Этапы ораторской деятельности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Публичная речь - явление творческое, сложное. Чтобы добиться нужного эффекта, оратору необходимо много работать. Будет ли это хорошо подготовленная речь или блестящая импровизация, она всегда результат накопленного опыта, знаний и умений. Оратор должен уметь подготовить выступление по заданной теме, уметь изложить материал, установить контакт со слушателями, отвечать на вопросы, быть готовым ко всяким неожиданностям.

Хорошая речь насчитывает 10 элементов: ясность, образность, объективность, юмор, повторение, лаконизм, повышение внимания, целенаправленность, смысловую насыщенность, неожиданность.

Оратор должен уметь критически осмысливать свои выступления и совершенствовать их, должен слушать выступления других ораторов и учиться у них.

Подготовка речи начинается задолго до выступления и состоит из нескольких этапов:

-сбор материала,

- отбор материала и его организация,

- обдумывание материала,

- подготовка тезисов или плана,

- стилистическое оформление,

- написание текста выступления,

- мысленное освоение,

- проба речи.

Публичное выступление– это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию.

По цели высказывания монологическую речь делят на три основных типа: информационная, убеждающая и побуждающая.


Убеждающая речьобращена прежде всего к эмоциям слушателя. В этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. К убеждающей разновидности речи относят: поздравительные, торжественные, напутственные. Такая речь может быть посвящена юбилею лица, организации, встрече делегации, вручению награды, началу работы конференции, памятной дате . Главная задача этой речи – создать приподнятое, праздничное настроение, вдохновить, воодушевить слушателей.

Приветственная речьдолжна быть эмоциональной. Оратору следует использовать яркие примеры, ассоциации, средства языковой выразительности. Приветственная речь, как правило, имеет следующую структуру: 1) обращение, слова приветствия, 2) краткая характеристика события, 3) успехи и достижения, перспективы, 4) пожелания.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов:


В настоящее время в ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа:

§ докоммуникативный(1.определение темы и цели выступления 2.оценка аудитории и обстановки 3.подбор материала 4.создание текста 5.репетиция),

§ коммуникативный(6. произнесение речи 7. ответы на вопросы, ведение полемики),

§ посткоммуникативный(8. анализ речи).

Античная риторика исключительно БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИДАВАЛА ПОДГОТОВКЕ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ(это четыре из пяти этапов приведенной схемы).


1) Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание слушателей.

Всегда легче говорить, обращаясь к однородному (гомогенному) составу (дилетанты, специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковых политических взглядов и т. д.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление. Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов. Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы.

В неоднородной (гетерогенной) аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой - то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.

Следует узнать, в какой обстановке будет проходить выступление – в зале, в кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон. Кафедра помогает сконцентрировать внимание на ораторе, за ней надо располагаться свободно, непринужденно, установив и стараясь сохранять постоянно расстояние в 20–30 сантиметров между ртом и микрофоном.

Проксемика описывает следующие способы размещения слушателей в аудитории:

1.Аудиторное размещение- Отделяет оратора от аудитории. Обратная связь затруднена. Большое число участников;

4.V-образное расположение- Позволяет создать обстановку сотрудничества между общающимися при ведущей роли оратора;

Надо выяснить также после каких других речей планируется ваше выступление. Ведь каждая последующая речь должна быть интереснее по содержанию и форме, чем предыдущая.

3) Следующая ступень докоммуникативного этапа – составление текста – начинается с подбора материала. Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. Источники материала подразделяются на группы:

Непосредственные – материал, добытый автором из жизни путем наблюдений, собственного опыта:

а) знания, практика; б) личные контакты, беседы, интервью; в) воображение – мысленное создание новых картин, образов, проектов на основе прошлого опыта с элементами творчества.

Опосредованные:

а) официальные документы; б) научная и научно-популярная литература; в) художественная литература; г) статьи газет и журналов; д) передачи радио и телевидения; е) справочная литература: энциклопедии, словари; ж) результаты социологических опросов.

Материал публичного выступления может быть теоретическим и фактическим. Насыщенность речи тем или другим типом материала зависит от жанра. Так, в отчетном докладе требуется приводить множество фактов, чтобы доказать положения и убедить слушателей. Материал выступления должен быть достоверным. Предварительно проверяют точность информации, цифр, дат, цитат, имен.

Систематизируя материал, оратор создает план, продумывает композицию, логику изложения, составляет и редактирует текст.

4) Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно проверять, исправлять; она легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Писать следует на отдельных листах, на одной стороне. Опытный оратор может ограничиться составлением тезисов, конспекта или развернутого плана выступления.

Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала.

Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что.

Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о.

Подготовка ораторского

Чтобы в задуманном публичном выступлении все прошло без сучка, без задоринки, необходимо соблюсти этапы подготовки ораторской речи. От тщательности проработки первоначального замысла, следования плану зависит успех докладчика, а значит, и результат его деятельности. Примеры с конкретными советами начинающим ораторам, рекомендациями можно будет найти в данной статье.

Структура ораторской речи

Детальная структура ораторской речи и этапы ее подготовки восходят к античной эпохе. Практикуясь в монологах, выступая с продолжительными высказываниями, риторы очень быстро пришли к выводу о необходимости следования четкому плану. В него входило 3 и более частей.

В приближенном изложении речь состоит из вступления, основного фрагмента и завершения. Каждый из них должен быть связан с соседними, не звучать, как отдельный текст. Количество частей зависит от вида выступления, его темы, цели, продолжительности. Греческие и римские ораторы, наряду с планированием своего доклада, не меньшее внимание уделяли процессу подготовки. Они сформировали 5 основных этапов работы:

  1. Цель и назначение речи (инвенция). На данном этапе определяется, корректируется информация для доклада с выделением ключевых моментов, уточняется паритет между уровнем подготовки публики и мастерством оратора. Тогда же принимается решение об изложении текста на бумаге (хотя бы тезисно).
  2. Составление расположения (диспозиции) речи. Образно говоря, это и есть будущий план выступления. Подбираются факты, аргументы, если нужно – яркие примеры, продумываются логические переходы между частями.
  3. Один из специфичных этапов, который предназначен для выражения (элокуции) доклада. Здесь определяется способ подачи материала, методы визуализации – все те средства, которые призваны привлечь внимание публики к выступающему, держать ее в напряжении.
  4. Фаза запоминания или меморио. Оратор окончательно устанавливает стиль выступления (будет он говорить полностью по памяти или с опорой на краткие заметки). Тогда же проводится репетиция речи, заучивание основных моментов, чтобы можно было большую ее часть произносить без подсказок.
  5. Отработка произношения, вычитка (акцио). Пункт предназначен для налаживания эмоционального контакта с публикой, распознавания их психологического портрета. Возможно, что оратору придется преодолевать свой страх, а также воспользоваться опытом других докладчиков, учесть их преимущества и недостатки.

Важно. Можно использовать разные приемы по подготовке ораторской речи, но полностью отрицать важность этой процедуры нельзя. Грамотно составленный план будет подспорьем в выступлении, а его отсутствие помешает полноценно реализовать замысел докладчика.

Структура ораторской

Подготовка ораторской речи

Сложность подготовки ораторской речи заключается в необходимости выбора стиля, задач, вида выступления, индивидуальных качеств оратора, социального состава слушателей – все эти аспекты обязательно должны быть учтены. Например, доклад для офтальмологов, повествующий о современных методах коррекции зрения, вряд ли найдет отклик у аудитории, состоящей из выпускников военного училища. Поэтому тема и специфика речи должны быть определены заранее.

Этап первый . Тема. Задается заказчиком или выбирается оратором самостоятельно, на основании имеющихся в наличии данных. Иногда дополнительные коррективы вносят уровень мастерства докладчика или степень его владения с материалом. Название не должно быть слишком длинным, заумным – именно с него начинается знакомство слушателей с лекцией.

Нужно в равной степени избегать как слишком специфичных, узконаправленных выражений, так и чрезмерных обобщений. Поэтому придется поломать голову, чтобы придумать заглавие, отвечающее одновременно всем указанным требованиям.

Этап 2 . Цель. Не менее важна, чем тема. Недопустимо произносить речь ради того, чтобы просто поговорить или убить время. Не заданное своевременно направление доклада, то, для чего оратор готовил свои аргументы и писал план, подбирал примеры, приводит к бурному фиаско его выступления (или крайне сдержанной реакции).

Например, отлично подготовленная, не раз пользовавшаяся успехом речь на антиалкогольную тему, практически бессмысленна для аудитории непьющей, состоящей из спортсменов или людей, ведущих здоровый образ жизни. Они и так все это знают, но, если бы лектор пошел немного дальше, конкретизировал цель (пропаганда спорта среди друзей и знакомых, последствия употребления алкоголя для будущих матерей, призыв к вводу запрета на продажу пива несовершеннолетним), то результат был бы иным.

Этап 3 . Материалы. Это то, откуда выступающий будет черпать свое вдохновение, основа его доклада. От выбора источников зависит вероятность составления блестящего выступления. Это могут быть книги, справочники, открытые ресурсы, периодическая печать, научные труды – любые достоверные поставщики информации. Допустимо использование интервью, архивов, воспоминаний, собственных наблюдений.

Главное, чтобы постулаты после компиляции звучали убедительно, либо же придется постараться, снабжая их доказательствами в полном объеме.

Не следует перенасыщать доклад аргументацией, использовать слишком общую информацию. Слушатель должен услышать в нем что-то личное для себя, своей семьи, города, поколения – тогда ему будет по-настоящему интересно.

Этап 4 . Цитаты, истории, интересные факты, особенно связанные с темой выступления, помогут оживить речь. В этом отношении всегда советуют обращать внимание на выступления известных политиков: большинство из них обязательно вплетают в канву доклада небольшой рассказ о национальных героях или персонажах произведений, органично связывая его с остальными частями.

Опытные риторы не только перерабатывают материал в ходе подготовки, но и наделяют его чертами индивидуализма, своей точкой зрения. Такая речь звучит, как настоящее произведение искусства, самобытное и яркое.

Подготовка ораторской

Этапы формирования ораторской речи

Специфика и условия формирования ораторского искусства предполагают понимание докладчиком важности подготовки, проработки каждого пункта своего выступления. На стадии формирования материалов речи выбирают требуемые источники, стараясь максимально углубленно изучить их, параллельно набрасывая план и следуя ему.

Очень важно точно рассчитать время, затрачиваемое на подготовку: недостаток не позволит раскрыть тему, избыток способствует созданию слишком долгой, затянутой речи. Успех докладчика во многом зависит от соблюдения баланса, гармонии – в меру аргументов, дозирование сухой информации, не слишком эмоциональное и не чрезмерно холодное изложение.

Работа со структурой ораторской речи, подготовка речи и выступление предполагают несколько стадий ее правки. Зачитывание на диктофон с прослушиванием или выступление перед добровольным слушателем помогут выявить явные ошибки, нестыковки. Возможно, что-то придется добавить, а чем-то, наоборот, пожертвовать. Хороший доклад должен восприниматься, как захватывающая история, остросюжетный детектив, который слушается на одном дыхании.

Важно. Чтобы понять, как подготовить ораторскую речь, необходимо много практиковаться, не возбраняется прибегнуть к опыту своих соперников или извлечь уроки из чужих ошибок. Риторика, пройдя путь от античных диспутов до блестящих судебных выступлений 19-20 века, знает немало отличных примеров для подражания. Ими обязательно нужно воспользоваться, выстраивая свой путь к успеху.

Упражнения для совершенствования ораторской речи

Старая истина называет матерью учения повторение, в полной мере это относится и к риторике. Лучшей практикой может стать сочетание публичных выступлений, самостоятельных тренировок, импровизаций, отработки произношения и дикции.

Советы опытных орСтруктура ораторской речиаторов

Ораторское искусство, как составная часть подготовки специалиста по подбору персонала или бизнес тренера, прежде всего, основано на преодоление себя, своих страхов, комплексов, недостатков. Выход на публику подобен аншлагу спектакля, где в главной роли – оратор: или его ждет успех, или же провал.

В процессе подготовки и развития ораторского мастерства придется привыкнуть к тому, что каждая победа – это еще один маленький шаг вперед. Профессионалы настоятельно рекомендуют пользоваться идеями и примерами, изложенными в художественных произведениях и научных трудах, брать за образец выступления блестящих политиков, интервью с актерами. Там всегда есть чему поучиться.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публичное выступление — это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная речь.

Хорошая речь насчитывает десять элементов:

объективность,

целенаправленность,

повышение внимания,

неожиданность,

смысловую насыщенность,

Сегодня в ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа:

докоммуникативный, коммуникативный и посткоммуникативный. Каждый из этапов содержит перечень конкретных действий.

1. Определение темы и цели выступления

2. Оценка аудитории и обстановки

Ответы на вопросы, ведение полемики

4. Создание текста

Докоммуникативный этап.

Определение темы и цели выступления.

Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели.

Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его

Важно оценить состав будущей аудитории, заранее настроиться на своих слушателей, учитывая такие факторы: образовательный уровень, направление образования (гуманитарное, техническое . ), познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору.

Подбор материала. Составление текста.

Следующая ступень докоммуникативного этапа - "кодирование" -

составление текста - начинается с подбора материала. Чтобы выступление

получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а

1. Непосредственные - материал, добытый автором из жизни путем наблюдений, собственного опыта.

. а) официальные документы:

. б) научная и научно - популярная литература;

. в) художественная литература;

. г) статьи газет и журналов;

. д) передачи радио и телевидения;

. е) справочная литература: энциклопедии, словари;

. ж) результаты социологических опросов.

Систематизируя материал, оратор создает план, продумывает композицию, логику изложения, составляет и редактирует текст.

Коммуникативный.

Выступление состоит из трех частей: вступления, доказательства и

заключения. Поэтому первейшая задача оратора еще в процессе подготовки к

публичному выступлению - продумать до мельчайших подробностей логику своего выступления, аргументацию своих выводов и обобщений.

Логическая схема доказательства чаще всего слагается из 3 элементов:

1. Тезис - это исходное положение, истинность которого стремится

доказать оратор. И наоборот, если истинность тезиса сомнительна для

оратора, то вряд ли тезис будет убедителен для других. Формулируя тезис,

следует помнить, что он должен быть ясным и четким, не содержать в себе

противоречия. Расплывчатость тезиса или его подмена являются наиболее типичными ошибками в речи недостаточно опытного оратора.

2. Аргумент - это логический довод, истинность которого проверена и

доказана практикой. Аргумент является необходимой частью всякого

доказательства. Наиболее сильным аргументом в процессе доказательства

являются факты, истинность которых не подвергается сомнению.

3. Доказательство по способу рассуждения может быть прямым или

косвенным. При опоре на прямой способ доказательства аргументы

непосредственно обосновывают истинность тезиса. При косвенном способе

доказательность истины обосновывается путем доказательства ложности

Логическая аргументация по тому или иному вопросу в процессе

публичного выступления может быть развернута в 3-х вариантах: индуктивно (от частных факторов к общим заключениям), дедуктивно (от общих положений к частным заключениям) и в сочетании, т.е. индуктивно и дедуктивно одновременно.

Произнесение речи.

Существует три способа произнесения речи:

. Воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов (с опорой

. Свободная импровизация (экспромт).

Читают такие речи, от текста которых нельзя отступить: дипломатические, торжественные, доклады и содоклады официального содержания.

Остальные виды, как правило, произносят с опорой на письменную

основу. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения, найти нужную цифру и т. п. Такое выступление создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями.

Ответы на вопросы, ведение полемики.

После выступления говорящий часто отвечает на вопросы слушателей,

полемизирует с ними. Такая форма общения требует от оратора быстрой реакции, владения юмором. Ответ выступающего предназначается не только спрашивающему, но и всем присутствующим.

Помощь студентам

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории. Но при подготовке публичной речи следует учитывать и некоторые общие методические установки.

Классическая риторика выделяла пять основных этапов разработки публичной речи:

1) инвенция – изобретение, создание речи, систематизация её содержания и используемых в ней доказательств;

2) диспозиция – расположение, деление речи на вступление, изложение, разработку и заключение;

3) элокуция – языковое оформление речи, отбор слов и выражений, тропов и риторических фигур;

4) мемориа – запоминание будущей речи;

5) акцио – произнесение речи.

В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению:

Выбор темы и определение целевой установки. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. Если тема речи задана, то оратору необходимо её конкретизировать и уточнить. Если тема выбрана самим оратором, то он должен исходить из личного опыта и знаний по выбранной теме. При этом он должен учитывать собственные интересы и интересы своих слушателей.

Выбрав тему, необходимо подумать о её формулировке. Название речи следует сделать чётким, ясным и по возможности кратким. Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова и выражения, отталкивают слушателей, даже могут вызвать отрицательное отношение к предстоящему выступлению. Название должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей он добивается. Отсутствие определённой целевой установки снижает эффективность выступления, не позволяет оратору добиться желаемого результата. Выступающий должен формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Чёткая формулировка целевой установки готовит слушателей к восприятию речи, облегчает её осмысление.

Поиск материала. Чтобы подготовить интересное по содержанию выступление, оратору необходимо собрать как можно больше данных, сведений, фактов, примеров, иллюстраций по выбранной теме. Для этого можно использовать самые разнообразные источники: официальные документы, научную и научно-популярную литературу, беллетристику, статьи из газет и журналов, передачи радио и телевидения, результаты социологических исследований, личные контакты, размышления и наблюдения. Важно использовать и так называемый местный материал, т.е. имеющий отношение к жизни слушателей. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает их интерес.

Изучение и анализ отобранного материала. Собрав необходимый материал, оратор должен его внимательно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи. При анализе материала появляются какие-то сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли. Поэтому на данном этапе необходимо размышлять над материалом, критически его оценивать, пытаясь понять, как соотнести его с современными событиями, как использовать то или иное положение во время выступления.

Настоящая подготовка к выступлению, по мнению специалистов, заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли к рассматриваемому вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории.

Разработка плана выступления. В процессе подготовки речи необходимо определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план. Речи, написанные без предварительно составленного плана, как показывает практика, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший план выступления, нередко отклоняется от темы, не укладывается в отведённое для выступления время.

Начало, развёртывание и завершение речи. Для успешного публичного выступления нужно подумать, как расположить собранный материал, в какой последовательности его излагать, какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь – одним словом, какую выбрать композицию речи.

Композиции придают большое значение, называя её искусством. Искусство композиции проявляется как в продуманном расположении частей текста выступления, так и в приёмах перевода аудитории на чужую точку зрения. Не существует универсальных правил построения публичного выступления. Тема, цель, задачи, стоящие перед оратором, и состав аудитории определяют общие принципы композиции: 1) принцип последовательности (последующее должно вытекать из предшествующего и быть с ним соотносимо); 2) принцип усиления (значимость, вес, убедительность аргументов должны постепенно нарастать, самые сильные в конце рассуждения); 3) принцип органического единства (изложение должно вытекать из самого материала и намерений оратора); 4) принцип экономии (достижение поставленной цели рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств). Представления о композиции речи сводятся к наличию в ней начала, развёртывания и завершения, или вступления, основной части и заключения.

Успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию. Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, кратко излагается история вопроса, формулируется цель выступления. Во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. К распространённым приёмам привлечения внимания аудитории относятся интересные примеры, пословицы и поговорки, крылатые выражения, юмористические замечания, цитаты (допускается и парадоксальное цитирование), рассказ о каких-либо значительных событиях, риторические вопросы и др. Каждое выступление требует своего, особого, начала в зависимости от темы, вида речи, состава аудитории, степени подготовленности и эмоционального настроя самого оратора.

Наиболее ответственной является основная часть ораторской речи, в которой излагается суть вопроса, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность. В этой части выступления необходимо соблюдать логическую последовательность и стройность изложения материала, используя соответствующий метод преподнесения материала. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в риторических пособиях, активно используются ораторами. Укажем на часто используемые методы изложения материала в тексте.

При индуктивном методе выступающий начинает речь с конкретного случая, затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Применяется в агитационных выступлениях. Дедуктивный метод (изложение материала от общего к частному): оратор сначала выдвигает какие-то положения, затем разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Используется в выступлениях пропагандистского характера.

Сопоставление различных явлений, событий, фактов, хорошо известных слушателям, проводится методом аналогии, который помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод предусматривает расположение материала вокруг главной проблемы и переход от общего рассмотрения к более конкретному и углублённому его анализу.

Последовательное изложение одного вопроса за другим достигается при использовании ступенчатого метода. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

При историческом методе оратор излагает материал в хронологической последовательности, описывает и анализирует изменения, которые произошли в определённый исторический период. Использование различных методов изложения материала, доказательность и убедительность речи позволяют сделать структуру главной части речи оригинальной, нестандартной.

Читайте также: