человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Ценность семьи как основа духовно-нравственного развития и воспи-

тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

  • Ценность здорового образа жизни в единстве составляющих: здоровье

физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

  • Ценность нравственного выбора и ответственности человека в

отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Особенности организации учебного процесса.

Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех ступеней, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса являются:

  • Осознание себя жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
  • Осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
  • Осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • Уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • Расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
  • Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
  • Установка на безопасный ЗОЖ, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • Способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
  • Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • Освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
  • Способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами являются:

  • Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
  • Софрмированность целостного, социально – ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
  • Овладение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно – научных и социально – гуманитарных дисциплин;
  • Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
  • Владение навыками устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире природы и социума;
  • Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • Понимание роли и значения родного края в природе и историко – культурном наследии России, в ее современной жизни;
  • Понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России.
  • Осознание себя гражданином своей страны;
  • Установка на безопасный здоровый образ жизни;
  • Овладение элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей;
  • Умение наблюдать, фиксировать, исследовать;
  • Осознание ценности семьи и взаимоотношений в семье;

Учащиеся должны знать:

- наиболее типичных представителей животного мира России;

- какую пользу приносят представители животного мира;

- некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

- способы сохранения окружающей природы;

- что такое наблюдение и опыт;

- экология - наука об общем доме;

- экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

- составлять экологические модели, трофические цепи;

- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

- заботиться о здоровом образе жизни;

- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

Форма итоговой аттестации-

Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

  • Земля - единая экосистема.
  • Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая,самостоятельная.

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, в проведении общешкольной Недели экологии, участие в организации праздников и внеклассных мероприятий.

- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

- расширять представления об окружающем мире;

- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- формировать ответственность за свои поступки;

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.

Содержимое разработки

- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

- расширять представления об окружающем мире;

- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- формировать ответственность за свои поступки;

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.

Программа основывается на принципах:

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:

Общая характеристика программы внеурочной деятельности.

Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.

Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий.

Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.

— развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего

— формирование представлений о природе как универсальной ценности;

— изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

— развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

— развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

— вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Личностными результатами являются:

— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

— формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются:

— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

— формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

— в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

— в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

— в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными, за домашними питомцами;

— в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

— в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

К концу года школьники должны знать:

1.Секреты живой и неживой природы

2.Условия, необходимые для жизни растений и животных города

3. Нравственные правила обращения с объектами природы

К концу первого года обучения школьники должны уметь:

1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.


Программа имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Описание разработки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально - культурной си­туации начала XXI века.

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­ образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Особенности программы.

Теоретические основы программы - исследования возраст­ной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

Представленная целостная программа разработана для уча­щихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академиче­скому часу.

Новизна программы.

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­ образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Особенности программы.

Теоретические основы программы - исследования возраст­ной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

Представленная целостная программа разработана для уча­щихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академиче­скому часу.

Новизна программы.

Основные принципы содержания программы:

принцип единства сознания и деятельности;

принцип личностной ориентации;

принцип системности и целостности;

принцип экологического гуманизма;

принцип практической направленности.

Курс включает и раскрывает основные содержатель­ные линии:

Земля - единая экосистема.

Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.

Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогиче­ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту­пает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор­ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си­туации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуще­ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации дея­тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Место факультативного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 40 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.

Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России, Ставропольского края;

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не­которые меры борьбы с ними;

- человек существо природное и социальное; разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

что такое наблюдение и опыт;

экология - наука об общем доме;

экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

составлять экологические модели, трофические цепи;

доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

заботиться о здоровом образе жизни;

заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

Читайте также: