Что такое семинария кратко

Обновлено: 05.07.2024

(лат. seminarium — рассадник) — образовательное учреждение для подготовки духовных лиц и учителей преимущественно народных школ. Название С. появляется впервые со времени триентского собора (1545—63) и было официальным наименованием учебных заведений, имевших целью подготовку духовных лиц. Позже в Германии и Франции была сознана потребность в учреждении особых С. для подготовки будущих учителей, преимущественно для народных школ. Еще герцог саксен-готский Эрнест Благочестивый (ум. в 1675 г.) предполагал открыть такую С. Мысль об учреждении С. для учительниц защищал Фенелон в своем сочинении о воспитании девиц (1687). В 1684 г. была открыта. в Реймсе "Séminaire des maîtres d'école"" Мысль герцога Эрнеста была осуществлена в Германии Авг. Герм. Франке в Галле: учрежденная им Seminarium praeceptorum (1695 г.) выпустила много учителей для средних и низших школ. В 1732 г. была открыта С. близ Штетина, в 1735 г. — близ Магдебурга, в 1784 г. — в Берлине и т. д. Мало-помалу эти учреждения, часто носившие название нормальных школ, распространились в большом числе по Германии, Австрии и Швейцарии, пользуясь покровительством как католических, так и протестантских духовных лиц, и так назыв. филантропистов (Базедов и др.). Вновь обратили на себя особое внимание С. в Германии, начиная с 1807 г., вследствие возбуждения, охватившего Германию после разгрома 1806 г., и под влиянием идей Песталоцци. Только в последние десятилетия забота о систематическом подготовлении сведущих учителей для народных школ была признана в Западной Европе непременной обязанностью государства; из 200 правительственных С. в Германии 40% были открыты после 1872 г.; из 36 правительственных и частных женских С. в Пруссии лишь одна существует долее 50 лет. В других государствах С. распространились по примеру Германии. И во Франции, где во время революции делу образования народных учителей оказывалось большое внимание, стали особенно заботиться об Ecoles normales (как там называются С.) лишь в XIX в., под влиянием Германии. Устройство С. весьма различно.В некоторых из них воспитанники — интерны, в других — экстерны. Продолжительность учения также различна: в Пруссии, например, она равняется 3 годам, которым предшествуют 2 — 3 года занятий в приготовительной школе, а в Саксонии она доходит до 6 лет. В Саксонии во всех С. введено обязательное изучение латинского языка; в Пруссии изучение одного иностранного языка предоставлено на выбор учащихся. В большинстве немецких С. введено изучение музыки, особенно игры на органе, так как в Германии учителя обыкновенно занимают и должность органистов. Во всех С. Германии обучают гимнастике и рисованию, весьма часто также и сельскому хозяйству, садоводству и разведению плодовых деревьев. При всех благоустроенных С. имеются школы, в которых семинаристы старших классов упражняются в преподавании, под руководством. своих учителей. Многие С. находятся в. тесной связи с учреждениями для глухонемых, где семинаристы упражняются в занятиях с глухонемыми. Во Франции нормальные школы в настоящее время урегулированы декретом 29 июля 1881 г. Кроме этих школ, во Франции, а также в Италии и Венгрии существуют особые С. для подготовления учителей и учительниц высших народных училищ и средних учебныхт заведений. В Германии в настоящее время существуют при университетах или находятся с ними в тесной связи многочисленные практические институты, носящие название С. исторических, статистических, экзегетических, катехизических, гомилетических, литургических, филологических, археологических, педагогических. Эти С. служат дополнением к чисто научным лекциям профессоров университетов. Среди них наибольшее значение имеют педагогические С., имеющие целью практическое подготовление учителей для средних учебных заведений; при таких С. часто имеются школы для упражнения будущих учителей. Первообразом таких С. является seminarium praeceptorum (см. выше); в XVIII в. появился в Германии ряд педагогических С.: в Геттингене (в 1737 г.), в Галле (при Университете, 1776 г.), в Берлине (при Гимназии, 1788 г.). Особенно рекомендовал учреждение педагогических С. при университетах Гербарт, хотя с практической точки зрения является более удобным соединение их со средним учебным заведением и, по возможности, с С. для народных учителей. Циркуляром 1890 г. прусский министр народн. просвещения ф. Гослер предписал, чтобы все кандидаты в учителя, до допущения к пробным занятиям, пробыли год в С.; вследствие этого циркуляра, открыт ряд новых С. при средних учебных заведениях. О духовных С. в России см. Духовно-учебные заведения (см.); о русских С. за границей для приготовления учителей древних языков и преподавателей гражданского права см. Россия (см.). См. еще Учительские семинарии.

название некоторых средних специальных учебных заведений. С. называются средние Духовные учебные заведения христианства (см. также Религиозное обучение и образование). В дореволюционной России и некоторых других странах — педагогические учебные заведения для подготовки учителей начальной школы (см. Учительские семинарии).

СЕМИНАРИЯ, -и, ж. Название нек-рых специальных средних учебныхзаведений. Духовная с. (для подготовки служителей культа). Учительская с.(для подготовки учителей; устар.). II прил. семинарский, -ая, -ое.

семинария ж. 1) Название средних духовных учебных заведений. 2) Название средних педагогических учебных заведений в Российском государстве до 1917 г.

семинария
ж.
seminary
духовная семинария — theological seminary

семинария бурса Словарь русских синонимов. семинария сущ., кол-во синонимов: 4 • бурса (5) • ешибот (1) • заведение (42) • семинариум (2) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: бурса, заведение

СЕМИНАРИЯ (от лат. seminarium-рассадник, перен.- школа), название нек-рых средних спец. уч. заведений. С. называются ср. духовные учебные заведения христианства (см. также Религиозное обучение и образование). В дореволюц. России и нек-рых др. странах - пед. уч. заведения для подготовки учителей начальной школы (см. Учительские семинарии).

Семинария (лат. seminarium — рассадник) — образовательное учреждение для подготовки духовных лиц и учителей преимущественно народных школ. Название С. появляется впервые со времени триентского собора (1545—63) и было официальным наименованием учебных заведений, имевших целью подготовку духовных лиц. Позже в Германии и Франции была сознана потребность в учреждении особых С. для подготовки будущих учителей, преимущественно для народных школ. Еще герцог саксен-готский Эрнест Благочестивый (ум. в 1675 г.) предполагал открыть такую С. Мысль об учреждении С. для учительниц защищал Фенелон в своем сочинении о воспитании девиц (1687). В 1684 г. была открыта. в Реймсе "S éminaire des maîtres d‘é cole"" Мысль герцога Эрнеста была осуществлена в Германии Авг. Герм. Франке в Галле: учрежденная им Seminarium praeceptorum (1695 г.) выпустила много учителей для средних и низших школ. В 1732 г. была открыта С. близ Штетина, в 1735 г. — близ Магдебурга, в 1784 г. — в Берлине и т. д. Мало-помалу эти учреждения, часто носившие название нормальных школ, распространились в большом числе по Германии, Австрии и Швейцарии, пользуясь покровительством как католических, так и протестантских духовных лиц, и так назыв. филантропистов (Базедов и др.). Вновь обратили на себя особое внимание С. в Германии, начиная с 1807 г., вследствие возбуждения, охватившего Германию после разгрома 1806 г., и под влиянием идей Песталоцци. Только в последние десятилетия забота о систематическом подготовлении сведущих учителей для народных школ была признана в Западной Европе непременной обязанностью государства; из 200 правительственных С. в Германии 40% были открыты после 1872 г.; из 36 правительственных и частных женских С. в Пруссии лишь одна существует долее 50 лет. В других государствах С. распространились по примеру Германии. И во Франции, где во время революции делу образования народных учителей оказывалось большое внимание, стали особенно заботиться об Ecoles normales (как там называются С.) лишь в XIX в., под влиянием Германии. Устройство С. весьма различно. В некоторых из них воспитанники — интерны, в других — экстерны. Продолжительность учения также различна: в Пруссии, например, она равняется 3 годам, которым предшествуют 2 — 3 года занятий в приготовительной школе, а в Саксонии она доходит до 6 лет. В Саксонии во всех С. введено обязательное изучение латинского языка; в Пруссии изучение одного иностранного языка предоставлено на выбор учащихся. В большинстве немецких С. введено изучение музыки, особенно игры на органе, так как в Германии учителя обыкновенно занимают и должность органистов. Во всех С. Германии обучают гимнастике и рисованию, весьма часто также и сельскому хозяйству, садоводству и разведению плодовых деревьев. При всех благоустроенных С. имеются школы, в которых семинаристы старших классов упражняются в преподавании, под руководством. своих учителей. Многие С. находятся в. тесной связи с учреждениями для глухонемых, где семинаристы упражняются в занятиях с глухонемыми. Во Франции нормальные школы в настоящее время урегулированы декретом 29 июля 1881 г. Кроме этих школ, во Франции, а также в Италии и Венгрии существуют особые С. для подготовления учителей и учительниц высших народных училищ и средних учебныхт заведений. В Германии в настоящее время существуют при университетах или находятся с ними в тесной связи многочисленные практические институты, носящие название С. исторических, статистических, экзегетических, катехизических, гомилетических, литургических, филологических, археологических, педагогических. Эти С. служат дополнением к чисто научным лекциям профессоров университетов. Среди них наибольшее значение имеют педагогические С., имеющие целью практическое подготовление учителей для средних учебных заведений; при таких С. часто имеются школы для упражнения будущих учителей. Первообразом таких С. является seminarium praeceptorum (см. выше); в XVIII в. появился в Германии ряд педагогических С.: в Геттингене (в 1737 г.), в Галле (при Университете, 1776 г.), в Берлине (при Гимназии, 1788 г.). Особенно рекомендовал учреждение педагогических С. при университетах Гербарт, хотя с практической точки зрения является более удобным соединение их со средним учебным заведением и, по возможности, с С. для народных учителей. Циркуляром 1890 г. прусский министр народн. просвещения ф. Гослер предписал, чтобы все кандидаты в учителя, до допущения к пробным занятиям, пробыли год в С.; вследствие этого циркуляра, открыт ряд новых С. при средних учебных заведениях. О духовных С. в Poccuи см. Духовно-учебные заведения (см.); о русских С. за границей для приготовления учителей древних языков и преподавателей гражданского права см. Россия (см.). См. еще Учительские семинарии.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

среднее учебное заведение для образования духовных лиц (духов. с.) или народн. учителей (учительская с).

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

(лат. semmarium рассадник) спец. среднее учебное заведение: для подготовки духовенства - духовная с., для подготовки учителей - учительская с.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

семинарии, ж. [ от латин. seminarium – рассадник ]. Специальное среднее учебное заведение. Духовная семинария (для подготовки духовенства). (устар.)Учительская семинария (для подготовки учителей начальной школы).

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


[От лат. seminarium — рассадник]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Духо́вная семина́рия (от лат. seminarium — рассадник) — учебное заведение для подготовки христианского духовенства.

СЕМИНА'РИЯ, и, ж. [от латин. seminarium — рассадник] (дореволюц.). Специальное среднее учебное заведение. Духовная с. (для подготовки духовенства). Учительская с. (для подготовки учителей начальной школы).

семина́рия

1. тип профессионального учебного заведения для подготовки христианских священнослужителей и учителей начальных и неполных средних школ

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова льнуть (глагол), льнула:

Ассоциации к слову «семинария»

Синонимы к слову «семинария»

Предложения со словом «семинария»

  • Затрудняюсь сказать, закончил ли он курс учительской семинарии, но среднего образования он не имел.
  • К концу академического года Введенский покинул гимназию, постригся в монахи под именем Мисаила и очень скоро получил место ректора семинарии в поволжском городе.

Сочетаемость слова «семинария»

Духо́вная семина́рия (от лат. seminarium — рассадник) — учебное заведение для подготовки христианского духовенства.

Минская духовная семинария имени святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста — высшее учебное заведение Минской епархии Белорусского экзархата Русской православной церкви, готовящее церковно- и священнослужителей.

Псковская духовная семинария — среднее учебное заведение Псковской епархии Русской православной церкви, существовавшее в 1732—1918 годах.

Калужская православная духовная семинария — учреждение высшего профессионального православного религиозного образования Калужской и Боровской епархии Русской Православной Церкви. Ректор — митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин).

Ту́льская духо́вная семина́рия — высшее учебное заведение Тульской и Ефремовской епархии Русской Православной Церкви, готовящее церковно- и священнослужителей.

Духовная семинария: как поступить, стоимость обучения, какие предметы изучают

При выборе будущей профессии и вуза, не стоит ограничиваться только прикладными специальностями. Если вы уделяете много внимания духовной жизни, серьезно относитесь к религии и хотите работать в этой сфере, задумайтесь о религиозном образовании. Мы расскажем, как поступить в православную семинарию и как проходит обучение в ней.

Больше полезной информации для абитуриентов, студентов и выпускников можно найти в нашем телеграм-канале. Его подписчики знают, куда поступать, как легко сдавать экзамены и где искать работу после окончания вуза.

Как поступить в семинарию

Чтобы работать в церкви и быть священником, требуется высшее духовное образование. Получить его можно в православном университете, академии или духовной семинарии, где действуют образовательные программы бакалавриата и магистратуры. Расскажем, что нужно для поступления в семинарию.

Духовная семинария: как поступить мужчине

  1. Аттестат о среднем образовании.
  2. Сертификаты ЕГЭ по предметам, выбранными семинарией как конкурсные (чаще всего это русский язык и история).
  3. Паспорт.
  4. Справку о состоянии здоровья.
  5. Военный билет.
  6. Рекомендации от священнослужителей своего населенного пункта, заверенные архиереем.

Последний пункт является обязательным. Чтобы получить его, поступающий должен активно участвовать в жизни своего прихода: общаться с настоятелем, помогать священнослужителям: петь в хоре, работать в воскресной школе, ухаживать за храмом или церковной утварью.

Помимо этих документов в некоторых семинариях также могут потребовать:

  • документ о крещении;
  • свидетельство о венчании (если абитуриент состоит в браке).

Поступать в семинарии могут только мужчины, состоящие в первом браке.

Духовное образование для женщин

Женщины на обучение в семинарию не принимаются. Религиозное образование они могут получить в специальных школах или православных университетах (как правило, они могут поступать на любое отделение кроме пастырского).

В церковной иерархии женщины могут быть игуменьями монастыря.

Что нужно для поступления в духовную семинарию: экзамены

Чтобы поступить в духовную семинарию, абитуриенты сдают экзамен по Закону Божьему. Чаще всего им предлагают написать сочинение, связанное с каким-либо событием из истории православной церкви.

После экзамена поступающие проходят собеседования. Члены комиссии выясняют общий культурный уровень абитуриента, а также:

  • является ли он воцерковленным человеком;
  • знает ли молитвы и знаком ли с Библией;
  • соблюдает ли церковные праздники и традиции православной культуры;
  • умеет ли читать и писать на церковнославянском языке.

Процедура поступления может отличаться в каждой семинарии, поэтому лучше заранее ознакомиться с правилами приема.


Как поступить в духовную семинарию? Помогать в своем приходе и изучать Библию

Как поступить в духовную семинарию заочно

В большинство семинарий можно подать документы для поступления в электронной форме, но на экзамен и собеседование придется приехать.

Заочная форма учебы также есть во многих заведениях, но поступают туда преимущественно те, кто уже работает в церкви.

Многие семинарии разрешают студентам-заочникам во время испытаний жить в семинарском общежитии.

Стоимость обучения в семинарии

В большинстве семинарий России обучение бесплатное, наличие контрактной формы не предусмотрено. Не во всех семинариях студенты получают и стипендии: наличие материальных выплат зависит от устава учебного заведения.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

При этом студенты находятся на обеспечении семинарии, живут в общежитии при ней, бесплатно питаются в трапезной и занимаются общественно-полезным трудом.

Также семинария обеспечивает трудоустройство выпускников.

Какие предметы изучают в семинарии

Обучение в семинарии длится 4 года на уровне бакалавриата и 2 года на уровне магистратуры. Будущие бакалавры будут учить такие предметы:

  1. История Русской православной церкви и поместных церквей.
  2. Толкование Священного Писания.
  3. Катехизис.
  4. Догматическое богословие.
  5. Аскетика (христианские добродетели).
  6. Церковное право.
  7. Литургика (богослужение).
  8. Гомилетика (особенности церковных проповедей).
  9. Патрология (изучение произведений отцов церкви).
  10. Апологетика (вера с точки зрения философии).

Кроме них, семинаристам преподают и общие предметы:

  • русский язык;
  • иностранные языки (древние и новые);
  • историю России;
  • философию;
  • логику;
  • риторику;
  • педагогику;
  • психологию;
  • физическое воспитание.

Магистры занимаются углубленным изучением отдельных дисциплин, в зависимости от выбранного профиля.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Как живет Духовная Семинария? Где молятся, как занимаются, где, наконец, могут приклонить голову студенты Духовной Семинарии, будущие пастыри, иерархи и богословы Русской Православной Церкви? Об этом – два фотоочерка, которые я сделал недавно в стенах Петербургской Духовной школы.
В первом очерке мы с вами посетим храм Семинарии, аудиторию, трапезную, библиотеку и читальный зал. Во втором очерке заглянем туда, куда посторонним вход строго запрещен: в спальни общежития.

Здесь запах ладана смешивается с запахом щей и булочек с корицей, здесь колокольный звон соседствует со здоровым смехом молодых, веселых ребят. Здесь другое, уверяю, совсем другое настроение, а не то, которое предполагают критики Церкви, думая, что семинаристы – замоленные и заморенные юноши с бледным цветом лица, спасающиеся в тиши лампадного сумрака.

Впрочем, лучше всех слов о том, как живут в стенах Духовной Семинарии, расскажут фотографии.

Семинария1.JPG


Начало апреля этого года. Я стою перед внушительным зданием Духовной Семинарии и Академии. Здесь же размещаются Регентское отделение (оно готовит руководителей церковных хоров) и иконописная школа.

Семинария2.JPG


А эта фотография сделана всего через 2 недели. Воздух потеплел. Впрочем, поспешим вслед за семинаристом, а то мы опоздаем на утреннюю молитву.

Семинария5.JPG


8.00 утра – утренняя молитва. Что-то читает чтец, что-то поют все присутствующие в храме. Получается очень торжественно и благолепно.

Семинария6.JPG


Пробираюсь вперед, стараясь не потревожить молящихся, и делаю фотографию с солеи.

Семинария7.JPG


В 8.20 молитва заканчивается и студенты идут на завтрак. Но некоторые остаются помолиться, приложиться к чтимым иконам.

Семинария8.JPG


У всех свои проблемы, которые нам неведомы. Эта девушка надолго застыла возле иконы.

Семинария9.JPG


В 9.00 начинаются занятия.

Семинария10.JPG


Это у нас урок Катехизиса. Преподаватель вам знакомый.

Семинария11.JPG


Для интересующихся – расписание лекций. Если вы познакомитесь с предметами, вы поймете, что все крайне интересно и серьезно.

Семинария12.JPG


А вот объявление, в котором и мое имя.

Семинария13.JPG


И здесь же – протоколы воспитательского совещания (фамилии провинившихся я скрыл). Надо сказать, что примерно раз в месяц собирается особый совет, который выносит суждение о поведении воспитанников. Протоколы вывешиваются для назидания и устрашения.
Если студент несколько раз нарушает дисциплину, его отчисляют из Духовной Семинарии и Академии.
Здесь нельзя, как в других учебных заведениях, безобразничать, распивать спиртные напитки, курить, сквернословить и т.д. Все делается по послушанию и с благословения Администрации.

Семинария15.JPG


Каждый курс сидит за своим столом. Есть даже субординация. Чем ниже курс, тем дальше сидят от главного стола (он виден вдали. под иконами). Чем выше курс, сперва Семинарии, потом и Академии, тем ближе пересаживаешься к тому главному, преподавательскому, столу.

Семинария16.JPG


Выпив чаю, я, пока перемена, спешу познакомить вас с другими местами нашей Петербургской Духовной школы. Я в библиотеке. Здесь можно получить какие-то книги, учебники. Но старинные и редкие книги ты не берешь, а заказываешь и пользуешься ими в читальном зале.

Семинария17.JPG


Вот он, читальный зал. Он делится на две части. Одни столы с компьютерами, другие.

Семинария18.JPG


. для обычной работы с книгами.

Семинария20.JPG


По стенам – стеклянные витрины. Что там. Интересные экземпляры из семинарской библиотеки.

Семинария21.JPG


Вот, например, книги из собрания выдающегося отечественного историка Древней Церкви Василия Болотова.

Семинария22.JPG


Работая с книгами, профессор Болотов делал на особых листочках пометки и даже рисунки.

Семинария25.JPG


Автограф священномученика Вениамина, митрополита Петроградского.

Семинария26.JPG


Автограф священномученика Викторина Добронравова.

Семинария27.JPG


Автограф святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского.

Семинария28.JPG


Чуть крупнее. Обратите внимание на лаконичную и смиренную подпись: Ф.М.М. (то есть Филарет, Митрополит Московский).

Семинария29.JPG


Автограф равноапостольного Николая Японского. Кстати, святитель Николай книгу надписывает для Константина Победоносцева (м.б., кому-то это имя что-то говорит).

Семинария30.JPG


А вот книга из личной библиотеки Императрицы Александры Феодоровны.

Семинария31.JPG


Экслибрис книг библиотеки Зимнего дворца.

Семинария32.JPG


Здесь можно взять и почитать свежие журналы. Представлены все российские религиозные и исторические журналы. И многие другие.

Семинария35.JPG


Тут же многофункциональный копир и сканер, которым могут воспользоваться студенты, желающие переснять для себя какую-то статью или распечатать реферат.

Читайте также: