Философия гегеля как учение о конкретности бога и человека кратко

Обновлено: 06.07.2024

Философию Ильина часто определяют как неогегельянство.

Ильин отделял понимание духа от понятия души. Дух — особое состояние души, когда она сознательно устремляется к высшему благу. Путь духовного обновления опирается на постижение сущности человеческого бытия, что предполагает определение ценностных ориентиров в вопросе о смысле жизни. Ильин не считает саму жизнь смыслом и абсолютной ценностью бытия человека, он ищет смысл жизни в ценностях, стоящих выше жизни. Он пытается найти смысл жизни каждой отдельной личности в ней самой и в то же время в особом, сверхличностном и сверхжизненном начале. Выход Ильин находит в постулате христианской антропологии — каждый человек значим в системе ценностей как носитель духовного, божеств, начала. Духовно-нравственный опыт требует полной отдачи, всего человека со всеми его действиями и страстями; человек должен сосредоточиться на предмете своего духовного опыта, вжиться в него.

Роль философии в деле духовного и культурного обновления, по Ильину, велика, дело философа — расчистить этот путь нравственного совершенствования, облегчить человеку постижение очевидности. Учение об очевидности — центр, пункт воззрений Ильина. Он понимает под очевидностью особую творческую способность быть настолько захваченным истиной, что в ней растворяется вся душа исследователя. Одним из важнейших свойств очевидности оказывается ее предметность.

Если под естественным правом философ понимает правовые нормы, проистекающие из духовно-нравственной сущности человека и соответствующие ей, т.е. право должное, то положительное право — это право сущее, реальное, правовые нормы, установленные правовой властью и подлежащие применению. Залог осуществления единства этих двух сторон права философ видит в зрелом и развитом правосознании людей.

Гл. вывод учения Ильина о зле — провозглашенная им необходимость и моральная обязанность борьбы со злом, причем не столько со злом в его внешних проявлениях, сколько со злой волей, укоренившейся в человеческих душах. Для него не подлежит сомнению, что отказ от сопротивления злу означает приятие зла, человек, не сопротивляющийся злу, воздерживается и от порицания его.

Иван Александрович Ильин

Ильин Иван Александрович – русский мыслитель, религиозный философ, теоретик государства и права, представитель русского неогегельянства.

Родился в Москве. В 1906 окончил юридический факультет Московского университета и был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию.

В 1910–1912 стажировался в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Берлина, Парижа, где слушал лекции крупнейших европейских философов – Г.Риккерта, Г.Зиммеля, Э. Гуссерля и др.

С 1912 преподавал в Московском университете. В 1918 защитил диссертацию Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В 1921 был избран председателем Московского психологического общества.

После прихода к власти в Германии нацистов потерял работу, а в 1938 эмигрировал в Швейцарию, где жил в пригороде ЦюрихаЦолликоне. Умер Ильин в Цюрихе 21 декабря 1954.

3 октября 2005 года в Донском монастыре Москвы состоялось перезахоронение выдающегося русского философа Ивана Ильина, генерала Антона Деникина и их жен, согласно их завещанию быть похороненными в родной земле.

Ильин, Илья Александрович (штангист)

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Ильин. В Википедии есть статьи о других людях с именем Илья Ильин.

Ильин И.А. - Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека

Название: Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В двух томах
Автор: И.А.Ильин

СПб.: Наука, 1994 .- 541 с.
DjVu 7.14 Мб
Качество: Отличное (сканированные страницы + слой распознанного текста)
Язык: Русский
ISBN: 5-02-028175-1
Серия Слово о сущем

СОДЕРЖАНИЕ

И.И. Евлампиев. Иван Ильин и его книга о Гегеле 6

Том первый. Учение о Боге 14
Предисловие 15
Часть первая. Учение о сущности Божества 23
I. Конкретное-эмпирическое 23
II. Абстрактное-формальное 36
III. О спекулятивном мышлении вообще (Учение о разуме) 50
IV. Реальность мысли 71
V. Всеобщность мысли 90
VI. Диалектика 112
VII. Конкретное-спекулятивное 133
Часть вторая. Учение о пути Божием 160
VIII. Понятие и Наука 160
IX. Логика 177
X. Мироздание 199
XI. О действительности 217
XII. Образы мира 235
Том второй. Учение о человеке 253
Часть третья. Учение о смысле человеческой жизни 254
XIII. Свобода 254
XIV. Человек 270
XV. Воля 279
XVI. Право 295
XVII. Мораль 328
XVIII. Нравственность 352
XIX. О личности и ее добродетели 381
XX. О государстве 408
XXI. Предел человека 442
XXII. Заключение. Кризис теодицеи 468
Литературные добавления 499
1. Произведения Гегеля 500
2. Литература о Гегеле 508
Оглавление 539


Гегель по праву считается одним из величайших немецких мыслителей, вознёсших немецкую философию на невиданную высоту. Многие исследователи считают, что именно Гегель довёл до ума, начатую Кантом идею.

Его учение оказало огромное влияние на всех философов, живших в его время. И даже сейчас, выстроенная Гегелем философская система, сохраняет большое влияние. Часто можно услышать, что именно при нём, немецкая философия достигла пика в своём развитии. Определённо это будет преувеличением, однако влияние его на немецкую мысль действительно огромно.

Однако при всех своих достоинствах, он довольно плохо умел объяснять свои идеи простым смертным. Его труды написаны тяжёлым научным языком и в них легко запутаться даже тем, кто давно изучает философию.

В этой статье мы более доступно разберём основные аспекты его философии и рассмотрим его пресловутые законы диалектики.

↑ Основные положения гегелевской философии

Между тем Гегель отзывается на актуальные для своего времени философские явления, такие как учение Иммануила Канта, и на основе их переосмысления строит свою концепцию.

Диалектика и логика в трактовке Гегеля

Учение Георга Гегеля о диалектике оставило заметный вклад в философии. Немецкий мыслитель первый систематизировал диалектическое мышление и выделил три его закона. В своем труде философ пытался понять взаимосвязь между различными компонентами одного процесса.

  • Количественные изменения преобразуются в качественные. Основной закон диалектики.
  • Закон двойного отрицания. В процессе развития объект вновь обретает старое качество, но теперь на высшей ступени развития
  • Единство и борьбы противоположностей.

Начало гегелевской логики лежит в его диалектическом методе: если в рассуждениях исключить все мысли, имеющие какое-либо содержание, то останется неопределенное общее понятие, названное бытием, которое исключить уже нельзя. Бытие не имеет содержания и качества, следовательно, равно небытию. Так бытие переходит в небытие, и рассуждения о бытии приводят к противоположному.

Учение о логике представителя классической немецкой философии разделено на:

  • Учение о бытии. Исследует такие понятия как количество, качество и мера.
  • Учение о сущности. Объект изучения — явления, сущности и действительность.
  • Учение о понятии. Познание объективности, субъективности и идеи.

Диалектика Гегеля – кратко

Философские размышления о природе и духе

В теории Гегеля об основе мира, Абсолютная Идея выражена безграничным духовным началом, условие существования и развития мира, человека и природы. Главная задача Абсолютной Идеи – самопознание.

Природа не способна являться Абсолютной идеей, она не станет основой всего сущего. Природа, согласно германскому философу, это пассивная субстанция. Сама по себе она не содержит активных действий. Первоначалом мира следует быть чему-то безликому, какой-то абсолютной духовной силе.

Гегелевская философия представляет путь идеи в ее инобытии. Природа в его учении предстает промежуточным звеном. Идея в своем развитии становится материальной природой, а затем развивается в дух, истинный и сознательный.

Философия о Духе одна из наиболее разработанных тем в трудах немецкого мыслителя.

Учение разделяется на три ступени: субъективный, объективный и абсолютный дух.

Кратко концепцию Гегеля можно выразить так: вначале, на определенной ступени развития природы, возник разумный человек. Сперва он живет в естественном состоянии, под влиянием природы, и подчиняется инстинктам. Человек и представляет собой субъективный дух.

фото 722

В процессе развития человек признает других людей равными себе, начинает воспринимать их как духовных существ, к которым следует относиться с уважением. Приходит осознание, что свобода одного мыслящего существа заканчивается там, где начинается свобода другого. Эта ступень – объективный дух, жизнь людей в коллективе.

Абсолютный дух, третья ступень, единство субъективного и объективного. Дух освобождается от противоречий, примиряется с самим собой и постигает истинное, совершенное знание о себе.

Гегельянство – что это?

После смерти Георга Гегеля его последователи образовали школу, названную гегельянством. Единой школа оставалась недолго и вскоре разделилась на несколько направлений. Причиной разлада стали религиозно-богословские разногласия.

Среди левых гегельянцев, которых прозвали младогегельянцами, было много критиков истории церкви, а также философов, критикующих религию.

Крайне левые гегельянцы пошли дальше других и расширили сферу изучения, кроме философских вопросов религии, на политические и социальные темы. Маркс трактовал философские идеи Гегеля в материалистическом ключе и взял ее за основу своей системы экономического материализма.

фото 723

Приверженцы гегельянства оказали большое влияние на развитие науки, особенно на философию религии, историю философии, эстетику и философию истории.

Система философии Гегеля – кратко

Гегель в своей философской системе принимал те же три ступени в развитии познающей силы, но устранял из этого процесса всякий вид произвольной деятельности, считая весь процесс необходимым движением от одной ступени развития к другой – от бытия в себе чрез бытие вне себя к бытию в себе и для себя (идея, природа, дух). Необходимый процесс саморазвития совершается, по Гегелю, в чистом или абсолютном разуме (идее), вследствие чего разум (мышление) оказывается единственным и действительно сущим, а все действительное необходимо разумным. Разум в этой системе есть, следовательно, единственная субстанция, но не реальная, а чисто идеальная и логическая (поэтому философию Гегеля часто именуют панлогизмом). Превратить эту субстанцию в субъект, т. е. первоначальный бессознательный разум в самостоятельный, в дух и даже в абсолютный Дух, так как субстанция есть абсолютный разум, составляет задачу мирового процесса. Выхождение субстанции из её первоначального вида существования, как логической идеи, в инобытие, как природы, и заключительное понимание себя самой, как единого и истинно действительного, понимание, что такое абсолютная идея, какова она есть в развитом своем существе, составляет ступени мирового процесса.

Портрет Гегеля

Великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Портрет работы Я. Шлезингера

Законы диалектики

Гегелевские законы диалектики являются важнейшим достижением немецкого мыслителя и призваны служить лучшему пониманию общества и в принципе любых процессов, связанных с человеком.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Этот закон можно назвать самым всеобъемлющим. Он описывает все процессы, происходящие со всеми вещами в мире, количественные и качественные изменения можно увидеть абсолютно в каждом аспекте нашей жизни.

Этот закон характеризуют 4 термина:

Закон двойного отрицания

Формируя закон двойного отрицания, Гегель утверждает, что понимание мира человеком, идёт по спирали, постоянно восходя вверх. Причём относится это не только к миру, но и к нашему собственному развитию.

Этот термин описывает переход из низшего состояния к высшему, однако низшее состояние никуда не девается, оно остаётся в скрытом виде в высшем.

Для иллюстрации этого понятия можно привести классический пример развития плода из почки.

В первую очередь на дереве появляется почка, через какое-то время она преобразуется в цветок и своим появлением цветок отрицает почку, почка переходит в более высокое состояние, однако почка не исчезает, она всё ещё содержится в цветке в скрытом(снятом) виде. Вслед за почкой, исчезает и цветок, обратившись в плод (перейдя в ещё более высокое состояние), который будет содержать и цветок и почку в снятом виде.

Из этого примера можно понять, что в гегелевском диалектическом отрицании присутствуют три условия:

  • Преодоление старого, заключающееся в возникновении новых более высоких форм развития
  • Преемственность – новые формы содержат самые лучшие и полезные характеристики старых
  • Утверждение нового

Эти три условия справедливы и для нашего собственного развития. Ведь каждое наше новое знание базируется на полученном когда-то давно или недавно, предшествующем и служит ступенькой для поднятия нашего познания на новый уровень.

Гегель выбрал спираль для описания этого закона, потому что она хорошо показывает прогресс и регресс нашего познания. На спирали можно отметить точки, в которых наше мышление переходит в более высокое состояние, однако, когда мы перестаём двигаться вверх, начинается регресс.

Закон единства и борьбы противоположностей

Этот принцип можно назвать основополагающим во всей философии Гегеля, так как она строится именно на борьбе противоречий и последующем переходе их в синтез.

Ключевыми дефинициями, определяющими этот закон будут:

Тождество. Выражает равенство объекта самому себе. В случае с человеком будет иметься ввиду сего самосознание. Даже скорее осознавание себя собой.

Различие соответственно выражает неравенство объекта себе самому. Я хоть и осознаю себя собой, но моё мышление постоянно претерпевает изменения, я не есть завершённый Абсолют, я постоянно развиваюсь и сравниваю себя с другими.

Противоположности выражают те характеристики объекта, которые полностью друг от друга отличны, однако они вполне могут быть частью одного целого и друг с другом сосуществовать.

Противоречия у Гегеля краеугольный камень всей его философской мысли. Он считал их необходимым условием для движения вперёд, неважно применимо ли это будет к абсолютной идее или к человеческому сознанию. У каждого утверждение должна быть иная сторона, этому утверждению противоречащая, которая будет его полной противоположностью.

Щепановская С.В.

Доклад по работе И. Ильина

Гегелевская система – изображение пути Бога, соединившегося с им же созданной материальной, иррациональной стихией и преобразующего её по своим законам.

Чтобы понять систему Гегеля, нужно войти в неё изнутри, принять ее в себя, усвоив ее стиль и содержание, которое стоит за каждый используемым словом. Нужно воочию увидеть – через свое творческое художественное включение в тайну чужого движения мысли – и самому пережить в себе жизнь самого творение, чтобы раскрыть силу системы и в то же время ее ограниченность.

1. Иррационализм .

Как интуитивист, по взгляду Ильина, Гегель настаивает на необходимости созерцательного погружения в сам предмет, до его самозабвения, только тогда предмет будет уже говорить как бы сам за себя и из себя.

Истинная философия по мысли Ильина для Гегеля конкретна – и по своему предмету, и по методу. То есть предметы вступают в синтетическую связь, объединяющую их в новое, своеобразное живое единство. Это не только мысленно-идеальный познавательный синтез, но и синтез самих элементов и самого предмета.

Как интуитивист, Гегель на рационалистические требования доказательства отвечает демонстрирующим указанием на сущность предмета, показыванием его.

2. Спекулятивное мышление .

Уровни сознания .

1. конкретно-эмпирическое . Первое, что нужно для усвоения идей Гегеля – это уяснить его отношение к конкретно-эмпирическому. Через отношение Гегеля к конкр-эмипирич определяется пафос отрицания и негативности.

Конкретно-эмпирическое: самое малоосознанное и самое привычное, поэтому незаметно укореняется в обыденном и научном содержаниях. Это представление преследует в том числе философию и кажется для неё непреодолимой. Если люди знают что-то о мире, то знают они именно о мире эмпирического, просыпаясь и засыпая в нем. В нем есть объективные особенности, поэтому люди как бы естественно приспосабливаются к нему.

С точки зрения Ильина, эмпирический способ мысли Гегель полностью преодолел, органически перестроив в ходе развития своей души свой философский способ мыслить.

Конкретно-эмпирическое есть нечто в своем роде сущее, имеющее многообразные части, имеющие множество свойств. Элементы, имеющие множество связей. Это – безмерное, огромное множество существований и бываний , это безграничное изобилие реальности, непредставимое богатство познавательного материала.

Это есть не что иное, как внешний пространственно-временной мир. Вещи в нем стоят равнодушно друг вне друга, они внешне друг другу а тем самым нечто только эмпирическое, не более, чем внешняя конкретность.

Как пространственный этот мир бесконечно дробится, как временной – он непрестанно меняется – и гибнет. Этим и видна эфемерность конкретно-эмпирического мира, единственное, что мы можем найти устойчивого в этом мире – это обреченность его элементов на гибель. – и это был онтологический характер конктерно-эмпирического .

Гносеологический характер эмпирии : она дается человеку апосториори , через непосредственность, созерцаемость и чувственность.

Непосредственность когда в восприятии нет двух сторон, это состояние на самой низшей и на высшей ступени жизни духа. На конкретно-эмпирич уровне сознание выступает как единое сложное образование, Я еще не нашло себя и живет в не-Я , сознание утрачено в предмете, это жизнь сознания до опосредования .

Эмпирическая созерцаемость – опыт непосредственно-созерцательный в отличие от интеллектуально-мыслительного, она чужда мысли, неспосредственно-бессознательная , слепо-доверчивая, бессмысленно погруженная в объект.

Чувственность – это пять органов чувств, око, видящее лишь внешние вещи. Объекты этого мира могут быть показаны и на них можно указать.

Таким образом, конкретно-эмпирическое оказывается бесконечным рассеянием, то есть предстает для нас чисто иррациональным, оно не поддается рационализации, а поэтому чуждо мысли – и в этом корень его философской гибели.

Из этого вытекает невозможность воплощения совершенной мысли (то есть появления в эмпирии Абсолютного государства например, полного воссоединения человека в божественным, полное овладение иррациональным божественного). – Но ведь в конечном счете здесь речь идет только об отрицательной сущности иррационального, однако именно из этого противоречия рождается мысль и сознание, из внутренней трагедии, из конфликта, из несовпадения.

Ведь конкретно-эмпирическое для мысли всегда будет до конца не схвачено и иметь свой бесконечный потенциал, а оформленная в понятии реальность уже не будет эмпирической, как бы совершенна она не была, будет не реальностью, а выявленное рассудком существенное самой реальности. В мысли мы никогда не приходим ни к чему эмпирическому.

Чувственная субъективная достоверность лишена всякой ценности, и знание о мнимом – то есть мнение, не есть наука.

Конкретно-эмпирическое неизреченно, но неизреченное прибывает в состоянии смутного брожения, ведь ясность предмета дается лишь словом. Этим выяснено метафизическое ничтожество конкретно-эмпирического, его гносеологическая несостоятельность. Оно оторвано от всякого истинного бытия и именно и есть небытие – в высшем смысле этого слова.

2. Абстрактно-формальное .

Нужно, чтобы хаотичность встретилась с началом строгой меры, чтобы единичность превратилась во всеобщность. Этим занимается посредующие между конкретно-эмпирическим и собственно философией эмпирические науки, эмпирическая философия и формальная логика. Но истина открывается именно там, где перечисленные выше слепнуть и куда они загородили туда доступ предрассудками.

На этой стадии нужно, чтобы зрение и слух померкли. Это уже абстрактное мышление и оно уже есть внутренний процесс. Здесь сознание вступает на путь отрыва и задерживающей фиксации.

И первый акт здесь – анализ – остановка на некотором различии. Две противоположности, которые получились, потом разбираются сознанием по отдельности, силою удерживается концентрация на одной грани и как бы не замечается другая. Тут выявляется ее содержание, но поскольку за счет нивелирования другой грани, оно оторвано, то содержание абстрактно. Здесь происходит концентрация на сухой форме и в каком-то смысле намеренное бегство от содержания.

Оживить рассудочную мысль, эту долину покоя и смерти, и привести ее в движение и течение – та задача, которую ставило Новое время. И высшую задачу философии выйти к этой конкретности – берет на себя Гегель.

Формально-абстрактные понятия неподвижны сухи и холодны, они как бы находятся в подчиненности, но не сочиненности , здесь еще нет подлинной живой связи самих понятий, все они еще отъединены и замкнуты. Абстрактное, формальное само по себе ещё конечно, его бесконечность блуждающая. Абстрактное мышление доходит до полярных крайностей, пока еще не имеющих связи, еще оторвано от философской идеи, а значит еще не в полном смысле разумно и еще не является духовно.

3. О спекулятивном мышлении вообще (учение о разуме)

В основе учения о спекулятивном мышлении лежит подлинные духовно-душевный познавательный опыт Гегеля, открывший ему то, что он утверждал. Гегель не только осуществлял, практиковал спекулятивное философствование, но делал героические усилия для того, чтобы раскрыть другим его сущность, чтобы развернуть его у всех на глазах, чтобы сформулировать его основы и изъяснить его природу. Для его понимания важны не только напряжение, но и творческое воображение. У Гегеля работа воображения слита с движением мысли.

Таким образом, Гегель стремится сначала разочаровать ищущую философскую душу во внешнем мире, чтобы открыть ей доступ к новой, внутренней Объективности. И иначе в неё проникнуть нельзя. Нужно сначала привыкнуть к рассудочной мысли, чтобы научиться мыслить спекулятивно. Т.к. спекулятивное мышление есть нечто большее, чем абстрактное: это мышление, своеобразно сочетавшееся с созерцанием.

Для Гегеля – тождество субъекта и объекта и есть принцип и сущность всякой истинной философской спекуляции. Это тожество значит:

1) во-первых, слияние человеческого сознания с мыслимым содержанием,

2) во-вторых, метафизическую обращенность духа на самого себя.

Первое есть причина познания, второе – причина существования первого.

То есть психологизм и антропологизм мысли получается у Гегеля преодолимым. Эта гибель субъекта в объекте не есть в строгом смысле гибель, это есть периодическое ухождение субъекта в объективную сферу логического содержания, где она приближается к сверхвременному состоянию и порядку. Философствует сознание только в этой растворенности. Сознание, самозабвенно погруженное в предмет, есть уже сам предмет.

Однако, пишет Ильин, подобное философское созерцание даже при всей его подлинности и полноте может гарантировать только непосредственность мыслительного процесса и цельность познавательного состояния, но не истинность добытого результата. Этот метод может гарантировать преодоление субъективных искажений, уловимых для сознания, но не гарантирует преодоление с крытых субъективные искажений. Ведь шепот, идущий от бессознательного, может незаметно вкрадываться в ход мысли и вести к заблуждению. è

Оценка Ильина:

Право и героично стремление Гегеля замереть в мыслительном созерцании смысла, однако, роль интуиции ведь не ограничивается этим. Однако суть в том, что она при это обогащает смысл собою, тем самым меняя его природу. Смысл начинает жить благодаря живому мышлению, мышление же получает объективность, которую имеет смысл. Но сила творческого воображения (на необходимости которой в подлинном философствовании настаивает Гегель), раз она воспринята в мышлении, не может не внести своих элементов в предмет, который ей открывается. Смысл неминуемо должен лишится своей безобразности и стать образным. Таким образом, понятие Гегеля только и может быть образным смыслом, то есть тем смыслом, что сросся с воображением.

То есть суть метода Гегеля в том, чтобы увидеть воображением то, о чем мыслит душа. В этом иррациональная сторона Гегеля, её созарцательно-фантастический аспект – как мистической философии или мыслящего ясновидения, разворачивание логического откровения в подлинную и всеобъемлющую религию мысли.

Итак принцип спекулятивного мышления, на котором строится его метод, заключается в том, что понятие как таковое неизменно прибывает в состоянии обращенности на себя. И получается, что оно не имеет иного объекта, кроме себя, и иного субъекта, кроме себя. И именно в этом неимении инобытия, в метафизико-онтологическом тождестве и заключается его абсолютность, его бесконечность и его свобода.

4. Реальность мысли

Мысль для Гегеля уже есть субъективно-объективное, а не субъективно-человеческое, то есть Божественное. И поэтому в процессе понимания Гегеля нужно всегда учитывать и удерживать, что его философия есть спекулятивное сращение мышления и смысла. То, что для Канта есть познавательный процесс, для Гегеля – онтологически изначально реальный. Живой смысл есть первореальность , а нечто, лишенное смысла, для нас лишено и бытия. Поэтому, спекулятивные категории есть ни что иное, как действительные способы действительной жизни всего, что реально. И исследовать жизнь спекулятивной мысли в ее основных формах – значит исследовать сущность всякого подлинного процесса. Ведь мысль сообщает всеобщность, динамическое развитие и конкретность всему реальному. Т.е. через эти основные категории схватывается развертывание на третьей спекулятивной стадии жизни понятий и оно схватывается не в своей только раз и на всегда завершенности, но в своем развитии, во все большем усложнении схватывается всё более точная всеобщность. То есть все с большей степенью усложнения мы включаем во всеобщность всё заранее открытое нами.

Сущностью диалектического движения:

Само диалектическое движение находится между двумя синтезами: первоначальным единством всеобщности, но неопределенной, и заключительным единством – определившейся единичностью.

То есть целое нуждается в своеих органах, поэтому вызывает их к жизни, и создав их, живет не вне их, а в них, в виде их, посредством их.

3. Замысел и его недостижимость .

Мир развивается, вершит свою судьбу победами божественного как установление порядка над хаотическим и материальным. Некоторые принципиальные результаты этих побед: возникновение целостных О-тов в неживой природе, возникновение живых организмов, возникновение человека. И человек выступает не только как вершина господства божественного начала, но и как ее предел. Следующей ступенью было бы снятие ограниченности человека через преодоление его смертности, построение Абсолютного государства. Однако это невозможно, считает Ильин, потому что и материальная, иррациональная часть мира находит здесь вершину своей реализации, так как человек еще и максимально индивидуален и неповторим.

Иван Ильин в России в основном известен как любимый философ нынешнего президента, да еще как один из самых непримиримых оппонентов большевизма в эмигрантской среде. Для меня же из всего ильинского наследия представляют интерес не публицистические работы или памфлеты против безбожного коммунизма, но его интерпретация гегелевской философии. "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека" - это фундаментальная по своим целям и объемам работа, первая книга Ильина, вышедшая в революционном хаосе 1918 года, и относительно малоизвестная на фоне более приметных книг (таких как, например, "О сопротивлении злу силою"). Это на самом деле обидно, потому что (безотносительно личности самого Ильина) книга весьма интересна - и как изложение гегелевской системы, и как ее интерпретация.

Книга подразделяется на два тома, причем первый делится на две части. Общим числом в работе 22 главы, плюс добавления о гегелеведческой литературе. Том первый ("Учение о Боге") включает в себя части под названием "Учение о сущности Божества" и "Учение о пути Божием", том второй ("Учение о Человеке") состоит из одной части - "Учение о смысле человеческой жизни". Уже из этого краткого описания видна общая логика изложения Ильина: она идет от общего (абстрактного) к частному (конкретному), начиная с рассмотрения проблемы Бога в гегелевской мысли, и приходя в конце к вопросам о Человеке как ключевой категории гегелевского мышления. И, что еще более важно, логика построения книги точно отражает само понимание автором гегелевской философии: Ильин рассматривает ее как специфический вариант теологии (содержащий в себе более-менее последовательные пантеизм, монизм, панлогизм и теодицею). Иными словами, точка зрения Ильина - последовательно правогегельянская, это толкование Гегеля строго в религиозных рамках, опирающихся прежде всего на идею Бога (который есть раскрывающееся в мире Понятие, мыслящее само себя). Еще в предисловии Ильин отмечает, что Гегель - прежде всего интуитивист (а не логик или, тем более, рационалист), и в дальнейшем вся ильинская мысль отталкивается именно от этого представления.
В первой части Ильин рассматривает основные категории гегелевской философии, без обсуждения которых невозможно детальное понимание всей системы мысли Гегеля: исследуются понятия "конкретно-эмпирического", "абстрактно-формального", их противоположность и (очень важная для всей работы) категория "спекулятивной конкретности", то есть - единства формы и содержания, субъекта и объекта. Спекулятивная конкретность, по Ильину, есть "религия мысли", высшая форма мышления, отменяющая кантовскую "вещь в себе" (недоступную для познания), и устанавливающая тождество бытия и мышления (а, следовательно, и познаваемость мира, поскольку познаваема мысль, творящая его и в нем живущая). Ильин далее подробно рассматривает категории диалектики, определяя ее как "ритм движения Всеобщего", и отмечая, что для Гегеля диалектика есть нечто большее, чем метод мышления - это, скорее, наиболее адекватное отражение объективной реальности, то есть диалектика возможна по причине того, что диалектичен сам предмет мышления, а не просто из-за способности человека мыслить тем или иным образом. Завершается первая часть естественным для правогегельянского толкования тезисом о том, что философия вообще (и, в частности, гегелевская философия) есть адекватное познание Абсолютного Предмета, а именно - Бога, которого, в свою очередь можно определить как высшее (и, вероятно, в некотором смысле единственное) Понятие, мыслящее само себя. Тогда философия Гегеля (точнее, наука, которую он намеревался вывести из философии) является системой живого Смысла (который есть Бог).
Во второй части Ильин обращается к гегелевской Науке (она, напомню, высшая ступень философии), разбирая основные ее категории, такие как "логика", "действительность" и "образ мира" (или "мировой образ"). Здесь же мы находим очень любопытное замечание о том, что высшее духовное состояние принадлежит народу, живущему в состоянии философской добродетели (есть в этом что-то аристотелевское, и сама по себе такая постановка вопроса, в общем, как мне кажется, соответствует гегелевской логике, хотя и с некоторыми уточнениями). Ильин также выделяет знаменитые гегелевские категории - "религия", "искусство", "философия" и "государство" - как образы мира, то есть способы познания Абсолюта, объединяющие в себе идеал и его воплощение в реальности.
В третьей части Ильин переходит к исследованию антропологической проблематики в гегелевской философии, затрагивая вопросы Свободы, Человека и Государства как наиважнейшие для этой части гегелевской мыслительной системы. Ильин подчеркивает, что "онтологический корень" человека составляет его духовное самоосвобождение, развертывающееся в перечисленных выше образах мира (теология тем самым плавно переходит в антропологию) на протяжении трех последовательных стадий: "Субъективный Дух", "Объективный Дух" и, наконец, "Абсолютный Дух". Далее следует пространный (и очень интересный) аналитический комментарий Ильина к политической философии Гегеля, где освещаются вопросы права, морали, нравственности и человеческой добродетели. Но самый впечатляющий момент этого комментария - в заключительных главах, где Ильин говорит о неустранимом (и трагическом) противоречии в гегелевской философии, а именно - о том, что Гегель не смог показать подлинную тотальность четвертого образа мира (государства), пойдя на целый ряд компромиссов в его описании, и тем самым, не решив до конца одну из главных задач своей системы. Здесь же Ильин совершенно правильно отмечает, что органический подход гегелевской мысли к государству не означает какой-то биологической аналогии, напротив - государство есть духовный (а ни в коей мере не биологический) организм, и рассматривать его следует как явление Духа в истории - отсюда, кстати, знаменитые слова о "шествии Бога в Мире" (которые почти всегда понимают очень поверхностно, если не вульгарно; речь в них идет лишь о том, что государство как явление и понятие представляет собой необходимый элемент божественного промысла в человеческом мире, а не "смертное божество" в стиле гоббсовского Левиафана, которому следует поклоняться). Ильин полагает, что все учение Гегеля о государстве показывает как величие, так и падение гегелевской системы, поскольку явно показывает "предел человека", то есть принципиальное его несовершенство именно в сфере эмпирической, где нельзя достичь идеального государства (в то время как Гегель пытается убедить нас, что это не только возможно в теории, но и реализуемо на практике), ставшего бы завершающим мировым образом, соединяющим в себе абсолютную Религию, прекрасное Искусство и истинную Философию (ставшую Наукой). Так что, говорит нам Ильин в заключении, "пантеизм сам не раскрывает теодицеи", в чем и состоит трагизм всей гегелевской философии, нацеленной на доказательство строго обратного.
Мне книга очень понравилась, честно говоря, неожиданно для меня самого. Если кожевская интерпретация - эталонное левогегельянство, то ильинская интерпретация - столь же эталонное правогегельянство. Тем любопытнее наблюдать целый ряд примечательных совпадений в двух очень разных подходах. И у Кожева, и у Ильина схожее понимание диалектики - как адекватного изложения структуры реальности в дискурсе. У обоих мыслителей гегелевская мысль трактуется антропологически (хотя и в существенно различных порой контекстах). Самое важное отличие, пожалуй, в том, где Ильин признает "предел человека", показав невозможность совершенного государства в рамках гегелевской философии - Кожев здесь объясняет (посредством разворачивания диалектики Господина и Раба) не только возможность построения такого государства, но и его принципиальную реальность уже в настоящее время (наступившее после Великой французской революции в ходе наполеоновских войн), отталкиваясь от концепта всеобщего и равного признания. Мне очень близки многие выкладки Ильина относительно Гегеля, но, как представляется, кожевская интерпретация все же богаче и по содержанию, и по своим перспективам.

Читайте также: