Курсовая проектная деятельность в доу в

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Факультет педагогического образования

Кафедра дошкольного и начального педагогического образования

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Новиковой Юлии Александровны

студентки 4 курса З-ДО-16/3 (В) группы

направления подготовки 44.03.01

профиля Педагогика и методика

дошкольного образования

кандидат педагогических наук Слота Н. В.

Республиканская шкала __________

Количество баллов: _____Оценка: ECTS _____

Члени комиссии:_________ ____________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

(подпись) (фамилия и инициалы)

(подпись) (фамилия и инициалы)

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ……………………………………. . 6

1.1 История возникновения проектного метода………………………..6

1.2 Цели и задачи проектного метода………………………………….13

1.3 Классификация и виды проектов…………………………………..16

1.4 Специфика организации проектного метода в ДОУ…………. 18

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ……………. 22

2.1 Алгоритм организации проектов ……………………………. 22

2.2 Роль воспитателя в реализации проекта …………………………25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………. 31

Актуальность исследования. Современная система дошкольного образования сегодня ориентирована на полноценное развитие каждого ребенка, традиционное теоретическое образование сменяется продуктивным, главной целью которого является развитие и формирование творческой, коммуникативной, инициативной личности. Задачами педагогической деятельности являются: воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно себя вести в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия [15].

Технология проектного обучения является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение (в отличие от традиционной практики обучения) характеризуется тем, что образовательный процесс имеет в итоге личный опыт продуктивной деятельности учащихся. Целью продуктивного обучения является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта детей и их представлений о мире. Как утверждают разработчики данной технологии, каждый ребенок должен иметь возможность исследовать, познавать, проявлять свою индивидуальность в процессе получения новых знаний и представлений, обогащать свой жизненный опыт.

Кроме этого, в рамках этого педагогического подхода активно применяется метод проектов, который дает возможность педагогу формировать у детей умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания. Способствует развитию творческого мышления, воображения, коммуникативных навыков у дошкольников.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с: гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества [8]. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития являются непременные условиями гуманистического подхода.

Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. М. Поташник, И. С. Якиманская и др.). Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.

Объект исследования : процесс организации проектной деятельности в ДОУ.

Предмет исследования: содержание, цели и задачи, виды проектов, реализуемых в ДОУ.

Цель исследования: разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности в условиях ДОУ.

Согласно объекту, предмета и цели были поставлены следующие исследовательские задачи:

1. Изучить историческую ретроспективу становления проектного метода.

2. Определить цели и задачи проектного метода.

3. Охарактеризовать виды проектов.

4. Выявить специфику организации проектного метода в ДОУ.

5. Подготовить рекомендации для организации проектной деятельности дошкольников.

Для решения поставленных задач и достижения цели был использован комплекс методов , адекватных изучаемому вопросу, в частности:

1. Методы накопления фактов (изучение литературных источников, документации).

2. Методы обобщения и осмысления фактов (анализ и синтез, сравнение и анализ).

Практическое значение работы состоит в возможности использования ее результатов студентами при подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплинам психолого-педагогического цикла, а также воспитателям при организации проектной деятельности дошкольников.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов по каждой главе, общих выводов и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

1.1 История возникновения проектного метода

В Парижской королевской архитектурной академии проектом пользовались студенты для участия в конкурсах, на основе которых они получали возможность поступать в академию и получать титулы архитекторов. Лучшие проекты засчитывались студентам как вступительные экзамены.

И.Г. Песталоцци активно развивал идею о том, что только лишь соединение обучения с трудом соответствует психологии детей, их естественному стремлению к разнообразной деятельности. Основной задачей школы, по мнению И.Г. Песталоцци, было развитие умственных, физических и нравственных задатков учащихся. Он считал, что детям в первую очередь необходимо дать полную, развернутую картину мира, формировать навыки систематизации, обобщения знаний и умение делать выводы, и лишь после этого вооружать детей конкретной информацией [6].

В первой трети XX столетия развитием идеи метода проекта и внедрения его в образовательные учреждения занимались многие ученые и педагоги. Среди них такие известные ученые, как Дж. Дьюи, К. Поппер, Г. Саймон, У. Х. Килпатрик и многие другие.

Метод проектов был разработан в начале XX века американским ученым Дж. Дьюи. Школы, организованные по методике Дьюи, предоставляли ученикам право свободного выбора занятий и формы получения знаний. Учебная программа рассматривалась как совокупность взаимосвязанных опытов. Роль педагога заключалась в оказании помощи детям для достижения запланированного.

Е. Г. Кагаров выделял четыре отличительные черты проектного метода:

исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;

школьные проекты как бы копируют различные стороны бытия;

дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно ее выполняют;

проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.

Одним из разработчиков проектного метода в России был Станислав Теофилович Шацкий, который в 1905 году вместе с архитектором Александром Устиновичем Зеленко создали первые в России детские клубы. В послереволюционной России метод проектов внедрялся очень активно и широко.

Работа в классе происходит между учителем и одной не большой группой учеников. Остальные являются наблюдателями этой работы. С.Т. Шацкий считал, что организация занятий в классе носит неэффективный характер. Он предлагал организовать работу так, чтобы занятия были именно приготовлением уроков в школе, в подходящей обстановке, под контролем учителя и при его непосредственной помощи.

В России в 1920-е годы появился бригадно-лабораторный метод. Особенностью метода являлось соединение коллективной работы всего класса с индивидуальной. Бригадой называли часть класса, группу, состоящую из нескольких человек. При использовании метода на общих занятиях осуществлялось обсуждение заданий, планирование работы, установление сроков выполнения и обязательный минимум. Затем каждая бригада отдельно и самостоятельно выполняла поставленную задачу, по завершению старший (бригадир) отчитывался перед учителем.

Но в 1931 году метод проектов был осужден и запрещен постановлением ЦК КПСС(б). Несмотря на это некоторые элементы метода проекта были заимствованы и реализованы в различных формах организации системы образования.

Трудовая школа - выявление индивидуальных особенностей ребенка, введение их в трудовую деятельность.

Метод учебного исследования (1920-е гг.) - при помощи учителя исследовать уже известные факты на теории и практике.

Студийная работа - самостоятельная работа подгруппы учащихся, без установления четкого расписания и при помощи педагога.

Комплексный метод (1923 год) - бессистемность изучения дисциплин, выдвижение центральных тем, практическая направленность

Звеньевой метод - разделение труда в детском коллективе при работе с определенной темой и организация их самостоятельной работы.

Летняя школа (1931) - приобретение трудовых навыков политехнического воспитания и развития практических навыков[6].

Во всем мире с 30-х по 60-е годы о методе проектов практически молчали, в литературе по этому вопросу данные отсутствуют.

Повторный интерес к методу проектов возник в 1960-1990-е годы XX века. Педагоги вновь начинают прибегать к данному методу. В 1960-е годы метод направлен на прогрессивное воспитание, шла речь о концепции Дж.Дьюи и У. Килпатрика и введении их в образование. В конце 70-х -начале 80-х годов XX века в Великобритании начинается проективность, в которой объединяются два направления гуманитарно-художественное и научно-техническое. Проблемы возрастных особенностей, стимулирование инициативности, самостоятельности, творческих способностей, индивидуальный подход к каждому ученику. В 1987 году в США возникает Школа без стен, то есть прибегают к альтернативному образованию, которое предусматривовало продуктивное обучение[3].

В России в 60-е годы XX века основной идеей Л.В. Занкова стало развивающее обучение. Целью обучения являлось достижение оптимального общего развития каждого ребенка. Для организации обучения предлагались экскурсии, кружковая работа, работа в библиотеках. Все вело к тому, чтобы ребенок самостоятельно добывал информацию и учился применять ее правильно.

В 60-70-х годах XX века была разработана система развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Особенностью системы развивающего обучения является: изменение предметного содержания обучения. В основу изучения дисциплин положена система научных понятий. Отказываются от репродуктивного метода обучения, переходят к деятельностной педагогике, в которой главным является наличие теоретического мышления. Главной задачей системы является освоение обобщенных способов действия. Основным элементом которой является формирование умения у детей решать большое количество задач за не большой промежуток времени. Учителя и учащиеся переходят на коллективно-распределительный тип деятельности. Организация между учащимися творческой деятельности по их самостоятельному усвоению знаний. Стремление открытия в детях индивидуальных, интеллектуальных и личностных способностей [2].

В современной педагогике проектная деятельность приобретает особую значимость, потому что в учебной деятельности она стимулирует интерес учащихся за счет нестандартности подхода к получению знаний, изучению материала, а так же развивает творческие способности, формирует желание достичь успеха, путем создания продукта проекта.

О перспективности метода проектов свидетельствует те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведение сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливость ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. (13)

Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции; использование метода в обучении дошкольников – подготовительный этап для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

ВложениеРазмер
Метод проектов в образовательном процессе ДОО. 100.03 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов в образовательном процессе ДОО

Болотова Марина Николаевна

ГБДОУ детский сад № 37 Фрунзенского района

г. Санкт- Петербург

Метод проектов его сущность и особенности в обучении дошкольников ……………………………………………………………………………….8

Образовательный процесс в ДОО и его своеобразие ………..…………12

Использования проектной деятельности в организации образовательного процесса в ДОО……. 20

Список используемой литература……………………………………….38

В поисках эффективного средства обучения и воспитания в дошкольников дошкольных учреждениях, многие педагоги обращаются к методу проектов. Основой данной технологии является самостоятельная или совместная со взрослыми – воспитателями, родителями, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе, которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15 – 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. (8.с.92)

О перспективности метода проектов свидетельствует те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведение сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливость ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. (13)

Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. (13) В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции; использование метода в обучении дошкольников – подготовительный этап для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.(13)

Основной целью проектного метода в дошкольных организациях является развития свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.(13)

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с:

  • проблемным и развивающим обучением;
  • гуманизацией образования;
  • педагогикой сотрудничества;
  • личностно-ориентированным и деятельным подходом.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проект развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития являются непременными условиями гуманистического подхода.

Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, воображение, формирует у детей стремление самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.

То есть, проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, создает условия для поддержки и развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Интерес к проектной деятельности объясняется введением в действие ФГОС, регламентирующего содержание требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые предписывают осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и ребенка, и самостоятельной деятельности дошкольников, активно взаимодействовать с семьями воспитанников. То есть проектная деятельность позволяет организовать образовательный процесс в дошкольном учреждении в соответствии с заявленными в новых нормативных документах принципами.

Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Ребенок настроен на познание мира, он хочет узнать его как можно лучше. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития.

Актуальность заявленной темы позволила нам сформулировать цель нашего исследования.

Определение на теоретическом уровне особенностей использования метода проекта, как средства организации образовательного процесса в ДОО.

  1. Выявить сущность и особенности проектной деятельности как метода построения образовательного процесса в ДОО.
  2. Раскрыть своеобразие образовательного процесса ДОО и его особенности.
  3. Определить методику использования проектной деятельности в организации образовательного процесса ДОО.

Проект –цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей программы.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Проектная деятельность – это разнообразная интегрированная деятельность по достижению определенной цели.

Образовательный процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленное на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности.

Метод проектов, его сущность и особенности в обучении дошкольников.

Проект – это специально организованный взрослыми и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.

Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой – то проблемы.

Прежде всего, определим отличие проектной деятельности детей от других, близких ей (исследовательской, продуктивной, учебной).

Назначение исследовательской деятельности – узнать как можно больше об интересующем предмете, открыть неизвестные для детей факты;

Назначение продуктивной деятельности – получить продукт, обладающий определенными заданными качествами;

Проектная деятельность нужна, чтобы решить проблему и преобразовать ситуацию. При этом внутри проекта на различных этапах его реализации дети могут осуществлять и исследовательскую, и продуктивную, и учебную, и другие виды деятельности. (1)

Дошкольнику в ходе реализации проекта важно получить материальный социально значимый продукт. Именно социальная значимость задает требования к качеству этого продукта (сделать хорошо, добротно, потому что другие будут пользоваться).

Реализация проектной деятельности на практике требует, чтобы педагог отказался от позиции носителя готовых знаний. Ему необходимо стать партнером, консультантом такой образовательной среды, в которой каждый ребенок мог бы активно действовать, сообразуясь со своими потребностями, интересами и возможностями.

  • Структурирование содержательной части проекта.

Проектная деятельность с дошкольниками предусматривает соблюдения определенной последовательности этапов:

  1. Выбор темы проекта, его типа, количество участников.
  2. Постановка проблемы.
  3. Постановка цели.
  4. Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей.
  5. Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.
  6. Промежуточное осуждение полученных данных.
  7. Защита проекта.
  8. Коллективное осуждение, результаты внешней оценки, выводы, рефлексия. (14, с. 78,79)

Вместе с ними обозначьте шаги для достижения цели, конкретные детские действия (мероприятия), определите сроки проведения и исполнителя каждого мероприятия. Обозначьте общие сроки проекта и задайте требования к качеству продукта (размер, цвет, условные обозначения на объекте и т.д.) Подсказывайте и корректируйте действия детей и других участников проекта на этапе самостоятельной работы над своими задачами. Вселяйте в них уверенность в своих силах, помогайте найти контакт друг с другом. (1.с.34 – 39)

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы организации образовательной деятельности, является метод проектной деятельности. Как указывает Евдокимова Е. С. – основываясь на личностно - ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения в области трудового воспитания.(7)

Вывод к Главе 1:

Суть метода проекта заключается в стимулировании интереса детей к определенным проблемам, для решения которых необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике. Это позволяет рассматривать данный метод как инновацию в дошкольном образовании, деятельность между педагогом и дошкольниками будет носить характер сотрудничества, где участие могут принимать и другие субъекты образовательного процесса, например, родители.

Читайте также: