План работы с неполными семьями в школе социального педагога

Обновлено: 30.06.2024

1. Формирование у обучающихся адекватного представления о здоровом образе жизни, профилактика утомляемости школьников в процессе учебного труда.

2. Координация деятельности всех специалистов школы по повышению успеваемости и социальной адаптации детей и подростков.

3. Формирование у старшеклассников мотивации и познавательных интересов к продолжению образования.

4. Профилактика правонарушений среди подростков.

5. Организация целевого досуга учащихся.

6. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, детей состоящих на ВШУ.

7. Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты.

Для реализации поставленных задач на 2019-2020 учебный год предполагается выполнение следующих функций в работе социального педагога:

Профилактическая функция

- изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определения уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи;

- правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, педагогов, учащихся.

Защитно-охранная функция

- создание банка данных семей о проблемах и конфликтных ситуациях;

- подготовка документации, для представления интересов детей в государственных и правоохранительных учреждениях;

- индивидуальные беседы, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта.

Организационная функция

- организация групповых тематических консультаций с приглашением специалистов, психологов, врачей, инспектора ПДН и председателя ТКДН и ЗП.

- обеспечение индивидуальных консультаций с родителями, педагогами и учащимися.

- контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями.

- организация школьных мероприятий (бесплатное питание)

- организация досуга и отдыха через связь с детскими объединениями и учреждениями дополнительного образования.

Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с неполными семьями.

ВложениеРазмер
programma_moya_semya.doc 71 КБ

Предварительный просмотр:

Цель программы : оказание комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям.

  1. Формирование социальных навыков
  2. Объединение усилий социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя по работе с неполными семьями.
  3. Изучение и диагностика характера семейного неблагополучия;
  4. Формирование наиболее адекватной самооценки у ребенка из неполной семьи.

Таблица 1. Основные мероприятия программы

Время проведения занятий

Беседы с родителями

Способствовать формированию навыков воспитания детей. Обеспечить знаниями о проявлении и воспитании мужского и женского характера.

Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

2 раза в месяц по 40 минут (4 беседы)

Познакомить детей с проявлением мужского и женского характера, мужественности. Дать возможность понять, что должен делать мужчина.

Классные руководители, родители мужского пола, учителя технологии у мальчиков

Диагностика характера внутрисемейных отношений

Гармонизация семейных отношений в неполной семье

педагог, педагог-психолог, классные руководители

Экскурсия по комплексу для детей "В мире профессий"

Полноценная профессиональная реализация личности

Сформировать у детей навыки поведения

Классные руководители, родители

Работа кружков по интересам: "Семейный театр", "Мягкая игрушка", "Оригами", "Спортивный"

организация семейного отдыха

Классные руководители, педагоги, тренер

2 раза в неделю по 60 минут

Программа осуществляется с помощью форм и методов , направленных на работу с учащимися и их родителями. Формы и методы деятельности социального педагога могут быть различны и зависят от целей и задач каждого конкретного мероприятия.

  • родительские собрания;
  • диагностика;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • экскурсии;
  • туристические походы.
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • опрос;
  • беседа;
  • рефлексия;
  • игровые приемы и упражнения;
  • психолого-педагогические упражнения.

Временные ресурсы. Программа рассчитана на 2 месяца. Мероприятия целесообразно проводить 1 раз в неделю в течение 40 минут.

Материальные ресурсы. К реализации программы приглашаются классные руководители, педагоги, педагоги-психологи и непосредственно сами родители. Также необходимы материалы для проведения субботников и туристических походов.

В ходе реализации программы было проведено четыре беседы с матерями, воспитывающими мальчиков.

Цель: познакомиться с семьями, провести диагностическое исследование особенностей семейного воспитания, познакомить родителей с основными целями реализации программы.

Примерные вопросы беседы:

  • Изменилось ли поведение Вашего рбенка после мероприятия посвященного субботнику на территории школы?
  • Как Вы оцениваете изменения положительно или отрицательно?
  • Как изменилось поведение Вашего ребенка и в чем это проявилось в первую очередь?
  • Считаете ли данное мероприятие, посвященное субботнику необходимым условием в воспитании детей и почему?
  • Как Вы способствуете развитию у Вашего ребенка навыков поведения?
  • Чем Ваш ребенок занимается по дому? Есть ли в этом элементы чисто мужской работы?чисто женской работы?

Цель: проанализировать в ходе беседы с матерями особенности изменения поведения ребенка после реализации таких мероприятий как туристические походы, а также работа кружков по интересам: "Семейный театр", "Мягкая игрушка", "Оригами", "Спортивный" .

Примерные вопросы беседы:

  • Изменилось ли поведение Вашего ребенка после посещения кружков по интересам совместно с другими детьми?
  • Как Вы оцениваете изменения положительно или отрицательно?
  • Как изменилось поведение Вашего ребенка и в чем это проявилось в первую очередь?
  • Как Ваш ребенок оценивает поход?

Цель: проанализировать в ходе беседы с матерями особенности изменения поведения детей, а также оценить реализацию программы в целом.

Примерные вопросы беседы:

  • Изменилось ли поведение Вашего ребенка в ходе реализации программы?
  • Как Вы оцениваете изменения положительно или отрицательно?
  • Как изменилось поведение Вашего ребенка и в чем это проявилось в первую очередь?
  • Как Вы оцениваете проведенные мероприятия с Вашим ребенком в целом?
  • Есть ли у Вас замечания к проведению мероприятий? Какие?
  • Довольны ли Вы поведением Вашего ребенка сейчас? Если нет, то почему?
  • Хотели бы в дальнейшем участвовать в таких мероприятиях?

Для диагностики характера внутрисемейных отношений рекомендеется использовать Тест-опросник детско-родительских отношений А.Я. Варги, В.В. Столина, который представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, нуждающихся в психологической помощи по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из пяти шкал:

1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку.

2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения.

3. "Симбиоз" – шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.

4. "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.

5. "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем [24].

Текст опросника Приложение 1

  1. оказать комплексную социально-педагогическую помощь неполным семьям;
  2. снизить численность неполных семей с тенденцией к асоциальному поведению;
  3. актуализировать потребность активного участия в общественной жизни, которая способствовала бы более эффективной взаимосвязи неполной семьи с другими социальными институтами;
  4. присвоить социальный опыт и поведение в процессе решения проблемных ситуаций;
  5. повысить уровень профессиональных знаний и профессиональной культуры;
  6. проверить эффективность используемых методов и форм социально-педагогической работы с неполными семьями.

ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

(А.Я Варга, В.В. Столин)

Тест-опросник детско-родительских отношений А.Я. Варги, В.В. Столина представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, нуждающихся в психологической помощи по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из пяти шкал:

1. " Принятие-отвержение ". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. " Кооперация " - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается ему помочь во всем, сочувствует ребенку. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. " Симбиоз " – шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так – родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремиться удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.

Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. " Авторитарная гиперсоциализация " - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. " Маленький неудачник " - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
  3. Я уважаю своего ребенка.
  4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто неприятен мне.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме призрения, ничего не стоят.
  15. Для своего возраста мой ребенок немножко не зрелый.
  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок впитывает в себя дурное как "губка".
  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
  19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам.
  21. Я принимаю участие в своем ребенке.
  22. К моему ребенку "липнет" все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, е только требовать этого от него.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
  39. Основная причина капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.
  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
  41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
  44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
  45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
  46. Мой ребенок часто раздражает меня.
  47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
  51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Я разделяю интересы своего ребенка.
  54. Мой ребенок не в состоянии что-либо делать самостоятельно, а если и делает, то обязательно не так.
  55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
  56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
  59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

  1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
  2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 35.
  3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
  4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
  5. "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно". Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

Семья начала ХХI века озабочена прогрессирующей инфляцией, безработицей, недостаточным заработком, возрастает опасная тенденция самоустранения многих родителей от воспитания собственных детей. Две трети отцов и матерей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, проблемы в общении с детьми, необходимость в специализированной профессиональной помощи, допускают серьёзные просчёты и ошибки в воспитании детей, т.к. не осознают всей силы влияния на детей уклада жизни семьи. Имеют место неумение управлять собой, скрытый родительский авторитаризм, ведущий к неуважению личности ребёнка, формирование комплекса родительской неполноценности по отношению к детям.

Особенно это проявляется в неполных семьях, особенно материнских. Детальное изучение 67 неполных семей показали, что в 37 семьях только мать, в 6 семьях – только отец и в 4 семьях – только бабушка являются кормилицами и воспитателями.

Анализ состава семей показывает, что 55 семей имеют одного ребёнка, 8 семей – двоих детей, 4 семьи – многодетные. 35% семей имеют серьёзные трудности в воспитании детей. Практически вся ответственность за воспитание детей лежит на матери.

  • недостаток свободного времени у родителей, вследствие большой занятости на работе и подработках;
  • проблемы общения родителей и детей отмечаются у 57% семей;
  • незнание семейной педагогики – у 50%;
  • наблюдается воспитательная неуверенность, фобия утраты ребёнка. У 48% детей отмечаются затруднения в учебно – познавательной сфере, тревожность.

Отношение матери к ребёнку формируется под воздействием страха потерять его, сказывается влияние микросоциума, изменение статуса семьи в социальной сфере – проживание на уровне бедности.

Чрезмерная занятость родителей создаёт проблему общения, 66% родителей лишь иногда делятся с детьми своими успехами и трудностями.

Низкий уровень образования, чрезмерная занятость отцов и матерей, недостаток свободного времени – вот основные причины упущения в воспитании детей. 77% родителей отметили свои слабые знания в вопросах воспитания детей, что свидетельствует о низком уровне их психолого – педагогической культуры.

В целом ряде случаев нельзя ждать, когда семья добровольно и сознательно займётся преодолением собственных трудностей, т.к. кризисы и противоречия могут не осознаваться как опасные.
Таким образом, проведённый анализ проблемы социально – педагогической защиты ребёнка и семьи показал, когда семья не справляется сама со своими функциями, ей необходима помощь.

Создание данной программы обусловлено увеличением неполных проблемных семей. По данным социального опроса, до 70% российского населения испытывают социальное напряжение и неуверенность в завтрашнем дне. Одни семьи в стремлении преодолеть проблемы сплачиваются, мобилизуют свои духовные ресурсы, расширяя вклад в социализацию ребёнка. В других – попытки преодолеть возникающие трудности приводят к разрушению воспитательного потенциала.

Реализация программы рассчитана на 3 месяца.

  • Оказание консультативной и компетентной помощи семье, активизация родителей в получении психолого – педагогических знаний.
  • Предоставление родителям возможности своевременного распознавания проблемы своих детей, соответственно на них реагировать.
  • Обеспечение допустимого и целесообразного вмешательства в процесс семейного воспитания. Устранения результатов неправильного воспитания и исправления ошибок.
  • Своевременное выявление семей нуждающихся в коррекционной помощи. Составление банка данных, постоянного его пополнения и корректирования.
  • Достижение располагающих и доверительных отношений всех членов семьи и их согласие к предлагаемой помощи и совместного решения существующих проблем.
  • Оказание педагогической и психологической помощи членам семьи в разрешении трудной жизненной ситуации.
  • Научить родителей своевременно распознавать проблему своих детей и решать её собственными резервами.
  • наблюдения
  • анкетирование
  • тестирование
  • консультирование
  • беседы.
  • лекции
  • тренинги поведения
  • личностные тренинги
  • ролевые игры
  • Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей.
  • Умение родителей своевременно распознавать проблемы своих детей и решать их собственными резервами.
  • Устранения результатов неправильного воспитания и исправления ошибок.
  • Создание хоть неполной, но счастливой семьи, в которой хорошо и родителям, и детям.

Методические рекомендации

Социальная педагогическая помощь семье используется там, где другие формы не дают эффективных результатов. Социальные работники (педагоги, психологи) идут в семью, чтобы иметь возможность наблюдать и по мере необходимости участвовать в её повседневной жизни. Свои наблюдения они обсуждают с членами семьи и совместно ищут решение существующих проблем. Эта работа возможна только с согласия всех членов семьи и требует длительного времени. Только в продолжительном общении могут возникнуть действительно доверительные отношения, что является предпосылкой для дальнейшей помощи.

Цель помощи – наладить определённые пути взаимодействия между человеком и его семьёй.

Проникновение в этот мир требует высокого педагогического такта, большой гибкости и деликатности, профессионализма. Нужно помнить о ранимости родительских чувств. Грубость, высокомерие в общении с родителями недопустимы. Главное – расположить к себе членов семьи. Это возможно лишь при глубоком знании слабых и сильных сторон клиента, доказать им свою заинтересованность в их проблеме.

  • всестороннее изучение семейного уклада;
  • психолого-педагогическая подготовка родителей к воспитанию детей;
  • оказание помощи в самообразовании родителей;
  • коллективные и индивидуальные формы работы с родителями по воспитанию детей в семье;
  • психолого-педагогическая поддержка семьи в социуме;
  • создание условий в семье для саморазвития.

Необходимую информацию о семье можно получить с помощью анкетирования.

1) Анкеты дают необходимый материал о воспитательной функции семьи, её микроклимате, взаимопонимании между родителями и детьми, об организации досуга в семье. Перед началом анкетирования проводится тщательный инструктаж. Сообщают цели и задачи исследования. Вопросы анкеты сгруппированы в определённой логической последовательности. Большинство родителей относятся к этой работе серьёзно и отвечают на вопросы довольно обстоятельно.

2) Тестирование, как способ психологической диагностики помогает получить необходимые сведения о семье. Используются стандартные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Тесты хороши тем, что их можно применить непосредственно во время встреч с родителями, процедура тестов и обработка результатов занимает немного времени.

3) Беседа успешно способствует изучению семьи. Получение информации при этом основано на вербальной коммуникации исследователя и респондента, на прямо взаимодействии, что определяет большие возможности этого метода. Личный контакт помогает глубже понять мотивы респондента, его позицию. Начать целенаправленный разговор специалисту помогает «Карточка семьи, на основании которой выясняется уклад жизни семьи и уровень её психолого – педагогической культуры, индивидуальные особенности, замеченные недостатки в семейном воспитании, и намечается план индивидуальной работы с семьёй на ближайшее время. Беседа проводится после того, как между родителем и специалистом установлены уважительные отношения. К каждой беседе нужно тщательно готовиться, намечать план предстоящего разговора, вести его сдержанно, тактично. Следить за тем, чтобы ответы респондентов были свободны от влияния личных отношений, установившихся между собеседниками, не зависели от способа постановки вопроса.

Следует учитывать, что одной беседы часто недостаточно. Требуется несколько встреч с родителями.

На первом этапе беседы нужно побудить родителя к свободному, откровенному обсуждению проблем ребёнка, выяснению интересующих вопросов. Выяснить причины трудностей и средства их разрешения.

На третьем этапе обсуждается специальная программа действий. В заключении беседы обсуждается отношение родителей к проблемам ребёнка и планируются последующие встречи.

  • установление контакта и взаимоотношений;
  • психосоциальная диагностика проблем и ситуаций;
  • создание плана деятельности для достижения цели;
  • осуществление плана действия и постоянная корректировка взаимоотношений в процессе общения;
  • окончание процесса оказания социальной, психолого-педагогической помощи и контроль эффективности.

Ведение документации даёт возможность рассматривать ситуации с различных точек зрения. Этот метод требует квалифицированной психологической подготовки, владение методикой психологии. Самое важное в практике консультирования – это индивидуальная эмпатия, наблюдательность специалиста, его оценка личности и социальной среды.

5) Тренинги. Специальное обучение родителей. Целью их повышения, их сензитивности к чувствам и переживаниям ребёнка на основе понимания скрытного значения их поведения.

Социальная диагностика семьи

I. По структуре:

  • Одинокая мама
  • Родители разведены
  • Одинокий отец
  • Опекун
  • с очень высоким материальным достатком;
  • с высоким материальным достатком;
  • со средним материальным достатком;
  • с низким материальным достатком;
  • нуждающиеся (за чертой бедности)
  • воспитание сильное;
  • воспитание неустойчивое;
  • воспитание слабое с утратой контакта с детьми и контроля над ними;
  • воспитание слабое с постоянно конфликтной атмосферой;
  • с агрессивной атмосферой;
  • маргинальная; ( с алкогольной, сексуальной деморализацией, наркотической зависимостью);
  • вступающее в конфликт с законом;
  • преступное;
  • психически отягощённое.
  • гармоничное;
  • компромиссное;
  • неустойчивое;
  • мнимое;
  • конфликтное;
  • резко конфликтное;
  • потребительское.
  • на деятельность;
  • общение;
  • самоудовлетворение (эгоистическое)

Анкетирование и тестирование

Беседа

Консультирование

Цель: Установление контакта и взаимоотношений. Убедить родителей в том, что специалист испытывает искрений интерес к его проблемам и желает ему помочь. Улучшение детско – родительских отношений.

Схема процесса консультирования

Психологические тренинги:

Лекция

Цель: Повышение психолого – педагогического знания родителей. Активное вовлечение родителей в воспитательный процесс. Предоставление интересующей их информации и грамотное её использование при воспитании своих детей.

Список литературы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена:

на осуществление педагогически целесообразной коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье;

на изменение положительных изменений в семье;

на повышение уровня социальной защищённости в семье;

на нейтрализацию влияния негативных факторов на личность ребёнка и процесс его развития;

на создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.

Нормативно-правовая база

Семейный кодекс РФ (с изменениями на 3 августа 2018 г.)

Цель: осуществление коррекционной, реабилитационной работы с семьёй, находящейся в социально-опасном положении

провести педагогически целесообразную коррекцию с целью создания положительного микроклимата в семье;

организовать просветительскую работу среди родителей;

защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально-опасном положении;

создать условия для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.

Основные понятия

Семья, находящаяся в социально-опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, содержанию и обучению.

Асоциальная семья – семья, в которой нарушаются права ребёнка. Основными критериями, по которым семья может быть отнесена к категории, находящейся в социально-опасном положении:

- Жестокое обращение с ребёнком, представляющее опасность для его жизни и здоровья.

- Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего.

- Отрицательное влияние родителей на ребёнка (употребление алкоголя, аморальный образ жизни, употребление наркотических средств)

- Вовлечение ребёнка в совершение противоправных или антиобщественных действий (в употребление спиртного, наркотиков, в занятие попрошайничеством, проституцией).

Принципы работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Принцип индивидуального подхода – реализуется путём осуществления реабилитационного процесса с учётом особенностей семьи.

Принцип законности – предусматривает соблюдение требований законодательства РФ.

Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода к работе с семьёй.

Принцип взаимодействия – определяет порядок с семьёй всех компетентных структур.

Принцип ответственности – предполагает конкретных исполнителей поставленных целей.

Компетенция лиц, осуществляющих коррекционную, реабилитационную работу.

Формирование банка данных семей, находящихся в социально-опасном положении

Оказание психологической, педагогической, правовой, материальной и информационной помощи семьям.

Осуществление систематического контроля над деятельностью семей.

Анализ проводимой коррекционной, реабилитационной работы с семьями.

Организация коррекционной, реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально - опасном положении.

Направление деятельности

Задачи коррекционной, реабилитационной работы

Ожидаемый результат

1. Диагностика семьи, находящейся в социально-опасном положении

1. Обследование жилищно-бытовых условий

2. Изучение образа жизни семьи

3. Изучение прошлого семьи

4. Изучение особенностей личности членов семьи

5. Выяснение общих проблем семьи

6. Выяснение особенностей семейного воспитания

7. Выявление положения детей в системе внутрисемейных взаимоотношений

8. Выяснение близкого окружения семьи.

9. Изучение целей, ожиданий семьи

Создание банка данных семей, её целей, ожиданий. Определение типа семьи. Анализ полученных сведений, определение проблемы, путей её решения с целью организации оказания помощи.

2. Организация работы с семьёй.

2.1. Психологическая реабилитация

1. Психолого-педагогическое сопровождение в кризисных ситуациях (оказание психо-

логической помощи и поддержки членам семьи в стрессовых ситуациях)

2. Проведение консультаций специалистов – психолога, педагогов для семей, оказавшихся в социально-опасном положении.

3. Пропаганда здорового образа жизни.

Создание положительного микроклимата в семье.

Овладение основами педагогических знаний, теорией и практикой семейного воспитания.

2.2. Социальная реабилитация.

1. Организация помощи в трудоустройстве.

2. Организация правовой защиты.

3. Оказание материальной помощи.

4. Вовлечение семьи в воспитательный процесс.

Включение семьи в реабилитационную работу, налаживания нравственных традиций семейного воспитания, восстановление положительных контактов семьи с окружением, решение.

3. Анализ коррекционной работы

Проведение аналитической работы

Обобщение опыта, разработка методических рекомендаций.

ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА

на 2020 - 2021 учебный год

№№ п/п

План работы

Ответственные

Составление социального паспорта класса. Выявление неблагополучных семей

Индивидуальные беседы с учащимися из неблагополучных семей.

Посещение неблагополучных семей на дому. Составление актов посещения. Оформление карт профилактического учёта.

Организация занятости учащихся неблагополучных семей во внеурочное время.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Актуальность данной программы заключается в том, что нашему государству нужны здоровые не только физически, но и умственно развитые, духовно богатые, образованные дети. В настоящее время возникает тенденция появления неполных семей. Одними из них являются неполные отцовские семьи. В России, по официальной статистике, около 67 млн. семей. Из них 300 тысяч отцов-одиночек , т.е. 0,5%.

Воспитать ребенка – это долгий, кропотливый, но очень радостный и безмерно счастливый процесс. А воспитание детей без материнского участия для многих из отцов кажется катастрофой, концом жизни. Некоторые из отцов теряются по жизни, ищут утешения в алкоголе, наркотиках и в других недоразумениях. Но основная масса отцов − нормальные во всех отношениях мужчины, для которых главным приоритетом всегда является ребенок. Не смотря на трудности, отцы обязаны сформировать у своего ребенка все нравственные, духовные, моральные и иные ценности нашей жизни.

В итоге исследования деятельности образовательных учреждений Сысертского городского округа по социально-педагогическому сопровождению неполных отцовских семей было выявлено:

─ рост неполных отцовских семей;

─ наличие проблем неполных отцовских семей;

─ отсутствие программного обеспечения социально-педагогического сопровождения неполных отцовских семей.

Цель программы: организация социально-педагогического сопровождения неполных отцовских семей.

1. Организация работы с отцами из неполных отцовских семей.

2. Организация работы с детьми из неполных отцовских семей.

3. Организация работы с неполной отцовской семьей.

Реализация данной программы основывается на:

─ межличностном взаимодействия в семье;

─ на особенностях индивидуального и личностного развития ребенка в условиях неполной отцовской семьи;

─ на выборе конкретных методов индивидуальной и групповой работы.

Реализация программы по оказанию социально-педагогического сопровождения неполным отцовским семьям основывается на следующих принципах:

1. Принцип ответственности, предполагающий, что каждый специалист ответственен за последствия своего влияния на личность.

2. Принцип компетенции: каждый специалист решает проблему только в рамках своей компетенции.

3. Принцип конфиденциальности, предполагающий требование сохранения тайны полученной информации.

4. Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.

5. Принцип гуманистичности , предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия.

7. Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, юриста, администрации и др.;

По срокам исполнения программа рассчитана на год. Основными этапами являются:

1. Подготовительный или организационный (1неделя). На данном этапе идет обсуждение программы со специалистами, распределение функциональных обязанностей, назначение сроков реализации, обсуждение условий для реализации программы.

2. Ориентировочный или диагностический (1 месяц). На данном этапе идет сбор информации о неполных отцовских семьях в данном учреждении, анкетирование отцов, выявление потребностей семей, выявление проблем детей из неполных отцовских семей, выявление категории семей, согласной участвовать в реализации данной программы .

3. Основной (7 месяцев). Здесь происходит реализация комплекса мероприятий по 3 направлениям, распределенным заранее по полугодиям. На данном этапе взаимодействуют все сотрудники и участники программы, проводят совещания, планерки, необходимые для организации мероприятий.

4. Заключительный или аналитический (1 месяц). Проводится анализ реализации программы по основным критериям, сопоставляются первичная диагностика и конечный результат. Делаются определённые выводы по эффективности программы социально-педагогического сопровождения неполных отцовских семей.

Руководит программой социальный педагог либо заместитель директора по правовому воспитанию. Исполняют медицинские работники, классные руководители, психолог, педагоги, юрист. Медицинские работники и юрист, если таковые не предусмотрены по штатному расписанию заведомо приглашаются социальным педагогом в учреждение. Администрация в данном случае носит нормативно-правовой характер: создание локальных актов, выделение средств, обеспечивающих реализацию программы.

Критерии успешности социально-педагогического сопровождения:

─ о методах и ошибках воспитания;

─ о возрастных и индивидуальных особенностях детей;

─ об организации образовательного процесса.

2. Правовая грамотность:

─ знание прав ребенка, обязанностей родителей;

─ знание о способах материального обеспечения (льготы, пособия);

3. Практическая направленность:

─ принимает участие в воспитательной деятельности;

─ осуществление контроля воспитания;

─ выстраивание адекватного взаимодействия в семье;

4. Состояние семьи:

─ эмоциональное благополучие неполной отцовской семьи;

─ материальная обеспеченность неполной отцовской семьи.

При реализации первого направления социально-педагогического сопровождения неполных отцовских семей (работа с родителями из неполных отцовских семей) акцент ставится на формирование информационной культуры, поведенческих умений, воспитательных способностей отцов.

Мероприятия строятся на двух формах: коллективная и индивидуальная. На родительских собраниях и дискуссиях ведется обсуждение самой ситуации одинокого отцовства, родители выслушивают друг друга по общим проблемам. Индивидуальное консультирование помогает родителю показать свою позицию по вопросам воспитания. В свою очередь консультант, используя позицию отца, направляет его на самостоятельное решение проблем.

Лектории для отцов выстраиваются с учетом их гендерного типа: точность, логичность, последовательность, конкретность информации. Конференции помогают объединению родителей по общим темам, выступление их друг перед другом, доказательство и обоснованность их личной позиции по теме конференции.

Открытые уроки проводятся с целью наблюдения за образовательным процессом: раскрытие сущности образовательного процесса, этапы, методы взаимодействия с детьми при решении учебной задачи урока, возникающие затруднения ребенка в реализации учебной задачи.

Практикумы и ролевые игры способствуют ориентации отцов в различных жизненных ситуациях, исполнение роли сына, жены, педагогов, различных профессий.

В целом тематика мероприятий составлена с учетом проблем, возникающих у одиноких отцов. Каждое мероприятие носит в себе информационный и практический аспект. Периодичность мероприятий 2-3 в месяц. Это обусловлено постоянной занятостью родителей на работе. Допустим пропуск и перенос мероприятий по каким-либо причинам, смена темы мероприятия по желанию отца.

Читайте также: