Педагогические условия организации проектной деятельности в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Один или несколько проектов, выполненных в школе, или мероприятие в виде общешкольного проекта с большим количеством участников, еще не дает право говорить, что в школе внедрено проектное обучение.

Для того чтобы сформировать у обучающихся умения и навыки проектирования, нужна целостная система. Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, с подготовкой кадров, с обучением школьников:

- использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности (в основе проектирования лежит присвоение учащимися новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать), руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта), консультантом (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду) и т. п.;

- обучение школьников умениям и навыкам проектирования (проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследования, презентации деятельности и ее результатов, самоанализу и рефлексии и т. д.);

- необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении;

- должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т. п.);

- работа над проектом является поводом для организации, социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.

Проектная деятельность в школе охватывает все ступени.

В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.

Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.

Работа над проектами проводится поэтапно.

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.

Этапы работы над проектом

1. Поисковый

- моделирование идеальной (желаемой ситуации;

- анализ имеющейся информации;

- определение и анализ проблемы;

- анализ имеющейся информации;

- определение потребности в информации;

- сбор и изучение информации.

2. Аналитический

- постановка цели проекта;

- определение задач проекта;

- определение способа разрешения проблемы;

- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

- анализ имеющейся информации;

- определение потребности в информации;

- сбор и изучение информации.

3. Практический

- выполнение плана работ;

4. Презентационный

- предварительная оценка продукта;

- планирование презентации и подготовка презентационных материалов;

5. Контрольный

- анализ результатов выполнения проекта;

Проектную деятельность в школе целесообразно организовывать в рамках специальной программы, целью которой является создание условий для формирования умений и навыков проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.

В программе должны быть обозначены функциональные обязанности участников проектной деятельности, которые находятся во взаимодействии, предложены формы работы с педагогами, обучающимися и родителями; рассмотрены оптимальные условия для обеспечения проектной деятельности; указаны прогнозируемые результаты по реализации программы. А также должен быть приведен план мероприятий по ее реализации.

Общешкольная проектная деятельность включает в себя несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе:

- составляется общешкольный план работы над проектами;

- организуется обучение педагогов и учащихся в рамках проектной деятельности;

- проводится общение с учителями и учащимися, уже имеющими опыт данной работы.

На основном этапе:

- организуется выполнение проектов;

- освещается ход работы над проектами в школьной газете;

- организуются рефлексия и самоанализ деятельности.

На заключительном этапе:

- каждому проекту присваивается номинация, участники награждаются;

- в конце года подводятся итоги, обобщаются материалы, анализируются результаты.

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

I. Роль учителя.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как фасилитатор, то есть помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

- мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности - залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;

- фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;

- наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированное™ компетентностей учащихся, с другой.

II. Роль ученика.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

Следует признать, что каждый ученик имеет право:

- не участвовать ни в одном из текущих проектов;

- участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

- в любой момент начать новый проект.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

- выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

- выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он - ответственный опекун, я - безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он - профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я - человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);

Существенным моментом при организации проектной деятельности является обучение школьников умению проектировать.

При разработке специального курса учитывалось соответствие формирования умений и навыков сфер индивидуальности:

Методы творчества, применяемые при проектировании

1. Творческие методы проектирования: аналогия, ассоциация, неология, эвристическое комбинирование, антропотехника.

Аналогия - метод решения поставленной задачи, при котором используются уже существующие решения в других областях (биоформа, архитектура, инженерные решения и т. п.). Таким образом, аналоги становятся творческим источником. Интерпретация творческого источника и превращение его путем трансформации в проектное решение собственной задачи - суть этого метода. Первоначальная идея, заимствованная по аналогии, постепенно доводится до решения, адекватного замыслу. Такое проектирование имеет отношение к функциональному проектированию, то есть проектированию не предмета (вещи), а способа (функции): проектируем не печь, а способ обогрева помещения; не чайник, а способ кипячения воды; не проигрыватель, а способ воспроизведения звука.

Ассоциация - метод формирования идеи. Творческое воображение обращается к разным идеям окружающей действительности. Развитие образно-ассоциативного мышления учащегося, приведение его мыслительного аппарата в постоянную боевую готовность - одни из важнейших задач в обучении творческой личности, способной мобильно реагировать на окружающую среду и черпать оттуда продуктивные ассоциации.

Неология - метод использования чужих идей. Например, можно осуществлять поиск формы на основе пространственной перекомпоновки некоего прототипа. Но в процессе заимствования необходимо ответить на вопросы: что нужно изменить в прототипе? Что можно изменить в прототипе? Каким образом лучше это сделать? Решает ли это поставленную задачу?

Эвристическое комбинирование - метод перестановки, предполагающий изменение элементов или их замену. Его можно охарактеризовать как комбинаторный поиск компоновочных решений. Этот метод может дать достаточно неожиданные результаты. Например, с его помощью первоначальную идею можно довести до абсурда, а потом в этом найти рациональное зерно. Так, авангардисты в моде часто пользуются именно эвристическим комбинированием.

Антропотехника - метод, предполагающий привязку свойств проектируемого объекта к удобству человека, к его физическим возможностям. Например, при проектировании сумок есть правило: замок должен быть удобен для открывания его одной рукой; зонт должен раскрываться нажатием на кнопку тоже одной рукой. Вспомните, как сейчас хозяева открывают машину, - нажатием одной кнопки на брелке. Все это - антропотехника.

2. Методы, дающие новые парадоксальные решения: инверсия, мозговая атака, мозговая осада.

3. Методы, связанные с пересмотром постановки задачи:

наводящая задача-аналог, изменение формулировки задачи, перечень недостатков, свободное выражение функции.

Наводящая задача-аналог. Этим эвристическим методом часто пользуются при проектировании. Он основан на первоначальном поиске чужих идей (в журналах, специальной литературе, на выставках, в магазинах и т. п.) и тщательном анализе их достоинств и недостатков. Применение этого метода позволяет решить проектную задачу, используя предыдущий (чужой) опыт проектирования. Это может натолкнуть на видоизменение или совершенно новые идеи для решения поставленной проблемы, находясь в русле профессионального решения подобных задач. Учащиеся могут пользоваться этим методом на этапе предпроектного анализа.

Изменение формулировки задачи расширяет границы поиска решения.

Хотя при изменении формулировки ставятся нетривиальные, порой абстрактные условия, но этим, тем не менее, может быть достигнуто неожиданное решение прагматично поставленной задачи. Применение этого метода развивает мобильность мышления учащегося.

Перечень недостатков - метод заключается в составлении полного развернутого перечня недостатков изделия. Перечень недостатков дает ясную картину, какие из недостатков подлежат изменению. Здесь учащийся (он же проектировщик) должен перевоплотиться в потребителя объекта.

Способы включения проектной деятельности в работу школы

Система проектной работы охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность.

Как правило, педагоги используют два подхода:

- связь проектов с учебными темами (на уроке);

- использование проектов во внеурочной деятельности.

Для формирования проектных умений используется два вида урочных занятий.

Выбор количества часов и формы проведения таких уроков зависят от вида проекта. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения новых знаний учащимися.

Второй вид - урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам предметного содержания, или межпредметные проекты.

На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация - важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Мы приучаем учащихся к тому, что коль скоро поставил цель, распределил задачи, выполнил работу, расскажи, что получилось, сделай вывод, разрекламируй (представь аудитории, публике) свою работу.

Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.

Организация проектного обучения во внеурочной деятельности осуществляется в рамках:

- курсов по выбору;

- свободной самостоятельной деятельности;

- научного общества учащихся (НОУ);

- Академии школьных наук;

Основными направлениями проектной деятельности в школе являются, как правило, следующие:

Межпредметные проекты могут выступать в роли интегрирующих факторов в образовании, помогая преодолевать традиционную дробность и обрывочность нашего образования.

Поскольку большинство реальных учебных проблем носит в настоящее время комплексный характер, то их решение становится возможным лишь с привлечением знаний из различных учебных дисциплин. Причем многие из этих знаний часто целесообразно не столько актуализировать, сколько непосредственно формировать в процессе решения этих проблем. В свою очередь, это можно осуществить лишь на основе более глубокой интеграции, обеспечивающей необходимый уровень синтеза знаний учащихся.

Интеграция знаний с помощью метода проектов приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию этих знаний, что усиливает мотивацию и активность вовлечения обучающихся в учебный процесс. Каждое проектно-ориентированное задание представляет собой тесно связанную цепочку отдельных актов в деятельности школьников. Это позволяет им рассматривать проблему проекта в различных режимах мышления, что естественным образом требует интеграции знаний, которые при предметном обучении ученик получал дискретно.

Образованный человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целенаправленно. Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие творческого мышления школьника.

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценности, приоритеты, целевые установки и педагогические средства.

Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых.

  • выявить творческие способности ребёнка;
  • улучшить контакт с учащимися, родителями;
  • развить исследовательские и коммуникативные умения, навыки сотрудничества;
  • дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.

Теоретические основы метода проекта в начальных классах.

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная проектно- исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных.

Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? Где это? Зачем это? Какое это? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривать как малозначительный, “проходной” для методов проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается в последствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи. Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам.

Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

  • умение вести диалог;
  • координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

3. Формирование социально адекватных способов поведения.

Учебный проект с точки зрения педагога — это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся. Роль учителя, организующего проектно-исследовательскую деятельность, состоит не столько в преподавании, сколько в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть “предметником”, а становится педагогом широкого профиля и как руководитель проекта, должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.

Какие именно универсальные учебные действия формируются в проектной деятельности?

  • Навыки коллективного планирования
  • Умение взаимодействовать с любым партнером
  • Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
  • Навыки делового партнерского общения
  • Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
  • Умение проектировать процесс (изделие).
  • Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
  • Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
  • Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов.)
  • Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • Самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
  • Запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • Находить несколько вариантов решения проблемы;
  • Выдвигать гипотезы;
  • Устанавливать причинно-следственные связи
  • Навыки монологической речи
  • Умение уверенно держать себя во время выступления
  • Артистические умения
  • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
  • Умение отвечать на незапланированные вопросы
  • Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
  • Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

В учебном процессе я использую различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, игровые, информационные, социально-значимые.

Исследовательские проекты совпадают со структурой научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, вывод.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника.

Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, ее анализ, обобщение и представление для широкой аудитории. Выход такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете.

Особое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат четко обозначенные результаты учащихся, ориентированные на социальные запросы участников.

  • монопроекты - в рамках одного учебного предмета, при этом выбираются наиболее сложные темы или разделы; укладываются в классно-урочную систему;
  • межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время;
  • надпредметные – выходят за рамки предметов.
  • Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть:
  • внутриклассные – проекты, проводимые в одном классе;
  • внутришкольные – проекты, организуемые одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные;
  • региональные – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;
  • международные – в них реализуется диалог культур.
  • индивидуальные (личностные);
  • парные;
  • групповые;
  • общеклассные.
  • По продолжительности проекты могут быть:
  • краткосрочные (1 урок, максимум 3-6);
  • среднесрочные (1-2 месяца);
  • долговременные (до года).

Организация проектной деятельности в начальной школе.

Начиная работу над проектами, я продумала следующие вопросы, на которые требовалось дать ответы в первую очередь:

Какими учебными и вспомогательными источниками информации можно обеспечить работу? (фонд библиотеки, энциклопедии, хрестоматии, сборники, периодическую печать, Интернет и т.п.).

Какие виды деятельности возможны в работе? (использование методов анализа; проведение анкетирования, опрос, наблюдение; работа индивидуально, в парах, в группах; логическое рассуждение).

Какова доля самостоятельности ученика, в чем он может проявить инициативу?

Какие критерии позволять учителю и ученику оценить успехи? (активность на занятиях; беседы с учащимися, родителями; анализ работ учащихся).

Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса? (собеседование в процессе работы, анкетирование).

Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все этапы проектной деятельности, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу же, как только начинается реальная проектная деятельность.

При работе над проектом использую следующие этапы:

Погружение в проект.

На данном этапе выбирается и формируется проблема, которая будет решена в ходе проектной деятельности учащимися. Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. Педагог должен показать практическое применение знаний, полученных в ходе проекта. Первоначально темы предлагаются учителем. В дальнейшем тематика проектов может выбираться детьми.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы. Главная цель - дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе обговаривается поиск информации (в каких источниках), распределяются роли: главный редактор, авторы статей, художники.

Это реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Примером деятельности учащихся на данном этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. Этот этап самый трудоемкий. Ученики теряются в море информации. Но они активно работают, анализируют и обобщают полученный материал. Желательно, чтобы этот этап проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. Во время консультаций помогаю систематизировать собранную информацию.

Исходя из своего опыта работы по этой теме, мне хочется предложить несколько правил для учащихся, занимающихся проектной деятельностью.

На данном этапе учащиеся презентуют свой проект в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают вопросы докладчику, обсуждают возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Данный этап проекта очень важен, поскольку он решает следующие задачи: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

  1. Правильно ли сформулировали задачу?
  2. Соответствовал ли ваш проект поставленным целям?
  3. Что могло быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?
  4. Насколько хорошо вы использовали время?
  5. Каким же требованиям должна соответствовать деятельность учащихся для того, чтобы говорить о проекте было бы целесообразно?

Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. То есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

Результатом работы над проектом (иначе говоря, выходом проекта) является продукт.

Подготовительный продукт должен быть представлен заказчику или представителям общественности, представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект это “пять П”;

Проблема–Проектирование (планирование)–Поиск информации–Продукт–Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики. Дневные планы и отчеты и т.д

Успешное осуществление проектной деятельности в начальных классах, по - моему мнению, возможно только при тесном сотрудничестве ученика, учителя и родителей. Каждая из участвующих сторон играет определенную роль в совместной работе.

Разработка проекта – это путь к саморазвитию личности, через сознание собственных потребностей через самореализацию творческой деятельности. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных, коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогом, с другими людьми. В процессе работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка, активизируется мыслительная деятельность.

  • рост познавательной, творческой активности учащихся;
  • раскрытие их творческого потенциала;
  • формирование самостоятельности и ответственности;
  • повышение мотивации к обучению;
  • активное вовлечение родителей;
  • расширение кругозора учащихся;
  • создание условий для отношений сотрудничества.

Все это позволяет считать проектную деятельность одним из самых эффективных методов обучения на современном этапе развития образования.

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии.

В ажно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. У чащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, отсутствует мотивация к получению новых знаний. Ученика не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет. П оэтому необходимо использовать в обучении младших школьников проектную деятельность.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем сегодня его относят к педагогическим технологиям XXI в., так как конечный результат его формирует у учащихся умения адаптироваться в жизни общества.

Актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников умения самостоятельно добывать новые знания, собирать и анализировать необходимую информацию, умения выдвигать гипотезу, делать выводы и строить умозаключения. Проектная деятельность дает возможность:

- формировать информационную компетенцию;

- утвердить деятельностный подход в обучении.

При этом ученик переходит от пассивного получения готовых знаний к созданию собственного образовательного продукта.

Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки – проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Использование этого метода в начальной школе имеет свою специфику. Это время обучения детей основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, при помощи родителей, а отчет о проделанной работе представляется на уроке.
Использование метода проекта применяется на различных этапах урока, давая ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями.
Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и технология , и русский язык.
Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее. На итоговом уроке кроме защиты своих работ, выполненных самостоятельно или под руководством учителя, происходит систематизация и накопление материала для итоговой работы. Большое внимание следует уделить критериям оценивания и рефлексии.

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

1. Организация подготовительной работы.

Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;

специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

По работам было видно, у кого дома есть компьютер, доступ в Интернет.

Формирование ОУУН осуществляю в рамках урочной деятельности, поскольку в нашей школе не выделяются часы на кружки и факультативы.

· проблемное введение в тему урока;

· постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

· совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

· групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

· выдвижение идеи (мозговой штурм) ;

· постановку вопроса (поиск гипотезы);

· формулировку предположения (гипотезы);

· обоснованный выбор способа выполнения задания;

· поиск дополнительной литературы;

· самоанализ и самооценку, рефлексию;

· поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи. Развитие приемов логического мышления осуществляется поэтапно в следующей последовательности:

- оперирование признаками предметов (выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного);

- классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация);

определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к роду, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий);

- доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения).

Формирование умений и навыков проектной деятельности нужно осуществлять и в рамках проведения консультаций, проектной деятельности.

Например: См. в прил. листах

Примерное планирование консультативных занятий в проектной группе.

2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Темы проектов учащихся начальных классов связываю с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, используется для организации проектной деятельности.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития. В связи с этим до начала организации проектной деятельности в ходе анкетирования или индивидуальной беседы выявляются области интересов детей.

Интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся, но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования. Также оказывается помощь в формулировке цели и задач проекта, выводов. При этом помощь должна оказываться ненавязчиво, чтобы не остудить желание учащегося са­мому разобраться в интересном для него вопросе.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть под общей темой презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).

3. Обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом — мотивации.

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.

4. Создание групп не более 5 человек.

5. Учет возможностей учебных предметов для реализации проектной деятельности.

Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, изобразительное искусство, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

6. Создание методического инструментария.

Для оказания помощи учащимся и родителям можно оформить стенд, на котором размещены памятки, содержание деятельности участников проектной деятельности, тезаурус, банк идей и т.д. В классе должны быть образцы оформления различных проектов.

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах. Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Учитель поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе.

Далее учитель организует реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта. На заключительном этапе необходимо оценить ни только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.


Наталья Поняева 08.08.2020 1414 3 Методика преподавания

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции, с учетом индивидуальности учащегося в образовательном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения и продолжается в дальнейшем обучении школьников. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и включение в практику продуктивных стилей и форм педагогического общения и методов обучения.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проекта. Проектная деятельность в школе используется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Задача учебного проекта – осуществление деятельности обучающихся, которая заключается в решении разнообразных учебных и практических задач. Поиск решения этих задач и составляет суть проектной деятельности.
Главным компонентом проектной деятельности должен быть именно интеллектуальный поиск. Важнейшей частью проектной деятельности является стадия мысленного решения поставленной задачи.
Метод проекта подразумевает самостоятельную деятельность учащихся по реализации той или иной проблемы, с использованием разнообразных средств интеграции знаний и умений из различных областей. Результаты выполненных проектов непосредственно связаны с реальной жизнью учащихся и поэтому являются для них не только посильными, но и личностно значимыми. Метод проектов позволяет моделировать проблемы, аналогичные тем, что возникают у взрослых.
В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.
Включение учащихся в процесс выполнения проекта подразумевает овладение ими следующими проектными умениями и компетенциями: исследовательскими; социального взаимодействия; оценочными; информационными; презентационными; рефлексивными; менеджерскими.
Считаю, что использование метода проектов — это наиболее удачная форма контроля, стимулирующая речемыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес. Мои ученики с удовольствием принимают участие в подготовке каждого нового проекта, как индивидуального, так как коллективного, и эта форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам. Моя роль заключается в том, что я определяю тему и проблему в соответствии с календарно-тематическим планом рабочей программы. Следует заметить, что дети сами решают, какой вид проекта они будут готовить. Поэтому по завершении той или иной темы в разных классах получаются разные проекты.
Выполняя проект, ребенок работает по плану, по этапам. Работа над проектом начинается с выбора темы и цели проекта, затем следует планирование проектной деятельности, непосредственная реализация проекта, презентация проекта. В итоге - оценка проекта и деятельности учащихся (самооценка).
Разработка проекта – это сложная и трудоемкая работа, которая проводится в течение длительного времени, поэтому необходимо начинать с небольших проектных заданий. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные особенности учащихся . В настоящее время существует необходимость и даже требование времени в привлечении учащихся начальной школы в проектную деятельность.
Итогом работы над проектом обычно является презентация. А также примерами проектной деятельности могут быть альбомы, газеты, коллекции, сборники, справочники, сувениры, учебные пособия, фотоальбомы, видеоролики и многое другое. Важно учитывать, что темы детских проектов должны быть близки и понятны детям и исходить из спланированной воспитательной работы или учебного плана. В этой работе очень важна заинтересованность и мотивация учащихся. Очень близкими для детей на этом этапе развития являются темы: моя семья, мой дом, мои животные, мои игрушки, времена года и погода, одежда, мой день и другие.
Этап защиты проекта является наиболее важным. Дети проделали большую работу и готовы поделиться своими результатами. Защита проекта предполагает хорошее знание изучаемого материала, беглую речь, правильную интонацию и хорошее произношение. Ученик должен быть готов вступить в диалог и ответить на заданные вопросы.
После защиты своего проекта дети должны увидеть свои результаты, почувствовать радость, социальную значимость своей работы. Они должны ощутить поддержку со стороны взрослых. Особую роль в проектной деятельности учащихся должен занять учитель – помощник, наставник.
Большая роль отводится и родителям. Они должны понять необходимость данного метода работы, должны показать свою заинтересованность в этом виде деятельности, оказать помощь ребенку, правильно оценить проделанную ребенком работу.
Проектная работа — это эффективное средство развития учащегося, расширения языковых знаний. Это также реальная возможность средствами иностранного языка использовать знания, полученные на других предметах. Проект — это новая образовательная технология, которая позволяет решать задачи личностно ориентированного подхода в обучении.
Список литературы:

Комментарии




12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС 77-59233 от 04.09.2014 г.
выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Читайте также: