Свободная деятельность в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Дети взаимодействуют с окружающим миром посредством игры. Свободная игра в раннем детстве - это исследование, эксперименты, открытия и обучение.

Что такое свободная игра?

Есть два типа игровой деятельности - игра под руководством взрослых и игра под руководством детей. Оба важны для развития ребенка.

Вы не можете просто позволить ребенку играть 24 часа в сутки и расти самостоятельно, но вы также не должны забивать его дни занятиями, которые отнимают у него свободное время.

И время проведенное за экраном планшета не должно заменять свободную игру. Это приведет только к проблемам в развитии и трудностям в обучении в школе.

Вот несколько примеров игровой деятельности под руководством взрослых:

  • рисование с вашим ребенком
  • устройство полосы препятствий в саду
  • отвести вашего ребенка в класс гончарного дела или художественный класс
  • играть в игру я шпион

Свободная игра - это любая игра, которую инициирует ребенок. Игра на открытом воздухе и игра в помещении могут считаться свободной игрой, если ваш ребенок может свободно управлять своим игровым процессом.

Если вы педагог или родитель, который понимает важность общеинтеллектуального развития ребенка и ценит важность игрового подхода для дошкольников, вам понравится комплексная программа подготовки детей школе.

Примеры свободной игры

  • игры на открытом воздухе - катание на трехколесном велосипеде, лазание, бег, погоня, раскачивание и т. д.
  • переодевание
  • блочная игра и строительство
  • пазлы
  • играть в игры в помещении (например, настольные)
  • соревновательные подвижные игры
  • игра в песке и воде
  • творческое искусство

Почему так важна свободная игра?

В дошкольном возрасте большая часть развития ребенка происходит во время свободной игры. Меньшая часть поступит от занятий под руководством взрослых.

Дошкольники находятся в стадии развития неформального обучения через игру. Принуждение к академическому и формальному обучению не подготовит вашего ребенка к школе.

Свободная игра отвечает за:

  • Личное, социальное и эмоциональное развитие ребенка
  • Познавательное развитие и способность решать проблемы
  • Физическое развитие
  • Развитие языковых и коммуникативных навыков
  • Здоровое развитие мозга

Вот краткий обзор 12 областей развития, в которых будет развиваться свободная игра.

1. Развитие мозга

Свободная игра важна для общего развития мозга ребенка. По мере того, как дети исследуют и учатся, они формируют в мозгу новые связи и проводящие пути.

Детский мозг обрабатывает данные вдвое быстрее, чем взрослый. Это значительный объем развития мозга. Стимуляция, которую ребенок получает в раннем возрасте, определяет, сколько нейронов сформировано, а какие нет.

2. Творчество

Игра - это творческое занятие. Дети постоянно придумывают новые игры и занятия, чтобы развлечь себя.

Например, во время игры в жанре фэнтези дети создают истории и события и разыгрывают их так, как если бы они происходили. В художественной деятельности у детей развивается изобразительное творчество. Когда вы играете со строительными игрушками, проектирование здания проявляет творческий подход.

3. Социальные навыки

Первый способ обучения ребенка социальным навыкам - это общение со своими родителями. После этого социальное взаимодействие строится, играя с братьями и сестрами или друзьями.

Во время свободной игры дети учатся многим социальным навыкам, таким как:

  • сотрудничество с другими
  • играть с другими ради общей цели
  • переговоры
  • учиться следовать правилам
  • думать о других и видеть их точки зрения
  • справедливое и независимое решение конфликтов
  • Утверждая себя
  • следуя чужому примеру
  • сочувствие и сопереживание
  • социально приемлемое поведение
  • эффективное общение

4. Навыки планирования

Навыки планирования важны в первых классах. Они помогают ребенку научиться планировать работу перед тем, как приступить к работе, или выполнить задачу логически и в установленные сроки.

Во время игры постоянно совершенствуется навык планирования. Планирует ли ребенок дом перед тем, как строить его, или планирует, где наклеить картинку на страницу, со временем и практикой он разовьет способность планировать.

Планирование - это навык, требующий тщательного обдумывания и рассмотрения. Ребенок учится думать о желаемом результате перед тем, как начать, и находит время, чтобы подумать о том, как выполнить задание.

Ребенок с плохими навыками планирования может начать рисовать изображение своей семьи, но на странице закончится место для некоторых членов его семьи, в то время как ребенок с хорошими навыками планирования сначала посмотрит на доступное пространство и решит, сколько места каждому человек займет страницу.

Игра - отличный способ попрактиковаться в планировании на физическом уровне, прежде чем переходить к планированию на бумаге.

5. Развитие моторики

Крупная моторика и мелкая моторика ребенка в значительной степени развиваются благодаря свободной игре. Детям необходима хорошо развитая моторика, чтобы научиться читать и писать.

Дети развивают моторику от центра тела к конечностям. Другими словами, сначала развиваются их большие мышцы, а затем их маленькие.

Крупные мышцы развиваются за счет таких свободных игр, как:

  • ходьба и бег
  • альпинизм
  • прыгать, прыгать и подпрыгивать
  • ползать
  • толкать и тянуть
  • ловля и бросание

Маленькие мышцы развиваются за счет таких свободных игр, как:

  • играть с перфорированной доской
  • лепка пластилина
  • строительство из блоков или строительных игрушек
  • рисунок и живопись
  • резка и вставка
  • заправка нити и шнуровка

В последнее время увеличение времени использования планшетов и сокращение времени игр оказали огромное влияние на детей. Все больше и больше детей имеют недостаточно развитую моторику и в результате испытывают трудности в учебе.

6. Решение проблем

Каждый ребенок столкнется с множеством проблем во время своих игровых сессий. Им нужно будет придумать, как не дать своей башне опрокинуться, как сделать палатку из одеял или как изменить правила игры, чтобы сделать всех счастливыми.

Зная, как решить проблемы это навык, который необходим в школе и в зрелом возрасте, и даже решающие навыки, необходимые в карьере каждого человека.

Прелесть решения проблем во время игры заключается в том, что, когда дети расслаблены и заняты тем, что они выбирают, они не воспринимают проблемы как проблемы. Скорее, это просто проблемы, которые необходимо решать.

Чем больше ребенок заинтересован в решении проблемы, тем решительнее он будет.

Это здоровый подход к взрослой жизни, когда проблем никогда не избежать и их лучше всего рассматривать как вызовы.

7. Развитие речи

Дети обычно вербализируют то, что они делают, во время игры, даже когда они одни. Они не только увеличивают свой словарный запас , но также практикуют языковые структуры и построение предложений.

Игра с другими дает еще больше возможностей для изучения языка, поскольку они общаются и учатся друг у друга.

8. Независимость

Когда дети привыкли иметь свободное время для игр каждый день, они развивают чувство независимости и получают удовольствие от общения с собой или со своими сверстниками.

Как родитель, важно не присутствовать на каждой игровой сессии, иначе у вашего ребенка разовьется зависимость от вас, чтобы всегда быть рядом.

Это также верно и для игр, которые являются здоровой и важной частью юности ребенка. Постарайтесь не планировать какие-либо аспекты свидания и позвольте ребенку проявить свою независимость, поскольку он сам планирует игровую сессию и учится развлекать своих друзей, не нуждаясь в руководстве со стороны взрослых.

9. Зрительное восприятие

Зрительное восприятий - это способность мозга интерпретировать то, что он видит. Это очень важно для обучения чтению и письму и способности различать буквы, слова, узоры и т.д.

Навыки зрительного восприятия включают:

  • зрительная память
  • последовательная память
  • визуальное различение
  • визуальное закрытие
  • визуальное восприятие
  • восприятие форм
  • восприятие глубины
  • восприятие фигуры и фона
  • визуальный анализ и синтез

Этот навык естественным образом развивается в процессе игры.

10. Слуховое восприятие.

Слуховое восприятие - это способность мозга интерпретировать то, что он слышит. Это не менее важно для обучения чтению.

Прежде чем ребенок сможет научиться различать звуки букв и работать с этими звуками, он должен развить понимание звука и закономерностей в звуках.

Опять же, это естественным образом развивается в процессе игры.

Слуховые навыки восприятия включают:

  • слуховая дискриминация
  • слуховая память
  • слуховой анализ и синтез
  • слуховое восприятие переднего плана

11. Пространственное восприятие

Когда ребенок понимает свое тело по отношению к окружающему миру, у него развивается пространственное восприятие.

Дети могут развить это, лазая по туннелям, бегая, играя в подвижные игры, пересекая среднюю линию и т. Д.

Дети с плохим пространственным восприятием часто сталкиваются с другими во время игры или плохо осознают свое тело и не понимают своего положения в пространстве.

Если у ребенка не развито чувство пространства, позже он будет испытывать затруднения, особенно при написании букв и слов и размещении своей работы на странице. Они должны сначала изучить этот навык на физическом уровне, с помощью собственного тела, прежде чем они смогут понять пространство на бумаге.

12. Здоровье личности.

И последнее, но не менее важное: игра - это способ для детей выразить себя и понять мир.

Во время такой деятельности, у ребенка есть безопасный способ разыграть свои эмоции и научиться справляться с ними. Дети используют игру как выход, чтобы выразить свое отношение к миру и всему, что в нем происходит.

Свободная деятельность детсадовцев – зачем она нужна?

Фото: radost-center.tilda.ws

Однако ФГОС и рекомендованная примерная основная образовательная программа (ПООП) подразумевают, что образование продолжается целый день и не прерывается даже на обед.


Получается, что воспитатель ставит и решает образовательные задачи именно в те 30 (40, 45, 90) минут в день, обозначенные в СанПиНе.

А остальное время, согласно логике документа, педагог не участвует в образовательном процессе, его функция лишь присматривать за детьми. Хотя заработную плату в это время он получает именно за образование, потому что государство финансирует образовательные услуги по основной образовательной программе полного дня в соответствии с ФЗ-273.

Понятно, что задача СанПиН была и остается защитить детей от неподходящей возрасту нагрузки.

Но проблема в том, что СанПиН фиксирует то представление о дошкольном образовании, которое призван был изменить ФГОС ДО.

В итоге нарушается логика планирования целостного образовательного процесса в дошкольной группе.

Что же на самом деле должно подразумеваться под свободной деятельностью?


Ведь он осваивает культуру не под диктовку взрослого, не путем механического запоминания и повторения, а через опыт использования. Причем точкой, когда ребенок наконец присвоил знание или способ действия, является как раз перенесение им всего этого из заданного взрослым контекста в свой собственный – в игру со своим сюжетом, в рисунок на свою тему, в использование счета для исполнения своего замысла). Закономерности развития дошкольника диктуют необходимость специальных условий, чтобы все это с ребенком случилось тогда, когда он к этому готов – в индивидуальном режиме. Это и есть основная ценность свободной образовательной деятельности.

Тогда единая логика образовательного процесса в дошкольной группе должна быть такой: у взрослого есть общая программная рамка образовательных результатов, но она условна, ориентировочна и появляется в первую очередь из того, каким хотят видеть ребенка педагоги и родители. В организованной образовательной деятельности воспитатель реализует свой взрослый замысел, как ввести ребенка в культуру. Для этого он:

  • планирует совместную деятельность с детьми (на основе наблюдения за их интересами и развитием, при этом с учетом своих педагогических задач и задумки),
  • готовит пространство для этой деятельности (иногда вместе с детьми),
  • обозначает для себя временнЫе рамки деятельности,
  • формулирует для себя желаемый результат / продукт.

После того как взрослый запустил процесс освоения культуры группой детей, далее каждый ребенок сам встраивает это культурное содержание / средство в свою собственную деятельность по собственному замыслу. А это возможно лишь в свободной деятельности (тоже образовательной в таком контексте).

Именно это время дети ценят больше всего.


Для того чтобы ребенок осваивал культуру самостоятельно, взрослый должен по-другому действовать – создавать условия и ситуации, в которых это возможно:

  • обустраивать предметно-пространственную среду так, чтобы она провоцировала ребенка на самостоятельные пробы,
  • взаимодействовать с ребенком так, чтобы он как можно больше наблюдал, размышлял, обыгрывал, чтобы через продуктивную деятельность осмыслял свой собственный опыт и содержание,
  • выделять время, чтобы ребенок успевал самостоятельно в своем режиме освоить пласт культуры, в который был введен взрослым,
  • демонстрировать ценность детского замысла,
  • поддерживать ребенка в сложные моменты, когда ему необходима помощь.

Таким образом, свободная деятельность – это логическое продолжение организованной деятельности.

Именно свою идею он реализует (единолично, с другими детьми, с помощью взрослого), он сам регулирует продолжительность этой деятельности, сам организует для себя пространство (при необходимости обращаясь за помощью к другим), сам решает, будет ли у этой деятельности какой-то продукт или важен лишь процесс, сам придумывает себе правила.

Взрослый в этом случае не может диктовать ребенку, что и как делать, иначе замысел ребенка будет разрушен.

В конце концов, ребенок имеет выбор, заниматься ли вообще чем-то в свободное время или нет. Чем обычно заполнено редкое (пока еще) свободное время дошкольника в группе? Игра, строительство, экспериментирование, создание творческих продуктов, чтение, общение, спортивные игры, размышления, наблюдение, отдых. Все как у взрослых. И все это позволяет ребенку развиваться, как и взрослому.

Роль педагога в свободной деятельности очень важна. От него требуется создать условия – должную среду и ситуации, чтобы ребенок сам поставил себе задачу и стремился ее решить.

Воспитателю необходимо еще и наблюдать за ребенком, чтобы понять, когда ему актуальна помощь. Не обязательно буквальная – что-то развязать или открыть – но и педагогическая. То есть воспитателю нужно понять, в чем сейчас ребенок испытывает трудности, в какой точке процесса освоения культуры он находится, оптимальна ли динамика этого процесса. И совершить определенное педагогическое действие – запланированное или спонтанное.

Понять, достигнут ли образовательный результат, можно только когда ребенок что-то делает сам, без помощи взрослого.

В этом ракурсе свободная деятельность – как раз поле для такой диагностики. Хотя это в некоторой степени возможно и на занятии. Но трудно, потому что педагог находится внутри процесса и не может одновременно смотреть на ситуацию из двух противоположных позиций – участника и внешнего наблюдателя.

Свободная деятельность предполагает включенное и невключенное участие взрослого. Причем в зависимости от возраста и характеристики актуального развития детей доля включенности отличается.

Между тем, всероссийское исследование качества дошкольного образования, проведенное в 2016 и 2017 году в 74 регионах России в 1301 детском саду, обнаружило дефицит времени для свободной деятельности детей в структуре дня. Даже при разнообразной и насыщенной групповой среде времени на собственный замысел у дошкольников остается крайне мало. Прогулочное время могло бы компенсировать этот дефицит, если бы предметно-пространственная среда на улице была бы столь же обогащена различными материалами, как и в группе. Но это не так.

Может, тогда в колледжах, вузах и на курсах повышения квалификации надо погружать воспитателей в технологии и специфику свободной деятельности ребенка?

Хвалина Галина
Свободная деятельность детей. Самостоятельность.

Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все по-разному его понимают.

Многие авторы считают:

- это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих;

- способность рассчитывать только на свои силы;

- свобода выражения своих чувств, творческих замыслов;

- умение распоряжаться собой и своим временем;

- умение ставить перед собой новые задачи и решать их самому.

Свободная деятельность детей. Самостоятельность.

На самостоятельность влияет интеллект ребенка, эмоциональное состояние, физиологические и индивидуальные особенности, большое место отводится инвентарю.

Особое значение для развития в дошкольном возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой и игровой деятельности детей.

Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.

Мотив побуждает ребенка к деятельности. Он может быть создан разными условиями:

– обогащение арсенала умений;

– побуждение детей через изменение условий;

– постановка новых задач.

Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная.

Выделяют два вида самостоятельной деятельности детей в детском саду :

1. Игровая деятельность : режиссерская игра, ролевая игра, игры с правилами.

2. Продуктивная деятельность : конструирование, изобразительное творчество, ручной труд.

Основным критерием оценки самостоятельной игровой деятельности воспитанников должно быть игровое поведение, способы распространения игры, умение ребенка, в зависимости от собственного замысла, включать в игру условные действия с предметами, ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события.


Игра - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте - со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их.

Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л. С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л. И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей.


Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей.

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность, субъектность, инициативность.

Процесс взаимодействия детей в игре является средством развития их самостоятельности.


Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и досугов.


Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей : в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей.


Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.

Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого.


При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя.

Что такое самостоятельность? Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать.

Игровая деятельность детей 4–5 лет Пятый год жизни- период интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных.

Исследовательская деятельность детей Исследовательская деятельность детей Для познания исторически накопленного опыта применяется множество приемов и средств, однако все они.

Протокол родительского собрания. Совместная деятельность родителей и детей для гармоничного развития детей Повестка дня: 1. Выступления воспитателя Широковой Е. А. на тему: «Совместная деятельность родителей и детей –способствует гармоничному развитию.


С появлением в семье ребенка жизнь его родителей кардинально меняется. На каждом этапе его взросления они помогают ему развиваться, учат нового маленького человечка жизни от и до. Вступая в первое в своей жизни образовательное учреждение – дошкольную организацию, детсад – ребенок начинает познавать мир вне своей семьи, вне дома, отдельно от родителей. Здесь на себя ответственность за его воспитание берут педагоги. Но как все происходит? В каком ключе производится работа воспитателей? И какая роль отведена организации развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста?

Суть воспитательного процесса

В воспитательно-образовательной работе педагогов дошкольных учреждений планирование считается одним из главнейших направлений в управлении процессами реализации образовательных программ. И здесь приоритетом является не только обоюдная деятельность ребенка и взрослого, но также и самостоятельное времяпрепровождение малыша. Что включает в себя понятие в ДОУ самостоятельной деятельности детей в группах среднего и старшего возраста?

Игровая зона

Организация рабочего процесса

Что в себя включает организация самостоятельной деятельности для детей? В основном она определяется игровой, двигательной, продуктивной, познавательной и исследовательской работой малыша в команде. Как показывает практика, в основе самостоятельного развития ребенка лежит собственная заинтересованность, так называемый внутренний мотив. Мотивацию здесь может отражать интерес, необходимость или желание помочь кому-то, а также стремление быть похваленным или стремление в удовлетворении своих собственных потребностей. Как бы там ни было, внутренний мотив стимулирует у ребенка эмоциональный всплеск, подъем духа, активацию физических сил и мышления. А следовательно, можно сделать вывод, что в случаях, когда дети свободно реализуют собственные интересы и потребности, проявляя свою волю, их деятельность обладает мощной мотивацией. Такая работа считается эмоционально насыщенной и психологически комфортной: чем более полно дети реализуют свои потребности в собственных действиях, тем более сильная потребность возникает в желании взаимодействовать с окружающими.

Стоит отметить, что на момент собственного активного времяпрепровождения дети дошкольного возраста крайне негативно относятся к любому возможному вмешательству взрослых в их личное пространство. Этот факт нужно принять и запомнить. Если исходить из санитарно-эпидемиологических требований к организационному процессу и содержанию самой работы в дошкольных учреждениях, на самостоятельную деятельность детей старших групп отводится около трех-четырех часов ежедневно, не менее. За это время ребята успевают поиграть, ознакомиться с азами личной гигиены, подготовиться к будущей образовательной деятельности. Однако это вовсе не говорит о том, что дети должны быть предоставлены самим себе. Организация самостоятельной деятельности ребенка предусматривает необходимость создания развивающей предметно-пространственной среды, а также присмотр и уход за каждым из членов группы.

Работа в младших группах

Предназначение самостоятельных работ в ДОУ

Активная свободная деятельность малышей в существующих центрах развития для детей способствует осуществлению ими самостоятельного поиска и включения в процесс конкретного исследования, а не чисто получение готовых знаний от педагога. Говоря проще, смысл предоставления ребенка самому себе на некоторое время заключается в том, чтобы побудить его вступить в работу, спровоцировать его к действию. С учетом того, что игра считается ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте, воспитателю необходимо создать такую игровую среду, которая могла бы обеспечить ему яркую активность познавательного характера, и активность эта должна быть обоснована на его интересах и направлениях развития. Суть такого эксперимента заключается в том, что подобная игра должна развивать творческие способности, пробуждать фантазию, активизировать действия, учить общению и умению проявлять свои чувства. Правильное создание благоприятной для развития среды способствует предоставлению ребенку той возможности действовать вместе со сверстниками или индивидуально, которая не будет навязывать обязательность совместной деятельности с воспитателем. Здесь нужно учесть, что педагогу можно подключиться к деятельности группы детей только в случае их междоусобного конфликта. То есть, если ситуация требует вмешательства, при необходимости педагог может помочь тому или иному малышу войти в состав группы сверстников.

Здесь необходимо учесть еще один очень важный момент: в дошкольном возрасте самостоятельная деятельность детей должна всегда организовываться воспитателем таким образом, чтобы педагог выступал как бы участником этой игры, а не проявлял бы свое главенство и приоритетность своего участия. То есть естественность эмоционального поведения воспитателя, который будет принимать любые замыслы, предложения и желания детей, гарантирует непринужденность, свободу и легкость в проведении работы. От этого напрямую зависит получаемое ребенком удовольствия от этой игры. Более того, такая форма времяпрепровождения будет способствовать стремлению детей овладевать новыми игровыми способами. А вот здесь важно не упустить тот момент, когда на данном возрастном отрезке своей жизни детям очень важно будет почувствовать свою самостоятельность, возможность выбирать себе напарников, объединяться в группы и в какой-то мере не зависеть от взрослого.

Продуктивность самостоятельной работы детей

На фоне игровой не менее действенной альтернативой ей выступает продуктивная деятельность. Ее еще иначе называют изобразительной, конструктивной. Равно как и игровая, продуктивная деятельность способна обогатить возможности ребенка, включая его личностное развитие.

Что со своей стороны может сделать воспитатель? В его силах задать игре или продуктивному занятию такую тематику, которая была бы актуальна и интересна для детей именно сейчас, в это время. Тут необходимо ставить те цели и задачи образовательной работы, которые будут реализовывать принцип комплексного тематического построения воспитательного процесса. Именно в самостоятельной работе детей это достаточно важно. Ведь такая деятельность не должна быть бездумной, ее нужно направлять на какое-то целевое ориентирование, чтобы она приносила результат. Ребенку это важно усвоить.

Продуктивность самостоятельной работы детей прямым образом зависит от того, как ребенок добивается своей цели, насколько усердны его попытки. При этом руководитель выступает для него лишь ориентиром, который в какой-то мере направляет его в правильное русло, но действует малыш исключительно сам, задействовав свои умения, усилия и проявляя уровень своих умственных способностей.

Развивающие игры

Цели работы

Как и любая другая отрасль педагогической работы, самостоятельная деятельность, организованная педагогами в любом дошкольном учреждении, обусловлена достижением конкретных целей. Что это за цели?

  • Самостоятельная деятельность детей в первую очередь направлена на самообразование. В правильно подобранных условиях места, времени и доброжелательной обстановки коллегиум воспитателей добивается эффекта саморазвития ребенка за счет удачно сложенных обстоятельств (имеется в виду корректная организация педагогами рабочего процесса).
  • Второй важный момент – нацеленность педагогов на пробуждение в каждом конкретном ребенке интереса к образовательному процессу. То есть важно не только задействовать малышей, но еще и побудить их к действию, ненавязчиво заставить захотеть учиться и развиваться. Таким образом, выполняя самостоятельные групповые задачи, дети и не подозревают о том, что их как бы подталкивают к процессу самообразования, потому что им это в радость.

Занятия по рисованию

Задачи

Кроме конкретной нацеленности на нужный результат, самостоятельная деятельность детей в группах средней, старшей и младшей возрастной категории обусловлена достижением определенных методико-педагогических задач. В чем они заключаются?

  • Развиваются процессы саморегулирования. Занимаясь выполнением задания самостоятельно или в группе своих сверстников, ребенок таким образом учится рассчитывать уровень своей энергии, затраченной на выполнение определенных действий. Он учится чувствовать потребность в смене видов деятельности и необходимость в отдыхе, это приходит практически автоматически при регулярных выполнениях самостоятельных работ.
  • Формируются волевые качества. Это одна из главных задач самостоятельной деятельности, ведь детям так важно достичь психологической независимости от влияния внешних факторов (шума улицы, голосов других деток). А также в процессе подобного плана занятий у ребенка формируется устойчивость к влиянию чужого мнения и стремление доводить начатое дело до конца.
  • Формируются способности и навыки самостоятельного регулирования некоторых процессов. К примеру, ребенок с течением времени уже сам определяет для себя план игры, исследования, наблюдения, трудовой своей занятости. И здесь важнейшая задача заключается в том, чтобы простимулировать у ребенка это стремление выполнять задуманное без подсобной помощи педагогов. Потому работа и называется самостоятельной.

Познавательные задачи

Классификация

Помимо всего прочего, организация среды для самостоятельной деятельности детей, развивающей определенные навыки и умения, разграничивается по нескольким векторам предметно-образовательной направленности. Иными словами такая деятельность классифицируется по нескольким основным блокам.

  • Двигательная активность. Как неотъемлемая часть образовательного процесса воспитателями организовывается такая самостоятельная работа детишек, которая способствует развитию их опорно-двигательного аппарата. Подобного рода задачи реализовываются посредством таких постановок, как игры в казаков-разбойников, мышеловки, прятки и тому подобное.
  • Спокойные игры. В этом случае затрагиваются идеи самостоятельной организации детьми своего собственного игрового поля. Зачастую здесь идет подражательная тематика: детишки берут игрушки и имитируют ситуации в магазине, в аптеке, в больнице, в парке на прогулке. С увеличением возраста ребята старшей группы начинают разделяться на команды мальчиков и девочек: первые играют с машинками и солдатиками, вторые - с куколками и посудкой.
  • Художественная деятельность. Этот вид самостоятельной игровой деятельности детей реализовывается посредством организации детками представлений, театрализованных сценок, кукольного малого театра. Им интересно примерять на себя всевозможные карнавальные и сценические костюмы, им нравится пересказывать сюжеты из мультфильмов и сказок, они учатся напевать знакомые мелодии, и, что самое главное, некоторые начинают уже импровизировать и сочинять собственные сценарии, собственные песнопения.
  • Продуктивная деятельность. Отражается в моделировании детьми всевозможных аппликаций и поделок. Это тот уровень приобретения навыков, который способствует не только визуализации того, о чем думает ребенок. Помимо желания показать свои представления окружающим, он еще и старается сделать это эстетически представительно, красиво. Ему нравится сам процесс работы, особенно это проявляется в рисовании. Наличие красок, карандашей и холста в виде бумаги дает ребенку возможность проявить свои начальные умения и в дальнейшем их развивать, показывая сверстникам свое видение того или иного предмета, явления. В ход идут не только инструменты для рисования. Здесь еще затрагивается и работа с пластилином, бусинками, пайетками, всевозможными пуговицами, камешками, ракушками, ленточками, открытками, блестками и тому подобным инвентарем.
  • Исследовательская деятельность. Помимо того, что педагогами организовывается усваивание и накапливание детьми полученных сведений в готовом виде, задача любого воспитателя – это еще и побуждение детей к самостоятельным поисками и желанию познавать этот мир. То есть мало того, что малыш узнает о явлении или предмете из уст своего педагога, важно, чтобы ему самому хотелось на собственном опыте понять, как происходит тот или иной процесс. Поэтому детям интересны опыты, эксперименты. Подобные элементы образовательного процесса происходят без конкретного вмешательства воспитателя, но с обязательным его присутствием для контроля за соблюдением техники безопасности.
  • Элементы самообслуживания. Данное направление развития ребенка обеспечивает усвоение им конкретных элементов соблюдения ежедневной гигиены и собственной опрятности. Дети учатся мыть руки, принимать душ, одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, чистить зубы, причесываться. Им прививается обязательное внимание к себе и своему внешнему виду. Так ребенок готовится к адаптации во взрослом мире. И надо сказать, что упущение этого этапа впоследствии негативно сказывается на чувстве опрятности и аккуратности к себе и своим вещам.


Картотека самостоятельной деятельности детей

В группе работа педагогов на самом деле сложна и довольно многогранна. Качество организованной ими деятельности детей напрямую влияет на дальнейшую судьбу каждого из малышей. Исходя из того, что воспитателю необходимо заниматься всесторонним детским развитием, ему необходимо объединить в каждое задание сразу несколько предметных отраслей. Поэтому достаточно трудным представляется процесс самой организации трудовой деятельности в группе, независимо от того, старшая она, младшая или средняя. Чтобы обеспечить творческий и интересный познавательный процесс, педагог должен учесть не только научный аспект своих уроков и заданий, но и заинтриговать ребят интересной постановкой этого задания, пробудить их заинтересованность к выполнению той или иной работы.

Именно ввиду сложности соединить все воедино и качественно преподнести материал, дошкольными учреждениями формируются картотеки. Каждая картотека содержит предметную направленность, методы конкретной реализации и целевое предназначение проводимого занятия. Самостоятельная деятельность не исключение. Она также организовывается на основе перечня целей и задач, определенных в заранее разработанной воспитателем картотеке.

Какие элементы присущи любой картотеке?

  • Распределение по дням, а также утренним и дневным часам.
  • Заданная тематика работы на каждый день.
  • Целевое предназначение проведения занятий.
  • Постановка конкретных задач.
  • Перечень оборудования и инвентаря, необходимого для проведения работы.
  • Непосредственное описание формы реализации конкретного занятия.

Таким образом, карточка дня для младшей группы может выглядеть примерно следующим образом:

Подобные карточки должны быть подготовлены воспитателем заблаговременно на каждый день.

Самостоятельные развивающие игры

Центры познавательной активности

Кроме того, что в дошкольных учреждениях предусмотрено формирование картотеки деятельности, организация рабочего процесса также предусматривает наличие в открытом доступе сразу нескольких центров познавательной активности при самостоятельной работе для детей. Что это за познавательные уголки, где малыши могут отдыхать за незамысловатой игрой, понаблюдать и поэкспериментировать с различными предметами, пообщаться со сверстниками в ходе выполнения какой-либо игры?

  • Познавательно-исследовательская зона – это так называемый уголок науки с миниатюрной лабораторией, опытной мастерской, тематическим уголком и прочими подобными детскими полезными развлечениями.
  • Игровая зона – площадка с игрушками и развивающими предметами.
  • Спортивная зона – здесь детишки при помощи специального спортивного инвентаря могут развивать свои физические способности.
  • Экологическая зона – место проведения самостоятельной деятельности, связанное с выращиванием растений, живыми цветами, мини-огородами и т. д.
  • Художественно-эстетическая зона – здесь ребята могут рисовать, создавать всевозможные аппликации, подготавливаться к занятиям самодеятельности, лепить из пластилина и выполнять прочие похожие задания.
  • Расслабляющая зона – зачастую выглядит как палатка, где ребята могут посидеть, тихо пообщаться, отдохнуть от активной деятельности.

Природоведческий уголок

Подводя итоги

Таким образом, самостоятельная деятельность, за организацию которой ответственность несут воспитатели дошкольного учреждения, основывается на том, что дети выполняют различные развивающие задания без непосредственного участия старших. Они учатся правилам гигиены, они собирают конструкторы и выполняют групповые занятия, они участвуют в театрализованных постановках и учатся тому, как и в каких ситуациях можно принимать самостоятельные решения. Благодаря такому блоку активности, дети быстрее познают окружающий мир, становятся ответственнее, дисциплинированнее, самостоятельнее.

Читайте также: