Инновационная деятельность в школе как показатель качества образования

Обновлено: 04.07.2024

  • Отдел общей и учебной работы
  • Отдел развития профессионального образования
  • Информационно-технологический отдел
  • Редакционно-издательский отдел
  • Отдел по реализации проектов и программ
  • Административно-хозяйственный отдел
  • Конференции
  • Круглые столы, мастер-классы
  • Фестивали, слёты, выставки, акции
  • Конкурсы
  • Сетевые мероприятия
  • Форумы
  • План курсовых мероприятий
  • Региональный банк модульных программ
  • Обучение по индивидуальным образовательным программам
  • Площадка дистанционного обучения
  • Неформальное повышение квалификации
  • Форум
  • Эффективность повышения квалификации
  • Реализация Национального проекта "Образование"
  • Школы капитального ремонта
  • Центр онлайн-образования
  • Сберкласс
  • Стажировочные площадки Тамбовской области
  • Педклассы
  • ФЦП "Русский язык"
  • Дистанционное обучение детей-инвалидов
  • Формирование культуры межэтнических и межконфессиональных отношений подростков и молодежи
  • Школьный учебник
  • ТамбовВИКИ
  • Доступная среда
  • Концепция преподавания русского языка и литературы
  • Реализация Концепции математического образования
  • ПНП "Образование"
  • Основы религиозных культур
  • Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся
  • Финансовая грамотность
  • Августовский педагогический форум 2021
  • Агробизнес образование
  • Школы роста
  • ФГОС

eyes
adress1

Консультирование

Отдел по реализации проектов и программ

Консультирование

Оценка эффективности инновационной деятельности как условие управления качеством образования в школе

Ключевые понятия: качество образования, инновации, критерии, показатели, качество образования, оценка эффективности инновационной деятельности.

Проблема

В современном мире в системе общего образования четко наблюдается тенденция перехода образования от режима простого функционирования в инновационный режим развития. Эти изменения продиктованы и меняющейся политикой в сфере образования, и тем, что образовательные организации вступают на путь конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг. Вместе с тем школе необходимы не любые изменения, а лишь только те, которые бы приводили к положительным изменениям ее образовательной системы и результатов образования.

Оценка эффективности деятельности образовательной организации, функционирующей в инновационном режиме, - это один из ключевых механизмов регулирования развития системы образования в целом и отдельных ее компонентов.

Переход образовательной организации в режим инноваций влечет за собой необходимость создания механизмов, обеспечивающих оценку эффективности и перспективности, происходящих в организации процессов, которые в свою очередь направлены на повышение качества образования в целом.

В последние годы в системе образования происходят значительные изменения: появляются новые образовательные парадигмы, концепции, новые модели образовательных учреждений, обновляется содержание образования, разрабатываются новые стандарты и пр. В условиях модернизации российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.

В первую очередь современное качество образования – это:

1) качество результата, проявляющееся в готовности выпускника школы к самостоятельной жизнедеятельности,

2) качество процесса, которое определяется изменениями в профессионально - педагогической деятельности учителя,

3) качество управления образованием.

Инновационные процессы в современной системе образования имеют свою главную направленность – качественное обновление педагогической деятельности, и как результат – повышение качества образования.

Проблема внедрения инноваций в образование сегодня становится актуальной в виду нескольких причин:

так инновации признаны необходимым условием развития образования и находят отражение в федеральных государственных стандартах;

на современном этапе модернизации образования первостепенную важность приобретают проблемы управления инновационным развитием образовательных систем;

современное обучение напрямую связано с тем, насколько развита инновационная деятельность в образовательном учреждении.

Кроме того, потребность в инновациях определяется несколькими факторами:

1. Изменение содержания образования, введение новых дисциплин, поиск современных технологий обучения.

2. Социальные и экономические изменения в политике государства предопределили необходимость кардинальных перемен в системе образования. Средством обновлений сегодня является именно инновационная деятельность педагогов, которая включает в себя формирование, освоение и применение педагогических инноваций.

3. В современном обществе создаются новые типы учебных заведений, тем самым происходит реальная конкурентоспособность, что заставляет задуматься о качестве обучения.

Деятельность образовательного учреждения, функционирующего в инновационном режиме, нуждается в системе отслеживания её результативности. Следует отметить, что для обеспечения положительного воздействия новшеств на качество образовательного процесса в современной школе необходим системный анализ и оценка эффективности инновационной деятельности. Такой анализ должен проводить педагогический коллектив школы, чтобы самим оценивать изменения в образовательной системе и динамику развития школы. Анализ качества инновационной деятельности – это метод исследования совокупности свойств (характеристик) инновационной системы школы. Для анализа и оценки педагогическим коллективом свойств инновационной системы школы необходимо разработать методики анализа, критерии и инструментарий оценки, то есть мониторинг эффективности инновационной образовательной деятельности, который должен давать возможность применить его для понимания эффективности не только педагогической, но и управленческой деятельности.

Главной задачей мониторинга инноваций в образовательной организации является исследование эффективности образовательного процесса, организация обратной связи в системе.

Для того чтобы определить содержание обратной связи в образовательной организации необходимо разделить два системно связанных аспекта эффективности деятельности образовательного учреждения:

1. Уровень образовательных результатов - уровень знаний, умений и навыков, полученные обучающимися в результате изучения конкретных учебных дисциплин.

2. Уровень и качественные характеристики образовательных эффектов – новых способностей, способов действия, компетентностей, возникающих у школьников в результате целой системы реализации инноваций. Речь идет о развитии у обучающихся ряда метапредметных способностей, являющихся не столько результатом освоения учебной программы, сколько результатом не относящихся к ней прямо способов организации образовательного пространства и форм взаимодействия в нем.

Цели образовательного процесса в организации становятся основанием в определении критериев оценки качества образования, на основе которых проводится мониторинг. По каждому критерию отработаны составляющие его показатели, методы диагностики, сроки проведения, форма представления результатов, кто проводит, кто ответственен. Все это будет составлять систему мониторинга качества образования в образовательной организации.

Таким образом, мониторинг инноваций в образовательном учреждении предполагает решение следующего спектра задач:

отслеживание развития инновационной деятельности в образовательном учреждении;

использование результатов в управленческой деятельности с целью коррекции и предотвращения негативных вариантов развития ситуации;

подготовка аналитических и справочных изданий;

прогнозирование, выявление тенденций и перспектив развития инновационной деятельности образовательного учреждения.

При проведении мониторинга инноваций в образовательной организации достаточно эффективным является использование показателей.

Признаками показателей являются:

диагностичность – возможность наблюдать, сравнивать, описывать, качественно определять, количественно замерять;

валидность – адекватность выбранного признака показателя тому, что именно хочет оценить инноватор;

комплексность – возможность через совокупности признаков показателей раскрыть содержание и сущность состояния педагогического или управленческого объекта инновационного процесса;

нейтральность – устойчивость от воздействий на исследуемые процессы.

В таблице приведены примеры критериев и показателей, которые наиболее часто используются образовательной организацией в описании результатов инновационной деятельности (табл. 1).

Критерии и показатели результативности инновационной деятельности образовательной организации

Критерии Показатели
качество обучения в ОО соотношение качества знаний и количества, поступивших в ВУЗы 11-классников
сформированность активной жизненной позиции количество выпускников, занимающихся общественной деятельностью
социализация, умение брать на себя ответственность количество выпускников совмещающих обучение в ВУЗе с работой (подработкой)
наличие образовательной среды с многовариантным выбором количество обучающихся, занятых в системе дополнительного образования в ОУ
уровень познавательного интереса и учебной мотивации участие обучающихся в научно-исследовательской деятельности
отношение и готовность к участию в инновационной образовательной деятельности предпочтительные формы участия в инновационной деятельности педагогов, родителей и обучающихся

Таким образом, организация, проведение и оценка инновационных преобразований в школе в современных социально-экономических условиях, безусловно, является действием прогрессивным, способствующим развитию образовательного учреждения, его конкурентоспособности в соответствие с сегодняшними тенденциям в образовании, потребностями в экономике и общественной жизни страны.

Список литературы:

1. Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. Инновации и качество школьного образования: Научно-методическое пособие для педагогов инновационных школ. – СПб.: КАРО, 2007. – 144с.

2. Бедешко Т.Г., А.В. Зеленцова, А.Н. Кузибецкий и др. Под ред. А.Н. Кузибецкого. Вопросы подготовки менеджеров образования: управление изменениями: учеб. пособие для системы доп. проф.- пед. образования. – Волгоград: Перемена, 1998.- 132 с.

4. Инновационные проекты и программы в образовании. / Журнал для педагогов и руководителей инновационных образовательных учреждений.- Москва: 2008. - № 1.

5. Инновационные проекты и программы в образовании. / Журнал для педагогов и руководителей инновационных образовательных учреждений.- Москва: 2008. - № 2.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).

Условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Инновационная деятельность как условие повышения качества образования

Инновационная деятельность преподавателя. 5

Технологии для мотивации познавательной деятельности обучающихся 6

Анализ полученных результатов 9

В настоящее время наблюдается снижение познавательной активности обучающихся. Им не интересно просто механически заучивать и воспроизводить заданный материал. Тем более, в настоящее время наблюдается прорыв в компьютеризации различных видов деятельности. Графика, анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном режиме работы создают информационную среду, в которой как обучающийся, так и преподаватель обретает качественно новые возможности.

2 Проблема исследования.

Самой актуальной проблемой современного образования, заставляющей обращаться к инновационной деятельности, является «социальная конкурентоспособность, с которой приходится сталкиваться практически каждому коллективу, оказывающему услуги в сфере образования.

Коллективы образовательных учреждений обязаны самостоятельно заботиться о сохранении конкурентоспособности, отслеживать и прогнозировать ситуацию на образовательном рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических достижений и, соответственно, быть чуть впереди.

Это возможно только при внедрении и включении в образовательный процесс проблемно и методико-ориентированных инноваций.

3 Целями инновационной деятельности являются:

- обеспечение способности образовательного учреждения позиционироваться, как инновационное, востребованное и конкурентоспособное на рынке образовательных услуг;

- обеспечение перехода на качественно новый уровень подготовки специалиста, готового к реализации новых стандартов образования в условиях современной информационной реальности;

- создание обучающимся условий творческого саморазвития конкурентоспособной личности;

- научить обучающихся осознавать свою личную и социальную значимость;

- воспитание ответственности личности в принятии решений;

- концентрирование способности для реализации поставленных задач.

- разработка содержания и методики использования наиболее эффективных педагогических технологий и форм обучения для повышения мотивации обучающихся к обучению, повышения их заинтересованности в изучаемых предметах и повышения качества обучения.

4 Исходя из этого можно обозначить следующие задачи инновационной деятельности:

- формирование конкурентоспособной личности (и обучающийся и преподаватель);

- готовность преподавателя к инновационной деятельности

- совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, материально-технического обеспечения системы образования.

1 Инновационная деятельность преподавателя.

(Тадеуш Котарбиньский)

Как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании, методах и формах, технологии обучения и воспитания с целью повышение их эффективности.

Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии ОУ по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.

Основные признаки инновационной деятельности педагога.

Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога.

Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:

- творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах;

- открытость личности новому, гибкость мышления;

- культурно-эстетическая развитость и образованность;

- готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;

- развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).

Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).

Условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.

Инновация – это не просто фиксация факта, это целая система в работе педагога, в описании которой должны быть указаны содержание, цель, сроки реализации, проблемы, на решение которых направлена инновация, способы диагностики результатов инновационной практики, формы представления опыта.

Инновации в обучении:

- новые методики преподавания;

- новые способы организации занятий;

- новшества в методах оценивания образовательного результата

Педагогическая технология - это не просто использование технических средств обучения или компьютеров, - это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.

2 Технологии для мотивации познавательной деятельности обучающихся.

Кейс – метод - позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых,

их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою.

Педагогическая мастерская. На вопрос, что такое педагогическая мастерская, можно ответить следующее: мастерская - это средство передачи преподавателем концептуальной и практической сторон своей педагогической системы.

Технология постановки целей. Цели обучения формируются через результаты обучения, выраженные в действиях обучающихся, причем таких, которые учитель или какой-либо другой эксперт могут надежно опознать.

Баскет-метод. Суть этого обучения - активное вовлечение обучающихся в учебный процесс. На занятиях учитель в центре внимания: он - не мудрец, а помощник, проводник знаний.

Задача преподавателя не только доступно, научно и грамотно изложить материал, но и научить учеников правильно составлять и задавать вопросы, логически излагать свои мысли, пользоваться научной литературой.

Модульная технология. Цель модульной технологии – создание благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактической системы к индивидуальным потребностям личности.

Все это делается, чтобы учащиеся могли работать с материалом самостоятельно, так как сначала им дается пакет информации и методов работы.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общественного результата деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность обучающихся, связанная с решениями задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленной в стандартном виде.

IT-технологии усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Внедрение этой технологии позволяет сформировать информационную структуру управления образовательным учреждением; осуществлять планирование учебного процесса; создать объективную и независимую систему мониторинга качества учебного процесса.

Так, что же выбрать? Учитель или компьютер? Компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его; разумное использование компьютера на уроках продвигает учащихся в интеллектуальном развитии, воспитывает любознательность, творчество, научное мировоззрение.

Использование ИТ-технологий позволяет повысить мотивацию обучения учащихся, добиться высоких показателей качества обученнности учеников, развивать стремление к саморазвитию и творческому росту.

Использование информационных технологий в образовательном процессе имеет следующие преимущества:

- разнообразие форм учебной деятельности;

- комфортность работы с материалом;

- повышение мотивации обучения;

- усиление наглядности урока;

- эффективность усвоения материала;

- оптимизация учебного процесса.

Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решить одну из важных задач обучения - повышение уровня знаний.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.

Компьютеризированное обучение на базе данных технологий не может заменить человека-преподавателя, но оно может дополнить и усовершенствовать деятельность преподавателя, особенно в тех областях, в которых развиваются самостоятельность, творческое мышление.

При этом обучающиеся с самого начала вовлечены в активную познавательную деятельность. Они учатся не только приобретать и применять знания, но и находить необходимые для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.

Новые педагогические технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции новых методов образования, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

3 Анализ полученных результатов

Использование современных технологий в преподавании своих дисциплин и ПМ, позволило развить интерес обучающихся к специальности. Классические и интегрированные уроки с использованием презентаций, тестов и программных продуктов позволяют обучающимся углубить знания, полученные ранее.

Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности обучающихся и отвечает запросам современного общества.

Использование современных технологий обеспечивает следующие результаты:

резко повышается интерес обучающихся к работе и их активность;

формируется умение обучающихся принимать оптимальные решения, действовать вариативно;

преподаватель освобождается от большого объёма рутинной работы;

предоставляется возможность творческой деятельности на основании полученных результатов.

Анализируя показатели работы преподавателя, из графика видно, что применение ИКТ в образовательном процессе, способствует повышению процента качества усвоения материала обучающимися.

Таким образом, в большинстве случаев применение ИКТ положительно сказывается на мотивации обучающихся, а, следовательно, и на качестве обучения.

Основные особенности применения современных образовательных технологий состоят в следующем:

качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;

с помощью доски и мела затруднительно объяснять работу с различными приложениями;

слайды презентаций легко редактировать;

видеоинформация обеспечивает лучшее представление принципа работы оборудования и выполнения процесса обработки;

рисунки, выполненные в качестве вставки на слайдах презентаций, не сравнимы с рисунками, выполненными преподавателем на доске;

используя в презентациях гиперссылки, можно легко перейти к взаимосвязанной информации, не тратя время на поиски плакатов;

повышение уровня использования наглядности на уроке;

повышение производительности урока;

установление межпредметных связей с другими предметами;

обучающихся привлекает новизна проведения занятий;

создаётся обстановка реального общения, при которой обучающиеся стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу;

обучающиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой;

у обучающихся появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания (сами готовят презентации, доклады, видеоролики, проекты);

при выполнении практических действий проявляется самоконтроль;

использование тестовых заданий экономит время на опрос;

возможность опросить сразу всех обучающихся на занятии;

повышается авторитет преподавателя среди обучающихся.

Таким образом, эффективность использования существующих возможностей для применения современных образовательных технологий очевидна. Обучение становится интересным и увлекательным, повышается познавательная активность обучающихся.

Несмотря на явные плюсы, имеются проблемы, которые тормозят массовое внедрение мультимедиа в образование:

1. Экономические – современные образовательные технологии требуют дорогостоящей техники.

2. Психолого-педагогические – не каждый преподаватель будет тратить массу личного времени на поиски информации, ее переработки и изложении в электронном виде.

Каждый человек – единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения, воспитания и управления необходимо учитывать, прежде всего, индивидуальность и неповторимость каждого человека. В условиях внедрения ФГОС СПО нового поколения, повышения требований к качеству подготовки специалистов, педагогический коллектив учреждений СПО - это профессионально подготовленный коллектив преподавателей, способный обеспечить качественное обучение и воспитание молодого поколения.

Изменение форм учебной и педагогической деятельности обусловлено применением современных педагогических технологий и приводит к перераспределению нагрузки преподавателей и обучающихся.

Использование в учебном процессе современных педагогических технологий позволяет изменить характер учебно-познавательной деятельности обучающихся, активизировать их самостоятельную работу с различными электронными средствами учебного назначения. Наиболее эффективно применение ИКТ и мультимедиа в процессе проведения лекционных занятий, тестирования, зачётных занятий, игр и т.д.

Эффективность данного обучения достигается лишь в том случае, если сам преподаватель понимает и осознает перспективность такого обучения, применяя в своей практике современные методы и формы обучения.

Многие авторы, изучающие и разрабатывающие данную проблему, отмечают, что современные образовательные технологии являются наиболее подходящим средством в обучении. С их использованием процесс обучения перешел на качественно новый уровень.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996.

Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с. 12 – 13.

Дмитриенко Т.В. Технологии, формирующие компетенции специалиста // Специалист. – 2010. № 2. – С. 16-17.


В статье раскрываются основные критерии и показатели оценки качества инновационной деятельности в общеобразовательных организациях.

Текст научной статьи

Следует отметить, что сегодня в системе общего образования четко наблюдается тенденция перехода образования от режима простого функционирования в режим развития. Эти изменения продиктованы и меняющейся политикой в сфере образования, образовательные организации вступают на путь конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг. Вместе с тем школе необходимы не любые изменения, а лишь только те, которые бы приводили к положительным изменениям ее образовательной системы и результатов образования. При этом среди факторов, определяющих конкурентоспособность образовательных организаций, все большее значение придается качеству инновационной деятельности. Под инновационной деятельностью в рамках теории развивающихся педагогических систем (В.С.Лазарев) следует понимать деятельность, направленную на создание, распространение и внедрение новшеств. Как всякая деятельность инновационная деятельность имеет: объект, на преобразование которого она направлена; субъект - то, кто осуществляет эту деятельность (педагогический коллектив); цели, содержание, средства, условия и результаты. Объектом инновационной деятельности является образовательная система школы. Субъектом инновационной деятельности следует рассматривать педагогический коллектив школы. Стратегическая цель инновационной деятельности в школе состоит в повышение качества образовательной системы за счет внедрения педагогических новшеств. Основными средствами инновационной деятельности можно считать методы выявления актуальных потребностей в школе, методы поиска, оценки и разработки новшеств, методы внедрения новшеств в образовательную систему школы [2, C.30]. Условиями инновационной деятельности принято считать организационные условия (кадровый потенциал, нормативно-правовое, научно-методическое обеспечение, материально-техническая база и др.) и мотивационные (амбициозность руководства и педагогов, формы стимулирования, знание проблем, профессиональные рост и др.). Главным результатом инновационной деятельности является - изменения в целях, содержании, образовательных технологиях, условиях, которые направлены на повышение качества образования. Таким образом, наряду с образовательной системой в школе должна быть создана и инновационная система, призванная повышать способность педагогического коллектива школы к развитию, и как следствие, к обеспечению качественного образования. Инновационная система создается в школе тогда, когда в ней ведется качественная аналитическая работа, анализируется состояние образовательной системы, выявляются проблемы и их причины, педагоги занимаются поиском педагогических новшеств и активно их внедряют, чтобы повысить эффективность образовательной деятельности. Инновационная система школы выполняет следующие функции: выявление проблем в образовательной системе; выявление возможностей развития образовательной системы; поиск, оценка или разработка новшеств; внедрение новшеств. В зависимости от того, как данные функции реализуются в школе можно говорить о качестве инновационной деятельности. Качество инновационной деятельности образовательной организации определяют как отношение между необходимыми, потенциально возможными и фактически реализуемыми изменениями в ее образовательной системе. Результаты исследований ученых центра исследований инновационных процессов в образовании ИСРО РАО показывают, что между общеобразовательными организациями существуют различия в качестве инновационной деятельности. Можно выделить следующие стили инновационного поведения общеобразовательных организаций: пассивно - приспособительный, активно-приспособительный, лидерский и преобразующий. Различия в инновационной деятельности объясняются некоторыми трудностями, связанными с профессиональной готовностью педагогов: - педагоги сопротивляются внедрению новшеств; - педагоги имитируют инновационную активность, фактически мало что изменяя в целях, технологиях, содержании образования; - педагоги не анализируют образовательную систему школы, они не привлекаются к анализу; - педагоги не стимулируются за ведение инновационной деятельности; - педагоги слабо информированы о новшествах и способах их внедрения; - отсутствует надежная методика по самоанализу и самооценки качества инновационной деятельности. Как показывают результаты исследования для обеспечения положительного воздействия новшеств на качество образовательного процесса в современной школе необходим системный анализ и оценка эффективности инновационной деятельности. Такой анализ должен проводить педагогический коллектив школы, чтобы самим оценивать изменения в образовательной системе и динамику развития школы. Анализ качества инновационной деятельности - это метод исследования совокупности свойств (характеристик) инновационной системы школы. Основными свойствами, критериями оценки инновационной системы являются: чувствительность педагогического коллектива к проблемам; восприимчивость к новшествам; внедренческий потенциал школы. Для анализа и оценки педагогическим коллективом свойств инновационной системы школы были разработаны методики анализа, критерии и инструментарий оценки. Так, чувствительность школы к проблемам определяется следующими показателями: • анализируются ли результаты образования на каждой его ступени? • по отношению к каким целям оцениваются результаты образования? • операционально ли определяются недостатки в результатах образования? • анализируется ли состояние образовательной системы школы? • операционально ли определяются недостатки компонентов образовательной системы школы? • устанавливаются ли причинно-следственные связи между недостатками компонентов образовательной системы и результатами образования? • какое участие принимают учителя в анализе результатов образования? Показателями восприимчивости школы к новшествам служат: • активность учителей в поиске способов улучшения результатов своей работы и разработке предложений по улучшению работы школы; • интенсивность участия учителей в организованных формах обмена информацией о новых разработках; • интенсивность обсуждения в школе разработанных педагогических новшеств, передового опыта; • полезность проводящихся обсуждений новых разработок; • степень участия учителей в поиске решений проблем школы; • наличие отлаженного механизма рассмотрения новшеств; • методическая оснащенность внедрения новшеств. Показателями внедренческого потенциала школы служат: • конкретность определения общей цели развития школы и целей развития ее основных ступеней; • конкретность и детальность планов внедрения новшеств; • методическая оснащенность оценок инновационных проектов, программ экспериментов; • мотивированность учителей на участие в инновационной деятельности; • степень участия учителей в планировании и организации их исполнения; • наличие отлаженных механизмов координации действий исполнителей при внедрении новшеств; • дисциплина исполнения; • наличие эффективных механизмов разрешения разногласий между исполнителями; • рациональность объема и эффективность контроля процесса внедрения; • своевременность реагирования руководства в ситуациях затруднений у исполнителей [3, C. 84]. Таким образом, разработанные критерии могут служить основой для разработки методик и технологий оценивания.

Примеры успешных инноваций российских школ

Потребности образования в инновациях

Кроме требований Министерства просвещения, есть ещё ряд факторов, определяющих потребности образования в инновациях:

  • появление новых типов образовательных учреждений и повышение уровня конкуренции;
  • пересмотр содержания, корректировка перечня изучаемых предметов;
  • необходимость освоения педагогами современных технологий;
  • переход к новому пониманию роли педагога, как помощника ученику в его развитии.

Инновационным образовательным технологиям общего образования придаётся значение на государственном уровне.

Локальные практики и инициативы по внедрению инноваций рассматриваются сегодня как точка роста всего российского образования.

Такие методики становятся основой инновационных площадок по конкретным направлениям. Темы инновационных проектов в школе могут быть разными: общественная активность учащихся, паритет физической и духовной культуры, модели высокотехнологичной среды.

Что такое инновации в образовании

Сегодня инновации в школе – это не только примеры использования интерактивной доски и электронного дневника. Наиболее серьёзные изменения претерпевают технологии преподавания предметов школьной программы.

В центре внимания современного учителя индивидуализация обучения, личностно-ориентированные технологии, особенности интеллектуального развития и способы его мониторинга.

Создание внутришкольной системы оценки качества образования требует разработки новых критериев и методик, а потому – тоже относится к инновационной.

Базовая единица новаторской деятельности в образовании – урок, как основная форма организации учебного процесса.

Инновации в жизни школы, это, прежде всего, новые подходы к организации урока: распределение времени, формы работы с классом, планирование поэтапного усложнения заданий, использование эвристических методов.

Современный урок строится на основе системно-деятельностного подхода. Инновационные технологии по ФГОС внедряются через урок, на котором:

  • мышление каждого ученика активно;
  • учитель помогает ученику формировать эмоциональное отношение к деятельности;
  • стимулируется познание;
  • происходит сознательное формирование универсальных учебных действий, как способов взаимодействия ученика с информацией, с людьми, управления собственным мышлением;
  • есть место для рефлексивного самообучения и самоконтроля учеников;
  • присутствуют самостоятельность, творчество;
  • оценивается уровень полноты усвоения знаний.

Как организована инновационная деятельность

Учёные выделяют два типа новаторских процессов: спонтанные и организованные. Перед руководством стоят задачи эффективного управления и объективной оценки инновационных процессов. Единица внедрения школой организованных инноваций –проект.

Инструмент управления инновациями – карта инноваций образовательного учреждения.

При составлении карты руководство проводит анализ текущей ситуации, выявляя проблемы, поиск решения которых станет предметом работы. Как правило, в карту вносят одну главную или несколько родственных проблем.

Структура карты инноваций напоминает стандартное описание проекта:

  • проблема;
  • цель;
  • сущность инновации (механизм достижения цели);
  • результат, к которому должно привести внедрение инновации;
  • область применения (административная, дидактическая, кадровая, психолого-педагогическая, междисциплинарная);
  • способ апробации результата (выступление перед профессиональным сообществом);
  • проблемы, возникшие при внедрении инновации.

Карту инноваций руководство представляет на обсуждение коллектива. На основе карты составляется план, включающий подробное описание этапов внедрения конкретного инновационного проекта в школе.

Инновационная работа в школе

Обязательность внедрения инноваций не делает каждую школу источником обновления системы образования.

Инновационная школа – та, работа которой строится с использованием авторских подходов к организации учебного и воспитательного процессов.

Такой школе свойственно отличное собственное понимание аспектов образования: от целей до технологий.

Часто процессы внутри такой школы строятся на базе научно обоснованных философских, социально-психологических или педагогических концепций. Результат осмысления этих подходов – продуманная динамическая система взаимосвязей, инноваций в образовательной и воспитательной работе.

Инновационная школа работает, согласуясь с интересами общества, социальным заказом и имеет чёткое представление о критериях результативности образования.

Информационное обеспечение инноваций

Государственная поддержка новаторских практик в образовании помогает выявлять и тиражировать лучший опыт. С этой целью ежегодно Министерство просвещения отбирает школы, инновационная деятельность которых представляет ценность на федеральном уровне. Победители получают грант на развитие инновационных технологий по заявленному направлению за стенами своего учреждения. Ниже представлены примеры внедрения результатов инновационной деятельности победителями министерских конкурсов.

Модель управления

Реализован краснодарской СОШ №32. Проведена автоматизация библиотечных процессов, в том числе создан информационно-библиотечный центр. Разработаны программы повышения квалификации для педагогов и руководителей образовательных учреждений.

Особенности инновационных процессов в школьном образовании затрудняют анализ эффективности из-за отсроченного характера результата. Школы, выбравшие такой путь развития, организуют все процессы иначе, что выводит их на первые позиции по успеваемости, результатам ЕГЭ и ОГЭ, призовым местам учащихся на олимпиадах.

Читайте также: