Как называется в школе уголок с животными

Обновлено: 05.07.2024

О пользе общения с животными уже известно немало. Пушистые Шарики и Мурки снимают стресс, они – источник положительных эмоций, что немаловажно в нашей жизни. По данным социологического опроса, из 500 подростков, проживающих в неблагополучных семьях, исправительных заведениях, 91% считали своим лучшим другом собаку, кошку, птицу, даже крысу или черепаху. Часто случается, что животное становится единственным другом и у ребенка, который имеет проблемы в развитии. Общение с животными больных детей с целью оздоровления называется зоотерапией.
Это направление получает все большее распространение, поскольку способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. Так, зоотерапия с успехом используется для детей с умственной отсталостью, она стимулирует активизацию восприятия и познавательной сферы. Дети-аутисты начинают легче преодолевать свои страхи. Дружба с четвероногими становится благоприятной почвой для расслабления и самовыражения, а это очень важно, если есть задержка в психическом развитии и нарушения в познавательной деятельности.
Группа детей, сформированная для занятий зоотерапией, должна быть однородна по уровню интеллектуального развития и по степени нарушений психического состояния. Поэтому перед началом занятий необходимо провести психологическую диагностику с целью определения интеллектуального уровня и эмоционально-личностных проблем. Диагностика осуществляется несколькими специалистами – психологом и дефектологом. Количество детей не должно превышать 10–12 человек.


Первое знакомство

Животных, с которыми знакомятся дети в процессе занятия, следует располагать на столе. Детей рассаживают на расстоянии 3–5 метров от стола, желательно в один ряд.
Продолжительность занятий – до 30 минут.
Специалисты советуют придерживаться определенной структуры занятий. Например:
1) Предъявление животного. Ведущий показывает животное, обращает внимание на строение его тела, на его особенности.
2) Тактильное знакомство с животным. Детям предлагают потрогать и погладить животное. Объясняют, как сделать это, чтобы оно не пугалось.
3) Словесное описание животного на основании полученного тактильного опыта (какие ушки, лапки, хвостик и т.д.).
4) Наблюдение за эмоциональным состоянием животного (испугано, насторожено, ласкается и т.д.). Важно, чтобы детская аудитория адекватно реагировала на его поведение.
Учитывая особенности ребят, педагог может вносить те или иные изменения в структуру занятий. Детям с нарушенными навыками общения надо уделить большее внимание во время тактильного контакта с животным, так как они обычно избегают прикосновений. Если кто-нибудь из детей отказывается погладить животное, не следует на этом настаивать. В подобной ситуации разумнее обратить его внимание на соседа, который не боится и трогает зверька. Педагог должен вызвать если не прямой интерес к животному, то хотя бы положительное эмоциональное оживление.
Следует также не терять из виду, что главная цель занятия – преодолеть детские страхи и стимулировать положительные эмоциональные реакции. Для закрепления эффекта, полученного в классе, можно предложить детям нарисовать или слепить увиденное животное.

Опасности живого уголка

Зоотерапия привлекает внимание потому, что не требует больших материальных затрат. Любой живой уголок, созданный в условиях детского учреждения, может быть использован для проведения занятий с детьми. Для этого необходимо наличие отдельного помещения, в котором будут размещены животные, и специалиста, который станет за ними ухаживать.
В живых уголках сейчас можно увидеть самых разных мелких зверушек и птиц – морских свинок, черепах, хомяков, попугайчиков и т.д. Но при всех положительных сторонах присутствия животных в помещениях, где находятся дети, могут возникать и негативные. Дело в том, что многие животные являются источником и переносчиками различных заболеваний. И, чтобы контакт с животными не заканчивался походом к врачам, необходимо соблюдать определенные правила при их содержании.
Так, домашние черепахи, которые нередко бывают постоянными обитательницами живых уголков, представляют непосредственную опасность заражения сальмонеллезом. По некоторым данным, рептилии в 90% случаев бывают источником заражения.
Симптомы, возникающие при этом, таковы: озноб, рвота, лихорадка, спазмы желудка. Для того чтобы эти неприятности миновали детей, следует соблюдать некоторую осторожность: домашние рептилии должны содержаться вдали от кухонь и других зон приготовления пищи; рептилии не должны свободно перемещаться по комнатам; если при мытье рептилий вы используете раковину, то потом ее следует помыть хлорсодержащими средствами. После контакта с рептилией и ее клеткой необходимо тщательно вымыть руки с мылом. Детям младше пяти лет или детям с иммунодефицитным состоянием следует вообще избегать контакта с рептилиями.
Птицы, подобранные на улице или в лесу, могут быть источником такого заболевания, как орнитоз. Оно инфекционное, передается от птиц и характеризуется поражением легких (пневмонией). Ежегодно в Москве отмечается несколько случаев этого заболевания. Возбудители широко распространены среди диких и домашних птиц (куры, утки, голуби, воробьи, вороны), а также среди комнатных декоративных (канареек и попугайчиков).
Нередко болезни возникают от птиц, приобретенных на рынке или отловленных в условиях дикой природы.
При острой форме заболевания птицы становятся вялыми, отказываются от пищи. Их внешний вид тоже должен насторожить – опущенные крылья, грязное оперение, закрытые глаза. Заражение человека может произойти при контакте с такой птицей. Период от момента заражения до появления первых признаков длится от 6 до 10 дней, реже до 20 дней.
Чтобы этого не произошло, следует предпринимать меры безопасности:
– Не приобретать декоративных комнатных птиц без соответствующего документа ветеринарной службы.
– В случае подозрения на заболевание среди птиц, содержащихся в домашних условиях, немедленно обращаться в ветеринарную станцию.
– В помещении, где находилась больная птица, провести влажную уборку с применением дезинфицирующих средств (трехпроцентный хлорамин, двухпроцентная хлорная известь, горячий мыльно-щелочной раствор), использовать при этом ватно-марлевые повязки и резиновые перчатки.


Осторожно: звери!

Если в школе существует живой уголок, то необходимо соблюдать правила по технике безопасности.
Выяснить, какие дети подвержены аллергии. По мнению медиков, аллергия животного происхождения распространена достаточно широко и домашние животные – один из сильнейших ее источников. Аллергены – это слюна (собаки, кошки), роговые чешуйки (рептилии), экскременты (попугаи, голуби и т.д.). Наиболее тяжелые формы отмечаются при аллергии на лошадей и мелких грызунов. Наиболее частыми симптомами проявления аллергии являются бронхиальная астма, ринит, конъюнктивит, реже – экзема. Поэтому, прежде чем поручать школьникам ухаживать за животными, следует поинтересоваться наличием аллергических заболеваний.
1. При уходе за животными учащиеся надевают халаты, постоянно хранящиеся в помещении живого уголка, и защищают руки рукавицами или перчатками.
2. Все обитатели живого уголка периодически осматриваются ветеринарным врачом.
3. Учащимся, которые ухаживают за животными, учитель должен объяснить и показать, как брать их в руки. Особое внимание нужно обратить на самок, принесших потомство, так как они в этот период агрессивны.
4. При смене воды в аквариуме запрещается отсасывать воздух из трубки ртом. Это может привести к попаданию воды с микроорганизмами в полость рта школьника. Отсасывать воздух следует резиновой грушей, соединенной с трубкой сифона.
Наиболее частыми обитателями зооуголков остаются различные грызуны – мыши, крысы, ежи, хомяки и др. Проблемы могут возникнуть с животным, которое было поймано в природных условиях. Поэтому, прежде чем приносить в живой уголок грызуна, особенно мышевидного, необходимо выяснить в местных санитарно-эпидемиологических центрах, насколько благополучен этот район по туляремии, энцефалиту, бешенству и другим заболеваниям, переносчиками которых они могут быть. Правильнее, конечно, приобретать животных в зоомагазинах. Там животные контролируются ветеринарной службой.
Не забывайте, что все животные, содержащиеся в школе, должны непременно периодически осматриваться ветеринарным врачом.

Мы в ответе за тех, кого приручили

Однозначное мнение, что зооуголок необходим в каждой школе, можно подвергнуть сомнению: функционирование живого уголка полезно для детей только тогда, когда его обитатели будут правильно содержаться. А это возможно при наличии специалиста, который знает биологические свойства этих животных и может обеспечить необходимый уход. Ситуация, когда в зооуголке содержатся животные в плохих условиях, кроме вреда, ничего не принесет. Дети привыкают к бездушному и безответственному отношению к окружающему. Мысль о том, что живое существо можно приобретать ради сиюминутного развлечения, также не способствует формированию здоровой психики.
Нередко в живых уголках появляются зверьки или птицы, выловленные в лесу. Но, прежде чем принять такое животное, следует выяснить, а может ли оно вообще жить в неволе. Часто пойманное и помещенное в тесную клетку животное обречено на гибель. Поэтому, поселяя новое животное в зооуголок, учитель должен знать биологические особенности этого зверька.
Следует также задуматься и об уходе за кошками, которые живут в детских учреждениях. Когда кошка живет в семье – это другое дело, так как за ней постоянно следят и заботятся. А в школе или детском саду это животное, несмотря на многочисленные ласки и внимание со стороны детей, в основном предоставлено самому себе. И постоянного хозяина у школьной Мурки, как правило, нет. А по ветеринарным правилам кошкам, которые выходят гулять, следует делать соответствующие прививки – от бешенства и стригущего лишая. Сейчас много различных вакцин, и главное – проявить ответственное отношение и обратиться к ветеринару. Поэтому если кошка поселилась в детском учреждении, то администрация должна поручить кому-то из сотрудников заботу об этом животном.
Таким образом, прежде чем решиться на организацию зооуголка, надо четко представлять, есть ли необходимые условия для его содержания и кто за ним будет осуществлять уход.

Зачем нужен живой уголок

По результатам исследования, наблюдение за животными увеличивает активность в префронтальной коре головного мозга. Эта область отвечает за установление социальных контактов и принятие решений. И это не единственная польза, которую принесет ребенку общение с животными.

  • Изучение природы на практике формирует у детей реалистичное представление о животных и растениях, расширяет кругозор, развивает логическое мышление и умение искать межпредметные связи.
  • По мнению американского журналиста Ричарда Лоува, дети, которых с малых лет приобщали к исследованию природы во всех ее проявлениях, во взрослом возрасте более ответственно и бережно относятся к окружающему миру. У ребенка, который заботится о домашних животных, снижается уровень агрессивности и конфликтности, развивается эмпатия.
  • Согласно исследованиям, контакт с животными помогает человеку снизить уровень стресса и создает позитивный настрой.

По мнению Марии Скрипник, зооуголки развивают в детях эмоциональный интеллект, приучают к самостоятельности:

Как обустроить

На каждое животное рекомендуется завести ветеринарный паспорт, где будут отмечены прививки, которые ему сделали, а также дополнительные данные о его здоровье.

Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, размещать животных, птиц и рыб нужно не в группе, а в отдельной комнате. Желательно, чтобы это было просторное, светлое помещение, в котором получится не только содержать животных и растения, но и проводить занятия с детьми.

Еще одно требование — постоянная температура, которую в зооуголке можно поддерживать с помощью центрального отопления и дополнительных отопительных приборов. Комната должна хорошо проветриваться, чтобы запахи не застаивались в помещении. Решить эту проблему поможет оконный вентилятор или вытяжка. Влажность необходимо поддерживать на уровне 40-60 процентов.

Живой уголок — это не только животные и растения. Полезен будет наглядный материал, который расскажет детям о природных процессах: семена растений, образцы горных пород, гербарии с местными растениями, книги и альбомы о растениях и животных.

Каких животных нельзя держать в зооуголке

Не рекомендуется содержать в живом уголке диких животных: ежей, сурков, енотов, сонь, сусликов. Чаще всего их не разводят в неволе, а отлавливают в дикой природе, поэтому они не приручены и могут укусить. Кроме того, некоторые виды грызунов переносят опасные заболевания: бешенство, чуму, бруцеллез, тиф, дизентерию. Возбудители болезней выделяются с экскрементами животного и могут заражать других обитателей зооуголка и людей.

Запрещено приобретать в дошкольное учреждение ядовитые растения и рептилии. Например, есть риск, что паслён привлечет детей яркими ягодами, которые ядовиты. А сок монстеры и филодендрона вызовет ожоги на коже.

Даже специально выведенные домашние виды птиц и рептилий переносят сальмонеллез. Чтобы предупредить заболевания, требуются ежемесячный осмотр питомцев ветеринарным врачом, своевременная обработка от паразитов и вакцинация.

Если в группе аллергик, следует проконсультироваться с аллергологом, узнать, на кого из животных есть реакции, и по возможности меньше контактировать с этим видом, а перед посещением живого уголка принимать антигистаминные препараты. Иногда со временем аллергия проходит, организм привыкает. Часто аллергическая реакция бывает не на самих животных, а на корм, подстилку, выделения, пыль.

Уроки в уголке природы

Дети в три-четыре года и в пять-шесть лет отличаются по уровню развития когнитивных способностей. Малышам достаточно просто наблюдать за рыбками и животными: чем они ярче — тем легче зацепиться детскому взгляду. Со старшими ребятами можно выращивать для живого уголка растения из черенков и семян, изучать повадки грызунов, птиц.

Каких животных выбрать

Кого же можно поселить в зооуголке?

Рыбки

Полезно выбирать рыбок разных пород, чтобы дети могли сравнивать их, находить отличия. Самыми неприхотливыми породами считаются гуппи, меченосцы, барбусы, кардиналы, данио, сомики, золотые рыбки. Аквариум лучше поставить в прохладное, темное место подальше от окна.

Некоторые виды рыб нельзя содержать в одном аквариуме. Например, стайные рыбки барбусы плохо уживаются с более мелкими породами (они их попросту съедают или обкусывают плавники), а также конфликтуют с золотыми рыбками. Лучшими соседями для них будут меченосцы, данио, рыбы-попугаи.

Кроме того, необходимо учитывать чистоту, жесткость и кислотность воды. Гуппи не выносят грязи в аквариуме, поэтому плохо уживаются с золотыми рыбками. Обо всем этом стоит заранее узнать у консультанта в зоомагазине и почитать в специальной литературе.

Рептилии

Интересный экспонат — хамелеон. Наблюдая за ним, дети узнают о таком явлении, как мимикрия. В зооуголке приживутся сухопутные и водоплавающие черепахи.

Водоплавающим видам необходим аквариум с камнями. Причем часть камней должна располагаться над водой, чтобы черепашки могли выползать на сушу и греться под лампой.

Грызуны

В зооуголке дошкольного учреждения разрешается держать кроликов, морских свинок, мышей, крыс, хомяков. Мария Скрипник рассказывает, что каждый вид имеет свои особенности содержания:

Если грызуны живут в клетках, то их надо ставить на небольшом расстоянии, чтобы обитатели соседних клеток не могли поранить друг друга. Если животные содержатся в аквариумах, такой необходимости нет.

Птицы

Обычно в зооуголке живут волнистые попугайчики, канарейки, розеллы, кореллы, зеленушки. Они неприхотливы в уходе, имеют яркую окраску и нравятся детям. К тому же некоторые виды размножаются в неволе, а значит, малыши смогут наблюдать за появлением и ростом птенцов. Есть виды попугаев, у которых сильно проявляется половой диморфизм — отличие внешнего вида самцов от самок. Это тоже тема для занятия.

Растения

Растения удобно разделить по климатическим зонам. Например, тропическую зону представить фикусом, хамедореей. Пустыню — алоэ и другими суккулентами, субтропики — азалией и геранью.

Во время занятий в зооуголке ребенок включается в различные виды деятельности: игру, труд, наблюдение, обсуждение. Это способствует комплексному, разностороннему развитию. Живой уголок даст дошкольникам обширные знания о природе, привьет любовь к окружающему миру. Знакомясь с живой природой, ребенок будет развиваться нравственно, духовно и эстетически.

Горбунова Елена Владимировна

Представление проекта "Создание живого уголка в нашей школе", который был подготовлен к школьной конференции "Как нам улучшить школу".

ВложениеРазмер
zhivoy_ugolok.pptx 1.89 МБ
пояснительный текст к презентации 17.99 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Помещение Актуальность проблемы

Животные Где их взять?

Результаты анкетирования 186 учащихся согласны сдавать каждый месяц определенную сумму денег (например, 10 рублей) на корм для животных 195 учащихся согласны ухаживать за животными по определенному графику

Польза Развитие самостоятельности и чувства ответственности учеников

Польза Образовательная функция

Польза Воспитательная функция

Польза У нас будет прекрасная комната психологической разгрузки

Предварительный просмотр:

Многие дети мечтают о том, чтобы завести себе домашнего питомца. Но кому-то не позволяют жилищные условия, или не разрешают родители, поэтому в некоторых школах создаются такие живые уголки, куда дети могут прийти и посмотреть, пообщаться с животными.

Мы прошли по классам с анкетой и выяснили, что 191 учащийся школы хочет, чтобы у нас был живой уголок. Тогда мы взялись за работу.

Первым делом, мы определили , что необходимо для создания живого уголка в школе.

- это специальное помещение

- средства на их содержание.

Начали мы с помещения. В школе мало свободного места. Рассмотрев различные варианты, мы пришли к следующему:

Прачечная занимает помещение, состоящее из 3-х комнат, в ней 2 выхода. Последнюю комнатку (площадью 13 кв.метров) можно легко приспособить под помещение живого уголка: в ней есть отдельный вход, окно, пол выложен плиткой, что очень важно с точки зрения санитарии.

Следующий этап – животные.

  1. они должны быть безобидными
  2. их содержание должно быть несложным и недорогим

Мы решили, что это могут быть попугаи, канарейки, морские свинки, хомячки, черепахи, белые мыши, кролики, рыбки

Следующий вопрос: где их взять?

Сначала мы думали их покупать, но потом выяснилось, что многие дети могут поделиться своими домашними питомцами. Пока готовился проект, мы уже собрали целую коллекцию – животные просто ждут своего часа, чтобы поселиться в школе.

И последний этап – уход за животными. Их надо кормить и за ними надо убирать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уголок живой природы - это не только место для хранения живых растений и животных, для проведения наблюдений с ними, но и место для проведения занятий, экскурсий. Занятия, проведенные в уголке живой природы, более содержательные, интересные, увлекательные.

Цель: формирование у обучающихся навыков ухода, наблюдения за живыми обитателями уголка живой природы; повышение экологической грамотности обучающихся и экологическое просвещение населения.

помощь и содействие в организации живых уголков в

образовательных учреждениях основного и дополнительного образования;

развитие у обучающихся интереса к научным исследованиям и практической работе;

воспитание патриотических и нравственных чувств;

спасение животных, их реабилитация, наблюдение и выхаживания;

Требования к организации уголка живой природы

1. Формирование ответственного отношения к растениям и животным живого уголка.

3. Один раз в неделю клетки с птицами, кормушки, поилки дезинфицировать 3% раствором хлорамина с последующей промывкой проточной водой, высушиванием. После этого в клетку закладывается чистая подстилка.

4. Два раза в неделю террариум с сухопутной черепахой, акватеррариум с тритонами, лягушками, водной черепахой дезинфицировать 3% раствором хлорамина с последующей промывкой проточной водой. После этого в акватеррариум наливается свежая вода

5. Чистка аквариумов с рыбами проводится один раз в месяц.

6. За животными должен быть обеспечен постоянный ветеринарный надзор.

7. В уголке живой природы, не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества (олеандр, молочай).

8. В школьном уголке живой природы, расположенном в кабинете биологии, допустимо содержать аквариумных рыбок, моллюсков, гидр, рачков.

Содержание диких хищников, хищных птиц, ядовитых животных в живом уголке природы запрещается.

9. При подкормке, пикировке, пересадке растений, а также уходе за аквариумом учащиеся надевают халаты или передники, постоянно хранящиеся в помещении уголка живой природы, и защищают руки рукавицами или перчатками.

10. При приготовлении подкормок для растений учащимся запрещается прикасаться к удобрениям руками, надлежит набирать удобрения специальными неметаллическими ложечками.

11. Для борьбы с насекомыми -вредителями растений категорически запрещается пользоваться инсектицидами.

12. При смене воды в аквариуме с помощью сифона запрещается отсасывание воздуха учащимися из трубки ртом. Это может привести к попаданию воды с микроорганизмами (среди которых могут быть болезнетворные) в полость рта ученика.

Требования к подбору объектов для уголка живой природы.

Животных подбирают безвредных, неприхотливых, обязательно прошедших осмотр ветеринара с выдачей заключения. Условия их содержания должны быть просты, а уход за ними несложным, доступным детям.

Сезонных животных необходимо подбирать типичных для определенного класса, характерных для данной местности и интересных для наблюдения.

Нельзя содержать в уголке природы одновременно большое количество животных требующих разного ухода.

Размещать обитателей следует с учетом их биологических особенностей и потребностей.

Пополнять уголок природы нужно постепенно. По мере того, как дети привыкнут к обитателям и научатся ухаживать за ними.

После наблюдения животные должны быть отпущены на свободу, за исключением тех. Которые живут постоянно в уголке природы.

Растения должны быть неприхотливыми к уходу за ними, безопасными для жизни и здоровья детей.

Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать внимание детей.

Требования к оформлению, особенности организации и содержания живого уголка Животные:

Небольшое животное также может поселиться в уголке природы в школе. Лучше всего, если условия позволяют, разместить там маленького грызуна - хомячка или морскую свинку, небольшой аквариум с рыбками и птичку - попугайчика или канарейку. Таким образом, дети будут видеть, что есть различные представители животного мира - водоплавающие, птицы, животные. Каждый из них питается по особенному, имеет свой режим дня. Необходимо составить расписание, чтобы дети по очереди ухаживали за животными и учились заботиться о тех, кто меньше и слабее. Конечно, никто не запрещает ухаживать за ними вне графика.





Для содержания птиц в уголке живой природы необходимо создать определенные условия, так как птицы в отличии от земноводных более требовательны к условиям жизни. Птицы более подвижны, у них активный обмен веществ, они совсем не переносят голодание, поэтому их

следует часто кормить.


Растения для уголка природы лучше приобретать молодыми, весной или в начале лета. Растения, выращенные из черенков в комнате, живут лучше, чем взятые из теплиц.







Существуют определенные требования к организации и расположению живого уголка:

1) комната для уголка должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений (постоянный температурный режим, влажность, проветривание и т.д.);

2) выбор растений и животных определяется конкретными условиями школы (наличием помещения, средств по уходу);

3) учет требований программы по природоведению;

4) разнообразие представителей живого уголка и интерес для наблюдения;

5) отсутствие сложностей по уходу: труд должен быть доступен детям младшего школьного возраста (наличие неприхотливых растений и животных, не очень требовательных к организации специфических условий жизни);

6) при отборе растений и животных следует акцентировать внимание на особях с ярко выраженными признаками группы и класса (например, рыбы или птицы с типичным для своего класса строением тела и повадками);

7) размещение в уголке живой природы питомцев в соответствии с их биологическими особенностями и требованиями к условиям жизни, например: птицы в более светлом месте, вдали от сквозняка; аквариум в простенке, чтобы на него не падал солнечный свет. Не следует сосредотачивать разных обитателей в одном месте комнаты, так как детям в таких условиях трудно наблюдать и ухаживать за живыми существами, выделять при необходимости какого-то одного обитателя среди других;

8) учет эстетических требований: различные комнатные растения и аквариум с рыбками должны быть размещены так, чтобы украшать помещение, делать его уютным и привлекательным;

9) следует заранее побеспокоиться об инвентаре, необходимом для ухода за обитателями: за растениями - лейки, щеточки, таз, клеенка, тряпочки, палочки для рыхления земли; за животными - тазы, тряпки, щетки-сметки, терки, миски, разделочные доски, ножи. Весь инвентарь находится в уголке для дежурных, где также хранятся клеенчатые фартуки и перчатки. Оборудование для ухода за аквариумом следует поместить в столике-шкафчике под ним, где можно хранить и банки с кормом. Весь рабочий инвентарь должен иметь свое место и лежать на полках в определенном порядке, к чему приучают детей после окончания работы.

Уголок живой природы способствует наилучшему осуществлению экологического и природоохранного воспитания, формирования научного мировоззрения, воспитанию научно – атеистических убеждений, привитию детям патриотических и нравственных чувств и любви к Родине. Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практических и исследовательских работ, способствующих подтверждению знаний на практике.

Читайте также: