Анализ любого эпизода война и мир кратко

Обновлено: 02.07.2024

В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” много ярких эпизодов, отдельных картин, каждая из которых много значит сама по себе. Лунная ночь в Отрадном, первый бал Наташи, охота… Все эпизоды служат общей связи романа, представляют обширное целое, но и каждый в отдельности – завершен и по-своему интересен.
Почти в начале эпизода, в котором описываются встречи князя Андрея со старым дубом, Толстой размышляет о том, что частная жизнь не зависит от политики. Эта жизнь, которая названа автором настоящей, посвящена “интересам здоровья, болезни,

труда, отдыха… интересам мысли”. Она насыщена в каждый момент времени.
Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив раскаяние и горе (ранение под Аустерлицем, смерть жены), князь Андрей приходит к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь для себя и для своих близких – то единственное, что ему остается.
Болконскому кажется, что его жизненный путь определен. Но может ли деятельная, кипучая натура долго оставаться вне общественных интересов. И вот уже князь Андрей, “несмотря на высказанное им Пьеру равнодушие ко всем внешним событиям мира”, начинает возвращаться

к активной жизни.
Толстой не признавал жизни застывшей, одинаковой и поэтому мертвой. В ней, как и в людях, он видел и ценил постоянное развитие, движение вперед.
Автор показывает, как медленно возвращается его герой к жизни, к людям, к новым стремлениям.
Встреча со старым дубом помогла ему осмыслить свое нынешнее душевное состояние.
Дуб, который дважды встречает на своем пути князь Андрей, совершенно по-разному раскрывает ему “смысл жизни”: в одном случае он кажется Болконскому олицетворением безнадежности, в другом – символом радостной веры в счастье.
При первой встрече дуб представляется ему живым существом, “старым, сердитым, презрительным уродом”, который наделен способностью думать, упорствовать, хмуриться и презирать веселую семью “улыбающихся берез”. Князь Андрей приписывает дубу свои мысли и чувства и, думая о нем, употребляет местоимения “мы”, “наша”: “… Мы знаем жизнь,- наша жизнь кончена!”.
Герой находит в роще то, что созвучно ему, – нераспустившийся дуб, который “один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца”.
Грустные, безнадежные мысли теснились в это время в голове князя Андрея: “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь,- наша жизнь кончена!”.
Внутреннюю жизнь своих любимых героев Толстой часто соединяет с жизнью природы. Такой параллелизм – характерная черта художественного метода писателя.
Вот и “мысли” дуба соответствуют мыслям князя Андрея.. Первый раз проезжает он мимо него разочарованным в своих прежних идеалах, когда ему кажется, что активная творческая и личная жизнь уже позади. Второй раз – после поездки в Отрадное и встречи с Наташей, когда в судьбе его намечается перелом и вновь возвращаются надежды на счастье и стремление к серьезной государственной деятельности.
Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, эмоционально и романтически приподнято. Большое количество эпитетов в сравнительно коротком отрывке передает оттенки контрастных цветов: ночь неподвижно-светлая, деревья черные с одной и серебристо освещенные с другой стороны, растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями, крыша – блестящая росой, дерево с ярко-белым стволом, полная луна на светлом, почти беззвездном небе. Ночь, луна, свет и тени – все чарует незабываемой прелестью.
Заключительная часть эпизода очень важна. Князь Андрей после этой прелестной ночи, когда в душе его возникла “неожиданная путаница молодых мыслей и надежд”, видит на обратном пути тот же дуб, но уже преображенным, раскинувшимся “шатром сочной, темной зелени”. Давно забытое чувство радости испытал вдруг князь Андрей.
Он вспоминает “все лучшие моменты его жизни”, минуты душевных потрясений, которые дали ему опыт мучительных душевных переживаний (“мертвое укоризненное лицо жены”), открыли свет новой истины (Аустерлиц с его высоким небом, Пьер на пароме и ночь в Отрадном).
Особенно важно подчеркнуть здесь слово “обновление”. Действительно, поездка в Отрадное станет важнейшей вехой на пути духовных исканий князя Андрея. Он снова ощутит желание быть полезным, жить среди дорогих ему людей: “Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это…”
Эпизод еще раз дает возможность убедиться в том, как Толстой показывает способность своих героев к душевному развитию и изменению их внутреннего мира. ( Этот метод Чернышевский назвал “диалектикой души”).
Таким образом, эпизод “Поездка князя Андрея в Отрадное” важен с нескольких точек зрения: он рисует одного из главных героев романа-эпопеи на важнейшем этапе его судьбы, раскрывает его сложный внутренний мир и дает представление о некоторых характерных особенностях художественного мира Толстого.

1. Что описывается, что происходит в данном эпизоде.
2. Главные участники эпизода (какие герои учавствуют в данном эпизоде) .
2. Как этот эпизод помогает раскрыть характеры героев, что нового мы узнаем о героях из данного эпизода:
• из поступков героев;
• из речи персонажей (их интонация, слова, котроые они употребляют и др.) ;
• из описания героев (их жестов, мимики, одежды, взглядов и т. д.) .
3. Роль данного эпизода в произведении (как он помогает осветить проблемы, затронутые в произведении; раскрыть его идею).

Описывая события 1805-1807 годов, Толстой показывает, что народам эта война была навязана. Русские солдаты, находясь вдали от родины, не понимают цели этой войны, не хотят бессмысленно класть умирать.
Смотр войск в Браунау показал полное безразличие к предстоящему походу.
Кутузов лучше многих понимает ненужность этой кампании для России. Он видит равнодушие союзников в его армии, желание Австрии воевать чужими руками. Кутузов всячески оберегает свои войска, задерживает их продвижение к границам Франции.
Это объясняется не недоверием к воинскому мастерству и героизму русских, а желанием уберечь их от бессмысленной бойни. Когда же сражение оказалось неизбежным, то русские солдаты показали свою всегдашнюю готовность помочь союзникам. Принять на себя главный удар.
Четырехтысячный отряд под командованием Багратиона под деревней Шенграбен сдерживал натиск врага, “в восемь раз” превосходящий его численностью. Это дало возможность продвинуться основным силам. Чудеса героизма показало подразделение офицера Тимохина.
Оно не только не отступило, но нанесло ответный удар, что спасло фланговые части армии. Настоящим героем Шенграбенского сражения оказался мужественный, решительный, но скромный перед начальством капитан Тушин.

(Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого "Война и мир", т. II, ч. 3, гл. XVI, XVII.)

Эпизод, в котором изображен первый бал Наташи Ростовой, — один из основных в романе: он важен для раскрытия внутреннего мира и характера главной героини. В этом фрагменте перед нами предстает петербургский бал от начала и до конца, с музыкой, цветами, танцами, государем, "дамами в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях".
Внешний облик самого бала — это все про всех знающая Перонская, с ее оценками и замечаниями, государь, "царица Петербурга графиня Безухова", "танцор-адъютант, начавший бал", — все, "смешавшееся в одну блестящую процессию". Но это не просто обыкновенный петербургский бал — это первый бал Наташи Ростовой, на котором мы встречаем сразу всех основных героев романа: Наташу, с ее блестящими глазами, князя Андрея и угрюмого, рассеянного Пьера. Событие это можно назвать переломным моментом в жизни Наташи. Бал очень важен для ее дальнейшей жизни. Она, побывав на этом балу, расстается со своим детством и переходит во взрослую жизнь. Именно этот бал становится решающим во взаимоотношениях между Наташей и князем Андреем, жизненные пути которых впоследствии еще не раз пересекутся.
Князь Андрей сыграет немаловажную роль в судьбе Наташи. Бал — одно из звеньев цепочки событий, повествующих о семье Ростовых. Картине бала предшествует эпизод приезда к ним Бориса Друбецкого — первого увлечения Наташи. Между молодыми людьми снова вспыхивают нежные чувства, но Наташа уже не воспринимает Бориса как своего жениха. После разговора с графиней Борис перестал бывать у Ростовых.
В этом есть некая символичность: Наташа, отвергая Бо риса, одновременно с этим оставляет в прошлом свое детство. Эпизод бала следует рассматривать как переходный. Автор всячески подчеркивал еще детское возбужденное состояние Наташи, не раз используя в ее описании слово "девочка" и изображая ее с "благодарной детской улыбкой". Именно это состояние "более всего шло к ней", и именно такую Наташу, "с ее удивлением, радостью и робостью, и даже с ошибками во французском языке", полюбил князь Андрей.
Автор дает нам возможность сравнить главную героиню "с царицей Петербурга" — Элен Безуховой, на фоне которой Наташа, с ее "худыми руками и плечами", "неопределенной грудью", не только не проигрывает, но и привлекает к себе внимание гостей, поскольку в ней было то, что "не имело на себе общего светского отпечатка". Но "девочкой" Наташу мы видим не только внешне, но и внутренне: лишь ребенку присущи настолько сильные чувства, переживания и волнение, сильное, безграничное чувство любви, которое человек испытывает "на той высшей ступени счастья, когда он делается вполне добр и хорош и не верит в возможность несчастья, зла и горя". "Выражение лица Наташи, готовое на -отчаяние и на восторг, являлось зеркальным отражением ее чувств" и помогало читателю проникнуть во внутренний мир главной героини.
Автор мастерски изобразил переживания Наташи. Здесь можно выделить следующие ключевые сцены. Картина бала начинается с описания ощущений Наташи в карете, когда семья Ростовых едет на бал и Наташа впервые представляет, что ей предстоит увидеть и пережить. "То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было не сообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты", — психологический комментарий автора здесь очень выразителен. И бал действительно заканчивается ощущением безмерного счастья, переполняющего Наташу.
Когда Ростовы приехали на бал, "хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одно и то же, так же встретили и Ростовых. И две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели. Но невольно хозяйка остановила свой взгляд на тоненькой Наташе и вспомнила, может быть, все свое золотое невозвратное девичье время и свой первый бал".
Когда танцевали польский и


Шенграбенское сражение

С помощью этого эпизода автор раскрывает характеры некоторых персонажей, даёт психологические портреты. Андрей Болконский был уверен в том, что всё идет по плану и отклонений от того, что написано на бумаге, просто не может быть. Он видит настоящую самоотверженность и героизм Тушина, который казался совершенно невзрачным. А вот Жерков показал себя с другой стороны. Болконский понимает, что на войне всё гораздо сложнее, чем в светской жизни.

Аустерлицкое сражение

Это сражение важно для сюжета романа в первую очередь с точки зрения переосмысления главным героем своих взглядов на жизнь. Будучи раненым, лежа прямо на поле сражения, Андрей Болконский смотрит в безмятежное, вечное небо и понимает, насколько неправильно он жил раньше, что истинные жизненные ценности совсем в другом.

Также ярко показано противостояние трёх императоров. Именно Аустерлицкое сражение стало решающим в войне. Именно после него император Австрии присоединяется к Наполеону и вступает в дальнейшие сражения уже вместе с ним, а не против него.

Бородинская битва

Здесь Толстой раскрывает весь патриотизм русского народа. Каждый здесь проявляет настоящий героизм, никто не трусит, все знают своё дело и понимают его важность. Бородинское сражение является кульминацией всего романа. Оно становится решающим моментом не только для исхода войны, но и для жизни многих героев произведения. С точки зрения художественного образа здесь достигнут пик накала страстей, все линии, которые должны были пересечься, пересекаются именно здесь, на поле боя. В какой-то степени Бородинская битва отразилась на жизни каждого из героев эпопеи.

Первая встреча ​

Дуб в романе Толстого играет практически такую же роль, как и любой второстепенный персонаж. Он помогает читателю осознать внутреннее состояние Болконского, кроме того, именно перед ним Андрей ведёт монологи, показывающие скрытые переживания главного героя.

В первом отрывке Андрей едет к Ростовым в Отрадное. И, проезжая через весеннюю берёзовую чащу, видит знаменитое дерево.

  • находится с краю от дороги,
  • покрыт обломанной корой со старыми болячками,
  • массивен и гораздо старше окружающих его берёзок,
  • выглядит сердитым, неуклюжим и старым уродом среди прекрасных деревьев.

 Андрей едет к Ростовым в Отрадное

В романе дуб описан как живой человек, точнее, в виде изуродованного старика с растопыренными корявыми пальцами. И хоть всё везде уже подверглось влиянию весны и любви, он один остаётся холодным и суровым. Именно в этом и состоит его одиночество. Создаётся впечатление, что он уже слишком стар, чтобы ещё раз пережить все приятные и так волнующие чувства.

Преображение и исцеление

Как бы боясь узнать что-то новое о себе, в усадьбе Андрей Болконский решил более не задерживаться и, не дождавшись пробуждения дам, уехал.

Обратный путь проходил через ту же чащу, и на краю дороги стоял дуб, который так заинтересовал князя. Болконский не сразу нашёл его, настолько старое дерево все изменилось. Даже оно заразилось этой весной от давно его окружающих зелёных берёзок.

Андрей Болконский и дуб

И вот он уже качает своей обновлённой кроной под лучами солнца, а его корявые сучковатые ветви укрылись молодой свежей листвой. Вместо застарелых болячек через кору пробились молодые сильные веточки. Старый дуб, весь преображенный, стал выглядеть мощно, излучая радость и молодость. Теперь уже он не был одинок среди красавиц берёзок.

Этот образ означает, что и князь Андрей психологически, да и внешне тоже преобразился. Настал тот этап его жизни, когда после стольких разочарований и он смог ощутить это великолепное чувство беспричинной радости и обновления. Болконский получил надежду снова полюбить и переменить свою жизнь.

Дуб в произведении Толстого представляет символ душевных преображений, происходящих в герое. Монологи главного героя помогают читателю проникнуться всей тяжестью мыслей и состояния Андрея Болконского до встречи с Наташей и воспрянуть вместе с ним после.

Анализ отрывков встречи Болконского с дубом важен для осознания происходящих изменений в главном герое. В целом природа у Льва Николаевича Толстого занимает важную роль в раскрытии переживаний, мыслей, мировоззрений и характеров персонажей.

Читайте также: