Как ориентировались в петербурге в 19 веке кратко и понятно

Обновлено: 03.07.2024

1. Карта и облик города в первой половине XIX века

2. ЦЕЛЬ УРОКА:

Попытаемся представить каким
был облик нашего города в начале
XIX века
Посмотрим, что с тех времен
сохранилось до наших дней, и что
осталось только в истории города

3. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Справедливо или нет мнение о
том, что облик Петербурга
первой половины XIX века
определили прежде
всего общественные
сооружения?

4. Что нового появилось на карте города?

Не правда ли, наш город недаром называют городом над
Невой, городом рек и каналов, Северной Венецией? Широко
раскинув свои рукава, серебрится, искрится красавица Нева.
Она притягивает притоки, отправляет свои воды по
протокам. Многочисленные каналы (канавы) рассекают
территорию Петербурга.
Наш город по праву называют городом островов. В начале
XIX в. Петербург располагался на 101 острове!
Может быть, поэтому центром столицы были не одно
сооружение или площадь, а несколько, расположенных на
разных островах: ансамбли Петропавловской крепости и
Дворцовой набережной, Сенатской площади и
Университетской набережной, Стрелки Васильевского
острова и Адмиралтейства. Эти достопримечательности великолепным ожерельем охватывали Неву.

8. Как ориентировались Петербурге?

9. Городскими ориентирами служили:

11. Городскими ориентирами служили:

12. Городскими ориентирами служили:

13. Городскими ориентирами служили:

ГОРОДСКИМИ ОРИЕНТИРАМИ
СЛУЖИЛИ:
При поиске нужного адреса петербуржцы зачастую использовали только им одним известные
названия отдельных кварталов,
городских частей:
Мокруши,
Пески,
Роты,
Семенцы,
Таврида,
Коломна.

14. ПЕСКИ

15. ПЕСКИ

Церковь Рождества Христова на Песках.
Почтовая открытка
Пески́ — исторический
район Санкт-Петербурга ,
располагающийся на месте
Советских улиц (раньше
Рождественских улиц), а
также пересекающих их
Мытнинской и Дегтярной
улицами, Суворовским,
Греческим и Лиговским
проспектами.
Основную часть населения
Песков составляли мещане
и ремесленники, которые
занимались подённой
работой, торговлей,
держали постоялые дворы,
перевозы через Неву.

16. Мокруши

17. Мокруши

18. Коломна

19. Коломна

• Коло́ мна — исторический
район Санкт-Петербурга в
Адмиралтейском районе,
до революции — 4 -я
Адмиралтейская
(Коломенская) часть.
Вид на Египетский мост и
• Делится на Большую (в
набережную реки Фонтанки
границах Покровского
острова) и Малую
Коломны. Один из
уникальных районов
исторического центра
Санкт-Петербурга,
сохранивший большую
часть рядовой застройки
Вид на Английский пешеходный XIX века.
мост и набережную реки

20. Коломна

КОЛОМНА
Известные обитатели (для презентации)
К. И. Росси (наб. р. Фонтанки, 185)
К. А. Тон (наб. кан. Грибоедова, 134)
В. К. Кюхельбекер (наб. кан. Грибоедова, 133/22)
М. И. Глинка (Канонерская ул., 2/17, ул. Союза Печатников, 8)
А. С. Грибоедов (ул. Союза Печатников, 5,
доходный дом
Погодина)
М. Ю. Лермонтов (ул. Союза Печатников, 10а/8)
А. И. Мусин-Пушкин (наб. р. Мойки, 104)
М. Н. Римский-Корсаков (Английский пр., 21/60)
И. Е. Репин (пл. Репина, 3/5)
А. С. Пушкин (наб. кан. Грибоедова, 174, наб. р. Фонтанки, 185)
М. Е. Салтыков-Щедрин (ул. Союза Печатников, 21/8)
Н. В. Гоголь (ул. Декабристов, 4, доходный дом Брунста)

21. Семенцы

22. Семенцы

СЕМЕНЦЫ
Семенцы - это был
военный городок
Петербурга, место для
которого определил сам
Петр I. Первоначально
Семенцы занимали
несколько большую
территорию - от
Звенигородской улицы до
Московского проспекта.
Сейчас его восточной
границей стала улица
Введенского канала.

23. Семенцы

СЕМЕНЦЫ
Витебский вокзал —
Витебский вокзал
самый первый вокзал в
России. Первое
одноэтажное деревянное
здание было возведено в
1837 году для первой в
России Царскосельской
железной дороги,
связавшей СанктПетербург и Царское село.
Движение на участке
Санкт-Петербург —
Царское Село было
торжественно открыто 30
октября (11 ноября) 1837
года.
• Введенский собор на
Загородном проспекте.
Фото 1900-х гг

24. Роты

25. Роты

26. Каким был облик центра Петербурга?

27. Каким был облик центра Петербурга?

28. Каким был облик центра Петербурга?

КАКИМ БЫЛ ОБЛИК ЦЕНТРА
ПЕТЕРБУРГА?
Гранитные набережные
Гранит добывали на северных берегах Финского залива,
Ладожского озера. Там же его обрабатывали, изготавливали
плиты, которые нумеровали и везли в Петербург для строительства набережных. Вы и сегодня, проходя по набережной
Мойки или Фонтанки, можете увидеть на гранитных плитах
номера. Набережные украшались чугунными кружевами —
решётками с собственными уникальными узорами. Каждая
набережная имела спуски к воде. Особую известность
приобрела пристань на Университетской набережной перед
Академией художеств

29. Каким был облик центра Петербурга?

КАКИМ БЫЛ ОБЛИК ЦЕНТРА
ПЕТЕРБУРГА? Мосты
Деревянные, каменные, металлические. Висячие, пешеходные,
разводные. Однопролётные и трёхпролётные. Украшенные чугунными решетками, фонарями, скульптурами. В середине
столетия построили первый постоянный металлический
разводной мост через Неву — Благовещенский (Николаевский).
Не найти двух одинаковых мостов среди построенных в первой
половине XIX в Именно поэтому сегодня Петербург называют
музеем мостов.

30. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Справедливо или нет мнение о
том, что облик Петербурга
первой половины XIX века
определили прежде
всего общественные
сооружения?

31. Домашнее задание

§1
Презентация
1 слайд – район, адрес исторический, адрес современный
2-5 слайд - история дома
6 слайд- знаменитые люди, жившие в доме (чем знамениты,
обязательно портрет)
7 источники



Курс на Европу


Самый модный город

За 150 лет население Петербурга выросло в три раза: к середине XIX века оно составляло более 500 тысяч человек. В Петербурге жили дворяне, купцы, ремесленники, военные, мещане, крестьяне, представители духовенства и другие. Самым популярным магазином в Петербурге был магазин купцов Елисеевых. Здесь можно было купить все – от дорогих вин до сувениров: например подарочное мыло в упаковке, стилизованной под книгу.


Петербург был не только самым культурным, но и самым модным городом страны. Именно Петербург стал лидером по производству и оказанию модных услуг.


В повседневной жизни женщины одевались, как англичанки – строгие платья, юбки и жакеты. Мужчины носили белую накрахмаленную сорочку, жилет, брюки и шляпу-котелок. Выйти на улицу без зонта или трости считалось плохим тоном.

Петербуржцы соблюдали культуру во всем, в том числе и в домашних трапезах.

Меню в петербургских домах было весьма разнообразным, особенно в праздничные дни. Например, на Новый Год обычно подавали жареного поросенка, в Рождество – фаршированную индейку, а в пасху стол ломился от яств: хозяйки готовили куличи, торты, барашка из масла, печеный окорок, холодную телятину, маринованную говядину и баумкухен – традиционную немецкую выпечку. Чтобы покрасить яйца к Пасхе, хозяйки варили их в кастрюле в лоскутах разноцветной шелковой материи. А вот супы варили не в кастрюлях, а в специальных бульотках, похожих на маленькие самовары.


Первый кинотеатр на Невском проспекте


Главными развлечениями в Петербурге в конце столетия стали фотография и кинотеатр. В первом кинотеатре на Невском проспекте показывали двадцатиминутные короткометражки, изображающие рабочих на заводе прибытие поезда, сцены с детьми.

Узнать подробности быта петербуржцев можно до 31 марта на бесплатной выставке в Комендантском доме Петропавловской крепости с 11 до 18 часов. Выходной день – среда.

Проект

В готовой исследовательской работе по литературе "Санкт-Петербург в 19 веке" ученицей была поставлена цель, получить и систематизировать информацию о жизни Петербурга в 19ом веке, найти отражение реалий того времени в литературе.

Подробнее о работе:


В ученическом исследовательском проекте по литературе на тему "Санкт-Петербург в 19 веке" автор приводит цитаты из литературных и поэтических произведений, в которых говорится о Санкт-Петербурге в общем, или рассказывается о его жителях, улицах, домах или исторических событиях, произошедших в городе или связанных с ним. Такое изучение литературы позволяет перенести описываемые события или образы в реальную жизнь, понять и прочувствовать их.

В индивидуальном детском проекте "Санкт-Петербург в 19 веке" автор изучает, существуют ли описанные в стихотворениях улицы и дома сегодня, анализирует насколько они изменились и с чем это связано, выясняет, какие люди жили в Питере в 19ом веке и каким они видели свой город, осуществляет поиск различий прошлого и настоящего.

Введение
1. Петербург и исторические события 19го века.
2. Петербург и люди 19го века.
3. Отличия современного Санкт-Петербурга и 19го века.
Использованная литература


Моя работа посвящена настроению Санкт-Петербурга в 19ом веке.

Актуальность этой темы:

· в погружении в часть истории России.

· Понятие того, каким видели Питер люди того времени

· Поиск различий прошлого и настоящего.

Таким образом, мы можем открыть что-то новое, познакомиться с новооткрытыми для себя произведениями, или же освежить события того века, в частности и для литературы, повысить уровень своей осведомленности в тематике о истории нашей культурной столицы и писателях с их необычным взглядом, на всю ту же культурную столицу.

Эта тема меня заинтересовала своей обширностью, к тому же, она дает возможность узнать что-то новое о жизни, меня интересующих, писателях или о тех, на кого я не обращала внимания долгие годы, познакомиться с их комментариями о Питере, их взглядами и посмотреть на все с другой стороны. При выполнении этого задания я обращалась к разным учебным источникам от сносок в журналах до целых произведений и учебников.

Собрала и проанализировала информацию с разных онлайн-источников, и прочла множество дополнительных фактов о создании тех или иных произведений. Мой проект, цель которого заключается в анализе, предоставлении информации по межпредметной теме, включает в себе элементы исследовательской деятельности (анализ и рассмотрение изменений в культурной столице).

Петербург и исторические события 19 века

Санкт-Петербург переживал послевоенное время. Вернувшиеся из Парижа в 1814 году овеянные славой войска встречали с цветами, наградами, слезами и подарками, строили триумфальные арки в честь победы. Жизнь чрезвычайно оживилась. Героям были рады везде и ждали, ждали с нетерпением. Их рассказы были нечто запредельное и слушали их с упоением. В городе стали появляться и развиваться кружки и общества.

И они уже имели роль не только развлекательную, но и служили помощником в получении информации для размышления, формирующую общественное мнение. К Петербургу обращались десятки русских писателей и поэтов. Были среди них и гении, и поэты второго и даже третьего сорта. Но все произведения так или иначе были связаны. Питером. В этой связи каждое произведение было одним из десятков других звеньев, которые, как я уже и сказала, создавали цепочку.

Петербург влетел в русскую литературу 19 века на максимально мажорной ноте. Авторы извивались в поисках оригинальных приемов, образов, но в то же время пытались сделать произведения понятными и близкими каждому сердцу и вызвать восторг и удивление. Современному читателю бросится в глаза, в произведениях посвященных Питеру, множество исторических и мифологических отсылок, к античным богам и героям.

Петербург и люди 19го века


Перечитывая творчество живущих в Петербурге 19го века, я обнаружила, что этот город, был для всех разный, и творческие люди в нем видели все совершенно разное: В творчестве Александра Сергеевича Пушкина в образе Санкт-Петербурга подчеркиваются черты убожества и мрака. А.С любил Петра 1, поэтому в одной из своих поэм он дал памятнику силу самостоятельного бытия,а вместе с тем и пророчество о судьбе.

По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца; И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел. И Сам Пушкин это признал: Была ужасная пора, Об ней свежо воспоминанье. Об ней, друзья мои, для вас Начну свое повествованье. Печален будет мой рассказ.

Образ самого Петербурга в романе весьма многолик: Он является всего лишь фоном, контрастом для внутренних переживаний людей, но в то же время был важным действующим лицом. Все герои произведения так или иначе имели собственное мнение о городе.

". я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге.


Некрасов создаёт трагическую хронику жизни большого города. Для Некрасова Петербург — социальное пространство, наполненное самыми прозаическими реалиями. Город, кажется, поворачивается к читателю своей “оборотной стороной”: “строгий и стройный вид “Петербурга Пушкина — “грязные улицы, лавки, мосты” Некрасова, “береговой гранит” Невы — “громадная гробница”. За долгие годы поэт сроднился с Петербургом. В его произведениях разный облик в разное время одного и того же Питера. Он показывал не только красоту, но и глухие, забытые Богом, окраины, грязные подвалы. Уже в раннем юмористическом стихотворении “Говорун” (1843) Некрасов писал:

Столица наша чудная
Богата через край,
Житье в ней нищим трудное,
Миллионерам — рай.
Здесь всюду наслаждение
Для сердца и очей,
Здесь всё без исключения
Возможно для людей
При деньгах — вдвое вырасти,
Чертовски разжиреть,
От голода и сырости
Без денег умереть.

В его стихотворениях сравнивались два мира, богатых и беззаботных и бедных. Некрасов приехал в Петербург из ярославской глуши в июле 1838 го­да, окрыленный радужными надеждами — учиться в университете и стать поэтом. Однако суровая действительность быстро развеяла эти мечты. Отец, мечтавший о военной карьере для сына, узнав о его стремлении поступить в университет, лишил сына материальной помощи. Юноша оказался в чужом для него городе один, без родных, без всяких средствк существованию.

Я отроком покинул отчий дом.
(За славой я в столицу торопился.)
В шестнадцать лет я жил своим трудом
И между тем урывками учился.
Начались тяжелые дни.

Сенная площадь (ныне площадь Мира) неузнаваемо изменилась за годы Советской власти. От некрасовского времени сохранилось только старинное здание гауптвахты (Садовая, 57).

На Сенную, тогда здесь был шумный грязный рынок, частенько при­ходили петербургские бедняки в надежде найти какой-нибудь случайный заработок. На площади иногда бывали ссоры и драки. Здесь мог видеть Некрасов сцены, описанные им позднее (1850) в стихотворении “Вор”:

Торгаш, у коего украден был калач,
Вздрогнув и побледнев, вдруг поднял вой и плач
И, бросясь от лотка, кричал: держите вора!
И вор был окружен и остановлен скоро.
Закушенный калач дрожал в его руке;
Он был без сапогов, в дырявом сюртуке;
Лицо являло след недавнего недуга,
Стыда, отчаянья, моленья и испуга.
Пришел городовой, подчаска подозвал,
По пунктам отобрал допрос отменно строгий,
И вора повели торжественно в квартал.

На Сенной же Некрасов был свидетелем жестоких наказаний кре­постных крестьян: по требованию господ над провинившимися или непокорными здесь совершали публичные экзекуции:

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: “Гляди!
Сестра твоя родная!”

Некоторое время Некрасов н жил в подвале на Васильевском острове Н. В. Успенский пере­давал рассказ Некрасова: “Нанимал я квартиру на Васильевском острову, в нижнем этаже. Денег у меня не было ни копейки. Лежа на полу на своей шинели (т. к. пришлось продать все скудное имущество), я сделал­ся предметом праздного любопытства уличных зевак, которые с утра до ночи толпились у моих окон.

Хозяину дома это пришлось не по нраву, и он приказал закрыть окна ставнями. При свете сального огарка я ре­шился описать одного помещика с женою. Так как хозяин отказал мне в чернилах, я соскоблил со своих сапогов ваксу, написал очерк и отнес его в ближайшую редакцию. Это спасло меня от голодной смерти”. Этот эпизод описал Некрасов в рассказе “Без вести пропавший пиита”.

И не здесь ли, рядом с Некрасовым, в таком же сыром подвале разыгралась жизненная драма целой семьи, так проникновенно расска­занная поздНесчастная мать идет на улицу великолепного Петербурга, чтобы продать себя одному из сытых, праздных, развратных хозяев жизни. Только крайняя степень нищеты довела ее до этого шага. В стихотворе­нии “Убогая и нарядная”, написанном значительно позже — в 1857 году, развивается та же тема:

Но не лучше ли, прежде чем бросим
Мы в нее приговор роковой,
Подзовем-ка ее да расспросим:
“Как дошла ты до жизни такой?”

Одним из первых в русской литературе Некрасов затронул эту ост­рую тему, о которой не принято было говорить и писать. Он показал” как несправедливый социальный строй толкает несчастных бедняков на преступление — воровство, проституцию — или обрекает их на нищенство.

нее поэтом в стихотворении “Еду ли ночью. ” (1847).

Помнишь ли день, как больной и голодный
Я унывал, выбивался из сил?
В комнате нашей, пустой и холодной,
Пар от дыханья волнами ходил.
Помнишь ли труб заунывные звуки,
Брызги дождя, полусвет, полутьму?
Плакал твой сын, и холодные руки
Ты согревала дыханьем ему.
Он не смолкал — и пронзительно звонок
Был его крик. Становилось темней;
Вдоволь поплакал и умер ребенок.
Бедная! слез безрассудных не лей!
С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубоко и сладко заснем;
Купит хозяин, с проклятьем, три гроба —
Вместе свезут и положат рядком.

Поэт мужественно боролся с мучительным недугом. Превозмогая страдания, писал свое поэтическое завещание — “Последние песни”, работал над любимой своей поэмой “Кому на Руси жить хорошо”, руководил “Отечественными записками”, явившимися, по выражению одного из пи­сателей, “продолжением запрещенного „Современника”.

И больной, работая полгода,
Я трудом смягчаю свой недуг.

Вчера в силы своего народа, в его грядущее счастье не оставляла Не­красова. Перед смертью он пишет пророческие слова:

Свободной, гордой и счастливой
Увидишь родину свою.

27 декабря 1877 года (8 января 1878 года), в 8 часов 50 минут вечера, Россия потеряла великого человека. Большая часть произведений Некрасова была посвящена не просто Санкт-Петербургу, а городу, в котором жили люди со своим проблемами, переживаниями, о которых не раз затрагивал поэт.

Отличия современного Санкт-Петербурга и 19го века


Сейчас от оригинальной Дворцовой пристани остались только львы. В 19 веке, до постройки Дворцового моста, на его месте был парадный спуск к Неве, созданный по проекту архитектора Карла Росси. В 1914 году из-за строительства моста пристань со львами была сдвинута от Зимнего дворца на ось восточного павильона Главного Адмиралтейства. После переноса внешний вид набережной изменился, пристань композиционно и функционально объединили с левой береговой опорой моста, а львы стали ниже уровня перил переправы.

Дом № 5 по Кузнечному переулку, на углу его с улицей Достоевского (при жизни писателя называлась Гребецкая, а затем Ямская) — доходный дом, который был построен в первой половине XIX века (точный год постройки неизвестен) по проекту архитектора С. Пономарёва, а в 1882 году был частично перестроен по проекту архитектора Василия фон Витта. Изначально (когда Достоевский короткое время прожил там в 1846 году) дом принадлежал купцам Кучиным, а затем, в последние годы жизни писателя, — купчихе Розалии-Анне Клинкстрем

Принципиальное отличие двух частей заключается в том, что мемориальная квартира в целом остаётся неизменной, а литературная экспозиция, как не призванная статично отражать какую-либо обстановку, периодически подвергается изменениям[9]. Существующая сейчас литературная экспозиция является уже третьей по счёту за время существования музея, и открылась 9 февраля 2009 года.

Сегодня музей хранит немало подлинных вещей, которые спустя десятилетия вновь заняли здесь свои прежние места. Письменный стол поэта и его любимое вольтеровское кресло, дорожный ларец и конторка, трости и курительная трубка, чернильница с арапчонком — все эти и другие предметы, находящиеся в кабинете, напоминают сегодня о жизни Александра Пушкина. В комнате жены поэта можно увидеть её портрет, выполненный в 1832 году художником Брюлловым, а также принадлежавшие ей флакончик для духов, коралловый браслет, кошельки, вышитые бисером и шёлком, и другие памятные вещи.

1. “Литературные памятные места Ленинграда”. Лениздат, 1976.

2. Достоевская А. Г. Воспоминания. / Вступ. статья, подгот. текста и примеч. С.В. Белова и В.А. Туниманова. — М: Правда, 1987. — 544 с.

Читайте также: