Как определяется в школьной программе цель обучения аудированию говорению чтению и письму

Обновлено: 05.07.2024

На начальном этапе объем языковых средств еще не позволяет составить фабульный текст, поэтому учащимся предлагаются для прослушивания короткие описательные тексты. Несмотря на то, что их содержание не может вызвать живого интереса у детей, ими не следует пренебрегать, так как работа с этими текстами с первых шагов обучения формирует у детей умение понимать речь на слух: приучает их внимательно слушать, прогнозировать высказывание, поскольку описание дается в определенной логической последовательности, способствует развитию слуховой памяти.

Если текст содержит имена собственные, географические названия, даты и т. п., то, зная, что они могут служить помехой для понимания, нужно сообщить их детям до прослушивания текста.

Условия предъявления, подачи текста могут затруднять или об­легчать его понимание. К ним следует отнести скорость или темп речи. Слушающий не может изменить его, он задан говорящим. По вопросу темпа речи при обучении аудированию на иностранном языке сущест­вуют различные точки зрения. Одни высказываются за нормальный темп речи с самого начала: 100-120 слов в минуту, другие - за несколько замедленный темп в самом начале с постепенным доведением его до нормального. При этом замедление темпа достигается за счет увеличения пауз между смысловыми блоками.

К условиям также относится число предъявлений текста: один, два или три раза. Учащихся следует обучать пониманию звучащего текста с однократного предъявления, что характерно для функциони­рования этого вида речевой деятельности. Однако в процессе обучения не каждый может понять текст с первого предъявления. В таком случае можно дать учащимся прослушать его и второй раз.

Формирование говорения осуществляется в ходе выполнения упражнений. В методике мы находим различные подходы к классификации упражнений. Выделяют языковые и речевые; подготовительные и речевые; предречевые и речевые; условно-речевые и речевые; трениро­вочные и творческие упражнения.

Как видно из перечисленного, разные авторы обязательно выделяют две группы упражнений. Не вдаваясь в подробности выделения этих групп и их названий, хотелось подчеркнуть главное, что гово­рению как цели обучения, то есть овладению умением связного высказывания и ведения беседы, должна предшествовать работа над языко­вым и речевым материалом. Иными словами, учащимся нужно обес­печить достаточную тренировку в правильности фонетического, грам­матического и лексического оформления высказываний. Выполнение первой группы упражнений связано с использованием говорения в ка­честве средства обучения, и оно носит репродуктивный, в широком смысле этого слова, характер. Вторая группа упражнений обеспечивает учащимся возможность творческого использования сформулиро­ванных навыков при решении коммуникативных задач.

Поскольку обучение английскому языку на начальном этапе ведется на речевых единицах, речевых образцах или на структурах, то формирование произносительных навыков осуществляется на указанных единицах. Таким образом, последова­тельность работы над фонетической стороной высказывания определяет­ся этими единицами, а не теми трудностями, с которыми учащиеся встречаются в овладении говорению на английском языке.

При обучении чтению английских слов на начальном этапе необходимо подчеркивать особенности новой буквы, какой звук или звуки она передает в английском языке и ее соответствие или несоответствие в русском языке.

При обучении чтению учащимися должны быть усвоены основные правила чтения, к которым следует отнести: чтение гласных под ударе­нием в закрытом и открытом слогах и перед " r "; чтение сочетаний глас­ных ее, еа, ау, ai, о y , oo , о u , ow; согласных с, s, k, g, с h , sh, th, ng, ck и таких сочетаний, как - tion , -ssion, -ous, -igh.

Учащихся следует научить читать слова, которые пишутся по-разному, а читаются одинаково: su n - son, two - too, write - right, sea - see, еуе - I и др.

Большая трудность в овладении чтением - извлечение информации из предложения или абзаца на основе знания структуры и структур­ных элементов, а не только знания слов. Например , I want to help him и I want him to help m е или There is some water in the glass; Nick, please, water the flowers; Give m е а book, please ( а book - любую , ка ­ кую - нибудь ); Give m е the book, please (the book - ту , ту самую ); Nick, don't forget your skates; Nick skates very well и т . д .

Исходя из особенностей чтения на английском языке, предваритель­ная устная отработка учебного материала помогает снимать часть трудностей, препятствующих пониманию содержания. Иными словами, устное опережение в большей степени помогает в содержательном пла­не, то есть учащиеся должны понимать то, что они читают (слова, сло­восочетания, предложения), но практически не помогает в процессуальном плане. Подобное явление характерно и для овладения чтением на родном языке: ребенок, хорошо владеющий устной речью, встречается с большими трудностями процессуального плана - как прочитать.

Обучение письму осуществляется на специфических и общеметодических принципах с использованием таких средств обучения, как классная доска, кодоскоп, карточки и др.

Обучение графике производится в такой последовательности:

- показ буквы (прописной и строчной);

- медленное написание буквы учителем на доске или ·на пленке при использовании кодоскопа с необходимыми пояснениями для осо­знания действий, выполняемых при написании;

- вторичное написание буквы с заданием учащимся воспроизво­дить движение ручкой в воздухе за учителем;

- написание буквы детьми в тетрадях.

Таким образом, обучение графике включает в себя: зрительное восприятие буквы; фиксацию учителем внимания учащегося на особенно­сти начертания буквы, например, в букве b вертикальная черточка расположена слева, а в букве d - справа, в букве N наклонная линия идет сверху вниз слева направо (не путать с русским И); написание буквы учащимися под руководством учителя в классе; тренировку в написании буквы самостоятельно дома.

Существуют также приемы записи словосочетаний и предложений, а также выписывания предложений, несущих главное в абзаце, тексте, составления плана устного высказывания и др., которые следует показывать учащимся.

Технология обучения письму на начальном этапе закладывает основы графических и орфографических навыков.

Письмо используется для лучшего усвоения учащимися английского языка, языкового и речевого материала. Обучение письму включает: ознакомление и тренировку в написании букв; освоение орфогра­фии слов, которые учащиеся усвоили устно и читают; написание предложений, содержащих усвоенные языковые явления, в целях лучшего овладения ими. Обучение письму и чтению в начале курса идет в тесной связи.

Я работаю в маленьком городке Сурске, Пензенской области. Мои ученики в основном дети простых рабочих и служащих, таких городков и школ по всей России тысячи. Именно для них я разработала свой метод, которым и хочу поделиться.

Считаю свой метод одним из средств эффективного достижения целей обучения иностранному языку. Метод поэтапного погружения в языковое пространство не идет вразрез с общепринятой методикой, но имеет некоторые преимущества в направлении решения ряда дидактических задач, а именно:

В отличии от общепринятого подхода к планированию урока иностранного языка, в котором требуется практически обязательное присутствие всех видов речевой деятельности в одном уроке, в моем методе упор делается лишь на один из них, что, считаю, совершенно оправданным. Учителя-практики поймут меня. Невозможно за 40 минут урока опросить домашнее задание, объяснить новый материал, выполнить упражнения на закрепление, поработать с текстом, составить диалог, а главное, успеть послушать все пары, да к тому же не забыть о здоровьесберегающих технологиях. Что значит недостаток времени на уроке, когда учитель, давая несколько минут для подготовки монологического высказывания или диалога, не успевает опросить каждого ребёнка? Это означает невостребованность. А невостребованность в свою очередь влечет потерю интереса, эту цепочку можно продолжать до бесконечности, и результат будет один- низкий процент качества знаний и успеваемости. Есть ли выход? Каждый учитель решает эту проблему по-своему. Для себя я тоже нашла свой метод.

Итак, в моем методе основной упор делается на один из видов речевой деятельности, как было сказано выше. Учебное время я разбила на недели, каждая неделя имеет своё название и цвет, (цвет понадобился в основном для учащихся, чтобы они могли ориентироваться в каких видах деятельности предстоит работать на той или иной неделе), в неделе три урока, каждый из них имеет также свое название, подразумевающее основную цель урока.

СХЕМАТИЧЕСКИ ЭТО ВЫГЛЯДИТ ТАК:

А теперь более подробно:

Неделя

Первый урок недели

Второй урок недели

Третий урок недели

1) ознакомление с новой лексикой по теме (берётся блок)
2) закрепление новой лексики в речи

1) чтение текстов разного характера с целью развития/совершенствования умений

б) изучающего чтения

1) контроль навыка чтения вслух (техника чтения)

2) проверка усвоения изученной за неделю лексики (лексический тест; индивидуальные карточки (1-й и 2-й
степени сложности)

1) развитие/совершенствование умения диалогической речи

2) создание ситуаций для ведения разных типов диалога:

б) диалога- обмена мнениями

в) побудительного характера

г) этикетного характера

Развитие/совершенствование умения монологической речи

а) по опорным словам и без

б) по плану и без.

По выбору учащихся

а) пересказ любого понравившегося текста раздела

1) ознакомление с новым грамматическим материалом

1) контроль умения письменной речи и орфографии (диктанты, индивидуальные карточки-задания)

2) контроль усвоения грам. материала недели (грамматический тест, индивидуальные карточки).

1) работа над коррекцией /совершенствованием произносительных навыков; интонацией; ритмом

2) звуко-буквенный анализ; транскрипция

3) чтение по интонационным схемам

1) развитие/совершенствование умения аудирования

2) контроль навыка аудирования (на основе двух текстов разной степени сложности)

1) ознакомление с фольклором, играми,поэзией англо-говорящих стран.

2) работа с песней

3) защита проектов; мини-концерт

Кстати, цвета недели были выбраны самими ребятами, когда я выясняла с каким цветом они ассоциируют тот или иной вид речевой деятельности.

И всё-таки как это всё работает?

Как данный метод укладывается во время учебных четвертей? Довольно просто!

Карта успеха ученицы 7-б класса Гордеевой Елены

Название недели

Название урока

ОКТ.

НОЯ

ДЕК.

ЯНВ

ФЕВ

МАР

АПР

МАЙ

По аналогии можно просчитать количество цветных недель 3-й и 4-й четверти.

Следует заметить, что данный метод применяется мной начиная с 5-го класса, когда у учащихся уже сформированы определенные умения и навыки. На каждом уроке мною используются индивидуальные разно уровневые карточки, способствующие более эффективному использованию учебного времени урока, и предоставляющие мне возможность контролировать уровень усвоения материала.

Уровень обученности учащихся и рост процента качества знаний подтверждаю следующей таблицей.

Уровень обученности учащихся за три года

Учебный год

Кол-во учащихся

Количество отметок

% качества

Итого в среднем


Речь на любом языке – родном или иностранном – это процесс общения. Общение может быть устным или письменным. В процессе общения человек создает речь – такие виды речевой деятельности называются продуктивными, или воспринимает речь – тогда это рецептивная деятельность.

Всего существует четыре вида речевой деятельности. Устная продуктивная речевая деятельность – это говорение, устная рецептивная – аудирование, письменная продуктивная – письмо, а письменная рецептивная – чтение. Говорение, аудирование, чтение и письмо составляют основу владения языком – родным или иностранным.

Именно перечисленные четыре навыка включаются в программы мировых экзаменов по английскому языку и других иностранных языков. IELTS и TOEFL состоят из четырех соответствующих частей: аудирования, говорения, чтения и письма.

Процесс овладения навыками речи

Овладевая родным языком в детстве, мы тоже изучаем четыре вида речевой деятельности. Причем все дети делают это последовательно, в определенном порядке. Сначала развивается аудирование – дети слушают речь окружающих и пытаются ее понять. Дальше совершенствуется говорение – на основе услышанного дети делают попытки воспроизвести речь. После овладения говорением дети учатся читать, и только потом учатся письменной речи. Это естественный процесс, который всегда протекает одинаково.

В изучении родного языка аудирование служит базой для овладения говорения, говорение – для чтения, а чтение – для письма. Естественно предположить, что в изучении иностранного языка тоже лучше придерживаться этого порядка. Так обучение будет проходить эффективнее. Согласитесь, что после нескольких лет чтения английских текстов и изучения словарей заговорить будет сложно.

Если вы начинаете учить иностранный язык, сначала займитесь аудированием, повторяйте услышанное и тренируйте говорение, потом переходите к чтению и письму. И только если вы уже владеете английским языком на уровне от Intermediate, то при желании уже можно расставить приоритеты и заниматься тем, что для ваших целей важнее.

Аудирование

Аудирование или Listening – это восприятие и понимание речи на слух. Именно с этого желательно начинать знакомство с новым языком и именно этому уделять больше всего внимания на начальных этапах обучения. Это особенно важно, если фонетика иностранного языка сильно расходится с родным языком.

Аудирование важно и на всех остальных этапах обучения. Часто слушанию начинают уделять все меньше и меньше внимания по мере изучения иностранного языка. Даже во многих учебниках аудирование получает слишком маленькую долю по сравнению с другими навыками. Дело в том, что развитие этого навыка не дает быстрого и заметного прогресса в обучении, как, например, чтение.


Часто бывает так, что человек имеет большой словарный запас, хорошо разбирается в грамматике, может читать сложные тексты и составлять на письме продвинутые конструкции, но стоит услышать неадаптированную речь на радио или в сериале – и он ничего не понимает.

Вот несколько ресурсов для тренировки аудирования на английском языке:

Говорение

Говорение или Speaking – это воспроизведение устной речи, выражение мыслей в устной форме. Это продуктивный вид речевой деятельности. В обычной жизни мы часто говорим, реагируя на чужую речь: аудирование и говорение происходят почти одновременно. Эти два навыка тесно связаны между собой: прослушивание подготавливает речь, а говорение помогает воспринимать текст на слух. Тренируя говорение, мы учимся контролировать речевой аппарат, подмечать особенности звуков иностранного языка, чувствовать между ними различия. Впоследствии это помогает в восприятии речи на слух.

Научиться говорить на иностранном языке можно только с помощью практики. Если вы много читаете или много слушаете – это будет хорошим подспорьем при изучении языка, но на навыке говорения не скажется. Слово надо произнести много раз, чтобы оно стало знакомым и естественным для вас. Вы можете его прочитать, прослушать, записать и запомнить – но для речевого аппарата слово останется незнакомым, что повлияет на беглость и естественность устной речи.


Именно с говорением чаще всего связаны проблемы в обучении иностранного языка. Этот навык совершенствуется медленнее остальных. Говорение – это во многом механическая работа, которая производится мышцами. Движение связок, языка, губ – результат работы мышц. Постоянно тренируясь в говорении, мы развиваем мышечную память. Со временем мы начинаем произносить иностранные звуки, слова и фразы автоматически правильно, без осознанного внимания. Такая мышечная память остается с нами надолго – даже после многих лет без практики речевой аппарат вспоминает, как правильно говорить на иностранном языке.

Итак, чтобы тренировать говорение, нужно говорить. Лучше всего – с собеседником: учителем, носителем языка, друзьями. В первую очередь важна свободная речь, а не стандартные заученные диалоги. Желательно также учиться говорить в разных ситуациях: в индивидуальном, групповом и публичном общении, в виде монологов и диалогов. Тренируя говорение, важно не стесняться и не бояться сделать ошибки.

Чтение

Чтение или Reading – это восприятие и понимание прочитанного текста. Как и аудирование, это рецептивный вид речевой деятельности, разница только в канале восприятия – вместо устной речи мы расшифровываем письменную. Чтение тесто связано с письмом – развитие этого навыка помогает научиться писать на иностранном языке.

Чтение на иностранном языке при постоянной тренировке совершенствуется довольно быстро. Уже на первых этапах обучения, сразу после изучения алфавита человек может начать читать. Даже если алфавит незнакомого языка отличается от родного, выучить его обычно не составляет труда – если только это не иероглифическое письмо. Чтение способствует быстрому запоминанию новых слов, новых грамматических правил, синтаксиса. Не всегда это самый важный навык в изучении языка, но почти всегда он очень полезен для развития других видов речевой деятельности.


Подберите тексты для чтения на одном из этих ресурсов:

Письмо

Письмо или Writing – продуктивный навык, который заключается в умении выражать свои мысли письменно. Письмо считается менее важным навыком по сравнению с чтением, аудированием и говорением. Письменная речь редко становится целью обучения английскому или другому иностранному языку. Чаще она служит средством для совершенствования других видов речевой деятельности.

При обучении иностранному языку письмо помогает закрепить усвоенный материал: новые слова, устойчивые выражения, грамматику. В отличие от устной речи, письменная речь создается в удобном для человека темпе, что очень полезно на начальных этапах изучения языка. Творческие письменные задания отлично выявляют слабые места и пробелы, подсказывая, в каком направлении двигаться и что нужно узнать, вспомнить, подучить.


Письменную речь можно тренировать с помощью заданий из учебников, написания эссе на свободную тему или письменного общения с другими людьми. Если раньше для этого находили друзей по переписке из других стран, то сейчас можно участвовать в языковых чатах и социальных сетях. Например, в Facebook есть специальные группы для изучения английского языка.

Для переписки на английском языке можно воспользоваться такими сообществами, чатами и приложениями как:


Продолжаю серию статей (часть 1 и часть 2) о дополнительных материалах на занятии.

Аудирование, чтение, говорение и письмо – 4 вида речевой деятельности, про которые мы всем знаем из “библии методики” – книги Елены Солововой. В англоязычной литературе все они относятся к навыкам – Reading, Writing, Speaking and Listening skills, в связи с чем очень часто возникает путаница, потому что наши методисты упоминают навыки фонетические, грамматические и лексические (которые некоторые путают с умениями). Не буду дальше заводить вас в дебри терминологии, а просто разделю статью на соответствующие 4 части.

Развиваем понимание речи на слух

аудирование

“Хочу смотреть любимый сериал на английском или понимать, что поет любимый певец, а без субтитров или текста даже общий смысл понять не могу, только отдельные слова!”- типичная проблема типичного ученика.

В этой статье, посвященной дополнительным материалам, я не буду касаться методики обучения слушанию, а просто расскажу, каким дополнительными пособиями я пользуюсь.

  • Эта серия учебников направлена как раз на развитие навыков слушания и говорения. 4 книги соответствуют уровням elementary, pre-intermediate – intermediate, intermediate – upper-intermediate и По темам собраны аудиозаписи с упражнениями, которые помогут перекинуть мостик от слушания к говорению.

real-listening

Развиваем понимание прочитанного

Steimatzky-ad-campaign-Sherlock-Holmes

Здесь я, как правило, не использую дополнительных материалов, кроме тех, которые представлены в основном учебнике. Но на дом всем своим ученикам (кроме тех, кто младше 8 лет или готовится к ЕГЭ) задаю домашнее чтение. Или высылаю книгу, или ученики ее ищут себе сами в соответствии с уровнем знаний (пример).

Как работаю с домашним чтением? По-старинке, как со мной работала моя репетитор, когда я готовилась к поступлению в ВУЗ. Ученик читает главу, выписывает для себя ключевые слова и фразы, по которым и строит свой пересказ на занятии (10-15 фраз). Пересказываем раз в неделю, около 10 минут. Прочитали книгу – пишем сочинение.

Вид домашнего задания, как правило, нелюбимый учениками, но очень эффективный в освоении языка.

Развиваем письменную речь

письмо

Здесь, как и в случае с чтением, ничего особого не делаем – просто выполняем письменные задания, предусмотренные учебником.

Если хочется чего-то еще – можно обратить внимание на пособия из той же серии Real Writing.

Real Writing

Развиваем устную речь

говорение

Работая репетитором со взрослыми людьми, я иногда чувствую себя еще и бесплатным психотерапевтом на пол-ставки – мне рассказывают о своей личной жизни, проблемах, любимых видео-играх и сериалах … Если у ученика появляется “душевное” выражение лица, отрываемся от английского и разговариваем (вернее, я слушаю, а ученик разговаривает). Через 5 минут, когда он выговорился, аккуратно прерываю поток сознания и дальше возвращаемся к занятию. И вы передохнете, и ученик уйдет с занятия довольный =)

психотерапевт

Бывает, что клиент проявляет инициативу, и хочет разговаривать вне учебного времени на изучаемом языке. Инициативу такую поощряю и советую вот этот сервис: SharedTalk. Грамматику он там вряд ли подтянет, а вот снять языковой барьер и “разговориться” этот ресурс вполне поможет.

Вот и все, что я хотела рассказать вам о пособиях для совершенствования навыков аудирования, чтения, письма и говорения. Если Вы пользуетесь еще какими-то материалами, буду признательна, если поделитесь со мной в комментариях!

А следующая статья будет посвящена учебникам для подготовки к великому и ужасному ЕГЭ.

Читайте также: