Консультация социальные сети как инструмент модернизации образовательного пространства детского сада

Обновлено: 05.07.2024

Использование информационно - коммуникационных технологий и Интернета в современном дошкольном образовании.

В настоящее время использование компьютеров уже перестало быть необычным явлением. Теперь в каждой второй семье есть компьютер, видеоаппаратура, телефоны, айфоны с выходом в Интернет и другие достижения электронного мира, которые быстро и прочно закрепляются в нашей жизни, делая поиск информации легким и удобным. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста,

- использование новых моделей компьютера;

- работа с компьютером не более 2х раз в неделю;

- проведение гимнастики для глаз:

- работа за компьютером не более 5-7 мин.

Какие же технические средства ИКТ применимы в детском саду? На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, принтер, фотоаппарат, сканер. Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, позволяет воссоздать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке, что способствует наиболее широкому раскрытию способностей воспитанников, активизации их умственной деятельности. Так или иначе, ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

Сегодня ИКТ позволяют:

– показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как соответствует основному виду деятельности дошкольника – игре;

– в доступной форме, ярко, образно преподнести материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

– привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать их материалом;

– способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

В своей профессиональной деятельности самостоятельно апробирую и успешно применяю следующие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ):

1 . Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:

Использование мультимедиа на образовательных мероприятиях повышает качество работы НОД, если материал представлен ярко с опорой на различные каналы восприятия, то он усваивается прочнее, а его воспроизведение не вызывает у ребёнка затруднений. У ребёнка повышается самооценка, он перестаёт бояться, активно работает на занятиях, свободно общается в социуме.

2 . Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:

Преимущество использования ИКТ для ребёнка:

- повышает мотивацию ребёнка образовательным процессам:

- формирует у ребёнка активную позицию субъекта обучения;

- обучается элементарным действиям с компьютером.

3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.

4. Видеозапись НОД.

5. Использование информационных интернет – ресурсов.

  • обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты;
  • участие в on-line вебинарах.

6. Электронные консультации на интернет – сайте учреждения.

7. Использование мультимедийных презентаций, фотогаллерей.

  • нахождение на сайтах необходимых информационных материалов;
  • создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями;
  • самостоятельное создание фотогаллерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения;
  • консультирование родителей, педагогов, используя возможности Интернета.

8. Использование информационных интернет – ресурсов:

  • удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации:
  • оформление отчетной и текущей документации; использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике); создание электронного банка данных: воспитанников, педагогов, родителей; медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям;
  • создание, копирование, редактирование, тиражирование стимульного материала для занятий, бланков заданий и пр.
  • создание своего электронного адреса, интернет-сайта.

Как ИКТ может помочь современному воспитателю, педагогу в его работе?

- подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);

- подбор дополнительного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

- обмен опытом, знакомство с периодикою, наработками других педагогов;

- создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;

- использование цифрового фотоаппарата и программы iPhoto, которая позволяет управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать друзьям и близким;

- использование видеокамеры и программы iMovie (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);

- использование Интернета и ЦОР в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации на занятии, расширения кругозора детей.

- интегрированные творческие среды ПервоЛого, ЛогоМиры. (Программы представляют собой компьютерные альбомы, в которых, в отличие от бумажного, ребенок может не только рисовать, писать и решать задачки, но и создавать мультфильмы и другие проекты на любые - как дошкольные, так и "личные" – темы).

Электронные образовательные ресурсы для педагогов

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования создается в ходе проекта "Информатизация системы образования" и реализуется Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. Электронные издания, коллекции, программы, игры, методические пособия.

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Первый журнал по организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

  • опыт педагогов, педагогических коллективов и управленцев дошкольных образовательных учреждений по реализации творческих проектов;
  • набор готовых проектов по взаимодействию с детьми, их семьями, с сотрудниками и различными партнёрами ДОУ;
  • разъяснение теоретических основ проектного обучения и воспитания с позиций практиков;
  • новые идеи и интересные находки Ваших коллег.
  • Журнал "Воспитатель ДОУ"

это принципиально новый журнал для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ;

  • ценнейший опыт лучших ДОУ;
  • четкая структура, построенная в логике дня воспитателя и ребенка (утро, день, вечер, ночь);
  • не только проверенные временем и новейшие методические рекомендации, разработки игр, занятий и т.д., но и материалы, посвященные развитию личности воспитателя и ребенка.
  • Журнал "Современный детский сад" -

упорядочивает и тематически систематизирует информационную среду, обеспечивающую качественное развитие дошкольного образования. Общие сведения об издании, состав редакционной группы, сведения о подписке, архив с содержаниями номеров, контактные данные.

- авторитетное и наиболее полное издание по вопросам административно-хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Все материалы подбираются с учетом годовой циклограммы деятельности образовательного учреждения. Журнал предлагает готовые решения актуальных административно-хозяйственных задач по управлению ДОУ, финансированию, особенностям бюджетного учета, делопроизводству, кадровой работе, организации питания, охране труда.

- иллюстрированный научно-популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей. В нем публикуются разнообразные теоретические, методические, практические материалы, опыт работы дошкольных учреждений. Большое внимание уделяется вопросам психологии, методики воспитания и обучения, созданию развивающей среды.

- научно-методический журнал для педагогов, родителей и всех тех, кто неравнодушен к миру детства. На страницах журнала обсуждаются актуальные проблемы современного дошкольного образования и перспективы развития отрасли, освещается опыт инновационной деятельности детских образовательных учреждений и профильных учебных заведений, результаты научных исследований, публикуются конспекты занятий и игр, сценарии досугов и праздников, консультации управленцев, врачей, гигиенистов, психологов.

-электронная версия газеты "Дошкольное образование", выпускаемой издательским домом "Первое сентября". Педагогическое издание включает разделы: Детский мир, Родительская консультация, Лаборатория, Мастерская, Игротека, Бабушкин сундук, Личный опыт, Школа природы, Психологическая школа, Документы, Школьный портфель, Школа управления. Для всех номеров публикуется содержание. Полнотекстовая версия номера размещается на сайте через год после публикации печатного издания.

  • Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок"

Конспекты занятий, сценарии, статьи, различные приложения

Это сайт для детей и взрослых, для малышей и их родителей, для дошкольников и воспитателей детских садов. Имеются и конспекты занятий, сценарии праздников, статьи для родителей, аудиозаписи, художественная литература.

  • Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье.

Здесь и методическая работа, оздоровительная работа, игровая деятельность, работа с родителями, проведение праздников, конспекты занятий.

Сайт работников дошкольного образования. Методические разработки, консультации и для воспитателей, и для родителей, дидактические игры, основы безопасности и т. д.

Можно создать свой персональный мини-сайт.

Создаются группы по интересам (сообщества) - основа социальных сетей, создаются для тесного общения на общие темы. Это хорошая возможность построить свой круг общения. Группа может иметь свои фотоальбомы, опросы, новостную ленту, библиотеку учебно-методических материалов и т.д. На основе расширяемой функциональности групп можно создавать большие образовательные проекты.

  • ВОСПИТАТЕЛЬ | в помощь воспитателю детского сада.

Сайт ориентирован на воспитателей детских садов и молодых родителей. Также сайт может быть полезен и студентам факультетов дошкольного образования. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, конспектов занятий в детском саду, полезных советов и рекомендаций. Ответы на самые разные вопросы, возникающие перед воспитателем и родителями малышей, по самым различным темам - от воспитания детей до оформления пособий для проведения занятий.

конспекты занятий в детском саду по различным категориям.

Статьи, конспекты, консультации и для воспитателей и для родителей, масса полезной информации для самообразования педагогов.

Методические материалы, конкурсы, обсуждения вопросов воспитания, образования и творчества детей.


Использование интернет – ресурсов, информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду // Дошкольное воспитание. 1991. № 5. С. 105–107.

2. Управление инновационными процессами в ДОУ. М., 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Использование информационно-коммуникационной технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Данная презентация подготовлена для выступления на педсовете. В ней представлены: выдержки из нацпроекта "Образование", квалификационных характеристик должностей работников образования, средства ИКТ.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мы живем в век технологий, в том числе информационно-компьютерных, поэтому современный человек должен быть с детства психологически готов воспринимать все новое, иметь потребность постоянно учиться, и.


Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Данная презентация посвящена одной из актуальных проблем в сфере современного образования – информатизации. Еще недавно многие педагоги считали, что Информационно-Коммуникационные Технолог.

Использование информационно-коммуникационной технологии в работе с детьми дошкольного возраста

В данной презентации говорится о возможностях ИКТ, как может развить ребенка и рпедъявляемые требования к компьютерным программам.


В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, так как возникает потребность в обновлении содержания образования и достижения нового к.


Педагогическая практика по использованию современных информационно-коммуникационных технологий для образовательной деятельности в дошкольном образовании

Знакомство детей с творчеством художников. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств, мира природы.Формировать элементарные представления о видах иск.

Одно из направлений модернизации современной системы дошкольного образования – улучшение качества подготовки педагогических кадров. В статье рассматривается вопрос о том, что наряду с глубокими знаниями в области педагогики и психологии все специалисты детского сада должны обязательно овладевать современной информационной культурой.

Что такое сетевая педагогика, сетевое взаимодействие?

Для кого и чего это нужно?

Социальная сеть (социология) — социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (общность, социальная группа, человек, личность, индивид).

Социальная сеть (Интернет) — платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений. Википедия — свободная энциклопедия

Формирующаяся Сетью терминология только начинает находить отражение в словарях, опираясь на которые можно уйти от двузначности. К таким терминам относится и понятие сетевого взаимодействия. Опираясь на проблему и существующую терминологию дадим определение понятию сетевое взаимодействие на основе Толкового словаря русского языка под ред. Д. Н. Ушакова и социологического словаря. Итак. Сетевое взаимодействие – система взаимообусловленных действий педагогов, позволяющих им реализовывать совместную деятельность, направленную на профессиональное развитие. Где поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и появление новых возможностей их использования в образовании побуждает нас искать адекватные подходы к организации процесса непрерывного повышения квалификации педагогов на основе сетевого педагогического взаимодействия.

Формирование устойчивой среды профессионального общения, как важнейшего элемента повышения квалификации педагога – необходимая характеристика модернизации образовательного процесса ДОУ как системы. Интернет, в этой связи, вполне справедливо рассматривать не только как базу данных, информационное хранилище, но и как определенный механизм, устройство, инструмент. Существующие интернет-технологии позволяют воспитателю и специалистам ДОУ оперативно получать необходимую информацию, размещенную, в том числе и на сайтах образовательного назначения и, что не менее важно, активно обмениваться опытом с коллегами посредством электронной почты, web - конференции, форумов и чатов. Таким образом, создание виртуальных объединений педагогов обусловлено самим процессом внедрения новых информационных технологий в систему дошкольного образования.

Эффективность этого взаимодействия обусловлена применением заочных (вербальных и невербальных) форм коммуникации при помощи средств информационно-коммуникационных технологий и правил сетевого общения.

В отличие от сетевых сообществ, возникающих стихийно и самопроизвольно, создание сетевых педагогических сообществ, как правило, инициируется методическими службами в рамках системы повышения квалификации работников образования и поддерживается ими. Участниками взаимодействия являются педагоги, родители и другие субъекты педагогического процесса.

Целью деятельности сетевого педагогического сообщества является освоение актуального для российского образования и личностно значимого для каждого участника содержания, традиционных ценностей отечественной культуры; формирование ключевых компетентностей в процессе совместной деятельности образовательного характера.

Средствами взаимодействия в сетевых педагогических сообществах являются различные каналы коммуникации, социальные сервисы хранения и совместного редактирования информации в сети Интернет.

Очевидны и концептуальные особенности работы социальной сети, позволившие максимально эффективно соотнести мотивы организаторов такой сети и его участников:

• возможность ретренинга коммуникативности, рефлексивных умений и кооперативных отношений, редукция которых является одним из негативных эффектов профессиональной деятельности работников образования;

• развитие, а иногда и создание творческих механизмов профессионального взаимодействия вне традиционного для педагога социума;

• сохранение единого образовательного пространства, достигаемое за счет активного обмена опытом как между педагогами разных регионов России, так и вне ее;

• создание механизмов открытой профессиональной экспертизы профессионального опыта педагога;

• обеспечение вхождения российских педагогов и детских образовательных учреждений в международное сообщество новаторов в образовании, повышающих эффективность педагогических процессов на основе использования ИКТ вообще и софт-решений.

Результатом диалогового взаимодействия в сети Интернет является формирование положительной мотивации к сетевому взаимодействию за счет преодоления возрастных и культурных барьеров; развитие у участников взаимодействия социально значимых личностных качеств на основе усвоения традиционных ценностей отечественной культуры; повышение уровня профессионализма педагогов. Диалоговое взаимодействие в сети Интернет имеет свою специфику, обусловленную как возрастными, личностными, ментальными особенностями субъектов взаимодействия, так и спецификой обезличенного взаимодействия в сети. Можно выделить мотивы к сетевому взаимодействию.

Рисунок 1. Мотивы сетевого взаимодействия

Отличительной чертой современного этапа развития системы образования является качественная модернизация всех основных ее компонентов, в том числе с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ).

Список используемых источников.

1. Стребкова И. В. Сетевое взаимодействие в педагогических сообществах. -Балаково. 2011.

3. Януш И. М. Сетевое педагогическое взаимодействие как условие непрерывного повышения квалификации педагога. – Баркэмп. 2009







Лидневская Т.А. Социальные сети как инструмент модернизации образовательного пространства детского сада

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №11, г.Новочеркасск, Ростовская область

Человеку, который знает, куда идёт, мир даёт дорогу
Девид Стар Джордан
(американский педагог (1851 - 1931)

Вначале - определения:
Социальная сеть (социология) — социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (общность, социальная группа, человек, личность, индивид).

Социальная сеть (Интернет) — платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений. Википедия — свободная энциклопедия

Формирующаяся Сетью терминология только начинает находить отражение в словарях, опираясь на которые можно уйти от двузначности. К таким терминам относится и понятие сетевого взаимодействия. Опираясь на проблему и существующую терминологию дадим определение понятию сетевое взаимодействие на основе Толкового словаря русского языка под ред. Д. Н. Ушакова и социологического словаря. Итак. Сетевое взаимодействие – система взаимообусловленных действий педагогов, позволяющих им реализовывать совместную деятельность, направленную на профессиональное развитие. Где поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и появление новых возможностей их использования в образовании побуждает нас искать адекватные подходы к организации процесса непрерывного повышения квалификации педагогов на основе сетевого педагогического взаимодействия.

Формирование устойчивой среды профессионального общения, как важнейшего элемента повышения квалификации педагога – необходимая характеристика модернизации образовательного процесса ДОУ как системы. Интернет, в этой связи, вполне справедливо рассматривать не только как базу данных, информационное хранилище, но и как определенный механизм, устройство, инструмент. Существующие интернет-технологии позволяют воспитателю и специалистам ДОУ оперативно получать необходимую информацию, размещенную, в том числе и на сайтах образовательного назначения и, что не менее важно, активно обмениваться опытом с коллегами посредством электронной почты, web - конференции, форумов и чатов.

Таким образом, создание виртуальных объединений педагогов обусловлено самим процессом внедрения новых информационных технологий в систему дошкольного образования.

Эффективность этого взаимодействия обусловлена применением заочных (вербальных и невербальных) форм коммуникации при помощи средств информационно-коммуникационных технологий и правил сетевого общения.
В отличие от сетевых сообществ, возникающих стихийно и самопроизвольно, создание сетевых педагогических сообществ, как правило, инициируется методическими службами в рамках системы повышения квалификации работников образования и поддерживается ими. Участниками взаимодействия являются педагоги, родители и другие субъекты педагогического процесса.

Важным звеном в нашем сетевом взаимодействии является сайт нашего детского сада. Остановиться хочется на нашем виртуальном методическом кабинете. Виртуальный методический кабинет это:
– форма интерактивного общения педагогов, где можно обменяться информацией, высказать свою точку зрения, получить консультацию по интересующему вопросу;
– возможность организовать методическое пространство для педагогов, которое создает оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток,
– оперативная методическая помощь молодым педагогам,
– возможность опытным педагогам принять активное участие в виртуальных педагогических чтениях, поделиться опытом работы.

Задачами Виртуального методического кабинета является:

• организация совместной работы педагогов по разработке образовательных ресурсов,
• организация обсуждения важных вопросов,
• коллективный поиск решения проблем,
• написание коллективных статей,
• проведение сетевых конференций и конкурсов.



Рисунок 1. Модель виртуального методического кабинета

Целью деятельности сетевого педагогического сообщества является освоение актуального для российского образования и личностно значимого для каждого участника содержания, традиционных ценностей отечественной культуры; формирование ключевых компетентностей в процессе совместной деятельности образовательного характера.

Средствами взаимодействия в сетевых педагогических сообществах являются различные каналы коммуникации, социальные сервисы хранения и совместного редактирования информации в сети Интернет.

Очевидны и концептуальные особенности работы социальной сети, позволившие максимально эффективно соотнести мотивы организаторов такой сети и его участников:

В качестве минусов можно выделить большую нагрузку на глаза, вероятность формирования боязни открытых выступлений и общения не в Сети, а в реальной жизни.

Результатом диалогового взаимодействия в сети Интернет является формирование положительной мотивации к сетевому взаимодействию за счет преодоления возрастных и культурных барьеров; развитие у участников взаимодействия социально значимых личностных качеств на основе усвоения традиционных ценностей отечественной культуры; повышение уровня профессионализма педагогов. Диалоговое взаимодействие в сети Интернет имеет свою специфику, обусловленную как возрастными, личностными, ментальными особенностями субъектов взаимодействия, так и спецификой обезличенного взаимодействия в сети. Можно выделить мотивы к сетевому взаимодействию.


Рисунок 2. Мотивы сетевого взаимодействия

Отличительной чертой современного этапа развития системы образования является качественная модернизация всех основных ее компонентов, в том числе с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Социальные сети, как инструмент модернизации образовательного пространства детского сада.

Здравствуйте, дорогие коллеги.

Из своего опыта могу сказать, успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе учителя-логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Особенно актуальным стал вопрос эффективного взаимодействия с родителями через интернет во время пандемии, когда возможность очных встреч с родителями была сначала невозможна, а затем все равно сведена к минимуму.

У наших воспитанников в основном молодые родители, а значит активные пользователи "всемирной паутины".

Электронная почта предоставляет широкие возможности для общения с семьями воспитанников. По электронной почте я рассылаю рекомендации по автоматизации звуков, развитию фонематического восприятия, слоговой структуры слова, по закреплению лексической темы, различные консультации. Преимущества использования электронной почты в том, что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, в виде вордовского документа, фото, а так же видео, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьей.

Тестирование и анкетирование во-первых, позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей. Во-вторых, позволяют учителю-логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.

Google Формы – это универсальный инструмент для создания форм и опросов с рядом преимуществ:

- Возможность создания разного вида вопросов, а также перемешивания их между собой;

- Для участия в опросе не нужен аккаунт Google .

1. Чтобы создавать тесты и опросы вам нужен аккаунт Google.

2. Чтобы отвечать, аккаунт не требуется.

Подводя итоги работы за эти 2 года, я убедилась, что такая работа действительно необходима, достаточно эффективна и имеет большой потенциал.

Уровень компетентности, заинтересованности и активности родителей группы вырос. Кроме того такая форма контактов учителя-логопеда и родителя позволила довольно быстро наладить доверительные, партнерские отношения, что отражается и на результатах совместной работы по воспитанию речевых навыков наших детей.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ – КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОГО САДА

Человеку, который знает, куда идёт, мир даёт дорогу

Девид Стар Джордан

(американский педагог (1851 - 1931)

Одно из направлений модернизации современной системы дошкольного образования – улучшение качества подготовки педагогических кадров. В статье рассматривается вопрос о том, что наряду с глубокими знаниями в области педагогики и психологии все специалисты детского сада должны обязательно овладевать современной информационной культурой.

Что такое сетевая педагогика, сетевое взаимодействие?

Для кого и чего это нужно?

Социальная сеть (социология) — социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (общность, социальная группа, человек, личность, индивид) .

Социальная сеть (Интернет) — платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений. Википедия — свободная энциклопедия

Формирующаяся Сетью терминология только начинает находить отражение в словарях, опираясь на которые можно уйти от двузначности. К таким терминам относится и понятие сетевого взаимодействия. Опираясь на проблему и существующую терминологию дадим определение понятию сетевое взаимодействие на основе Толкового словаря русского языка под ред. Д. Н. Ушакова и социологического словаря. Итак. Сетевое взаимодействие – система взаимообусловленных действий педагогов, позволяющих им реализовывать совместную деятельность, направленную на профессиональное развитие. Где поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и появление новых возможностей их использования в образовании побуждает нас искать адекватные подходы к организации процесса непрерывного повышения квалификации педагогов на основе сетевого педагогического взаимодействия.

Формирование устойчивой среды профессионального общения, как важнейшего элемента повышения квалификации педагога – необходимая характеристика модернизации образовательного процесса ДОУ как системы. Интернет, в этой связи, вполне справедливо рассматривать не только как базу данных, информационное хранилище, но и как определенный механизм, устройство, инструмент. Существующие интернет-технологии позволяют воспитателю и специалистам ДОУ оперативно получать необходимую информацию, размещенную, в том числе и на сайтах образовательного назначения и, что не менее важно, активно обмениваться опытом с коллегами посредством электронной почты, web - конференции, форумов и чатов. Таким образом, создание виртуальных объединений педагогов обусловлено самим процессом внедрения новых информационных технологий в систему дошкольного образования.

Эффективность этого взаимодействия обусловлена применением заочных (вербальных и невербальных) форм коммуникации при помощи средств информационно-коммуникационных технологий и правил сетевого общения.

В отличие от сетевых сообществ, возникающих стихийно и самопроизвольно, создание сетевых педагогических сообществ, как правило, инициируется методическими службами в рамках системы повышения квалификации работников образования и поддерживается ими. Участниками взаимодействия являются педагоги, родители и другие субъекты педагогического процесса.

Целью деятельности сетевого педагогического сообщества является освоение актуального для российского образования и личностно значимого для каждого участника содержания, традиционных ценностей отечественной культуры; формирование ключевых компетентностей в процессе совместной деятельности образовательного характера.

Средствами взаимодействия в сетевых педагогических сообществах являются различные каналы коммуникации, социальные сервисы хранения и совместного редактирования информации в сети Интернет.

Очевидны и концептуальные особенности работы социальной сети, позволившие максимально эффективно соотнести мотивы организаторов такой сети и его участников:

• возможность ретренинга коммуникативности, рефлексивных умений и кооперативных отношений, редукция которых является одним из негативных эффектов профессиональной деятельности работников образования;

• развитие, а иногда и создание творческих механизмов профессионального взаимодействия вне традиционного для педагога социума;

• сохранение единого образовательного пространства, достигаемое за счет активного обмена опытом как между педагогами разных регионов России, так и вне ее;

• создание механизмов открытой профессиональной экспертизы профессионального опыта педагога;

• обеспечение вхождения российских педагогов и детских образовательных учреждений в международное сообщество новаторов в образовании, повышающих эффективность педагогических процессов на основе использования ИКТ вообще и софт-решений.

Результатом диалогового взаимодействия в сети Интернет является формирование положительной мотивации к сетевому взаимодействию за счет преодоления возрастных и культурных барьеров; развитие у участников взаимодействия социально значимых личностных качеств на основе усвоения традиционных ценностей отечественной культуры; повышение уровня профессионализма педагогов. Диалоговое взаимодействие в сети Интернет имеет свою специфику, обусловленную как возрастными, личностными, ментальными особенностями субъектов взаимодействия, так и спецификой обезличенного взаимодействия в сети. Можно выделить мотивы к сетевому взаимодействию.

Отличительной чертой современного этапа развития системы образования является качественная модернизация всех основных ее компонентов, в том числе с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) .

Список используемых источников.

1. Стребкова И. В. Сетевое взаимодействие в педагогических сообществах. -Балаково. 2011.

3. Януш И. М. Сетевое педагогическое взаимодействие как условие непрерывного повышения квалификации педагога. – Баркэмп. 2009

Читайте также: