Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности ребенка

Обновлено: 04.07.2024

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой. Социальное развитие дошкольника — это формирование отношения ребенка к себе и окружающему миру. Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция. Первым институтом социализации для дошкольника является детский сад. Здесь ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников. Одна из основных задач в ДОУ — это создание социально-благополучной среды для каждого воспитанника. Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка.

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие. Задача педагогов и родителей — помочь ребенку войти в современный мир. Сотрудничество этих двух институтов необходимо. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов (партнерские отношения) возможно только в рамках открытости дошкольного учреждения. Важным условием для полноценной социализации ребенка-дошкольником является вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.

Поэтапные виды взаимодействия

1. Необходимо претворять в жизнь психологию доверия к ДОУ.

Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость). Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателя. Для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим образом:

2. Осуществление педагогами ДОУ работы по вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения. В работе ДОУ следует придерживаться направления создания единой активной развивающей среды, обеспечивающие общие подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

  • Осуществление контактов и связей между родителями и педагогами ДОУ:

а) проведение неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;

б) предоставление родителям письменного материала об их детях;

в) предложения посетить психолога, обратить внимание на виды детской деятельности или режимные моменты;

г) оформление доски объявлений для родителей;

  • Привлечение родителей для оказания помощи ДОУ:

а) в организации совместных целевых прогулок, досуга;

б) организация видеосъемки занятий или праздников и т.д.;

в) сбор материала для детских нужд

  • Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка:

а) родители работают вместе со своим ребенком в детском саду (это должно происходить в контексте понимания педагогами необходимости научить родителей взаимодействию с ребенком);

б) родители продолжают дома работу по обучению детей, которую ведут педагоги.

  • Организация общественной деятельности для родителей:

а) установление социальных контактов на разовой или постоянной основе, например, организация вечерних встреч;

б) постоянная группа или клуб общения для родителей;

в) приглашение специалистов по интересующим вопросам.

3. Выявление проблем и оказание помощи (предоставлению информации родителям или обучение практическим навыкам), проведение педагогических консультаций, бесед, семинаров, тренингов, конференций.

Выполнение данных рекомендаций способно оказать положительное воздействие на процесс взаимодействия ДОУ и семьи ребенка в целях успешной и полноценной социализации ребенка-дошкольника. Достигается положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители обретут уверенность в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. В полной мере будет учитываться индивидуальность ребенка, так как педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в работе, учитывает тип семьи и стиль семейных отношений, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса. Также дает возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Без доброты невозможна душевная красота человека. Воспитывать в ребёнке добрые чувства трудно, для этого он должен пройти эмоциональную школу-школу воспитания добрых чувств. Это зависит от семьи и детского сада. А.А. Лихачёв.

Социокультурное развитие - это формирование у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, времени и пространстве, дружбе. В процессе социокультурного воспитания дети осваивают социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила.

Социокультурное развитие ребенка по ФГОС ДО должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Дошкольный возраст -это такой период, когда ребенок очень восприимчив к социокультурному развитию, перед ним открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и многое другое. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение - семья, друзья.

Наши дети –это будущие чиновники, руководители, защитники нашей Родины, мамы, папы, и какими они вырастут зависит от нас.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для родителей вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошкольный возраст-это стартовый период всех высоких человеческих начал.

Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения-самые сильнодействующие факторы воспитания.

В период дошкольного детства, вместе с родителями должны посеять ростки душевной доброты, любви и сострадание к ближним и окружающим.

В современном мире, забота о материальном благополучии семьи, стоит впереди семейных ценностей , что приводит к снижению уровня социальных норм, правил поведения в обществе, способов взаимодействия с окружающими людьми – детьми и взрослыми. В жизни детей снизился уровень нравственного развития дошкольников. Заметно снизилась ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения. Дети становятся зависимыми от телевидения из-за недостатка общения. В детской культуре все меньше места остается традиционным для нашей страны играм и игрушкам, книгам и фильмам, национальным героям и персонажам. Именно поэтому нужно организовывать совместную работу ДОУ и семьи. Работа будет успешной при условии детального изучения родительски-детских отношений в семье и разработке индивидуальных рекомендаций для семей с точки зрения специфики отношений в семье и индивидуальных особенностей ребенка

Но всё же фундаментом развития социокультурных норм - является семья. Именно в семье закладываются основы личности. Беседуя с родителями, я говорю о том, что сами того не видя, они каждым словом, каждым поступком, воспитывают своего ребёнка. Родители сами того не замечая, вкладывают в своих детей те, или иные привычки. Именно этот социальный, зачастую не самый хороший опыт дети приносят в детский сад и проявляют во взаимоотношениях с другими детьми.

В процессе получения дошкольного образования дошкольники соизмеряют, сравнивают свои поступки, действия, с действиями и поступками других детей, воспитателей, родителей и т. д., тем самым осваивая социокультурные нормы. Педагогам дошкольного учреждения необходимо создавать условия для приобщения детей их родителей к основным социокультурным ценностям, обеспечивать единство познавательного, эмоционального и нравственного развития дошкольников, способствовать созданию системного социокультурного пространства воспитания и общения в дошкольном учреждении, и, конечно, повышать педагогическую культуру родителей. При этом одним из главных условий достижения результата является грамотно сформированные социокультурные ценности педагогического состава детского сада.

Правильно организованное дошкольное образование дает возможность детям самостоятельно выявить социокультурные ориентиры, которыми в дальнейшей жизни они смогут пользоваться.

Социокультурное развитие определяется способностью сопоставлять жизнь с образцами. Они должны быть представлены как система человеческих установок и стилей общения.

Важно учитывать в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, а затем во взрослого. Если в семье преобладают духовные ценности, например, взаимно-поддержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным.

Если в семье принято уважать друг друга, любить свою семью, помогать старшим, дарить подарки , вместе праздновать дни рождения , то в будущем ребёнок будет любить свою собственную семью, а как следствие свой город свою страну .

Огромное значение имеет здоровый тон семейной жизни, нравственная атмосфера семьи, её уклад и стиль. Под этим всем подразумевается взаимоотношения внутри семьи и нравственные идеалы.

Деятельность детского сада должна строиться на союзе воспитателя и родителей, на их взаимопонимании и доверии.

Работе с родителями, с семьей - трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением умением стать помощником и союзником родителям, семье, детям.

Таким образом, взаимодействие дошкольного учреждения с семьей приносит свои положительные результаты. Проведение консультаций, бесед, анкетирования и совместных мероприятий повышают интерес родителей к деятельности детского сада. Такое сотрудничество помогает родителям, в какой – то мере больше узнать своих детей, воспитателю – найти наилучший подход к каждому ребенку, а детям – вновь приобрести поистине заинтересованное внимание родителей.

Говорят, когда ты делаешь что-то для других от души, не ожидая благодарности, кто-то записывает в книгу судеб и посылает счастье, о котором ты даже и не мечтал.

Литература:

Л.И. Маленкова. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.

Л.Ф. Островская. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1987.

Ребёнок дошкольного возраста – уникальный субъект воспитательно-образовательного процесса. Развивается дошкольник в социокультурной среде, которая его окружает.

Дошкольный возраст -это такой период, когда ребенок очень восприимчив к социокультурному развитию, перед ним открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и многое другое. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение - семья, друзья.

Наши дети –это будущие чиновники, руководители, защитники нашей Родины, мамы, папы, и какими они вырастут зависит от нас.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для родителей вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошкольный возраст-это стартовый период всех высоких человеческих начал.

Oсобую роль в окружающей среде рeбёнка - дошкольника играет семья и детский сад. Oни как бы пeрвые сoциальные институты для детей, которые способны обеспечивать полноту и целостность для формирования личности.

Одно из основных направлений отечественной педагогики обращено к духовно-нравственным ценностям. Это направление, в настоящее время, наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, исторической преемственностью поколений, развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.

Поэтому, сегодня необходимо формировать у детей такие понятия, как любовь и уважение к семье, дому, Родине; прививать чувство долга, чести, совести, ответственности. И важно это сделать именно в дошкольном возрасте, так как, дошкольный возраст – уникальный период, когда ребенок еще всецело открыт, когда закладывается фундамент его личности, происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. В связи с этим, задача духовно-нравственного воспитания дошкольника имеет чрезвычайную значимость.

Актуальность данного направления в современной педагогике отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в соответствии с которым, особое внимание в развитии ребенка - дошкольника должно уделяться формированию его духовно – нравственных и социокультурных ценностей, приобщению к традициям семьи, общества и государства. И как раз в этом случае дошкольное учреждение, при условии грамотного построения работы, обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьёй, взаимодействия с родителями. Что помогло бы реализовать многое для развития личности ребёнка.

Достижение цели осуществляется через решение ряда задач: воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, городу, краю, Родине; развитие интереса к традициям и промыслам разных народов страны; знакомство с государственными символами; формирование патриотизма, нравственности, толерантности.

Система работы, по духовно-нравственному развитию детей, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач и осуществляется через все формы работы с педагогами, детьми, родителями: ООД, проектную, игровую, трудовую, досуговую деятельность; взаимодействие с социальными партнерами.

Проводимая работа, помогает приобщить детей к истокам национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма, нравственности, духовности; развивает способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формирует способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

Работа в данном направлении осуществляется также через использование современной образовательной технологии проектной деятельности, в ходе которой, воспитанники, совместно с педагогами и родителями, добывают знания об истории и культуре разных народов; о малой Родине, символах города, края и страны; овладевают позитивным отношением к окружающему миру, получают право на саморазвитие.

Таким образом, использование метода проектной деятельности, является эффективным средством духовно-нравственного развития личности дошкольника.

Но, как бы активно не решались задачи по духовно-нравственному развитию личности в МАДОУ, ведущая роль в её становлении принадлежит семье, ведь благодаря примеру родителей, ребенок приобретает свой первый социокультурный опыт.

Вся деятельность, организованная мной в течение месяца, является предварительной работой к итоговому мероприятию, которое проводится в последнюю неделю месяца, совместно с родителями, с помощью активной формы обучения – ресурсного круга.

Имеющийся опыт работы МАДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников показывает, что только активное, плодотворное сотрудничество педагогов и семьи, может обеспечить положительные результаты проводимой работы. Поэтому, перспективной задачей для педагогического коллектива является: помочь каждому родителю осознать, что именно семья ответственна за воспитание своего ребенка, что в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, и что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы духовно-нравственной личности.

1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования [п. 2.6].

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.


Ребенок дошкольного возраста постоянно находится в окружении семьи и детского сада. В этом окружении он узнает новую для него информацию, социализируется и адаптируется к дальнейшей жизни. Зачастую бывает так, что педагогическое воздействие в дошкольном учреждении не приносит удовлетворительных результатов. Как правило, связано это не с тем, что педагог плохо образован, а с тем, что используются разные требования в семье и садике к ребенку. Для нахождения решений проблем, связанных с успешным воспитанием и обучением детей, педагоги во все времена тесно контактировали с семьями воспитываемых детей.

Не все родители достаточно компетентны в области педагогики и возрастной психологии. Соответственно, не владеют знаниями об индивидуальных особенностях в развитии детей, испытывая трудности в воспитании. Для того чтобы обучение и воспитание было успешным, необходимо создавать условия сотрудничества между педагогами, родителями и детьми в условиях дошкольной образовательной организации.

В отечественной системе образования общественное воспитание находилось в приоритете над семейным. Именно поэтому вопросами развития детей, посещающих детские сады, занимались детские сады, задачей которых являлось педагогическое просвещение родителей.

Для того чтобы вовлекать родителей в воспиталеьно-образовательный процесс детей, используются разнообразные формы — информационные стенды, папки-передвижки, родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, мастер-классы на разные темы,, детско-родительские клубы. В настоящее время большим спросом у родителей пользуется информирование с помощью интернет технологий. Педагоги создают различные сайты, и страницы где публикуют полезную информацию для родителей, отвечают на распространенные вопросы.

Все педагоги в своей работе должны стремиться к реализации таких задач как создание взаимопонимания для поддержания положительного эмоционального состояния между всеми участниками воспитания.

С родителями проводятся сортивные развлечения, благодаря которым мы вовлекаем родителей в активную жизнь детского сада, также используется личный пример взрослого в привитии интереса к здорровому образу жизни у детей, и не мало важным является психиологическое сближение детей и родителей.

Для родителей также проводятся открытые занятия, это одна из самых эффективных форм организации учебного процесса в дошкольных учреждениях. На таком занятии педагог может поделиться родителями и другими присутствующими самостоятельно разработанными способами преподавания и взаимодействия с детьми. Несмотря на то что план готовится заранее, в течение открытого урока демонстрируется реальный образовательный процесс. Открытые занятия способствуют установлению и укреплению связей с семьей. Родитель может наглядно познакомиться жизнью детского сада.

настоящее время как никогда актуальна проблема взаимодействия семьи и ДОО. Многие родители предполагают, что детский сад это то место, где присматривают за детьми, пока родители заняты. Вследствие этого, педагоги, часто испытывают существенные трудности в общении с родителями воспитанников. Неопытным педагогам бывает сложно донести информацию до родителей, которые как будто специально не хотят слушать. Мало объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и аккуратно одеть, но и научить его самообслуживанию, умению рассуждать, размышлять. Добиться этих умений можно только в постоянном общении со своим ребенком.

Те педагоги, которые столкнулись с данной проблемой, ищут способы и методы, которые помогут заинтересовать родителей во взаимодействии для создания единого воспитательного, и образовательного пространства, как дома, так и в стенах детского сада.

Родителям нужно понимать, что в первую очередь детский сад — помощник в воспитании и обучении ребенка. Не следует перекладывать всю ответственность на педагогический состав и отстраняться от воспитания и обучения детей. Детский сад не может заменить семейное воспитание. Связано это с тем, что детский сад и семья имеют разные функции и методы воздействия на детей.

Взаимодействие с каждой семьей для получения наилучшего результата. Добиться этого можно только путем просвещения и поддержки родителей.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, ребенок, педагог, взаимодействие, обучение детей, развитие детей, семья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья – важнейший воспитательный институт общества. Именно в ней ребенок формируется как личность, социализируясь и усваивая социокультурный опыт среды жизнедеятельности. Важнейшим фактором его социального формирования выступает социокультурная среда семьи.

Социокультурная среда семьи представляет собой сложившуюся в семье культуру образа жизни, поведения членов семьи, отношений, взаимодействия, а также воспитательной деятельности, отражающих результат совместной жизни, семейных традиций. По своей сущности она определяет педагогический (социально-педагогический) потенциал среды жизнедеятельности растущего ребенка – источники и возможности, имеющиеся в конкретной семье.

Социокультурная среда семьи представляет собой сложившуюся в семье культуру образа жизни, поведения членов семьи, отношений, взаимодействия, а также воспитательной деятельности, отражающих результат совместной жизни, семейных традиций. По своей сущности она определяет педагогический (социально-педагогический) потенциал среды жизнедеятельности растущего ребенка – источники и возможности, имеющиеся в конкретной семье.

Социокультурное развитие не тождественно социальному. Осуществляя социокультурное развитие ребенок начинает соизмерять свои поступки, действия, переживания с социокультурными образцами, которые свойственную определенному типу культуры в данной семье.

Социокультурное развитие не тождественно социальному. Осуществляя социокультурное развитие ребенок начинает соизмерять свои поступки, действия, переживания с социокультурными образцами, которые свойственную определенному типу культуры в данной семье.

Именно семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребёнка, благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семейном воспитании ребёнка могут серьёзно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнётся с иными моральными ценностями и требованиями.

Именно семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребёнка, благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семейном воспитании ребёнка могут серьёзно

осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнётся с иными моральными ценностями и требованиями.

Потенциал социокультурной воспитательной среды семьи характеризуется следующими явлениями :

Потенциал социокультурной воспитательной среды семьи характеризуется следующими явлениями :

– уклад семьи – установившийся порядок в семье. Он определяет взаимоотношения в семьей, установившиеся нормы и правила поведения, обычаи и традиции, микроклимат и своеобразие духовного и социального становления личности ребенка.

уклад семьи – установившийся порядок в семье. Он определяет взаимоотношения в семьей, установившиеся нормы и правила поведения, обычаи и традиции, микроклимат и своеобразие духовного и социального становления личности ребенка.

– микроклиматом – нравственно-психологическим фоном, на котором протекает жизнедеятельность членов семьи и осуществляется воспитание; – условиями жизни, выступающими источником удовлетворения жизненных и духовных потребностей ребенка (удобством квартиры, ее техническим оснащением); – культурой семейной обстановки и ее рациональным использованием в формировании основ культуры личности, чувства прекрасного и безобразного, необходимого духовно богатой личности; – педагогической культурой родителей, реализуемой в воспитании детей (ребенка); – культурой поведения и самопроявления родителей, их взаимоотношениями – как пример для подражания ребенка, выступающий одним из важнейших факторов воспитания; – семейными традициями, способствующими воспитанию образа семьи, культуры семьи и ее жизнедеятельности; – культурой отдыха членов семьи, способствующей формированию культуры досуга растущей личности и закладывающей основы культуры будущей семьи в следующем поколении, взращенного и воспитанного в ней.

микроклиматом – нравственно-психологическим фоном, на котором протекает жизнедеятельность членов семьи и осуществляется воспитание;

– условиями жизни, выступающими источником удовлетворения жизненных и духовных потребностей ребенка (удобством квартиры, ее техническим оснащением);

– культурой семейной обстановки и ее рациональным использованием в формировании основ культуры личности, чувства прекрасного и безобразного, необходимого духовно богатой личности;

– педагогической культурой родителей, реализуемой в воспитании детей (ребенка);

– культурой поведения и самопроявления родителей, их взаимоотношениями – как пример для подражания ребенка, выступающий одним из важнейших факторов воспитания;

– семейными традициями, способствующими воспитанию образа семьи, культуры семьи и ее жизнедеятельности;

– культурой отдыха членов семьи, способствующей формированию культуры досуга растущей личности и закладывающей основы культуры будущей семьи в следующем поколении, взращенного и воспитанного в ней.

Семейные традиции

Особое место в семье принадлежит собственно воспитательной деятельности родителей, реализующей цели своего воспитания. Семья выполняет определенные функции, несущие в себе социально-педагогическое назначение. К ним относятся: – репродуктивная – продолжение рода; – социализации (ресоциализации) – естественное усвоение социального опыта и становления на этой основе человека как личности; – воспитательная; – хозяйственно-экономическая – обеспечение удовлетворения материальных и духовных потребностей членов семьи; – рекреативная – взаимная моральная и материальная поддержка; – коммуникативная – общения, в семье осуществляется изначальная подготовка растущего человека к жизни в обществе.

Особое место в семье принадлежит собственно воспитательной деятельности родителей, реализующей цели своего воспитания.

Семья выполняет определенные функции, несущие в себе социально-педагогическое назначение. К ним относятся:

– репродуктивная – продолжение рода;

– социализации (ресоциализации) – естественное усвоение социального опыта и становления на этой основе человека как личности;

– хозяйственно-экономическая – обеспечение удовлетворения материальных и духовных потребностей членов семьи;

– рекреативная – взаимная моральная и материальная поддержка;

– коммуникативная – общения, в семье осуществляется изначальная подготовка растущего человека к жизни в обществе.

На воспитание ребенка в семье сказываются совокупность различных факторов – состав семьи (полная или неполная; расширенная (обычно представителей двух поколений); преимущественно женский или мужской состав); – кровнородственные связи членов семьи, определяющие ее своеобразие (родительская или приемная семья; семья второго (третьего) брака; семьи риска); – жизненные условия, в том числе материальные, для развития и воспитания детей; – морально-психологический климат семьи – фон, на котором формируется личность растущего человека, определяемый ее социальными ценностями; – культурно-образовательный уровень родителей, который определяет образец для подражания детей и с позиции которого осуществляется воспитательная деятельность; – зрелость родителей, их физическая, физиологическая, психологическая и нравственная готовность взять на себя функции родителей и обеспечить необходимое для ребенка развитие и воспитание.

На воспитание ребенка в семье сказываются совокупность различных факторов

состав семьи (полная или неполная; расширенная (обычно представителей двух поколений); преимущественно женский или мужской состав);

кровнородственные связи членов семьи, определяющие ее своеобразие (родительская или приемная семья; семья второго (третьего) брака; семьи риска);

жизненные условия, в том числе материальные, для развития и воспитания детей;

морально-психологический климат семьи – фон, на котором формируется личность растущего человека, определяемый ее социальными ценностями;

культурно-образовательный уровень родителей, который определяет образец для подражания детей и с позиции которого осуществляется воспитательная деятельность;

зрелость родителей, их физическая, физиологическая, психологическая и нравственная готовность взять на себя функции родителей и обеспечить необходимое для ребенка развитие и воспитание.

По характеру взаимоотношений между членами семьи выделяются семьи авторитарные, демократические и эгалитарные. Авторитарная семья характеризуется строгостью, беспрекословным подчинением жены мужу или мужа жене и детей родителям. Демократическая - основывается на взаимном уважении, на распределении семейных ролей в соответствии с потребностями конкретной обстановки, с личными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них во всех видах деятельности семьи, на совместном принятии всех важных решений. Эгалитарная , чаще современная нуклеарная, семья - это семья с равной долей прав и ответственности всех ее взрослых членов, с достаточно независимым положением детей.

По характеру взаимоотношений между членами семьи выделяются семьи авторитарные, демократические и эгалитарные. Авторитарная семья характеризуется строгостью, беспрекословным подчинением жены мужу или мужа жене и детей родителям. Демократическая - основывается на взаимном уважении, на распределении семейных ролей в соответствии с потребностями конкретной обстановки, с личными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них во всех видах деятельности семьи, на совместном принятии всех важных решений. Эгалитарная , чаще современная нуклеарная, семья - это семья с равной долей прав и ответственности всех ее взрослых членов, с достаточно независимым положением детей.

Роль семьи в развитии личности - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание. Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем.

Роль семьи в развитии личности - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание. Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем.

Почему? Потому что родным становится язык семьи, семьей определяются религия, материальные и правовые понятия определяются также семьей. Убеждения, манеры, одежда – все, вплоть до профессии и социального положения, определяется семьей.

История народа создается руками и поступками людей. Общественная жизнь - результат их деятельности. Поведение людей формируется в семье. Отсюда влияние семьи на жизнь и историю народа.

Читайте также: