Как организовать совет школы

Обновлено: 04.07.2024

К сожалению, в ряде школ советы школ так и не стали этой ступенькой к демократизации. Директорам, вероятно, более понятней принцип единоначалия. У вас совет школы работает правильно? Значит, вам повезло — в школе демократический стиль управления и активные родители. Если нет, то попробуйте реанимировать его, воспользовавшись представленным материалом.

Как создается совет школы

Совет школы избирается на общешкольной конференции (общем собрании участников образовательного процесса), которая является высшим органом школьного самоуправления. Конференция созывается ежегодно и правомочна при наличии на ней 2/3 списочного состава участников. Решения на конференции принимаются простым большинством голосов. Внеочередная конференция созывается по требованию директора, совета школы или по требованию 1/3 состава конференции (общего собрания участников образовательного процесса).

Совет школы (далее — совет) является высшим органом самоуправления в школе в период между конференциями.

Кто входит в состав совета

Состав совета до 15 человек: 1/3 -представители педагогического коллектива, в том числе обязательно директор; 1/3 — представители родительской общественности (от каждой ступени); 1/3 — представители учащихся (от 10-11 классов). Совет из числа своих членов избирает председателя и секретаря.

Свою работу совет строит на основе изучения общественного мнения, деятельность осуществляет гласно и открыто.

Директор школы имеет право отменить решение Совета, если оно противоречит действующему законодательству, Типовому положению об общеобразовательном учреждении или Уставу школы, а также приостановить его действие в случаях, когда решение противоречит определенным конференцией основным направлениям развития школы или будет отрицательно воздействовать на качество учебно-воспитательного процесса, здоровье учеников и членов трудового коллектива. Разрешение возникших противоречий осуществляется у Учредителя школы.

Чем занимается совет

Основной целью совета является осуществление функций органа самоуправления школы, вовлечение в самоуправление максимально возможного числа участников образовательного процесса.

Для решения своих вопросов совет собирается на заседания, которые проводятся в плановом порядке или по мере необходимости.

Основные направления деятельности совета:

  • участие в разработке, согласовании и принятии локальных актов школы по вопросам, относящимся к компетенции совета (положения, правила, инструкции и т.д.), в т.ч. по вопросам оплаты труда работников школы;
  • участие в разработке, согласовании и принятии Учебного плана школы;
  • участие в оценке качества и результативности труда работников школы в порядке, устанавливаемом локальными актами школы;
  • обеспечение участия представителей общественности в соответствии с действующим законодательством и местными Регламентами:

— в процедурах государственной (итоговой) аттестации обучающихся, в том числе в форме и по технологии ЕГЭ;

— в деятельности аттестационных, конфликтных и иных комиссий;

— в процедурах общественной экспертизы (соблюдение прав участников образовательного процесса, качество условий организации образовательного процесса, экспертиза инновационных программ, конкурсы профессионального мастерства и др.);

Полномочия совета конкретной школы определяются её уставом.

Член совета школы имеет право:

  • вносить предложения по любому вопросу жизни и деятельности школы, совета школы;
  • требовать обсуждения любого вопроса, если предложение поддерживает треть членов совета;
  • критиковать и высказывать свои аргументированные оценки деятельности представителей администрации школы, учителей, школьных работников, не унижая достоинства критикуемого;
  • принимать участие в работе любой из комиссий совета, имея право решающего голоса;
  • присутствовать на заседаниях совета, совещаниях при директоре, собраниях обучающихся и родителей, участвовать в принятии решений в соответствии с имеющимися полномочиями;
  • предъявлять аргументированные претензии любому работнику школы по вопросам, относящимся к компетенции совета.

Совет школы несет ответственность за:

  • выполнение возложенных на него функций, плана работы;
  • соблюдение законодательства Российской Федерации об образовании в своей деятельности;
  • компетентность принимаемых решений;
  • развитие принципов самоуправления в школе;
  • укрепление авторитета школы.

Возможные вопросы, обсуждаемые на совете:

Что такое самоуправление в школе

Руководить современной школой, не привлекая к этому тех, ради кого она существует, — детей, невозможно.

Школа — единый организм, и ученическое самоуправление — одно из структурных звеньев, которое обеспечивает эту цельность. Оно дает обратную связь и реализует огромный творческий потенциал мальчишек и девчонок.

Школы вправе прописывать в своих уставных документах основы ученического самоуправления и его формы: ученический совет, школьная дума, школьный парламент, совет старшеклассников, ученический комитет и т. д.

Органы самоуправления учащихся взаимодействуют с родительским комитетом, педагогическим советом, администрацией школы, но являются самостоятельными.


Цели и задачи

Своей главной целью современная школа провозглашает воспитание гармонично развитой личности — человека и гражданина, с высокой гуманистической и нравственной культурой, способного к социальному творчеству, умеющего мыслить креативно и независимо, но и работать в команде, обладать коммуникативными навыками.

Отсюда и главная задача: создать условия для самовыражения, стимулировать творческую активность в самых разных ее проявлениях, тактично и аккуратно придавая ей созидательный вектор.

Как устроено

Ученическое самоуправление — часть школьного, т. е. единой системы, в которую входят педагогический совет и родительский комитет.

Как на практике выглядит самоуправление, школы решают сами. Это зависит от многих факторов: количества учеников, традиций учебного заведения и т. д.

Но общие принципы одни и те же:

  • выборность органов самоуправления: в каждой отдельной школе, как и во всей большой России, источник власти — народ;
  • гласность и открытость деятельности;
  • гуманизм, приоритет личности;
  • сменяемость выборных членов самоуправления;
  • педагогическое руководство: степень вовлеченности педагогов в ученическое самоуправление возможна разная (зависит от того, насколько давно и успешно работает эта система), но пускать процесс на самотек нельзя.

Система школьного самоуправления имеет несколько уровней и направлений.

  • самоуправление в классе: классное собрание выбирает актив, совет и т. п.;
  • ученическое самоуправление: совет активов, школьный ученический совет и т. п. Если школа небольшая, то такой орган один, если в ней параллели по 15 классов и 7 зданий, целесообразны промежуточные звенья (совет старшеклассников и т. п.) и общий, единый орган;
  • школьное самоуправление: совет школы, который состоит из представителей родительского комитета, ученического самоуправления и педагогов.
  • организационная: общие вопросы, организация работы самоуправления;
  • досуговая, культурно-массовая;
  • спортивно-оздоровительная;
  • художественно-эстетическая;
  • гражданско-патриотическая и т. п.

Как организовать ученическое самоуправление

Если в школе ученическое самоуправление еще не организовано, а необходимость в нем назрела, и эту идею поддерживают учителя и дети, с чего начать?

Шаг 1. Запуск: информирование педагогов и учащихся, создание рабочей группы по разработке проекта.

Шаг 2. Общее собрание учеников, на котором озвучивается проект и то, как его планируется реализовать.

Шаг 3. Выборы: проведение классных собраний, на которых избираются активы, члены школьного самоуправления и т. д.

Шаг 4. Организационный сбор актива, планирование работы, распределение обязанностей между членами самоуправления.

Шаг 5. Реализация плана деятельности.

Шаг 6. Оценка деятельности: отчет школьного самоуправления перед учениками и общешкольным советом, совместный анализ работы.

Положение о Совете Старшеклассников

Директор ________/Р.Н.Хайманова

Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Самоуправление — управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.

Воспитание — это организация образа жизни детей, а не мероприятий, основная форма воспитания жизнью — самоуправление, благодаря которому ребёнок учится самостоятельности, деловому общению с людьми, готовности принимать решения и отвечать за свои поступки. Важным условием нормального функционирования поступательного развитие ученического самоуправления является включение в общешкольную жизнь каждого класса, обеспечение работы органов самоуправления классных коллективов по единому направлению, централизованному руководству.

Основная задача, которую решают общешкольные органы самоуправления, состоит в объединении усилий классных коллективов в различных видах деятельности: общественной, учебной, трудовой, культурно-массовой, спортивно-туристической.

Развитие ученического самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей. Участие школьников в управлении делами школы — это способ обучения детей демократии, подготовки их к жизни в демократическом обществе.

1. Общие положения

2. Цели, задачи и функции Совета

1.Обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности и творческой самореализации школьников в соответствии с их потребностями.
2.Приобретение детьми знаний, умений и навыков самоуправления; демократического стиля взаимоотношений между учащимися, родителями, учителями.

1.Формирование качеств личности школьников с помощью организации их жизни и деятельности.
2.Оказание помощи учащимся в познании себя и окружающих, в адаптации к жизни, социальной защите их прав и интересов во всех сферах жизнедеятельности, в осознании того, что личностное проявление каждого возможно только в коллективе.

добровольности
демократизма и гуманизма
творчества
коллективного принятия решения

Для достижения данных принципов необходимо реализовать ряд конкретных задач:

- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
- воспитать положительное отношение к нормам коллективной жизни, - воспитать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.

2.4 Функции Совета Старшеклассников

— представление интересов учащихся в Совете школы;
— практическая помощь педагогическому коллективу в организации учебного процесса;
— контролирование, организация и проведение общественно-полезных дел,
КТД, спортивных мероприятий;
— подведение итогов конкурсов, оказание шефской помощи учащимся начальной школы;
— организация Советов Дела при подготовке мероприятий.

3. Структура органов самоуправления

Она должна быть гибкой и вариативной, учитывать периодическую отчётность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфику, возможности и традиции школы.
Высшим органом ученического самоуправления является школьная конференция — собрание всех учащихся школы.

Порядок работы Совета Старшеклассников :

1. Для организации работы Совета Старшеклассников на его заседании
избирается председатель.

— Избранный председатель Совета Старшеклассников, с целью облегчения
координации работы членов Совета Старшеклассников, назначает их из числа своих заместителей.
— Распределение обязанностей между членами Совета Старшеклассников
производится с учетом инициативы и личного мнения каждого члена совета
представителей.
— Заседание Совета Старшеклассников проводится не реже одного раза в
месяц. По необходимости председатель принимает решение о проведении
внеочередного заседания.
— Совет Старшеклассников может проводить как открытые, так и закрытые
заседания. На отрытые заседания могут приглашаться все заинтересованные лица из числа родителей (или лиц их заменяющих) и учителей.
— Решения Совета Старшеклассников оформляются отдельным документом
— Решение Совета Старшеклассников, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для всех учащихся школы.

2. Связующим звеном между классным коллективом и Советом Старшеклассников является Совет школьных дел. В него входят старосты 5–11 классов.

Основные направления работы Совета школьных дел:

4. Документация и отчетность

4.1. Заседания Совета старшеклассников протоколируются.
4.2. План работы Совета старшеклассников составляется на весь учебный год, исходя из плана воспитательной работы школы.
4.3. Анализ деятельности Совета старшеклассников представляется заместителю директора по воспитательной работе в конце учебного года.

5. Права и обязанности членов Совета старшеклассников

Члены Совета старшеклассников обязаны:

5.1. Принимать активное участие в деятельности Совета.
5.2. Быть опорой администрации школы, организаторов детского коллектива, классных руководителей во всех делах школы и класса.
5.3. Доводить до сведения учителей и учащихся решения Совета старшеклассников.

Члены Совета старшеклассников имеют право:

5.4. Принимать активное участие в планировании воспитательной работы школы, на своих заседаниях обсуждать и утверждать планы подготовки и проведения КТД в школе.
5.5. Иметь свой орган печати (пресс-центр), свою эмблему (значок) и девиз.
5.6. Слушать отчеты о работе своих малых инициативных групп и принимать по ним необходимые решения.
5.7. Ходатайствовать о поощрении или наказании учащихся школы перед педагогическим советом и попечительским советом.
5.8. Проводить различные КТД внутри Совета старшеклассников и среди учащихся школы.

6. Тематика заседаний Совета Старшеклассников

Таким образом, наша школа является для детей своеобразным центром культурной и спортивной занятости учащихся.

Новогодние акции

5. Педагоги школы передали жителям Хову-Аксы 16 000 рублей и продуктов на сумму более 2 500 рублей.

Республиканский конкурс лидеров ученического самоуправления. Состав команды: Бланк Мария, Жанжигитов Толя, Тавакай Амырга, Балчыр Байлакмаа, Монгуш Айыслана.

3 общекомандное место в конкурсе, а также 1 место Бланк мария, 2 место - Жанжигитов Анатолий.

Наибольшее распространение в последнее время получили такие важные органы самоуправления, как советы школ. Их состав, функции и полномочия в разных школах весьма различны. Это различие во многом обусловлено тем, в чем конкретная школа видит свою миссию.

Если она выступает прежде всего как ретранслятор знаний, то функции совета невелики: хорошие учителя и без совета могут научить.

Если совет – совещательный орган при сильном директоре, его права ограничены решением только текущих вопросов.

Если школа видит свою важнейшую роль в том, чтобы быть институтом гражданского общества, то совет школы – один из важнейших его элементов, который может обеспечить соблюдение прав человека и организовать получение опыта демократического поведения. Функции такого совета весьма обширны.

Прежде всего совет подготавливает проекты школьных норм и правил, разрабатывает устав школы, ее конституцию. Предлагает поправки, добавления и изменения к ним. В некоторых школах совет и принимает эти законы. Целесообразно, однако, стремиться к тому, чтобы общешкольные нормы принимали бы все члены школьной общины, которые обсуждают проекты, принятые советом на классных собраниях, и голосуют за них.

Большое внимание совет уделяет образовательному процессу. Конечно, коллегиальный орган не может давать рекомендации по методике преподавания, обязывать внедрять или пользоваться теми или иными обучающими технологиями, проверять использование дидактических средств и т. п. Все это – дело самих педагогов и их профессиональных объединений, однако совет вправе после проведенного опроса учеников и их родителей составить коллективный заказ на образование. Такой заказ включает предложения тех, кто учится в 6–7-х классах, по содержанию учебного процесса и целям образования. Такой заказ может лечь в основу учебного плана школы на новый учебный год, который утверждается советом в конце прошедшего учебного года.

Важная функция совета – руководство образовательной, учебной и административно-хозяйственной деятельностью. Конечно, совет не должен подменять в этих вопросах соответствующие службы школы – учебную часть, хозяйственников и директора, но самые принципиальные вопросы должны выноситься на совет. Так, например, составление плана-заказа школьным трудовым мастерским по ремонту и изготовлению оборудования, календарный график (четверти, каникулы, время практики), набор факультативов и мастерских, система оценивания и промежуточной аттестации, необходимость строительства теплицы, вопросы бесплатного питания и т. п. могут стать предметом обсуждения на совете.

Естественно, члены совета не могут быть организаторами всех дел в школе, да это и не нужно. Совету достаточно выявить желающих быть организаторами и скоординировать их работу. Поэтому совет может обратиться к ученикам, учителям и, возможно, к родителям с предложением стать организаторами или участниками того или иного дела из программы совета.

Одна из задач совета – организация разнообразной деятельности детей по интересам (забота о развитии сети кружков, клубов и секций в школе). Эти кружки могут вести не только учителя, следует привлекать к их руководству родителей и старшеклассников. Вообще использовать возможности родительской общественности – одна из забот совета. Этого можно добиться только в том случае, если совет пользуется авторитетом у родителей. Ведь одна из его функций – помощь родителям в воспитании детей. Конечно, нелепо было бы на совете давать рекомендации конкретным семьям о том, как воспитывать детей, однако совет может организовать эту работу силами учителей, школьных психологов и самих родителей, определить основные направления совместной работы школы и семьи по воспитанию детей.

В этой связи важной функцией совета является изыскание дополнительных к бюджетным ассигнациям материальных и финансовых средств для совершенствования образовательного процесса, поощрения учеников и педагогов за хорошую творческую работу. Конечно, средства родителей можно привлекать только на добровольной основе, строго соблюдая в этом деле российское законодательство. Несмотря на то, что технология привлечения дополнительных спонсорских средств – предмет особого разговора, укажем лишь, что на совете вполне возможно обсуждать источники финансирования, пути и средства побуждения возможных спонсоров делать вложения в школу.

В школах с развитым внутришкольным законодательством одна из задач совета – обеспечение выполнения школьных законов. Совет выявляет мнения членов коллектива о том, какие школьные нормы соблюдаются плохо, анализирует причины этого. Через два-три дня после введения в действие нового закона и положения полезно поручить нескольким членам совета проверить, как этот закон или положение выполняются. Анализируя действенность тех или иных норм школьной жизни, совет пытается найти причины их несоблюдения, корректирует, если это необходимо, сам текст закона и принимает решение о мерах по устранению этих причин.

Важная сторона работы совета – его распорядительные функции. Так, в некоторых школах только совет может принимать новых учеников в старшие классы, давать рекомендации директору по приему на работу новых сотрудников, рассматривать вопросы об исключении из школы учеников, об увольнении с работы учителей и других сотрудников по основаниям, изложенным в законодательстве России.

Функции совета в зависимости от особенностей каждой школы различны. В одной школе их может быть очень много, а в другой – лишь несколько. Важно только, чтобы с самого начала эти полномочия были реальными. У совета должна быть реальная власть, иначе он превратится либо в дискуссионный клуб, либо в придаток администрации. Так, если утверждение финансовой сметы школы на год является исключительным правом только для совета, то одно это сразу делает его достаточно авторитетным органом. Авторитетность совета как важнейшего элемента системы правового пространства школы во многом обеспечивается его составом. В него могут входить избираемые всеми членами школьной общины (учениками с 6–7-го класса) педагоги, сотрудники, учащиеся. В больших школах большинством голосов при помощи прямого, равного и тайного голосования могут избираться в совет до 12–15 человек. Следует соблюдать, чтобы избранных учеников было на одного человека больше, чем взрослых. Это способствует развитию у ребят чувства уверенности в том, что защита их прав обеспечивается некоторым количественным превосходством представителей учащихся.

Представителей родителей имеет смысл избирать в совет не тайным голосованием (как правило, дети не могут знать всех родителей), а на общешкольном родительском собрании. В большой школе квота родительских мест в совете – примерно пять-шесть человек. Представители администрации школы (директор и его заместители) могут избираться, а могут входить в совет по должности. Эту норму определяет принятый всеми устав или школьная конституция.

Значительно поднимает чувство причастности к управлению школой возможность стать членом совета у тех ребят, которые по каким-либо причинам не захотели выдвигать свои кандидатуры на выборах или не получили большинства голосов. Для таких учеников целесообразно установить в конституции квоту из пяти-шести человек. Они становятся полноправными членами, если их утвердит вновь избранный совет. Возможно участие в совете и представителей классов (один-два человека от класса). Они становятся членами совета по решению классного собрания на один-два месяца. Такая сменяемость позволит расширить число учеников, непосредственно принимающих участие в управлении школой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Функции воспитателя

Функции воспитателя Воспитатель в детском саду – центральная фигура. Для человека до 6 лет такой центральный образ крайне важен. Именно к нему дети будут обращаться чаще всего с самыми разными запросами, именно о нем будут больше всего рассказывать дома. Воспитатель

Состав женского молока

Состав женского молока Материнское молоко является идеальной пищей для грудного ребенка. По сравнению с коровьим, которое чаще всего используется как основа для искусственного вскармливания, оно имеет ряд известных и неоспоримых преимуществ. Оптимальное соотношение

Выборы в совет школы как образовательная ситуация

Выборы в совет школы как образовательная ситуация Процедура выборов в члены совета – важнейшая ситуация, в которой формируется опыт гражданского правового поведения. Ведь именно выборы различных органов государственной власти и местного самоуправления в

2.5. Функции конфликта

2.5. Функции конфликта Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития.

Специальные школы

Специальные школы Для ребенка с физическим или умственным недостатком или психически неполноценного может возникнуть вопрос о специальной школе. При некоторых недостатках требуется обучение определенным навыкам. Например, незрячего ребенка нужно научить читать по

§ 1. Двигательные функции

§ 2. Тактильные и соматогностические функции

§ 7. Речевые функции

§ 7. Речевые функции 1. Автоматизированная речь.Ребенка просят перечислить дни недели, месяцы, времена года (в более старшем возрасте — в обратном порядке); посчитать от 1 до 10 и обратно; назвать свой адрес, имя мамы, бабушки и т. п.2. Фонематический слух. И.: «Повторяй за

§ 9. Интеллектуальные функции

Раздел 3. ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Раздел 3. ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ Оптимизация и абилитация функциональной роли лобных отделов

6. Управляющие функции

6. Управляющие функции Будучи практикующим врачом, Берк-Харрис поначалу заинтересовалась физиологическими последствиями ранней травмы и неизжитого стресса для своих пациентов: к примеру, трясущимися руками, выпадением волос и необъяснимыми болевыми синдромами

Состав материнского молока

Состав материнского молока Давайте возьмем основные ингредиенты древнейшего напитка жизни и посмотрим, как каждый из них изменяется по заказу, чтобы удовлетворять потребности именно вашего

Читайте также: