Как написать программу развития школы

Обновлено: 02.07.2024

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов "Информационно-методический центр" Колпинского района Санкт-Петербурга

19 декабря 2019

Материалы (шаблоны) для проектирования программы развития образовательной организации на период до 2025 года в контексте реализации национального проекта "Образование"

Презентация "Особенности проектирования Программы развития образовательной организации на 2020-2025гг. "Проектное управление в разработке и реализации программы развития государственной образовательной организации"

Лист экспертной оценки Программы развития образовательной организации до 2025 года

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке программы развития образовательного учреждения Санкт-Петербурга на период до 2020 года

Как правильно создать главный стратегический документ школы

Управление образовательным учреждением невозможно представить себе без документов, отражающих его основные решения. Стратегическую триаду современной школы формируют образовательная программа, несущая в себе текущие, реализуемые образовательные стратегии; программа развития, в которой дается среднесрочная стратегия школы; и публичный доклад, информирующий общественность о том, насколько удается выполнять свои стратегические планы.

Посмотреть на себя по-новому

Главной в этой триаде документов является программа развития образовательного учреждения.

Это важнейший стратегический документ школы, переходящей (перешедшей) в инновационный режим жизнедеятельности и принявшей за основу программно-целевую идеологию развития. Программа может рассматриваться как особая разновидность общешкольного плана работы.

Как и другие подобные документы, описываемый нами в обязательном порядке должен содержать аналитическое обоснование, постановку конкретных целей и задач, выбор средств их достижения, планирование важнейших действий, акций, мероприятий, событий, обеспечивающих достижение намеченного в установленные сроки, определенность последовательности этих действий, ответственных исполнителей и т.п.

Программы развития также способствуют преодолению неопределенности, упорядочению совместной деятельности и т.д. Заметим, что, поскольку многие из них не содержат таких элементов, они заведомо, по определению, не могут признаваться полноценными.

В то же время имеются достаточно существенные отличия от традиционного плана работы общеобразовательного учреждения. Это связано, прежде всего:

Программа развития рассматривается как потенциально мощный и действенный инструмент, обеспечивающий гарантированный, результативный, экономичный и своевременный переход школьного сообщества в новое качественное состояние, и одновременно – инструмент, обеспечивающий управление им.

При этом такой документ предполагает взаимосвязанное решение трех крупных задач:

1. Зафиксировать достигнутый уровень жизнедеятельности ОУ и тем самым определить точку отсчета для дальнейших шагов к развитию (это, в свою очередь, предусматривает фиксацию и констатацию существующего положения дел, выявление достижений школы и ее конкурентных преимуществ, а также ключевых проблем на данном этапе в свете меняющихся потребностей и задач).
2. Определить желаемое будущее состояние образовательного учреждения, параметры его строения и функционирования, соответствующие потребностям, ценностям и возможностям школы и социума (важно иметь в виду: речь идет не об идее идеальной школы вообще или некоторого ее типа, а о концепции будущего состояния именно конкретного учебного заведения).
3. Определить стратегию и тактику перехода от достигнутого состояния школы к желаемому будущему.

Недостатки в решении любой из них или недостаточная связь между их решениями с неизбежностью приводят к существенным дефектам программы и невозможности ее эффективной реализации.

Нельзя не отметить, что даже попытки осуществления всех этих задач в определенной системе (пусть не всегда и не с первого раза удачные) оказываются весьма полезными для управленческого профессионализма организаторов разработки программ и педагогических коллективов – ведь многие из этих вопросов заставляют совершенно по-новому посмотреть на пройденный школой путь, ее нынешнее состояние, желаемое будущее и пути, к нему ведущие.

А сами ли вы написали?

Образовательное учреждение, имеющее опыт выработки программы развития, всегда существенно отличается от школы, его не пережившей. Поэтому мы убеждены, что при всех неизбежных трудностях и издержках выбор в пользу разработки таких документов был сделан верно (более того, часто приходится слышать сожаления практиков, что им не довелось познакомиться с методикой этого процесса хотя бы немного раньше).

Однако наш анализ существующих программ развития показывает, что, к сожалению, наиболее существенные и сущностные их признаки зачастую авторами-разработчиками не понимаются, что ведет к тем негативным последствиям, о которых мы только что упомянули.

Какие отклонения от сути наблюдаются особенно часто?

Возможно, в какой-то мере в наличии этих дефектов понимания и исполнения можно винить и разрабочиков методологии и технологии программного подхода. В то же время, справедливости ради, заметим, что сущностные характеристики программ развития предельно четко разъяснялись уже с самого начала их массовой разработки (1993 г.).

Эксперты Системы Образование составили ее по новым требованиям: сделали акцент на воспитательной работе и цифровизации, уделили внимание сетевому взаимодействию. В рекомендации – алгоритм подготовки программы, готовые образцы и формулировки. Используйте их, чтобы организовать работу в новых условиях, повысить конкурентоспособность школы и детского сада.
Елена Пуляева, старший преподаватель Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, к. ю. н.

Официальный сайт

Муниципальное казенное учреждение "Районный методический кабинет" Ульчского муниципального района Хабаровского края

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Председатель педагогического совета директор МОУСОШ № 17

Управляющим Советом школы.

Председатель Управляющего Совета

Программа развития

МОУ СОШ № 17

Размещено на сайте школы

г.о. Орехово-Зуево

Информационная справка о МОУ СОШ№17…………………………………………….…6-11

Из истории школы………………………………………………………………………………..6

Инновационная и экспериментальная деятельность школы………………………………….7

Воспитательная работа с учащимися……………………………………………………………9

Итоги реализации предыдущей Программы развития……………………………………..…11

Аналитическое и прогностическое обоснование Программы развития (проблемно-ориентированный анализ)……………………………………………………………………..…… 11-12

Анализ внешней среды и социального заказа…………………………………………………11

4.1. Мероприятия по реализации Концепции………………………………………………………..14

Программа развития школы предоставит возможность……………………………………….15

Критерии результативности Программы развития……………………………………………..15

Риски, связанные с реализацией Программы……………………………………..………. …16

Приоритетные направления Программы развития……………………………………………..17

Повышение уровня профессиональной компетентности учителя…………………… ……..18

Повышение престижа школы через повышение качества образования………………………18

Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса…………………19

Выявление и поддержка талантливых и одарённых учащихся………………………………..19

Управление Программой развития……………………………………………………………….19

Мониторинг реализации Программы…………………………………………………………19-22

Наименование

Программа развития

МОУ СОШ № 17 города Орехово-Зуево

Разработчики

Администрация МОУ СОШ № 17

Исполнители

Субъекты образовательного процесса

Научно-методические основы разработки Программы

Организация деятельности по реализации Программы детерминирована современными актуальными педагогическими подходами:

и обусловлена личностной и практико-ориентируемой парадигмой современного образования.

Нормативно - правовой основой Программы являются следующие государственные документы, регулирующие развитие современного образования и указывающие на необходимость внедрения инновационных образовательных программ:

Основные этапы и формы обсуждения и принятия Программы

1. Анализ выполнения и подведение итогов Программы развития школы до 2017 г.

Круглый стол субъектов образования.

4. Принятие проекта Программы педсоветом.

Протокол № 2 от 18.01.2018 г.

5. Утверждение Программы на заседании Управляющего совета.

Совета.Протокол № 1 от 18.01.2018 г.

Кем принята

Педагогический совет. Протокол № 2 от 18. 01. 2018 г.

Утверждена Управляющим Советом школы.

Протокол №1 от 18. 01. 2018 г.

Цели и задачи

Цель Программы: создание модели современной общеобразовательной школы, направленной на реализацию личностно-ориентированных целей образования: создание условий для личностного роста, саморазвития, самореализации через становление ключевых компетентностей обучающегося, воспитанию гражданина и патриота современного общества.

Задачи Программы:

Поднять престиж школы через повышение качества образования.

Достигнуть высоких результатов образования посредством развития внутришкольной образовательной среды и системы школьного мониторинга качества образования.

Ввести углубленное изучение отдельных предметов.

Ввести профильное обучение на уровне среднего общего образования.

Расширить спектр внеурочной деятельности за счет введения развивающих курсов по робототехнике, шахматам, ранней профориентации, экологии.

Реализовать общешкольные проекты развивающего и обучающего характера в форме ученических стартапов на основе внеурочной и внеклассной деятельности.

Повысить уровень профессиональной компетентности учителя.

Обеспечить сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.

Выявить и поддержать одарённых учащихся.

Приоритетные

направления

Направления Программы:

Повышение престижа школы за счет обеспечения качественного образования в школе.

Расширение спектра внеурочной деятельности.

Организация общешкольных проектов в форме ученических стартапов.

Повышение уровня профессиональной компетентности учителя.

Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.

Выявление и поддержка одарённых учащихся.

Ожидаемые результаты Программы и индикаторы для оценки их достижения

Оптимизированная модель современной общеобразовательной школы, способствующей личностному росту, саморазвитию и самореализации школьника, становлению его ключевых компетентностей, созданию условий для воспитания гражданина и патриота современного общества.

Средняя наполняемость классов по школе – не менее 25,5 чел.;

качество обученности не менее 55%;

повышение среднего балла ЕГЭ (по математике с 48 до 55 баллов; по русскому языку – с 70 до 75 баллов, по всем предметам – не ниже 53 баллов);

количество победителей и призёров олимпиад, соревнований и конкурсов различных уровней – не менее 25% от числа всех обучающихся;

количество пропущенных уроков по болезни в расчёте на одного учащегося - не более 26;

доля учителей, имеющих высшую и первую квалификационные категории – не менее 85%.

Индикаторы оценки достижений результатов Программы:

ежегодный рейтинг школы среди ОУ;

процент поступления выпускников в вузы ТОП 100;

качество обученности (в %);

средний балл ЕГЭ и ОГЭ по предметам;

количество учащихся в профильных 10-11 классах;

количество победителей и призеров олимпиад, соревнований, конкурсов различных уровней;

количество учащихся, принявших участие в ученических стартапах;

количество общешкольных ученических проектов;

количество пропущенных по болезни уроков в расчёте на одного учащегося;

количество педагогов, имеющих высшую и первую квалификационные категории;

количество педагогов, прошедших повышение квалификации;

количество учителей - победителей, призеров и участников профессиональных конкурсов;

количество публикаций учителей школы;

уровень профессиональной компетенции учителей школы;

количество единиц современного мультимедийного оборудования для обучения.

Срок действия

(декабрь 2017 г. – январь 2018 г.):

мониторинг запросов обучающихся, родителей и потребностей социума;

анализ состояния школы;

целевое изучение государственных документов, в которых обозначены направления развития современного образования;

разработка и утверждение Программы развития школы.

(февраль 2018 г. – август 2018 г.):

корректировка Программы развития;

создание и организация работы рабочих групп по направлениям Программы;

разработка и начало внедрения Подпрограмм развития;

создание группы мониторинга образовательной деятельности;

продолжение работы по укреплению материально-технической базы и модернизации образовательного процесса школы.

Этап реализации (сентябрь 2018 г. – август 2023 г.) :

реализация цели и задач Программы развития и её Подпрограмм;

промежуточные мониторинги и анализы реализации Программы развития;

продолжение работы по укреплению материально-технической базы и модернизации образовательного процесса школы.

(сентябрь 2023 г. - декабрь 2023 г.):

 анализ деятельности школы в условиях выполнения Программы развития с целью корректировки дальнейшей реализации Программы.

Ресурсное обеспечение реализации Программы

Ресурсы, необходимые для реализации Программы развития:

увеличение доли кабинетов, оборудованных АРМ учителя;

оснащение кабинетов обучения учебно-лабораторным оборудованием в рамках ФГОС;

укрепление материально-технической базы внеурочной деятельности обучающихся;

повышение уровня квалификации сотрудников школы.

Объем и источники финансирования

Расчетный объем финансового обеспечения на период реализации Программы развития (2018 – 2023 гг.) – 4 000 000 рублей.

отчисления из регионального и муниципального бюджетов;

поступления за счёт платных образовательных услуг, спонсорская помощь.

Порядок управления реализацией Программы

Организация работы по реализации Программы:

Управляющий совет школы - принятие нормативных документов по обеспечению выполнения Программы и контроль за ходом её реализации.

Администрация школы - оперативное управление внедрением Программы.

Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы

Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы определяется:

информацией, полученной в результате целевых диагностических исследований;

2.1. Из истории школы.

17 февраля 1997 года школа открыла свои двери для первых 175 учащихся начальных классов. Занятия проводились только в одном из корпусов, а в других – велись строительные работы.

С 1 сентября 1997 года школа приняла в своих стенах не только учащихся начальных классов, но и ребят среднего и старшего звена из разных школ города, проживающих в микрорайоне. В 36 классах обучалось 860 учащихся. Школа начала функционировать под руководством директора, Отличника просвещения РФ, Отличника народного образования СССР, Бедретдинова Саяра Мергазимовича. С 1 июля 2008 года школу возглавила Почетный работник общего образования Российской Федерации, Заслуженный работник образования Московской области Солодинская Елена Леонидовна и руководит школой по настоящее время.

Практически вновь был создан педагогический коллектив. Отлично зарекомендовали себя ветераны школы: заместитель директора по УВР Глебова С.А., учитель химии, а ныне заместитель директора по УВР Грошева М. В., учителя начальных классов Филина Н.А., Савенкова С.Б., Карчевская Е.В. Творчески подходят к своей работе заместитель директора по ВР Митрофанова И.Ю., учителя Наумова Г.Г., Шитова А.Р., Стасилевич Н.В., Аверкина Д.И., Ачкасова О.Н., Жарова О.Г., Гребенькова О.Л., Куликова О.С., Крицкая С.Е., Макарова Е.В. и другие. Средний возраст учителей 35-40 лет.

В школа успешно прошла аккредитацию в 2014 году, лицензирование 2015 году и имеет право на ведение образовательной деятельности по общеобразовательным программам НОО, ООО и СОО.

2.2. Условия обучения в школе.

На сегодняшний день в образовательном учреждении созданы материально-технические условия для успешного осуществления образовательного процесса. В школе имеется: 40 учебных кабинетов, 2 спортивных зала (по 290 м 2 ), тренажерный зал (64 м 2 ), библиотека, столовая на 180 посадочных мест, медицинский и процедурный кабинеты, 2 кабинета информатики, инфраструктура для инклюзиивного образования, в том числе комната психологической разгрузки и психологических занятий для детей с ОВЗ.

В 2017-2018 учебном году число учащихся школы составило 798 человек. Школа работает в пятидневном режиме, в одну смену. Охват горячим питанием: 1- 4 классы – 45,6%, 5-9 классы - 28,5%, 10-11 классы – 6%; в целом по школе – 79,9 %.

уровень и направленность реализуемых учебных программ

Начальное общее образование

13 классов, все обучаются по ФГОС НОО

Основное общее образ ование

13 общеобразовательных классов, все обучаются по ФГОС ООО

Среднее общее образование

10 и 11 классы универсального обучения

(расширенное изучение предметов: математика, обществознание, право, русский язык).

С 2011 года началось введение ФГОС с первых классов. С 2013 года осуществляется введение ФГОС ООО в 5-9х классах в опережающем режиме. Образовательный процесс во всех классах осуществлялся по государственным программам для общеобразовательных учреждений, рекомендованным Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ. В 1-9 классах введены занятия внеурочной деятельности по 5 направлениям: спортивно-оздоровительному, общекультурному, общеинтеллектуальному, духовно-нравственному и социальному направлениям. В 10-11 классах - элективные курсы, позволяющие обеспечить режимы работы развивающего обучения. Обучение по ФГОС ведется по утвержденным программам, составленным на основе нового федеральных образовательных стандартов и примерных программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Школой заключены договоры о сотрудничестве с ГГТУ и учреждениями дополнительного образования города.

Система дополнительного образования способствует личностному росту, саморазвитию и самореализации школьника, становлению его ключевых компетентностей.

Она включает в себя:

дополнительные платные образовательные услуги;

внеклассную и внеурочную деятельность;

кружковую и спортивную работу.

2.3. Инновационная и экспериментальная деятельность школы

В 2011 году в школе было продолжено осуществление экспериментальной и инновационной деятельности по различным направлениям.

Экспериментальные площадки школы

Кем и когда утверждена

Руководитель

Приказ Министерства образования Московской области от 13.03.2013 г. № 986

На базе школы регулярно проводятся городские и областные семинары, конференции и круглые столы для руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений города.

2.4. Результативность работы школы

В образовательном учреждении достигнуты определённые результаты, возможные только в условиях постоянного развития и инновации. Школа имеет 100%-ную успеваемость и одни из лучших показателей результатов единого государственного экзамена, показанных выпускниками на государственной итоговой аттестации в городском округе Орехово-Зуево.

На протяжении многих лет школа не имеет отчислений учащихся в течение учебного года и по результатам учебного года. Отсутствуют второгодничество и отсев учащихся.

За последние три года школа выпустила 12 медалистов.

В течение ряда лет школа показывает стабильно высокий процент поступления выпускников в вузы - 97% , в числе которых на бюджетные отделения - 60%.

Анализ статистических данных показывает, что результаты обученности в школе стабильны и качественны, что подтверждается мониторингом путей и форм продолжения образования выпускниками школы и их дальнейшего трудоустройства.

В школе достаточно высокая результативность освоения программ ООО и СОО, подтверждаемая итогами государственной аттестации. Школа входит в тройку лидеров среди школ города по результатам государственной итоговой аттестации в течение последних 3 лет.

Читайте также: