Движение как философская проблема кратко

Обновлено: 02.07.2024

Движение – это способ существования материи, который представляет собой все возможные изменения, происходящие во Вселенной, начиная от механического перемещения тел, заканчивая социальными процессами.

Понятие движения в античной философии

Категория движения является одной из важнейших категорий материалистической философии и разрабатывается философами с самого момента осмысления онтологических проблем. При этом категория движения постоянно соотносилась с категорией покоя, как ее полной противоположности. Соотношение и взаимосвязь этих категорий менялись с течением времени.

Уже в концепциях натурфилософов, предполагавших в качестве первоосновы мира различные стихии – воду, воздух, апейрон и т.д. – заложено представление о движении как необходимом свойстве этих субстанций, которое и обуславливает изменения, происходящие в мире, его динамику. В концепции Гераклита движение приобретает еще одно важное значение – оно обуславливает не только наблюдаемые процессы природы, но также задает динамику самого существования мира, которая представляет собой последовательные процессы расширения и сжатия, как разгорания и затухания пламени.

Вместе с тем, прямо противоположная позиция высказывалась современниками натурфилософов, последователями Элейской школы – Парменидом По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Онтология Парменида подробнее , Зеноном По данной теме мы уже выполнили реферат Апории Зенона подробнее , Мелиссом. Согласно воззрениям Парменида весь мир един. Все сущее во всем многообразие его форм представляет собой единое тело, которое невозможно разделить на части, в котором не существует отдельных объектов, нет и пустоты которая могла бы разделить единый мир на части, а, следовательно, нет ни времени, ни движения. Все же видимые изменения и процессы в мире Парменид объяснял за счёт введения понятия трансмутации, т.е. преобразования одного вещества в другое.

Готовые работы на аналогичную тему

Позиция Парменида подвергалась яростной критике, в следствии ее противоречия наблюдаемому образу вселенной, по этой причине его ученик Зенон, создал ряд философских парадоксов – апорий, в которых последовательно опровергал возможность существования движения, времени, отдельных вещей, а также деления на части. Наиболее известными апориями о движении являются:

Понимая движение как изменение положения тела в пространстве, Зенон указывает на тот факт, что находящаяся в полете стрела, в каждый отдельный момент времени занимает в пространстве одно и тоже положение, т.е. находится в состоянии покоя. А поскольку покоиться и двигаться одновременно тело не может, значит движение невозможно.

Критически рассматривая обе позиции Аристотель указывает на то, что хотя и время, и пространство можно делить на абстрактно бесконечное число частей, в реальности они представляют собой непрерывный континуум, в котором каждому участку пространства соответствует и промежуток времени за который его можно преодолеть. Сам Аристотель считал, что движение присуще материи и детерминировано ее внутренней природой. Он выделял три вида движения:

  • движение места, как физическое перемещение;
  • движение количества, как уменьшение или увеличение;
  • движение качества, как изменение свойств, в том числе возникновение и разрушение.

Движение в Новое время и проблема первотолчка

Вместе с тем, с развитием механистического понимания движения, как перемещения тела в пространстве под воздействием внешних сил, особую остроту приобрела проблема первотолчка или субстанционального и атрибутивного понимания движения.

Субстанциональная концепция, развиваемая в первую очередь в рамках идеалистической философии, предполагала, что движение является способом самореализации некоей единой субстанции, которая является первопричиной мира и под которой традиционно понимался бог. При этом все видимое движение мира трактовалось как инерционное, т.е. как последствие первотолчка, с помощью которого бог реализовал себя и придал до того покоящейся материи движущий импульс.

Атрибутивная концепция напротив полагала движение абсолютным, а покой относительным. Движение в ней рассматривается как неотъемлемый атрибут материи, основная форма ее существования, которая не нуждается в каком-либо внешнем воздействии. Напротив, любое состояние покоя относительно – оно не больше чем временное динамическое равновесие движущих сил внутри ограниченного тела. Покой относителен как в пространстве (дом покоится относительно земли, но движется относительно Солнца), так и во времени.

Черты и формы движения

В настоящее время общепринятой является атрибутивная концепция движения. Движение как атрибут материи имеет ряд существенных черт – объективность, противоречивость, несотворимость и неуничтожимость.

Обозначив изменение во времени пространственных характеристик вещей и процессов (их местоположение и объем) понятием "перемещение", а изменчивость их качественной определенности как результат их существования во времени условным термином "изменение", приходим к следующему выводу: объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность обусловливают движение материи, которое является основным способом ее существования. Движение материи - абсолютно, ее покой - относителен.

Работа содержит 1 файл

философия, контрольная, движение как философская проблема.doc

Движение как философская проблема.

В философии движение понимается как всякое изменение вещей и процессов.

Обозначив изменение во времени пространственных характеристик вещей и процессов (их местоположение и объем) понятием "перемещение", а изменчивость их качественной определенности как результат их существования во времени условным термином "изменение", приходим к следующему выводу: объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность обусловливают движение материи, которое является основным способом ее существования. Движение материи - абсолютно, ее покой - относителен.

При этом следует иметь в виду, что в философии движение понимается как всякое изменение вещей и процессов.

Движение в самом широком его понимании представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов и их изменения. Едущая машина перемещается в пространстве, "старая" книга на полке "стареет", изредка "перемещаясь".

Именно такой смысл вкладывают в термин "движение", когда говорят, что материя не может существовать без движения.

Существенным дополнением к этому принципу является утверждение о том, что, в свою очередь, движение не может существовать без материального носителя (вещества или поля). Утверждение будто движение существует без материи с точки зрения философов-материалистов столь же абсурдно, как и умозаключение о существовании материи без движения.

В неразрывном единстве материи и движения материя исходна, а движение - производно. Оно как бы подчинено материи.

Движение обладает целым рядом важнейших свойств. Во-первых, движению свойственна объективность, т. е. независимость его существования от сознания человека. Иными словами, материя сама по себе имеет причину своих изменений. Отсюда следует положение и о бесконечности взаимопревращений материи.

Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи (нет объектов лишенных движения). Это означает также и то, что само содержание материальных объектов во всех своих моментах в отношениях определяется движением, выражает его конкретные формы (и проявления).

В-третьих, движению свойственны несотворимость и неуничтожимость. Последовательный философский материализм отвергает какое-либо рассуждение о начале или конце движения. По мнению диалектиков-материалистов (а оно подтверждается опытом человечества и данными естественных наук) движение есть результат борьбы объективно существующих противоположностей. Это, например, действие и противодействие в механическом движении, более высокая и более низкая температура (энергия) - в тепловом движении, положительный и отрицательный заряд - в электричестве, полярные интересы людей и их различных объединений - в общественном развитии и т.п.

В-четвертых, движению свойственна абсолютность. Признавая всеобщий характер движения, философский материализм не отвергает существования в мире устойчивости, покоя. Однако последовательный философский материализм подчеркивает относительный характер таких состояний материальных объектов. Это означает, что абсолютная природа движения реализуется всегда только в определенных, локально и исторически ограниченных, зависимых от конкретных условий, переходящих и, в этом смысле, относительных его видах. Именно поэтому можно сказать, что всякий покой (или устойчивость) - это момент движения, поскольку он преходящ, временен, относителен. Покой - это как бы движение в равновесии, поскольку покой включен в совокупное движение, и он снимается этим абсолютным движением. Следовательно, о покое как некотором равновесии, моменте движения можно говорить лишь по отношению к определенной точке отсчета. Так, например, можно видеть, что любой возраст человека, (допустим 18 лет) - это фиксированный момент в его постоянном изменении, движении, связан с определенной устойчивостью, покоем временного состояния некоторых свойств его натуры по сравнению, скажем, с 17-летием и 19-летием.

Формы движения материи

Понятие "форма движения материи" имеет столь же фундаментальное значение, как и "материя". В этом понятии четко проявляются следующие наиболее существенные признаки материи: 1) источником саморазвития каждой формы движения (развития) материи является только ей присущее противоречие; 2)основу каждой формы движения (развития) материи составляет определенный тип взаимодействия структурных элементов, образующих в совокупности ее материальный носитель; 3) в каждой форме движения (развития) материи присутствует самостоятельная и достаточно широкая область объектов, процессов и явлений, не имеющая такого положения в других условиях; 4) для каждой формы движения (развития) материи присуща качественная общность и однородность, определяющая ее внутреннее единство при самых различных его внешних проявлениях; 5) каждая форма движения (развития) материи подчиняется своим общим законам развития, т.е. обладает самостоятельной единой сущностью; 6) каждая форма движения (развития) материи находится в строго определенной связи с соответствующим ей материальным носителем (ее субстратом), способом существования которого она является; наконец, 7) каждая форма движения (развития) материи представлена соответствующими науками, которые имеют ее в качестве своего самостоятельного предмета и не делят с другими науками.

Многообразные конкретные проявления движения могут быть соотнесены с определенными материальными носителями. Это дает возможность построения разных классификаций форм движения материи. Форма движения материи связана с определенным материальным носителем, имеет определенную область распространения и свои определенное законы.

Ф. Энгельс отмечал наличие 5-ти основных форм движения материи:

  1. Механическое движение, связанное с перемещением тел в пространстве.
  2. Физическое (по существу тепловое) движение, как движение молекул.
  3. Химическое движение - движение атомов внутри молекул.
  4. Органическое или биологическое движение, связанное с развитием белковой формы жизни.
  5. Социальное движение (все изменения в обществе).

Эта классификация к настоящему времени устарела. В частности, сейчас неправомерно физическое движение сводить только к тепловому. Поэтому современная классификация форм движения материи включает:

    • пространственное перемещение;
    • электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;
    • гравитационную форму движения;
    • сильное (ядерное) взаимодействие;
    • слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);
    • химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);
    • геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах - материках, слоях земной коры и т. д.):
    • биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т. д.;
    • социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).

    Очевидно, что развитие науки будет постоянно вносить свои коррективы и в эту классификацию форм движения материи. Однако, представляется, что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.

    Прежде всего, не утратит своего значения принцип развития применительно к анализу форм движения материи. Он позволяет систематизировать их в соответствии с реальным процессора эволюции материальных систем в направлений от простого к сложному, от низшего к высшему, от простейших процессов механического перемещения до процессов, происходящих в человеческом обществе.

    Каждая последующая форма движения (развития) материи не только сохраняет в себе эквиваленты всех предшествующих ей стадий и развивается на их основе, но, в свою очередь, оказывает значительное обратное влияние. При этом под движением (развитием) понимается не какой-либо конкретный его вид, а изменение вообще, происходящее в различных формах и обладающее внутренними источниками движения (развития).

    Данное обстоятельство следует отметить особо. С одной стороны, изучение конкретных объектов, процессов и явлений материального мира тесно связано с вопросом о необратимости развития или со "стрелой" времени, что изначально предполагает существенные ограничения на степень обратного воздействия. С другой стороны, само обратное влияние высшей формы движения (развития) на низшую осуществляется в рамках количественно-качественных изменений. Например: противоречия в социальной форме движения материи дифференцируются в первую очередь количественными показателями. Это проявляется в том, что проблемы между отдельными индивидами (какими бы ни серьезными они не были) все же меркнут перед проблемами общества и, тем более, всего человечества. Основной проблемой всего человечества является проблема сохранения жизни, что напрямую зависит от разрешения противоречия в биологической форме движения (развития) материи между организмом и внешней средой. Рост численности населения и увеличение его энерговооруженности усиливает антропогенное давление на природное окружение, что, в свою очередь, снижает возможности биосферы по поддержанию жизни. Сокращение жизненных ресурсов в биосфере приводит в биоорганизмах к преобладанию процессов диссоциации (распада) перед прямым субстратным синтезом. Такие изменения в химической форме движения (развития) материи немедленно отражаются на физическом эквиваленте биоорганизмов, где противоречие между массой и энергией начинает разрешаться в пользу первой стороны, т.е. происходит сокращение энергетических количественных показателей индивидов или их физическая смерть. Следовательно, абсолютно изолированного движения не существует, так как все формы движения (развития) материи взаимосвязаны между собой в пространстве и во времени.

    По-прежнему важную роль играет принцип связи каждой формы движения с определенным материальным носителем или точнее, с набором определенных материальных носителей.

    Остается актуальным принцип генетической и структурной обусловленности высших форм движения материи низшими. Ведь всякая высшая форма движения возникает на основе низшей, включает ее в себя в снятом виде. Это по существу означает, что структуры, специфичные для высшей формы движения, могут быть познаны только на основе анализа структур низших форм.

    И, наоборот, сущность формы движения низшего порядка может быть познана только на основе знания содержания высшей по отношению к ней формы движения материи.

    С принципом генетической обусловленности тесно связан принцип несводимости высших форм движения к низшим и неправомерности переноса (экстраполяции) свойств высших форм движения материи на низшие. Это принцип качественной специфики всякой формы движения. В высшей форме движения низшие его формы представлены не в "чистом", а в синтезированном ("снятом") виде. "Механические" движение руки человека - это результат сложения сложных процессов и собственно механического, и биологического, и химического, и. т. д. Поэтому всякая попытка создать чисто механический аналог руки человека абсурдна.

    Абсурден и перенос животного мира на общество, даже если на первый взгляд кажется, что в нем господствует "закон джунглей". Конечно же, жестокость человеческая может быть несравненно больше жестокости хищников. И все же хищникам неизвестны такие человеческие чувства, как любовь, участие и сострадание.

    С другой стороны, абсолютно безосновательными являются попытки отыскания в низших формах движения материи элементы его высших форм. Мыслящий булыжник - это нонсенс. Однако, это - крайний, так сказать случай, гипербола. Менее смешной выглядела, попытка одного из крупных советских учёных-биологов, который пытался создать обезьянам "человеческие" условия, рассчитывая через сотню - другую лет обнаружить в их потомстве антропоида (первобытного человека).

    Наконец, нельзя включить и еще один очень важный принцип, лежащий в основании классификации форм движения материи - принцип связи каждой из них с определенной наукой. Этот принцип позволяет связать проблему классификации форм движения с проблемой классификации наук.

    Принципы классификации форм движения материи позволяют отнестись к редукционному механицизму, сущность которого заключается в сведении закономерностей высших форм движения к закономерностям: низших форм социальных к биологическим, биологических к физико-химическим и т.п.

    В начале 19 векаГегель пытался преодолеть односторонность сведения движения к механическому перемещению включением в понятие движения качественных изменений.

    В конце 19 века в диалектическом материализме понимание движения преодолевает ограниченность предыдущих определений.

    1. Под движением понимается изменение вообще.

    2. Движение определяется как способ существования материи.

    Философское определение движения как способа существования материи строится на основе принципа единства онтологического и гносеологическогов рамках отношения сознания и материи.

    В человеческом сознании материя отражается в виде отдельных процессов и явлений. Но что является основой расчленения? – движение и именно в этом смысле оно есть способ существования материи.То есть, функционально движение первично

    --Поэтому основной признак движения – МАТЕРИАЛЬНОСТЬ

    --Кроме этого, движение – АБСОЛЮТНО,так как оно имеет свою причину в самом себе и не нуждается для своего существования в чем-то внешнем.

    --И оно ПРОТИВОРЕЧИВО,то есть оказывается неразрывным единством изменчивости и устойчивости, например, человек всю жизнь остается самим собой и, тем не менее, постоянно изменяется физически и духовно. В истории философии можно найти как абсолютизацию изменчивости (Кратил), так и устойчивости, покоя (Парменид).

    Ведущей стороной движения является изменчивость, так как:

    1. Изменчивость определяет возникновение нового, а покой только фиксирует достигнутое.

    2. Покой допускает в рамках меры только количественные изменения, например, вода, может изменяться в пределах от 0 до 100 градусов, не теряя качества жидкости.

    3. Устойчивость сохраняется лишь в определенном отношении. Например, человек может изменяться как социальное существо, но оставаться постоянным как существо биологическое.

    Учение о формах движения материи

    Современные знания о формах движения материи и их материальных носителях можно представить в следующем виде.

    1) ФИЗИЧЕСКАЯ форма движения материи связывается с микроуровнем. Ее материальный носитель – поле и его частицы.

    2) Химическаяформа движения материи связывается с взаимодействием атомов в молекуле. Материальный носитель – атомы и молекулы.

    3) Геологическаяформа движения материи связывается с процессами поверхностной оболочки Земли, формирующими ее мантию и ландшафт. Материальный носитель – система каллоидных структур, дифференциация которых ведет к появлению углеводородов и других органических соединений, как основы жизни на Земле.

    4) Биологическаяформа движения материи формируется в рамках геологической формы как способ существования НУКЛЕПРОТЕИДОВ,обеспечивающий с помощью обмена веществ с окружающей средой их существование и развитие. Материальный носитель – клетка и организм.

    Философские проблемы учения о формах движения материи:

    1. Происхождение высших форм было возможно только на базе низших (биологическая форма возникает на базе физической и химической).

    2. Несводимость высшей формы к сумме низших, входящих в нее в снятом виде (общество, его законы нельзя свести к законам биологической, химической и физической форм).

    3. Недопустимость отрыва высшей формы от низших (нельзя понять человека только как социальное существо).

    4. Универсальность движения и его законов, то есть относительность различения отдельных форм движения. Они являются лишь проявлением универсальной активности материи (закон сохранения и превращения энергии).

    Пространство и время

    В истории философии в гносеологическом аспекте пространство и время понимались как субъективные априорные формы, существующие только в сознании человека (Кант, Фейербах).

    В онтологическом аспекте пространство и время разрывались между собой и отрывались от материи (Ньютон, Демокрит). Они понимали пространство как пустое вместилище, а время как чистую длительность. Эта точка зрения получила название Фундаменталистской.

    Развитие науки обосновывает их неразрывное единство и относительность их различения. Теория относительности Эйнштейна доказала, что движущаяся материя существует в пространственно-временных формах и представляет собой единый пространственно-временной континуум, в рамках которого существует взаимозависимость всех его сторон и аспектов. Эта взаимосвязь, например, проявляется в сокращении размеров тела, летящего со скоростью света и в замедлении процессов в летящем теле. Эта теория получила название Релятивистской.

    То есть, пространство - это не пустое вместилище материальных объектов, а их протяженность и сосуществование друг с другом, их оформленность, а время – не чистая длительность, с которой сравниваются как с масштабом изменения в явлениях и процессах, а сами изменения, последовательность смены одних состояний объектов другими.

    Первый вариант был представлен милетской школой и Гераклитом. Здесь движение понималось как постоянное возникновение и распад вещей, как бесконечное возникновение всего сущего.

    Вторая (противоположная) интерпретация движения была разработана в элеатской школе.

    Проблема движения в истории философии: парадоксы соотношения движения и покоя - Отрицание движения

    Отрицание движения

    Проблема может быть перефразирована следующим образом: Можно ли описать движение на языке понятий, или движение является когнитивным?

    Логическая версия проблемы

    Логическая версия этой проблемы была представлена Зеноном, который, защищая тезисы своего учителя Парменида, разрабатывает целую систему обоснования того, что движения нет. Из логического противоречия движения Зенон фактически заключил, что движение не имеет истинного бытия. И — согласно общей эпистемологической позиции элеатов — объект, о котором мы не можем мыслить истинно (т.е. без противоречия), не может обладать истинным бытием. «С этой точки зрения мы должны понимать аргументы Зенона не как возражения против реальности движения, как это кажется на первый взгляд, а как указания на необходимый способ определения движения и на ход мысли, которого следует придерживаться в этом определении.

    Апории Зенона

    Концентрированным выражением аргументов против существования движения стали знаменитые апории Зенона, исходящие из того, что бытие едино и неподвижно.

    Первая апория: движение не может начаться, потому что движущийся объект должен дойти до половины пути, и так до половины пути, и так до бесконечности (дихотомия).

    Вторая апория гласит, что быстрый (Ахилл) не догонит медленного (Черепаху). Это происходит потому, что когда Ахиллес доберется до точки, где находилась черепаха, она отойдет от своего старта на столько, на сколько скорость медленного меньше скорости быстрого и т.д.

    Суть подлинной человеческой индивидуальности

    Мы так долго анализировали этот исторический эпизод, чтобы показать, что в истории философии почти никогда не было философов, отрицавших движение как таковое, даже если они говорили об этом. Скорее всего, они отрицали познаваемость какого-то свойства движения, например, достоверность его чувственного познания, что, конечно, ограничивало достоверность чувственного познания в целом.

    Можно также отметить еще один чрезвычайно важный положительный момент, которым обладала негативная диалектика Зенона. После его апорий, направленных против возможности логически последовательного способа мышления о движении, стало ясно, что в мире существует целый класс предметов и явлений, которые можно постичь только диалектически противоречиво, то есть путем синтеза их противоположных мысленных определений. На самом деле, человек всегда представляет собой единство души и тела, сознательного и бессознательного, биологического и социального начал. Жизнь, которая нас окружает, неотделима от смерти; необходимость и закономерность наступления некоторых событий — от случайных обстоятельств и контингентных факторов.

    Попытайтесь абстрактно запретить противоречия в познавательной мысли, и вы никогда не сможете постичь природу света, потому что он является другим тьмы, звука, потому что он является другим тишины, емкости стакана, являющейся другой его материальной формой, и т.д. В проблемах семьи и брака у вас никогда не получится, потому что именно единство противоположных полов обеспечивает гармонию семьи и общественного бытия. Суть подлинной человеческой индивидуальности не в том, что она противопоставляет себя родовому и универсальному и подчеркивает свое отличие от других людей, а в том, насколько органично и творчески универсальные родовые характеристики и общечеловеческие ценности преломляются в ее уникальных (особенных) поступках и чертах характера.

    Третий взгляд на природу движения

    Аристотель подвел своеобразный итог этим дебатам.

    Движение, согласно Аристотелю, реализуется внутри существа и формы в трех отношениях — качества, количества и места. То есть, для любой изучаемой сущности всегда существует эта тройственная связь.

    Движение с точки зрения количества — это рост и падение. Движение по отношению к месту — это перемещение, или, говоря современным языком, пространственное перемещение, механическое движение.

    Качественное движение — это качественное изменение. Более того, все движения происходят во времени. Следует отметить, что движение в пространстве и времени изучает физика, а качественные изменения — предмет метафизики. Перевод исследования проблемы движения на уровень качественного изменения, позволяет рассматривать ее в самом широком, философски ограниченном смысле по отношению к бытию вообще, говорить об изменчивости, процессуальности бытия.

    Читайте дополнительные лекции:

    Помощь студентам в учёбе
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal

    Образовательный сайт для студентов и школьников

    © Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

    Читайте также: