Как устроен мир философия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Материя объективна. Это базовая идея современного мира.

Ответ однозначен и давно очевиден. Прав Кант.

Правоту немецкого философа доказывает и теория относительности, и квантовая физика, и вся история мировой науки.

Эйнштейн показал, что пространство и время есть функция наблюдателя. Квантовая физика доказала, что на базовом уровне бытия есть лишь вероятностный хаос, а причинно-следственные связи привносит в картину мира разум. Выходит, причина-следствие и пространство-время есть всего лишь формы мышления по которым разум творит картину мира. Причем эта картина есть замкнутая матрица представлений, неадекватная реальности, которая упрятана за ней.

Хокинг убедителен в критике объективности мира и подробно рассказывает о том, насколько относительны творимые разумом модели этого мира.

Материальная картина мира в быту и науке невозможна без дополняющих ее моделей. Модели эти строятся по априорным формам мышления. Руда чувственных впечатлений также переплавляется разумом в картину видимого мира при помощи все тех же априорных форм мышления. Так пляска фотонов на двухмерной сетчатке глаза превращается в бездонное звездное небо над головой. Видимый мир и дополняющие его модели и теории - это все, что есть в разуме. Больше ничего в нем нет и быть не может.

Замкнутая матрица наших представлений о мире полностью создается разумом посредством форм мышления.

20 сентября 2019 г. научный журнал Science Advances ("Научные достижения") опубликовал результаты эксперимента с запутанными фотонам. Этот эксперимент показал, что каждый из наблюдателей квантового явления может получить собственные результаты, отличающиеся друг от друга, но при этом - одинаково верные. Так ведь это и есть экспериментальное доказательство субъективности материи.

Удачно об этом сказано в книге "Будда и Квант": ". мы сможем понять современную физику, только если поместим пространство и время внутрь сознания".

Правду Канта подтверждает и вся история науки. Создаваемые учеными мироздания есть декорации, за которой скрыта непознаваемая в принципе реальность. Идут века, новые факты разрушают устаревшую декорацию, и тогда ученые мужи срочно сочиняют для нас новое, "истинное" мироздание, которое мы признаем "настоящим". До новых фактов, не вписывающихся в привычную картину мир, до очередного опыта Майкельсона.

Кантианство стоит на идее субъективных идеалистов, которая утверждает, что человеческое сознание полностью замкнуто в ощущения и мысли и выхода к внешнему миру (как он есть) не имеет. Кстати, эта идея замкнутости сознания всегда раздражала материалистов своей неопровержимостью и очевидной правотой. Каков на самом деле внешний мир? Что есть вне нашего сознания, вне замкнутой матрицы ощущений-мыслей? Кто нам транслирует внешний мир? Тут фантазировать можно сколько угодно. Просто существование реальности за стеной сознания есть лучшая из теорий. Все остальные теории хуже и отсекаются "бритвой Оккама".

Тогда в чем гениальность Канта по сравнению с субъективными идеалистами? Он показал, что наше сознание не просто не имеет выходов к внешнему миру, но и заведомо неадекватно (трансцендентально) ему. Наши формы мышления (причина-следствие, пространство-время) чересчур просты, можно сказать, примитивны, чтобы осознать всю сложность мира внешнего.

Тогда что может разум? Всего лишь создать замкнутую матрицу представлений о мире, сочинить материальное мироздание, ну, и в гордыне назвать все это объективным бытием. А на самом деле материя есть всего лишь субъективная иллюзия, за декорацией которой спрятана непознаваемая в принципе реальность.

Непереносимая правда Канта

Канту не поверили. Его назвали величайшим философом всех времен, а вот его главную идею субъективности материи отвергли.

Перед ответом на этот вопрос вспомним Коперника и Иисуса Христа. Аналогии напрашиваются.

Коперник перевернул "очевидную" картину мироздания и понадобились века, чтобы признали его гелиоцентрическую систему и перестали преследовать ее сторонников.

Бердяев заметил, что христианство - это не учение Христа, а учение о Христе. Христос на своем земном пути не победил. Победило в итоге созданное апостолами учение о нём. Так же не победила и идея Канта о субъективности материи. А признание самого Канта - слабое утешение.

Так что мы можем смело назвать Канта Коперником философии. Только его правда оказалась еще более неприемлемой. Почему?

На первый взгляд, ответ кажется очевидным.

Материя субъективна. В этой главной идее Канта содержится отрицание и мировых религий, и классической науки. Всё действительное неразумно, всё разумное недействительно. Материя, мир, бытие есть наше неадекватное представление о непознаваемой реальности. Вот суть кантианства.

Очевидно, что над субъективной материей невозможно актом веры надстроить объективный сверхмир Бога. Если материя субъективна, то человек очевидно не имеет ни морального, ни интеллектуального права верить во Всевышнего. А это финал монотеизма. Идея субъективности материи есть аматериализм. Если атеист просто не верит во Всевышнего, то аматериалист точно знает , что объективного Бога нет.

Умаляет Кант и классическую науку как объективное исследование внешнего мира. Никакого внешнего мира для разума нет, а есть субъективная и замкнутая матрица наших преставлений. Кант тем самым резко понизил статус учёного. Теперь это не равный разумом некоему высшему замыслу исследователь объективного бытия, а лишь сочинитель логичных, непротиворечивых представлений о непознаваемом мире. Наука же есть лишь системное и логичное построение матрицы о нём.

А ведь почти аксиома, что классическая наука есть системное исследование объективного внешнего мира. Но такой мир, если следовать Канту, есть иллюзия разума. Вывод? Мироздание есть логически безупречная иллюзия. Идеальная декорация.

Получается, что кантианство обижает и клириков, и физиков. Первых она лишает монотеизма, а у вторых забирает статус гордых искателей истин объективного мироздания.

Но настоящая причина отрицания идеи Канта вовсе не в обидах ученых и священников. Суть проблемы гораздо глубже. Кант замахнулся на саму эру. А такое эпоха не прощает. И это легко доказать, если осознать в чем смысл мировой истории и как он соотносится с переменой эр.

Дело в эре

В чем смысл мировой истории?

Смысл истории - в объединении человечества.

Эра есть хронологически оформленный этап приближения истории к своему смыслу.

Всякая наступающая новая эра есть этап объединения человеков. В римскую эру ойкумену Средиземноморья объединял Рим. В христианскую эру мир глобализировал Запад. Поэтому наша эра есть эра западнохристианская, время победившего Запада.

А почему выиграл именно Запад?

Христианство (с его общечеловеческой этикой) и классическая наука наряду с передовыми технологиями во всех сферах и обеспечили торжество западной цивилизации. А базовая идея Канта бьет и по христианскому монотеизму, и по традиционной науке. Логично, что для нынешней западнохристианской эры и доминирующей сейчас на планете западной цивилизации Кант абсолютно не нужен. Его идеи подрывают сами основы нашей эры. Он, по сути своей, мыслитель постхристианской эры, и по этой причине нашей эре его идеи невыносимы. Из-за интересов эры школьники, студенты, учёные и простые обыватели до сих пор верят в иллюзию объективного мироздания. Современный человек в этом не превосходит людей первобытной эпохи, античности и Средневековья.

Эйнштейн не любил Канта. У многих идеи немецкого гения вызывают отрицательные эмоции. Недавно даже высокий чин российского флота нелицеприятно высказался об этих идеях. И заметьте, отношение к Канту почти всегда эмоциональное, а не рациональное. Почему? Ответ напрашивается. В рамках разума и логики Канта опровергнуть нельзя. Он очевидно прав. Единственный выход - это эмоционально отвергнуть идею субъективности материи как что-то "заумное".

Конец истории как финал христианской эры

Концепция Фукуямы о конце истории во многом права. Но конец истории неизбежно означает и окончание нашей эры.

Запад, который сейчас принято называть коллективным, выполнил свою историческую миссию по объединению человечества. Он создал общемировую экономическую систему. Развил производительные силы за своими пределами. И тем завершил свою историческую задачу, а с ней и нашу эру. Ведь следующий цикл объединения человечества Западу явно не под силу. Да и христианство не обладает потенциалом для объединения всего мира, всех цивилизаций.

Сейчас формируется многополярный мир, начинается своеобразное Новое Средневековье. С развитием мощных экономик за пределами Запада стартовал этап новой раздробленности, который неизбежно приведет к новому объединению мира, но уже на другом, более высоком уровне.

Новую, уже начавшуюся на самом деле, эру я бы назвал эрой союзной. Через союз цивилизаций будет постепенно нарождаться единая союзная цивилизация, в которой уже не будет культур и народов разных сортов.

А что Кант? Так ведь он просто необходим союзной эре. У немецкого гения мир теряет абсолютные ценности. Раз материя субъективна, то не за что воевать и убивать. Надо договариваться, вступать в союзы. В этом выводе непреходящая современность и несомненное будущее Канта. В мире, который не имеет абсолютных ценностей вне человечества, само объединенное, союзное человечество становится высшей ценностью.

Так к чему мы идем?

На самом деле не столкновение цивилизаций идёт в мире, а через глобализацию силой, хитростью и упорством продвигается проект мирового доминирования западной цивилизации. Столкновение Запада со всем миром - вот что имеем в подкладке. И в этом столкновении каждая цивилизация выворачивается как может. Исламская цивилизация в основном разгромлена. Российская цивилизация на данный момент Западом частично раздроблена, ослаблена и вытеснена на периферию. Зато китайская цивилизация, проведя настоящие, а не псевдореформы, активно развивается.

Ныне каждая цивилизация стоит ровно столько, насколько смогла противостоять Западу или использовать его глобальный проект в целях собственного развития, а не деградации. Постхристианская (союзная) эра завершает время всесилья Запада. Развитие производительных сил за пределами стран нынешних глобализаторов даёт экономическую базу для достойного бытия других цивилизаций.

Черновик новой, союзной эры таков. По логике смысла истории, союзная эра должна быть новым витком в спирали объединения человечества. Условно говоря, нужен переход от Евро-Атлантосоюза к Геосоюзу. К новой степени объединения толкают и законы экономики. Интернет, современные технологии также будут работать на смысл истории, на создание единой союзной этики и правил сосуществования. И главное здесь - это быть субъектом мировой истории, а не её сырьём и строительным материалом.

Религии - стены между народами. Союзная эра постепенно их разберёт. И тут уж для выработки союзного мировоззрения и этики никак не обойтись без Канта. В постхристианской эре правда великого немецкого философа вполне может стать и переносимой, и востребованной. Порой, чтобы выжить, надо уметь перетерпеть даже непереносимую правду.

Запомним эти слова гения. Они открывают двери в новый мир, новую эру.

Меж двух миров

Человек живет меж двух миров.

Посмотрите на схему того, как на самом деле устроен мир.

Реальность → Человек → Материя

Сверхсложная реальность сотворила человека. Но наделила его слишком простыми формами мышления. С их помощью невозможно познать реальность, зато возможно сочинить картину материального мира. Сочинением материи разум неустанно и занимается.

Из схемы видно, что человек находится между объективно существующим миром реальности, который его создал, и субъективным миром материи, который сочиняет сам человек. А между реальностью и материей лежит непреодолимая трансцендентальная пропасть. Эта пропасть и есть человеческий разум.

Материя субъективна? Наши представления иллюзорны по отношении к реальности? Тем лучше. Теперь никто не может нам помешать сотворить самую лучшую иллюзию в истории. И это работа на века для тысяч и тысяч интеллектуалов и миллионов подвижников.

Ныне всё человечество заблуждается и не имеет представления о том, как на самом деле выглядит действительность. И это касается всех - от школьников до академиков и политиков самого высокого ранга.

Но правда истории и ее смысл в итоге побеждают всегда.

Поэтому неизбежно, пусть и неспешно, но придет понимание неопровержимого факта.

Метафизическое знание о том, как устроен мир пришло к нам из глубокой древности через труды великих посвященных, мифологические сюжеты и мистерии. Современная наука, активно исследующая этот вопрос сегодня, была некогда в единстве с тем давним оккультным учением, а ее прикладная часть еще не отделялась от общей философской концепции.

Химия и алхимия, астрология и астрономия, физика и метафизика выстраивали целостную картину реальности, подходя к процессу познания одновременно с двух сторон. Научный метод, исходя из наблюдений внешнего, шел к выявлению внутреннего. Философия брала за основу суть внутреннюю, и через внутреннее объясняла внешнее.

О том, как устроен мир с позиции физики можно прочитать в статье: Структура атома. В текущей же работе предлагаю знакомиться с основными метафизическими положениями устройства мироздания, а также с универсальными эзотерическими законами и принципами бытия.

Многомерность и картина мироустройства

Мир устроен, подобно многомерному живому кристаллу, в котором безостановочно что-то рушится и что-то возводиться. Мерности кристалла – уровни частот, на которые по аналогии распадается луч света, преломляясь в оптической призме. Самые низкие вибрации — красного цвета, соответствуют миру материальной формы. Оранжевый связан с миром астральным, а зеленый — с каузальным миром причин и следствий.

Чем тоньше вибрации, тем они менее уловимы для восприятия. Потому тонкие духовные миры, близкие к сфере бытия Творца, оказываются труднодостижимыми для человеческого сознания, привыкшего концентрироваться на грубых вибрациях явного мира физической формы.

При этом, каждая индивидуальная душа устроена по аналогии с моделью мира, и существует одновременно на всех уровнях вселенского бытия. Каждому из 7-ми уровней реальности соответствует одно из 7-ми тел человека и один 7-ми его энергетических центров, проявленных на физике в виде нервных сплетений.

  • Физический план – красный – Муладхара чакра — тело;
  • Астральный план – оранжевый – Свадхистана чакра – эмоции;
  • План активного действия – желтый – Манипура чакра — воля;
  • Духовный план – зеленый – Анахата чакра — чувства;
  • Творческий план – голубой – Вишудха чакра – индивидуальность;
  • Ментальный план – синий – Аджна чакра – интеллект и интуиция;
  • Божественный план Творца – Сахасрара чакра – чистая суть.

С помощью упомянутых выше энергетических центров или чакр человек взаимодействует с каждым из существующих миров: с миром физическим через осязание, зрение, слух; с миром астральным — через эмоции, с миром духовным – посредством чувств.

Законы мира: как устроен Универсум

Устройство многомерного мира зиждется на фундаменте общих законов вселенной. Эти законы действуют везде и во всем, в каждой сфере существования, на каждом уровне бытия. Их работа — необходимое условие жизни любой упорядоченной системы, такой например, как атом, галактика или человек.

1. Закон единства

Закон Единства — первый и главный закон устройства мироздания. Он говорит о том, что мир построен на бесчисленных связях. Все частицы космоса на всех уровнях реальности объединены между собой незримыми нитями непрерывного течения энергии. Это течение – взаимообмен, извечное движение жизни.

Действие Закона Единства обосновано происхождением мира из единого центра – Высшего Сознания Творца. Этот центр – сфера чистого существования, из которой произошло все явленное, и к которой стремиться каждая душа, идущая путем развития. Достижение абсолютного единства – есть достижение сознанием вершины эволюции, слияние с Богом, растворение в свете истины. Буддийские монахи проводят годы в медитациях, стремясь достичь этого состояния при жизни, называя его нирваной.

2. Закон дуальности

Закон Дуальности гласит, что мир полярен. Существование какого-либо явления, качества или пространственного объекта говорит о существовании равно противоположного ему. Этот закон нередко отображается мифами древности, как противопоставление двух изначальных сил, находящихся в извечной борьбе.

Примеры дуальных пар:

  • день и ночь;
  • свет и тьма;
  • мужчина и женщина;
  • энергия и материя;
  • созидание и разрушение;
  • активное и пассивное;
  • духовное и материальное.

В древнем иранском мифе о сотворении мира Всевышний Разум задумывает создать себе сына — бога, по имени Ахурамазда — творца всей вселенной. Но вместе с рождением светлого бога Ахурамазды, на свет появляется темный Ангра-Майнью — дух зла, разрушений и смерти. Все что создает один, неуклонно стремиться разрушить другой. Так и устроен мир: рождение — причина неизбежности смерти; любое творение однажды обратится в прах.

3. Закон триединства

Любая единица мира имеет триединое начало, выражающееся в извечном взаимодействии двух своих полярных ипостасей: духа и тела, находящих свое примирение в едином уникальном центре, называемым душой.

Троица в структуре индивидуальности:

  • тело — инструмент познания мира с целью эволюции сознания;
  • дух — божественная голограмма Творца;
  • душа — индивидуальность, рожденная во взаимодействии двух противоположных начал.

Герметические принципы устройства мироздания

Эзотерические принципы, по которым устроен мир – ключевые точки и опора для разума в познании. Принцип – есть первоначало. И если периферия частностей может быть разрушена, то принцип — относительно незыблемый.

Эзотерические принципы – ядро метафизического знания о мире. Тысячелетиями человечеству о них говорят посвященные и философы: на разных языках и в разных формах, но с единым незыблемым смыслом.

Как устроен мир: основные принципы

  • Принцип ментализма говорит о том, что все обладает сознанием. По сути, он проистекает из Закона Единства. Камень, дерево или человек – все есть проявление Единого Высшего Разума.
  • Принцип вечного движения – условие жизни. Состояние покоя – есть отсутствие энергии, небытие и смерть. Энергия же находится в постоянном течении и перетекании. Потому все вибрирует и излучает, организуя взаимообмен.
  • Принцип аналогии вытекает из голографической модели вселенной, по которой мир устроен, как матрешка: меньшее в большем. Этот принцип египетский посвященный Гермес Трисмегистсформулировал так: То, что внизу подобно тому, что наверху; То, что наверху подобно тому, что внизу. Подобно – не значит равно.
  • Принцип активного действия несет в себе символ белой птицы, который известен как знак Духа Святого. Этот принцип говорит о том, что идея может получить реализацию в материи только через действие. По-другому, идея может так и остаться непроявленной мыслью, если к ней не приложена активная энергия, направленная на реализацию.

ИСТОРИЯ СОТВОРЕНИЯ МИРА
— что было до начала времен и почему Большой Взрыв случился.


Современная жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, прежде всего от молодого поколения, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, понимание мира с точки зрения истории и современного понимания, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остро актуальной.

Осознание этой темы представит немалые трудности для студентов, ибо в ней ставятся самые острые философские проблемы. Именно здесь находится эпицентр наиболее теоретического, т.е. предельно абстрактного, не имеющего непосредственной связи с привычными социально-культурными формами, знания о мире. Именно поэтому необходимо внимательно изучить историю вопроса и осмыслить существующую действительность, а также лично осознать субъективную реальность, созданную разумом человечества. Бытие, сознание, познание – это центральные категории философии, науки и медицины. Надо понять, что с развитием научного познания и получением новых знаний об объективном мире происходит постоянное уточнение и пересмотр философских понятий и категорий. А их осознание и усвоение развивает сознание и самосознание личности.

Особенности философского подхода к пониманию мира.

Философия относится к теоретическому способу освоения мира, который основан на формировании определенных понятий. Философия воспроизводит мир в мысли, словах. Следовательно, философское представление о мире изначально содержит в себе знание как составную часть. В то же время философия – это взгляд на мир человека, поэтому наряду со знанием о мире она формирует и ценностное отношение человека к миру.

Такой подход позволяет осмыслить философское понимание мира как систему рациональных представлений о мире в целом, включая в него и самого человека.

В качестве системообразующего понятия философского понимания мира выступает понятие Бытия.

Историко-философский анализ философии мира.

Впервые проблема бытия была поставлена древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие это сущее (существующее) и кроме него ничего больше нет. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – лишь кажущиеся изменения.

Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие действует вечно, но оно находится в постоянном изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.

Платон противопоставлял два вида бытия? Неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Мир материальных вещей, по его мнению, это неподлинное бытие, бледная тень мира идей.

Существенный вклад в учение о бытие вносит Аристотель. Он выдвигает идею о потенциальном бытие, которое включает в себя материю и четыре основных природных элемента. Благодаря форме, оно образует реальное бытие и делает его доступным для познания.

С эпохи Возрождения и особенного Нового времени, в связи с быстрым развитием естественных наук, бытие начинает рассматриваться как физическая реальность – природа.

Истории философии известны два альтернативных толкования субстанции: идеалистическое и материалистическое. Идеалисты считают, что в основе предметов и явлений лежит некая идеальная субстанция в виде божественной воли, абсолютной идеи, мирового разума (Платон, Гегель), комплекса ощущений (Беркли, Фихте), мировой воли (Шопенгауэр).

Древнекитайские, древнеиндийские и древнегреческие философы – материалисты под субстанцией понимали материю (лат. materia – вещество). Понятие материи появилось в работах Аристотеля. Под материей он понимал некую бесформенную массу, содержащая в себе потенциально любые вещи. Материя – это возможное бытие. Конкретные вещи, считал Аристотель, возникают под воздействием формы.

Ученик Фалеса – Анаксимандр (610–546 до н.э.) первоначалом считал апейрон – неопределенное, беспредельное в виде хаоса вещество. Левкип и Демокрит, а затем и Эпикур. За первоначало принимали атомы и пустоту. Атомы находятся в постоянном движении. Из соединения атомов образуются тела, распад атомов ведет к гибели вещей.

Материалисты XVII века Ф. Бэкон (1561–1626), Т. Гобсс (1588–1679), Дж. Локк (1637–1704) считали, что материя это первичные, неизменные свойства всех вещей: фигура, масса, протяженность, непроницаемость.

Французские материалисты XVIII века Д. Дидро (1713–1784), П. Гольбах (1723–1785), К. Гельвеций (1715–1771) отмечали, что материя это все то, что, воздействуя на органы чувств человека, вызывает ощущения. Иными словами, под материей они понимали вещество.

В ХIХ – начале XX в. многие материалисты, в том числе марксисты, трактовали материю как философскую категорию, используемую для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, но существует независимо от них. Фактически и это определение рассматривает материю как вещество.

Материя – это объективная реальность, существующая независимо от сознания и предстающая перед нами в виде вещества, поля и других объективных ее состояний.

Материя неисчерпаема, существует в бесконечном числе видов и свойств. Вместе с тем она имеет сложную системную организацию. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы. Устойчивые связи и отношения между элементами системы и образует ее структуру.

Современная философия о сущности и содержании мира.

В наше время бытие трактуется как философская категория для обозначения всего того, что существует, имеет место.

Другими словами, бытие охватывает собой бесконечное многообразие космических, природных, духовных явлений без всякого исключения. Следовательно, бытие это и есть мир как единое целое, который предстает перед человеком в различных своих формах, проявлениях.

Принято выделять основные формы бытия.

Во-первых, это бытие природы как мир ее вещей, состояний и процессов. С точки зрения науки природа существует вечно, вне и независимо от человека. Она присутствует везде и в самом человеке в том числе.

Во-вторых, это бытие человека, как уникального живого существа, органического единства природного и социального, телесного и духовного.

В-третьих, это бытие общества как мира деятельности людей и их взаимоотношений.

В-четвертых, это бытие духовного. Духовное – это общественное сознание в различных формах своего проявления – религия, мораль, искусство, наука, право. Это мир чувств и идей, эмоций и образов, понятий и представлений, создаваемых людьми в ходе их совместной практической деятельности. Бытие духовное включает в себя и индивидуальное сознание. Сюда же относится и бессознательное.

На основе категории бытия в философии дается самая общая характеристика мироздания: все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим. С этим положением согласны представители различных философских направлений. Разногласия между ними возникают при решении вопроса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит объединяющим началом мироздания.

Для обозначения такой общей основы всего существующего в философии выработано понятие субстанции.

Субстанция (от лат. – сущность, то, что лежит в основе) означает первооснову всего существующего.

Философское учение, принимающее за основу мироздания одно начало, называется монизмом. Монизму противостоят дуализм, рисующий картину мира, опираясь на какие-либо равноценные два начала и плюрализм, выделяющий множество основ.

В истории философии преобладает монистический подход. Монизм представлен двумя основными формами: идеалистический и материалистический. Идеалистический монизм ведет свое начало от Пифагора, Платона. Числа, идеи и другие идеальные начала выступают в нем в качестве субстанции. Свое высшее развитие идеалистический монизм получил в учении Г. Гегеля.

Материалистический монизм наибольшее развитие получил в учении Маркса и Энгельса, где в качестве основы бытия признается материя.

Так, например, Фалес отождествлял материю с водой, Анаксимен – воздухом, Гераклит – огнем и т.д. Однако уже и в это время существовали иные взгляды на материю. В частности, Анаксимандр представлял материю как некое неопределенное, беспредельное первоначало – апейрон. Демокрит считал, что все вещи состоят из мельчайших, неделимых частиц – атомов, различающихся по величине, форме, положению. В дальнейшем Эпикур и Тит ЛукрецийКар дополнили это учение положением о различии атомов по весу, получившим много веков спустя развитие в теории атомного веса химических элементов.

Второй этап охватывает период Нового времени. В целом на этом этапе преобладает понимание материи как строительного материала, особой субстанции, первоосновы всего мироздания. Материя отождествлялась с веществом и присущими ему качествами. К ее основным признакам относили:

а) делимость до атома;

б) обладание массой покоя;

в) связь только с механической формой движения;

г) независимость от свойств пространства и времени;

д) отсутствие внутренней активности, самодвижения.

Третий этап начинается в конце XIX – начале ХХ вв. и характеризуется выработкой нового понимания материи и связан с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина.

Из этого определения следует, что В. Ленин отделяет понятие материи от всех конкретно-научных представлений о ней, не связывает материю с какими-либо формами и свойствами. Единственное свойство материи, которое признает материалистическая философия – это свойство быть объективной реальностью, т.е. существовать вне и независимо от человека и человечества. А это значит, что данное определение материи ориентирует людей на признание существования независимого от сознания материального мира, что, исследуя этот мир, мы имеем дело не с фактами сознания, а с объективной реальностью.

Указано также и на принципиальную познаваемость внешнего мира человеком. В.И. Ленин подчеркивал, что материя как реальность включает в себя не только известные, но и еще и неизвестные явления. Данное понятие есть, таким образом, предельно широкое в философском материализме. В своей же действительности материя несводима к конкретным проявлениям. Понятие материи характеризует мир как единство многообразного и исследует его действительную природу. С его помощью формирующиеся научные представления о мире обобщаются в данные частных наук, ведется полемика с философским идеализмом, опровергается агностицизм. Понятие материи выполняет, таким образом, мировоззренческую функцию. Методологическое значение этого понятия состоит в том, что оно ориентирует на строго определенный подход (материалистический, естественнонаучный) к познанию и объяснению мира и отношение к нему. Учение о материи позволяет также решать вопрос об основе и причинах всех форм бытия, разграничить предмет философских и частных наук.

Определяя материю через признак "быть объективной реальностью", мы уже предполагаем, что материя бесконечна, неисчерпаема, существует в бесконечном числе видов и свойств, а значит, обладает определенной структурой.

Современной науке известны два вида материи: вещество и поле, каждый из которых имеет свою специфику. Вещественным частицам и телам присуща масса покоя, они дискретны (прерывисты) и локализованы в пространстве. Физические поля и их кванты, напротив, массы покоя не имеют и в пространстве распределены непрерывно.

Однако хотя вещество и поле обладают различными свойствами, их нельзя противопоставлять. Вещество и поле связаны между собой, переходят друг в друга. Поля входят в структуру вещества, а частицы неотделимы от полей, создают их. В неразрывной связи частиц и полей проявляется единство прерывности и непрерывности в структуре материи.

В последнее время ученые заговорили еще об одном виде материи – физическом вакууме. Физический вакуум не пустота, а особое состояние материи. В вакуум погружены все частицы и физические тела. В нем постоянно происходят сложные процессы, связанные с непрерывным появлением и исчезновением так называемых "виртуальных частиц".

Виртуальные частицы – это своего рода возможности элементарных частиц к появлению. При определенных условиях они могут вырваться из вакуума, превращаясь в "нормальные" элементарные частицы.

В связи с тем, что различные виды материи имеют различный уровень организации, обычно выделяют, кроме видов, еще и уровни организации материи. Эти уровни можно свести к трем типам.

1. Системы неживой природы.

2. Системы живой природы,

Системы неживой природы разнообразны по своим размерам: от 10 -14 см (элементарные частицы) до 10 28 см (мегаобъекты) Количество систем во Вселенной бесконечно, но наука открыла и исследует лишь малую часть. В этих системах выделяют следующие структурные уровни: уровни элементарных частиц, атомных ядер, атомов, молекул, макротел, геологических систем, планет, звезд, Галактики, системы Галактик, Метагалактики

Системы живой природы открыты и изучаются наукой лишь в условиях земли. Выделяются следующие их уровни: молекулярный, одноклеточных и многоклеточных организмов, популяций, биоценозов (совокупность видов различных организмов в единстве с природными условиями их существования).

В общественных системах, наука выделяет следующие уровни: человек, семья, коллектив, социальная группа, народность, нация, класс, государство, система государств, общество в целом.

Таким образом, наука исследует различные системы материального мира, и тем самым углубляет и развивает наши представления о материи и ее свойствах.

В философии принято выделять среди многообразия свойств материального мира – атрибутивные свойства. Атрибут – это коренные, всеобщие, вечные свойства материи.

Прежде всего, материи присущи объективность, т.е. существование вне и независимо от человека и человечества. Наука утверждает, что этот мир не создан никем, он был, есть и будет существовать.

Неисчерпаемость – означает огромное многообразие сторон, свойств, явлений и состояний мира.

Бесконечность– подразумевает вечную незавершенность и незаконченность процессов и состояний мира. У него нет начала и нет конца. Есть лишь постоянное развитие, смена форм и состояний.

Отражение,как свойство представляет собой способность предметов воспроизводить в процессе взаимодействия внешние особенности и внутреннее строение других предметов, хранить в себе эти отпечатки.

Движение, как свойство выражает способность материи измениться и переходить из одного состояния в другое.

Существование в пространстве и во времени. Пространство и время есть формы существования материи, которая не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени.

Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию его элементов. Так, атом существует лишь постольку, поскольку осуществляется определенное взаимодействие между ядром и электронами, общество существует благодаря обмену деятельности между людьми. Все это говорит о том, что само существование материи предполагает взаимодействие. Взаимодействие, в свою очередь, приводит к изменению его свойств, состояний, отношений. Все эти изменения представляют неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Применительно к материи все эти изменения обозначаются понятием движение.

Движение обладает целым рядом существенных свойств.

Во-первых, движению свойственны объективность, т.е. независимость его существования от сознания человека.

Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи.

В-третьих, движению присущи несотворимость и неуничтожимость.

В-четвертых, движению свойственна относительность. Признавая всеобщий характер движения, в то же время нельзя отрицать существование в мире устойчивости и покоя. Однако покой носит относительный характер.

Многообразные конкретные проявления движения могут быть соотнесены с определенными материальными носителями. Это дает возможность построить разных классификаций форм движения материи.

В XIX веке Ф. Энгельс выделил 5 основных форм движения материи.

1. Механическое движение, связанное с перемещением тел в пространстве.

2. Физическое, как движение молекул.

3. Химическое – движение атома внутри молекул.

4. Органическое или биологическое движение, связанное с развитием белковой жизни.

5. Социальное (все изменения в обществе).

В настоящее время эта классификация, на основе последних научных данных уточнена и дополнена такими формами, как геологическая форма (связанная с изменением в материках, слоях земной коры); гравитационное, электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц; сильное и слабое ядерное взаимодействие.

Итак, существуют различные формы движения материи, которые находятся в определенном соотношении друг с другом. Это соотношение и взаимосвязь проявляется в следующем:

- качественное своеобразие одних форм нельзя объяснить только своеобразием других;

- высшие формы, так или иначе, включают в себя низшие;

- однако высшие формы не включаются в низшие.

Бытие трактуется как философская категория для обозначения реально существующего мира, лежащего в основе всех вещей и явлений. Другими словами, бытие охватывает, включает в себя все многообразие космических, природных и созданных человеком вещей и явлений. С введением в обиход – научный и обыденный – категории бытия значительно облегчается процесс понимания и осмысления основ существующего мира. Перед конкретным человеком бытие предстает по крайней мере в двух видах (двояко). Это, прежде всего, космос, природа, мир вещей и духовных ценностей, созданных человеком. Это такое бытие, которое по отношению к человеку существует вечно как беспредельная и непреходящая целостность. Человеческое сознание констатирует существование этого бытия и тем самым как бы получает незыблемую точку опоры для подтверждения вечности и нерушимости мира.

В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее.

1. Мир как система. Целостность и многообразие мира. Основные картины мира.

2. Проблема субстанции в философии. Понятие материального и идеального. Философский монизм, дуализм, плюрализм.

3. Бытие и его основные формы. Материалистический, идеалистический и теистический подходы в определении онтологической природы бытия.

4. Естественно-научное и философское понимание материи. Современные представления о формах, строении и свойствах материи.

5. Движение: понятие, виды и формы. Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепция пространства времени.

6. Проблема сознания в философии.

1. Аронов Р.А. О некоторых вопросах постижения времени // Вопросы философии. 1994 . № 5.

2. Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник. – 1988 – М., 1989.

3. Доброхотов А.Н. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1992.

4. Кутырев В.А. Оправдание бытия // Вопросы философии. – 2000 - № 5.

5. Лосев А.Ф. Бытие, имя, космос. – М., 1993.

6. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. – 1990 - № 10.

В общественном сознании параллельно сосуществуют несколько картин мира, которые строятся на разных основаниях, при помощи различных языковых средств: обыденная, научная, религиозная и философская.

Раскрывая понятие "обыденная картина мира", подчеркнем, что оно отвечает на вопрос: что представляет собой мир для человека, погружен­ного в повседневность. В центре обыденной картины мира стоит человек, субъект действия, социального поведения. Повседневность - это мир, где он - главная фигура. Никакие другие миры, будь то космический, природ­ный, божественный или иной, человека, занятого обыденными делами, просто не интересуют. Это единый, главный, реально чувственно данный, непосредственно переживаемый мир. Он всегда многообразен, индивидуа­лен, т.к. не бывает единообразной повседневной картины мира у всех людей.

Научная картина мира, напротив, строится вокруг объектов, понятых как независящие от человеческой субъективности, свободные от влияний наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир "таким, каков он есть", поэтому ее ядро – обесчеловеченная, объективная реальность.

Не следует забывать, что наука - развивающаяся и подвижная систе­ма знаний, что способы видения, присущие ей, изменчивы, поэтому науч­ная картина мира меняется с изменением знаний о мире. Подтверждая это положение, далее можно сопоставить рационально-механистический образ мира (систему мышления, основанную на идеях И. Ньютона и Р. Декарта) с современной научной картиной, в основе которой лежат открытия А. Энштейна, Резерфорда, Н. Бора, И. Пригожина и других выдающихся ученых 20 столетия.

Покажите динамичность и противоречивость современной научной кар­тины мира.

Специфика философских картин мира заключается в том, что все они строятся вокруг отношения мир-человек. Главная тема философии - соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, целостном, деятельностном. Именно поэтому философские картины мира мно­жественны и непохожи одна на другую. Их объединяет между собой интел­лектуальность рассмотрения и критичность, вечное сомнение в собствен­ных утверждениях. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.




Далее следует охарактеризовать основные подходы, которые условно можно назвать объективистским и субъективистским, в зависимости от того, какая инверсия лежит в основе философской концепции: мир-человек или человек-мир. В качестве примера первого подхода можно рассмотреть диалектико-материалистическую картину мира К. Маркса или религиоз­но-идеалистическую интерпретацию мироздания П. Тейяра де Шардена. Яр­ким примером второго подхода служат философии Ж..-П. Сартра и Дж. Берк­ли.

Покажите центральное место категории "бытие" в философии. Она образует смысловую ось и, организуя философс­кую проблематику, формирует тот способ мышления, который традиционно назывался словом "философствование". Это исходное понятие, на базе ко­торого строится философская картина мира. Это самая общая категория философии, носящая предельно абстрактный характер.

Это понятие не просто фиксирует существование вещей, человека, идеи, мира в целом, не просто обобщает их свойства, бытие - это реаль­ность, данная в мышлении, единство объективной и субъективной реаль­ности. Сам термин ввел в научный оборот античный философ Парменид /VI - V вв. до н.э./. Он понимал под бытием мысль, но не субъективную мысль человека, а Логос - космический разум, через который раскрывает­ся содержание мира для человека непосредственно. В дальнейшем фило­софское решение проблемы бытия стало своеобразным зеркалом мировоззре­ния эпохи. Проследите, как изменялись подходы к трактовке проблемы бы­тия в античности, в европейской философии средних веков, в философии Нового Времени, в русской религиозной философии, в философии 20 в.

В итоге можно прийти к убеждению, что изменение отношения к бытию связано с глубинными мировоззренческими сдвигами, которые осмысливают­ся философами соответствующих исторических эпох.

Раскройте содержание основных форм и уров­ней бытия: бытие вещей /тел/ и состояний природы, бытие человека /бы­тие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие/, бытие духовного /индивидуализированное и объективированное/, бытие социаль­ного /бытие общества и бытие отдельного человека в обществе/. Охарак­теризуйте различные виды бытия, такие как бытие природное и бытие че­ловеческое, бытие материальное и бытие идеальное, бытие как жизнь и небытие как смерть, бытие целого и его частей, бытие как единое и многообразное и т.п.

Покажите, что бытие не замкнутая в себе философская категория, а системообразующее понятие, смысловой центр, вокруг которого строятся философские системы. Не случайно онтология /учение о бытии/ во все времена считалась основным разделом философии, и изучение любой фило­софской концепции мы начинаем с онтологических корней.

Дайте обоснование значения категории "ма­терии" в философии. Опишите процесс формирования этой категории в ис­тории философских учений: восхождение от чувственно-конкретных предс­тавлений к обобщениям и абстрактным представлениям о материи в антич­ной философии; становление механистической "вещественной" концепции материи в философии и естествознании Нового Времени; возникновение марксистской диалектико-материалистической системы взглядов на мир; современные научные и философские трактовки понятия "материя". Охарак­теризуйте современные научные представления о строении и свойствах ма­терии. Выделите основные структурные уровни организации материи, пока­жите их взаимосвязь. Раскройте понятие "материальное единство мира", дайте современную классификацию форм движения материи, покажите их ка­чественную специфику и органическую взаимосвязь. Охарактеризуйте все­общие свойства пространства и времени, их связь друг с другом и с дви­жением материи. Представьте современные научные концепции пространс­тва-времени.

Выявите содержание понятия "соз­нание". Покажите, в чем трудность и загадочность решения этой проблемы на основе историко-философских представлений. Раскройте специфику двух основных подходов к решению проблемы сознания. Первый заключается в описании феномена сознания /т.е. описания способов, какими вещи даны в сознании/; второй - имеет целью объяснить, как возможно само сознание, т.е. объяснить сам феномен.

Раскройте различные версии происхождения сознания: Божественную, космическую, эволюционную /диалектико-материалистическую/. Проведите сравнительный анализ античного, средневекового, новоевропейского пони­мания природы и сущности сознания. Покажите, какие тенденции в понима­нии сознания появились в XX в. Охарактеризуйте структуру сознания. Проследите диалектическую взаимосвязь общественного и индивидуального сознания. Расскажите о способах и технологиях перестройки общественно­го сознания. Раскройте соотношение сознательного и бессознательного начала в личности человека. Сопоставьте взгляды К. Маркса и 3. Фрейда

По вопросу о роли бессознательного в жизни человека.

Вопросы и задания:

1. Мир как система. Целостность и многообразие мира. Основные картины мира.

2. Проблема субстанции в философии. Понятие материального и идеального. Философский монизм, дуализм, плюрализм.

3. Бытие и его основные формы. Материалистический, идеалистический и теистический подходы в определении онтологической природы бытия.

4. Естественно-научное и философское понимание материи. Современные представления о формах, строении и свойствах материи.

5. Движение: понятие, виды и формы. Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепция пространства времени.

6. Проблема сознания в философии.

1. Аронов Р.А. О некоторых вопросах постижения времени // Вопросы философии. 1994 . № 5.

2. Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник. – 1988 – М., 1989.

3. Доброхотов А.Н. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1992.

4. Кутырев В.А. Оправдание бытия // Вопросы философии. – 2000 - № 5.

5. Лосев А.Ф. Бытие, имя, космос. – М., 1993.

6. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. – 1990 - № 10.

В общественном сознании параллельно сосуществуют несколько картин мира, которые строятся на разных основаниях, при помощи различных языковых средств: обыденная, научная, религиозная и философская.

Раскрывая понятие "обыденная картина мира", подчеркнем, что оно отвечает на вопрос: что представляет собой мир для человека, погружен­ного в повседневность. В центре обыденной картины мира стоит человек, субъект действия, социального поведения. Повседневность - это мир, где он - главная фигура. Никакие другие миры, будь то космический, природ­ный, божественный или иной, человека, занятого обыденными делами, просто не интересуют. Это единый, главный, реально чувственно данный, непосредственно переживаемый мир. Он всегда многообразен, индивидуа­лен, т.к. не бывает единообразной повседневной картины мира у всех людей.

Научная картина мира, напротив, строится вокруг объектов, понятых как независящие от человеческой субъективности, свободные от влияний наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир "таким, каков он есть", поэтому ее ядро – обесчеловеченная, объективная реальность.

Не следует забывать, что наука - развивающаяся и подвижная систе­ма знаний, что способы видения, присущие ей, изменчивы, поэтому науч­ная картина мира меняется с изменением знаний о мире. Подтверждая это положение, далее можно сопоставить рационально-механистический образ мира (систему мышления, основанную на идеях И. Ньютона и Р. Декарта) с современной научной картиной, в основе которой лежат открытия А. Энштейна, Резерфорда, Н. Бора, И. Пригожина и других выдающихся ученых 20 столетия.

Покажите динамичность и противоречивость современной научной кар­тины мира.

Специфика философских картин мира заключается в том, что все они строятся вокруг отношения мир-человек. Главная тема философии - соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, целостном, деятельностном. Именно поэтому философские картины мира мно­жественны и непохожи одна на другую. Их объединяет между собой интел­лектуальность рассмотрения и критичность, вечное сомнение в собствен­ных утверждениях. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.

Далее следует охарактеризовать основные подходы, которые условно можно назвать объективистским и субъективистским, в зависимости от того, какая инверсия лежит в основе философской концепции: мир-человек или человек-мир. В качестве примера первого подхода можно рассмотреть диалектико-материалистическую картину мира К. Маркса или религиоз­но-идеалистическую интерпретацию мироздания П. Тейяра де Шардена. Яр­ким примером второго подхода служат философии Ж..-П. Сартра и Дж. Берк­ли.

Покажите центральное место категории "бытие" в философии. Она образует смысловую ось и, организуя философс­кую проблематику, формирует тот способ мышления, который традиционно назывался словом "философствование". Это исходное понятие, на базе ко­торого строится философская картина мира. Это самая общая категория философии, носящая предельно абстрактный характер.

Это понятие не просто фиксирует существование вещей, человека, идеи, мира в целом, не просто обобщает их свойства, бытие - это реаль­ность, данная в мышлении, единство объективной и субъективной реаль­ности. Сам термин ввел в научный оборот античный философ Парменид /VI - V вв. до н.э./. Он понимал под бытием мысль, но не субъективную мысль человека, а Логос - космический разум, через который раскрывает­ся содержание мира для человека непосредственно. В дальнейшем фило­софское решение проблемы бытия стало своеобразным зеркалом мировоззре­ния эпохи. Проследите, как изменялись подходы к трактовке проблемы бы­тия в античности, в европейской философии средних веков, в философии Нового Времени, в русской религиозной философии, в философии 20 в.

В итоге можно прийти к убеждению, что изменение отношения к бытию связано с глубинными мировоззренческими сдвигами, которые осмысливают­ся философами соответствующих исторических эпох.

Раскройте содержание основных форм и уров­ней бытия: бытие вещей /тел/ и состояний природы, бытие человека /бы­тие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие/, бытие духовного /индивидуализированное и объективированное/, бытие социаль­ного /бытие общества и бытие отдельного человека в обществе/. Охарак­теризуйте различные виды бытия, такие как бытие природное и бытие че­ловеческое, бытие материальное и бытие идеальное, бытие как жизнь и небытие как смерть, бытие целого и его частей, бытие как единое и многообразное и т.п.

Покажите, что бытие не замкнутая в себе философская категория, а системообразующее понятие, смысловой центр, вокруг которого строятся философские системы. Не случайно онтология /учение о бытии/ во все времена считалась основным разделом философии, и изучение любой фило­софской концепции мы начинаем с онтологических корней.

Дайте обоснование значения категории "ма­терии" в философии. Опишите процесс формирования этой категории в ис­тории философских учений: восхождение от чувственно-конкретных предс­тавлений к обобщениям и абстрактным представлениям о материи в антич­ной философии; становление механистической "вещественной" концепции материи в философии и естествознании Нового Времени; возникновение марксистской диалектико-материалистической системы взглядов на мир; современные научные и философские трактовки понятия "материя". Охарак­теризуйте современные научные представления о строении и свойствах ма­терии. Выделите основные структурные уровни организации материи, пока­жите их взаимосвязь. Раскройте понятие "материальное единство мира", дайте современную классификацию форм движения материи, покажите их ка­чественную специфику и органическую взаимосвязь. Охарактеризуйте все­общие свойства пространства и времени, их связь друг с другом и с дви­жением материи. Представьте современные научные концепции пространс­тва-времени.

Выявите содержание понятия "соз­нание". Покажите, в чем трудность и загадочность решения этой проблемы на основе историко-философских представлений. Раскройте специфику двух основных подходов к решению проблемы сознания. Первый заключается в описании феномена сознания /т.е. описания способов, какими вещи даны в сознании/; второй - имеет целью объяснить, как возможно само сознание, т.е. объяснить сам феномен.

Раскройте различные версии происхождения сознания: Божественную, космическую, эволюционную /диалектико-материалистическую/. Проведите сравнительный анализ античного, средневекового, новоевропейского пони­мания природы и сущности сознания. Покажите, какие тенденции в понима­нии сознания появились в XX в. Охарактеризуйте структуру сознания. Проследите диалектическую взаимосвязь общественного и индивидуального сознания. Расскажите о способах и технологиях перестройки общественно­го сознания. Раскройте соотношение сознательного и бессознательного начала в личности человека. Сопоставьте взгляды К. Маркса и 3. Фрейда

Читайте также: