Как повысить качество образования в школе из опыта работы учителя математики

Обновлено: 08.07.2024

Статья на тему "Повышение качества образования" для учителей математики.

Люди в тысячу раз больше хлопочут о приобретении богатства,
чем об образовании ума и души, хотя то,
что есть в человеке, для нашего счастья несомненно важнее того,
что есть у человека. А. Шопенгауэр

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

Под качеством образования подразумевается совокупность потребительских свойств образовательной услуги,обеспечивающей возможность удовлетворения комплекса потребностей по всесторонне-му развитию личности учащегося. Проблема снижения качества знаний по математике является актуальной и значимой, поскольку в условиях всеобщего нарастания объемов учебной информации без знаний, без развития умений и способностей школьников и самостоятельной организации своего учебного труда, невозможно обеспечить его качественную подготовку к жизни в изменяющемся мире.

Причин снижения качества знаний по математике много - это и низкий уровень предшествующей подготовки ученика, недостатки воспитания, слабая воля к преодолению трудностей, пропуски уроков, низкий уровень познавательной активности учащихся, отсутствие контроля со стороны родителей за выполнением домашнего задания и др.

Основная цель обучения в школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.

Признавая урок в качестве основной формы обучения, мы постоянно ищем пути его дальнейшего совершенствования.

Составляющие качества образования:

Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью. Школьники усваивают знания лучше, если на уроке чередуются разнообразные и непродолжительные виды работы. Однако следует учитывать, что разнообразие видов деятельности учащихся само по себе не обеспечивает их активности, если оно не обусловлено целью урока, не является ее выражением.

Повышение качества образования учащихся зависит и от качества преподавания.Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности учащегося.

Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя – создание в классе такой среды.

  • Во-первых, необходимо вызвать интерес к изучаемому предмету, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы школьники умели выходить за рамки образца.
  • Во-вторых, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к обучению.
  • В-третьих, строгий контроль знаний.

Чрезвычайно важной задачей по обеспечению качества образования является освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости учащихся.Интерес к предмету начинается с интересного урока.

Интересным сделать урок нам помогают нетрадиционные формы: деловая игра, урок – викторина, урок – конкурс, математическая игра, урок-КВН, урок-практикум.

Контроль знаний осуществляется на каждом уроке, в каждом классе. Очень актуальный вопрос для нашей школы — качество знаний выпускников.

Контроль за качеством знаний по учебным предметам позволяет выявить индивидуальный характер усвоения, проблемы усвоения и наметить рациональные пути их преодоления с учетом индивидуального подхода к каждому учащемуся. Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл.

На уроках математики компьютер может использоваться с самыми разными целями и функциями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинг-устройство, средство контроля и оценки качества обучения.

Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любом этапе урока к решению различных дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме. Например, при объяснении нового материала можно использовать презентацию, а при подготовке к экзаменам, в качестве повторения, тренинг-тестирование.

Следовательно, можно отметить, что применение ИКТ на уроках повышает качество знаний по математики, так как:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Пути повышения качества знаний по математике

У каждого времени есть свои приметы. Нынешнее время – время перемен. И, в первую очередь, эти перемены связаны с жизнью школы, с возросшими требованиями к процессу обучения.

Проблема снижения качества знаний по математике является актуальной и значимой, поскольку в условиях всеобщего нарастания объемов учебной информации без знаний, без развития умений и способностей школьников и самостоятельной организации своего учебного труда, невозможно обеспечить его качественную подготовку к жизни в изменяющемся мире.

Причин снижения качества знаний по математике много - это и низкий уровень предшествующей подготовки ученика, недостатки воспитания, слабая воля к преодолению трудностей, пропуски уроков, низкий уровень познавательной активности учащихся, отсутствие контроля со стороны родителей за выполнением домашнего задания и др.

Главная причина снижения качества знаний по математике - это отсутствие соответствующей мотивации, как у детей, так и родителей, которая способствовала бы активному усвоению учащимися данного предмета.

Первым шагом по реализации данной проблемы считаю актуальным проведение диагностики по определению уровня развития, исходного уровня мотивации учебной деятельности. При работе в данном направлении учителю математики на помощь приходит школьный психолог. По результатам проведенных им диагностик, можно увидеть, кто из учащихся имеет высокий уровень развития и мотивации, средний уровень, а кто - сниженный уровень.

Для успешного осуществления образовательного процесса всё актуальнее становится аналитический контроль текущего состояния образовательного процесса и результативности учебного процесса. Средством, служащим для оценки качества знаний и улучшения эффективности учебного процесса является мониторинг деятельности учителя и качества знаний, умений и навыков учащихся. Остановимся на мониторинге знаний, умений и навыков учащихся. Система мониторинга состоит из двух основных компонентов: базового и тематического.

Базовый мониторинг состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ. В обучении математике важным звеном является целенаправленная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, для этой работы используется тематический мониторинг. Тематический контроль представляется в виде контроля по темам, изучаемым в курсе математики. Темы, которые изучались ранее и у ребенка по ним проблемы, рекомендую учащимся записывать в отдельную тетрадь для самообразования и под контролем учителя ликвидировать пробелы в знаниях.

В настоящее время ряд учёных как Алексеев Н. А., Бондаревская Е. В., Белухин Д. А., Ильиницкая И.А., Кушнир А. М. в своих работах

В данное время для учащихся и их родителей предоставляется право выбора программ по математике, с учетом дальнейшего получения образования по выбранной профессии.

Для определения стратегии дифференциации обучения в нашей школе условно можно разделить всех учащихся на три группы по отношению к курсу математики.

Первую группу составляют школьники, для которых математика является лишь элементом общего развития, и в дальнейшей профессиональной деятельности будет использоваться лишь в незначительном объеме (учащиеся с минимальным уровнем знаний и умений). Это классы с гуманитарным профилем обучения. Для этой категории учащихся важно овладение общей математической культурой. И тогда учитель в своей работе использует рабочие программы для изучения предмета на базовом уровне.

Во вторую группу могут входить учащиеся, для которых математика будет важным инструментом в их профессиональной деятельности (учащиеся с хорошим уровнем умений и знаний). Это классы с естественно-математическим профилем обучения. Для этой категории существенны не только знания о математических фактах, навыки логического мышления, пространственные представления, но и прочие навыки решения задач. Для таких классов учитель в своей работе использует рабочие программы для изучения предмета на профильном уровне.

В третью группу следует отнести тех учащихся, которые выберут математику (или близкие к ней области знаний) в качестве основы своей будущей профессии. Учащиеся этой группы проявляют повышенный интерес к изучению математики и должны творчески овладеть ее основами. В этом случае учитель в своей работе использует рабочие программы для углубленного изучения предмета. Первый период разделения класса по уровням приходится на 8 класс. Создаются предпрофильные классы. Два последующих года обучения в средней школе учащиеся подвергаются наблюдению и диагностике.

Возведение в натуральную степень (формула Муавра). Основная теорема алгебры. Многочлены от одной переменной. Делимость многочленов. Деление многочленов с остатком. Рациональные корни многочленов с целыми коэффициентами. Решение целых алгебраических уравнений. Схема Горнера. Теорема Безу. Число корней многочлена. Многочлены от двух переменных. Формулы сокращенного умножения для старших степеней. Бином Ньютона. Многочлены от нескольких переменных, симметрические многочлены.

В школе применяется как внешняя дифференциация, так и внутренняя.

На основании диагностики внутри класса происходит объединение детей в группы с разным уровнем знаний по математике. Учитель организовывает работу учащихся в зоне ближайшего развития.

Дифференциацию рекомендую применять на различных этапах урока, и система работы дает положительные результаты.

При первичном усвоении материала , формировании умений и навыков задания подбираю т ся таким образом, чтобы сначала усвоение шло на более легких примерах, затем учащимся с достаточно-высоким уровнем предлагаю т ся усложненные задания, предварительно обсудив их. Ученики решают эти задания самостоятельно, а с учащимися низко-среднего уровня продолжаем закреплять материал на основных заданиях. Правильность решения более сложных заданий обязательно нужно проверить : либо предложив по окончанию работы свой вариант решени я сложной задачи, либо собрать тетради на проверку.

На уроках формирования умений и навыков обязательно применяются дифференцированные карточки, с учетом возможностей учащихся.

Дифференцированно проводится и контроль усвоения материала. Содержание контрольных и самостоятельных работ составляют разноуровневые задания. Первые задания рассчитаны на знания обязательного материала и умение его применять. Главная задача – проверить степень усвоения обязательного уровня математической подготовки, определенного стандартом образования. Последующие задания, требуют от учащегося логического мышления. Также в состав контрольных и самостоятельных работ входят комбинированные задачи и задания на сообразительность и внимание. Это дает возможность правильно оценить знания учащихся, судить об их возможностях, сформированных умениях и навыках, способов деятельности.

2. Выполните действия

3. Решите уравнение

4. В первые сутки теплоход прошёл всего пути, во вторые сутки – на пути больше, чем в первые. Какую часть всего пути теплоход прошел за эти двое суток?

5. Найдите четыре дроби, каждая из которых больше и меньше .

Дифференцированно необходимо подходить и к домашнему заданию.

Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями.

Одним из средств повышения качества знаний является использование на уроках информационно-коммуникационных технологий. Предмет математики в курсе средней школы является довольно сложным. Компьютер не может заменить живое слово учителя, зато поможет облегчить труд учителя, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяют учителям использовать ИКТ в качестве средства обучения и воспитания.

Например, одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему. Стереометрия – один из немногих, если не единственный, раздел школьной математики, использование ИКТ на уроках просто необходимо. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность.

На уроках алгебры и начала анализа использование ИКТ при изучении темы "Функции и графики" прекрасно иллюстрирует построение графиков элементарных и сложных функций, преобразование графиков.

На уроках математики компьютер может использоваться с самыми разными целями и функциями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинг-устройство, средство контроля и оценки качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любом этапе урока к решению различных дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме. Например, при объяснении нового материала можно использовать презентацию, а при подготовке к экзаменам, в качестве повторения, тренинг-тестирование.

Следовательно, можно отметить, что применение ИКТ на уроках повышает качество знаний по математики, так как :

) повышается информационная культура учащихся;

) появляется возможность использовать более обширную информацию на уроках;

) обеспечивается оперативность пополнения учебного материала новыми сведениями;

) уроки становятся более интересными, насыщенными, качественными, результативными;

) обеспечивается объективность оценивания результатов ученика;

) повышается мотивация к обучению.

Выше перечисленное подтверждает рост мотивации к изучению предмета, повышение познавательной активности учащихся и, следовательно, ведет к повышению качества знаний по математике.

Пути повышения качества образования на уроках математики

Пути повышения качества образования на уроках математики

Пути повышения качества образования на уроках математики

Пути повышения качества образования на уроках математики

Из опыта работы учителя начальных классов
МАОУ ОЦ № 1
Гладких Н.К
2020г.

Качество образования это совокупность свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников и общества

Качество образования это совокупность свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников и общества

это совокупность свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников и общества

Урок – это показатель производительности труда учителя и учащихся

Урок – это показатель производительности труда учителя и учащихся

– это показатель производительности труда учителя и учащихся.

Современный урок -Обучение происходит через открытие нового

Современный урок -Обучение происходит через открытие нового

-Обучение происходит через открытие нового.
-Происходит самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
-Наличие дискуссий, различных точек зрения, поиск истины.
-Развитие личности.
-Поиск новых путей решения

На уроках изучения нового материала -Я больше опираюсь на программы-учебники, видеоуроки, справочники, энциклопедии, презентации

На уроках изучения нового материала -Я больше опираюсь на программы-учебники, видеоуроки, справочники, энциклопедии, презентации

На уроках изучения нового материала

-Я больше опираюсь на программы-учебники, видеоуроки, справочники, энциклопедии, презентации.

-Считаю, что активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его.

Уроки рефлексии -Позволяют ребенку самому оценить свой уровень понимания

Уроки рефлексии -Позволяют ребенку самому оценить свой уровень понимания

Уроки рефлексии

-Позволяют ребенку самому оценить свой уровень понимания.
-Использую метод самостоятельности.
-Все допущенные ошибки анализируются.

В целях индивидуального подхода к обучению предлагаю учащимся разноуровневые задания, а так же задания, учитывающие разную скорость работы учащихся

В целях индивидуального подхода к обучению предлагаю учащимся разноуровневые задания, а так же задания, учитывающие разную скорость работы учащихся

В целях индивидуального подхода к обучению предлагаю учащимся разноуровневые задания, а так же задания, учитывающие разную скорость работы учащихся.

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики в начальной школе

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики в начальной школе

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики в начальной школе. Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, полезно разнообразить воздействие на различные органы чувств обучающихся.


Цель: создание условий для повышения качества знаний учащихся по математике.

Достижение планируемых результатов предполагается решением следующих задач:

1) создание положительной мотивации школьников к изучению математики с целью качественной подготовки к ГИА;

2) организация системно - деятельностного подхода на всех этапах урока и внеурочной деятельности;

3) обеспечение развития у обучающихся умений работы с различными типами тестовых заданий;

4) организация систематического повторения базовых элементов курса на протяжении всех лет изучения математики с использованием тематического контроля;

5) создание педагогических условий для формирования устойчивого навыка;

6) выявить факторы влияющие на качество знаний учащихся (психологическое тестирование) ;

Необходимостью создания системы мер по повышению качества знания по математике стали ряд причин:

1 категория: низкий уровень предшествующей подготовки ученика, неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, отсутствие заботы родителей), недостатки воспитанности, слабое умственное развитие.

2 категория: недоработка в предыдущих классах, недостаточный интерес к предмету, слабая воля к преодолению трудностей.

3 категория: недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль, пропуски уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашнего задания.

На современном этапе модернизация образования тесно связана с поиском новых, более эффективных форм контроля за качеством обучения. Для успешного осуществления образовательного процесса всё актуальнее становится аналитический контроль его текущего состояния и результативности учебного процесса. Средством, служащим для оценки качества знаний и улучшения эффективности учебного процесса является мониторинг:

а) учителя – анализ своего труда, его результатов и эффективности;

б) учащихся – развивать объективный взгляд на собственную деятельность и ее результаты, воспитывать самостоятельность и ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.

Система мониторинга состоит из двух основных компонентов: базового и тематического.

Базовый мониторинг состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ. В обучении математике важным звеном является целенаправленная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, для этой работы используется тематический мониторинг. Тематический контроль представляется в виде диагностических карт по темам, изучаемым в курсе математики. Диагностическая карта ученика - это отражение его степени обучаемости. По данным, отраженным в диагностической карте учитель может отслеживать умения приобретенные учащимися и если по какой - то из позиций у учащегося стойкое не выполнение заданий, то такому ученику необходимо оказывать индивидуальную помощь именно по этой теме. Ученик должен быть ознакомлен со своей картой, тогда у него может появиться целенаправленное желание постепенно приобрести все необходимые знания и навыки. А также использование различных педагогические технологии, применяемые не только на различных этапах урока, но и применение нетрадиционных форм урока являются составляющими алгоритмами учебно - познавательной деятельности школьников.

Виды нетрадиционных уроков.

Урок - лекция предполагает совместное размышление, а также деятельность учителя и учащихся. Лекцию нужно подготовить и провести так, чтобы вся тема была рассмотрена крупным блоком, и при этом обеспечен высокий научный уровень изучаемого материала, доступность изложения, а также изящество формулировок и решения. И именно в ходе лекции пробуждается интерес к математике в наибольшей степени.

Уроки решения ключевых задач.

Обучать математике значит, прежде всего, обучать решению задач. Но учитель не должен все же настаивать на решении из учебника как можно большего числа задач, так как в основном они однотипные.

Использование систем ключевых задач позволит дифференцировать работу учеников, потому что овладение умениями решать ключевые задачи гарантирует им выполнение программных требований к знаниям и умениям.

Цель проведения урока консультации - научить школьников задумываться над проблемой, уяснить какие возникли у них затруднения при знакомстве с изучаемой темой, а также сформулировать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы. Сначала учащиеся не понимают сути урока - консультации, не умеют сразу задавать вопросы, и поэтому нужно помогать им на первых порах их формулировать.

Математический диктант — это один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Система математических диктантов должна, с одной стороны, обеспечивать усвоение необходимых знаний и умений, а с другой стороны, их проверку.

Читайте также: