Как осуществляется регуляция функций у растений кратко биология 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Функционирование организма как единого целого обеспечивают Системы регуляции процессов. Они обеспечивают взаимодействие отдельных частей организма и его реакцию на внешние воздействия. Как правило, общее название всех систем регуляции — нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

Центральные системы регуляции процессов жизнедеятельности организма человека: нервная, гуморальная (эндокринная) и иммунная. К системам регуляции некоторые авторы относят также кровеносную и лимфатические системы. Все системы регуляции процессов в организме тесно связаны между собой и влияют друг на друга. В результате их взаимодействия обеспечивается слаженная работа организма.

Нервная система — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур. В результате совместного взаимодействия с эндокринной системой нервная система обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма. А также реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды. Нервная система действует как интегративная система , связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной). Прежде всего всё разнообразие значений нервной системы вытекает из её трех свойств.

Эндокринная система — система регуляции деятельности внутренних органов посредством гормонов, выделяемых эндокринными клетками непосредственно в кровь либо диффундирующих через межклеточное пространство в соседние клетки. Эндокринная система делится на гландулярную эндокринную систему (или гландулярный аппарат), в которой эндокринные клетки собраны вместе и формируют железу внутренней секреции, и диффузную эндокринную систему .

Иммунная система — система органов, существующая у позвоночных животных и объединяющая органы и ткани, которые защищают организм от заболеваний, идентифицируя и уничтожая опухолевые клетки и патогены. Иммунная система распознаёт множество разнообразных возбудителей — от вирусов до паразитических червей — и отличает их от биомолекул собственных клеток. В таком случае конечной целью иммунной системы является уничтожение чужеродного агента. Им может оказаться болезнетворный микроорганизм, инородное тело, ядовитое вещество или переродившаяся клетка самого организма. Этим достигается биологическая индивидуальность организма.

Системы регуляции процессов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока биологии в 9 классе

Учебник: Биология.9 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций/ В.И.Сивоглазов, А.А. Каменский, Е.К.Касперская, О.С.Габриелян.- М.:Просвещение, 2019 .

Цель: создать условия для обобщения ране полученных знаний о регуляции функций у различных организмов.

Познавательные УУД: извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; ориентироваться в своей системе знаний; анализировать, сравнивать, группировать разные объекты, явления; определять цель учебной деятельности; соотносить информацию представленную в разных формах; использовать ее для решения учебной задачи.

Регулятивные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять последовательность действий на уроках.

Коммуникативные УУД: строить понятные для собеседника высказывания; отвечать на вопросы учителя; использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Личностные УУД: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение предмета; формирование эстетического отношения к живым объектам.

Организационный момент.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Организует работу со слайдом №1 презентации к уроку.

- Определите, о чем пойдет речь на уроке?

3. Актуализация знаний.

? Как осуществляется регуляция функций у растений и животных?

Что такое гомеостаз?

Гомеостаз- способность организмов поддерживать относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды.

Первичное усвоение новых знаний.

Организует работу в парах.

Задание: пользуясь материалами п.18, выполните задания в инструктивной карточке к уроку (см. Приложение1)

Первичная проверка понимания изученного материала.

Проводит фронтальный опрос по вопросам на стр.77-78 учебника.

Первичное закрепление.

Работа с заданиями на соответствие и выбором верного утверждения ( см. Приложение 2)

Информация о домашнем задании: п.18, читать. Записи в тетради выучить. Подготовиться к письменной работе по терминам.

Проверяют свою готовность к уроку.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока, ставят цели урока.

Выполняют задания в парах с последующей взаимопроверкой.

Отвечают на вопросы, дополняют и исправляют ответы одноклассников.

Выполняют задания, проверяют правильность выполнения по ключам на слайде №6 презентации.

Подводят итоги урока, оценивают свою деятельность на уроке.

Инструктивная карта к уроку

Прочитайте текст п.18 на стр.74-75 и дополните недостающие блоки схемы:

hello_html_mf6de416.jpg

Работа с терминами: запишите в тетрадь определение основных понятий урока

Задание 1. Приведите в соответствие группу живых организмов и тип нервной системы, который для них характерен .

А. Беспозвоночные животные

Д. Позвоночные животные

1.Представлена головным и спинным мозгом.

2. Узлового типа.

3. Сетчатая нервная система

4. Нервная трубка

Задание 2. Выберите верные утверждения:

Для существования любым живым организмам необходима регуляция жизненных функций.

Наибольший объем головного мозга имеют пресмыкающиеся.

У головоногих моллюсков нервные узлы защищены специальной капсулой.

Светочувствительный глазок у эвглены зеленой –это предшественник органов чувств.

Для растений характерна нервная и гуморальная регуляция жизненных функций.

Задание 1. Приведите в соответствие группу живых организмов и тип нервной системы, который для них характерен .

А. Беспозвоночные животные

Д. Позвоночные животные

1.Представлена головным и спинным мозгом.

2. Узлового типа.

3. Сетчатая нервная система

4. Нервная трубка

Задание 2. Выберите верные утверждения:

Для существования любым живым организмам необходима регуляция жизненных функций.

Наибольший объем головного мозга имеют пресмыкающиеся.

У головоногих моллюсков нервные узлы защищены специальной капсулой.

Светочувствительный глазок у эвглены зеленой –это предшественник органов чувств.

Для растений характерна нервная и гуморальная регуляция жизненных функций.

Задание 1. Приведите в соответствие группу живых организмов и тип нервной системы, который для них характерен .

А. Беспозвоночные животные

Д. Позвоночные животные

1.Представлена головным и спинным мозгом.

2. Узлового типа.

3. Сетчатая нервная система

4. Нервная трубка

Задание 2. Выберите верные утверждения:

Для существования любым живым организмам необходима регуляция жизненных функций.

Наибольший объем головного мозга имеют пресмыкающиеся.

У головоногих моллюсков нервные узлы защищены специальной капсулой.

Светочувствительный глазок у эвглены зеленой –это предшественник органов чувств.

Для растений характерна нервная и гуморальная регуляция жизненных функций.

Главным преимуществом жизни клеток в многоклеточном организме по сравнению с одиночным существованием является уменьшение неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды. Проживая совместно, клетки за счет своей совокупной жизнедеятельности создают для себя особую среду обитания.

*Ярким примером этого факта является существование многоклеточных организмов на поверхности суши. Как известно, для жизни на планете Земля необходимым условием является обязательное наличие достаточных количеств воды как внутри клеток, так и в окружающей их среде. Без этого невозможно ни поступление необходимых для жизни веществ, ни протекание тех самых биохимических реакций, которые лежат в основе жизнедеятельности. С этой точки зрения только водоемы и постоянно содержащая необходимое количество воды поверхность суши (влажная почва) могут быть местом обитания. Однако многоклеточные организмы могут обитать вне водоемов и влажной почвы. При этом все их клетки получают необходимое для жизни количество воды. *

Создание и поддержание благоприятной для жизни среды достигается тем, что в многоклеточном организме клетки специализируются для выполнения определенных функций. Такие функции не обязательны для существования каждой конкретной клетки, но важны для выживания организма в целом. Насколько высок уровень такой специализации можно увидеть, сравнивая клетки разных тканей одного организма. Сравните, например, эритроциты и нейроны человека. Эти клетки очень сильно отличаются по строению, размерам, особенностям процессов жизнедеятельности. Каждая такая специализированная клетка в отдельности существовать не может. Однако действуя совместно, такие клетки создают внутреннюю среду многоклеточного организма, которая гораздо лучше приспособлена для жизни клеток, чем среда, окружающая организм в целом.

При этом необходимые для жизни клеток факторы во внешней среде обитания организма могут колебаться в широких пределах, но во внутренней среде они будут оставаться неизменными. Такое постоянство внутренней среды называется гомеостазисом.

Регуляция жизненных функций у растений. Основным условием существования растительных клеток является наличие света, углекислого газа, воды и ионов солей. Вегетативные органы растений устроены так, чтобы находящиеся в наземно-воздушной среде клетки получали все необходимое. Клетки основной ткани листьев, которые лучше всего освещены, получают необходимую воду и ионы солей благодаря всасывающей функции корня и проводящей функции стебля. Через устьица к этим же клеткам поступает углекислый газ. В результате процесса фотосинтеза в клетках листьев образуется большое количество богатого энергией органического вещества. Его хватает не только для жизнедеятельности этих клеток. По проводящей ткани богатые энергией углеводы доставляются и тем клеткам растений, на которые свет не попадает. Благодаря этому клетки корней и внутренней части стеблей поддерживают свою жизнедеятельность и выполняют функции, необходимые всему растению.

Чтобы все описанное происходило наилучшим образом, необходима регуляция общих жизненных процессов организма. В растениях она осуществляется благодаря направленному росту органов. Корни растут так, чтобы их клетки могли поглотить наибольшее количество воды и минеральных веществ. Рост и ветвление стеблей направлены на вынос листьев к свету. Генеративные органы растений также выносятся в наилучшие условия для осуществления процессов размножения.

Все это возможно потому, что в различных частях организма растения имеются образовательные ткани. Их клетки постоянно способны к делению, но делятся только тогда, когда на них действуют специальные вещества. Эти вещества называются фитогормонами. Под действием фитогормонов ускоряется или замедляется деление клеток и их дифференцировка. Благодаря этому в зависимости от условий окружающей среды происходят сезонные изменения в жизни растений. При благоприятных условиях органы растут и развиваются. При ухудшении условий растение переходит в состояние покоя.

Состав и количество фитогормонов меняется в зависимости от состояния и положения органов на растении. Наглядным примером является регулирование формирования кроны у древесных растений. В зависимости от освещенности той или иной части растения регулируется рост его боковых побегов. Выделяемые верхушечными участками стебля фитогормоны перераспределяются внутри растения так, чтобы рост побегов обеспечивал максимальную освещенность листовой поверхности. При этом часть стеблевых почек под действием этих гормонов переходит в состояние покоя. Если активно растущие побеги повреждаются (например, при обрезке удаляются их верхушечные части), отсутствие выделявшихся ими гормонов приводит к развитию побегов из покоящихся почек. Таким образом растение снова сформирует крону, которая позволит ему наилучшим образом фотосинтезировать.

*Знание характера регулирования жизнедеятельности растительного организма имеет практическое значение. Агротехнические приемы, которые используются в растениеводстве, разрабатываются и применяются с учетом действия фитогормонов. Например, пересадку луковичных многолетних растений осуществляют в периоды покоя. В это время рост и развитие их надземных побегов и корней ограничены из-за соответствующего действия фитогормонов. Это гарантирует отсутствие повреждений, возможных при пересадке. Обрезку веток древесных пород проводят, исходя из их способности формировать покоящиеся почки. Эффективность размножения растений стеблевыми или листовыми черенками повышают путем обработки черенков растворами фитогормонов, стимулирующих формирование корней.*

1. В чем заключается основное преимущество жизни клеток в многоклеточном организме?

Главным преимуществом жизни клеток в многоклеточном организме по сравнению с одиночным существованием является уменьшение неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды. Проживая совместно, клетки за счет своей совокупной жизнедеятельности создают для себя особую среду обитания.

2. Как называется постоянство внутренней среды организма?

3. Как осуществляется регуляция жизнедеятельности у растений?

Процессы жизнедеятельности у растений регулируются с помощью биологически активных веществ. Ведущая роль в регуляции процессов деления, роста и дифференцировки клеток растений принадлежит фитогормонам. Даже в незначительных количествах они могут ускорять или замедлять различные жизненные функции – формирование корней, развитие почек, рост побегов, цветение, созревание плодов, опадание листьев, прорастание семян и др. Фитогормоны образуются определёнными клетками и транспортируются к месту действия по проводящим тканям или непосредственно от одной клетки к другой.

4. Какие процессы контролируются эндокринной системой в организме животных?

Определенные вещества — гормоны — действуют непосредственно на клетки, что приводит к изменению внутриклеточных процессов. Гормоны синтезируются клетками специальных органов — желез внутренней и смешанной секреции. Эти вещества распределяются системой кровообращения по всему организму, но действуют избирательно. Под их действие попадают только те клетки, у которых есть рецепторы к этим гормонам. Такая регуляция называется гуморальной. Она позволяет изменить активность клеток сразу во многих тканях и органах.

5. Какова роль нервной системы в поддержании постоянства внутренней среды организма?

Главную ответственность за гомеостатическую регуляцию несут вегетативный (автономный) и кишечный отделы периферической нервной системы, а также центральная нервная система, отдающая организму приказы через гипофиз и другие эндокринные органы. Действуя совместно, эти системы согласовывают потребности тела с условиями окружающей среды.

6. Почему регуляция жизнедеятельности у животных более сложная, чем у растений?

Строение и функционирование систем жизнеобеспечения в организме животных более сложное. У них для поддержания гомеостазиса требуется координированная работа пищеварительной, дыхательной, кровеносной и выделительной систем.

Читайте также: