Модель школы педагогической культуры родителей

Обновлено: 08.07.2024

Для формирования речи и коммуникации у детей важным фактором является сформированность педагогической культуры самих родителей. Только правильные представления родителей о методах коррекции речи у детей способствуют правильному коммуникативному развитию ребенка.

Сегодня мы рассмотрим, что представляет собой педагогическая культуры родителей в свете психолого-педагогической литературы.

Понятие культуры

Культура – это текущий уровень развитости общества, который вмещает в себя многолетний исторический опыт, накопленный творческими слоями населения, который проявляется в существующем порядке вещей, в традициях и отношениях между людьми, а также в том, что ни считают ценностями.

Существуют и другие определения этому термину. С точки зрения педагогики культура – это показатель развитости общества, которое формировалось на протяжении вей истории, сосредотачивающий в себе способности и творческие порывы человечества и выражающийся в том, как организована жизнь людей и их деятельность, каковы принципы их взаимоотношений, каковы их духовные ценности и продукты творчества.

С точки же зрения философии культура объединяет в себе и духовные, и материальные ценности, созданные человеческим обществом на протяжении всей истории. Она является отражением ступени развития социума.

Аксиология расценивает культуру как комплекс ценностей духовного и материального плана, накопленных человеческим обществом.

С точки зрения деятельностного подхода, культура – это специфическим подход к деятельности, с помощью которого человек реализует свои способности и творческие порывы в практической деятельности, которая обладает ценностью в глазах социума.

Еще один подход, с позиции которого можно рассматривать культуру – это личностный подход. С этой позиции культура – это специфическая личностная характеристика, которая проявляется в способности человека контролировать самого себя, реализовать свои творческие порывы, чувства и мысли.

Согласно О.Л. Зверевой культура – это процесс, по результатам которого родители приобретают знания, а также формируют умения и навыки, которые позволяют им качественно исполнять роль педагогов.

Также педагогическую культуру нужно воспринимать, как часть культурной системы, которая вмещает в себя весь накопленный человечеством опыт воспитательной деятельности.

Понятие педагогической культуры

Т.В. Кротова пишет о том, что педагогическая культура – это процесс формирования у родителей педагогической компетенции, развития у них навыков и знаний, необходимых для осуществления педагогической деятельности со своими детьми.

Т.А. Куликова считает, что педагогическая культура – это составная часть культуры в целом. Она включает в себя не только духовные, но и материальные ценности, а также подходы к педагогической работе для воспитания следующего поколения и его социализации.

М.Н. Ермоленко делится своими убеждениями по этому поводу. Он считает, что педагогическая культура – это степень сформированности педагогических компетенций и овладения технологиями и методами, которые позволяют личности вести полноценную педагогическую деятельность. Понятие это включает в себя несколько компонентов, такие как личностный компонент, компоненты технологический и аксиологический, а также эвристический компонент.

Согласно работам Е.И. Видту под педагогической культурой нужно понимать программу, позволяющую осуществить социальное наследование. Она представляет собой некий идеал с педагогической точки зрения, а также методы достижения этого идеала и субъекты, которые входят в педагогическую систему.

При этом в роли субъектов выступают: семья ребенка, его учителя и родители. Также сюда можно отнести и более широкие понятия, такие как государство и общество, а также община и род. Все эти субъекты могут также иметь определенный состав. Например, составными единицами являются суд в общине; органы власти, регулирующие образовательный и воспитательный процессы; инспекция и министерство; различные общественные советы и организации.

Плоскости развития педагогической культуры

Итак, педагогическая культура – это сложный феномен, который сложился исторически. Он отражает то, каким мастерством обладает педагог, какие у него таланты и ориентиры. Но что касается родительской педагогической культуры, то наука иначе подходит к ее рассмотрению.

Элементы и критерии педагогической культуры родителей

В.В. Чечет воспринимает родительскую педагогическую культуру как состояние их зрелости в плане воспитания и их подготовленности к этому процессу. Культура эта приводит к определенным результатам как на уровне семьи, так и на уровне общества. Она является частью общей родительской культуры. В ней заложен весь воспитательный семейный опыт, который отражает особенности культуры страны или данного рода.

Мы согласны с этой точкой зрения. Согласно этому определению можно выделить следующие культурные элементы:

  • уровень подготовки родителей, их знания в области педагогики и психологии, медицинская и экономическая компетентность;
  • практические воспитательные навыки;
  • способность родителей находить решение разным педагогическим задачам.

Также мы выделили следующие критерии, по которым можно отследить уровень педагогической культуры родителей:

— могут ли они учитывать возрастные особенности своего ребенка (подбирать нужный тон в зависимости от того, какой у ребенка возраст);

— могут ли они выделит положительные или негативные стороны личности своего ребенка;

— стремятся ли они повышать собственную педагогическую культуру;

— сотрудничают ли они со школой;

— интересуются ли они тем, как другие семьи справляются с теми или иными воспитательными задачами и стараются ли внедрить чужой позитивный опыт в свою практику;

— имеют ли они единство в требованиях к детям.

Компоненты педагогической культуры родителей

Рассмотрим все основные компоненты, которые свойственны педагогической родительской культуре.

Первый компонент: когнитивный. Он включает в себя знания в области психологии, педагогики, гигиены и физического развития, а также юридических аспектов воспитания. Необходимо, чтобы родители владели обязательным минимумом знаний для полноценного воспитательного процесса в семье. Необходимо хорошо знать анатомию детей, их физиологию, их психологические особенности на разных этапах развития.

Родители должны осознавать ценность организации жизни семьи для развития личности ребенка, проявлять к детям любовь, поощрять здоровый образ жизни, уважать сложившиеся в обществе ценности и культурные традиции. Также родители должны понимать сущность проблем, с которой сталкиваются и уметь избегать ошибок в воспитании детей. Необходимо, чтобы родители хорошо знали свои права и обязанности, а также владели информацией о том, как защищать личность своего ребенка в экономическом и правовом аспектах.

Второй компонент: операционный. Он подразумевает степень овладения отцом и матерью методик воспитательной работы, способности так организовать режим жизни и занятия дома, а также отдых и труд в семье, чтобы учитывать детские способности и интересы.

Третий элемент: коммуникативный. Сюда включается способность родителей поддерживать положительный микроклимат в семье. Важно, чтобы дети были психологически защищены. Родители должны уметь понимать детей и прислушиваться к мнению остальных членов семьи, быть терпимыми к тому, что другие думают иначе. Также они должны быть способны предупреждать возникновение конфликтов и вовремя решать их, а также поддерживать свои эмоции и мысли в адекватном состоянии даже в стрессовой ситуации.

Четвертый компонент: рефлексивный. Он предполагает то, что родители будут способны проводить анализ собственных действий и эмоционального состояния, диагностировать, насколько эффективны их методы и способы взаимодействовать с ребенком. Также они должны уметь определить, в чем причина их успеха или неудачи, как произошла ошибка, из-за чего возникло затруднение. Родители должны уметь ставить себя на место ребенка и видеть мир его глазами.

Пятый компонент: эмоциональный. Он предполагает то, что родители должны уметь держать свои эмоции под контролем, особенно в стрессовых ситуациях. Они должны хорошо понимать и состояние своего ребенка даже по небольшим приметам в его поведении. Также они должны замечать проблемы детей и своевременно оказывать им помощь в их решении. Родители должны уметь сочувствовать своим детям, проявлять к ним эмпатию и сопереживать им.

Степень развитости педагогической родительской культуры во многом зависит от того, каков их уровень образования и общий культурный уровень. Также многое определяет характер отца и матери, их темперамент и способности, насколько богат их жизненный опыт, и насколько они воспитаны сами.

Сегодня многие родители обладают низким уровнем педагогической культуры, что негативно влияет на результаты их воспитательной работы. Поэтому и современные дети часто демонстрируют низкий уровень воспитанности. Часто родители не имеют достаточной компетенции в вопросах воспитания детей, не понимают, каковы закономерности их воспитания и развития в те или иные периоды жизни.

Это мешает им определить, каков оптимальный путь достижения воспитательных целей. Чаще всего предпочтение отдается тем методам, к которым прибегали их собственные родители.

Семья в воспитании ребенка

Совершенно естественно, что от семьи зависят ее возможности в плане воспитания, а также то, каким вырастет их ребенок. Обычно, если дети развиваются в любящей среде, растут более счастливыми, у них меньше трудностей со здоровьем, они успешны в общении со сверстниками, не испытывают проблем в обучении в школе. Если же отношения в семье нарушены, то и личность ребенка от этого страдает, что приводит к возникновению разных проблем психологического плана.

Чтобы определить, какой потенциал в плане воспитания существует в семье, нужно использовать следующие критерии:

  • может ли семья удовлетворить потребности детей: как социальные, так и психологические;
  • каков культурный уровень у его родителей;
  • каковы отношения между членами семьи;
  • способна ли семья обращаться за помощью к существующим социальным институтам.

Уровни развития семейной культуры

Можно выделить три уровня развитости воспитательной семейной культуры:

Высокий. Каждый член семьи полностью удовлетворен психологически и социально. Внутри семьи царит взаимопонимание, общение строится на демократических принципах, атмосфера в семье позитивная и высоконравственная. Часто всей семьей проводится досуг. Родители обладают достаточно развитым уровнем педагогической подготовки, они обладают знаниями в области педагогики, способны применять их при воспитании своих детей. При возникновении стрессовых ситуаций, они обращаются к существующим социальным институтам.

Средний. Родители стараются удовлетворять потребности своих детей, но сами дети этого не ощущают. Детям кажется, что родители их не всегда любят, и если возникнет сложная жизненная ситуация, они не придут к ним на помощь. Родители стараются поддерживать позитивную атмосферу в семье, но иногда по отношению к ребенку ведут себя авторитарно. У родителей достаточно хороший уровень культуры. Однако не всегда они способны применить свои знания на практике. Если возникают трудности, родители стараются решать их своими силами.

Низкий. Потребности членов семьи практически не удовлетворяются, никто не чувствует себя любимым и ценимым. Слабый уровень трудовой деятельности и заниженная нравственность. Дети часто наблюдают конфликты, родители проявляют нервозность. Владение педагогической культурой находится на низком уровне.

Чтобы внешне оценить состояние педагогической культуры внутри семьи, нужно проанализировать, насколько родители осознают и пытаются достичь целей воспитания.

Главные целевые установки, которые должны двигать воспитательным процессом:

  • получает ли ребенок должное образование;
  • формируются ли у него нравственные качества;
  • готовится ли он к будущей профессиональной деятельности;
  • готовится ли он к своей роли в семье.

Итак, родительская педагогическая культура – это процесс направления внутренних сил на оказание педагогического воздействия на ребенка, удовлетворение его потребностей и интересов, развитие его способностей и навыков. От уровня развитости педагогической культуры зависит результат воспитательного и образовательного процесса в семье.


В данной статье рассмотрена проблема формирования педагогической культуры родителей. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы знаний у родителей для формирования полноценной личности ребенка.

Ключевые слова: педагогическая культура, родители, ребенок, семья, личность.

Семья меняется вместе с развитием общества. Заботясь о благосостоянии каждой семьи и делая всё для её укрепления, общество требует, чтобы родители несли большую ответственность за воспитание подрастающего поколения, но далеко не каждый родитель понимает важность этой задачи. В настоящее время все должны понимать: чем идеальнее и развитее общество, тем более высокой культуры воспитания оно требует. Чем выше уровень образования и общая культура родителей, тем большую возможность правильного воспитания своих детей они имеют. Сегодня большинство людей, которые вступают в брак имеют среднее и высшее образование. Почему же у некоторых из них имеется недостаток многих нравственных понятий, что непременно отражается и на воспитании детей?

Родители часто полагаются на свой собственный опыт, не задумываясь над последствиями неправильных воспитательных методов воздействия на ребенка, недооценивают силу педагогических знаний и умений. Но, на мой взгляд, воспитание детей невозможно без определённых знаний по педагогике и психологии.

Многие современные пороки общества (алкоголь, наркомания, агрессивность, преступность, психические расстройства и т. д.) являются результатом воспитания детей родителями с низким уровнем психолого-педагогической культуры, который выражается в безответственном отношении к выполнению своих воспитательных обязанностей и функций, ограниченностью знаний о решении проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка в семье, безграмотностью в решении проблем семейного воспитания.

Характерной проблемой современной ситуации в обществе является увеличение количества конфликтных или неполных семей, а общественная занятость родителей вместе с низким уровнем их психолого-педагогической культуры значительно влияют на изменение характера взаимоотношений детей с родителями. Это, в свою очередь, выражается в недостаточности контактов родителей с ребенком, исчезновении совместного времяпрепровождения, растущем дефиците теплоты и внимательности друг к другу, что зачастую приводит ребенка к формированию неадекватной самооценки, неуверенности в своих силах, а в крайних случаях выражается в задержках психического и речевого развития, проявлению девиантного поведения. Именно поэтому формирование педагогической культуры родителей должно выступать одной из важнейших задач современного общества.

Педагогическая культура родителей — это личностное образование, которое выражается в направленности родителей с целью полноценного воспитания и развития ребенка, способности к самоконтролю, регулировании своего поведения, во владении психолого-педагогическими знаниями и методиками, доверительным стилем взаимодействия с ребенком.

В педагогической культуре родителей выделяют следующие компоненты:

– когнитивный компонент– сумма физиологических, педагогических, психологических и правовых знаний, которые нужны для полноценного воспитания и развития в семье. Во-первых, это знание основных законов физического и психического развития ребенка; познание ценностей семейного воспитания и следование им; знание о трудностях, ошибках и способах их устранения в семейном воспитании; знание прав и обязанностей ребенка и родителей;

– операционный компонент– осознанное осваивание родителями методами, приемами и формами воспитательного воздействия на ребенка; организация счастливой и полноценной жизни ребенка в семье, умение замечать и развивать способности ребенка;

– коммуникативный компонент– способность родителей создать положительный, благоприятный и уютный климат внутри семьи; взаимопонимание, как с детьми, так и с другими членами семьи, учитывание их мнения; умение решать конфликты;

– рефлексивный компонент– умение оценивать свои собственные действия, поступки и состояния; анализировать необходимость и эффективность применявшихся методов воспитания, причины успехов и неудач, трудностей, возникающих во время семейного воспитания; способность видеть себя со стороны глазами своего ребенка;

– эмоциональный компонент– умение владеть собою в трудных, непредсказуемых ситуациях; понимать состояние ребенка по некоторым индивидуальным особенностям в его поведении, видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь в их решении; способность родителей к состраданию и сопереживанию [3, с 36]. а

Повышение педагогической культуры родителей — долгий и сложный процесс, успешность которого зависит от того, как будут реализованы следующие принципы: а

– гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей;

– обеспечение позиции и своей точки зрения у всех участников педагогического процесса;

– управление взаимодействием детей и родителей;

– единство педагогического просвещения и самообразования родителей;

– разнообразие форм работы с родителями и детьми;

В целом процесс воспитания в семье может быть представлен как: степень развития и формирования личности, обусловленная социальными взаимоотношениями и средой окружения ребенка, реализующаяся через все стороны деятельности ребенка и семьи.

При этом важно понимать, что воспитательный процесс в семье включает в себя:

– личный пример родителей, их общественные взгляды и их авторитет перед ребенком;

– образ жизни семьи, её устройство, традиции и обычаи, отношения внутри семейного круга;

– эмоциональный климат семьи;

– правильная организация свободного времени и досуга семьи.

Таким образом, от семьи зависит благополучность и успешность будущей жизни ребенка, поэтому очень важно чтобы педагогическая культура родителей имела высокий уровень, и они были максимально компетентны во всех вопросах и у них была основная педагогическая база, которая поможет им в воспитании своего ребенка. Формирование необходимой педагогической базы у родителей является одной из важнейших задач педагогов в системе образовательных учреждений. Это нужно для того, чтобы родители смогли сформировать полноценную развитую личность, которая способна принести пользу обществу.

  1. Макаренко А. С. 'О воспитании' — Москва: Издательство политической литературы, 1990.
  2. Педагогический энциклопедический словарь/ М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. 2003.
  3. Бородушкина Л. С. Изучение отношений младших школьников к родителям Педагогический опыт как источник психолого-педагогических знаний о коллективе и личности школьника, 1986.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая культура родителей, семья, ребенок, родитель, семейное воспитание, воспитание детей, полноценное воспитание, психолого-педагогическая культура, развитие ребенка, решение проблем.

Ключевые слова

Похожие статьи

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

Психолого-педагогические основы семейного воспитания. семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культура родителей, институт воспитания.

Семейное воспитание: проблемы и пути их решения

ребенок, современная семья, родитель, семья, отношение, отношение ребенка, воспитание детей, Адлер, семейное воспитание, становление личности. Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях. Семья как важнейший институт социализации.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста.

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение, семья, семья детей, психолого-педагогическое условие.

Семейное воспитание как основа формирования личности ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс, психолого-педагогическая служба.

семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель.

Сегодня педагогическая наука указывает на несомненный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка.

Семья и сложившаяся в ней обстановка способствует развитию многих личностных качеств индивида. Известен тот факт, что основным фактором в развитии.

Психолого-педагогические условия успешного воспитания.

Психолого-педагогические условия успешного воспитания ребёнка в неполной семье.

Воспитание ребёнка в семье – сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребёнка.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок.

Извечная проблема: семья и школа, родитель и учитель. Она возникает с приходом ребёнка в

Поэтому работа с семьёй - одна из главных задач школы, оказание психолого

родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогический процесс.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок.

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Для ребенка семья является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой [3, 28].

Взаимоотношение родителей и детей в семье.

Статья посвящена проблеме взаимоотношений между родителями и детьми. Авторами рассматриваются основные философские и психологические подходы к вопросу отношений ребенка и родителей в семье, проводится анализ специфики взаимоотношений между.

Педагогическая культура родителей - это составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт эффективного воспитания детей в семье. Педагогическая культура родителей включает в себя четыре компонента: 1) знания в области психологии, физиологии детей, 2) знания о целях, способах и средствах педагогической деятельности, 3) навыки и умения достижения воспитательных целей, 4) любовь к детям.

Чтобы создать необходимые условия для успешного воспитания ребенка, родители должны обратить внимание на следующие моменты.

V Взаимоотношения между супругами. По важности они перевешивают все другие отношения, в том числе и отношения между родителями и детьми. То, как относятся супруги друг к другу, как они общаются друг с другом, определяет общий психологический климат семьи. Более того, взаимодействие супругов - это модели поведения, которые осознанно или неосознанно перенимаются детьми.

У Контакт глаз. На первый взгляд это может показаться не слишком существенным для воспитания. Однако данные, полученные исследователями, все больше подтверждают тот факт, что значение контакта глаз в воспитании очень существенно. Открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку очень важен не только для установления хорошего взаимопонимания в общении с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Большая ошибка использовать лишь строгий взгляд как средство контроля над детьми.

V Физический контакт. Если понаблюдать как родители общаются с детьми, то на самом деле большинство старается свести к минимуму физический контакт. Исследования показали, что большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости: помогая им одеться, сесть в машину и пр. Физический контакт - это поцелуи, объятия, прикосновения, поглаживания и пр. Физический контакт - эффективный способ укрепления психического и физического здоровья ребенка, способ передачи ему родительской любви, способ установления взаимопонимания. Синдром внезапной детской смерти (смерть в колыбели) - младенец обычно в возрасте от 6 до 12 месяцев внезапно перестает есть и расти, становясь вялым и апатичным и может замереть без всякой видимой причины. Опасность неудовлетворения психологических потребностей также сильна как и в случае неудовлетворения потребностей физиологических.

V Дисциплина. Между родительской любовью и дисциплиной существует прямая зависимость. Наказание - лишь маленькая часть дисциплины. Первое, что должны сделать родители в дисциплинировании своих детей - это дать им возможность почувствовать, что их любят. В дисциплинировании детей важно соблюдать определенные правила: последовательность, соответствие требований возрасту, спокойствие родителя, соответствие наказания проступку, после наказания оставить ребенка одного и дать выплакаться, после чего - подойти, чтобы обнять и обсудить произошедшее, внимательно выслушать, сказать о своей любви.




Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Какова роль семьи в воспитании детей? Дайте развернутыйответ.

2. В чем состоит воспитательное, социализирующее, развивающее
воздействие семьи на ребенка?

3. Каковы основные права и обязанностиродителей в воспитании детей?

4. Каковы основные принципы эффективного семейного воспитания?

5. В чем заключается содержание семейного воспитания?

6. Перечислите и охарактеризуйте основные типы семей.

7. Какие модели семейных взаимоотношений вы знаете? Каковы их
последствия для развития ребенка 9

8. Что такое педагогическая культура родителей?

9. Каковы условия успешного воспитания в семье?

Вопросы для обсуждения и размышления

>. Почему семейное воспитание самое результативное?

2. Почему одним из принципов воспитания выступает гуманность и милосердие
к растущему человеку? Может ли воспитание быть эффективным без него?

3. Как связаны цель и содержание семейного воспитания?

4. Что делать, если цели воспитания семьи и школы не совпадают?

5. Опишите с вашей точки зрения идеальную модель семейного воспитания.

6. Почему взаимоотношения между супругами - главный фактор
эффективного семейного воспитания?

7. Почем>' вопрос о наказании ребенка можно ставить только тогда, когда
созданы все условия для полноценного психологического развития?

Педагогическая культура родителей - это составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт эффективного воспитания детей в семье. Педагогическая культура родителей включает в себя четыре компонента: 1) знания в области психологии, физиологии детей, 2) знания о целях, способах и средствах педагогической деятельности, 3) навыки и умения достижения воспитательных целей, 4) любовь к детям.

Чтобы создать необходимые условия для успешного воспитания ребенка, родители должны обратить внимание на следующие моменты.

V Взаимоотношения между супругами. По важности они перевешивают все другие отношения, в том числе и отношения между родителями и детьми. То, как относятся супруги друг к другу, как они общаются друг с другом, определяет общий психологический климат семьи. Более того, взаимодействие супругов - это модели поведения, которые осознанно или неосознанно перенимаются детьми.

У Контакт глаз. На первый взгляд это может показаться не слишком существенным для воспитания. Однако данные, полученные исследователями, все больше подтверждают тот факт, что значение контакта глаз в воспитании очень существенно. Открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку очень важен не только для установления хорошего взаимопонимания в общении с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Большая ошибка использовать лишь строгий взгляд как средство контроля над детьми.

V Физический контакт. Если понаблюдать как родители общаются с детьми, то на самом деле большинство старается свести к минимуму физический контакт. Исследования показали, что большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости: помогая им одеться, сесть в машину и пр. Физический контакт - это поцелуи, объятия, прикосновения, поглаживания и пр. Физический контакт - эффективный способ укрепления психического и физического здоровья ребенка, способ передачи ему родительской любви, способ установления взаимопонимания. Синдром внезапной детской смерти (смерть в колыбели) - младенец обычно в возрасте от 6 до 12 месяцев внезапно перестает есть и расти, становясь вялым и апатичным и может замереть без всякой видимой причины. Опасность неудовлетворения психологических потребностей также сильна как и в случае неудовлетворения потребностей физиологических.

V Дисциплина. Между родительской любовью и дисциплиной существует прямая зависимость. Наказание - лишь маленькая часть дисциплины. Первое, что должны сделать родители в дисциплинировании своих детей - это дать им возможность почувствовать, что их любят. В дисциплинировании детей важно соблюдать определенные правила: последовательность, соответствие требований возрасту, спокойствие родителя, соответствие наказания проступку, после наказания оставить ребенка одного и дать выплакаться, после чего - подойти, чтобы обнять и обсудить произошедшее, внимательно выслушать, сказать о своей любви.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Какова роль семьи в воспитании детей? Дайте развернутыйответ.

2. В чем состоит воспитательное, социализирующее, развивающее
воздействие семьи на ребенка?

3. Каковы основные права и обязанностиродителей в воспитании детей?

4. Каковы основные принципы эффективного семейного воспитания?

5. В чем заключается содержание семейного воспитания?

6. Перечислите и охарактеризуйте основные типы семей.

7. Какие модели семейных взаимоотношений вы знаете? Каковы их
последствия для развития ребенка 9

8. Что такое педагогическая культура родителей?

9. Каковы условия успешного воспитания в семье?

Вопросы для обсуждения и размышления

>. Почему семейное воспитание самое результативное?

2. Почему одним из принципов воспитания выступает гуманность и милосердие
к растущему человеку? Может ли воспитание быть эффективным без него?

3. Как связаны цель и содержание семейного воспитания?

4. Что делать, если цели воспитания семьи и школы не совпадают?

5. Опишите с вашей точки зрения идеальную модель семейного воспитания.

6. Почему взаимоотношения между супругами - главный фактор
эффективного семейного воспитания?

7. Почем>' вопрос о наказании ребенка можно ставить только тогда, когда
созданы все условия для полноценного психологического развития?

Развитие педагогической культуры родителей как фактор повышения качества образования в сельской школе

Васильева Любовь Егоровна. Развитие педагогической культуры родителей как фактор повышения качества образования в сельской школе : диссертация. кандидата педагогических наук : 13.00.01 Чебоксары, 2007 210 с. РГБ ОД, 61:07-13/1755

Содержание к диссертации

ГЛАВА 1. Научные основы развития педагогической культуры родителей учащихся сельских школ 12

1.1. Педагогическая культура родителей в трудах отечественных и зарубежных исследователей (историко-педагогический анализ) 12

1.2. Этнопедагогика - исходная предпосылка формирования педагогической культуры родителей учащихся сельской школы 36

ГЛАВА II. Педагогическая культура родителей как сложное многоаспектное педагогическое явление 58

2.1. Многоаспектность и разнофункциональность педагогической культуры родителей 58

2.2. Педагогическое мастерство учителей как необходимое условие развития педагогической культуры родителей 70

2.3. Особенности формирования и развития педагогической культуры родителей учащихся сельских школ. Модель педагогической культуры родителей 99

ГЛАВА III. Опытно-экспериментальная работа по формированию и развитию педагогической культуры родителей 140

3.1. Педагогическая диагностика - первый этап подготовки к экспериментальной работе 140

3.2. Констатирующий и обучающий эксперименты 160

Введение к работе

Возрождение России, ее ориентация на национальные и духовно-нравственные ценности требуют принципиально новых подходов к разработке одной из наиболее важных проблем педагогической науки и практики-проблемы развития педагогической культуры родителей.

Каждая семья - это зеркало общества, поэтому жизнь в семье должна строиться на чуткости и требовательности, любви и сердечности к детям, чтобы они «прошли школу человечности (В.А.Сухомлинский).

Население России в современных условиях переживает кризисный период. И вся тяжесть в решении возникающих в связи с этим в обществе проблем ложится прежде всего на семью и школу. Именно семья, будучи первичным институтом социализации личности, влияет на формирование и изменение социальных установок школьников. Однако и современные семьи переживают не лучшие времена: в большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, в выходные дни - 30 минут.

4 формирования педагогической культуры родителей, научного подхода к диагностике уровня их. педагогической культуры. Одной только школе достижение высокого уровня педагогической культуры не по силам. Система народного образования в стране должна иметь дополнительное звено, связанное с обучением родителей, взрослого населения к методам и средствам воспитания детей.

Воспитывающей средой Януш Корчак называл тот дух, который царит в семье, отдельные члены семьи не могут занимать по отношению к нему произвольной позиции.

Педагоги-классики подчеркивают, что народная педагогика обогащает науку о воспитании. (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, П.Ф.Каптерев, А.Н.Острогорский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, Н.Г.Чернышевский, Г.Н.Волков, С.М.Михайлов - Яндуш, Г.Т.Тимофеев, И.Я.Яковлев и др.)

В разработке проблем взаимодействия семьи и школы мы опирались на труды и исследования современных педагогов (И.В.Гребенников, С.В.Ковалев, В.П.Ковалев, В.К.Кириллов, Б.Д.Лихачев, Т.Н.Петрова, И.В.Павлов, Э.И.Сокольникова, А.Г.Хрипкова и др.)

Однако проблема формирования педагогической культуры родителей сельской школы в педагогических исследованиях вышеперечисленных и других авторов не нашла должного освещения.

Таким образом, имеется противоречие между объективно обусловленной потребностью повышения педагогической культуры родителей сельской школы и недостаточной теоретической и методической разработанностью этой проблемы.

Необходимость решения этой проблемы определила выбор темы исследования и ее проблему, которая нами сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия повышения педагогической культуры родителей учащихся сельской школы в современных условиях. Решение этой проблемы является целью нашего исследования. При этом мы осознаем, что эта цель может быть успешно реализована только в контексте изучения соответствующей научной литературы и обобщения опыта учителей и школы по работе с родителями.

Объект исследования: совершенствование качества образования и воспитания детей в сельской общеобразовательной школе.

Предмет исследования: развитие педагогической культуры родителей, как условие и средство повышения качества образования и воспитания детей.

Гипотеза исследования:

Формирование и развитие педагогической культуры родителей учащихся в сельской общеобразовательной школе становится эффективным, если будут:

1) осуществляться научно-педагогическое обеспечение деятельности
родителей по воспитанию детей на современном научно-педагогическом
уровне;

2) выявлены педагогические условия, повышающие эффективность
формирования педагогической культуры родителей;

3) разработана научно-обоснованная авторская программа
педагогического просвещения родителей школы, учитывающая регионально-
национальные особенности развития сельской школы;

4) установлены пути и средства тесного сотрудничества школы, семьи
и общественности по повышению качества образования учащихся.

Задачи исследования:

1) выявить научно-педагогические основы исследования проблемы
формирования педагогической культуры родителей учащихся сельской
общеобразовательной школы;

определить педагогические условия, повышающие эффективность процесса формирования педагогической культуры родителей учащихся сельской общеобразовательной школы;

теоретически обосновать и опытно - экспериментально проверить формы и методы работы, в которых педагогическая культура родителей становится фактором улучшения качества образования учащихся;

4) опытно - экспериментальным путем проверить эффективность
научно-методических рекомендаций исследования.

Методологической основой исследования явились:

философские, науковедческие положения о целостности процессов и явления действительности, единстве и взаимодействии общества и личности, цели и задачи образования в современных социально-экономических условия;

труды известных педагогов и психологов по вопросам семейного воспитания Асмолова А.Г., Ананьева Б.Г., Бестужева-Лада И.В.„ Бодалева А.А., Богданова А.А., Борисенкова В.П., Волкова Г.Н., Ковалева СВ., Леонтьева А.Н., Макаренко А.С., Никандрова Н.Д., Пряжникова Н.С., Петровой Т.Н., Рубинштейна С.Л., Сокольниковой Э.И., Смирнова А.А., Сухомлинского В.А., Фельдштейна Д.И., Шадрикова В.Д., Хрипковой А.Г и др.

7
- историко-педагогические, этнографические, архивные материалы,
касающиеся проблемы исследования.
Методы исследования:
- теоретический анализ философской, психолого-педагогической,
этнопедагогической и этнологической литературы по вопросам

педагогической культуры родителей, изучение передового педагогического опыта, народных традиций воспитания детей, педагогическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом в классе, в школе, сравнительный и сопоставительный анализ опыта работы по формированию педагогической культуры воспитателей, родителей, анкетирование различных групп учащихся, родителей, анализ результатов педагогической деятельности классных руководителей с учащимися и родителями. Научная новизна исследования:

1) Выявлены, научно обоснованы и экспериментально подтверждены
педагогические условия, позволяющие совершенствовать работу по развитию
педагогической культуры родителей сельской школы.

Разработаны и апробированы критерии определения степени сформированности педагогической культуры родителей.

Представлена система диагностики и мониторинга качества образования учащихся сельской школы в контексте рассматриваемой проблемы.

4) Разработана и апробирована авторская программа педагогического
просвещения родителей в течение ряда лет.

Теоретическая значимость исследования:

выявлены и научно обоснованы теоретические предпосылки разработки проблемы развития педагогической культуры родителей сельской школы;

доказано, что этнопедагогика является составной частью педагогической культуры родителей;

педагогическая культура родителей возведена в ранг важнейших психолого-педагогических условий, повышающих качество образования сельской общеобразовательной школы;

результаты исследования могут послужить предпосылкой дальнейшего расширения исследований проблемы формирования педагогической культуры родителей.

Практическая значимость;

Практическая значимость исследования заключается в том, что использование ее результатов способствует совершенствованию диагностики и мониторинга качества образования в целом, повышению уровня педагогической культуры родителей в сельской общеобразовательной школе. Технология мониторинга, разработанная и апробированная в исследовании, может быть применена в управлении процессом развития педагогической культуры родителей.

Достоверность результатов исследования и обоснованность научных положений и выводов обеспечивались последовательной реализацией, методологической основой исследования на всех его этапах; использованием теоретических и эмпирических методов исследований, соответствующих его предмету и задачам; количественным и качественным

9 анализом результатов эксперимента с использованием математических методов; личной многолетней работы автора в качестве учителя английского языка и культуры родного края, заместителя директора по воспитательной работе, руководителя методического объединения классных руководителей, материалами выступления на ряде научно- практических конференций в районе, за ее пределами.

Экспериментальную базу исследования составляют Игорварская ООШ, Кокшакасинская ООШ, Малоянгорчинская ООШ Цивильского района, Шихабыловская ООШ Урмарского района Чувашской Республики.

результатов осуществлялась по разработанной автором программе работы

В ходе опытно-экспериментальной работы проводились:

семинары классных руководителей, директоров школ района (1998 г., 2004 г., 2004г.) заместителей директоров по воспитательной работе Цивильского района (1995 г., 1998 г., 2001 г., 2003 г.)

На защиту выносятся;

комплекс педагогических условий, способствующих развитию педагогической культуры родителей сельской школы (научно-педагогическое обеспечение деятельности родителей по воспитанию детей; организация школы родительского всеобуча, учитывающей возрастные и индивидуально-типовые особенности детей; повышение педагогической культуры учителей, классных руководителей через самообразование и саморазвитие; целенаправленная подготовка и переподготовка педагогических кадров к работе по повышению педагогической культуры родителей; готовность учителей и родителей работать в новой информационной среде, изменяющихся информационных условиях (наличие электронных ресурсов, мультимедиа-средств, интернет-технологий); обеспечение объективных форм контроля и руководства процессом формирования и развития педагогической культуры родителей и др.).

модель педагогической культуры родителей сельской школы, отражающая национальные и региональные условия их профессиональной

деятельности, состоящей из ряда компонентов: коммуникативный, этнопедагогический, духовно-нравственный, традиционно-бытовой и др.

- научно-методические рекомендации по совершенствованию работы школы с родителями учащихся. Этапы исследования;

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1995-2000гг.) - вхождение в различные аспекты проблемы, изучение ее источников, моделирование логической структуры исследования, его инструментария, обобщение опыта, разработка авторских исходных позиций.

Второй этап (2000-2002 гг.)- дальнейшее расширение базы исследования, выявление его новых аспектов, уточнение и расширение терминологического аппарата, уточнение теоретических предпосылок исследования, его научно-методического обеспечения, обобщение опыта формирования педагогической культуры родителей.

Третий этап (2003-2005гг.) - систематизация и обобщение теоретических положений и научно-методических рекомендаций. Внедрение результатов исследования в практику работы школ, оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения. Библиографический список содержит 179 наименований.

Педагогическая культура родителей в трудах отечественных и зарубежных исследователей (историко-педагогический анализ)

Ж.-Ж. Руссо - философ, писатель стоит в ряду величайших педагогов всех времён. Под естественным воспитанием он понимал природосообразное, с учётом возраста ребёнка формирование на лоне природы. Контакт с природой должен был физически укрепить ребёнка, обеспечить свободное развитие.

Многоаспектность и разнофункциональность педагогической культуры родителей

Идеально-типичная модель включает в себя оценочные суждения, социальные ценности семьи, ее идеалы в обществе переходного периода. [ Мир образования - образование в мире, 2001. № 4. - С. 108]. В переходный период общества семья не может сохранить свои ценности в неизменном виде в ориентации на рождение и воспитание детей, в удовлетворении материально-бытовых, интимных и других потребностей через супружество, родство, имеющих в своей основе специфические духовно-нравственные принципы.

Сегодня образование ставит сложнейшие задачи подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности в новых социально -экономических условиях, непривычных и чуждых для большинства населения страны. Образование должно стать необходимым условием и средством воспроизводства культуры народа, тесно связав в содержании обучения и воспитания такие понятия, как культура, духовность, национальные и общечеловеческие ценности. Для этого оно должно опираться на социокультурный опыт, стать культуросообразным. Это требует подготовки и переподготовки учительских кадров, способных воедино соединять школьное и семейное воспитание на основе формирования педагогической культуры, как учителей, так и родителей.

Выше нами говорилось о новых подходах в организации и оценке семейного воспитания. К этим подходам можно отнести и повышение педагогической культуры родителей. Исследования показывают, что в психолого-педагогической литературе вопросы повышения педагогической культуры родителей до настоящего времени по - настоящему не обсуждались. Это, разумеется, не говорит о том, что школа не занималась педагогическим просвещением родителей.

Под педагогической культурой мы понимаем компетентность родителей в разных сферах образовательно - воспитательной деятельности. Уровень этой культуры зависит от многих факторов, к которым относятся эффективность работы учительских коллективов в этом направлении, ее целенаправленность, системность, потребностно - ориентированность и т. д. Этот уровень также зависит от самообразовательной деятельности родителей, их осознания необходимости и важности повышения педагогической культуры, от образовательно - воспитательного потенциала микрорайона школы и умелого его использования школой и т.д.

Особенности формирования и развития педагогической культуры родителей учащихся сельских школ. Модель педагогической культуры родителей

Российская семья последнего тысячелетия, как и все общество в целом, испытала переход в новое качество жизни, неожиданно оказавшись в совершенно иных социально- экономических условиях.

Ситуация настоящего переходного периода требует от семьи пересмотра своей традиционной функциональной стратегии, в том числе и в сфере воспитания. Семья должна учитывать изменившиеся социальные реалии и в соответствии с этим менять свою воспитательную стратегию.

Педагогическая диагностика - первый этап подготовки к экспериментальной работе

В педагогике диагностика направлена на результаты формирования личности учащегося, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Мониторинг (лат.топіШг - ТОТ, КТО напоминает, предупреждает; англ. Monitoring- осуществление контроля, слежения) - комплекс диагностических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы. Это современное средство контроля с целью диагностики, которая позволяет по- другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс.

Читайте также: