Как школа влияет на экологию

Обновлено: 02.07.2024

Статья о необходимости введения экологии в программу начальной школы.

ВложениеРазмер
vazhnost_ekologicheskogo_obrazovaniya.docx 17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Важность экологического образования в современном мире.

Поскольку федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС-2) в рамках реализации основной программы начального общего образования требует организации внеурочной деятельности для учащихся начальной школы, а в нашей стране и мире все острее встает вопрос о сохранении экологической стабильности, грамотном природопользовании и охране окружающей среды, то встаёт вопрос о важности и необходимости экологического образования в начальной школе.

Экологическое образование помогает восстановить равновесие между природной и антропогенной составляющими окружающей среды, позволяет узнать больше о существующих взаимосвязях и понять их сложность и комплексность. Оно напоминает нам, что связь с природой неразрывна и необходима для жизни человечества и планеты в целом.

Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Это взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Таким образом, в экологическом образовании у младших школьников может быть сформировано понимание о природе как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека целостности, нравственные установки на невозможность нанесения ущерба природным ценностям, в том числе человеку, начальный опыт защиты окружающей среды.

Для того чтобы дети прониклись важностью окружающего мира в их жизни, уже в первые минуты знакомства со своими воспитанниками педагогу необходимо постараться вовлечь их в удивительный мир природы. Рекомендуется создание соответствующей атмосферы классной комнаты: на стенах и подоконниках – комнатные растения, аквариум – удивительное природное сообщество рыбок, улиток, растений. Использование на занятиях наглядности, поделок из природных материалов увлечёт и заинтересует учащихся данной дисциплиной.

На занятиях с детьми очень важна психологически безопасная обстановка – у ребёнка не должно возникать повышенной тревожности. Психологически комфортная атмосфера занятия позволяет ребёнку быть полностью вовлечённым в решение поставленной на занятии проблемы. Это означает, что на занятиях необходимо создание такой психологически безопасной образовательной среды, при наличии которой дети будут чувствовать себя полноправными, активными членами образовательного процесса. Для этого педагог должен обладать психологическими знаниями о возможности и причинах возникновения тревожности у детей, навыками работы с эмоционально-неустойчивыми детьми, уметь снизить показатели агрессивности и тревожности всех участников учебного процесса. Уровень психологической безопасности в образовательном учреждении определяет внутреннее эмоциональное состояние педагога, а через него и эмоциональный настрой его воспитанников.

На занятиях в экологической студии, дети часто выполняют творческие задания. Не каждый ребёнок обладает достаточно развитыми креативными способностями. Здесь задача педагога заключается в помощи осознания воспитанником его творческой позиции. Учителю необходимо понимать, какой тип мышления свойственен ученику и соответственно направлять его на пути решения поставленных задач. Нужно помнить, что творческие способности необходимы человеку на протяжении всей его жизни, и приобретая эти качества в детском возрасте, в будущем он будет легче адаптироваться в сложных ситуациях и экстремальных условиях. Помогая ученику в раскрытии его творческих способностей, педагог способствует и своей самореализации, что влечёт за собой удовлетворение образовательным процессам с обеих сторон (как с позиции ученика, так и с позиции учителя).

На занятиях студии уделяется большое внимание комфортной психологической атмосфере. Ребёнок лучше усвоит предлагаемый ему материал, когда будет в нём искренне заинтересован. Здесь немаловажную роль играет доверие ученика к педагогу. В беседах о важности охраны природы, дети не редко вспоминают приобретённый опыт, и хотят поделиться им. Они стремятся быть услышанными, и не только взрослым человеком в лице педагога, но также и своими ровесниками. Педагог должен стараться выслушать каждого воспитанника, научить его не только грамотно высказывать свои мысли, но и умению слушать других.

Дети младшего школьного возраста в силу своих возрастных особенностей не могут подолгу удерживать внимание на предмете обучения, поэтому в процессе реализации программы рекомендуется использовать частую смену деятельности, сочетать игры, беседы с освоением нового материала, чтобы не ослабить интерес школьников к предмету.

Так как дополнительное образование подразумевает использование различных форм работы учащихся (групповая, индивидуальная, в парах), то педагогу следует знать, как организовать такую работу. Умение найти индивидуальный подход к каждому ученику, представление о психологическом климате коллектива, о законах развития и существования группы, умение организовать успешный и результативный учебный процесс – всё это требует от педагога, реализующего предложенную образовательную программу, соответствующей педагогической квалификации и владения психологическими знаниями.

Для успешной реализации программы важны: надлежащее материально-техническое оснащение образовательного процесса, достаточная квалификация педагогов, высокий мотивационный уровень педагогов и обучающихся, сотрудничество педагогов дополнительного образования, учителей школы, учащихся и их родителей.

Дети чутко относятся к окружающему миру и находятся в тесной взаимосвязи с ним, особенно в раннем возрасте. Взрослея, ребенок теряет эту связь, приобретая привычки общества потребления. Поэтому важно сформировать у ребенка понимание окружающего мира и необходимости заботиться о нем. Особенно эффективно это делать в школах. В России среднее образование пока опаздывает с ответами на глобальные вызовы. Решающую роль сегодня играет экопросвещение, свободное от рамок и бюрократии, которые тормозят переход системы образования на путь устойчивого развития.

Школьное образование не успевает за глобальными вызовами

Образование — центральный элемент в построении устойчивого общества. Оно помогает понять характер проблем, сформировать критическое и творческое мышление, необходимое для поиска эффективных нестандартных решений общемировых проблем, в том числе экологических. В связи с этим появилась концепция образования в целях устойчивого развития (ОУР), которая входит в Цели устойчивого развития (Задача 4.7 ЦУР) и продвигается ЮНЕСКО . Цель ОУР — достичь изменений в знаниях, ценностях, навыках и ежедневных привычках для формирования более устойчивого и ответственного общества. Важно помочь детям понять, как их действия могут повлиять на жизнь планеты и будущих поколений.


Образовательные программы критикуют за сильное разделение на предметы — это мешает ученикам проследить связи между ними. А в контексте глобальных проблем важно формировать системное мышление. С этим справляется экопросвещение, которое не только знакомит детей с природными процессами и экологическими проблемами, но и учит видеть взаимосвязи между элементами и подходить к решению проблемы с разных сторон.

Учителя-энтузиасты и эксперты НКО закладывают фундамент экопросвещения

Пока система образования отстает от мировых тенденций, на помощь приходят инициативные учителя, которые добровольно передают знания и навыки в области экологии своим ученикам на уроках, классных часах и в экологических кружках. Большую роль в экопросвещении играют некоммерческие организации, которые разрабатывают материалы для проведения дополнительных занятий по экологии в школах.


Формат экоуроков выделяется из школьной программы, это делает их уникальными и интересными:

Greenpeace России также не остались в стороне. Их экоуроки рассказывают школьникам о профилактике пожаров на природных территориях. В пакет методических материалов для педагогов входят сценарии занятий, мультфильмы, подвижные, настольные и ролевые игры, а также памятки, плакаты и раскраски.

Экопросвещением школьников занимаются молодежные клубы Российского географического общества . Волонтеры проводят уроки в школах и выездные мероприятия в разных регионах.

Большой популярностью пользуются методические разработки Центра экономии ресурсов , включающие сценарии экоуроков, квестов, игр. Любой желающий может воспользоваться готовыми материалами Центра или же составить на сайте техническое задание на разработку индивидуального эколого-просветительского материала, заполнив анкету. Еще Центр экономии ресурсов с 2013 года проводит выездные мероприятия для школьников разного формата: деловые игры, квесты, мастер-классы, экскурсии.

Проекты НКО по экопросвещению — пример взаимодействия специалистов из разных областей: от экологов и методистов до дизайнеров и операторов. Их всех объединяет общая цель — передать знания учителям, волонтерам, родителям, которые в свою очередь передадут эти знания подрастающему поколению.

Что дальше?

Проведение экологических мероприятий для школьников — лишь первый шаг на пути к формированию общественного экосознания. Следующий этап — создание необходимой инфраструктуры для экологизации школ.


Экопросвещение школьников выходит далеко за пределы классов и имеет двойной эффект. С одной стороны, меняется мышление детей, а следовательно, их поведение. Вслед за этим меняется и общество. А под запросы общества трансформируется и созданная человеком среда. Экопросвещение школьников влияет на изменения в зданиях и на территориях школ — а учащиеся и сотрудники школ адаптируются под эти изменения, приобретая новые экопривычки.

Подготовила Татьяна Иванникова

Экологическое воспитание является приоритетным направлением в развитии современной школы. Главная цель формирование экологической культуры. Особое внимание уделяется практической природоохранной деятельности. Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.

Проблемы экологического воспитания и образования

и пути их решения

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:

  • необходимостью повышения экологической культуры человека;
  • необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
  • необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;
  • необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;
  • низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;
  • недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, то есть совокупности экологически развитых сознания, эмоционально — чувственной деятельности сфер личности.

Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамичного продвижения в решении насущных проблем современности. (Маркитанова, 2012)

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. Осуществляется оно в тесной взаимосвязи учебной деятельности внеклассной и внешкольной работы, включающих в себя систему уроков, внеурочных практических и познавательных занятий.

Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания, обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. В рамках экологического просвещения наша школа сотрудничает с Висимским биосферным заповедником. Сотрудники Висимского заповедника проводят лекции и экологические беседы в классах. Учащиеся активно участвуют в акциях и конкурсах, проводимых заповедником, которые учат бережному отношению к окружающей среде, животному и растительному миру родного края.

В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшем более углубленном изучении проблемы экологического воспитания школьников, так как при проведении такой работы решаются следующие задачи:

  1. развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях с природой;
  2. эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;
  3. формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.

Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы. Таким образом, разнообразие форм экологического образования создает условия для формирования инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга перед людьми и собственной совестью за состоянием окружающей природной среды.

Экологическое воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа. Возможностей здесь много. Результат такой работы — благодарность родителей и желание детей сделать свою школу, улицу, город, Родину чистой и красивой.



В статье описаны формы и методы внеклассной деятельности обучающихся по экологии или интеграции предметов естественно-научного цикла с экологией. Практическая значимость настоящей статьи состоит в возможности обобщения накопленного опыта экологического воспитания на внеклассных мероприятиях.

Экологическое воспитание школьников


Актуальность проблемы. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.

Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.

Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Такой материал можно взять из Государственного доклада о состоянии окружающей среды, использовать данные администрации нашего района.

А можно такие данные добывать и самим. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.

Целью настоящей работы явилось обобщение накопленного опыта экологического воспитания обучающихся, в частности внеклассной работы по экологии.

В данной работе решаются следующие задачи:

  1. расширение экологических представлений школьников, формируемых на уроках;
  2. углубление теоретических знаний обучающихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
  3. обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках обычных уроков, практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды.

В целом экологическое воспитание позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников.

Формы и методы экологического воспитания.


1. Интерактивные экологические мероприятия. Интерактивные экологические мероприятия – это внеклассные экологические мероприятия: викторины, олимпиады, ток-шоу, экологические спектакли.

Участие зала более или менее импровизировано, хотя нужно сделать так, чтобы зал тоже готовился к дискуссии. Для этого полезно за несколько дней до проведения экологического вечера вывесить список вопросов, которые будут осуждаться. Школьники из зала не только задают вопросы экспертам, но сами берут слово, дополняют их ответы. В разных по содержанию ток-шоу соотношение ролей экспертов и зала может быть различным. Так, в одном ток-шоу может быть велика роль зала, а другом эксперты и зал будут играть одинаковую роль.

Успех ток-шоу определяется участием опытного ведущего (эколога), который помогает правильно адресовать вопрос, задает дополнительные вопросы экспертам и залу, что помогает активизировать всех участников игры, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает ее результаты. В конечном счете эрудиция ведущего и будет главным фактором успеха организованного ток-шоу. В этой роли может выступить учитель или хорошо подготовленный старшеклассник.

Важную роль в организации ток-шоу играют участники зала, задающие интересные и содержательные вопросы. В некоторых случаях учителю стоит подстраховать дискуссию, особенно на ее первом этапе, и заготовить по несколько вопросов из зала каждому эксперту.

В дальнейшем, когда дискуссия оживится, вопросы и выступления пойдут спонтанно. Нужно быть готовым и к тому, что на какой-то вопрос эксперт не сможет ответить, тогда ему на выручку должен придти ведущий.

Ток-шоу нужно приблизить по форме организации к подобным диспутам на телевидении. Ведущий перемещается по залу (с микрофоном, если зал большой), эксперты располагаются лицом к залу на специальной площадке (сцене) за столом или удобно расставленных креслах. Перед каждым экспертом ставится табличка-визитка, написанная крупными буквами.

Экологический спектакль по форме более свободен. И учителю, и учащимся предоставляется больше возможностей проявить выдумку при исполнении какой-либо роли. В этом случае успех спектакля во многом определяется придуманными костюмами, и даже выбором исполнителя той или иной роли.

Если ток-шоу проходят в серьезной обстановке, то в экологических спектаклях присутствует немало юмора. При хорошей постановке спектакля и исполнении ролей зал должен периодически смеяться.

Дети любят соревноваться, и поэтому любое экологическое мероприятие целесообразно завершать экспресс-викториной. Формы определения победителя могут быть различными.

2. Экологическая тропа – форма экологического воспитания.
Многие специалисты признают важнейшим педагогическим условием воспитания и образования наряду с теоретическим обучением на уроках организацию разнообразных видов деятельности учащихся среди природы. Такой формой организации экологического образования и воспитания может выступать учебная экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экологических экскурсий и полевого практикума. В ходе полевых занятий на учебной экологической тропе создаются условия не только для углубления, но и для конкретизации, применения на практике получаемых на уроках предметных знаний и умений школьников.

Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы на нем сочетались уголки естественной природы и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной природной среды, чтобы дети учились оценивать характер природопреобразующей деятельности человека. Назначение экологической тропы – создание условий для целенаправленного воспитания экологической культуры обучающихся.

Экологическая тропа создается детьми, прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического воспитания и образования. Если она правильно организована, то позволяет обучающимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.

Организация экологической тропы силами школьников дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от ребят творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из различных предметов, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. В конечном итоге у детей вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Работа по оборудованию тропы проводится в следующей последовательности: первый этап – подготовительный. Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят – организаторов и помощников руководителя – учителя. На этом этапе ставится цель, определяются задачи и объем работы, раскрываются перспективы и определяется место каждого ученика в предстоящем деле.

Следующий этап – открытие тропы. Это мероприятие можно провести в виде вечера, превратить в школьный праздник.

Создание учебной экологической тропы способствует повышению научного уровня школьного образования и экологического воспитания. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны со знаниями, полученными на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На учебной экологической тропе во внеурочное время учащиеся усваивают не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.


Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе.

Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего города, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с ребятами из других школ, работающим по этим же проблемам.

Задача, которая ставится перед ребятами при выполнении исследований: приобретение знаний о родном крае, городе, приобретение навыков практической исследовательской деятельности, осознание значимости своей практической помощи природе.

Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований. Имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность.

Экологические проблемы многоаспектные, поэтому для своего решения они требуют комплексного подхода и, как правило, знаний различных наук. Таким образом, в процессе работы над проектом у обучающихся формируется комплекс специфических умений, подкрепленный соответствующей теоретической базой.

Такая проектная деятельность может быть использована в кружковой работе. Основные цели программы кружка – привитие школьникам любви и бережного отношения к природе, углубление знаний по экологии и другим общеобразовательным наукам, совершенствование трудовой подготовки.

Ребята, посещающие занятия кружка, получают общие сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального природопользования.

В программу кружка входят теоретические занятия и практическая работа – выполнение исследовательских проектов.

Итогом проведенной работы становится участие в муниципальных и областных научно-исследовательских конференциях.


В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшей более глубокой разработке проблемы экологического воспитания школьников, т.к. при проведении такой работы решаются следующие задачи:

  • развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях я природой;
  • эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;
  • формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.

Итак, экологическое воспитание школьников необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.

Читайте также: