Моделирование как метод принятия решений кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одна из основных и наиболее ответственных функций, выполняемых руководителем в процессе управления - принятие решений. От правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность управления, а следовательно, и эффективность производства. В развитии интенсивной экономики часто приходится идти неизвестными путями, экспериментировать. Поэтому особую важность приобретает умение вырабатывать управленческие решения с неизбежным риском.Решения по управлению производством в этих условиях отличаются особой ответственность, и сложность их выработки возрастает.

Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов для достижения конкретной цели менеджмента.

Решения группируются по нескольким признакам: по содержанию(экономические, информационные, политические организационные, технические), по уровню управления (решение мастера, начальника цеха, директора, генерального директора, министра), по форме, срокам и т.д.Решения могут быть общими, затрагивающими все предприятие, его производственную и хозяйственную деятельность, и частными, касающимися какой-либо подсистемы или ситуации. Некоторые решения обращены к внешним организациям.

1. Теоретические основы принятия управленческого решения

1.2. Сущность управленческого решения

Основными функциями менеджмента являются планирование, организация, подбор и расстановка кадров, управление людьми и контроль.

В основе управленческого решения заложена социально-экономическая основа, поскольку оно непосредственно связано с деятельностью человека, осуществляющего руководство другими людьми. В литературных источниках отмечается три связанных между собой аспекта управленческого решения [75][1]:

  • управленческое решение рассматривается как определенный вид работы в аппарате управления, как один из этапов процесса управления;
  • управленческое решение представляет собой вариант воздействия управляющей системы на управляемую компанию и носит описательный характер предполагаемых действий;
  • управленческое решение следует понимать, как организационно-практическую деятельность руководителя в управляемой системе.

Рассматривая социальную сущность управленческого решения, нетрудно выделить такие свойства, как наличие возможных вариантов действий и выбор наиболее оптимального из них при выполнении поставленной задачи. При этом выбор и принятие вариантов действий осуществляются в результате сознательной деятельности человека, а необходимость и основное его содержание определяются поставленной целью с последующей ориентацией на нее. На социальную сущность управленческого решения указывается также то, что оно наделено мобилизующими и организационными свойствами, в основе которых находятся организационная сознательная деятельность людей.

При этом сознательная деятельность людей зависит от многих факторов:

  • обстановки, в которых принимаются управленческое решение;
  • компетентности лица, принимающего решение, его полномочий;
  • постановки цели ряда других факторов.

1.2. Классификация управленческих решений

Что Вы посещаете?

В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существую некоторые общие признаки, позволяющие это множество определенным образом классифицировать. Такая классификация представлена в Таблице 1.[192][2]

Группы управленческих решений

Степень повторяемости проблемы

Прогнозируемые последствия решения

Характер использованной информации

Методы разработки решения

Количество критериев выбора

Способ фиксации решения

Таблица1. Классификация управленческих решений.

  1. Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделять на традиционные, неоднократно встречающиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, а нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан, прежде всего, с генерацией новых альтернатив.
  2. Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством, способствовать достижению цели или же быть средством, способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими или тактическими.
  3. Сфера воздействия. Результат решения может сказаться на каком-либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Решение, однако, может приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.
  4. Длительность реализации. Реализация решения может потребовать нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок – решение краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.
  5. Прогнозируемые последствия. Большинство управленческих решений в процессе их реализации так или иначе поддается корректировке с целью устранения каких-либо отклонений или учета новых факторов, т.е. является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.
  6. Характер использованной информации. В зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированными, принятыми в условиях определенности, или вероятными, принятыми в условиях риска или неопределенности. Эти условия играют чрезвычайно важную роль при принятии решений.

Детерминированные решения принимаются в условиях определенности, когда руководитель располагает практически полной и достоверной информацией в отношении решаемой проблемы, что позволяет ему точно знать результат о из альтернативных вариантов выбора. Такой результат только один, и вероятность его наступления близка к единице. Однако лишь немногие решения принимаются в условиях определенности. Большинство управленческих решений являются вероятностными.

Вероятностными называются решения, принимаемые в условиях риска, к ним относятся такие результаты, которые не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность определяется как степень возможности свершения данного события и изменяется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице. Вероятность можно определить математически методами на основе статистического анализа опытных данных.

  1. Методы разработки решения. Некоторые решения, как правило, типичны, повторяющиеся, могут быть успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определенному алгоритму. Формализованное решение – это результат выполнения заранее определенной последовательности действий.

Формализация принятия решений повышает эффективность управления в результате снижения вероятности ошибки и экономии времени: не нужно заново разрабатывать решения каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому руководство организации часто формализует решение для определенных, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая соответствующие правила, инструкции и нормы.

В то же время в процессе управления в организациях часто встречаются новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не поддаются формализованному решению. В таких случаях большую роль играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров.

  1. Количество критериев выбора. Если выбор наилучшей альтернативы производиться только по одному критерию, то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. В практике менеджера большинство решений многокональны, так как они должны одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, срок реализации и т.д.
  2. Форма принятия решений. Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его решение будет соответственно единоличным. Однако в современной практике менеджмента все чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых будет всестороннего, комплексного анализа, т.е. участие группы менеджеров и специалистов. Такие групповые, или коллективные, решения называются коллегиальными. Усиление профессионализации и углубление специализации управления приводят к широкому распространению коллегиальных форм принятия решения. Необходимо также иметь в виду, что определенные решения и законодательно отнесены к группе коллегиальные.
  3. Способ фиксации. По этому признаку управленческие решения могут быть разделены на фиксированные, или документированные, т.е. оформленные в виде какого либо документа – приказа, распоряжения, письма. И недокументированные – не имеющие документальной формы, устные. Большинство решений в аппарате управления оформляется документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных, не терпящих промедления ситуациях, могут и не фиксировать документально.

1.3. Критерии качества управленческого решения

Всякое управленческое решение связано с поиском варианта действий и организационно-практической работой по его реализации. К примеру, принимая управленческое решение о строительстве моста через железные пути, потребуется проанализировать не один десяток вариантов. Необходимо будет выбрать наиболее оптимальное место расположения моста, его размеры с учетом пропускной способности автомобильного потока, потребное количество разных материалов, сроки окупаемости, источники финансирования, сроки начала и завершения выполняемых работ и т.д. Иначе говоря, при разработки управленческого решения следует правильно выбрать цель как необходимое состояние системы. При этом надо иметь в виду, что ясной и обоснованной цели во многом зависит эффективность любого управленческого решения, опирающегося на объективные законы функционирования и развития социально – экономической системы.

На качество принимаемых управленческих решений значительное влияние оказывает объем накопленной всесторонней информации. Недостаток информации или недооценка ее роли приводит к потере времени, денежных и материальных ресурсов. К примеру, в одном из городов России построили Дом культуры и отдыха, который использовался лишь на 20-25% из-за того, что не был учтен тот фактор, что в радиусе четырех километров уже функционировало три аналогичных учреждения. Построили подземный пешеходный переход, которым в течение ряда лет никто не пользовался из-за отсутствия необходимости в нем. Все это еще раз подтверждает, что чем больше имеется объективной информации о сложившийся ситуации и исследуемой проблеме, тем благоприятнее возможности для выработки лучшего управленческого решения.

Вместе с тем, на качество управленческих решений существенно влияют и субъективные факторы, такие как компетентность руководителя, его коммуникабельность, умение мобилизовать коллектив на достижение поставленных целей, психологический климат в коллективе.

Успех управленческих решений зависит также от общего состояния управляемой системы, ее экономических, технических, технологических и других возможностей. Большое значение в реализации управленческих решений имеет правильный выбор методов управления. Они способствуют не только повышению качества принимаемых решений, но и достижению поставленных целей с наибольшей эффективностью при минимальных затратах.

2. Модели принятия решений

2.1 Классическая (нормативная модель) в принятии управленческого решения

Что Вы посещаете?

Все применяемые менеджерами для принятия решений подходы подразделяются на три типа, или модели: классическую, административную и политическую.

Выбор менеджером модели определяет его индивидуальными предпочтениями, программируемостью решения, а также степенями риска, неуверенности или неопределенности ситуации.

Классическая модель принятия решения основывается на экономических предположениях. Действительно, управленческое решение должно соответствовать экономическим интересам организации. В основе классической модели лежат следующие предположения [324][3]:

  • Принимающее решение лицо стремиться к достижению известных и согласованных целей. Проблемы определены и точно сформулированы.
  • Ответственный за выбор сотрудник стремиться к определенности, получению всей необходимой информации, просчитываются все допустимые варианты и возможные последствия.
  • Известны критерии оценки альтернатив. Лицо, принимающие решения, выбирает варианты, который несет наибольшую экономическую выгоду для организации.
  • Лицо, принимающее решение, действует рационально и логически подходит к оценке вариантов, расстановке приоритетов, его выбор, наилучшим образом соответствует достижению целей организации.

Классическая модель считается нормативной, она определяет, как должен действовать осуществляющий выбор менеджер. Ценность модели состоит в том, что она побуждает менеджеров к рациональным решениям. Например, многие высшие руководители полагаются исключительно на свою интуицию, принимаемые ими решения имеют индивидуальный характер. Распространенность классического подхода во многом связана с проявлением различных количественных методов принятия решения с помощью компьютерной техники. Количественные методы включают построения дерева решений, платежные матрицы, анализ точек безубыточности, линейное программирование, прогнозирование и модели операционной деятельности. Развитию классического подхода способствуют и корпоративные информационные системы.

2.2. Административная модель

Административная модель описывает реальный процесс принятия решения в трудных ситуациях, когда менеджеры, не могут принять экономически рациональное решение.

Принципы, на которых основывается административная модель, отличны от основных допущений классической и связаны, прежде всего, с влияющими на решения индивидов организационными факторами. Административная модель более реалистична в плане принятия сложных, непрограммируемых решений:

  • Цели решения, как правило, не отличаются определенностью, находятся в конфликте друг с другом. Менеджеры часто не подозревают о существующих в организации проблемах и возможностях.
  • Рациональные процедуры используются далеко не всегда, а если и применяются, то ограничиваются упрощенным взглядом на проблему, не отражающим сложности реальных событий.
  • Граница поиска менеджерами различных вариантов определяются человеческими ресурсами, информационными и ресурсными ограничениями.
  • Большинство менеджеров довольствуются скорее приемлемым, нежели максимизирующими решениями. Отчасти это происходит из-за ограниченности имеющейся у них информации, отчасти – из-за нечеткости критериев максимизации.

Административная модель носит описательный характер, отражает реальный процесс принятия управленческого решения в сложных ситуациях, а не диктует, как следует принимать решения в соответствии с теоретическим идеалом, в ней учитываются человеческие и иные влияющие на рациональность выбора ограничения.

2.3. Политическая модель

Третья модель используется, как правило, для принятия непрограммируемых решений в условиях неуверенности, ограниченности информации и отсутствия единого мнения о том, какую цель преследовать, или какую линию поведения выбрать. Во многих организациях в процессе принятия решений участвуют большое число менеджеров. Каждый из них преследует определенные цели, и всем им приходиться обмениваться информацией и в конечным итоге приходить к консенсусу. В случае когда менеджерам предстоит принять сложное организационное решение, создаются коалиции. Коалиция представляет собой неформальный альянс между разделяющими определенные цели менеджерами. В случае неоднозначности возможных результатов решения менеджеры добиваются поддержки путем дискуссии, переговоров и сделок. В противном случае имеющие достаточный вес в организации менеджер или группа, могут разрушить имеющийся план. Создание коалиций позволяет инициативным менеджерам внести свой вклад в процессе принятия решений и добиться принятия предлагаемого ими варианта.

Политическая модель наиболее близка к реальным условиям, в которых работают менеджеры и все прочие принимающие решения лица: решения сложны и требуют участия многих людей, информация зачастую не позволяет прийти к однозначным выводам, а несогласие и даже конфликт относительно решения проблемы является привычным явлением. Политическая модель основана на четырех положениях:

Модель - это представление об объекте, системах или идеях в определенной форме, отличной от самой целостности.

Главной характеристикой модели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется. Поскольку форма модели менее сложная, а данные, которые не касаются дела и затуманивают проблему в реальной жизни, изымаются, модель часто повышает способность руководителя понимать и решать проблему, которая стоит перед ним. Модель также помогает руководителю соединить свой опыт и способность размышлять с опытом и соображениями экспертов.

Существует ряд причин, которые обуславливают использование модели вместо попыток прямой взаимодействия с реальным миром. К ним относятся естественная сложность многих организационных ситуаций, невозможность проводки экспериментов в реальной жизни, даже когда они необходимые, и ориентация руководства на будущее.

Существует три базовые типа модели:

1) физическая модель представляет собой то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы;

2) аналоговая модель представляет собой объект, который исследуется, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит таким;

3) математическая модель называется также символической. В ней используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события.

Построение модели, как и управление, является процессом. Основные этапы процесса - постановка задачи, построение, проверка достоверности, применение и обновление модели.

Как и все средства и методы, модели науки управления могут привести к ошибкам. Эффективность модели может снизиться через влияние потенциальных погрешностей. Чаще всего встречаются: недостоверные исходные данные, ограниченные возможности получения нужной информации, страхи пользователя, недостаточное практическое использование, чрезмерно высокая стоимость.

Наиболее распространенные типы моделей, которые могут помочь в принятии решений:

1) теория игр — метод моделирования оценки влияния принятого решения на конкурентов. Например, прогнозирование реакции конкурентов на смену цен;

2) модель теории очередей, или модель оптимального обслуживания, используется для определения оптимального количества каналов обслуживания относительно потребности в них. Принципиальная проблема содержится в уравновешении расходов на дополнительные каналы обслуживания и потерь от обслуживания на равные, низшему от оптимального;

3)модель управления запасами используется для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количество, а также массы готовой продукции на составах. Цель данной модели - сведение к минимуму отрицательных следствий накопления запасов, которое выражается в определенных расходах;

4) модель линейного программирования применяется для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих нужд (планирование ассортиментов изделий, распределение рабочих и т.п.);

5) имитацияозначает процесс создания модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации;

6) экономический анализ включает в себя почти все методы оценки расходов и экономических удобств, а также относительной рентабельности деятельности предприятия. Типичная “экономическая” модель основывается на анализе безубыточности.

Суть каждого решения, которое принимается руководством, состоит в выборе наилучшей из нескольких альтернатив за конкретно, заранее определенными критериями. Платежная матрица — один из методов статистической теории решений, который может помочь руководителю в выборе одного варианту с нескольких. Он особенно полезный в случае необходимости определения, которая стратегия в наибольшей мере будет оказывать содействие достижению целей.

В целом платежная матрица полезная, когда:

1) существует умно ограниченное количество альтернатив или вариантов стратегии для выбора между ними;

2) то, что должны произойти, с полной определенностью неизвестно;

3) результаты принятого решения зависят от того, которая именно избрана альтернативу и какие события в действительности имеют место




Кроме этого, руководитель должен иметь возможность объективно оценивать вероятности ревалентных событий и рассчитывать ожидаемое значение такой вероятности. Ожидаемое значение альтернативы или варианту стратегии - это сумма возможных значений, умноженных на соответствующие возможности.

Опыты показывают: когда определены точные значения вероятности, методы дерева решений и платежной матрицы обеспечивают принятие более качественных решений, чем традиционные подходы.

Дерево решений — популярный метод науки управления, который используется для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов. Дерево решений - это схематическое представление проблемы принятия решений. Так же, как платежная матрица, дерево решений предоставляет руководителю возможность учесть разные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соответствии с приписанной им вероятности, а потом сравнить альтернативы. Концепция ожидаемого значения является неотъемлемой частью метода дерева решений.

Модель - это представление об объекте, системах или идеях в определенной форме, отличной от самой целостности.

Главной характеристикой модели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется. Поскольку форма модели менее сложная, а данные, которые не касаются дела и затуманивают проблему в реальной жизни, изымаются, модель часто повышает способность руководителя понимать и решать проблему, которая стоит перед ним. Модель также помогает руководителю соединить свой опыт и способность размышлять с опытом и соображениями экспертов.

Существует ряд причин, которые обуславливают использование модели вместо попыток прямой взаимодействия с реальным миром. К ним относятся естественная сложность многих организационных ситуаций, невозможность проводки экспериментов в реальной жизни, даже когда они необходимые, и ориентация руководства на будущее.

Существует три базовые типа модели:

1) физическая модель представляет собой то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы;

2) аналоговая модель представляет собой объект, который исследуется, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит таким;

3) математическая модель называется также символической. В ней используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события.

Построение модели, как и управление, является процессом. Основные этапы процесса - постановка задачи, построение, проверка достоверности, применение и обновление модели.

Как и все средства и методы, модели науки управления могут привести к ошибкам. Эффективность модели может снизиться через влияние потенциальных погрешностей. Чаще всего встречаются: недостоверные исходные данные, ограниченные возможности получения нужной информации, страхи пользователя, недостаточное практическое использование, чрезмерно высокая стоимость.

Наиболее распространенные типы моделей, которые могут помочь в принятии решений:

1) теория игр — метод моделирования оценки влияния принятого решения на конкурентов. Например, прогнозирование реакции конкурентов на смену цен;

2) модель теории очередей, или модель оптимального обслуживания, используется для определения оптимального количества каналов обслуживания относительно потребности в них. Принципиальная проблема содержится в уравновешении расходов на дополнительные каналы обслуживания и потерь от обслуживания на равные, низшему от оптимального;

3)модель управления запасами используется для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количество, а также массы готовой продукции на составах. Цель данной модели - сведение к минимуму отрицательных следствий накопления запасов, которое выражается в определенных расходах;

4) модель линейного программирования применяется для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих нужд (планирование ассортиментов изделий, распределение рабочих и т.п.);

5) имитацияозначает процесс создания модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации;

6) экономический анализ включает в себя почти все методы оценки расходов и экономических удобств, а также относительной рентабельности деятельности предприятия. Типичная “экономическая” модель основывается на анализе безубыточности.

Суть каждого решения, которое принимается руководством, состоит в выборе наилучшей из нескольких альтернатив за конкретно, заранее определенными критериями. Платежная матрица — один из методов статистической теории решений, который может помочь руководителю в выборе одного варианту с нескольких. Он особенно полезный в случае необходимости определения, которая стратегия в наибольшей мере будет оказывать содействие достижению целей.

В целом платежная матрица полезная, когда:

1) существует умно ограниченное количество альтернатив или вариантов стратегии для выбора между ними;

2) то, что должны произойти, с полной определенностью неизвестно;

3) результаты принятого решения зависят от того, которая именно избрана альтернативу и какие события в действительности имеют место

Кроме этого, руководитель должен иметь возможность объективно оценивать вероятности ревалентных событий и рассчитывать ожидаемое значение такой вероятности. Ожидаемое значение альтернативы или варианту стратегии - это сумма возможных значений, умноженных на соответствующие возможности.

Опыты показывают: когда определены точные значения вероятности, методы дерева решений и платежной матрицы обеспечивают принятие более качественных решений, чем традиционные подходы.

Дерево решений — популярный метод науки управления, который используется для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов. Дерево решений - это схематическое представление проблемы принятия решений. Так же, как платежная матрица, дерево решений предоставляет руководителю возможность учесть разные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соответствии с приписанной им вероятности, а потом сравнить альтернативы. Концепция ожидаемого значения является неотъемлемой частью метода дерева решений.


Существуют три базовых типа моделей:

1. Физическая модель представляет то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. (например, уменьшенная фактическая модель завода, уменьшенный чертеж). Такая физическая модель упрощает визуальное восприятие и помогает решить фактические проблемы.

2. Аналоговая модель представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой (например, график, иллюстрирующий соотношения между объемом производства и издержками, организационная схема предприятия).

3. Математическая модель использует цифровые значения, символы для описания свойств или характеристик объекта или события.

Построение модели, как и управление, является процессом. Основные этапы такого процесса [36]:

  • постановка задачи. Построение модели, способной обеспечить правильное решение управленческой проблемы, состоит в верной постановке задачи.
  • построение модели. Разработчик должен определить главную цель модели, какие выходные нормативы или информацию предполагается получить, используя модель и непосредственно создать модель.
  • проверка модели на достоверность. Проверка заключается в определении степени соответствия модели реальному миру.
  • применение модели. Модель нельзя считать успешно выстроенной, пока она не принята, не понята и не применена на практике. Основная причина недоиспользования моделей заключается в том, что руководители опасаются или не понимают, как их применить.
  • обновление модели. Руководство может обнаружить, что форма выходных данных не ясна, желательны дополнительные данные или цели организации изменяются таким образом, что это влияет на критерии принятия решений, следовательно, модель нужно соответствующим образом модифицировать.

В современной научной литературе выделяют модели принятия решений, представленные в табл. 7.1.

Таблица 7.1

Классификация моделей принятия решений

Виды моделей
принятия решений

метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов. Теория игр полезна, когда необходимо определить важные и требующие учета факторы в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы

Модель линейного программирования

используется для нахождения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей

Модель управления запасами

поддержка большого количества запасов предупреждает их нехватку, но замораживание средств ведет к снижению рентабельности их использования. Предназначение данной модели – нахождение оптимального соотношения объемов запасов и затрат, связанных с ними, а также времени размещения заказов на ресурсы и их количество

метод, который может оказать помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов решений. Метод платежной матрицы применяется, когда требуется определить, какая альтернатива способна внести наибольший вклад в достижение целей.

Модель оптимального обслуживания, или модель теории очередей

используется для нахождения оптимального количества каналов обслуживания в сравнении с необходимостью. Например, определение необходимого числа кассиров, которые обслуживают очередь клиентов в банк. Модели очередей снабжают руководство инструментом определения оптимального числа каналов обслуживания, которые необходимо иметь, чтобы сбалансировать издержки в случаях чрезмерно малого или большого их количества

имитация применяется в случаях, слишком сложных для математических методов. Это может быть вызвано чрезмерно большим числом переменных, трудностью математического анализа, особенностями зависимостей между переменными или высоким уровнем неопределенности

Проблемы моделирования состоят в следующем: недостоверные исходные допущения, информационные ограничения, страх пользователей, чрезмерная стоимость.

В литературе встречаются разные классификации методов решений. Так, С.В. Добров выделяет метод экстраполяции, моделирование и метод экспертных оценок. П.В. Шеметов обозначил формальный метод, эвристический, метод экспертных оценок. Н.И. Кабушкин все методы принятия решений объединил в три группы: неформальные (эвристические); коллективные; количественные (табл. 7.2).

Таблица 7.2

Классификация методов принятия решений

Виды методов принятия
решений

подразумевают поиск менеджером наиболее приемлемого решения, базируясь на собственных практических знаниях, убеждениях, субъективных суждениях. Данные решения зачастую принимаются быстро, но также высока вероятность выбора неоптимального варианта

Коллективные методы принятия решений

коллективный метод представляет собой принятие решения группой лиц –
сотрудников организации. При подборе сотрудников учитываются способности творчески мыслить и предлагать нестандартные решения, образованность, обладание практическим опытом, умение генерировать идеи, предлагать их и защищать

Метод номинальной групповой техники. Члены группы изначально излагают свои предложения по решению проблемы самостоятельно и независимо от других. Каждый участник докладывает свой проект, который рассматривается, но не обсуждается. Затем каждый член группы оценивает предложенные проекты. Проект, набравший наибольшее количество баллов, принимается за основу решения

Метод Дельфи. Члены группы независимо и анонимно отвечают на детально сформулированный перечень вопросов по рассматриваемой проблеме. Все ответы собираются, и на их основе составляется интегральный документ, содержащий все предлагаемые варианты решений, который доводится до всех участников. На основании этого мнение сотрудников может измениться. Данный процесс повторяется вплоть до достижения согласованного решения

Метод мозговой атаки. Каждый член группы предлагает самые различные идеи по поводу решения проблемы. На данном этапе критика и оценка отсутствуют. В дальнейшем идеи централизованно анализируются и структурируются по определенным параметрам. Данные идеи могут модифицироваться вплоть до приобретения прикладного характера

оптимальное решение определяется с помощью использования экономико-математических методов

Моделирование процесса принятия и реализации управленческого решения – это исследовательский метод, применяемый в процессе разработки и реализации управленческих решений, отличающихся высоким уровнем сложности и представляющий собой создание модели или их системы для изучения определенного объекта.

Назначение метода моделирования в процессе принятия и реализации управленческих решений

Модели обеспечивают исследователям возможность уточнения характеристик и свойств изучаемого явления, представляя это явление в упрощенных связях в миниатюре.

Основное назначение применения моделей в процессе разработки и реализации управленческих решений состоит в возможности проведения активных экспериментов, которые не могут быть проведены с определенным объектом, в отношении которого применяются управленческое воздействие.

Модель представляет собой:

  • во-первых, определенный образ объекта, явления или процесса, который призван заменять реальность и представление о ней;
  • во-вторых, способ и средства отображения свойств объекта в соотношении с оригиналом;
  • в-третьих, имитацию свойства объекта за счет других явлений и предметов.

Модель в системе разработки и реализации управленческих решений обладают следующими свойствами:

  • во-первых, находится в состоянии подобности по отношению к исследуемому объекту;
  • во-вторых, отличается простотой по сравнению с исследуемым объектом, что позволяет более подробно осуществить ее изучение;
  • в-третьих, обладает широтой и глубиной описания, которые признаются достаточными для исследования объекта;
  • в-четвертых, отвечает дополнительным ограничениям по времени, требуемого для принятия управленческого решения.

Готовые работы на аналогичную тему

Модель находится в тесной взаимосвязи с решаемой проблемой, давая представление о проблемной ситуации и формируя возможности для моделирования стратегических альтернатив и последствий.

Моделирование представляет собой оперирование объектом практического или теоретического характера, позволяющего заменять изучаемый предмет искусственным или естественным аналогом для исследования. В основе моделирования находятся принципы подобия, общности свойств, аналогии, самостоятельности формы.

Классификация моделей, применяемых для разработки и реализации управленческих решений

Совокупность моделей, применяемых для разработки и реализации управленческих решений, можно классифицировать на следующие виды по признаку отображения действительности:

  • во-первых, физические модели;
  • во-вторых, графические модели;
  • в-третьих, математические модели.

Разработка и реализация управленческих решений преимущественно осуществляется с помощью математических моделей.

Процесс принятия управленческих решений также позволяет выделить такие модели как дескриптивная или описательная и аналитическая или нормативная.

В основе описательных моделей находятся эмпирические наблюдения, данные модели отличаются небольшим количеством элементов и дают объяснения экономическим соотношениям, как в реальном выражении, так и упрощенном. Взаимосвязи элементов такой модели описываются простыми математическими уравнениями. Недостатком данного вида моделей является отсутствие отражения функциональных ограничений и взаимосвязей. Однако описательные модели выступает в качестве основы формирования более сложных моделей. В качестве примера данного вида моделей можно привести модель идеальной конкуренции.

Аналитические модели обеспечивают выявление наиболее эффективных путей достижения цели. Данные модели выражаются через функциональные уравнения, отражающие взаимосвязь зависимых и независимых переменных. В качестве независимых переменных этих моделей выступают параметры действий, зависимые переменные представляют собой ожидаемые переменные, которые получаются в результате воздействия независимых переменных.

Описательные модели являются выражением целевой функции, описывая определенную технологию или процедуру. Их назначение состоит в возможности выбора оптимального решения с учетом существующих критериев и ограничений. Аналитические модели обеспечивают возможность представления последствий принятых управленческих решений в виде определенных переменных. Аналитические модели считаются моделями принятия управленческих решений.

Факторы внешней среды оказывает существенное влияние на возможности моделирования. Внешняя среда отражается такими характеристиками как риск, определенность и неопределенность. Моделирование при принятии и реализации управленческих решений должно учитывать факторы внешней среды, прогнозируя их воздействие на ожидаемые результаты.

Этапы создания моделей при разработке и реализации управленческих решений

При построении модели разработки и реализации управленческих решений можно выделить ряд этапов, к числу которых относятся следующие:

  • во-первых, этап постановки задачи для принятия управленческого решения. Этот этап считается основным в моделировании, обеспечивая диагностику проблемы и ее идентификацию;
  • во-вторых, этап создания модели. Данный этап устанавливает такие параметры моделирования как цель, исходная и конечная информация, источники информации;
  • в-третьих, проверка модели. Этот этап представляет собой оценку соответствия созданной модели реальной проблеме. Основу проверки модели на достоверность обеспечивает прошлый опыт относительно состояния объекта, его проблем и последствий в результате осуществления тех или иных управленческих решений;
  • в-четвертых, применение модели. Этот этап представляет собой вид практической деятельности, подразумевающий использование моделей в конкретной ситуации.

Моделирование в системе разработки и реализации управленческих решений является одним из наиболее эффективных методов.

В процессе деятельности любого предприятия, независимо от его формы собственности и выпускаемой продукции, руководителям любого уровня постоянно приходится принимать управленческие решения. Чтобы просчитать, проанализировать и выбрать оптимальный из всех существующих вариантов решений, используются методы математического и статистического моделирования.

Моделирование как метод принятия решений

  • Моделирование как метод принятия решений
  • Какие модели принятия управленческих решений существуют
  • Метод декомпозиции: цели, процессы, структура и виды

К достоинствам метода моделирования можно отнести меньшую затратность по сравнению с экспериментальными вариантами в реальности. Не тратя время на такие эксперименты, моделируя варианты развития ситуации, руководитель может значительно сократить время на выбор правильного решения, отвечающего заданным для каждого конкретного случая параметрам оптимизации – одному или нескольким. Используя различные алгоритмы, можно смоделировать различные варианты развития событий и довольно точно оценить получаемые в том или ином случае результаты, а также те условия, которые позволят оптимизировать их.

К недостаткам методов моделирования относится упрощение процессов, которые происходят в реальности. Некоторые модели, максимально приближенные к реальным условиям, могут оказаться слишком сложными и для их разработки может потребоваться времени больше, чем на те эксперименты, которые можно воплотить непосредственно в жизни. В моделях трудно учесть влияние факторов, которые не поддаются вычислению. Но в большинстве стандартных случаев, характерных для основной части производственных процессов, моделирование является самым эффективным способом принятия верного решения.

Создание модели, которая может быть физической, аналоговой или математической, конечно, несколько упрощает процесс, поскольку ни одна из моделей не сможет в точности сымитировать реальный процесс, влияние на который оказывают многие случайные факторы. Но их учет позволяет сделать модель максимально приближенной к реальности и, значит, максимально достоверной, что позволит принять самое верное для данной ситуации управленческое решение. Упрощение, неизбежное в процессе моделирования, не должно оказывать существенного влияния на эту достоверность и нарушать существующие в реальности закономерности функционирования моделируемой системы.

В производстве с помощью построения моделей осуществляются многие виды деятельности. Моделирование применяется для принятия решений по экономическому, финансовому, социальному и техническому развитию; организации производственных процессов; маркетингу; материальному стимулированию труда работников; кадровому обеспечению; бухгалтерской деятельности и общим вопросам управления. Применение вычислительной техники позволяет в кратчайшие сроки получить все варианты развития ситуации с использованием имитационных, сетевых, алгебраических и статистических моделей, а также моделей линейного программирования, запасов и теории очередей.

Читайте также: