Роль исследовательской деятельности в школе

Обновлено: 07.07.2024

Педагогическая профессия по своей природе творческая. Изменения идеологии образования в современных условиях выражается в создании личностно-ориентированной школы самоопределения и саморазвития. В процессе реформирования системы образования в течение последних лет все более и более распространяются инновационные подходы к обучению.

Учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса. Поэтому так много внимания уделяется исследовательской деятельности, заставляя учителя по-другому определять приоритеты образовательной деятельности, на первое место ставить личностное развитие учащихся.

На мой взгляд, исследовательский принцип, в технологии проектного обучения, предоставляет новые возможности формирования и развития навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Непосредственное же руководство учебно-исследовательской работой школьника – тот вид взаимодействия, в котором максимально раскрываются возможности сотрудничества, соавторства, сотворчества. Тем более что современная система ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы и позволяющей создать новые знания. Организация исследовательской деятельности во время уроков дает возможность вооружить необходимым инструментарием школьников (знаниями, умениями, навыками) для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации внепрограммного материала.

В результате исследовательской деятельности учащиеся школы умеют

- самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике;

- творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления поставленных задач, выдвигать новые идеи;

- грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследований факты, анализировать их, делать необходимые выводы;

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

Говоря о самостоятельности школьников в учебно-исследовательской деятельности, мы подразумеваем, что научный руководитель консультирует, направляет, советует, наталкивает на возможные выводы, но ни в коем случае не пишет работу за ученика. Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний. Однако, если говорить об ученических исследованиях экспериментального характера в такой области как филология, то результаты вполне могут в себе нести определенную объективную новизну.

Возможности для организации учебно-исследовательской деятельности школьников предоставляет урок.

Учитель использует на уроке педагогические технологии, основанные на применении исследовательского метода обучения. Исследовательский метод можно определить как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов, закона или закономерности.

Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести исследование достаточное продолжительное по времени и включает в себя все виды исследований.

Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности. Формы организации исследовательской деятельности:

Защита выпускной экзаменационной работы

Образовательные экспедиции (походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями)

Ученическое научно-исследовательское общество

Участие старшеклассников в олимпиадах, конференциях

Учебно-исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов

Поэтапное развитие исследовательских навыков учащихся

Универсальная последовательность этапов исследовательской работы

Развиваемые на данном этапе навыки ученика-исследователя

Осуществление выбора темы исследования, обоснование актуальности темы

Способность ориентироваться в современных тенденциях науки

Постановка цели и задач исследования

Умение ставить перед собой цель и последовательно продвигаться к её достижению

Изучение литературных данных по избранной теме (посещение библиотек, работа в сети Интернет)

Широкое использование информационных ресурсов, самостоятельность в приобретении и систематизации новых знаний

Составление схемы исследований

Логичность и абстрактность мышления

Выбор и освоение наиболее подходящих методов исследования

Объективность в оценке допустимой сложности исполнения и погрешности методов

Проведение исследований и компьютерная обработка результатов

Уверенность в работе с лабораторным оборудованием и программным обеспечением, трудолюбие и наблюдательность

Умение кратко и логично представить полученные результаты

Оформление научного отчета и презентации

Логичность отображения хода исследования, творческий подход к оформлению работы

Защита научно-исследовательской работы на школьной, а затем на городской и республиканской научно-практических конференциях, оформление заявок на всероссийские конкурсы юношеских исследовательских работ и участие в них

Ответственность за полученные результаты, дружественное восприятие аудитории и членов жюри в качестве опытных советчиков

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность мною осуществляется в три этапа:

Первый этап – учебно-исследовательская деятельность на уроке. Школьники выполняют поиск информации, делают доклады и готовят рефераты.

Второй этап – система дополнительного образования на дополнительных занятиях. Школьники знакомятся с методикой проведения исследований, познавательная деятельность учащихся активизируется.

Использование исследования как метода познания качественно повышает уровень деятельности учащегося, когда, как бы поднимаясь по ступеням интеллектуальной активности и самостоятельности, ученик идет от восприятия и усвоения готовой информации – через воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности, через знакомство с образцами научного решения проблем – к овладению методами научного познания, к самостоятельному и творческому их применению.

Активизируя мыслительную деятельность, исследование способствует раскрытию личностных качеств школьника и развитию его эмоциональной сферы. Участие в исследовательской работе помогает убедить учеников в их человеческой ценности.

Тематика и характер исследовательских работ школьника могут быть различны, но в рамках урока должны отвечать школьным программам. Результаты исследований оформляется в виде реферата или творческого отчета с использованием рисунков, схем, фотографий.

Надо отметить, что не всегда учащиеся хотят заниматься исследовательской деятельностью. Ребята мало верят в свои силы. В этот момент очень важно учителю-предметнику создать творческую атмосферу, поддержать ребенка. Учебное исследование становится реальным не тогда, когда нам вдруг захочется его вести, а тогда, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учеников. Надо отметить, все-таки научно-исследовательскую деятельность выбирают учащиеся, которые определились с выбором профессии и поступлением в высшие и профессиональные учебные заведения. Старшеклассники проявляют наибольший интерес к исследованиям.

Значимым фактом повышения эффективности научно-исследовательской деятельности в школе становится применение в работе новых информационных технологий. Влияние новых информационных технологий на организацию и содержание информационного обеспечения учебного процесса и исследовательской работы в школе является сегодня важнейшим условием ее поступательного развития. В последнее время современное обучение немыслимо без применения ресурсов Интернета. Сеть Интернет ведет громадный потенциал образовательных услуг. Не менее важным в исследовательской работе является умение презентовать свой труд. Для этого активно используются учащимися возможности школьного кабинета информатики. Где ребята могут готовиться к выступлению. Каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать определенные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

Я думаю, что практика решения проблемы в процессе научно-исследовательской деятельности – это не только лучшее средство повышения творческих способностей учеников, но и возможность найти свою нишу в этом сложном мире. Потребность общества в инициативных, творчески мыслящих, самостоятельных, способных к успешной социализации и активно адаптирующихся к изменяющимся условиям молодых людей по-прежнему сталкивается с традиционной направленностью массовой школы на воспитание послушного, исполнительного выпускника. Исследовательская деятельность прививает вкус к научной работе, влияет на выбор будущей профессии, формирует активную жизненную позицию будущего гражданина.

Ахметшина Ф.А. Методологическая культура учителя6 научно-исследовательская работа в школе. – Казань, 2008. – 180с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Роль учебно-исследовательской деятельности учащихся в современной модели школьного образования

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Таким образом, основная задача школы – включение ребёнка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Исследовательская деятельность учащихся, в первую очередь, определяющаяся познавательной активностью личности, во многом облегчает решение этой задачи. «В соответствии с традиционной логикой обучения, включающей такие этапы, как первичное ознакомление с материалом или его восприятие, его осмысление, закрепление и трансформацию этого материала в практическую деятельность, можно выделить три уровня активности личности:

• активность воспроизведения – стремление обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения их по образцу;

• активность интерпретации – связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;

• творческая активность – устремлённость обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

При организации исследовательской деятельности учащихся используются все три уровня активности, названные выше. Обращение к исследовательской деятельности обусловлено тем, что перед современным обучением встали

От научной деятельности учебно-исследовательская отличается тем, что её главной целью является развитие личности (приобретение обучающимися функционального навыка исследования, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний), а не производство новых знаний. От проектной и конструктивной исследовательская деятельность отличается тем, что главным её результатом является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта.

Жидко И.Н. Организация проектной исследовательской деятельности

Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.

Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Школьные технологии. 2001. № 5. С. 26-35

Исследовательская деятельность – как инновационная образовательная технология

Исследовательский подход как способ познания мира и метод обучения был опробован еще в древности. За многие тысячелетия методика исследования претерпела огромные изменения и приобрела особую значимость в условиях модернизации системы образования.

  • развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;
  • развитие абстрактного мышления, необходимого обучающемуся;
  • развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
  • развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
  • сформировать чувство ответственности за порученное дело;
  • воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;
  • привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.

Главное при организации научно-исследовательской деятельности, следовать следующему правилу – никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка. Главный критерий – личный интерес и личная увлечённость.

  • потребность узнавать новое;
  • умение применять те или иные навыки;
  • восприятие другого человека или проявление его деятельности в различных сферах.

1. Ценностно-смысловая компетенция
2. Общекультурная компетенция
3. Учебно-познавательная
4. Информационная
5. Коммуникативная
6. Социально-трудовая
7. Личностная компетенция (самосовершенствование).

Реализация научно-исследовательских проектов обучающимися Котовской детской школы искусств

В настоящее время исследовательской деятельностью с обучающимися занимаются преподаватели Т.Д. Лукошина, С.А. Юрова, И.В. Авдеева и другие.

Несмотря на приобретённый опыт, перед педагогами школы нередко встаёт первый и важный вопрос: как же увлечь учащихся исследовательской деятельностью?

Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания недостаточно для решения исследовательских задач. Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. Важно так организовать учебную работу, чтобы обучающиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования: предложить неожиданно сформулированное учебное задание, которое при дальнейшей работе оказывается не сложным, но интересным.

В организации исследовательской деятельности перед педагогами нашей школы встаёт и другой немало важный вопрос: где взять время для занятий исследовательской работой, ведь режим дня ребёнка расписан по минутам? Ответ на этот вопрос только один: максимально, с полной отдачей использовать урочное время – каждую свободную минуту. Дети в группах имеют разный уровень развития и разный темперамент. Как правило, исследовательской работой увлекаются те дети, которых мы называем одарёнными, т.е. опережающими по развитию своих сверстников. Они справляются с учебными заданиями вдвое быстрей остальных, и у них остаётся время для иных видов деятельности на уроке. Это время мы используем для исследовательской работы, иногда тем самым, привлекая интерес к этой деятельности и других обучающихся.

Исследовательская деятельность уже сама по себе является мощным развивающим инструментом. А в комплексе с другими образовательными факторами, такими как прочно сформированные учебные навыки, креативное мышление, она способствует развитию творческой гармоничной личности обучающегося.

Многие считают, что полноценной научной работы в средних общеобразовательных учреждениях существовать не может, потому что нет ни кадров, способных руководить такого рода деятельностью, ни условий для полноценных экспериментов, ни оборудования. Да и цель школы другая – дать общее образование, так ведь и именуются школы – общеобразовательные учреждения.

Другие возразят: начало научной карьеры, познавательный интерес, умение видеть проблему у многих будущих ученых сформировали еще в школе, и чем раньше начали они, тем больших вершин достигли.

Ответы, как обычно, где-то посередине: нужна ли научная работа в школе? Да. Она может быть основным или одним из основных видов содержания образования? Нет.

Нормативные документы, регламентирующие научную работу в школе

Для этого в ООП (общей образовательной программе) учебного заведения прописывается раздел в соответствии с Госстандартом, регламентирующий содержание и структуру научной работы в школе.

Руководит научной работой и учителей, и учащихся завуч по научно-методической работе. В его круг обязанностей входит организация научной работы в школе и контроль за ее проведением, помимо всего остального.

Как итог: научная работа в школе является полноправной частью основной образовательной программы, на основании которой выпускаются локальные акты учебного заведения, регламентирующие этот процесс в школе.


Организация научной работы в школе

Организация научной работы в школе связана со статусом учебного заведения чаще всего. Если это лицей или гимназия, то в них научная работа является обязательной на уровне учебного заведения. Есть ряд локальных актов, которые предписывают учителям заниматься с обучающимися такого рода деятельностью, участвовать в конкурсах научно-исследовательских работ разного уровня. Такая работа оплачивается, и на нее выделяются часы из учебного плана, особенно в старших классах. В качестве итога обучающийся должен представить на заключительной учебно-исследовательской конференции свою работу. Самые интересные отправляются на конкурсы более высокого уровня.

Второй путь организации научной работы – создание научного общества школьников. В нем могут участвовать не все, а только те, кто действительно хочет участвовать. Создание научного общества тоже регламентируется локальными актами и контролируется завучем.

Какой путь лучше – сказать сложно, хотя бы потому, что учебные заведения все очень разные. Если школа имеет право отбирать детей по конкурсу, даже очень демократичному, возможен первый вариант, но таких школ меньшинство. Второй вариант более распространен.

Цели создания научного общества учащихся прежде всего связаны с обучением научной деятельности и всесторонним развитием личности обучающегося.

  • создание условий для саморазвития и самоопределения обучающихся, развитие их самостоятельности, интеллекта и помощь в профессиональной подготовке;
  • планирование научной работы и методическая помощь в создании научных работ;
  • организация внеурочных мероприятий, популяризирующих науку (встреч с учеными, посещение вузов, лабораторий, предприятий), проведение итоговой конференции.

Научное общество обучающихся выполняет и серьёзные воспитательные функции: проводит профориентационную работу и систему профессиональных проб, таким образом помогая школьникам выбрать дальнейший путь в жизни.

Что может сделать обучающийся в науке?

Все школьные научные работы (термин, конечно, условен) можно разделить на две группы:

  • научно-исследовательская работа:
  • проектная деятельность.

Конечно, вы помните о главной цели научной работы – создании условий для развития познавательной деятельности? Поэтому деление такое.

Научно-исследовательская работа предполагает решение творческой задачи, поиск и нахождение решения проблемы в какой бы то ни было области знания, самостоятельную постановку целей и задач, выбор предмета исследования и метода исследования и создание работы, ее защиту.

И это только несколько примеров подобных работ.

Проектная деятельность , как правило, это групповая работа, направленная на получение определенного продукта. Постановка целей и задач, разработка этапов достижения целей, формирование путей получения продукта в совместной деятельности тоже может считаться научной работой с точки зрения ее основной цели в школе. Обычно проекты выбирают младшие школьники или те, кто не могут выполнить другого исследования.

Проекты выполняют очень важную роль – развивают умение ставить цели и задачи, искать пути осуществления проекта, создавать план его реализации.

Очень часто в силу разных причин в школе за исследовательскую работу принимают реферативные или компиллятивные работы. Это происходит и в силу некомпетентности руководителя, и неумения правильно сформулировать тему или увидеть проблему. Такие работы, безусловно, считать научно-исследовательскими нельзя. Это вообще самая серьезная проблема научно-исследовательской деятельности в школе и заслуживает отдельного разговора. В этой связи особенно важной становится роль учителя в руководстве работами обучающихся.

Роль учителя в научно-исследовательской деятельности школьников

Не надо требовать открытий или озарений – они случатся потом, когда он выберет свою дальнейшую стезю, а пока только стимулировать и поощрять его любознательность и любопытство в хорошем смысле.

В портфолио учителя и ученика исследовательские работы учитываются, но не в той же степени, как например, победы во Всероссийских олимпиадах, где конкурс объективнее. Некоторые вузы добавляют абитуриентам баллы, если у тех есть грамоты и дипломы за научные исследования, однако говорить, что эта система работает в полной мере, нельзя. Каждый случай индивидуален.

В любом случае, исследовательская работа в школе – это еще один путь развития одаренных ребят и нахождения будущих талантливых ученых.

Также рекомендуем прочитать

Как написать сценарий школьного мероприятия

На самом деле школьники любят общаться со своими сверстниками. Им нравится посещать дискотеки, участвовать в квест-программах, состязаться в спортивных соревнованиях. А это значит, что у педагогов возникает задача: как подготовить такой сценарий школьного мероприятия, чтобы он развивал детей, оказывал воспитывающее воздействие и был интересен ребятам?

Портфолио учителя

Каждые пять лет учителя всей страны должны проходить аттестацию. Таким образом они подтверждают соответствие занимаемой должности, повышают категорию (первая или высшая) и получают право преподавать следующие пять лет. До новой аттестации.

Как научить ребенка заниматься наукой

Читайте также: