Народное представление о счастье в поэме кому на руси жить хорошо кратко

Обновлено: 30.06.2024

Мужики-правдоискатели отправляются в странствия по Руси, чтобы узнать, кто на Руси по-настоящему счастлив, поскольку себя они счастливыми не считали из-за отсутствия большого достатка. На отсутствие счастье указывают и названия деревень, в которых жили мужики: Заплатово, Дыряево, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка.

Общение с попом, который после отмены крепостного права не имел ни богатства, ни покоя, ни уважения, которые он считал счастьем, и информация о том, что помещики тоже не чувствовали себя счастливыми после принятой реформы, поскольку они лишись власти и прежней праздной жизни, разочаровали мужиков-правдоискателей, поскольку они поняли, что их предположения о счастливом человеке оказались неверными. Оказывается, найти счастливого человека на Руси не так-то просто. Мужики осознали, что их первоначальное понимание счастья неправильно, что счастье заключается в чем-то другом. В пути семеро мужиков, которые сначала думали о том, что счастье связано с материальным положением, осознают, что счастье не может заключаться в материальном достатке, что оно прослеживается совершенно в другом. Автор не помещает счастье в высшее общество, главными ценностями которого были деньги и материальное благополучие. Так Н.А. Некрасов опровергает до сих пор существующее ложное представление о счастье: о том, что счастлив исключительно тот, кто всех богаче. В поэме продемонстрировано: и богатые люди могут быть несчастными, и бедные в материальном плане могут быть близки к счастью.

Героем поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов избрал не одного человека, а весь русский народ, все многочисленное “мужицкое царство”, “сермяжную Русь”. Поэмы с таким широким охватом изображения всех социальных слоев России до этого еще не было в русской литературе.

Некрасов начал ее в 1863 году, вскоре после “освобождения” крестьян. Поэт очень хорошо понимал, что, в сущности, никакого освобождения не было, что крестьянство по-прежнему осталось под помещичьим ярмом и что, кроме того, “… на место сетей крепостных

Однако Некрасов ни разу не сделал порабощенный народ предметом оскорбительной жалости; понял, что его задача как художника не в том, чтобы скорбеть и сокрушаться, а в том, чтобы самому приобщиться к народу, сделать свое творчество его подлинным голосом, его криком и стоном, воплощением народных мыслей и чувств. Поэт хотел сделать “мужицкие очи” своими и научиться смотреть ими на каждое явление тогдашней действительности.

С первого взгляда, народная жизнь, изображенная в поэме, представляется очень печальной. Уже сами названия деревень – “Заплатово, Дырявино,

Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка тож” – говорят о безрадостном существовании их жителей. И хотя одна из глав изображает деревенских счастливцев и даже носит название “Счастливые”, на самом деле раскрывает драматизм положения героев: перед нами замученные нуждою, больные, голодные люди.

Таким образом, прочитав первые главы “Кому на Руси жить хорошо”, начинаешь думать, что на вопрос заглавия некрасовского произведения можно дать единственный ответ: каждому человеку живется несладко, особенно же – “освобожденным” крестьянам, о счастье которых сказано:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Однако что же подразумевают странники под счастьем? “Покой, богатство, честь”?

С появлением Якима Нагого, вдохновенного защитника чести трудового народа, ставится под сомнение критерий богатства: во время пожара этот герой спасает “картиночки”, забыв о “целковых”, скопленных в течение всей многотрудной жизни. Яким же доказывает, что честь дворянская не имеет ничего общего с трудовой крестьянской честью.

Другой персонаж поэмы – Ермил Гирин всей своей жизнью опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, Гирин, деревенский праведник, имеет все, “что надобно для счастья”: “и спокойствие, и деньги, и почет”. Но в критическую минуту жизни он этим “счастьем” жертвует ради правды народной.

Невольно возникает вопрос: значит, счастье заключается в чем-то ином?

По мере поисков счастливых в народном мире, перед странниками является новый герой – Савелий, “богатырь святорусский”, человек огромных душевных и физических сил, могучий представитель тех слоев крестьянства, которые уже не желали терпеть угнетение. Мириться с помещичьим произволом. Он способен в критической ситуации произнести решительное “наддай!”, под которое крестьяне закапывают живьем ненавистного немца-управляющего.

Савелий оправдывает свой бунт крестьянской философией: “Недотерпеть – пропасть, перетерпать – пропасть”. Однако он не один такой богатырь на Руси:

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик – не богатырь?

… Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина… леса дремучие,

Прошли по ней – сломалися…

… Не гнется, да не ломится,

Не ломится, не валится…

Ужин не богатырь?

Прочитав главу “Пьяная ночь”, мы узнаем русского мужика в веселье, и, хотя пьянство – неоспоримый порок, мы невольно гордимся пьяной душой русского человека:

Пошла по жилам чарочка,

И рассмеялась добрая

Правда, было бы более отрадно, если бы “смеялась добрая крестьянская душа” без “водочки”! Однако без этого трудно было выдержать тяготы крестьянского существования. И поэтому скорее не осуждение, а призыв к пониманию звучит в этой части поэмы.

Особенно следует сказать о проблеме женского счастья в произведении Некрасова.

Поэт не только увидел тяжкую долю трудовой русской женщины, но и восславил “тип величавой славянки”, скорбел о ее судьбе, гордился ее красотой, огромной нравственной силой. И все же, народного поэта прежде всего привлекает драматизм женской судьбы. Поэтому обращение к женской красоте служит у Некрасова тому же разоблачению мрачной социальной действительности, раскрытию темы крестьянского угнетения.

Поэт, как и его герои-странники, находится во власти мучительного впечатления от печальной повести жизни своей героини. Он видит в ней безвинно страдающего и глубоко оскорбленного человека. Однако, несмотря на страдание, у Матрены Тимофеевны остается “в рабстве спасенное сердце свободное”. Она не терпит унижения безропотно, на любую несправедливость отвечает немедленным действием, ищет и находит выход из самых трагических ситуаций, с гордостью заявляя о себе: “Я потупленную голову, сердце гневное ношу”.

И в этом заключается настоящее счастье героини, ведь ей удалось сохранить “совесть спокойную, правду живучую”.

Показан в поэме и массовый, собирательный образ народа. Так, в главе “Пир – на весь мир” люди справляют “поминки по крепям”. В праздник вовлекаются все, звучат народные песни освобождения. Далеко не однозначны, противоречивы и пестры эти песни на духовном пиру народном.

Здесь поэма напоминает крестьянскую сходку, мирской диалог. Однако это единство, сознание своей общинной силы у русских крестьян не может оставить читателя равнодушным.

В этот хор народных голосов органично вплетаются песни Гриши Добросклонова, которому Некрасов придает многие черты Добролюбова. Будущее Гриши трагично:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Чахотку и Сибирь.

Однако именно этот герой у Некрасова – обладатель наивысшего счастья. Здесь-то и заключается настоящий ответ на поставленный Некрасовым вопрос: истинно счастливы те самоотверженные борцы за народное благо, которые, подобно Грише, видят в служении народу цель своей жизни. Счастье Добросклонова еще и в том, что он определил свой жизненный путь:

Григорий твердо знал уже,

Кому отдаст всю жизнь свою.

Однако сложно согласиться с тем, что Гриша Добросклонов единственно счастливый в поэме. Разве несчастны Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена Тимофеевна? На мой взгляд, человек ощущает себя счастливым уже тогда, когда живет честно, поступает справедливо и душа у него спокойна этой справедливостью и честностью, когда “сердце свободное”.

Например, если оценивать жизненный путь Матрены Тимофеевны с точки зрения бед и невзгод, тогда как же может быть счастлив Григорий Добросклонов, которому была уготована каторга? И Савелий, наверное, не согласился бы прожить свою жизнь по-иному, с другими убеждениями. Значит, он доволен прожитой жизнью, счастлив?

С этим утверждением можно спорить, возразив, что сама Матрена не считает себя счастливой, что странники не нашли того, “кому на Руси жить хорошо”. Но ведь и критерии счастья могут быть разные, и понимание этого слова у каждого может быть свое… А вот человека, которому жить хорошо, наши странники действительно не нашли!

Я думаю, можно быть счастливым душой, но не жить хорошо – все зависит от того, какую “формулу счастья” применять к оценке действительности.

Как понимают счастье герои и автор поэмы

Своей поэмой Некрасов хотел показать крестьянской России путь к истинному счастью, к свободе, которой можно достичь только при помощи жестокой революции.

Семь странников — семь мужиков

На столбовой дороженьке сошлись семь мужиков: Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина. Горелова, Неелова — Неурожайка тож, сошлися — и заспорили: кому живётся весело, вольготно на Руси?

Как понимают счастье герои и автор кому на руси жить хорошо

Именно это и характеризует почти всех русских людей, независимо: простой ли это мужик, или зазнавшийся помещик: все они желают того, чего у них нет, а то, что есть — никак не ценится, пока не исчезнет. Такая вот народная особенность, и это Некрасов стремился искоренить из людей, чтобы они смогли зажить настоящей жизнью, свободной от всякой зависти.

В чем счастье попа

Счастливцы на пути

Во время своего путешествия герои встречают самых различных претендентов на истинную радость жизни. Однако не только эти персонажи являются героями поэмы, поэтому стоит выделить всех тех, кто помогает автору донести до читателя свои мысли по поводу настоящего жизненного счастья:

Каков по мнению некрасова путь к счастью

Таким образом, Некрасов подводит в эпилоге произведения читателя к выводу, что счастлив тот, кто знает своё предназначение, кто готов жертвовать и служить родине и населяющим её людям. Всё это автор доказывает примером Гриши Добросклонова. Все другие, встретившиеся на пути, не ведают радостей жизни, однако на этом стоит остановиться поподробнее.

Типы крестьян

В поэме представлены разные представители крестьянской Руси. И каждый из персонажей являет собой отдельный собирательный образ русского человека. Наиболее удобный и понятный способ разобраться во всех героях произведения — таблица:

ОБРАЗ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА
Семеро мужиков Поиск ответа на вопрос об истинном счастье.
Яким Ногой Демонстрация духовного мира русского народа.
Ермил Гирин Защита общественных интересов.
Савелий Оппозиция власти. Образ русского богатыря.
Матрена Тимофеевна Борьба с общественными устоями на Руси.
Гриша Добросклонов Служение Родине и народу.

Первый, с кем знакомит мужиков рассказчик, это безымянный священнослужитель. Жаждущие правды герои расспрашивают незнакомца, в чём счастье попа.

Счастье в понимании некрасова

Роль песен в поэме

Песенное творчество всегда было неотъемлемой частью жизни человека на Руси и, следовательно, поэмы, которая посвящена быту русского народа. Песни всегда были и будут вечным спутником в жизни человека, так как в них выражается общее сознание народа.

Автор поэмы кому на руси жить хорошо

Все песни посвящены народу, его месту в жизни страны, его тяжёлому прошлому, непонятному настоящему и неизвестному будущему. Изначально они лишь дополняют смысл всей поэмы и помогают читателю его понять. Однако, ближе к концу несут основные мысли самого Некрасова, например, песня Гриши Добросклонова содержит желанный ответ на вопрос о настоящем счастье:

Счастье в кому на руси жить хорошо

Истинный путь к счастью

Кому на руси жить хорошо

Крестьяне находят в конечном итоге только одного счастливого - это Гриша Добросклонов ( фамилия вызывает ассоциации с Добролюбовым Н. А.) , для которого счастье в борьбе за лучшую народную долю. А вся поэма - это энциклопедия народной жизни в пореформенной России, где счастья нет ни для кого.

блин мы недавно это проходили. типа сначала мужики думали что главное в жизни это нжраться и закусить.. думали что хорошо живётся попу, царю, ещё там кому-то. а потом лично пообщались с этими людьми, наслушались их бед и трудностей. и поняли что для щастья много не надо) там в конце они всё-таки нашли щасливого человека. но эт надо читать. кароч поняли что они и так счастливы

Народное представление никак не поменялось по сей день, к сожалению, если Вы не поняли поэмы объяснить что- либо трудно. Например, народное представление о счастье было в труде, но этот труд не оценён до сегоднешнего дня.

Читайте также: