Как обитатели леса связаны между собой 4 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Обитатели леса связаны между собой напрямую: например, когда насекомые опыляют растения, они взамен получают пищу в виде пыльцы или нектара, крупные животные едят более мелких. Деревья, почва служат пристанищем, домом для птиц и для млекопитающих.

Или возьмем, например, желуди. Они не только служат пищей ежикам и наземным грызунам, но и дают жизнь будущим деревьям - дубам.

Муравьи носят в свои норы маленькие листочки, на этих листьях созревают грибы и насекомые используют кусочки гриба, чтобы прокормить своих детенышей. Благодаря симбиотическим отношениям, и гриб, и молодые муравьи получают питание.

Если взять любого обитателя леса, то можно провести невидимые нити, которые связывают его с остальными жителями зеленого царства. Начать можно с самых корней растений , которые питает земля. Растения, получая необходимые вещества растут и плодятся. Осенью деревья роняют листву на землю и это становится уже питанием для самой земли - они помогают существовать друг другу.


Ягоды, грибы, орехи, трава служат пищей для птиц и животных



Хищные животные леса - волк, лиса охотятся на более мелких травоядных животных, регулируя численность зайцев, косуль, белок. Больные животные погибают и постепенно превращаются в удобрение для почвы.

Связаны, обитатели леса, единой экосистемой. Например, трава растет. Зайчик кушает траву, волк кушает зайчика. Останками зайчика пируют различные мелкие зверьки и насекомые.

Затем зайчик превращается в удобрения для травы. Круг замкнулся.

Животные дышат кислородом, выделяемого растением. Круговорот.

На этой красочной картинке не сразу и заметишь такое разнообразие животных. Я сначала растерялась, а потом мне стало интересно, сколько животных и кто именно спрятался в этом лесу?

Начнем по порядку:

1. Крокодил - спрятался в воде, оставил только хвост на берегу

2. Павлин - замаскировался в кустах, но его выдает раскрытый хвост.

3. Питон (или удав) - обвил ветку дерева

4. Обезьяна - дальше всех спряталась - серенькая с коричневой мордашкой

5. Слон - самый заметный на этой картинке - его две передних ноги и хобот - не остались не замечены нами.

Ответ: в этом лесу спряталось 5 животных - крокодил, павлин, питон, обезьяна и слон.

Заяц-млекопитающие животное, относящееся к семейству зайцевых. На Земле насчитывается более 50 видов зайцев. Наиболее распространенные виды это русак полевой- степной житель, а также беляк- лесной житель, который обитает в северных широтах в тайге.

Рассмотрим подробнее окружающую среду беляка. Беляк живет в лесу. Питается травой, корой деревьев, иногда совершает набеги на поля с озимыми. Врагов у зайчишки полно: волки, лисы, охотничьи собаки, хищные птицы. Поэтому, чтобы выживать, зайцу приходится быстро бегать. Задние лапы у зайца большие, благодаря которым заяц может преодолевать большое расстояние. Еще одна особенность бега зайца заключается в том, что любит он путать следы. Бывает так запутает, что ни один хищник не разберет, в какую сторону заяц побежал. Единственное "но": задние лапы мешают спускаться с горы, поэтому заяц с горы катится кубарем. Живут зайцы где придется: под елью, под колодой, нор не роют. На зиму зайцы линяют, меняют цвет своей шубы на белую. Это еще один способ защиты от хищников- маскировка. На весне зайчиха приводит потомство. Оставляет под кустом. Кстати, зайчата не имеют запаха, поэтому любая зайчиха их принимает за своих детенышей и кормит без проблем. Поэтому зайчат, найденных в лесу, нельзя трогать руками. Запах человека услышат зайчихи и уже кормить зайчонка никто не будет. Продолжительность жизни зайца 10-12 лет.

Ну как выглядят листья вышеперечисленных деревьев сложно описать, лучше показать.

У дуба лист очень плотный продолговатый с округленными краями, у основания узкий, в серединке широкий и к концу сужается. Что касается плодов, то, думаю, всем известно, что дуб плодоносит желудями.

У клена лист как в песне ". раскудрявый, резной". На самом деле листья с заостренными углами. Плоды клена похожи на сережки.

У липы небольшие листья, похожи на сердечки. Цветочки липы используют в народной медицине, для приготовления отваров, а плоды маленькие круглые.

Ясень. Листья ясеня имеют острую форму, их много на одной ветке. Плоды - продолговатые крылатки.

Вяз имеет большие жилистые мягкие темно-зеленые листья, а плоды тоже похожи на сережки, но круглые, расположены пучками на ветке. В такой же последовательности как и текст, представлены картинки.

Деревья и растения: вяз гладкий, береслет бородавчатый, дуб, ежевика сизая, черника обыкновенная, ластовень лекарственный.

Животные и птицы: лось, кабан, обыкновенная лисица, тушканчик, волк, лесная куница, живородящая ящерица, серая жаба, коростель, снегирь, рябчик, насекомые и их личинки.

Грибы: подосиновик, подберёзовик, белый гриб, рыжик.

Все обитатели леса связаны между собой цепью пищевых отношений. Растения с помощью фотосинтеза и минеральных веществ почву производят пищу для животных: мышей, лосей, кабанов. Растительноядных животных едят хищники: волки, лисы, ласки, хищные птицы. Погибшие животные, отмершие растения и продукты их жизнедеятельности – это пища для почвенных организмов, которые разлагают остатки на простые составляющие, а их снова усваивают растения.

Для человека лес имеет огромное значение. Ведь лес – это источник ягод, грибов, древесины. В лесу можно отдыхать душой и телом, дышать целебным воздухом.

Часто, люди оказывают негативное влияние на лес, занимается его вырубкой. Как результат погибают растения и животные.

Люди часто загрязняют леса мусором, охотятся на лесных животных, разводят костры, из-за которых могут возникнуть пожары.

Создание национальных парков и заповедников.

Каждый из нас должен бережно относиться к лесу и его обитателям.

Обсудим!

Какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? К чему это приведёт? Что нужно делать, чтобы таких нарушений не было?

Главным нарушением экологических связей является вырубка лесов. Вырубая леса, человек обременяет животных остаться без дома и они могут погибнуть.

Браконьерство, протаптывание тропинок, ловля насекомых, мусор, разорение гнёзд –это всё является нарушениями экологических связей.

Проверь себя

Что такое лес?

Лес – сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы леса составляют природное сообщество.

Почему лес называют единством живой и неживой природы?

Лес – это природное сообщество, которое не может существовать без живых организмов (животные, растения, травы) и объектов неживой природы (воздух, солнце, почва, вода).

Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?

Растения, животные и грибы.

Как обитатели леса связаны между собой?

Обитатели леса связаны между собой экологическими связями и пищевыми цепочками.

Задания для домашней работы (на выбор)

Запиши в словарик: природное сообщество.

Природное сообщество – это сообщество живых организмов и объектов неживой природы, связанных экологическими связями.

Я считаю, что веду себя правильно в лесу и я этим горжусь. Я никогда не оставляю после себя мусор, не хожу по непротоптанным тропинкам, не развожу огонь, не разоряю птичьи гнёзда.

Для меня лес - это большое, отдельное королевство, со своим населением, правилами, домами и цивилизацией. Когда я увлекалась рисованием, лес стал моим главным вдохновением. Разнообразие зверей, растений и деревьев дает волю фантазии.


Обитатели леса

Лес похож на многоэтажный дом, в котором есть свои хозяева. К примеру, лесные деревья образуют пять ярусов.
К первому ярусу относятся самые высокие, самые толстые и мощные деревья. Например, дуб, сосна.
Второму ярусу принадлежат низкорослые деревья (ива, осина, ольха).
Третий ярус представлен кустарниками (шиповник, малина, лещина).
К четвертому относятся травы. Отличием лесных трав является возможность долгого нахождения вне солнечных лучей.
Пятый ярус - это почва, где расстилаются мхи и лишайники. Они могут долго удерживать влагу, создавая благоприятные условия для роста других растений и животных.
Перечислить всех животных леса практически невозможно, так как их огромное количество: представители флоры, разновидности видов фауны, микроорганизмы и бактерии.


Связь обитателей леса

Лесное царство является природным сообществом, в котором все обитатели взаимосвязаны следующими связями:

  • Пищевая цепочка - одни животные являются добычей, другие - хищниками, но в итоге все погибают и стают кормом для микроорганизмов и различных насекомых.
  • Растения могут быть не только пищей для животных, но и хорошим укрытием от плохой погоды, хищных врагов. Например, муравьи поедают мелких животных, личинок, тем самым очищая лес, как санитары.
  • Земельные норы и лабиринты. Выкапывая их, насекомые и животные насыщают землю кислородом и увеличивают ее плодородие.
  • Переработка бактериями и грибами остатков животных в минеральные соли. Таким образом, остатки служат пищей для различных растений.

Значение обитателей леса

Многочисленные жители леса являются его неотъемлемой частью, ведь без них лес не сможет существовать. Они наполняют его свежим дыханием. Благодаря своей взаимосвязи, обитатели лесного королевства создают целую экосистему с замкнутым круговоротом веществ.

1. Рассмотрите в гербарии растения смешанного леса. Определите их с помощью атласа — определителя.

В гербарии растений могут оказаться как листья и плоды деревьев, так и травы.

Типичными деревьями являются берёза, осина, ель, сосна, тополь, рябина, черёмуха.

Гербарий растений смешанного леса

Обычными травянистыми растениями являются купальница, ландыш, земляника, хохлатка, копытень.

2. По рисунку учебника (с. 166 — 167) познакомьтесь с разнообразием живых организмов леса. Назовите их, закрыв подписи полоской бумаги, а потом проверьте себя.

В лесах обитает много зверей, птиц, насекомых. Здесь можно встретить кабанов, белок, ласку, полёвку, лесную мышь, дятла, иволгу, дрозда, бабочке, жуков — короедов.

3. С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в смешанном лесу.

Пример экологических связей в смешанном лесу для 4 класса

Мы видим, что в смешанном лесу производителями оказываются различные деревья, кустарники, травы. Ими питаются растительноядные животные — кабаны, белки, мыши, жуки, бабочки.

Есть здесь и хищники. Это насекомоядные птицы — дятлы, иволги, дрозды. Это хищные млекопитающие, например, ласка, которая охотится на мышей и полёвок.

Органические остатки жизнедеятельности попадают в почву, где обитают микроорганизмы и дождевые черви. Эти животные разлагают останки и превращают их в минеральные соли, необходимые для роста растениям. Эту же роль играют и грибы.

4. Что же такое лес? Попробуйте дать определение. Проверьте себя по тексту учебника.

Лес – это сложное природное сообщество, которое состоит из деревьев, кустарников, трав, животных, а также объектов неживой природы — почвы, воды, солнца, воздуха.

5. По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах вашего края.

В нашем крае как раз преобладают смешанные леса. В них растут берёзы, сосны, осины, боярышник, черёмуха, рябина, иногда тополя. В нижнем ярусе много трав, есть земляника и грибы. Из грибов здесь можно найти маслята, рыжики, сыроежки, подберёзовики, валуи, боровики, грузди.

Здесь много птиц, это дятлы, синицы, сороки. Я видела ежей, белок, бурундуков. Водятся здесь и змеи.

А также под деревьями много насекомых. Это различные бабочки, жуки, комары, клещи.

6. Построй модель цепи питания, характерной для лесного сообщества вашего края.

Пример модели цепи питания лесного сообщества для 4 класса

Любая цепь питания начинается с организмов-производителей, то есть с растений, а заканчивается организмами-разрушителями.

Например:

  • Дуб, жёлудь — сойка — сова — микроорганизмы.
  • Дуб, жёлудь — кабан — дождевой червь — микроорганизмы
  • Лесные ягоды — полёвка — ласка — грибы — микроорганизмы.
  • Сосновые шишки — белка — куница — микроорганизмы.

Модель цепи питания лесного сообщества

7. Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе о связях экологических.

Рассказ об экологических связях в сообществе леса для 4 класса

Все объекты живой и неживой природы, составляющие сообщество леса, связаны между собой.

Рост растений невозможен без солнца, воздуха и воды. А без растений невозможна жизнь тех живых организмов, которые питаются их листвой, плодами, древесиной. Но и эти организмы, в свою очередь, необходимы для жизни хищникам. Не станет растительноядных организмов, вымрут и хищники.

Невозможна жизнь сообщества и без почвы. На ней растут растения, из неё получают питательные вещества, необходимые для их роста. А питательные вещества в почве образуются благодаря деятельности микроорганизмов, червей, грибов, которые разрушают отходы жизнедеятельности других животных и растений.

Характеристика лесного сообщества по плану для 4 класса

  1. Название сообщества: лес.
  2. Организмы: Растения (деревья, кустарники, травы), животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, насекомые, микроорганизмы, черви), грибы.
  3. Связи экологические: Растения растут благодаря солнцу, воздуху, почве, воде. Растениями питаются травоядные животные. Ими питаются хищные животные. Микроорганизмы, черви, грибы, разлагают органические останки, формируя плодородный перегной.
  4. Лес — лёгкие планеты, фабрика кислорода. Лесные ягоды и плоды используются в пищу, также как мясо животных. Древесина применяется в промышленности. Лес — место отдыха.
  5. Влияние негативное: вырубка, лесные пожары, охота на животных, сбор ягод, грибов, растений, накопление мусора.
  6. Охрана: создание природных парков и заповедников, высадка молодых насаждений, соблюдение правил поведения в лесу.

Обсудим!

Какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? К чему это приведёт? Что нужно делать, чтобы таких нарушений не было?

Главным нарушением таких связей оказывается вырубка лесов. Так человек лишает животных дома, корма, и они могут умереть.

А также, нарушением этих связей является браконьерство, когда человек уничтожает какой-нибудь вид животных или растений. Все животные и растения связаны между собой. А значит исчезновение одного звена в такой цепочке приведёт к уничтожению других видов животных и растений.

Выбрасывание мусора, протаптывание тропинок, разорение гнёзд и ловля насекомых, также нарушают экологию.

Чтобы не было таких нарушений, нужно беречь и охранять леса, заботиться об их чистоте, знать и соблюдать правила поведения.

1. Что такое лес?

Это природное сообщество, единство живой и неживой природы.

2. Почему лес называют единством живой и неживой природы?

Лес не может существовать без объектов живой природы — деревьев, трав, животных, и без объектов неживой природы — солнца, воздуха, воды, почвы.

3. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?

Растения, животные, грибы.

4. Как обитатели леса связаны между собой?

Они связаны пищевыми цепочками и разнообразными связями, которые называются экологическими.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: природное сообщество.

Это совокупность живых организмов и объектов неживой природы, связанных экологическими связями.

Я никогда не ломаю ветки деревьев и этим могу гордиться. Я не всегда передвигаюсь по тропинкам, но только тогда, когда собираю грибы. Этим я тоже могу гордиться. Грибы я собираю только молодые, съедобные, и срезаю их ножиком. Это тоже правильно.

Я не разоряю птичьих гнёзд, не бросаю мусор, не жгу костры.

Я считаю, что правильно веду себя в лесу.

3. Понаблюдайте за жизнью леса. Воспользуйтесь атласом-определителем для распознавания его обитателей.

Я специально ходила в лес, чтобы понаблюдать за жизнью его обитателей. Мне удалось увидеть, как дятел, прицепившись к стволу сосны, долбит клювом кору. Так он добывает из-под неё личинки насекомых.

Я видела, как бабочки перелетают с одного лесного цветка на другой. Они питаются нектаром. Вместе с ними летают пчёлы и шмели.

Однажды, через тропинку перебежал ёж. Он торопился в своё гнездо.

На следующем уроке

Вспомни свои наблюдения на лугу. Какие растения и животные там живут? Чем луг отличается от леса?

Луг отличается почти полным отсутствием деревьев. На лугу растут только травы и редко кустарники. Зато там много птиц, животных, насекомых. А когда на лугу цветут его многочисленные травы, то он становится разноцветным и очень красивым.

Читайте также: