Как называется человек краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Умный. начитанный и грамотный человек. можно назвать и эрудит, но это в том случае, если он разбирается во всём.

Этот человек обладает ЛАКОНИЗМОМ, краткостью и четкостью в выражении мысли, по преданию этим качеством славились спартанцы, жители древней Лаконики.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Скрипачка

Определения понятий

  • Человек – это социальное существо, обладающее сознанием и разумом. В данное понятие может вкладываться биологический смысл или физический. При этом оно является наиболее обобщённым, поэтому этим словом можно обозначить как вполне конкретного человека, так и абстрактного.
  • Индивид – это отдельный представитель человеческого рода. Этим словом обозначают отдельно взятого уникального человека, абстрагируясь при этом от его морфологических, психологических и социальных характеристик. Очевидно, что у индивида есть некий набор уникальных качеств, но в рамках данного понятия они несущественны.
  • Индивидуальность – это совокупность биологических, психологических и социальных свойств, составляющих своеобразие индивида, делающих его уникальным и отличающих его от других людей. Составляющими индивидуальности являются темперамент, характер, интеллект, мировоззрение, накопленные знания и жизненный опыт, морфологические и прочие свойства.
  • Личность – это совокупность социальных качеств индивида, которые он так или иначе реализует в своей общественной жизни. Это слово можно использовать как характеристику индивида, либо для того, чтобы обозначить конкретного человека в контексте изучения его социальных особенностей.

Теперь разберём каждое из этих понятий подробнее, чтобы более точно понять, чем они отличаются, что между ними общего и в каких случаях какой из терминов следует применять.

Человек

Как мы уже выяснили выше, человек – это обобщающее понятие, которым обозначают социальное существо, обладающее сознанием и разумом. Человек сформировался в результате эволюционного развития, а также ряда социально-исторических процессов. Используя данный термин, обычно подразумевают представителя человеческого рода со всеми качествами и особенностями, присущими биологическому виду Homo Sapiens (человек разумный).

С точки зрения биологии, человек – это существо, отличающееся от остальных млекопитающих такими особенностями как:

  • прямохождение и особое строение тела;
  • использование членораздельной речи для общения;
  • наличие сознания, способность понимать суть и причину различных явлений;
  • способность осмысленно и целенаправленно выполнять сложную работу с целью получить определённый результат (а не повинуясь инстинктам, как это происходит у животных);
  • способность создавать и использовать орудия труда.

С точки зрения философии, человек – это целостная система, имеющая физическое и психическое начала, обусловленные генетически. Это единство биологических, социальных и духовных качеств.

Индивид (и индивидуальность)

Данный термин имеет особое значение в таких научных дисциплинах как обществознание и правоведение. Индивид – это единичный и вполне конкретный представитель человеческого рода. Подразумевается, что у каждого индивида есть уникальный набор антропологических и психологических особенностей, однако они выносятся за скобки.

С точки зрения права, индивид – это субъект правоотношений, носитель прав и обязанностей, рассматриваемый как юридическая абстракция. Его внешность, характер, жизненный опыт, состояние здоровья, личностные качества и прочие особенности не имеют значения. Значимым свойством является его правоспособность.

Таким образом, человек рождается индивидом, но индивидуальности пока не имеет. Она формируется по мере взросления под влиянием среды, в которой он растёт и социализируется. По сути, формирование индивидуальности и личности происходит параллельно, но эти понятия также не следует путать.

Личность

Личность – это понятие, используемое в первую очередь в психологии. Это субъект, обладающий самосознанием, эмоциональными переживаниями и способностью к познанию. Личность формируется исключительно в процессе социализации, и её основные свойства проявляются во взаимодействии с другими личностями. С точки зрения психологии, одним из ключевых свойств личности является способность играть определённую роль, соответствующую ожиданиям окружающих.

Основными характеристиками личности являются её потенциалы:

  • творческий – способность целенаправленно создавать материальные и нематериальные ценности;
  • познавательный – способность и стремление учиться;
  • коммуникативный – способность взаимодействовать с другими личностями и развиваться за счёт этого взаимодействия, сохраняя при этом собственную идентичность;
  • ценностный – система ценностей, идеалов, стремлений и убеждений, приобретаемая личностью в процессе социализации;
  • художественный – уровень художественных потребностей личности, проявляющийся как в создании, так и в потреблении произведений искусства.

Основой развития личности считается её способность контролировать свою жизнь, принимать волевые решения и действовать рационально, руководствуясь логикой и здравым смыслом, а не сиюминутными желаниями. Человека, который прекрасно справляется с этим, называют сильной личностью.

Очевидно, что пятилетний ребёнок не может быть сильной личностью. Он ещё не понимает, почему и ради чего он должен отказывать себе в сиюминутных удовольствиях. Кроме того, у него ещё не выработалась ответственность, поскольку он не представляет, насколько тяжелыми могут быть последствия безобидного, на первый взгляд, поступка.

Бывает и так, что вполне взрослый человек не является зрелой личностью. Он подчиняется желаниям и не может подчинить их своей воле. При этом он не обязательно является таким уж повесой. Это может быть порядочный человек с хорошим образованием и работой, личность которого всё ещё находится в стадии формирования.

Становление личности – это весьма длительный процесс, включающий 4 ключевых элемента:

  • выбор социальных ролей и связанных с ними функций.
  • осознание правил поведения, действующих в обществе.
  • умение строить отношения и другие социальные навыки.
  • способность принимать решения и отвечать за их последствия.

Человека, являющегося сформировавшейся личностью, легко заметить. Как правило, он является достаточно самостоятельным и не беспокоится о том, что про него подумают, поэтому не особо старается соответствовать ожиданиям окружающих. Но это отнюдь не мешает ему вести себя достойно. Благодаря такому сочетанию окружающие часто выбирают таких личностей в качестве примера для подражания.

Отличия понятий

Индивид – это конкретный человек. Это техническое или юридическое понятие, используемое в правовых документах. Оно не включает каких-либо личностных особенностей, но строго указывает на конкретного человека. С точки зрения права, индивид – это субъект правоотношений (собственник, наследник, виновник ДТП). Рассматривая людей как индивидов, мы считаем их одинаковыми и пренебрегаем всеми их особенностями, кроме тех, которые важны в рамках решаемой задачи.

Личность – это социализированный человек, обладающий характером, темпераментом и мировоззрением, активно взаимодействующий с другими личностями. Личность не возникает сама по себе, она формируется благодаря социализации, которая происходит в процессе взросления.

Взаимосвязь понятий

Личность и индивидуальность формируются параллельно, в значительной мере под влиянием одних и тех же факторов. Развиваясь психологически, индивид приобретает уникальные черты, которые помогают ему лучше взаимодействовать с обществом и окружающей средой. При этом к нему применимы все три понятия, которые характеризуют его с разных сторон. Каждый человек является индивидом, личностью и индивидуальностью. А то, как его называть, зависит от поставленных целей и задач.

Заключение


Существует несколько основных теорий происхождения человека. В научном мире лидирующие позиции по-прежнему принадлежат теории английского ученого Чарльза Дарвина, согласно которой далекими предками человека были приматы. Для столь разительного скачка в развитии человечеству потребовалось пройти долгий путь эволюции.


Теория происхождения человека

Долгое время единственным объяснением происхождения человека была теория креационизма – самая старая из всех существующих теорий, согласно которой человек есть творение высшего существа. Например, в христианской религии человек был создан по образу и подобию Бога. Аналогичная идея широко распространена во многих религиях и мифах.

В XIX веке в научном мире произошел настоящий переворот, когда английский ученый Чарльз Дарвин предложил сенсационную теорию, утверждающую, что человек произошел от обезьян. Эволюция человеческой расы стала возможной благодаря естественному отбору и законам наследственности и изменчивости. А также стоит вспомнить крылатую фразу Ч. Дарвина: “труд сделал из обезьяны человека”.

Чарльз Дарвин

Рис. 1. Чарльз Дарвин.

Наиболее экзотической теорией появления человечества является космическая. Согласно ей человеческая раса появилась на Земле вследствие инопланетных экспериментов, а люди являются прямыми потомками внеземных существ.

Основные этапы эволюции человека

При всем многообразии различных теорий, научный мир придерживается дарвинистской теории, которая имеет немало научно обоснованных доказательств.

Человеком называют существо, обладающее разумом и сознанием, имеющее общественную специфику. Человек является субъектом культуры и общественно-исторической деятельности. На протяжении своего развития он изменяет себя и окружающую действительность, создавая собственную историю и культуру, чтобы жить и развиваться дальше.

Человек разумный

Толкование термина

Хомо сапиенс

Второй части приписывают следующие значения:

Толковый словарь Ушакова интерпретирует этот термин следующим образом: человеком называется существо, отличительной особенностью которого от остальных представителей животного мира является обладание способностью к мысли и речи; а кроме того, способностью создавать орудия и пользоваться ими. Потребность и способность создавать свою собственную историю и культуру, а также социальные навыки являются отличительными чертами Homo sapiens.

Личность с индивидуальными качествами

  1. Современный Homo Sapiens — это один из пунктов систематики животного мира (хомо сапиенс). Согласно классификации, относится к царству животных.
  2. Человек как сущность, выходящая за пределы мира животных, в некоторой степени противопоставленная ему. С этой точки зрения изучением хомо сапиенс занимается обществознание.
  3. Один из представителей, являющийся частью человечества — совокупности всех людей, различия между которыми представлены антропологическими и культурными особенностями. Различны представители и с точки зрения психологии.
  4. Личность с индивидуальными качествами. Проявлением этого можно считать сознательную деятельность, самостоятельное, самобытное мышление.

Исходя из данных пунктов, можно сделать различные выводы о том, в чём заключается предназначение человека как части живой природы.

Взаимоотношения людей

Характерными отличительными чертами человеческого существа авторы энциклопедии называют следующие способности:

  • осуществлять осознанный выбор;
  • понимать ответственность за свои поступки;
  • иметь моральные суждения;
  • ощущать эмоции;
  • формировать традиции;
  • планировать;
  • производить орудия труда;
  • использовать огонь;
  • осознавать собственную смертность;
  • обладать чувством юмора;
  • реализовать ранее сформированные замыслы;
  • изобретать что-то новое.

Вместе с тем отмечается неприспособленность человека к окружающей среде, отсутствие специализации органов для простого животного существования.

Возникновение человека

Возникновение человека

Формирование человека разумного в его современном виде произошло не сразу. Антропогенез (происхождение человека) — процесс длительный.

Согласно наиболее убедительной из известных теорий, самым относительно достоверно установленным предком современного разумного человека — Homo sapiens — был Homo erectus, человек прямоходящий. Его прямой потомок является предком неандертальца. Однако, согласно исследованиям, это — боковая эволюционная ветвь, и современный человек не является непосредственным потомком её представителей. С высокой долей вероятности можно говорить о возникновении человека разумного в Африке, а указанная побочная ветвь эволюционировала в Европе.

Формирование современного человека происходило на протяжении веков. За весь период существования на Земле человеческие существа развивались и приспосабливались к новому образу жизни. Это неразрывно связано с целым рядом модификаций, затрагивающих как анатомическую, так и физиологическую сферы. Кратко наука описывает изменения следующим образом:

  • трансформация структур мозга, которая выражается в следующем: центральная нервная система стала более совершенной, она отличается большим количеством связей между различными отделами;
  • изменение пропорций черепа в сторону увеличения объёма мозгового отдела, в частности, появление более выпуклой и объёмной лобной области; этими особенностями определяется развитие этого биологического вида в сторону увеличения объёма головного мозга.
  • постепенное возникновение способности к передвижению на двух ногах;
  • видоизменение кистей рук, в результате чего сформировалось противопоставление большого пальца ладони и остальных пальцев — так появилась кисть руки хватательного типа;
  • изменение расположения подъязычной кости и гортани: в ходе эволюции эти анатомические образования заняли более низкое положение;
  • изменение зубного ряда, которое проявляется в существенном уменьшении длины клыков (эта характеристика увеличила разрыв между человеческим существом и представителями группы хищных животных);
  • установление регулярного менструального цикла;
  • существенное сокращение и частичное исчезновение большей части волосяного покрова.

Анализ результатов исследований показывает, что указанные трансформации привели к формированию существа, называемого человеком разумным, приблизительно около 200 тысяч лет назад.

Исследователи отмечают, что изучение эволюции способностей, специфических для хомо сапиенс (интеллекта, развитого сознания, языковых особенностей, элементов истории и религии), представляется весьма проблематичным, поскольку их развитие невозможно отследить, изучая археологические находки, останки гоминид, свидетельства их жизнедеятельности.

Философская сторона вопроса

Понятие человеческой сущности менялось на протяжении эпох и отражалось по-разному в различных философских школах. Сколько различных толкований — общих и более детальных — было сформулировано, сказать сложно.

Понятие человека в философии

В античности бытовало представление о том, что человеческое существо делает таковым наличие уникальных способностей разума.

Учение, принятое в иудаизме, трактует явление человеческого индивида как личность, которой присуща способность свободы выбора между злом и добром.

Идея гуманизма, характерная для европейской философии времён эпохи Возрождения, рассматривает сущность человека как высочайшую ценность, которой присуща самобытная индивидуальность.

В Эпоху Просвещения главенствующим становится понятие Homo sapiens как личности независимой и разумной, обладающей неограниченными возможностями.

Возникший в XIX веке поздний романтизм наивысшим приоритетом объявляет все тонкости душевных переживаний, которые следуют из неповторимого, богатого индивидуального внутреннего мира. То есть специфическим отличительным признаком Homo sapiens становится не только разум, возможность мыслить, но и способность чувствовать, переживать, испытывать эмоциональное волнение.


Аннотация

— краткое изложение фабулы фильма, используемое в рекламных целях, и размещаемое, к примеру, на коробках DVD для ознакомления потенциального зрителя

Антагонист

Антагонист не обязательно должен быть человеком, но он должен быть осязаемым, видимым препятствием. Обычно это человек, просто потому, что такой конфликт проще создать.

Антигерой

Новый Голливуд стал эпохой антигероев: Бонни и Клайд, Грязный Гарри, Рэндл МакМерфи, наконец, Вито и Майкл Карлеоне


Арка героя/Сюжет героя

[Character arc/Character development]

— процесс внутреннего изменения, развития героя на протяжении истории

- А где здесь арка главного героя?
- Мне кажется, что рекурсия отношений между персонажами является хорошим развитием арки главного героя.

Аутлайн

Николай набросал аутлайн будущего сценария, чтобы потом самому не запутаться в сюжетных линиях.

В 2004 году британский сценарист Dan Bronzite придумал и успешно выпустил на рынок специальный софт для написания сценариев - Movie Outline.

Внутренний монолог

[Internal monologue/Internal speech/Inner voice]

— обращенный к самому себе закадровый голос героя, неслышный другим персонажам

Внутренним монологом в кино приходится изъясняться животным. В "Собачьем сердце", например.

Диалог

— обмен репликами между двумя и более персонажами

Драфт/Черновик/Набросок

— один из черновых вариантов сценария

Завязка

— событие, которое создает конфликт и тем самым служит началом действия

Заявка/Сценарная заявка

— суть сценария, его краткое (1-2 стр.) содержание, дающее представление о сюжете, конфликте, характерах основных героев, жанре и т.д.

Николай надеялся, что после прочтения сценарной заявки продюсер заинтересуется его гениальным сценарием.

Катарсис

— процесс сильного потрясения человека под воздействием произведения искусства; подразумевает эмоциональную разрядку, духовное очищение; как правило, переживается в момент кульминации фильма

Композиция

— способ построения и организации фабулы, соотношения ее основных элементов (экспозиции, кульминации, развязки и т.д.)

Конфликт

— столкновение интересов, страстей, идей, характеров и т.д.; м.б. внешним (столкновение героев) и внутренним (столкновение внутри героя); подразумевает некие действия героя, направленные на достижение цели

Кризис

— момент столкновения героя с проблемой, требующий решительных действий, и, как правило, внутренне меняющий героя

— сюжетный поворот, призванный заставить зрителя продолжать следить за действием; в сериалах, как правило, помещается в конце эпизода

Кульминация

— точка наивысшего напряжения действия; как правило, предшествует развязке; зачастую сопровождается катарсисом

В кульминации вы должны найти решение, которое, изменив все в лучшую или худшую сторону, обеспечит обретение нового порядка.Роберт Макки

Логлайн

— краткий, но информативный пересказ сюжета; умещается в одно-два предложения или в 20-25 слов; сообщает информацию о главном герое, его цели, конфликте и антагонисте

Логлайн – это почти как изложить весь сценарий в одном твите.

МакГаффин

— некий загадочный предмет, имеющий для героев исключительную ценность, суть которой не разъясняется зрителю; служит побуждающим мотивом к возникновению конфликта, поскольку каждый из героев желает заполучить этот предмет

Монолог

— речь героя, обращенная к самому себе, к другому герою или к зрителю и, как правило, не подразумевающая отклика

Линейное повествование

— способ композиционной организации повествования, подразумевающий последовательное развитие действия

Нелинейное повествование

— способ композиционной организации повествования, при котором нарушена хронологическая последовательность действий

Нелинейное повествование редко используется в сериалах, но может стать очень ярким приемом, как, например, в “Настоящем детективе”.

Перипетия/Сюжетный поворот/Поворотный пункт

— действие, событие, информация и т.д., поворачивающие развитие действия в иное, как правило, неожиданное направление

Побочная сюжетная линия

[Subplot/Secondary plot/“B” story/“C” story etc.]

— второстепенный сюжет, развивающийся параллельно основному

Поэпизодный план/Поэпизодник/Тритмент

— запись сюжета на нескольких страницах, предназначенная для того, чтобы заинтересовать возможных покупателей сценария

Что почитать: Майкл Хальперин "Как написать убийственный тритмент: Продай свою историю без сценария"

Пролог

— часть фильма, предшествующая началу основного действия; может иметь форму эпиграфа, предыстории, ретроспекции и т.д.

Протагонист

Протагонист должен сразиться с антагонистом и победить его. Не обязательно сходиться на ринге или в стальной клетке и лупить друг друга цепями и бейсбольными битами до смерти, но выжить, тем не менее, должен только один.

Развитие

— часть фильма, обычно самая большая, в которой происходит основное действие

Развязка

— часть фильма, исчерпывающая основной конфликт

Режиссерский сценарий

Синопсис

— изложение сценария без деталей и подробностей, призванное ознакомить с главным героем и ключевыми событиями истории; как правило, занимает от одной до трех страниц (расширенный синопсис – до 10-15 страниц)

Сеттинг

— мир, в котором развивается история; вымышленные условия, задающие время и место действия, особенности пространства, нормы поведения героев и т.д.

Сеттинг истории имеет четыре измерения – период, длительность, локация и уровень конфликта.
Роберт Макки

Спекулятивный сценарий

[Spec script/Speculative script]

— сценарий, написанный до достижения каких-либо договоренностей о его постановке, в надежде на успешную продажу готовой работы

Структура

— последовательность событий, происходящих в фильме

Сценарий

— литературно-драматическое произведение, включающее описание сцен действия и диалоги героев, и служащее основой для постановки фильма

Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий.
Альфред Хичкок


Общепринятый в Голливуд объем сценария составляет от 95 до 125 страниц.

Сценарный доктор/Скрипт-доктор

Сюжет

— смысловое зерно произведения, его содержание, предмет, о котором идет речь; реализуется в фабуле

Твист/Перевертыш/Неожиданная развязка

[Plot twist/Twist ending/Surprise ending]

— разновидность перипетии, выявляющая ложность ранее полученной зрителем информации

Точка невозврата/Центральный поворот

[Midpoint/Point of no return]

— момент повествования, после которого главный герой не может действовать прежним образом, и вынужден меняться

Трехактная структура

— классическая структура драматургического произведения, подразумевающая его деление на три акта, зачастую обозначаемых как завязка, развитие и развязка

Фабула

— перечень событий, происходящих в произведении, их причинно-следственная связь и последовательность; посредством фабулы реализуется сюжет

Финал

— заключительная часть фильма, знаменующая его смысловое завершение; м.б. закрытый финал (когда конфликт исчерпан) и открытый (когда конфликт не исчерпан или не поставлена смысловая точка)

Флэшбэк

— композиционный прием, нарушающий хронологию повествования и подразумевающий ретроспекцию, сюжетный взгляд в прошлое

Флэшфорвард

— прием, аналогичный флэшбэку, только подразумевающий обращение не к прошлому, а к будущему

Экспозиция

— часть фильма, предшествующая завязке и показывающая ситуацию перед возникновением конфликта; используется для знакомства с персонажами, местом и временем действия

Эпилог

— заключительная часть фильма, следующая за окончанием основного действия; как правило, сообщает о последующем развитии событий, о дальнейшей судьбе героев и т.п.

Читайте также: