Шостакович 14 симфония анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Симфония № 14, Op.135, - симфония Дмитрия Шостаковича завершенная весной 1969 года и впервые исполненная в том же году. Это мрачная работа для сопрано, баса и малого струнного оркестра с ударными, состоящая из одиннадцати связанных поэм четырех авторов. Большинство стихов связаны с темой смерти, особенно несправедливой или преждевременной. Поэмы звучат по-русски, хотя две другие версии существуют с текстами переведенными с русского либо на их первоначальные языки, либо на немецкий язык. Симфония посвящена Бенджамену Бриттену (который организовал премьеру в Великобритании в следующем году).

Содержание

Структура

Симфония состоит из 11 частей:

  1. I. De profundis/Де профундис/ — Adagio (Федерико Гарсиа Лорка, перевод И. Тыняновой)
  2. II. Malagueña/Малагенья/ — Allegretto. Attacca (Федерико Гарсиа Лорка, перевод А. Гелескула)
  3. III. Loreley/Лорелея/ — Allegro molto — Adagio — a tempo. Attacca (Гийом Аполлинер, перевод М. Кудинова)
  4. IV. Le Suicidé/Самоубийца/ — Adagio (Гийом Аполлинер, перевод М. Кудинова)
  5. V. Les Attentives/Начеку/ — Allegretto — Adagio — Allegretto. Attacca (Гийом Аполлинер, перевод М. Кудинова)
  6. VI. Madame/Мадам, посмотрите!/ — Adagio. Attacca (Гийом Аполлинер, перевод М. Кудинова)
  7. VII. À la Santé/В тюрьме Сантэ/ — Adagio (Гийом Аполлинер, перевод М. Кудинова)
  8. VIII. Réponse des Cosaques Zaporogues au Sultan de Constantinople/Ответ запорожских казаков константинопольскому султану/ — Allegro. Attacca (Гийом Аполлинер, перевод М. Кудинова)
  9. IX. О Дельвиг, Дельвиг! — Basse (Вильгельм Кюхельбекер)
  10. X. Der Tod des Dichters/Смерть поэта/ — largo. Attacca (Райнер Мария Рильке, перевод Т. Сильман)
  11. XI. Schlußstück/Заключение/ — Moderato (Райнер Мария Рильке, перевод Т. Сильман)

Состав оркестра

Помимо солистов, симфония написана для оркестра, состоящего из струнных и ударных. Струнные включают в себя десять скрипок, четыре альта, три виолончели и два контрабаса. Ударные включают в себя деревянную коробочку, кастаньеты, хлопушку, том-томы, ксилофон, колокола, вибрафон и челесту.

Премьера

Симфония была впервые исполнена в Ленинграде 29 сентября 1969 г. Московским камерным оркестром под управлением Рудольфа Баршая. Четыре солиста принимали участие в презентации работы: сопрано Галина Вишневская и Маргарита Мирошникова, и басы Марк Решетин и Евгений Владимиров.

Обзор

Четырнадцатая симфония была творческим ответом на произведение Модеста Мусоргского "Песни и пляски смерти". Цикл Мусоргского содержит только четыре песни. Шостакович для своего произведения выбрал 11 стихотворений: Гарсиа Лорки, Аполлинера, Кюхельбекера и Рильке. В вокальном цикле Мусоргского Шостакович видел способ выступить против смерти, и в его симфонии, он попытался расширить этот протест еще больше.

Внешние ссылки

  • Произведения Дмитрия Шостаковича
  • Симфонии
  • Музыкальные произведения 1969 года
  • Вокальные циклы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Симфония № 14 (Шостакович)" в других словарях:

Симфония № 6 (Шостакович) — У этого термина существуют и другие значения, см. Симфония № 6. Симфония № 6 си минор, op.54 симфония Дмитрия Шостаковича написанная в 1939 году и впервые исполненная в Ленинграде 21 ноября 1939 года Ленинградским филармоническим… … Википедия

Шостакович — Шостакович, Дмитрий Дмитриевич Дмитрий Дмитриевич Шостакович Шостакович в 1942 году Основная информация Дата рождения … Википедия

Шостакович Дмитрий Дмитриевич — [12(25).9.1906, Петербург, ‒ 9.8.1975, Москва], советский композитор, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1966), доктор искусствоведения (1965). Член КПСС с 1960. Родился в семье инженера. Окончил Ленинградской… … Большая советская энциклопедия

СИМФОНИЯ — (от греч. symphonia созвучие) музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме; высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. 18 нач. 19 вв … Большой Энциклопедический словарь

Шостакович Д. Д. — Дмитрий Дмитриевич (12 (25) IX 1906, Петербург 9 VIII 1975, Москва) сов. композитор, пианист, педагог и обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1954). Герой Социалистич. Труда (1966). Д р искусствоведения (1965). Чл. КПСС с 1960. Деп. Верх.… … Музыкальная энциклопедия

Шостакович, Дмитрий — Дмитрий Дмитриевич Шостакович Шостакович в 1942 году Дата рождения 12 (25) сентября 1906(19060925) Место рождения Санкт Петербург, Российская империя … Википедия

Шостакович Д. — Дмитрий Дмитриевич Шостакович Шостакович в 1942 году Дата рождения 12 (25) сентября 1906(19060925) Место рождения Санкт Петербург, Российская империя … Википедия

Шостакович Д. Д. — Дмитрий Дмитриевич Шостакович Шостакович в 1942 году Дата рождения 12 (25) сентября 1906(19060925) Место рождения Санкт Петербург, Российская империя … Википедия

Шостакович Дмитрий — Дмитрий Дмитриевич Шостакович Шостакович в 1942 году Дата рождения 12 (25) сентября 1906(19060925) Место рождения Санкт Петербург, Российская империя … Википедия

Шостакович Дмитрий Дмитриевич — Дмитрий Дмитриевич Шостакович Шостакович в 1942 году Дата рождения 12 (25) сентября 1906(19060925) Место рождения Санкт Петербург, Российская империя … Википедия

Состав исполнителей: кастаньеты, деревянный брусок, 3 томтома (сопрано, альт, тенор), бичи, колокола, вибрафон, ксилофон, челеста, струнные; сопрано-соло, бас-соло.

История создания

Дмитрий Дмитриевич Шостакович / Dmitri Shostakovich

Шостакович давно задумывался над вопросами жизни и смерти, смысла человеческого существования и его неизбежного конца — еще в те годы, когда был молод, полон сил. Так и в 1969 году он обратился к теме смер­ти. Не просто окончания жизни, а смерти насильственной, преждевре­менной, трагической.

Премьера состоялась в Ле­нинграде 29 сентября 1969 года и была повторена в Москве 6 октября. Исполнителями стали Г. Вишневская, М. Решетин и Московский камер­ный оркестр под управлением Р. Баршая. Четырнадцатую симфонию Шостакович посвятил Б. Бриттену.

Это удивительная симфония — для сопрано, баса и камерного оркестра на стихи Федерико Гарсиа Лорки, Гийома Аполлинера, Вильгельма Кю­хельбекера и Райнера Мариа Рильке. Одиннадцать частей — одиннад­цать сцен в симфонии: богатейший, многоликий и изменчивый мир. Зной­ная Андалусия, таверна; одинокая скала в излучине Рейна; камера французской тюрьмы; пушкинский Петербург; траншеи, над которыми свистят пули. Так же многообразны герои — Лорелея, епископ, рыца­ри, самоубийца, запорожцы, потерявшая возлюбленного женщина, уз­ник, Смерть. Общее настроение музыки — скорбное, в диапазоне от сдер­жанно-сосредоточенного до неистово, исступленно трагического. Суть ее — протест против всего, что ломает человеческие судьбы, души, жиз­ни, против угнетения и тирании.

Музыка

Шостакович. Симфония № 14, Op. 135 для двух солистов и камерного оркестра

В симфонии для сопрано, баса и камерного оркестра использованы стихи Лорки, Аполлинера, Кюхельбекера и Рильке .

Одиннадцать частей — как одиннадцать сцен в симфонии - это многоликий и изменчивый мир. Знойная Андалусия, таверна; одинокая скала в излучине Рейна; камера французской тюрьмы; пушкинский Петербург; траншеи, над которыми свистят пули. Так же многообразны герои — Лорелея, епископ, рыцари, самоубийца, запорожцы, потерявшая возлюбленного женщина, узник, Смерть. Общее настроение музыки — скорбное, в диапазоне от сдержанно-сосредоточенного до неистово, исступленно трагического. Суть ее — протест против всего, что ломает человеческие судьбы, души, жизни, против угнетения и тирании.

Части симфонии следуют одна за другой практически все attacca, они связаны логикой музыкальной драматургии, соединяющей разных поэтов, стихи, резко отличающиеся тематикой, жанром, стилистикой, но безусловно объединены одной темой.


История создания


Шостакович давно задумывался над вопросами жизни и смерти, смысла человеческого существования и его неизбежного конца — еще в те годы, когда был молод, полон сил. Так и в 1969 году он обратился к теме смерти. Не просто окончания жизни, а смерти насильственной, преждевременной, трагической.

В феврале 1944 года, получив известие о внезапной, в расцвете лет, кончине своего самого близкого друга И. Соллертинского.

Создавалась симфония в больнице. Композитор провел в ней больше месяца, с 13 января по 22 февраля. В уединении работалось спокойно. Выписавшись из больницы, композитор передал полностью готовую симфонию для переписки и разучивания. Премьера состоялась в Ленинграде 29 сентября 1969 года и была повторена в Москве 6 октября. Исполнителями стали Г. Вишневская, М. Решетин и Московский камерный оркестр под управлением Р. Баршая. Четырнадцатую симфонию Шостакович посвятил Б. Бриттену.

Состав исполнителей:

кастаньеты, деревянный брусок, 3 томтома (сопрано, альт, тенор), бичи, колокола, вибрафон, ксилофон, челеста, струнные; сопрано-соло, бас-соло.

Симфония п о 14 в соль минор ор. 135 является предпоследним из пятнадцати симфоний по русским композитором Дмитрием Шостаковичем . Написанный через семь лет после Тринадцатой симфонии , он является современником его Сонаты для скрипки и фортепиано , его Двенадцатого и Тринадцатого струнных квартетов , а также Пятнадцатой симфонии . Страстная ода жизни и смерти вдохновлен песни для мертвых детей из Малера и песни и пляски смерти , цикла мелодий по Мусоргскому Шостакович спланированного в 1962 годе Четырнадцатая симфония была написана весной 1969 года по смерти - одержим Шостаковичем. Написанный для сопрано , баса и струнного ансамбля с ударными инструментами, он состоит из одиннадцати стихотворений четырех разных авторов - Гарсиа Лорка , Аполлинера , Кюхельбекера и Рильке , каждое из которых составляет одну из одиннадцати частей произведения. Большинство из них касается смерти, особенно несправедливой или преждевременной. Эти стихотворения переведены на русский язык , но существует также версия симфонии, в которой они написаны на языке оригинала.

Посвящается Бенджамина Бриттена , то Четырнадцатая симфония Премьера в Ленинграде на 29 сентября 1969 г. по Московским камерным оркестром под руководством Рудольфа Баршаем , с сопрано Галина Вишневская и бас Марк Réchétine . Его выполнение занимает чуть меньше часа.

Резюме

Оркестровка

Исторический

Состав


Шостакович провел январь и Февраль 1969 г. в госпиталь. Никто не мог приехать к нему, включая его жену, в качестве карантинной меры. Чтобы скоротать время, она привела его следующим образом: стихи Бодлера , Аполлинера , Рильке и Kioukhla по Тынянова , роман о декабристов поэт Кюхельбекер .

Семь лет назад, Шостакович организовывал песни и танцы смерти от Мусоргского . Подобно Мусоргскому, Шостакович говорит в своей Четырнадцатой симфонии смерти во всех ее проявлениях. Цикл Мусоргского состоит всего из четырех песен - по мнению Шостаковича, слишком мало, чтобы отдать должное концепции Мусоргского; поэтому он использовал не четыре, а одиннадцать стихотворений Федерико Гарсиа Лорки , Гийома Аполлинера , Вильгельма Кюхельбекера и Райнера Марии Рильке .

В цикле Мусоргского Шостакович нашел модель, которая откровенно выступала против смерти. Только он нашел это слишком кратким; в своей симфонии он хотел продолжить начатое Мусоргским произведение.

Намерение Шостаковича состояло в том, чтобы подчеркнуть, что конец жизни непоправимо отрицателен. Музыка Шостаковича по своей природе трезва; он расширяет эти размышления о смерти и страданиях в своих последних квартетах. Оркестровка очень проста - как в песнях и плясках смерти - но очень оригинальна. Написание голосов показывает небольшие интервалы, с большим количеством тональных элементов и с особым вниманием к естественной декламации. Эта техника исходит от Мусоргского.

Репетиции и творчество

Четырнадцатая симфония Премьера в Ленинграде на 29 сентября 1969 г. по Московским камерным оркестром под руководством Рудольфа Баршаем , с сопрано Галина Вишневская и бас Марк Réchétine (RU) . В премьере приняли участие четыре певца: сопрано Галина Вишневская и Маргарита Мирочникова, а также басы Марк Речетин и Евгений Владимиров.

Британская премьера состоялась под руководством его преданного Бенджамина Бриттена в 1970 году на Альдебургском фестивале в Саффолке .

Прием и отзывы


Однако отсутствие искупления и трансцендентности в симфонии вызвало протесты не только в Советском Союзе, но и на Западе. В то время как одни сочли, что работа описывает смерть с ужасающей ясностью, другие сочли ее слишком пессимистичной, особенно в ее почти нигилистической увертюре De Profundis . Вне зависимости от мнения, исполнение Четырнадцатой симфонии признано глубоким и сильным переживанием.

Анализ работы


Произведение написано для сопрано , баса и струнного ансамбля с перкуссией. Два голоса поют попеременно и очень редко вступают в диалог; только в последней короткой части они образуют дуэт.

В своем русском переводе Les Attentives I , Les Attentives II и À la Santé были соответственно переименованы в Sur le Qui-Vive , мадам, смотрите! и в тюрьму здоровья .

Естественно задаться вопросом, почему Шостакович обозначил это произведение как симфонию, а не как цикл песен. По мнению автора, мы можем разделить произведение на четыре части: I-IV, V-VI, VII-VIII, IX, XI. Также возможно разделить произведение по рассматриваемым темам: первые шесть стихотворений говорят о смерти, связанной с любовью, следующие два (VII-VIII) о смерти, связанной с властью, следующие два (IX-X) о смерти искусства и последнее - заключение. Как бы то ни было, перерывы между отдельными частями позволяют разделить произведение на пять разделов: I, II-IV, V-VII, VIII-IX, X-XI.

В своей Четырнадцатой симфонии Шостакович интересуется двенадцатитонной музыкой, по сути, мелодической. Например, тема восьмой части использует все ноты хроматической гаммы , кроме ля , без их повторения; тема пятой части также двенадцатитонная. Поэтому мы часто ассоциируем тональность соль минор с произведением, потому что De Profundis начинается с темы Dies iræ в этой тональности. Однако понятие тональности очень запутанное - если оно есть - и заканчивается диссонансными аккордами.

Адажио. De Profundis

Скрипки играют первые ноты Dies iræ , которые затем включаются в двенадцатитоновое письмо. Басовый вокал трезвый, чаще всего остается в низком регистре. Это движение служит, так сказать, упражнением для всей симфонии.

Аллегретто. Малагенья

Allegro molto - Адажио. Лорелей


Третья часть - постановка на музыку легенды о Лореле , близкой к мифу о Нарциссе . Его красота и его песня завораживали моряков, проходивших мимо скалы; она упала в Рейн, когда увидела свое отражение в воде.

В этом движении описывается конфликт между добром - жизнью и любовью Лорели - и злом - волей к власти, представленной епископом, черными рыцарями и палачами. Внезапно Лорелей бросается с вершины своей скалы и убегает от врагов смертью; струны переходят на самую высокую возможную ноту; это глиссандо заканчивается звоном колокола. Полет Лорелея символизируется каноническим фугато , двенадцатитоновая тема которого состоит из восьмидесяти девяти нот.

Эпизод заканчивается Адажио , сопрано поет грустную мелодию, в которую вмешивается челеста. Соло для виолончели представляет собой следующее движение:

Адажио. Самоубийство

Аллегретто. Внимания I

Это мрачное скерцо основано на двенадцатитонной теме. Проходят, как марш , на ксилофоне. В ответ раздались четыре тома . По словам Кшиштофа Мейера , Шостакович достиг здесь пика в изображении зла и фатализма.

Адажио. Внимания II

Это движение является прямым продолжением предыдущего; сам автор рассматривал эти два движения как одно. Песня сменяется смехом, затем рыданиями, а стихотворение получается коротким и лаконичным:

Адажио. На здоровье


Аполлинер написал это стихотворение во время своего пребывания в тюрьме де ла Санте , обвиненный в соучастии в том, что один из его родственников украл статуэтки из Лувра . В этом стихотворении Шостакович передает страдания своего друга Всеволода Мейерхольда в камере, замученного, а затем расстрелянного в 1940 году:

"Мы одни в моей камере
Прекрасная ясность Дорогой разум"

Аллегро. Ответ запорожских казаков Константинопольскому султану


Запорожские казаки пишут письмо султану Турции , картина русского художника Ильи Репина , вдохновившего Аполлинера на его стихотворение " Ответ запорожских казаков султану Константинополя" .

Это движение на стихи Аполлинера, полное возмущений и непристойностей, есть заочный диалог автора со Сталиным. Вспоминая музыку Скерцо из Десятой симфонии , Шостакович рисует гротескный портрет Сталина:

Анданте. О, Дельвиг, Дельвиг!

Эта девятая часть стихотворения Вильгельма Кюхельбекера для Антона Дельвига ре-бемоль мажор является самой тональной во всей симфонии; он играет роль катарсиса .

Ларго. Смерть поэта

Модерато. Заключение


«Смерть всемогуща.
Мы ее.
Даже в час счастья.
На пике жизни. Она страдает в нас.
Она с нетерпением ждет нас
и плачет. "

Эта часть всего из двадцати четырех тактов начинается с едва различимого пианиссимо и переходит в оттенок фортиссимо , в котором диссонирующий аккорд повторяется все быстрее и быстрее. И вдруг все останавливается, как сердечная недостаточность .

Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Симфония № 14

Через несколько лет после триумфальной премьеры Симфонии № 13 Дмитрий Дмитриевич Шостакович начинает работать над новой симфонией. Она одновременно и похожа на предыдущую, и противоположна ей. Сходство заключалось в том, что и эта симфония была вокальной. Но если Тринадцатая являла собою произведение монументальное, с участием хора – хотя и необычного – то Четырнадцатая предназначалась для камерного состава: девятнадцать струнных инструментов, шесть ударных и челеста, хор не использовался, только два солиста – бас и сопрано.

Необычной оказалась и структура симфонии: если в пяти развернутых частях Тринадцатой все же можно было усмотреть черты традиционных частей сонатно-симфонического цикла (хотя и отдаленно), то Четырнадцатая являет собою цикл из одиннадцати номеров различной протяженности, но даже самые длинные из них с частями симфонии несопоставимы. Наконец, в Симфонии № 13 композитор использовал несколько стихотворений Евгения Евтушенко, а на этот раз он обращается к стихам разных поэтов, среди которых и Вильгельм Кюхельбекер, и Федерико Гарсия Лорка, и Гийом Аполлинер, и Райнер Мария Рильке. Эти стихи, написанные столь различными авторами, объединяет одна тема – мысль о смерти, которая является в разных обличиях, но неизменно разрушает жизнь и безраздельно властвует в мире…

Но почему Шостакович все-таки определил свое произведение как симфонию, а не как вокальный цикл? Краткие эпизоды, из которых слагается симфония, все-таки несут в себе черты традиционных разделов симфонического цикла, хотя они скомпонованы весьма причудливым образом – например, некое подобие разработки появляется после частей, которые можно сопоставить с медленной частью и скерцо.

Премьера Симфонии № 14, которую Шостакович посвятил Бенджамину Бриттену, состоялась в конце сентября 1969 г. в Ленинграде в исполнении Московского камерного оркестра под управлением Рудольфа Баршая, Галины Вишневской и Марка Решетина. В следующем году стараниями Бриттена состоялась английская премьера.

Читайте также: