Какие этапы научной карьеры может пройти ученый кратко

Обновлено: 05.07.2024

Последний период деятельности ученого связан с изучением русского синтаксиса и построением общей синтаксической теории. Изданный после его смерти "Синтаксис русского языка" (1925-1927) оказал огромное влияние на все последующее развитие синтаксической теории в России. В нем Шахматов впервые сделал попытку выявить систему в огромном разнообразии синтаксических конструкций русского языка. В основе его теории предложения лежит учение о коммуникации. Коммуникация понимается как особый акт мышления, который сообщает о состоявшемся в мышлении сочетании представлений. Словесным выражением единицы мышления является предложение, именно через предложение реализуется связь языка и мышления. Предложение и является предметом синтаксиса как особой лингвистической дисциплины.

Шахматову принадлежит немало научных открытий в области истории и диалектологии русского и других славянских языков. В своих работах "Исследование в области русской фонетики" (1894), "К истории звуков русского языка" (1898), "Очерк древнейшего периода истории русского языка" (1915) он решал задачу реконструкции древнейших славянской и русской языковых систем, изучал их фонетические особенности. Сделанные ученым открытия были включены в университетский курс истории русского языка, который Шахматов читал в Петербургском университете в 1910-1911 гг. Он поставил изучение истории языка в широкий культурно-исторический контекст, впервые использовал данные диалектологии при изучении древних письменных памятников с целью воссоздания особенностей живой древнерусской речи.

Еще юношей он проявил выдающиеся лингвистические и научные способности: в 17 лет опубликовал статью "К критике древнерусских текстов" в крупнейшем европейском славистическом журнале, а через год выступил оппонентом на защите диссертации, которую подготовил А. И. Соболевский, будущий академик, крупнейший филолог и историк языка. В студенческие годы Шахматов занимался исследованиями древнерусских рукописей, их научным описанием и подготовкой к публикации. Созданные им в этот период работы, и в частности "Исследование о языке новгородских грамот XIII и XIV вв." (1886), до сих пор являются образцом научных изысканий. В 29 лет защитил диссертацию и стал самым молодым в истории русской филологии

Работы



Примечания

1. Макаров В. Шахматов в Губарёвке // Волга, 1990 г., №3

2. Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Т. 2: Беліцк — Гімн / Рэдкал.: Б. І. Сачанка і інш. — Мн.: БелЭн, 1994. — Т. 2. — 537 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85700-142-0 (на белор. языке)

3. Данилевский И. Н. Повесть временных лет. Герменевтические основы источниковедения летописных текстов, Москва, Аспект-Пресс, 2004 г.

7. Тимошенко П. О. О. Шахматов про укр. мову // Укр. мова в школі, ч. 4, 1956.

Должность Учреждение
1894 1897 Адъюнкт Академия наук
1897 1899 Экстраординарный академик Академия наук
1899 1920 Ординарный академик Академия наук
1908 1910 приват-доцент Петербургский университет Кафедра русской словесности Историко-филологический
1910 1920 ординарный профессор Петербургский университет кафедра русской словесности (русского языка и русской литературы) Историко-филологический с 1919 г. Факультет общественных наук (ФОН)

Последний период деятельности ученого связан с изучением русского синтаксиса и построением общей синтаксической теории. Изданный после его смерти "Синтаксис русского языка" (1925-1927) оказал огромное влияние на все последующее развитие синтаксической теории в России. В нем Шахматов впервые сделал попытку выявить систему в огромном разнообразии синтаксических конструкций русского языка. В основе его теории предложения лежит учение о коммуникации. Коммуникация понимается как особый акт мышления, который сообщает о состоявшемся в мышлении сочетании представлений. Словесным выражением единицы мышления является предложение, именно через предложение реализуется связь языка и мышления. Предложение и является предметом синтаксиса как особой лингвистической дисциплины.

Шахматову принадлежит немало научных открытий в области истории и диалектологии русского и других славянских языков. В своих работах "Исследование в области русской фонетики" (1894), "К истории звуков русского языка" (1898), "Очерк древнейшего периода истории русского языка" (1915) он решал задачу реконструкции древнейших славянской и русской языковых систем, изучал их фонетические особенности. Сделанные ученым открытия были включены в университетский курс истории русского языка, который Шахматов читал в Петербургском университете в 1910-1911 гг. Он поставил изучение истории языка в широкий культурно-исторический контекст, впервые использовал данные диалектологии при изучении древних письменных памятников с целью воссоздания особенностей живой древнерусской речи.

Еще юношей он проявил выдающиеся лингвистические и научные способности: в 17 лет опубликовал статью "К критике древнерусских текстов" в крупнейшем европейском славистическом журнале, а через год выступил оппонентом на защите диссертации, которую подготовил А. И. Соболевский, будущий академик, крупнейший филолог и историк языка. В студенческие годы Шахматов занимался исследованиями древнерусских рукописей, их научным описанием и подготовкой к публикации. Созданные им в этот период работы, и в частности "Исследование о языке новгородских грамот XIII и XIV вв." (1886), до сих пор являются образцом научных изысканий. В 29 лет защитил диссертацию и стал самым молодым в истории русской филологии

Работы

Примечания

1. Макаров В. Шахматов в Губарёвке // Волга, 1990 г., №3

2. Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Т. 2: Беліцк — Гімн / Рэдкал.: Б. І. Сачанка і інш. — Мн.: БелЭн, 1994. — Т. 2. — 537 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85700-142-0 (на белор. языке)

3. Данилевский И. Н. Повесть временных лет. Герменевтические основы источниковедения летописных текстов, Москва, Аспект-Пресс, 2004 г.

7. Тимошенко П. О. О. Шахматов про укр. мову // Укр. мова в школі, ч. 4, 1956.

Родиной принято считать место, где ты родился, вырос, провел свое детство.

Ответ достаточно прост,просто человек находится в таком возрасте,когда ему хочется попробовать всё и сразу,испытать что то новое,ну или просто из за интереса,каков будет эффект.Или же за компанию.Запретный плод сладок,как говорится.

Ценности:не забывать о своих корнях,чтить то что тебе передано предками,хранить семейные реликвии, продолжать дело твоей семьи даже ради духовного развития.,ценность воспитания Традиции, на выходных совместные ужины и время провождения, что-то мастерить своими руками и к этому привлекать семью, проведовать старших члены семьи,летом поездка на море всей семьёй , обсуждение и беседа всех члены семьи

Совесть, как регулятор моегоповедения

Я давно убедился: нет лучшего духовного советника, чем наша совесть. Это уникальный подарок от природы! Некий сплав тирана и в то же время миротворца. Она не только указывает, но и объясняет как вести себя в той или иной ситуации.

Совесть - понятие собирательное, включающее наши моральные и социальные принципы и нравы. Не стоит пренебрегать ей. Формирование, сохранение и пополнение этого дара полностью зависит от самих нас!

В своём жизненном опыте я не раз подтвердил для себя, что совесть - лучший регулятор моего поведения.

Объясните понятие "политический режим". Назовите основные черты, присущие демократическому политическому режиму.

В качестве ступенек научной карьеры предлагаю взять научные степени. Конечно наука — это не только диссертации. И все же именно они дают определенный статус (а куда же в карьере без статуса, верно?). Вот эти ступеньки:

  1. Специалист/магистр.
  2. Кандидат наук.
  3. Доктор наук.

Специалист/магистр

Что делать?

На первых этапах научной карьеры наставник необходим! Он поможет сориентироваться в море информации, поддержит в выборе темы и даст советы по подготовке к защите. Ваше сотрудничество может не ограничиться дипломной или магистерской работой: я, например, написала у научного руководителя диплом, потом кандидатскую диссертацию, а теперь работаю под ее руководством!

Кандидат наук

Что делать?

  • выбрать форму обучения: аспирантура или соискательство;
  • проводить исследования/опыты по теме диссертации, участвовать в конференциях, публиковать свои статьи (не менее 3-х, причем в рекомендованных Высшей аттестационной комиссией изданиях);
  • сдать кандидатские экзамены по иностранному языку, философии и специальности (опять экзамены!);
  • написать сам текст диссертации и ее автореферат;
  • собрать гору документов к защите.

Доктор наук

этапы научной карьеры

Если вам стало тесновато в статусе кандидата наук, беритесь за докторскую! Докторская диссертация — это мощный научный труд, открывающий новое научное направление. Работа над докторской ведется несколько лет, по ее теме автор должен опубликовать не менее 15 работ. На практике у соискателя обычно от 20 до 60 публикаций по теме!

Научный руководитель соискателю не положен, ведь это уже совершенно самостоятельный ученый. Если же хочется мотивирующего пинка, можно поступить в докторантуру и обзавестись научным консультантом. Он и проконсультирует, и пнет при необходимости. Но будущие доктора наук обычно люди организованные, успевают и открытия делать, и люльку качать. Моя подруга и коллега родила ребенка и поступила в докторантуру, еще и преподает в Высшей школе экономики, регулярно ездит на международные конференции.

А что мне за это будет?

Диссертации-диссертации… А так ли они нужны? Ведь можно просто спокойно работать в своем вузе, музее, НИИ или научной лаборатории, заниматься исследованиями в свое удовольствие, не гонясь за степенями, не так ли?

Не совсем так. Научная степень предоставляет более широкие возможности. Молодой специалист без степени может работать младшим научным сотрудником НИИ или ассистентом кафедры в вузе. Кандидат наук уже может претендовать на должность научного сотрудника и старшего научного сотрудника в НИИ или старшего преподавателя и доцента в вузе (зависит от стажа работы, публикаций и наличия аспирантов). Ну а профессору или ведущему научному сотруднику не обойтись без докторской степени. И уж тем более деканом, ректором, руководителем научной лаборатории (выбирайте на ваш вкус!) может стать только ученый, имеющий степень доктора наук.

Вам какой этаж?

На самом деле, я не берусь утверждать что, обязательно освоить все этапы научной карьеры . Я сама еще в пути. На сегодня я думаю, что главное — получать драйв от самого процесса исследования, познания. Тогда удастся получить и степени, и звания, и признание.


Автор — Ирина Крылова

Мария Марсова, младший научный сотрудник Института общей генетики имени Вавилова, занимается исследованиями микробиоты кишечника и её влияния на здоровье человека.

Профессия: учёный

младший научный сотрудник Института общей генетики имени Вавилова, занимается исследованиями микробиоты кишечника и её влияния на здоровье человека.

О карьере учёного

Чтобы правильно построить карьеру, нужно грамотно планировать своё будущее. Профессиональный вес учёного определяется несколькими факторами.

Во-вторых, это участие в научных конференциях, проектах и исследованиях, полученные гранты и патенты на изобретения. Чем более перспективным и актуальным направлением вы занимаетесь, тем больше шансов обратить на себя внимание научного сообщества, получить государственное финансирование и значительно продвинуться в своих исследованиях.

В-третьих, это учёная степень. Работать в лаборатории можно и без неё, но чтобы получить хорошую работу в институте, выступать на значимых международных конференциях или регулярно получать государственные гранты, требуются регалии и научная степень в первую очередь.

Сейчас я учусь в аспирантуре, готовлюсь защитить диссертацию и стать кандидатом биологических наук. Это ступень, которую я пропустила после окончания вуза. Лучше сразу поступать в аспирантуру — учиться после большого перерыва труднее. Это важно ещё и потому, что сейчас в нашей стране есть программы поддержки молодых учёных. Чем раньше вы защититесь, тем больше возможностей для участия в грантах и проектах у вас будет.

Ступени карьерной лестницы учёного в научно-исследовательском институте:

ПозицияКак достичь
студент / лаборантобучение в вузе
аспирант / специалистобучение в магистратуре
младший научный сотрудник (м.н.с.)кандидат наук либо 3 года стажа
научный сотрудник (н.с.)кандидат наук либо 5 лет стажа
старший научный сотрудник (с.н.с.)кандидат наук либо 10 лет стажа
ведущий научный сотрудник (в.н.с.)доктор либо кандидат наук
главный научный сотрудник (г.н.с.)доктор наук

Какие качества и навыки нужны учёному

Любопытство

И не просто любопытство, а определённая въедливость. Нужно стремление докопаться до сути, до причин конкретного явления. Сейчас так, а если что-то поменять, какие произойдут изменения? Где корень этих изменений, когда они начались, что изначально их спровоцировало? Что ещё могло повлиять на процесс? Есть ли другие возможности, которые могут привести к такому же результату? Вот вопросы, которые двигают науку вперёд.

Активность, инициативность

Сейчас очень ценится способность исследователя к самостоятельной работе, постоянному развитию, серьёзной работе по выбранной теме. Просто отбывать время в лаборатории не получится.

Внимание к мелочам

В науке нет пустяков. Неправильно интерпретированный результат может завести исследователя в тупик. Нельзя игнорировать исходные данные, нужно детально описывать используемые методики и реактивы, сохранять ссылки на источники информации. Зачастую открытие можно сделать даже в той области, где, казалось бы, всё уже исследовано.

Понимание причинно-следственных связей

Учёному важно различать, где причина, а где следствие, и не путать этих понятий. Собственно говоря, очень часто исследования проводятся как раз для того, чтобы это установить. Например, уже давно известно, что состояние микробиоты кишечника влияет на человека, его поведение, настроение, самочувствие. Наш организм тоже влияет на состав микробиоты, стимулируя размножение определённых видов бактерий через питание, гормоны, особенности пищеварения. Однако, что первично в развитии некоторых патологий, изменения в организме или изменение микробиоты, пока не ясно.

Самоотверженность

Особенно это важно при работе с живыми объектами. Бактерия не будет планировать свое развитие в угоду исследователю и его удобству. Чтобы увидеть нужное явление в нужный момент, учёный должен быть готов перестроить свою жизнь под потребности науки, в том числе работать во внеурочное время.

Умение задавать вопросы и правильно интерпретировать ответы

Это важнейшие навыки для того, чтобы в чём-то разобраться. Без них невозможен научный поиск.

Умение общаться и поддерживать социальные связи

Это помогает не только продвинуться в своих исследованиях, но и сделать карьеру. Разговоры с коллегами, обсуждения дают новый взгляд на проблему и порой экономят время — часто оказывается, что коллега знаком с вопросом и может поделиться информацией.

Английский язык

Актуальные научные данные сейчас можно найти только в зарубежных источниках. Собственные статьи тоже приходится переводить на английский, чтобы они котировались в международном научном сообществе. Научные журналы предлагают услуги переводчиков, но знание языка всё равно необходимо, чтобы проверить их работу.


Переводчики не разбираются в вашем вопросе так же хорошо, как вы, и могут неправильно понять вашу мысль или что-то напутать.

Грамотность

Написание статей, научных работ, заявок на гранты требует хорошего знания русского языка. Нужно уметь точно описать, что сделано другими, что делал ты и для чего это нужно. Иначе невозможно донести открытие до коллег или получить финансирование для проекта.

Критическое мышление

Получив результат эксперимента, необходимо ещё раз проверить, всё ли правильно сделано, нет ли ошибок, есть ли похожие результаты у коллег. Если никаких ошибок не нашлось, нужно выдохнуть и провести эксперимент повторно. Только так можно гарантировать точный результат.


Путь в науку

С самого детства мне нравилось изучать окружающий мир, я всегда интересовалась животными, с удовольствием наблюдала за животными: как они живут, как двигаются, как взаимодействуют друг с другом..

О работе учёного-исследователя я тогда не задумывалась, но когда пришло время определяться с профессией — решила поступать на биологический факультет МГУ. На биофак нужно было сдавать не только биологию, но и математику с химией. Химию я понимала намного хуже, и пришлось заниматься с репетитором.

За год мне удалось очень прилично подтянуть химию, но на биофак я всё равно не поступила — срезалась на математике. Год я продолжала заниматься химией, математикой и физикой, и в итоге я решила немного сменить направление и подала документы на химический факультет МГУ. На этот раз я без проблем сдала и математику, и химию с физикой,легко поступила.

Всё это время я продолжала общаться со своими бывшими сокурсниками, с коллегами-химиками, с нашими преподавателями с химического факультета. Можно сказать, что в науку меня привели люди, которые меня окружали. У меня были знакомые и в Институте общей генетики имени Вавилова, я часто заглядывала к ним в гости, общалась, знала, чем они занимаются, познакомилась с сотрудниками. Сейчас я работаю здесь уже седьмой год. Наша лаборатория занимается исследованием микробиоты кишечника и ее влиянием на здоровье человека. Моя часть работы — поиск штаммов с выраженными антиоксидантными свойствами.


О науке

Сейчас практически все исследования происходят на стыке наук, поэтому сотрудничество людей с разными компетенциями очень важно.

В нашей лаборатории работают генетики, биологи и биохимики, выпускники физического факультета МГУ и МФТИ. Для продуктивной работы коллектива необходимы специалисты с разным набором компетенций. Без использования математических и статистических методов сейчас невозможны никакие исследования. Особенно это касается специалистов по биоинформатике. Мы обращаемся к ним, когда нам нужна информация о полном геноме или частях ДНК — отдельных генах и оперонах.

О финансировании науки и зарплатах учёных

Доходы большинства учёных в научно-исследовательских институтах и лабораториях, к сожалению, пока не достигли достойного уровня. Ставка младшего научного сотрудника НИИ — в среднем 12–13 тысяч рублей. Это деньги, которые вы гарантированно получаете при полном рабочем дне. Всё, что можно получить свыше этого — результат вашего труда — надбавки за учёную степень, за публикации; деньги, полученные за участие в проектах и грантах.

Чтобы стимулировать развитие науки, регулярно объявляются конкурсы работ среди молодых учёных, конкурсы на гранты РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) и международных научных фондов. Министерства тоже периодически проводит конкурсы научных работ. Если тема, которой вы занимаетесь, близка к теме конкурса, можно подать заявку на участие. Если ваша тема выиграла конкурс — с лабораторией подписывается государственный контракт и выделяется финансирование.

Кроме того, существует система надбавок. Их суммы зависят от того, какой темой занимается учёный, какую должность занимает, есть ли у него научная степень, в какой лаборатории он трудится и насколько его работа важна и значима для института и лаборатории.

Таким образом, уровень доходов учёного определяется его статусом; тем, насколько перспективными и актуальными исследованиями он занимается и тем, насколько правильно подаёт свою работу на конкурсы. Важны коммуникативные навыки — человека, который умеет общаться и сотрудничать, скорее позовут работать в хорошую лабораторию, которая регулярно получает гранты и где люди зарабатывают нормальные деньги.

Современный учёный — это не тот рассеянный профессор, которых изображают в книгах и фильмах. Он должен быть ориентирован на практику, разбираться в том, какое направление сейчас наиболее актуально и уметь себя подать.

О графике работы

В большинстве научно-исследовательских институтов и лабораторий график обычный — с 9 до 18. Но строго за его исполнением никто не следит. С одной стороны, всегда можно прийти попозже и уйти пораньше, с другой — работа должна быть сделана в срок! Кроме того, интересы науки (а значит и ваши собственные) могут потребовать присутствия на рабочем месте и вечером, и в выходные, и в праздники.

Интеллектуальную деятельность трудно нормировать, она оценивается по результатам. Голова у всех работает по-разному, и руководители это прекрасно понимают. Кому-то нужно месяц обдумывать статью, а потом он напишет её за один день, а кому-то удобнее работать над материалом каждый день понемногу. В итоге оба сделают работу за одно и то же время, но разными способами.

О молодёжи в науке

Сейчас наука набирает популярность, и это хорошо. СМИ рассказывают о научных событиях, достижениях, открываются лектории, снимаются документальные фильмы, издаётся научно-популярная литература. Однако нельзя сказать, что молодёжь стремится в науку из-за моды. Чаще всего учёными становятся те, кому это действительно интересно и важно, по зову сердца или под влиянием родителей-учёных.

Идти учиться в вуз, где готовят учёных — не значит обязательно стать учёным. Высшее образование даёт картину мира, понимание базовых процессов, учит думать. С хорошим фундаментальным образованием можно работать и в прикладных областях — технологии, аналитике, экологии, в продажах сырья, реактивов или специального оборудования. Можно стать учителем или преподавателем вуза. Человек с хорошим образованием и головой на плечах не останется без работы.

Если есть интерес к науке — обязательно нужно поступать, учиться, и в процессе станет ясно, хочется вам идти в науку или нет. Хорошее образование в любом случае пригодится, неважно, займётесь вы наукой, прикладными вопросами или уйдёте в смежную сферу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: