Характерной особенностью изобразительной деятельности в младшем школьном возрасте является

Обновлено: 04.07.2024

Под продуктивной деятельностью можно понимать особый вид художественно-творческой деятельности, направленный на создание субъективно нового продукта в процессе рисования, лепки, аппликации, конструирования. Посредством продуктивной деятельности происходит развитие творческих способностей, эффективное, гармоничное и полноценное развитие креативности и творческого потенциала младшего школьника. Изобразительное искусство относится к тому виду деятельности, который чаще всего вызывает эмоционально-положительное отношение младших школьников, способствует повышению познавательной активности, устойчивости и организованности в работе, развитию восприятия, наблюдательности, внимания, совершенствованию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Уроки изобразительного искусства, их зрелищный, эмоциональный характер положительно сказываются на эмоционально-эстетическом развитии учащихся начальной школы: расширяют возможности детей замечать, осмысливать и оценивать красивое, гармоничное, развивают эмоциональную отзывчивость, вызывают стремление более тщательно и аккуратно выполнять рисунки. Занятия рисованием могут быть рационально использованы в качестве эффективного средства активизации речевой и мыслительной деятельности учащихся, в результате чего создаются благоприятные условия для общения младших школьников в учебном процессе. При самостоятельном создании личностно значимых творческих продуктов у детей формируются разнообразные гибкие умения и навыки творческой работы. Развитию творческого потенциала школьника способствует организация творческо-развивающей среды квалифицированными педагогами творческого типа, а также обеспечение начальной школы психолого-педагогическим сопровождением продуктивной творческой деятельности с учетом полихудожественного и междисциплинарного подхода.

Повышению мотивации и интереса к изобразительной деятельности в младшем школьном возрасте способствуют:

• эмоционально-игровой характер организации изобразительной деятельности: органическое сочетание специально подобранных дидактических игр и игровых упражнений, связанных непосредственно с изображением;

• рациональное использование наглядных, словесных и практических методов обучения;

• максимальное увеличение объема, разнообразия и вариативности графических заданий;

• соединение предметно-практической деятельности младших школьников с изобразительной деятельностью.

В школу поступают дети с разным уровнем подготовки к школьному обучению и с различным опытом изобразительной деятельности: некоторые никогда не рисовали, другие рисовали, но без всякого руководства, третьи учились рисовать в детском саду. От начального уровня сформированности навыков продуктивной деятельности во многом зависит их последующее развитие. У многих младших школьников впервые формируются основы знаний и умений реалистического изображения.

Первоначально младшие школьники еще не исправляют ошибок в своих рисунках или делают это очень редко с помощью резинки или путем сплошного замазывания карандашом или краской больших элементов изображения. Самый распространенный способ исправления рисунков в младшем школьном возрасте заключается в выполнении этого изображения на новом листе бумаги. Период рисования в начальных классах можно назвать периодом повествовательного изображения, при котором рисунок для младшего школьника является перечислением описываемых деталей и элементов. Это обусловлено тем, что дети стремятся наиболее полно и всесторонне рассказать об объектах изображения, а поэтому и изображают каждый из них так, чтобы он весь, со всеми деталями и нюансами, был виден на рисунке.

Первоначально небольшие задания дети выполняют под контролем учителя очень хорошо, но они еще затрудняются в самостоятельном переходе от одной задачи к другой и не могут самостоятельно ставить их в процессе изображения. Многие младшие школьники всегда увлечены выполнением текущей изобразительной работы и могут забывать о цели, которой необходимо подчинить свою текущую деятельность.

Постепенно младшие школьники учатся использовать все выразительные средства реалистического рисунка в художественной практике, креативно-деятельностно воплощать задуманную композицию в рисовании, овладевают репродуктивным опытом передачи объема посредством линии, конструкции, перспективы, светотени и т. д. У детей совершенствуются двигательные навыки, произвольные графические действия, способность управлять ручными движениями в разных видах изобразительной деятельности, что положительно влияет на овладение техникой письма и формирование навыков трудовой деятельности. Под влиянием обучения младшие школьники все увереннее используют различные средства изображения объектов окружающей действительности: человек, животные, атрибуты, элементы природы, более грамотно и качественно осуществляют задуманную композицию сюжета и в полной мере выражают свои чувства и эмоциональные переживания по поводу окружающей действительности. При умелом руководстве и мотивации ученики постепенно овладевают рисованием с натуры натюрмортов, пейзажей, фигуры человека. В цветных изображениях они могут добиваться сложных цветовых сочетаний, передавать объем, характер освещения предметов и фигур.

Таблица 1.6

Уровни активизации творческой деятельности младших школьников

Уровень творческой деятельности: Низкий

Характеристика уровня: Дети не могут самостоятельно найти источник замысла для рисунка, способны действовать только по образцу – точному указанию учителя (или родителей), что и как надо рисовать. На рисунках, независимо от темы, повторяются одни и те же объекты, изображенные почти одинаково

Уровень творческой деятельности: Средний

Характеристика уровня: Жизненный или культурный опыт детей актуализируется при выборе темы рисунка, только если взрослый указал на несколько разных источников замысла рисунка. Для рисования ребенок выбирает тему, соответствующую его прошлому опыту, и в этом случае делает оригинальные рисунки. Если же такой подсказки не было, он повторяет на рисунках то, что неоднократно уже рисовал

Уровень творческой деятельности: Высокий

Характеристика уровня: Дети быстро находят замысел для своего рисунка. Рисунки отличаются от других и необычностью выбранных объектов и явлений, оригинальностью самобытностью изобразительного решения

Индивидуальный подход к отработке тематики урока и к личности ребенка в целом позволяет более эффективно управлять самостоятельной творческой деятельностью учащихся младших классов в изобразительной деятельности (рис. 1.6).

Наряду с другими видами изобразительного искусства, в младшем школьном возрасте используется также художественная аппликация и коллаж, которые способствуют созданию оптимальных условий для овладения детьми опосредствованными формами ориентировки в художественно-творческой деятельности (модельной и художественно-символической). Дети учатся различным техникам создания произведения с помощью наклеивания на основу объемных и плоскостных материалов, различных по цвету, форме, размеру и фактуре, предполагает возможность сочетания разнообразных техник. В процессе обучения приемам аппликации дети предварительно составляют эскиз (модель) объекта и затем изображают его посредством цветовых отношений, форм, ракурсов, элементов и т. д. Творческая деятельности в процессе создания коллажей способствует развитию познавательных, творческих способностей и эмоционально-личностному развитию младших школьников. Развивается способность к использованию наглядного моделирования в аппликации – овладение действиями моделирования структуры предметов и объектов, связей и отношений между ними.

Рис. 1.6.

Рис. 1.6.

Психологические типы формирования и развития индивидуальных способностей детей младших классов на уроках изобразительного искусства

На занятиях изобразительного искусства также развиваются навыки работы с глиной, пластилином и соответствующими инструментами в процессе лепки. Передача различных образов окружающей действительности и отношения к ним в лепке связана с поиском доступных для младших школьников средств художественного выражения, с посильным овладением материалом и техникой, с которыми они действуют. Занятия лепкой на уроках в начальной школе развивают глазомер, мелкую моторику детей, их эстетический вкус, индивидуальность, интуицию, способствуют познанию объемно-пространственных свойств действительности, формируют организованность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, умение планировать свою деятельность. В работе с детьми младшего школьного возраста используются предметная лепка (создание отдельных конкретных изображений), сюжетная лепка (создание сюжетных композиций, в которых отдельные образы взаимосвязаны), декоративная лепка (создание декоративных или декорированных изделий). Младшие школьники могут успешно овладевать конструктивными, скульптурными и комбинированными способами лепки.

Практический пример

Примерными изделиями в результате конструктивной деятельности детей младшего школьного возраста могут быть: композиции из геометрических фигур, разрезная мозаика, игрушки в технике оригами, украшения для стола, конструкции-мобили, макет сказочного города, модели транспорта и др.

На протяжении младшего школьного возраста при условии систематических занятий все виды продуктивной деятельности совершенствуются и способствуют саморазвитию и развитию личности каждого ребенка в процессе освоения окружающей действительности через его собственную творческую предметную деятельность. Комплексный подход к вопросам формирования продуктивной деятельности, предусматривающий развитие у детей сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и зрительно-двигательной сферы, позволяет более продуктивно решать задачи обучения и воспитания.

Характерной особенностью изобразительной деятельности в младшем школьном возрасте является также слабое осознание трудностей изображения. Ученики охотно изображают любой объект – это объясняется тем, что требования, предъявляемые детьми к своим рисункам, заключаются в основном в простом узнавании изображаемого. Младших школьников интересует главным образом "что", а не "как" изображено. При выборе предмета изображения ребенок ориентируется на наличие интереса к самому предмету, а не на легкость его изображения.

Первоначально небольшие задания дети выполняют под контролем учителя очень хорошо, но они еще затрудняются в самостоятельном переходе от одной задачи к другой и не могут самостоятельно ставить их в процессе изображения. Многие младшие школьники всегда увлечены выполнением текущей изобразительной работы и могут забывать о цели, которой необходимо подчинить свою текущую деятельность.

Ученики 1–2 классов обычно без специального обучения не могут качественно сравнить свой рисунок с оригиналом в процессе изображения. Если в 1-м классе во время рисования с натуры спрятать вазу, являющуюся натурой, дети могут и не заметить ее исчезновения. Часто во время рисования с натуры ребенок совершенно не знает, как именно ее изображать. Некоторым детям после постановки темы очередной композиции сложно изобразить свой замысел. Слабая подготовка в отношении техники изображения объектов приводит к невозможности выполнить рисунок в течение урока или делает его выполнение неинтересным. Это часто приводит к "угасанию" детского изобразительного творчества в рисовании к концу младшего школьного возраста. Большинство всех допущенных ошибок изображения у младших школьников обусловлено отсутствием построения рисунка. Младшие школьники чаще всего рисуют, как получится, а не строят изображение по определенным расчетам, хотя уже в 1-м классе для них доступны такие простейшие расчеты (высота предмета равна шести делениям линейки, а ширина – трем или башенка имеет в высоту четыре кубика, а в ширину – пять и т. п.). При систематическом обучении рисованию с натуры у младших школьников сравнительно быстро изменяется отношение к ней. Уже очень скоро дети начинают осознавать, что невозможно рисовать с натуры, не видя натуры. К концу младшего школьного возраста ученики уже успешно выполняют задачу на сопоставление своего рисунка и натуры. Переводы глаз с натуры на рисунок свидетельствуют об устанавливающемся контроле и проверке своего изображения.

Постепенно младшие школьники учатся использовать все выразительные средства реалистического рисунка в художественной практике, креативно-деятельностно воплощать задуманную композицию в рисовании, овладевают репродуктивным опытом передачи объема посредством линии, конструкции, перспективы, светотени и т. д. У детей совершенствуются двигательные навыки, произвольные графические действия, способность управлять ручными движениями в разных видах изобразительной деятельности, что положительно влияет на овладение техникой письма и формирование навыков трудовой деятельности. Под влиянием обучения младшие школьники все увереннее используют различные средства изображения объектов окружающей действительности: человек, животные, атрибуты, элементы природы, более грамотно и качественно осуществляют задуманную композицию сюжета и в полной мере выражают свои чувства и эмоциональные переживания по поводу окружающей действительности. При умелом руководстве и мотивации ученики постепенно овладевают рисованием с натуры натюрмортов, пейзажей, фигуры человека. В цветных изображениях они могут добиваться сложных цветовых сочетаний, передавать объем, характер освещения предметов и фигур.

Результаты исследования О.Р. Лагутиной показали, что младшие школьники свободнее и быстрее осваивают светотеневое рисование кистью (кистевую технику), если начинают обучение с декоративного рисования. При последовательности освоения техники рисования – от декоративного к натурному, по памяти, а затем к сюжетному – школьники активнее используют более сложные штриховые линии в натурном и сюжетном рисовании (контурные, "ищущие", основные, вспомогательные, штриховые). Кистью дети в начальной школе могут делать мазки, подчеркивающие плоскую и резко разграничивающую свет и тень, форму и фактуру. В сюжетном рисовании все усвоенные в декоративном и натурном, изображении по памяти технические приемы дети могут использовать без дополнительного показа их учителем. У отдельных младших школьников происходит быстрое повышение качества изображения, что доказывает взаимодействие восприятия и креативно-деятельностного исполнительства. Условием такого эффективного взаимодействия является предварительная дифференциация видов рисования, подразумевающая преемственное обучение средствам изображения. Взаимосвязь видов рисования позволяет овладеть конструктивным, перспективным, тональным рисунком, характерным для различных объектов изображения, освоить общие для каждого из них способы осознания приемов изображения форм, из которых они состоят; ускоряет процесс обучения трехмерному изображению предметов в сюжетном рисовании. Систематические целенаправленные занятия обеспечивают у значительного большинства детей стойкую возрастную динамику в продуктах изобразительной деятельности: увеличивается количество деталей и специфических элементов изображаемого, точнее изображаются пространственные свойства, взаимное расположение и цвет объектов, улучшается техника изображения.

Г.А. Горбуновой были установлены некоторые психологические различия в изобразительной деятельности младших школьников, характеризующихся доминированием экстраверсии или интроверсии. Экстраверты преимущественно склонны к обобщению цвета, выражению точности колорита, быстро находят красоту в цветовых отношениях, и им нравятся сложные натурные постановки с большим количеством предметов. Вместе с этим они довольно слабо выражают конструкцию предметов, от чего страдает передача пространства в рисунке и в абрисе не достигается графическая точность объемов. Поэтому обучая этих детей, следует прежде всего помочь им в области анализа объемов предметов и их характеристик пластических форм. Интроверты, в свою очередь, наоборот, в цветовом решении заметно уступают экстравертам, так как "списывают" с натуры отдельные цветовые оттенки, хотя и видят, различают соотношения пятен и силуэтов. В рисунке интроверты больше сосредоточены на фиксировании пропорций, соотношении силуэтов и передаче взаимного положения объектов в изображенном пространстве. Такой подход мешает этим учащимся осуществлять обобщения как в цвете, так и в тоне.

Автор отмечает, что индивидуальность ребенка всегда проявляется в свойственной для него манере рисования. Например, дети "живописцы" смело и свободно работают всей плоскостью кисти, толстыми пастельными мелками по слегка намеченному рисунку, а "рисовальщики" выполняют хороший рисунок карандашом, избегая работать по нему кистью, потому что боятся нарушить целостность контура изображения. "Комбинированная" группа детей обладают способностями из двух вышеперечисленных групп. Кроме того, дети отличаются различным уровнем активизации творческой деятельности: низкий, средний и высокий (табл. 1.6).

Таблица 1.6

Уровни активизации творческой деятельности младших школьников

Уровень творческой деятельности: Низкий

Характеристика уровня: Дети не могут самостоятельно найти источник замысла для рисунка, способны действовать только по образцу – точному указанию учителя (или родителей), что и как надо рисовать. На рисунках, независимо от темы, повторяются одни и те же объекты, изображенные почти одинаково

Уровень творческой деятельности: Средний

Характеристика уровня: Жизненный или культурный опыт детей актуализируется при выборе темы рисунка, только если взрослый указал на несколько разных источников замысла рисунка. Для рисования ребенок выбирает тему, соответствующую его прошлому опыту, и в этом случае делает оригинальные рисунки. Если же такой подсказки не было, он повторяет на рисунках то, что неоднократно уже рисовал

Уровень творческой деятельности: Высокий

Характеристика уровня: Дети быстро находят замысел для своего рисунка. Рисунки отличаются от других и необычностью выбранных объектов и явлений, оригинальностью самобытностью изобразительного решения

Индивидуальный подход к отработке тематики урока и к личности ребенка в целом позволяет более эффективно управлять самостоятельной творческой деятельностью учащихся младших классов в изобразительной деятельности (рис. 1.6).

Задачи основных учебных дисциплин сводятся к передаче знаний, формированию умений и навыков. Изобразительное искусство — особый предмет. Искусство надо не просто изучать, но проживать. Ребенок приходит на наш урок не только для того, чтобы посмотреть слайды, узнать о произведении и выполнить работу на заданную тему, а для того, чтобы почувствовать себя неотъемлемой частью человечества, приобрести эмоционально-ценностный опыт, который необходим ему для жизни, для овладения способами познания мира.

Содержанием искусства, таким образом, становятся не просто чувства, а оценка разными людьми различных явлений на основе выработанных человечеством нравственно-эстетических критериев.

Основания к становлению творческого потенциала, самостоятельному развитию личности создаются в раннем детстве, по этой причине растут требования к развитию детской личности на начальной стадии, особенно, к ученикам младших классов.

Принятие в школу становится итогом дошкольного периода, выступает опорной базой для перехода в младший школьный возраст, что считается серьезным периодом школьного детства, от которого зависит будущий уровень становления личности, интеллекта, желание, умение обучаться, уверенность в личных силах.

С.Е. Гаврина подметила, что в жизни детей воображение играет существенную роль, чем в жизни взрослого индивида

У ребенка воображение выражается достаточно часто. Напряженная деятельность воображения играет существенную роль в постижении окружающего мира, выступает способом покинуть границы личного жизненного опыта, важным условием для психологического развития способности к творчеству.

Творческие способности, воображение у учеников младших классов имеют самостоятельный характер. Данный период описывается плодотворным, быстрым развитием, выступает самым благоприятным.

У учеников младших классов воображение обладает своими особенностями. Такой возраст описывается активизацией воссоздающего воображения, а после творческого воображения

Главная линия в его развитии состоит в подчиненности воображения осознанными намерениями, воображение в данном случае стает произвольным.

Важно отметить, что длительный период в психологической науке была гипотеза, в соответствии с которой воображение характерно для ребенка изначально, оно наиболее продуктивно в детстве. С возрастом оно подчиняется интеллекту, гаснет.

Л.С. Выготский демонстрирует несостоятельность позиций. Образы воображения базируются на суждениях, впечатлениях, которые получает человек в действительности. По этой причине опыт детей беднее, нежели опыт взрослых людей

Воображение детей разнообразно. Порой, не обладая достаточным опытом, дети по-своему объясняют то, с чем они столкнулись в жизни. Такие объяснения оригинальные, неожиданные.

Младший возраст является положительным периодам для становления творческого воображения, детской фантазии.

Игра, разговор ребенка отображает силу его воображения, его фантазию. В его рассказе, разговоре действительность, фантазия часто смешивается, образ воображения переживается ребенком, как вполне реальный.

Н. В. Бордовская отмечает специфические особенности воображения учеников начальных классов

1) происходит переход от репродуктивной формы воображения (простого комбинирования представлений) к творческой (построения новых образов). Детское фантазирование выполняет познавательную, практическую функции, начинает влиять на становление личности благодаря появлению мечтаний;

3) обогащаются и становятся многообразными плода воображения ребенка, увеличивается скорость образования образов фантазии;

4) наблюдаются трудности создания младшим школьником образов объектов, которые он непосредственно не воспринимал;

5) в течение младшего школьного возраста воображаемые образы становятся более точными и четкими, обобщенными и яркими; возникновение образа связано не с опорой на конкретный предмет, картинку, а с опорой на слово;

6) воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, применение приемов построения образов воображения;

7) в процессе учебы совершенствуется воспроизводящие воображения, которые становится реалистичней и более управляемой.

Специфической особенностью воображения учеников младших классов, которые проявляется в учебной работе, изначально выступает опора на восприятие, а не суждение.

По мнению Д.Б. Эльконина творчество школьника определяется такими факторами

- субъективный фактор заключается в развитии анатомических, физиологических особенностей;

- объективный фактор заключается во влиянии явлений окружающей среды.

Более красочно, свободно проявление творческого воображения учеников младших классов наблюдается в играх, рисовании, сочинении рассказа, сказки. В творчестве детей проявления воображения разнообразны:

- некоторые занимаются воссозданием действительности;

- иные занимаются формированием новых фантастических ситуаций, образом.

При сочинении историй, ребенок может позаимствовать знакомые ему сюжеты, строки стихотворений, графические образы, часто не замечая этого.

Иногда дети комбинируют популярные сюжеты, формируют новые образы.

И.В. Шаповаленко отмечает, что у учеников младших классов активизации творческого воображения способствуют различные виды продуктивной работы, такие как конструирование, лепка, рисование. Большую роль в становлении творческого воображения играет словообразование. Надо стимулировать словесное творчество детей, поощрять их к составлению сказок, дразнилок. Надо учить детей ментально менять образы, чувства и мыслить о предмете, не касаясь его руками; с помощью воображения создавать и разрушать виртуальную реальность, не трогая реального окружения. Исследования показывают, что яркость и точность представлений у младшего школьника возрастают под влиянием упражнений. Активизировать воображение ребенка можно в процессе создания образов, когда он комбинирует полученные ранее представления, превращает их. К числу наиболее доступных для ребенка средств преобразования действительности можно отнести изменение величины предметов, которое иногда доходит до крайностей. Вообще преувеличение широко используется детьми для создания различных противоположностей

Активизация воображения состоит в формировании его творческого вида, переходе от простого произвольного комбинирования представлений к логически обоснованному построению новых образов. Учитель должен повышать требовательность детей к произведениям собственного воображения.

В становлении творческого воображения важную роль играет детская книга. При восприятии детских рассказов, сказок наблюдается две тенденции. Во-первых, младшего школьника пытается внести коррективы в авторский текст, наказать несправедливых, защитить слабых. Во-вторых, литературные образы сходят со страниц книг в жизнь и помогают ребенку разобраться в непонятных ситуациях, определить, где добро, где зло.

Особое значение имеет творческое воображение в учебе, оно является весомой предпосылкой для усвоения знаний, требующих умения представить себе конкретную ситуацию, которую ученик не может воспринять непосредственно. Отсутствие правильных представлений может стать причиной искаженного понимания учениками материала.

Становление творческого воображения в ходе педагогической работы предполагает

-использование различных видов продуктивной работы на разных возрастных этапах;

-комбинирование ранее полученных представлений, их преобразования;

-переходы от преимущественно репродуктивных форм воображения в творческой переработки представлений;

-совершенствование в процессе обучения воспроизводственного воображения;

-использование метода схематизации представлений.

Для развития воображения и творчества младшего школьника необходима поддержка взрослых, поощрение любознательности школьников, их экспериментирования, поисковых действий, оригинальных решений, выхода за пределы образца. Авторитарное отношение, гиперопека и эмоциональная холодность и равнодушие снижают инициативу, самостоятельность младшего школьника, вызывают выученную беспомощность, неверие в собственные силы, которые приводят к отказу от поиска.

Неустанная работа воображения рассматривается в качестве эффективного способа познания, постижения детьми окружающего мира, вероятность выхода за рамки персонального практического опыта, важная психологическая предпосылка становления творческого подхода к миру.

С.Л. Рубинштейн отмечает существуют такие стадии творческого воображения у ребенка

замысел подразумевает создание эскиза, зарисовки;

осуществление замысла предполагает формирование определенного произведения, окончание работы;

последней стадией для ребенка.

Начальным моментом в учебе выступает не осуществлении итоговых целей, а открытие персональных познавательных возможностей всех учеников, установление педагогических условий, нужных для реализации становления школьника.

Общение между субъектами учебного процесса понимается в качестве личностного общения.

Младший возраст является важным этапом для становления мышления, воображения детей. Школьный возраст описывается стремительным становлением воображения, что определено интенсивным процессом получения детьми разных знаний и их применения на практике

С позиции российских психологов, все психические функции появляются, вырабатываются в ходе главных разновидностей работы – игра, труд, учение, общение

По этой причине важным условием создания, улучшения психических процессов выступает внедрение субъекта в активные формы обучения, какой есть изобразительная деятельность.

Изобразительное искусство раскрывает перед педагогом значимые возможности для становления школьника, некоторых его психических процессов, в частности, творческого воображения.

Условия становления творческого воображения учеников в ходе учебной, познавательной работы, в зависимости от сторон активации познавательной активности могут группироваться

Такая особенность уроков искусства закладывается для самой учебной дисциплины. Предмет изобразительное искусство осуществляется в школьных заведениях с целью реализации одной из главных целей – становления творческого потенциала ученика, в качестве способа самореализации, открытия природных задатков. Развивающего эффекта можно достичь с помощью наилучшего сочетания разных приемов, методов обучения.

Предмет изобразительное искусство осуществляется с помощью определенного ряда приемов, методов обучения. Посредством словесных методов педагог излагает, поясняет материал, устанавливает перед учениками проблему, указывая пути ее разрешения, формирует в сознании ребенка красочные образы.

При этом, вышеуказанные методы нацелены на постижение знаний учениками, создание у них некоторого комплекса умений, навыков. С помощью данных методов формируется репродуктивное воображение учеников.

В соответствии с популярной классификацией, которую предложил М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, которая основана на разделении методов в зависимости от уровня включения учеников в творческую работу, указанные традиционные методы обучения выступают репродуктивными, иллюстративными методами

Такие методы не способствуют необходимому уровню становления творческих возможностей, способностей учеников, это реализуется с помощью применения эвристического, исследовательского метода, метода проблемного изложения материала.

Проблемный метод предполагает постановку проблем, которые разрешаются вследствие умственной, творческой работы учеников.

При формировании проблемных ситуаций, педагог побуждает учеников строить гипотезы, рассуждения. Посредством проведения опытов, наблюдений, предоставляет возможность опровергнуть либо утвердить выдвигаемые предположения, лично сделать обоснованные заключения.

Частично-поисковый, эвристический метод именуется так, поскольку учащиеся не всегда могут разрешить трудную проблему сами, по этой причине часть знаний им сообщает педагог, а иную часть они получают самостоятельно. Под руководством педагога, учащиеся разрешают появляющиеся познавательные ситуации, сопоставляют, рассматривают. В результате у детей создаются знания.

В. П. Симонов отмечает примером такого метода на уроках изобразительной деятельности выступает работа по такому алгоритму

на первой стадии ученики приобретают представления об определенном предмете, к примеру, о каком-либо животном. С помощью педагога, они определяют его специфические особенности, его внешний вид, цвет, форму;

на второй стадии дети сами устанавливают алгоритм рисования данного предмета.

Исследовательский метод рассматривается в качестве высшей ступени творческой работы учеников, в ходе которой они получают решение новых задач. Данный метод создает у учеников умения, знания, которые имеют высокую степень переноса, приближает образовательный процесс к научному поиску, где ученики знакомятся с новыми научными истинами, методикой научного поиска.

Существенное внимание педагог уделяет жанру уроков изобразительное искусство.

Такие уроки осуществляются в различных жанрах: путешествие, прогулка, спектакль, викторина, репортаж, панорама и иные жанры.

На уроке осуществляется взаимосвязь с литературой, технологией, музыкой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Особенности организации проектно- исследовательской деятельности младших школьников

В данной статье приведены основные этапы работы по организации проектно- исследовательской деятельности с младшими школьниками.

Структура учебной деятельностимладшего школьника.

Учебная деятельность проходит длительный путь становления. Развитие учебной деятельности будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения.


СТАТЬЯ "Особенности организации процесса обучения младших школьников санаторной школы- интерната в условиях реализации ФГОС НОО".

В данной статье затронута тема организации процесса обучения младших школьников санаторной школы- интерната в условиях реализации ФГОС НОО. Для эффективности результатов работы .


Особенности организации досуга младших школьников

Проблема свободного времени школьников волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знания.Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса.


Особенности организации исследовательской деятельности у младших школьников в различных УМК для начальной школы


Неуспевающие школьники: особенности организации учебного процесса.

Особенности организации учебного процесса с неуспевающими.

Особенности организации коррекционной работы по формированию внятной выразительной устной речи младших школьников в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)

Главной целью ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружел.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудно представить рисующим взрослого человека , не являющимся художником. Дети в известном смысле все художники.

Возрастные особенности учащихся и совместная изобразительная деятельность.

Трудно представить рисующим взрослого человека, который не является художником. Дети же, в известном смысле, все художники. Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Она формируется по мере становления психики ребёнка и таким образом может служить показателем психического развития.

Дошкольники рисуют охотно, не задаваясь вопросом, насколько профессионально они это делают. Просто рисуют, отображая свои впечатления, общаясь, задавая вопросы и отвечая на них. Рисуют – играя, рисуя – играют.

В школе ситуация меняется: из приятного игрового занятия рисование превращается в обязательную дисциплину, в урок, в работу. Для работы необходимы не просто любимые, а строго определённые правила, средства, материалы. Обязательно нужно выполнить задание учителя, а не то, что хочется рисовать самому.

Следует заметить, что отношение к этому предмету учеников, учителей и родителей в начальной школе можно оценить как удовлетворительное. Что же происходит далее? Что меняется с каждым годом обучения? В общеобразовательной школе серьёзность отношения к ИЗО обычно обратно пропорциональна возрасту учащихся. Ученики – подростки, вынужденные в 9 классе рисовать красками, от которых успели устать ещё в начальной школе, считают это занятие детским. Конечно, существуют профилированные классы и встречаются художественно одарённые дети, которые приветствуют любую возможность порисовать.

Возрастные особенности учащихся накладывают специфические черты на методики проведения занятий. Перечислим основные возрастные особенности младшего школьника, влияющие на его художественный интерес и активность в изобразительной деятельности:

конкретно – образное мышление;

высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе;

увлечённость процессом деятельности;

низкая направленность интереса на качество результата;

лёгкое переключение с одного вида деятельности на другой.

Быстрая утомляемость от однообразной работы.

Основным видом деятельности в этом возрасте считается учебная (ученик стремиться получить персональную оценку, единственным авторитетом для него является учитель).

В отличие от младших школьников, у которых интерес к изобразительному творчеству высок, у подростков он значительно ниже. Основной причиной является развитие объективной оценки собственных способностей, неудовлетворённость низкими результатами художественной деятельности. Подростковый кризис в изобразительном творчестве вызван конфликтами между желаниями и возможностями.

Ведущим видом деятельности в этом возрасте является общение. Именно общение, по мнению многих педагогов – исследователей, занимающихся проблемами художественного интереса подростков, может стать эффективным средством сохранения интереса учащихся к изобразительному творчеству на долгие годы.

Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально - интеллектуальный опыт каждого участника общения.

Если результат индивидуальной деятельности зачастую не удовлетворяет подростка, то результат коллективного труда превосходит все его ожидания; успех способствует положительному эмоциональному отношению к занятиям изобразительным искусством.

Наиболее актуальным в подростковых классах становятся формы совместной работы, позволяющие общаться в процессе деятельности, а не только в её начале или конце. Общение подростков в ходе совместной изобразительной работы обретает новый характер, коллективное творчество заставляет их чётко формулировать мысли и излагать их доступно для других; подростки развивают логическое мышление, позволяющее обосновывать свою идею, защищать проект и результат работы.

Для сохранения интереса учащихся старших классов к изобразительной деятельности сама деятельность должна обеспечивать скорейший переход подростков от репродуктивной работы к творчеству. Творческий характер коллективной изобразительной деятельности проявляется во всём, не только в совместном поиске форм и средств изображения, но и в поиске новых форм общения. Подростки сами разрабатывают сценарии деловых игр, в которых отлаживаются системы взаимосвязи между группами и отдельными учениками. Ролевые позиции в деловых играх позволяют учащимся преодолевать границы своих реальных возможностей и становиться смелее, решительнее в процессе экспериментирования с изобразительными материалами, в поиске новых форм и средств изображения, что, в конечном счёте, отображается на произведении изобразительного творчества.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что наиболее актуальным для подростковых классов являются более сложные формы совместной деятельности: совместно – последовательная и совместно – взаимодействующая. В старших классах учащиеся – подростки самостоятельно комбинируют различные формы совместной деятельности, добиваясь максимальной активности каждого из участников коллективного творчества.

Таким образом, знания возрастных особенностей учащихся дают учителю возможность подобрать такую форму и методику организации коллективной деятельности, которая бы не препятствовала проявлению индивидуальных способностей учащихся – как изобразительных, так и организаторских, и делала бы художественную деятельность посильной, содействуя успеху в совместном творчестве.

Коллективная деятельность учащихся рассматривается как актуальный метод художественного воспитания и приобщения детей к творческой деятельности.

Творческая деятельность требует от человека увлеченности, упорства, умение сосредоточить все свои силы и внимание на том, что делаешь. Чем старше становится ребенок, тем более и более увеличивается мера посильного ему напряжения, организованности, способности планировать свою работу. Все чаще он решает художественные задачи, которые вырабатывают точность движения руки, координации ее действий со зрением, слухом и другими органами чувств. Появляется высокая чувствительность к форме, размеру, цвету, составу и фактуре материала. Все это становится условием развития способностей.

Известно, что творчеству нельзя научить, ограничиваясь показом или рассказом. Для этого нужна соответствующая организация деятельности учащихся.

Для объединения учащихся, воспитывающихся в разных социальных условиях, большими возможностями обладает коллективная форма учебно-творческой деятельности. Коллективная деятельность рассматривается как продуктивное общение с целью обмена чувственной и познавательной информацией, практическим опытом и как средство формирования культуры самого общения.

За основу в своей работе мною взята систематизация видов коллективной деятельности, разработанная Комаровой Т.С. и Савинковым А.И., где предложены три основные формы организации совместной деятельности: совместно - индивидуальная, совместно - последовательная, совместно - взаимодействующая.

Совместно - индивидуальная форма организации коллективной деятельности характеризуется тем, что согласование действий участников работы осуществляется в её начале (этап планирования, обдумывание идеи) и на заключительном этапе (суммирование результата). В методике организации работы над совместной композицией можно выделить ряд общих положений:

продумать композицию, цвет, размер;

выбрать единый материал и технику выполнения;

определить соразмерность деталей в общей композиции и средства достижения соразмерности в индивидуальных элементах;

определить технику сборки;

назначить помощников для ведения работы по монтажу.

Совместно-взаимодействующая форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности учащихся на уроке. Учителю здесь отводится роль организатора, руководителя и одновременно участника коллективного творчества. Эта форма организации предполагает совместный характер действий всех участников на всех этапах работы. В данном случае продукт творчества есть результат коллективного творческого мышления, совместного планирования, активного взаимодействия всех участников на протяжении всей работы.

Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. Сотрудничество как форма организации коллективной деятельности на уроке требует от учителя определенных организаторских способностей, а от учеников умение общаться в процессе восприятия и практической деятельности, умение сотрудничать и уважать чужую инициативу.

В младших классах наиболее распространена самая простая по организации форма совместно-взаимодействующей деятельности учащихся - работа в паре, постепенно в групповую деятельность может быть вовлечено большее количество учащихся (Приложение 2).

Изучив теоретический материал и учитывая практический опыт работы, пришла к выводу, что при выборе формы и методики организации совместной работы учащихся, не менее важно учитывать их готовность к коллективной деятельности.

Для этого необходимо учитывать:

возрастные особенности и уровень приобретенного опыта общения;

посильность задания и доступность задания.

коллективная деятельность была доступна каждому из его участников, необходимо:

знать уровень готовности учащихся к выполнению работы;

индивидуальные задания, из которых слагается совместная деятельность, давать с учетом возможностей учащихся

с учетом интересов учащихся распределять роли, которые, как правило, сопровождают коллективную деятельность.

по возможности должна быть связана с системой выполняемых ранее учащимися заданий, являясь как бы их итогом.

Если коллективная деятельность направлена на оформление интерьера школы, то основное требование в работе - качество и быстрые сроки. На этих уроках, как правило, в младших классах используем совместно-индивидуальную работу, а в старших совместно-последовательную.

Читайте также: