Как объяснить детям что у птиц выработался рефлекс на время кормежки доу

Обновлено: 05.07.2024

Конечный результат: ребенок умеет выявлять проблему; активно участвует в ее обсуждении; умеет согласовывать действия с другими детьми; строит гипотезы; выявляет причинно-следственные связи; аргументировано доказывает свою точку зрения; знает и называет зимующих птиц родного края и продукты, которыми можно подкармливать птиц зимой.

Словарная работа: названия зимующих птиц (тетерев, глухарь, сойка, поползень, клест-еловик, свиристель и др.), стихи и загадки о зимующих птицах, расширение словарного запаса детей (птицы сидят нахохлившись, морозные кроны деревьев, рецепт, ингредиенты, соразмерность, мерка, проект и т.п.)

Дети:
-Возьмем ножницы.
Воспитатель:
-Кто нам напомнит правила безопасного обращения с ножницами?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Хорошо! Что же в этой посылке?
Дети достают из посылки: семечки подсолнечника, тыквы, сушеная рябина, боярышник, соло свежее и соленое, белый и черный хлеб, чипсы, пшено, просо, овес, рис, шоколад, кириешки, записка.



Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа село Маккавеево, Читинского района, Забайкальского края

(исследовательская работа)

Автор: Зимина Ксения

Адрес: Российская Федерация,

улица Молодежная, дом 6, квартира 2

Свидетельство о рождении:

Зимина Ольга Викторовна

учитель биологии и химии,

МОУ СОШ село Маккавеево

2.План исследования.

Описание методов исследования ………………………………………………………. …….5

Практическая значимость работы ………………………………………………. ……………6

3.Основная часть.

3.2.Причины сложности поведения птиц ………………………………………………..…. 11

3.3.Торможение условных рефлексов …………………………………………………. ……12

3.4.Анализ результатов исследования …………………………………………………. 13-14

4.Заключение.

Фамилия автора: Зимина Ксения Игоревна

Российская Федерация, Забайкальский край, Читинский район, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Маккавеево

Цель работы: описать, выработку условного рефлекса на время кормления у домашней кошки и зимующих птиц и через сколько дней это произойдет.

Задачи исследования:

Выяснить, что лежит в основе поведения животных.

Причины сложности поведения птиц.

Изучить, как происходит выработка условного рефлекса на время кормления у зимующих птиц.

Изучить, как происходит выработка условного рефлекса на время у домашней кошки.

Проанализировать, данные, полученные в результаты исследования и выяснить какова зависимость поведения животного от степени развития головного мозга.

Методы исследования

Теоретический анализ

Теоретический синтез

Абстрагирование

Фамилия автора: Зимина Ксения Игоревна

Российская Федерация, Забайкальский край, Читинский район, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Маккавеево

2.План исследования

Актуальность.

Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среди. По И. П. Павлову, в основе высшей нервной деятельности лежат условные и сложные безусловные рефлексы. Важнейшая особенность условнорефлекторной деятельности – ее сигнальный характер, позволяющий организму заблаговременно подготовиться к тому или иному виду деятельности – пищевому, оборонительному и прочему. Это достигается путем выработки временной связи между сигналами из внешней или внутренней среды и определенной поведенческой реакцией. Наряду с возбуждением, на котором строится высшая нервная деятельность, важнейшим процессом центральной нервной системы является торможение, способствующие быстрой смене поведения сообразно меняющимся условиям.

Учитывая реальную проблему, я выдвигаю две гипотезы:

В основе поведения животных лежат условные рефлексы.

Сложность поведения зависит от степени развития головного мозга.

Описание методов исследования

Теоретический анализ представляет собой прием мышления, кото­рый заключается в том, что в изучаемом явлении выделяются составля­ющие его части, элементы для специального, углубленного изучения.

Теоретический синтез - это прием мышления, который сводится к выявлению существенных связей и отношений, в том числе и причин­но-следственных, между ранее выделенными элементами. В результате приобретается более глубокое знание о предмете изучения в целом, а также создается предпосылка для абстрагирования, сравнения и пос­ледующего обобщения. Этот метод применяется, например, при изуче­нии специальной литературы.

Обобщение - есть совокупность мыслительных операций, приводя­щих к конечному результату - выводу. Чтобы получить обобщение, надо проделать ряд известных мыслительных операций: анализ явле­ний с целью выявления существенных и несущественных признаков, абстрагирование - для выделения существенных признаков изучаемых явлений (каждого в отдельности), сравнение изучаемых явлений по существенным признакам для выявления сходства и различия, синтез выделенных признаков в единую формулировку - вывод.

Практическая значимость работы.

Данная исследовательская работа имеет большую практическую значимость.

Прежде всего, строение головного мозга высших животных заключает много тайн. Возможности головного мозга человека, по мнению ученых не имеют границ. Поэтому, чтобы разобраться в вопросах развития головного мозга человека, прежде всего, нужно изучить эволюцию головного мозга животных. В основе поведения животных лежат инстинкты - безусловные и условные. Выработка условных рефлексов у человека и животных происходит одинаково. Разнообразие условных рефлексов помогает животным приспособиться к окружающей среде.

Кроме этого я помогла пережить суровую зиму птицам, приготовив им кормушку. Ученые сделали вывод, что из десяти птиц в холодную зиму выживает 2-3 птицы, а остальные погибают. Птицам не так страшен холод как голод.

Исследовательская работа заставила меня по иному посмотреть на жизнь животных и их роли в жизни человека.

Оборудование: линейка, карандаш или ручка, тетрадь, кормушка, часы, две ложки, фотоаппарат, видеокамера.

Методика исследования.

Методика проведения исследования выработки условного рефлекса на время кормления у домашней кошки.

Цель опыта: выяснить, будет ли реагировать домашняя кошка на стук ложек при кормлении и через, сколько дней это произойдет.
Объект исследования: домашняя кошка по кличке Микки.

Ход исследования.

Сочетать стук ложек с подачей корма.

Выяснить, через, сколько дней произойдет выработка устойчивого рефлекса на сочетания (стук + корм)

Полученные данные внести в сводную таблицу

Сравнить количество повторений необходимых для выработки условных рефлексов у домашней кошки и зимующих птиц.

Методика проведения исследования выработки условного рефлекса на время кормления у зимующих птиц.

Цель опыта: выяснить, будут ли собираться птицы у кормушки ко времени кормления и через, сколько дней это произойдет; изучить предпочтение кормов различными видами птиц; выяснить зависимость количества одновременно кормящихся на кормушке особей от их видовой принадлежности, количества и разнообразия корма на кормушке, погодных условий, других факторов; существуют ли конкретные условия, иерархическая система доступа к корму на кормушке среди птиц одного вида и разных видов?

Объект исследования: зимующие птицы.

Каждый раз, начиная исследования, необходимо указать дату (число, месяц, год) и точное географическое положение места наблюдений (область, район, ближайший населенный пункт).

Ход исследования.

Устроить кормушку, на которую могли бы одновременно присаживаться не менее пяти птиц.

Поместите в кормушку разнообразные корма.

Приучить птиц к кормушке.

Давать корм строго в определенное время.

Следите за агрессивными действиями птиц.

Корма давайте столько, чтобы птицы съедали его за 60 мин. Остатки корма убирать.

Какие виды птиц, какие корма предпочитают?

Существует ли между видами птиц распределение времени посещения кормушки в течение дня?

Внести полученные данные в таблицу.

Библиография

Фамилия автора: Зимина Ксения Игоревна

Российская Федерация, Забайкальский край, Читинский район, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Маккавеево

3.Основная часть.

Что лежит в основе поведения животных?

Когда в глаз попадает соринка – мы начинаем мигать. Когда раздражается слизистая оболочка носа или гортани – мы чихаем. При попадании пищи в рот или даже при ее виде начинает выделяться слюна. При прикосновении к горячему отдергивается рука. Все это врожденные реакции организма. Их называют безусловными рефлексами – они обязательно при любых условиях возникают у человека и животных в ответ на те или иные воздействия. Такой ответ происходит благодаря нервной системе. Например, при попадании соринки нервное возбуждение от нервного окончания, так называемого рецептора, передается от глаза по чувствующему нерву в центральную нервную систему преимущественно в спинной мозг и в нижний отдел головного мозга. А оттуда оно идет в обратном направлении по двигательному нерву к мышце века.

Безусловные рефлексы одинаковы у всех организмов одного и того же вида.

Особенно важна роль безусловных рефлексов в жизни тех существ, чьё существование длится всего несколько дней, а то и несколько часов. Например, самка одного из видов крупных одиночных ос появляется из куколки весной и живет только несколько недель. За это время она должна встретиться с самцом, поймать добычу (паука), выкопать норку, затащить туда паука и отложить яйца.

Сложным безусловным рефлексом является инстинкт.

Инстинкт- представляет собой цепочку последовательно связанных друг с другом рефлекторных реакций, которые следуют одна за одной. Здесь каждая ответная реакция служит сигналом для последующей. Наличие такой цепочки рефлексов позволяет организмам приспосабливаться к окружающей среде. Ярким примером инстинктивной деятельности может служить поведение муравьев, пчел, птиц при постройки гнезда.

Так, только что вылупившиеся утята плавают; ласточки в определенном возрасте поднимаются в воздух, даже если перед этим их содержали в тесных клетках, где они не могли шевелить крыльями; бобры обладают инстинктом строить плотины и хатки.

У высокоорганизованных позвоночных животных недостаточно наличие только безусловных рефлексов для полноценной жизни. Для того, чтобы приспособиться к существованию в постоянно меняющихся условиях, необходима выработка широкого спектра условных рефлексов. Условные рефлексы, вырабатываются в качестве надстройки над врожденными рефлексами, во много раз повышают шансы организма выжить.

Условные рефлексы- это приобретенные в течении жизни каждого человека или животного реакции, с помощью которых происходит приспособление организма к меняющимся условиям среды. Для образования условного рефлекса необходимо наличие двух раздражителей: условного (сигнального) и безусловного, вызывающего определенный безусловный рефлекс.

Условный сигнал (вспышка света, звук определенного предмета и т. п.) должен несколько опережать по времени безусловное подкрепление. Условный рефлекс вырабатывается после нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей, но иногда достаточно одного предъявления условного и безусловного раздражителей, чтобы образовался условный рефлекс. (Приложение 1.)

Для успешной выработки условного рефлекса обязательно соблюдение трех условий:

Условный раздражитель (свет, звук) должен предшествовать безусловному подкреплению.

Биологическая значимость условного раздражителя должна быть меньшей, чем безусловного подкрепления. Например, для самки любого млекопитающего крик ее детеныша является заведомо более сильным раздражителем, чем пищевое подкрепление.

Сила как условного, так и безусловного раздражителей должна иметь определенную величину (закон силы), так как очень слабые и очень сильные раздражители не приводят выработки стабильного условного рефлекса.

Условным раздражителем может служить любое событие, произошедшее в жизни человека или животного, которое несколько раз совпало с действием подкрепления.

Чем выше организация животного, тем в большей степени поведение, продиктованное инстинктами, дополняется приобретенными навыками.

Образование условных рефлексов связано с высшим отделом центральной нервной системы – с корой головного мозга, где при новых условиях возникают новые нервные связи. В отличие от безусловных рефлексов, общих для всех представителей данного вида, каждый организм вырабатывает свои собственные условные рефлексы.

Цель: расширение представлений воспитанников о зимующих птицах, роли человека в жизни птиц, развитие коммуникативных способностей, воспитание чувства сопереживания, желания и готовности помочь в трудные минуты.

Вводная беседа.

- Ребята, какое сейчас время года?

- Что зима принесла с собой?

- Подумайте, всем ли нравится то, чем гордится Зимушка-зима?

У зимы бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая.

Есть птицы перелетные (улетающие на зимовку в южные страны) и зимующие (смелые, не улетающие от нас зимой птиц).

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня… (синичка)

2) Я весь день ловлю жучков,

В теплый край не улетаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей

Я бывалый … (воробей)

3) Я в берете ярко-красном,

В серой курточке атласной,

Я деревьям всем приятель,

А зовут меня все … (дятел)

4) Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

- Каких зимующих птиц вы еще знаете? (ответы детей. Ворона, сорока, снегирь, голубь, синица, воробей, клёст, поползень, дятел, свиристель).

Птицам трудно приходится зимой, им не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден.

Особенно страдают синицы (из десяти синиц зиму переживает только одна.).

Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму? (Ответы детей). Нужно делать кормушки. Одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму. Одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон. Одно небольшое дерево обеспечивает кислородом 3 человека.

Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. Cамая простая деревянная кормушка состоит из фанерного дна с бортиками и жестких опор, на которых крепится крыша. Крыша защищает корм от дождя и снега. Бортики нужно сделать достаточно высокими, чтобы корм не сдувало. В дне нужно просверлить дырочки, чтобы попадающая вода не застаивалась и корм не закисал. Стенки и края у кормушки не должны быть острыми. Кормушки должны быть удобными для подлета и сидения птиц.

Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек. Колючие кустарники, такие как розы или боярышник, - подходящее убежище для птиц, где их не достанут хищники.

Прекрасно, если вы сможете разместить кормушку для птиц так, чтобы вам было удобно наблюдать за ними.

Но что делать, если папа или дедушка не может вам помочь смастерить кормушку из фанеры, а кормушку хочется сделать прямо сейчас? Воспользуйтесь подручными средствами – пакетами из-под молока, кефира, сока, возьмите пластиковую бутыль. Прорежьте отверстия с двух сторон, оставив бортик снизу, а сверху проденьте веревочку или проволочку, чтобы подвесить кормушку. Удобны кормушки-автоматы, в которых пища высыпается постепенно по мере ее потребления. Для этого можно применить укрепленную вверх дном пластиковую бутылку.

Но сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Корм для птиц можно сыпать не только в кормушку, но и просто на снег там, где он утоптан. Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное.

Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

- во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

- кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

- корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

А чем можно кормить птиц? (ответы детей)

Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны, кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый измельченный черствый хлеб. Свежий хлеб на холоде замерзает, и птицы не смогут с ним ничего сделать. И черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).

У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо (вареное и сырое). Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек.

Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнуха, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Пшено клюют только воробьи. Дятлов интересует, прежде всего, вывешенное сало, мясо, кусочки жира. Для такого случая нужно взять сало и подвесить его на веточках кустарника. Красавцы снегири и свиристели любят ягоды рябины, бузины. Щеглы – семена лопуха, подсолнуха. Конечно, весь корм должен быть свежим.

Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку - скорлупу куриных яиц.

Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.

Чтение стихотворения Александра Яшина.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов.

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — и не страшна,

Сколько гибнет их — не счесть,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

- Подскажите, чем ещё полезны птицы? (ответы детей)

• радуют нас песней;

Поэтому так важно охранять птиц и привлекать их на поля, огороды и сады, а в зимний период помогать, подкармливать их. Сегодня мы с вами изготовим и развесим кормушки в нашем микрорайоне, и птицы будут нам очень благодарны.

Цель работы: описать, выработку условного рефлекса на время кормления у домашней кошки и зимующих птиц и через сколько дней это произойдет.

  1. Выяснить, что лежит в основе поведения животных.
  2. Причины сложности поведения птиц.
  3. Изучить, как происходит выработка условного рефлекса на время кормления у зимующих птиц.
  4. Изучить, как происходит выработка условного рефлекса на время у домашней кошки.
  5. Проанализировать, данные, полученные в результаты исследования и выяснить какова зависимость поведения животного от степени развития головного мозга.

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

Читайте также: