Как писать научный текст опыт школы молодого автора учеб метод пособие

Обновлено: 02.07.2024

С 2002 года в России работает уникальный институт краткосрочного дополнительного образования - Школа молодого автора, специализирующаяся на обучении студентов, аспирантов, молодых преподавателей и учёных академическому письму, в первую очередь - искусству написания научной статьи. За эти годы выпускниками Школы стали около 700 человек. Многие из них остались в науке, защитили кандидатские диссертации, а некоторые - и докторские, но почти все они свои первые опубликованные статьи написали, про.

С 2002 года в России работает уникальный институт краткосрочного дополнительного образования - Школа молодого автора, специализирующаяся на обучении студентов, аспирантов, молодых преподавателей и учёных академическому письму, в первую очередь - искусству написания научной статьи.

За эти годы выпускниками Школы стали около 700 человек. Многие из них остались в науке, защитили кандидатские диссертации, а некоторые - и докторские, но почти все они свои первые опубликованные статьи написали, пройдя обучение в Школе молодого автора. Некоторые её выпускники сами подготовили и реализовали образовательные проекты, другие стали постоянными её преподавателями, но и те и другие много сделали для творческого развития методических принципов и конкретных обучающих методик, заложенных в практику школы при её основании. В результате за 10 лет был накоплен ценный опыт, и все, кому небезразлична форма научного текста, могут ознакомиться с ним в предлагаемой читательскому вниманию книге. В неё включено также изложение большей части учебного материала, с которым слушатели знакомятся на занятиях Школы.

иркутск 2012 УДК 800.866:001(075.8) ББК Ш141.12-223-923.2 К 16 К 16 Как писать научный текст: опыт Школы молодого автора: учеб.метод. пособие / Н.А. Дидковская, В.И. Дятлов, Н.В. Липатова, С.А. Панарин; сост. и отв. ред.: Сергей Панарин. – Иркутск: Оттиск, 2012. – 240 с.

За эти годы выпускниками Школы стали около 700 человек. Многие из них остались в науке, защитили кандидатские диссертации, а некоторые – и докторские, но почти все они свои первые опубликованные статьи написали, пройдя обучение в Школе молодого автора. Некоторые её выпускники сами подготовили и реализовали образовательные проекты, другие стали постоянными её преподавателями, но и те и другие много сделали для творческого развития методических принципов и конкретных обучающих методик, заложенных в практику школы при её основании. В результате за 10 лет был накоплен ценный опыт, и все, кому небезразлична форма научного текста, могут ознакомиться с ним в предлагаемой читательскому вниманию книге. В неё включено также изложение большей части учебного материала, с которым слушатели знакомятся на занятиях Школы.

Книга рассчитана как на преподавателей и административных работников вузов и научно-исследовательских институтов, так и на широкую аудиторию студентов и аспирантов гуманитарной специализации.

СОДЕРЖАНИЕ

Вместо предисловия. О чём и для кого эта книга. Введение. Что такое Школа молодого автора. Глава I. ШМА в её историческом развитии. 1. Начало. 2. Первоначальная модель Школы. 3. Изменения. 4. Статистика. 5. Sine qua non. Глава II. Научная статья: форма и жанр. 1. Форма. 2. Статья как жанр: функции и особенности. Глава III. Занятия Школы. Структура статьи. 1. Заголовок: как корабль назовёшь, так он и поплывёт, или Всё дело в шляпе. 2. Введение, или О самом нелюбимом и самом необходимом. 3. Основная часть: в свободном полёте. 4. Чуть-чуть о заключении. Глава IV. Занятия Школы. Научно-справочный аппарат.. 1. Смысловые примечания. 2. Библиографическая ссылка. 3. Цитирование. 4. Борьба за место под солнцем, или О сокращениях. Глава V. Занятия Школы. Речевое оформление научного текста. 1. Стратегия молодого автора в пространстве современного научного дискурса. 3. Речевые ошибки. 4. Грамматические ошибки. Глава VI. Кандидатская диссертация, или Квалификационное сочинение как жанр. 1. Для чего нужна диссертация. 2. Требования к процедуре подготовки и защиты диссертации. 3. Требования к тексту диссертации. 4. Человеческий аспект: проблема взаимоотношений.с корпорацией. 5. Научные и квалификационные функции диссертации:

Нет, разумеется, мы старались рассказать в ней – и рассказать незанудно – о методических принципах, на которых строится ШМА. Равно как и о том, чем и почему мы по преимуществу занимаемся во время школ, о содержании основных занятий, проводимых в Школе, и о десятилетней истории нашего детища – от первой ШМА 2002 года до последней Школы, состоявшейся осенью 2012 недалеко от Ангарска. Но кроме этого мы, во-первых, очень хотели передать сам дух Школы – дух осмысленного досуга познающих людей. А во-вторых, всётаки стремились действительно ПОСОБИТь, то есть помочь овладеть разными знаниями. Причём знаниями не только методическими, вообще не только теми, которые имеют прямое отношение к главному предмету наших занятий в Школе, – к научному тексту, его структурной организации и речевому оформлению.

Итак, книга писалась для смешанной аудитории и этим обстоятельством – в соответствии с заветами ШМА – было обусловлено, как она писалась. А именно: с одной стороны, памятуя о первокурсниках, мы старались писать просто, не перегружая текст филологическими терминами. Когда же без таких терминов было не обойтись, мы давали их толкование, подчас – и этимологию. Не исключено, что у профессионалов некоторые наши объяснения вызовут лёгкую скуку и лёгкую же – надеемся, снисходительную – усмешку. Но мы убеждены, что люди, далёкие от филологии, узнают из книги немало интересного, и это знание поможет им писать лучше и чище.

С другой стороны, расчёты на аудиторию, состоящую из представителей разных дисциплин, побудили нас вставить прямо в текст немалое число смысловых примечаний. В них рассказывается о тех упоминаемых в книге людях и артефактах, о которых какая-то, возможно немалая, часть будущих наших читателей может и не знать.

Поступая так, мы руководствовались одним из правил Школы, гласящим, что… Стоп! Не будем уже во вступлении раскрывать правила и девизы Школы молодого автора. Да и вообще, пора закругляться с пред-уведомлениями и (простите за страшный неологизм – он всего на одну минуточку!) предизвинениями и переходить к делу.

Коснёмся ещё лишь двух вещей. Первое. В книге учебное значение имеет не только её основной текст, но и вообще всё, что в ней есть, – за исключением, разве что, картинок. (Впрочем, и картинки в неё вставлены не просто так, а в расчёте на то, что сыграют роль секунд отдыха – маленьких интерактивных пауз, которые мы практикуем в Школе.) Потому что буквально всё, начиная от подстрочных ссылок и кончая разнообразными текстовыми выделениями, служит наглядной иллюстрацией к правилам организации и оформления научного текста. Другими словами, книга форматирована таким образом, чтобы использоваться в качестве пособия, одновременно и рассказывающего, и наглядно показывающего описываемые в нем правила самим набором и членениями текста. И не только эти правила: каким-то частностям оформления научного текста мы совсем не уделили места по причине его нехватки, а о чём-то, вероятно, просто забыли. И вот как раз ответы на оставшиеся без ответа мелкие вопросы читатель может обнаружить, внимательно приглядываясь к тому, как свёрстан текст нашей книги.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Панарин С. (сост.) Как писать научный текст: опыт Школы молодого автора

Учеб.-метод. пособие. — 2-е изд., доп. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. — 259 с.

С 2002 года в России работает уникальный институт краткосрочного дополнительного образования – Школа молодого автора, специализирующаяся на обучении студентов, аспирантов, молодых преподавателей и учёных академическому письму, в первую очередь – искусству написания научной статьи. За эти годы выпускниками Школы стали около800 человек. Многие из них остались в науке, защитили кандидатские диссертации, а некоторые – и докторские, но почти все они свои первые опубликованные статьи написали, пройдя обучения в Школе молодого автора. Некоторые её выпускники сами подготовили и реализовали образовательные проекты, другие стали постоянными её преподавателями; но и те, и другие много сделали для творческого развития методических принципов и конкретных обучающих методик, заложенных в практику школы при её основании. В результате за 12 лет был накоплен значительный ценный опыт, и все, кому небезразлична форма научного текста, могут ознакомиться с ним в предлагаемой читательскому вниманию книге. В неё включено также изложение большей части учебного материала, с которым слушатели знакомятся на занятиях Школы. Книга рассчитана как на преподавателей и административных работников вузов и научно-исследовательских институтов, так и на широкую аудиторию студентов и аспирантов гуманитарной специализации.


Что такое стиль и, в частности, научный стиль

Сегодня мы говорим о научном стиле, а несколько веков назад — вплоть до XVIII века — у науки был не просто стиль, а свой язык — латынь. Представьте, если бы вам приходилось писать реферат, а потом устно делать доклад по нему ab ovo usque ad mala на латыни! А ведь буквально три века назад студенты могли не просто писать, но — общаться на этом древнем языке! Потому что действительно это — гимнастика для ума.

Однако постепенно наука (вслед за литературой и дипломатией) перешла на национальные языки. И уже внутри национальных языков около науки оформился свой стиль, который и получил название научного.

Вообще, с научной точки зрения, не очень научно (извините за тавтологию) выделять стиль на основе внеязыковых реалий. Но что поделать, если в данном случае это наиболее простой и точный способ. Итак, научный стиль — это выбор и применение тех элементов языка, которые способны передать научную информацию наиболее полно и точно.

Как и всякий другой, научный стиль характеризуется:

  • определенным составом языковых элементов (единиц)
  • определенной организацией этих элементов в текст

Ниже мы проследим основные особенности как языковых единиц, так и их организации, а также отметим основные ошибки, которые допускают люди при написании научного текста.

Зачем науке свой стиль

Свой стиль науке нужен по двум причинам. С одной стороны, та информация, которую транслирует наука, слишком специфична, чтобы обходиться обыденным языком. Попробуйте, например, языком домохозяйки пересказать теорию Большого Взрыва. Нет, нет, не сериал, а именно физическую теорию! Получится очень приблизительно и крайне неточно, если вообще получится. А вот в научно-популярных книгах Стивена Хокинга она изложена и точно, и так, что ее могут понять даже, извиняюсь, гуманитарии.

Специфика научной информации

Итак, какие же особенности научного стиля связаны со спецификой научной информации:

  • Терминологичность . Любая наука имеет свой терминологический, понятийный аппарат. Все эти понятия и термины содержатся и объясняются в специальных словарях. Но научные тексты рассчитаны на тех, кто уже знаком с терминологией . Поэтому в самих текстах термины не объясняются.
  • Точность . Одно из фундаментальных свойств науки, находящее свое отражение в тексте. Точными должны быть не только слова (лексические и фразеологические единицы), но и формулировки . Это, конечно, не исключает метафор или каких-нибудь эмоциональных маркеров в тексте, но делает их применение крайне узким и почти всегда нуждающимся в обосновании.
  • Логическая последовательность . Свойство, относящееся не к отдельным языковым единицам, а к тексту в целом. Логическая последовательность обеспечивает надежную научную аргументацию .
  • Однозначность . Многие слова в языке обладают таким свойством, как полисемия — многозначность. Мы часто используем его в разговорной речи, писатели любят прибегать к нему в художественных текстах. А вот в науке полисемия очень часто — пагубное явление, она разрушает точность научного высказывания. Поэтому даже если вы используете многозначные слова, старайтесь делать так, чтобы из контекста было понятно то значение, которое вы вкладываете .

Специфика научного сообщества

В научных текстах она проявляет себя следующим образом:

Типичные ошибки при написании научных работ

Наконец, перейдем к тем ошибкам, которые чаще всего встречаются при написании научных работ. Естественно, мы не будет здесь говорить об орфографических, грамматических и синтаксических ошибках, которые делаются из-за незнания школьной программы (хотя и это, увы, не редкость). Остановимся только на ошибках стилистических — возникающих именно при использовании научного стиля.

Подобные ошибки мы разделили бы на три части.

Ошибки, связанные с усложнением языка

Ошибки, связанные с неточностью словоупотребления.

Это целый пласт речевых ошибок, для простого описания которых не хватит и отдельной статьи. Поэтому мы укажем только на некоторые:

Ошибки, связанные с различными излишествами:

Тональность текста

Ошибки в тональности текста, вероятно, больше сопутствуют текстам по гуманитарным предметам. Во всяком случае, не только научно-популярные, публицистические, критические, но даже и научные издания по этим дисциплинам очень часто содержат оценочные суждения, выраженные очень пристрастно. К тому же профессиональные историки (или филологи) могут исповедовать разные политические взгляды и отстаивать их. Конечно, в идеале никакие политические и — шире — мировоззренческие установки не должны влиять на научность. Научность не должна приноситься в жертву мировоззрению. Однако так бывает далеко не всегда.

Однако научная статья должна все-таки быть относительно нейтральной и оперировать проверяемыми данными, не основанными на приверженности ее автора какому-то узкому мировоззрению. Безусловно, научность не исключает полемики — однако эта полемика должна вестись адекватно, этично и не выходить за пределы научности .

И напоследок — два полезных совета

Больше читайте научной литературы . Читая научную литературу, вы не только изучаете свой предмет, но и усваиваете научный стиль. Любой писатель (даже если этот писатель — ученый) — это прежде всего читатель.

Старайтесь писать научные тексты . Доклады, рефераты, курсовые — для преподавателей это способ проверить ваши знания, а для вас написание подобных работ — прекрасная возможность на практике овладеть научным стилем. А если у вас уже есть научный руководитель, просите его проверять ваши статьи не только с точки зрения соответствия научной специфике, но и с точки зрения стиля.

Также рекомендуем прочитать

Что такое Google Scholar и зачем она молодому ученому

Благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий заниматься наукой стало значительно легче. Исследователи получают доступ к неограниченному числу материалов – от последних работ авторитетных коллег до древних первоисточников. Одни находятся в свободном доступе, другие – в ограниченном, но с любым материалом можно ознакомиться, не покидая рабочего места.

​Как использовать парафраз в научной статье и избежать плагиата

Многим из нас перефразирование известно под именем рерайтинга. Но есть два отличия. Во-первых, при парафразировании искажать изначальный смысл текста нельзя (рерайтинг часто этим грешит). Во-вторых, после косвенного цитирования ставится ссылка на источник (рерайтинг же, как правило, присваивает плоды чужих трудов).

Стиль научной статьи

Каждой сфере человеческого общения соответствует свой стиль речи. Есть такой стиль и у науки.

Читайте также: