В чем по вашему мнению причина природной ритмичности жизнедеятельности живых существ обж кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цель : дать п редставление о вредных привычках: никотиновая зависимость, ее механизм, алкоголизм, наркомания; к каким последствиям они приводят и какие люди более склонны к их употреблению. Рассказать об о казание первой помощи при отравлении никотином, алкоголем, наркотическими препаратами.

I. Вводная часть.

Статистика наркодиспансера (табл.).

Из данных статистики СПИД-центра основными путями распространения ВИЧ-инфекции в г. Бийске являются заражение через кровь (употребление инъекционных наркотиков), половой путь (как правило, в состоянии наркотического или алкогольного опьянения). Поэтому факторами, влияющими на здоровье человека, являются употребление наркотиков, алкоголя и табакокурение.

Вашему вниманию будет предложен фильм, который состоит из 3 частей. После каждой части будет тест. Кому-то из вас предстоит ответить на вопросы теста устно.

II. Изложение нового программного материала.

Обратите внимание при просмотре фильма

НИКОТИНОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ. (Фильм. Часть 1)

  1. Представление о вредных привычках.
  2. Никотиновая зависимость, ее механизм.
  3. Оказание первой помощи при отравлении никотином.

АЛКОГОЛИЗМ И ПЬЯНСТВО. (Фильм. Часть 2)

  1. Что такое алкоголизм.
  2. Какие люди больше всего склонны к алкогольной зависимости.
  3. К каким последствиям приводит алкоголизм.
  4. Оказание первой помощи при отравлении алкоголем.

НАРКОМАНИЯ. (Фильм. Часть 3)

  1. Что такое наркомания.
  2. Какие люди больше всего склонны к употреблению наркотиков.
  3. К каким последствиям приводит наркомания.
  4. Оказание первой помощи при отравлении наркотическими препаратами.

III. Подведение итогов урока.

На сегодняшнем уроке вы узнали о вредных привычках: никотиновой зависимости, ее механизмах, алкоголизме, наркомании; к каким последствиям они приводят и какие люди более склонны к их употреблению; об о казание первой помощи при отравлении никотином, алкоголем, наркотическими препаратами.

  • Вопросы для самостоятельной работы (принести на следующий урок).
  • Распечатки теоретической части урока.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ.

ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

  1. Представление о вредных привычках.
  2. Никотиновая зависимость, ее механизм.
  3. Оказание первой помощи при отравлении никотином.

АЛКОГОЛИЗМ И ПЬЯНСТВО

  1. Что такое алкоголизм.
  2. Какие люди больше всего склонны к алкогольной зависимости.
  3. К каким последствиям приводит алкоголизм.
  4. Оказание первой помощи при отравлении алкоголем.
  1. Что такое наркомания.
  2. Какие люди больше всего склонны к употреблению наркотиков.
  3. К каким последствиям приводит наркомания.
  4. Оказание первой помощи при отравлении наркотическими препаратами.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ. ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

ПОНЯТИЕ О ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧКАХ

Привычка — сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенных ситуациях приобретает для человека характер потребности.

Вредная привычка — закрепленный в личности способ поведения, агрессивный по отношению к самой личности или к обществу.

К вредным привычкам чаще всего относят:

  • курение,
  • пьянство,
  • употребление наркотиков,
  • вдыхание ароматических углеводородов.

Все перечисленные явления представляют собой различные формы отклонения от здорового образа жизни. Ниже будут представлены их основные социальные и личностные последствия.

Многие молодые родители, выходя на прогулку со спящим в коляске ребенком, в течение нескольких часов не выпускают изо рта сигарету. А ведь при этом дым поступает прямо в легкие малыша. Запомните это на будущее и никогда так не поступайте.

Пьянство ведет к алкоголизму. Этиловый спирт постоянно присутствует в организме человека, он образуется в процессе обмена веществ. Поступающий же через пищеварительный тракт алкоголь распадается до ядовитого ацетальдегида и оказывает на клетки и органы разрушительное воздействие.

Наиболее тяжелыми социальными последствиями алкогольной зависимости можно считать деградацию личности пьяницы, разрушение семейных отношений, появление детей с различными формами отклонений от нормы. Большое количество аварий, пожаров, дорожно-транспортных происшествий происходит по вине людей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

Наркомания — это зависимость организма на физиологическом уровне от успокаивающих, одурманивающих, погружающих в видения веществ. Наркомания — болезнь быстроразвивающаяся.

Социальные последствия наркомании — это не только потеря физического и психического здоровья отдельной личностью, но и зависимость наркомана от продавца наркотиков, добывание денег не трудовым, а иногда и вовсе преступным путем.

Большинство людей не убеждают приводимые Всемирной организацией здравоохранения цифры о болезнях и гибели огромного количества курящих людей.

Число курильщиков в России — одно из самых высоких среди индустриально развитых стран. 50-60% мужчин являются постоянными покупателями сигарет.

В Москве были проведены опросы среди школьников.

Оказалось, что среди пятиклассников доля курящих мальчиков составляет 14%, в восьмых классах курят 35% мальчиков и 14% девочек. У десятиклассников эти цифры составляют соответственно 53% и 28%. Особым пристрастием к сигаретам отличаются студенты-медики.

Следует скептически относиться к заявлениям курильщиков с многолетним стажем, что при желании они запросто могут бросить курить. Сами того не подозревая, они заблуждаются, полагая, что одним усилием воли можно избавиться от никотиновой зависимости. На какое-то время заядлый курильщик может отказаться от табака, и это может продолжаться месяцы и даже годы, но наступает момент и он опять начинает курить. Как правило, человеку не удается избавиться от пагубной привычки.

Механизм никотиновой зависимости следующий: никотиновая кислота и другие компоненты, включенные в обычный обмен веществ человеческого организма, перестают вырабатываться, а получаемые извне при курении встраиваются в его циклы жизнедеятельности. С годами человеку требуются все большие дозировки этих веществ. Но получает он их со все возрастающим количеством канцерогенных веществ — продуктов сгорания смол.

Когда в спортивную секцию приходит подросток, от которого исходит запах табака, опытный тренер твердо знает: долго здесь курильщик не задержится, если не избавится от вредной привычки. У таких ребят быстрее наступает утомление. Когда дело доходит до интенсивной тренировки, им не хватает дыхания.

Бросающему курить следует определить, сколько сигарет в день он выкуривает (по максимуму), и уменьшать дневную норму на одну сигарету в три-четыре дня (можно в неделю). Таким образом, никотиновая зависимость постепенно уменьшится. Только если количество сигарет определено, ни на одну больше выкуривать нельзя!

Если сделать это не удается, следует обратиться к специалисту, который различными методами (психологическими, медикаментозными, физиотерапевтическими, рефлексотерапевтическими) сможет помочь больному. Это не оговорка — никотиновую зависимость можно считать болезнью.

Важное свойство, которым обладает географическая оболочка нашей планеты — ритмичность. Что такое ритмичность в биологии?

Понятие адаптивных биологических ритмов

Ритмичность в биологии — это процесс повторения явлений в определенное время.

Будучи одной из составляющих географической оболочки, биосфера также подвержена ритмичности. Жизнедеятельность организмов на планете во многом зависит от движения тел Солнечной системы, изменений температуры, влажности и освещенности. На все эти изменения живые организмы реагируют.

На случай периодических изменений интенсивности экологических факторов у организмов есть специальные приспособленческие реакции — это адаптивные биологические ритмы.

Адаптивные биологические ритмы в зависимости от длительности причин возникновения делятся на:

  • суточные;
  • приливно-отливные;
  • сезонные;
  • годовые;
  • многолетние.

Биологические часы — способность живых организмов выдавать реакцию на течение времени.

С помощью этого явления живые организмы могут согласовывать свои физиологические ритмы с изменениями, происходящими в окружающей среде.

Характеристика биологических ритмов

Рассмотрим подробнее каждый из вариантов биологических ритмов.

Суточные ритмы

Планета Земля вращается вокруг своей оси — полный оборот она совершает за 24 часа. В результате, в течение суток два раза меняется освещенность, которая становится причиной температурных колебаний, изменения влажности и атмосферного давления. Все это непосредственно влияет на активность живых организмов.

Солнечный свет очень важен для жизнедеятельности: он задает периодичность процессов фотосинтеза, транспирации, времени, когда будут раскрываться и закрываться цветки у растений. Животных изменения освещенности тоже затрагивают: смена дня и ночи влияет на особенности их физиологических процессов. Отсюда условное деление всех животных на ночных и дневных.

Однако в случае изменения условий среды, меняется и суточная активность живых организмов.

В жарких пустынях, когда температура днем достигает максимума, а влажность — минимума, дневные животные проявляют свою активность ночью.

Суточные ритмы связаны и с человеком, который также является частью природы. Интенсивность более ста его жизненных функций определяется временем суток.

Приливно-отливные ритмы

Приливно-отливные ритмы — результат взаимодействий Земли и Луны. Наиболее полно и явно они наблюдаются у обитателей прибрежных участков Мирового океана (такие участки называются литорали).

В течение лунных суток — они длятся 24 часа и 50 минут — прилив и отлив происходят по два раза. Такая смена природных условий заставляет организмы к ней приспосабливаться. Каждый организм приспосабливается по-своему:

  • отдельные животные, такие как моллюски, зарываются в ил;
  • некоторые меняют окраску тела;
  • есть животные, которые уходят дальше в океан.

Приливно-отливные ритмы определяют размножение рыб атерин-грунион. Нерест осуществляется только тогда, когда Луна находится в определенной фазе.

Сезонные ритмы

Сезонные ритмы — результат вращения Земли вокруг Солнца. Это вращение приводит к изменению климата на планете. Сезонные ритмы определяют такие процессы как размножение, развитие, жизненные циклы, линька, спячка, миграция, состояние покоя и период вегетации у растений, а также многое другое.

Многолетние циклы

Многолетние циклы — результат изменения солнечной активности и взаимодействия небесных тел Солнечной системы.

Массовое размножение перелетной саранчи в отдельные годы — яркий пример многолетних циклов.

Также пример многолетних циклов — периодическое отклонение холодного перуанского течения у берегов Южной Америки. Это явление называется Эль-Ниньо, и происходит оно раз в 11-12 лет.

Фотопериодизм

Длительность светового дня — важное условие существования и жизни всех организмов, а также самый стабильный экологический фактор.

Фотопериодизм — комплекс наследственных реакций живого организма на то, как изменяется световой период суток.

Это свойство встречается у всех организмов. Однако наиболее ярко проявляется у тех, что живут в условиях, когда сезонные изменения среды происходят резко.

Изменение длительности светового дня у растений проявляется тем, что они меняют интенсивность синтеза фитогормонов. За счет этого регулируется рост и развитие растения.

Фотопериодизм очень ярко проявляется у перелетных птиц: сокращение светового дня является сигналом для миграции.

Оборудование: компьютерная презентация, карточки с тестовыми заданиями.

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

  1. Какие пути приспособления организмов к среде обитания вы знаете?
  2. Что такое анабиоз и криптобиоз? Чем эти состояния отличаются друг от друга?
  3. Как организмы могут сопротивляться влиянию среды?
  4. Каким образом организмы могут избегать неблагоприятных условий среды?
  5. Что такое конвергенция? Приведите примеры проявления конвергенции.

III. Изучение новой темы

Рассказ учителя с элементами беседы с использованием компьютерной презентации (Приложение 1).

Жизнь на Земле развивалась в условиях регулярной смены дня и ночи и чередования времен года из-за вращения планеты вокруг своей оси и вокруг Солнца. Ритмика внешней среды создает периодичность, то есть повторяемость условий в жизни большинства видов. Регулярно повторяются как критические, трудные для выживания периоды, так и благоприятные. Приспособленность к периодическим изменениям внешней среды выражается у живых существ не только непосредственной реакцией на изменяющиеся факторы, но и в наследственно закрепленных внутренних ритмах.

Биологические ритмы – периодически повторяющиеся изменения активности процессов жизнедеятельности организмов.

Различают суточные и годовые ритмы активности живых организмов. А для обитателей побережий морей и океанов, где наблюдаются такие явления как прилив и отлив, характерны приливно-отливные ритмы. Исключение составляют бактерии и вирусы, наличие ритмов у которых пока не доказано.

Суточные ритмы – ритмы, которые приспосабливают организмы к смене дня и ночи.

Причиной суточных ритмов является вращение Земли вокруг своей оси.

Суточные ритмы обнаружены как у многоклеточных, так и у одноклеточных организмов. У растений интенсивный рост, распускание цветков, закрывание и открывание устьиц приурочены к определенному времени суток. Наблюдаются ритмы и в протекании процессов дыхания и фотосинтеза, что проявляется в их усилении или ослаблении.
У животных сильно меняется активность в течение суток. По этому признаку различают дневных и ночных животных. Проявляются суточные ритмы в чередовании сна и бодрствования, изменении двигательной активности, частоты пульса, температуры тела.
У человека обнаружено около 100 периодически повторяющихся процессов. Например, в течение суток максимальная масса тела отмечается в 18–19 часов, температура тела – в 16 – 18 часов, частота дыхания – в 13 – 16 часов, частота сердечных сокращений – в 15 – 16 часов, даже кожа более чувствительна к косметическим процедурам в светлое время суток.

Вопрос: Как вы думаете, у всех ли организмов проявляются суточные ритмы?

Примерный ответ: Суточные ритмы проявляются не у всех видов, а только у тех, в жизни которых смена дня и ночи играет важную экологическую роль. Обитатели пещер и глубоких вод, где нет смены дня и ночи, живут по другим ритмам.
Среди наземных позвоночных и беспозвоночных суточная периодичность также выявляется не у всех. Например, землеройки сменяют активность и отдых каждые
15–20 минут, невзирая на день и ночь. У этих животных обмен веществ протекает очень быстро, поэтому они вынуждены питаться круглосуточно.

Периодичность передается по наследству. Нарушения суточной ритмики организма в условиях ночной работы, подводного плавания, космических полетов другие представляют серьезную медицинскую проблему.

Годовые ритмы – это ритмы, которые приспосабливают организмы к сезонной смене условий.

Причина: движение Земли вокруг Солнца.

При годовом движении Земли по орбите вокруг Солнца на нашей планете происходит смена времен года: зимы, весны, лета и осени.
В жизни видов периоды роста, размножения, линек, миграций, глубокого покоя закономерно чередуются и повторяются таким образом, что критическое время года организмы встречают в наиболее устойчивом состоянии. Самый же уязвимый процесс – размножение и выращивание молодняка – приходится на самый благоприятный период. На этот же период приходится цветение растений, созревание плодов и семян (вегетационный период).
Эта периодичность смены физиологического состояния в течение года во многом врожденная, то есть проявляется как внутренний годовой ритм.
Если, например, австралийских страусов или дикую собаку динго поместить в зоопарк Северного полушария, период размножения у них наступит осенью, когда в Австралии весна.
Перестройка внутренних годовых ритмов происходит с большим трудом, через целый ряд поколений.
Задолго до наступления неблагоприятных периодов у организмов начинается длительный процесс подготовки. У организмов много приспособлений к сезонному ритму внешних условий. Задолго до наступления зимы у растений опадают листья, созревают плоды и семена. Одни животные становятся малоподвижными и впадают в оцепенение, другие готовятся к активной жизни в суровые холода, третьи уходят от неблагоприятных условий.
Резкие кратковременные изменения погоды (заморозки летом или зимние оттепели) обычно не нарушают годовых ритмов растений и животных.
Таким образом, главным фактором, на который реагируют организмы в годовых циклах, является не случайное изменение погоды, а изменение долготы дня. Это единственный астрономический сигнал наступления нового сезона.

Фотопериод – соотношение светлого и темного времени суток.

Длина светового дня закономерно изменяется в течение года. Если день сокращается, виды начинают готовиться к зиме, а если удлиняется – к активному росту и размножению.

Фотопериодизм – способность организмов реагировать на изменение длины светового дня.

Длина дня оказывает влияние на скорость и интенсивность процессов жизнедеятельности. Например, хризантема зацветает лишь осенью, когда длина дня уменьшается от 12 до 6 часов. У бабочек при уменьшении длины дня замедляется развитие яиц и личинок.
У людей помимо гормональных были обнаружены изменения в обмене веществ, температурной регуляции, кровообращении, кроветворении.
Внешними воздействующими факторами являются для человека продолжительность и интенсивность освещения, фотохимические раздражители изменяющегося ультрафиолетового излучения и температурные колебания.
Так, например, весной люди наиболее восприимчивы к заболеваниям, возникают душевные кризисы, которые выражаются в учащении самоубийств, преступлений и душевных расстройств. Статистика показывает, что весной возникает стремление к более активной физической деятельности (психосоматический рост), в то время как способность к обучению, внимательность и тщательность ухудшаются.
Кризис возникает и осенью, правда, менее выраженный: человек становится более уравновешенным, ограничивается своим домашним "гнездышком", в большой степени становится, склонен к духовной, нежели к физической активности.
Ученые считают, что растения определяют изменение длины светового дня при помощи листьев, а животные и человек – при помощи особого отдела головного мозга.
Человек может использовать знания о биологических ритмах в практической деятельности. Например, при выращивании овощей и фруктов, для повышения яйценоскости кур, благодаря искусственному увеличению длины дня, можно достичь больших результатов.

Приливно-отливные ритмы – ритмы, которые характерны для обитателей прибрежной зоны морей и океанов.

Это самая сложная ритмика в жизни живых организмов. Так у берегов Атлантического океана вода поднимается и спадает дважды в сутки с периодом 12,4 часа (это ровно половина лунного периода). Следовательно, точное время приливов постоянно сдвигается.
Жизнь в приливно-отливной зоне представлена большим многообразием видов. На время отливов моллюски плотно сжимают раковины, рачки прячутся в песок или под мокрые водоросли. Сложность, в данном случае, заключается еще и в том, что на жизнь этих организмов влияет также и суточная периодичность. Рачки и крабы во время дневных приливов ведут себя активнее, чем во время ночных приливов.
Рыба грунион, обитающая у калифорнийского побережья, откладывает свою икру на песчаном пляже во время новолунных или полнолунных приливов, которая развивается там в течение 14 дней до следующего прилива и затем снова попадает в воду.

Таким образом, биологические ритмы приспосабливают организмы к циклическим изменениям во внешней среде.
За точность работы биологические ритмы называют биологическими часами.

Биологические часы – способность живых организмов ориентироваться во времени.

Хронобиология – наука, изучающая вопросы, связанные с регуляцией ритмов человека внешними условиями.

Нарушение установившихся ритмов может снижать работоспособность, оказывать неблагоприятные воздействия на человека. При передвижении в другие часовые пояса, нарушаются регуляции процессов жизнедеятельности, и необходимо от 2 дней до 2 недель, чтобы произошла синхронизация внутренних часов организма с местным временем. А кто из вас ощущает на себе переход на летнее и зимнее время, когда осенью и весной мы переводим часы?
Это еще раз подтверждает существование биологических ритмов у человека.

IV. Закрепление

  1. Перелеты птиц с мест гнездования в южные районы;
  2. Спячка бурых медведей;
  3. Утреннее раскрывание цветков;
  4. Линька соболя;
  5. Открывание и запирание раковин устриц, обитающих в прибрежной зоне;
  6. Весеннее пробуждение растений:
  7. Сон и бодрствование у человека;
  8. Наибольшая восприимчивость кожи к косметическому уходу;
  9. Авитаминозы у человека;
  10. Осенний листопад;
  11. Ночная активность ежей;
  12. Постройка гнезда птицами;
  13. Зарывание рачков прибрежной зоны в мокрый песок;
  14. Ритм дыхания у человека;
  15. Набухание почек у растений;
  16. Появление первоцветов;
  17. Образование плодов и семян у растений;
  18. Оцепенение мух;
  19. Активизация сокодвижения у березы в апреле;
  20. Смена поколений у насекомых (яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомое)

V. Итоги урока (подводят учащиеся).

VI. Домашнее задание: п. 7, задание № 3 с. 58 (письменно), проработать темы для дискуссий (с. 58).

В чем значения ритмичности процессов жизнедеятельности?

Приведите примеры ритмичности процессов в неживой природе.

СРОЧНО помогите пожалуйста.


Это изучает все живое а не живое биология не изучает.


Нужна помощь?

(биология) Подберите в неживой природе примеры процессов, схожих с процессами, характерными для живых организмов.

Попробуйте объяснить это сходство.


Приведите примеры, доказывающие, что живая и неживая природа взаимосвязаны?

Приведите примеры, доказывающие, что живая и неживая природа взаимосвязаны.

Пожалуйста помогите нужно срочно!


1. Перечислите биологические полимеры, входящие в состав живых систем?

1. Перечислите биологические полимеры, входящие в состав живых систем.

2. Какие уровни организации живой материи вы знаете?

3. Как взаимосвязаны различные уровни организации живой материи?

4. Что такое самовоспроизведение (репродукция) живых организмов?

5. Что такое развитие?

Какие формы развития вы знаете?

6. Что такое раздражимость?

Какое значение она имеет для приспособления к условиям существования?

7. Приведите примеры саморегуляции физиологических процессов в организме?

8. В чем значение ритмичности процессов жизнедеятельности?

Приведите примеры ритмичности процессов в нежной природе.


Ритмичность процессов жизнедеятельности биологические ритмы и их значения?

Ритмичность процессов жизнедеятельности биологические ритмы и их значения.


. Какое свойство из перечисленных ниже характерно для живых организмов в отличии от объектов неживой природы?

. Какое свойство из перечисленных ниже характерно для живых организмов в отличии от объектов неживой природы?

А) рост ; б) движение ; в) ритмичность ; г) раздражимость.


Процессы жизнедеятельности простейших и их значение?

Процессы жизнедеятельности простейших и их значение.


В чем значение ритмичности процессов жизнедеятельности?

В чем значение ритмичности процессов жизнедеятельности.


Помогите?

Заполните таблицу процессы жизнедеятельности простейших и их значение.


Подберите в неживой природе примеры процессов живой природы?

Подберите в неживой природе примеры процессов живой природы.


Что такое ритмичный процес жизнедеятельности?

Что такое ритмичный процес жизнедеятельности?

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос В чем значения ритмичности процессов жизнедеятельности?, относящийся к категории Биология. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 5 - 9 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.


План : 1) Роберт Гук английский естествоиспытатель 2)открытия Роберт Гука 3)изобретения 4)достижения Ро́берт Гук английский естествоиспытатель, учёный - энциклопедист. Гука смело можно назвать одним из отцов физики, в особенности экспериментальной, ..


Ладимир Вернадский родился в Санкт - Петербурге 28 февраля (12 марта по новому стилю) 1863 года в либерально - дворянской семье. Владимир Вернадский был троюродным братом известного русского писателя Владимира Короленко. В структуре биосферы Вернад..


При отсутствии света будет питаться органическими веществами, как животное.


Она будет образовывать защитную пленку.


С такими же генами и будет. Будет карлик с такой же патологией, что и родители. Ну а если будет нормальный, то гены и патология в последствии даст о себе знать.


Т = а = 150 150 + 150 = 300 ц + г = 1200 - 300 = 900 ц = г = 900 / 2 = 450.


Наследственность организма определяется набором генов (геномом). Ген — это участок молекулы ДНК, локализованный в хромосомах. Молекула ДНК состоит из двух спирально закрученных вокруг общей оси длинных полинуклеотидных цепей. Отдельные нукле - оти..


1) за 2 часа 6 бактерий 2) за 5 часов 15 бактерий.


1А 2Г 3Б 4Б 5В 6ГБВА ВОТ ТАК.


Тип химических элементов - макроэлементы( составляет 99%) Все вышеперечисленные вещества относятся к 1 группе макроэлементов.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: