Как оформить работы в художественную школу

Обновлено: 05.07.2024

Эта статья для тех, кто хочет попробовать сдать экзамен для поступления в художественную школу.

Не очень важно, детская художественная школа (ДХШ) или вечерняя, взрослая. Чаще всего конкурс в первый класс бывает серьёзный. Особенно, если эта школа ведомственной принадлежности не министерства образования или как оно теперь называется, а подчиняется Министерству культуры.

Дело в том, что интересы у этих ведомств несколько различаются. И, скажем, директор учреждения дополнительного образования, структуры общего образования, вполне может быть не только не художником, а и вообще не иметь никакого отношения к искусству.

А для искусства это важно. И, к тому же, необходимы традиции. Школы Министерства культуры, как правило, старые, существуют ещё с очень давних советских времен (а иногда и досоветских!), и они сохранили ответственность за качество профессиональной подготовки учащихся. Поэтому и конкурс в эти старые школы выше.

А если конкурс высокий, а вы, поступающий, никогда не занимались академическими рисунком и живописью раньше, то задание на вступительном экзамене может быть для вас не очень понятным по задачам. И как будут оценивать: что хорошо в работах поступающих, а что хуже? Что показывает хороший вкус, по мнению преподавателей школы, а что никуда не годится? Вы этого не знаете, и с какой стороны подступиться к работе, не представляете.

Я предлагаю вам заранее сделать живописный этюд, упражнение, которое поможет сориентироваться перед экзаменом по живописи.

Вам, скорее всего, на экзамене предложат сделать кратковременный этюд с простой натурной постановки с 1-2 предметами быта несложной формы, на цветном фоне. Примерно такую:

Прежде всего, сделайте подготовительный карандашный рисунок на выданном формате. У меня это А3, советую и вам взять такой же для этюда. Сейчас у вас достаточно времени для тренировки, торопиться некуда.

Нужно хорошо закомпоновать предметы, то есть разместить их в листе. Старайтесь, чтобы рисунок был уравновешенным.

И приступайте к собственно живописи красками. В моём примере предлагается работать гуашью. Гуашь по своим качествам ближе к масляной живописи, чем к акварели, не станет растекаться, усложняя техническую задачу. Лучше работать новыми красками. И совсем не обязательно покупать дорогие, и такие, где много цветов в наборе. Главное, чтобы краски были в полужидком, мягком состоянии, не засохшие. И ещё потому хорошо работать новыми красками, что в них точно не закончатся белила в течение работы над одним вашим этюдом. :)

Всем привет, драте, здравствуйте, здравия и здоровица. Я такая веселая, потому что спала весь день, на ближайшие часы я полна сил и готова с вами поделиться супер истеричным и интересным мероприятием, которое называется ужасно простым словом просмотр.

Давайте-ка сначала своими словами попытаюсь объяснить, что же такое это просмотр. Просмотр — это событие в художественном учебном процессе, в котором задачей обучающегося является показать количество и качество своих работ (разложить, развешать, расставить в коридоре учреждения). Задачей комиссии является просмотреть каждого ученика/студента и поставить ему оценку за его работы. Учащийся во время просмотра вынужден сидеть в кабинете и ждать вердикта. В художке и в училище просмотры проходили по следующему принципу. На протяжении всего учебного года осуществляется 4 просмотра: 2 предварительных и 2 основных. В одном полугодии спустя 2-3 месяца делают предпросмотр, а в конце года уже основной просмотр.

В художественной школе было все просто. Задают рисовать работ по минимум. Рисунки оформлять не нужно, ты просто кидаешь их на пол в коридоре и уходишь. В художественной школе я всегда все успевала и делала даже больше минимума.

Ну а теперь, мои дорогие, я вам расскажу, что такое круги и квадраты ада. Рассказ будет только про основные просмотры. Предпросмторы проходят у нас как в художественной школе. Опять же, распишу все по пунктикам, потому что пункты — залог хорошей и здоровой жизни.

Объем и качество работ.
Если в художественной школе у нас были занятия 3 раза в неделю по 3 часа, то в училище занятия с понедельника по пятницу с утра до вечера. И плюс домашнее задание. То есть объем работы значительно больше, по сравнению с художественной школой. Что касается качества, то все реально успеть сделать, если есть большой опыт и получается все с первого раза.
У меня руки только по-тихоньку начинают расти из плеч, но они еще не на плечах, а где-то в ребрах. Ну, короче говоря, у меня нет большого опыта и не получается все с первого раза. По крайней мере так считают мои преподы. В течение семестра я все делаю медленно и постоянно переделываю. Я бы не сказала, что это мой минус, просто я такой человек. И как-бы я давно смирилась, а мои преподы не совсем. Блин, вообще меня не в ту сторону потянуло.
КАРОООЧЕЕЕ. Большая часть группы, училища и планеты Земля не успевает все сделать к просмотру из-за огромного объема работы.

4. День просмотра.
Просмотр начинается в 10 утра. Нужно приходить по-раньше, чтобы довешать какие-то работы и посмотреть, не упало ли вообще все. В это время обычно по училищу ходят злые в масле зомби, которые оставались ночевать в училище. Когда начинается просмотр, нас разгоняют по кабинетам, а мы, за дверью, слушаем какие мы плохие.
Пока проходит просмотр, нам нужно прибраться в кабинетах, потому что срача остается не мало.
После того, как комиссия прошла по этажам. Мы за 10-15 минут должны сорвать и убрать, а большинство выкинуть, то, что мы развешивали все выходные. Потом нас собирают в кучку, оглашают оценки, и мы едем домой на каникулы.

Весь этот процесс, конечно, временами бывает веселым. Но на просмотрах, как бы не помогали, мне всегда очень тяжело. Когда нужно быстро-быстро сделать, то, что даже как-бы я и не хотела рисовать, я начинаю перегорать. У меня происходит много срывов, тратиться очень много нервов ради того, чтобы потом просто снять и выкинуть за 10-15 минут работы, которые никому не нужны.
Большинство работ, которые вывешиваются на просмотре, не выкладываются в группу, потому что это чисто учебные работы и в них нет какого-то творчества. Для этого мы и собираемся здесь, чтобы делиться своими внеучебными штуками.
К выводу, можно сказать, что просмотры нужно просто пережить, как и всю учебу в училище. Главное во всем находить плюсы и особо не зацикливаться на плохих моментах. Как и вообще в жизни.
Ну и, это, пока, досвидос, покедова ииии таситанья.

(Т.к. проза.ру не позволяет прикреплять много фотографий, то можете посмотреть эту статью в моей группе в вк GreeNik, там много фотографий)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Кронштадтского района Санкт-Петербурга "Град чудес"

М Е Т О Д И Ч Е С К И Е Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

методист, педагог дополнительного образования

О. В. Кобчикова

hello_html_m1ff8397e.jpg

Санкт–Петербург

В помощь педагогам дополнительного образования, педагогам – организаторам, классным руководителям, воспитателям групп продлённого дня, родителям.

В конце-концов, расположив собранную раму даже на незавершённой картине, вы без особого труда сможете увидеть, что конкретно ещё следует сделать для логического завершения своей работы.

И не забывайте о функциональных аспектах: благодаря добротной раме и крепежу работа надёжно защищена от повреждений, ударов, разрывов и падений.

hello_html_m666badeb.jpg

Обрамление работ различного характера

Вышивки натягивают на заднюю стенку (предпочтительнее – из ДВП) и закрепляют скобами. С оформлением под стекло в раме, предпочтительнее использовать антибликовое стекло. Можно добавить паспарту.

При оформлении вышивки без паспарту выбору рамы следует уделить особое внимание. Поскольку узкие профили багета подходят только для очень маленьких размеров художественных работ, необходимо подобрать достаточно широкую, пропорциональную раму. Если вышивка не вписывается в подобранную раму и остаётся канва, то под вышивку необходимо подложить белый лист для создания однородного фона или лист цветного паспарту для изменения тона всей работы.

hello_html_510c7dbe.jpg
hello_html_m6942b781.jpg

hello_html_7ae813f5.jpg

Рисунки оформляются в паспарту. Для хорошего сохранения работы необходимо использовать рамы со стеклом и с тонким багетом. Рисунки размером до 20 × 30 см, близкие по колориту и тематике можно оформлять в одну большую раму с паспарту.

hello_html_m488ca3f7.jpg
hello_html_m2fbfe7e5.jpg

Оформление работ из бисера и бумаги (техника квиллинг, модульное оригами и др.)

Для данных работ предпочтительнее использовать рамы с глубоким профилем, без стекла. Работа прикрепляется к заднику рамы.

hello_html_728842bf.jpg
hello_html_144b3057.jpg

Чёрно-белое фото хорошо смотрится в чёрных рамах. Для цветных фотографий рамы лучше подбирать под полутона преимущественной цветовой гаммы работы.

Плоскостные коллажи необходимо оформлять в рамы со стеклом. Цвет и ширина багета должна соответствовать работе. Для некоторых работ оправдано использование паспарту. Для коллажей, выполненных из объемных материалов, рамы подбираются индивидуально, при этом возможно изготовление рамы своими руками, из подручных материалов.

hello_html_586b898e.jpg

hello_html_56b70fae.jpg

hello_html_54a4578a.jpg

Тонкости оформления и стилистические решения

Рамой называют оправу для произведения изобразительного искусства, выполненную из твердых материалов – дерева, металла, стекла и т.д.

Помните, что в магазине или багетной мастерской всегда указывается внутренний размер рамки, соответствующий размеру стекла, обрамлённому багетом. Значение размера рамки должно соответствовать размеру вашей работы: быть точно равным или чуть большим, чтобы не пришлось впоследствии работу обрезать.

Главный принцип, которым следует руководствоваться при выборе рамы для изображения , – она должна идеально подходить к картине, а не к интерьеру или к цвету стен. Рама и произведение должны не конкурировать между собой, а составлять некое единство, взаимно дополняя друг друга. Этого удается достичь, например, если выбранная рама гармонирует с изображением по цветовой гамме или же её рельеф повторяет контуры использованных в рисунке мотивов. Соответствующую раму для картины можно подобрать из имеющихся в продаже готовых вариантов, заказать в багетной мастерской или изготовить самостоятельно.

Последний вариант представляется более интересным, поскольку есть возможность проявить свои творческие способности, украсив обычную плоскую деревянную раму мелкими деталями и повторяющими элементами коллажа из частей сухих растений, ракушек, камешков, листиков, искусственных цветов и т.д.

Облегчает восприятие работы паспарту, помогая зрителю сконцентрировать свое внимание на изображении.

Паспарту́ (от фр. – p asse-partout ) – лист картона или бумаги с вырезанным в его середине, под рамку, как правило, четырёхугольным, овальным или круглым отверстием, куда вставляют рисунок или гравюру так, что они оказываются в окантовке и при необходимости их легко заменить другими изображениями.

В совокупности с рамой паспарту является важнейшим элементом согласования изображения как с поверхностью стены, так и с другими близко расположенными объектами.

Для паспарту можно использовать не только картон и цветную бумагу, но и хлопчатобумажную ткань, если предварительно оклеить ею картон, вырезанный в форме паспарту.

Основные практические советы изготовления паспарту

Для паспарту необходим картон или плотная цветная бумага – от плотности материала паспарту будет зависеть, насколько хорошо оно будет лежать на обрамляемом изображении.

hello_html_4afe06b3.jpg

При помощи линейки и угольника рисуем и вырезаем квадрат (прямоугольник), соответствующий внутреннему размеру рамы (стекла);

hello_html_m13249e8f.jpg

hello_html_m53526990.jpg

3. Соединяем линиями противоположные углы и прорезаем их острым ножом;

hello_html_35cf1c3e.jpg

Пример оформления работы в раму и паспарту:

hello_html_m44d4d985.jpg

Выбор цвета паспарту

Паспарту, рама для изображения и само изображение должны в целом составлять гармоничное единство.

При выборе цвета паспарту следует помнить , то у каждого из возможных вариантов есть свои достоинства и недостатки. Так, например, белый цвет может излишне отвлекать зрителя от самого изображения, а черный – способен негативно повлиять на правильное восприятие тональностей. Поэтому о ттенок паспарту, как и цвет рамы, чаще всего выбирают в тон какого-либо элемента изображения.

При использовании цветных паспарту целесообразно ориентироваться на спокойные, приглушенные тона. Темные паспарту усиливают интенсивность красок картины и могут, в зависимости от оттенка, выделить теплые или, наоборот, холодные тона в её гамме.

Материалы и порядок оформления работ в раму

Для экспонирования картину необходимо заключить в раму , которая выполняет как эстетические, так и защитные функции.

Вставляя картину в раму, следует соблюдать максимум осторожности;

Картина не должна входить в раму плотно. Рама под влиянием изменяющихся температурно-влажностных условий может изменяться в объеме, поэтому между картиной и пазами рамы необходимо оставлять свободное расстояние (0,2-0,5 см – в зависимости от размера картины);

Надо следить, чтобы различного рода мусор, грязь и пыль не попали между картиной и рамой и между картиной и задником;

Для закрепления лучше использовать металлические зажимы. При этом надо следить, чтобы картина легко из рамы не вынималась.

2. Стекло 1,5-2 мм толщиной (обязательно чистое);

Под стекло оформляются все графические работы, фотографии, акварели, коллажи и некоторые текстильные работы. Стекло защищает работу от внешней среды и придает работе завершенный вид.

Вырезанное стекло должно свободно входить в паз рамы.

Помните, что обычное стекло, благодаря полировке, становится идеально ровным и прозрачным. Оно не содержит вкраплений и не дает искажений. И все же это – обыкновенное стекло, которое бликует, довольно четко отражает происходящее вокруг, особенно если в изображении, которое оно закрывает, преобладают темные тона, и превосходно фиксирует отпечатки пальцев. Поэтому, когда в рамах применяется обычное стекло, возникает проблема с восприятием изображения.

Антибликовое матовое стекло – используется при отделке интерьеров художественных галерей, музеев, вернисажей. Рассеивая отблески падающего света и тем самым, снижая отрицательные его эффекты, такое стекло передаёт великолепие изображений, практически без искажений. Оно легко режется и очищается, устойчиво к царапинам, но дороже обычного. При этом та же обработка придает стеклу легкий белесый оттенок, поэтому чтобы рисунок не казался мутным, рекомендуется помещать это стекло вплотную к изображению, прямо на лист, без промежуточного слоя паспарту.

Перед вставкой стекло нужно тщательно вымыть, чтобы на нем не было пятен.

Положив стекло горизонтально, его затем осторожно кладут в раму, упираясь пальцами лишь в торцы стекла или держа его бумагой так, чтобы на стекле не осталось отпечатков. Если стекло очень большое, то в один из пазов рамы вставляют полоску картона, чтобы затем её можно было вытащить. Когда картонная полоска будет вынута, стекло, не хлопнув, ляжет в паз.

3. Паспарту (по мере необходимости);

4. Подложка – прочный лист картона, который в случае глубокого паза для стекла и изображения на бумаге, позволяет плотно прижимать работу. Обычно это – целиковый лист картона размером со стекло или, если изображение небольшое при большом паспарту, подложка может повторять размеры самого паспарту, но с тыльной стороны изображения.

5. Задник – высококачественный картон, лист ДВП или лист пластика, которые накладываются на подложку–основу с обратной стороны рамы, обеспечивая картине, таким образом, дополнительную механическую защиту.

Постоянный задник закрывает всю работу вместе с рамой, обеспечивая консервацию работы, а также защиту картины от воздействия резких колебаний температур и влажности воздуха. Постоянный задник приклеивается к раме клеем ПВА.

На заднике делается одна или две петли. Для рам размером менее 25 × 30 см – одна петля. Для рам размером более 30 × 40 см, особенно при горизонтальном расположении работы – две петли.

hello_html_m62a81b7f.jpg

Технология изготовления петли:

2 см (для рам 6 × 9 см, 10 × 15 см, 13 × 18 см), 4-5 см (для рам 20 × 30 см и 30 × 40 см),

6-8 см (для рам 40 × 50 см и более).

Наметьте середину, от которой влево и вправо на расстоянии 1-1,5 см (в сумме - 2-3 см) сделайте отметки. По намеченным точкам шилом сделать проколы, куда вставьте узкую тесьму или прочную толстую нить.

При изготовлении двух петель для больших рам (30 × 40 см и более), особенно при горизонтальном изображении, по той же технологии первые отметки для прокола ставятся, отступая по 5-7 см сверху и по 5-6 см от краёв. Вторые отметки для прокола отсчитываются от первых влево и вправо на 2-3 см. В сделанные шилом проколы попарно также вставляется тесьма (нить).

hello_html_m265ad1c6.jpg

В итоге, с лицевой стороны должна быть петля, не выглядывающая за края рамы. С изнаночной стороны концы тесьмы (нити) длиной 8 × 10 см необходимо скрестить и заклеить небольшим листом бумаги (клей ПВА), так чтобы место прокола было заклеено. И тщательно высушить.

hello_html_m55d241e5.jpg

Вид внутренней части задника с заклеенной и не заклеенной тесьмой.

7. Подвесные элементы.

Что касается подвесных элементов – здесь есть выбор.

Шурупы с кольцевой головкой вместо шляпки (крюки) – наиболее популярные подвесные элементы (тем более прилагаемые к многим покупным рамам), но они создают три проблемы: могут вызвать расщепление древесины, при неосторожной работе проникают слишком глубоко и выступают на лицевую поверхность рамы и, наконец, прокручиваясь, не держат крепёжную нить.

При использовании шурупов, во-первых, старайтесь не использовать крепёжный материал большого диаметра, а, во-вторых, сначала сделайте для шурупов небольшие отверстия шилом или дрелью, чтобы облегчить вхождение их в раму. Наконец, будьте внимательны: следите, чтобы длина шурупа не превышала глубину рамы.

Возможно вбивание маленьких гвоздиков с двух сторон снизу вверх под углом 30-45 градусов.

8. Изготовление этикетки.

Этикетка прикрепляется либо к паспарту, либо к нижнему правому углу рамы, работы, не закрывая её . Стандартные размеры этикетки 5 × 10 см.


Выпускники, которые планируют поступать в творческий вуз, должны не только хорошо сдать ЕГЭ и вступительные испытания, но и собрать творческую папку: рисунки, фотографии, тексты, видео. Во многом именно от неё и будет зависеть успех. Что должно быть в портфолио поступающих и как его лучше представить, рассказывает Михаил Левин, директор Московской школы современного искусства (MSCA).

1. Посетите день открытых дверей

Дни открытых дверей — идеальная возможность, чтобы узнать, подходит ли вам художественная школа или выбранный творческий вуз, подробно узнать о процессе приема, познакомиться с будущими однокурсниками и преподавателями, а ещё — понять, какие требования предъявляет учебное заведение к к портфолио будущих студентов.


2. Посмотрите примеры портфолио

Один из лучших способов понять критерии для портфолио — это посмотреть работы учащихся. Часто примеры художественных портфолио можно найти на сайтах университетов и школ. Нелишним будет посмотреть и на те творческие папки, которые по каким-то причинам не были приняты. Если у вас есть знакомые, которые уже поступили в художественную школу или вуз, пообщайтесь с ними, посмотрите на их вступительные работы.

Наталья Арзамасцева, 5 level BA (Hons) Photography:

3. Портфолио — это ваши навыки, опыт и творческие идеи

В портфолио лучше включать недавние работы и проекты (желательно выполненные за последние два-три года), которые лучше всего передают ваши художественные навыки и опыт, творческие идеи/оригинальность и страсть/приверженность к искусству. Цель — показать ваш разносторонний подход и способность работать в разных техниках и медиумах.


4. Спланируйте время, чтобы создать новые работы и/или улучшить существующие

Итак, вы определились, как будет выглядеть ваше портфолио, какие работы вы в него включите. Теперь надо выделить немало времени для его создания. Творческая папка может быть составлена как из существующих работ, так и из специально созданных. Возможно, вам потребуется помощь в подготовке портфолио — узнайте, есть ли в интересующих вас школах или вузах курсы по подготовке портфолио (да, такие тоже бывают).

Марина Кошлина, студентка 1-го года обучения (level 4) BA (Hons) Fine Arts Московской школы современного искусства:

«Когда я поступала, столкнулась с разными требованиями в разных вузах: в MSCA надо было предоставить творческие работы, а в другом вузе необходимо было продемонстрировать высокий уровень навыков рисунка. Мне было сложно переключиться с того, чтобы просто реалистично изобразить предмет, на эксперименты и развитие идей. В итоге я пришла к компромиссу: когда готовила работы для портфолио, пыталась показать свой практический навык, изображая предметы, которые мне были интересны, и используя разные материалы и техники.

5. Внимательно ознакомьтесь со всеми требованиями к портфолио

Составьте список школ или вузов, где бы вы хотели учиться, и найдите их критерии приема, потому что в разных учебных заведениях могут быть разные требования к работам: где-то нужен PDF, где-то — JPEG, кто-то просит прислать портфолио в электронном виде заранее, другие же ждут вас с вашими работами на собеседовании. Точные требования надо узнавать заранее, потому что на переделывание папки уйдёт много времени, а неправильное составленное портфолио — огромный и совершенно ненужный риск непоступления.

«Так как я только начинала свой путь, если можно так сказать, то никакой творческой деятельности до поступления в MSCA у меня не было. Были мысли, что можно было бы сделать, темы, которые меня волновали, но реализованы они все были только в голове и на многочисленных бумажках. Это и было основной проблемой при составлении портфолио. Но нет смысла рефлексировать на тему отсутствия опыта, когда ты в самом начале пути. Я выбрала 4 темы, на каждую из которых попробовала сделать по проекту. Они были больше похожи на исследование, если честно. То есть портфолио получилось скорее неким дневником, но в нём чётко прослеживались ход мыслей, подход к работе и прочие особенности.


При составлении портфолио проверяйте:

  • Требуемый размер и формат работ.
  • Ожидаются ли только готовые произведения, или же приветствуются наброски, скетчбуки и макеты.
  • Нужно ли подавать портфолио в электронном виде (если да, то всегда лучше в PDF-формате), или обязательно предоставлять оригиналы произведений.
  • Есть ли требования к подписям проектов и работ. Многие учебные заведения просят подписывать информацию о названиях, датах и материалах.
  • Необходимы ли дополнительные материалы, например personal statement или мотивационное письмо.

Александр Ильяшенко, в прошлом студент ВА (Hons) Photography, сейчас учится в University of Fine Arts of Hamburg:

«Очень трудно (особенно только поступающим) найти профессиональные примеры. С плоскими работами чаще всего ясно, но как правильнее разместить видео/звук/перформанс, какой длины описание, как подписывать медиум и т. д., часто непонятно. Лично я, когда составлял портфолио для зарубежного вуза уже на бакалавриате, много спрашивал выпускников и практикующих художников, просил их давать комментарии. У тех, кто ещё никак не интегрирован в профессиональное поле, такой возможности может не быть, поэтому дам несколько советов:

Читайте также: