Проект театрального уголка в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Литвина Наталия Анатольевна

Населенный пункт: г. Саратов

Театрализованная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Именно поэтому так важно создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, приобщать детей к театральной культуре, поощрять исполнительское творчество.

Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта. Выступления на сцене способствуют реализации творческих и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, чувствовать и познавать окружающий мир.

Для этого необходимы определенные условия. Одним из важных факторов реализации работы по театрализованной деятельности в группе является правильная организация предметно-развивающей среды. И сегодня мы поговорим о том, как правильно организовать театральный уголок в группе.

При организации театрального уголка важно предусмотреть следующие принципы:

— Принцип мобильности. Нужно предусмотреть возможность объединения различных уголков и зон группы детского сада, а также транспортабельность атрибутики театра.

— Принцип сменяемости материала. Как и любой элемент развивающей среды, театральный уголок нуждается в обновление репертуара, декораций и прочей атрибутики. Это будет зависеть от многих факторов, например, от времени года, возраста детей, тематики проводимых занятий и пр.

— Принцип многофункциональности. Он подразумевает, что один и тот же атрибут может выполнять множество задач.

— Принцип эстетичности. Театр должен развивать у детей чувства вкуса.

  • Принцип доступности. Оснащение театрального уголка должно подходить детям по возрасту и совпадать с их зонами актуального и ближайшего развития.

Стандартная театральная зона включает в себя:

— Игрушки для разных видов театра (театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, ложках, тарелках, персонажи для коврографа и т.д.)

— Реквизит (в зависимости от возраста и от сказок)

— Костюмы или элементы костюмов

— Фонотека с разнообразной музыкой

— Афиши, билеты, програмки.

— Декорации (для старших дошкольников)

Содержание уголков с учетом возраста детей.

Для младшего возраста:

Задача — научиться управлять движениями собственных пальчиков, тренировать координацию, мелкую моторику.

— настольный театр (различные виды);

— театр мягкой игрушки;

— театр вязаной игрушки;

— театр игрушки из конуса.

Для среднего возраста:

Задача — согласовывать движения с сюжетом повествования, работать над развитием координации, мелкой моторикой. Осваивать азы кукловождения, знакомство с театральной ширмой.

— настольный театр (различные виды);

— куклы на ложках или тарелках;

— кукла на гапите

— плоскостной на коврографе.

Для старшего возраста:

Ребята знакомятся с куклами-марионетками. Они приводятся в движение с помощью крестовины — держателя ниток, на которые подвешена игрушка. Задача — освоение тонкостей интонации голоса, передающих разные эмоции.

Для подготовительной группы:

Задача — освоение тонкостей актерской деятельности, развитие творчества. Работа в качестве актёра костюмированного театра, где ребёнку необходимо полностью перевоплотиться в своего героя, повторяя его движения, манеру поведения, голос и прочее.

Интересный момент — наличие в группе хранителя театрального уголка. Это, своего рода, кукла-зазывалка, вызывающая у детей интерес к данной деятельности. Эта кукла должна быть любимой для детей, знакомой для них. Она зачинщица и помощница для детей в любом виде театрализованной деятельности. Она не только зазывает в сказку, но и может помочь в знакомстве детей с основами театра.

Для развития у старших воспитанников творческого воображения и искусства перевоплощения, в театральных уголках целесообразно наличие алгоритмов, по которым дети могут сами моделировать свое творчество. Алгоритм перевоплощения (карточки с последовательностью и избирательностью выбора реквизита, костюмов) помогут детям научиться создавать выбранный образ, делая его более ярким и эмоциональным. Карточки с алгоритмом перевоплощения должны быть оформлены красочно,

в доступной для детей форме

Примеры алгоритмов перевоплощения в роль.

Девочка — красная шапочка — корзинка — пирожки = Красная шапочка.

Девочка — платок — юбка/фартук — палочка = Бабушка.

Для развития у старших воспитанников творческого воображения и связной речи в театральных уголках целесообразно наличие алгоритмов, по которым дети могут самостоятельно воспроизводить сказку опираясь на модель - сюжетные картинки. Алгоритмы по развитию сказочного сюжета научат детей фантазировать, включаться в творческий процесс — придумывать новую сказку, изменяя сюжетную линию, добавляя по своему усмотрению новых героев. По содержанию эти алгоритмы могут быть предназначены для развития словотворчества детей, их самостоятельной театрализованной деятельности. Они могут быть:

Виды алгоритмов по развитию сказочного сюжета:

— По сюжетной линии знакомой сказки;

— Со свободным сюжетом. Детям предлагается набор персонажей, с которыми они должны составить собственную сказку.

— Волшебные шкатулка, коробочка/мешочек (для обыгрывания появления героев, какой либо вещи, сюрпризного момента;

— Волшебный колпачок (обладатель его становится невидимым, может незаметно наблюдать за всеми);

— Волшебная палочка (используется для перевоплощения, снятия робости при исполнении роли, для изменения сюжета);

— Волшебное зеркальце (ребенок превращается и видит себя в зеркале тем, кем захочет),

Создавая театральный уголок в группе, мы пробуждаем у детей любовь к искусству, воспитываем в них самостоятельность, активность, творчество, интерес к театру, раскрываем их индивидуальные способности и стремимся к сплочению их в дружную команду. Желаю вам проявлять фантазию, выдумку и изобретательность при оформлении своих групповых театральных уголков.

Творческих успехов!

Список используемой литературы

1 Караманенко, Т.Н., Караманенко, Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 2005. - 191 с.

2 Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

3 Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

4 Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.

5 Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - СПб.: Речь, 2007.

6 Генов, Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 2011. - 154 с.

7 Власенко О. П. Театр кукол и игрушек в детском саду: кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет. – Учитель, 2019

Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить воспитанников интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.

При построении предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность учитываются:

  • особенности эмоциональной личности ребенка,
  • его индивидуальные социально-психологические особенности;
  • индивидуальные предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес
    и творческие способности;
  • поло-ролевые особенности.
  • возрастные особенности.

В группе могут быть созданы центры речевой активности, например, литературный уголок. Он может быть представлен в виде стеллажа
или открытой витрины для книг, столика и двух стульчиков или мягкого диванчика, книгами по программе и любимыми книгами детей, портретами писателей и поэтов, экспозицией сказок.

Список книг для литературного уголка может включать в себя:

В групповых комнатах также отведено место для театрального уголка. Здесь находятся следующие материалы:

  • театр настольный;
  • ширма;
  • наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
  • театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы
    с головками-насадками, разные маски, декорации);
  • персонажи с разным настроением;
  • материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);
  • готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
  • атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры
    в дошкольном учреждении;
  • уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье);
  • для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.

Оснащение театрального уголка для 1-ой младшей группы:

Оснащение театрального уголка для младшей группы:

Для детей от двух до четырех лет необходимы наборы готовых игрушек или заготовок и полуфабрикатов для изготовления объемных или плоскостных персонажей и элементов декораций настольного театра. Фигурки могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, картона, резины, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры. Образ театральных игрушек условный.

Для театрализации используется ковролин голубоватого или серого тона. К нему прилагаются наборы плоскостных фигурок и декораций, выполненных также из ковролина или иных материалов с креплением из ленты-липучки.

Тематика наборов определяется учебной программой дошкольного образования.

Для игр-драматизаций необходимы наборы и элементы костюмов, полумаски персонажей знакомых народных сказок, выполненные из бумаги, тонкого картона, папье-маше, прореженных или нетканых материалов; персонажи литературных произведений или наборы персонажей для театра бибабо, соразмерные руке взрослого (для показа детям) или ребенка (перчаточные или пальчиковые), сделанные из легких материалов (пенопласта, папье-маше на каркасе), мелкого и среднего размера.

Также нужны фигурки, головки которых управляются тростью, а руки (лапы) мягкие, выразительные, свободно следуют движению корпуса.

Оснащение театрального уголка для средней группы:

Оснащение театрального уголка для старшей группы:

  1. Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, ограждения, простейшие декорации, изготовленные детьми.
  2. Стойка-вешалка для костюмов.
  3. Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.
  4. В группе имеется разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, театр марионеток, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы, куклы с живой рукой.
  5. Для театрально-игровой деятельности имеются технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений.

Для детей четырех-шести лет игрушки для театрализованных игр отвечают в основном тем же требованиям, что и на предыдущем возрастном этапе. Однако здесь дополнительно рекомендуются куклы-марионетки с
элементарной системой управления; мягкие, на прочных нитях, соразмерные росту ребенка.

- волшебные ларец, шкатулка, коробочка (для обыгрывания появления героев, какой либо вещи, сюрпризного момента;

- волшебный колпачок (обладатель его становится невидимым, может незаметно наблюдать за всеми)

- волшебная палочка (для перевоплощения, снятия зажатости и робости при исполнении роли, для изменения сюжета);

- волшебный мешочек (из которого можно достать любую вещь, а также для беспредметного обыгрывания, и для развития фантазии);

- волшебный стаканчик (в нем может быть любой напиток – обыгрывание на этюдов на память физических действий, развитие мимики);

- волшебная маска (превращение в любого героя, действие от его имени);

  1. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры,

упражнения, сценарии. Сфера, 2006.

2. Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду Сфера, 2009.

3. Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду: для занятий с детьми

5 –6 лет Мозаика –Синтез, 2007.

4. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста Е.А.Дубровская и др. Академия, 2002

В нашей группе в театральном уголке имеются игрушки для настольного театра, конусного, теневого, пальчикового, бибабо, а также мягкие игрушки, маски, костюмы. С их помощью можно разыгрывать сказки по программе средней группы. Но их количество недостаточно, многие из кукол потеряли эстетический вид. Нет персонажей современных сказок, костюмов для игры-драматизации. Сам театральный уголок (мебельная составляющая) не очень удобный для детей: высокий, затруднен подход, не мобильный. Исходя из выше сказанного мы разработали проект направленный на обогащение театрального уголка группы.

Оценить 836 1

Проект развивающей предметно-пространственной среды

«Театр-это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали,

С детства, слушая сказки, ребенок познает мир, выражает отношение к добру и злу, проявляет особую внутреннюю активность. В театрализованной деятельности у ребенка раскрывается его индивидуальность, творческий потенциал. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. В сказке даже застенчивые дети могут проявить себя более раскрепощенно, взяв на себя, например, роль злодея (волка, Бармалея, лисы, бабы Яги) и наоборот, более активные дети, беря на себя роль застенчивого зайчика, учатся сдерживать себя. Кроме этого, театр является одним из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный с:

- художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций.

Для решения перечисленных задач особенно важно уделить внимание оформлению театрального уголка, его наполняемости, сменяемости игр, игрушек, разных видов театра, костюмов, масок.

Призвание театрального уголка сплотить детей общей игровой деятельностью, в которой они могут продемонстрировать свой талант, показать свой характер.

Начиная уже с первой младшей группы дети с помощью воспитателя начинают разыгрывать народные потешки, песенки, небольшие сценки, а во второй младшей группе разыгрывают сценки уже с помощью плоскостного театра, настольного, бибабо, а уже к среднему возрасту театрализованная деятельность возможна как самостоятельная. Старший дошкольный возраст считается расцветом сюжетно-ролевой и режиссерской игры. В этом возрасте дети достаточно самостоятельны, способны сами придумывать сюжет сказки и обыграть его, создать целый спектакль. При подготовке к театрализованной деятельности дети учатся выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия, что поможет при дальнейшей подготовке детей к обучению в школе.

В нашей группе в театральном уголке имеются игрушки для настольного театра, конусного, теневого, пальчикового, бибабо, а также мягкие игрушки, маски, костюмы. С их помощью можно разыгрывать сказки по программе средней группы. Но их количество недостаточно, многие из кукол потеряли эстетический вид. Нет персонажей современных сказок, костюмов для игры-драматизации. Сам театральный уголок (мебельная составляющая) не очень удобный для детей: высокий, затруднен подход, не мобильный.

Цель: создание благоприятных условий для приобщения детей к театрализованной деятельности.

Обогатить, реорганизовать, сделать более доступным театральный уголок группы;

Создать условия для игры в театр, вводить детей в мир театра и художественных образов (ширмы, иллюстрации, костюмы, маски, грим, парик, афиши и др.);

Мотивировать родительскую общественность на оказание помощи в пополнении театрального уголка инвентарем и реквизитами (костюмы, маски, вязанный театр и др.).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

«Организация предметно-пространственной среды. Театральный уголок.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Организация предметно-пространственной среды. Театральный уголок.

«Организация предметно-пространственной среды. Театральный уголок.

Театрализация — это разновидность игровой деятельности, которая используется.

Театрализация — это разновидность игровой деятельности, которая используется для раскрытия творческого потенциала детей с помощью приёмов драматизации, то есть сюжетно-ролевого отыгрыша по заранее оговорённому сценарию, а также различных упражнений, направленных на освоение актёрских навыков. Театрализация ценна тем, что включает работу по развитию монологической и диалогической речи, и это повышает коммуникативные навыки малышей. Театрализация предполагает: работу над выразительностью реплик персонажей; расширение активного и пассивного словаря ребёнка; совершенствование произношения звуков речи, а также интонационного строя.

Кроме того, целями театрализации являются: 1.всестороннее знакомство с разли.

Кроме того, целями театрализации являются: 1.всестороннее знакомство с различными проявлениями действительности (с профессиями, животными, явлениями природы); 2.стимуляция творческого потенциала ребёнка (через песни и музыку, танцы, игру); 3.развитие эмоциональной сферы малыша за счёт глубоких переживаний в процессе игры; 4.формирование социальных навыков поведения; 5.приобщениедошкольников к чтению; 6.развитие режиссёрских навыков; 7.воплощение в творческом порыве настроения, характера и процесса развития характера персонажа.

В стандартный (то есть для общеобразовательных групп) театральный уголок вкл.

В стандартный (то есть для общеобразовательных групп) театральный уголок включаются: картинки, в том числе объёмные для конусного театра; игрушки для театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, фетровые персонажи для фланелеграфа; ширма (в детских садах обычно используется универсальная ширма, которая выступает и декорацией-фоном, и занавесом); реквизит (мягкие игрушки, машинки и пр.); материалы для изготовления элементов образов, декораций (кусочки ткани, картона, бумаги и т. д.); маски; костюмы; книги; фонотека; стенд с афишами и результатами работы (рисунками, поделками и пр.). Назначение театрального уголка — обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие актуальные проблемы пед.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии

Где разместить театральный уголок В условиях современных детских садов, где п.

Где разместить театральный уголок В условиях современных детских садов, где пространство довольно ограничено, выделить отдельные места для уголков (театра, окружающего мира и т. д.) бывает довольно сложно. Поэтому воспитатель может объединить образовательные центры в комплекс. Например, для направлений театра, изобразительной деятельности и музыки можно организовать единый художественно-творческий уголок. При этом нельзя забывать о том, что предметное наполнение должно соответствовать ряду принципов: мобильности (материалы для музыкальных занятий могут быть иллюстрирующими и для театрализации); сменяемости (содержание уголка должно меняться в зависимости от целей учебно-воспитательной работы в тот или иной месяц, направления специализации группы, времени года, интересов детей, степени изношенности материалов); доступности (все дети имеют одинаковые права и обязанности, связанные с использованием атрибутов театрального уголка); эстетичности (сам центр и все его составляющие должны красиво выглядеть, быть чистыми и опрятными). Очень удобно будет, если в театральном уголке разместить стол или шкафчик с полками, на которых можно располагать материалы и кукол.

Как оформить театральный уголок Необходимо продумать не только содержательную.

Как оформить театральный уголок Необходимо продумать не только содержательную сторону наполнения (какие куклы, маски и приспособления будут в уголке), но и то, из чего и как все эти элементы могут быть изготовлены. Многое можно купить в готовом виде, но что-то проще и полезнее сделать самостоятельно. К изготовлению некоторых предметов стоит привлечь детей.

Работа в театральном уголке Деятельность, связанная с театрализацией, в детск.

Работа в театральном уголке Деятельность, связанная с театрализацией, в детском саду реализуется несколькими видами игровой активности: 1.Режиссёрские игры. В них ребёнок лишь ведёт куклу, передавая образ персонажа интонацией и некоторыми другими приёмами. Возможности пантомимы здесь тоже очень ограничены, потому что игрушка практически статична (куклы на трости, марионетки). 2.Драматизации. Малыш сам играет роль, не прибегая к посредничеству кукол. Юный актёр способен активно использовать интонацию, мимику, движения и жесты для вхождения в образ героя. 3.Драматизации с бибабо, пальчиковыми, напольными или платковыми куклами. Малыш действует за персонажа, наделяя его своим голосом. Работа ведётся из-за ширмы или с персонажем в руках. 4.Импровизация. Дети разыгрывают темы, а не сюжеты. Такая театрализованная деятельность почти не требует подготовительной работы, но является самой сложной разновидностью игры. Для импровизации может быть использован различный театральный реквизит. Театральный уголок, в котором есть всё необходимое для соответствующей деятельности, позволяет создать в группе комфортную среду для развития творческих способностей воспитанников.

Я хочу представить вашему вниманию театральный уголок в своей группе . В теат.

Я хочу представить вашему вниманию театральный уголок в своей группе . В театральном уголке собраны разнообразные виды кукол. Здесь есть пальчиковый театр; резиновые игрушки; настольный театр, куклы би-ба-бо; конусный театр, а также некоторые атрибуты сказки, например: избушки, лес, домики и др., Также в театральном уголке у нас есть театр масок и уголок ряженья. Ну и конечно же ширма, которая позволяет сделать кукольный спектакль более интересным.

Читайте также: