В каких международных условиях складывались основы послевоенного мира кратко

Обновлено: 06.07.2024

Конференция глав правительств СССР, США и Великобритании работала с 17 июля по 2 августа 1945 г. в Потсдаме. Была окончательно согласована система оккупации Германии; предусматрива­лось, что верховная власть в поверженной стране будет осуществляться главнокомандующими вооруженных сил СССР, США, Великобритании и Франции - каждым в своей зоне оккупации.

Острая борьба разгорелась по поводу западных границ Польши. Под нажимом И. В. Сталина западная граница Поль­ши устанавливалась вдоль рек Одер и Нейсе. Город Кёнигсберг и прилегающий к нему район передавались СССР, дру­гая часть Восточной Пруссии отходила к Польше.

Неудачей закончились попытки США поставить диплома­тическое признание некоторых стран Восточной Европы в за­висимость от реорганизации их правительств. Таким образом, фактически была признана зависимость этих стран от СССР. Три стороны подтвердили свое решение предать суду главных военных преступников.

Успешное в целом для СССР решение важных политиче­ских проблем было подготовлено благоприятной междуна­родной обстановкой, успехами Советской армии, а также за­интересованностью союзников во вступлении СССР в войну с Японией.

Воздушный мост в Берлин 1946

ООН была создана на завершающем этапе Второй мировой вой­ны на конференции в Сан-Франциско, начавшей работу 25 апреля 1945 г. Приглашения были отправлены 42 государствам от имени четырех великих держав: СССР, США, Вели­кобритании и Китая. Советской делегации удалось организо­вать приглашение для представителей Украины и Белоруссии. Всего в конференции участвовали 50 стран. 26 июня 1945 г. принятием Устава ООН конференция завершила работу.

Устав ООН обязывал членов организации разрешать спо­ры между собой только мирными средствами, воздерживать­ся в международных отношениях от применения силы или угроз применения силы. Устав провозглашал также равно­правие всех людей, уважение прав человека и его основных свобод, необходимость соблюдения всех международных договоров и обязательств.

B качестве главной задачи перед ООН ставилось содействие обеспечению всеобщего мира и международной безопасности.

Устанавливалось, что ежегодно будут проводиться сессии Генеральной Ассамблеи ООН с участием делегатов всех стран - членов ООН. В вопросах поддержания всеобщего мира главная роль отводилась Совету Безопасности ООН, состоящему из четырнадцати членов. Пять из них считались постоянными (СССР, США, Великобритания, Франция, Ки­тай), остальные подлежали переизбранию через каждые два года. Важнейшим условием явился установленный принцип единогласия постоянных членов Совбеза ООН. Этот принцип предохранял ООН от превращения ее в орудие диктата по от­ношению к какой-нибудь стране или к группе стран.

В 1947 г. отношения между СССР и США продолжали ухуд­шаться. Европа лежала в развалинах. В этих условиях росли влияние идей коммунизма, престиж СССР. Для подрыва по­добных настроений США приняли программу помощи Евро­пе - план Маршалла (по имени госсекретаря США Дж. Мар­шалла). Условием предоставления помощи стало ее использование под контролем США. Это было неприемлемо для СССР. Под его давлением Венгрия, Румыния, Албания, Болгария, Югославия, Польша, Чехословакия и Финляндия отказались от участия в плане Маршалла.

С целью укрепления советского влияния осенью 1947 г. создается Информационное бюро коммунистических партий (Коминформ) — подобие распущенного в 1943 г. Коминтерна. Вскоре Сталин принял решение отказаться от первоначально принятого им курса на переход восточноевро­пейских стран к социализму парламентскими методами. Пра­вительства коммунистов в 1гг. пришли к власти в Польше, Румынии, Венгрии и Чехословакии. До этого ком­мунисты получили власть в Югославии, Болгарии, Албании. В 1949 г. победой коммунистов завершилась Гражданская война в Китае. Коммунисты пришли к власти в Северном Вьетнаме и Северной Корее. Так сложился социалистиче­ский лагерь.

Несмотря на колоссальные внутренние трудности, СССР оказал всем этим странам огромную материальную помощь, которая позволила им к началу 50-х гг. в основном преодолеть послевоенную разруху. В 1949 г. для координации вопросов развития создается Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Одновременно в социалистических странах (странах народной демократии) проводились репрессии против ряда деятелей, включая руководителей компартий, заподозренных в попыт­ках вывести свои государства из-под контроля СССР. Лишь правителю Югославии Иосипу Броз Тито удалось отстоять свое право на самостоятельную политику, что стало причиной разрыва отношений СССР с Югославией в 1948 г.

План Маршалла и ответ на него СССР привели к дальней­шему разделению мира на две противостоящие друг другу части: Восток и Запад (биполярный мир).

Берлинский кризис поставил мир на грань войны, при­вел к окончательному разделу Германии. 8 мая 1949 г. Пар­ламентский совет под руководством Конрада Аденауэра принял Конституцию Федеративной Республики Герма­ния (ФРГ). 20 сентября 1949 г. Аденауэр представил парла­менту первый состав нового государства. 7 октября 1949 г. была образована просоветская Германская Демократиче­ская Республика (ГДР).


Осенью 1918 года завершилась Первая мировая война. 29 сентября перемирие с Антантой подписала Болгария, 30 октября — Османская империя. 3 ноября вышла из войны Австро-Венгрия. 11 ноября в железнодорожном вагоне маршала Фердинанда Фоша в Компьенском лесу было подписано перемирие с Германией. Оно вступило в силу в 11 часов утра. Был дан 101 артиллерийский залп — это были последние залпы Первой мировой войны.

Наступил долгожданный мир. Вот только радость по этому поводу омрачалась огромными потерями. В ходе войны погибло около 10 млн. солдат и офицеров, более 18 миллионов получили ранения. Почти 11,5 миллионов мирных жителей пали жертвами этой войны. Голод и эпидемии, связанные с войной, стали причиной гибели ещё, как минимум, 20 млн. человек.

Сегодня мы более подробно остановимся на политических итогах Первой мировой, на тех изменениях, которые произошли после неё в Европе и мире.

Парижская мирная конференция


Но такая ситуация не устраивала английское и французское правительства. Они не стремились отказываться от своих колоний, наоборот, хотели расширить их за счёт владений побеждённых стран, чтобы использовать их ресурсы для более быстрого восстановления экономики. Также для США, в отличие от Англии и Франции, не был актуален вопрос о репарациях. Репарациями называют возмещение ущерба, нанесённого страной-агрессором пострадавшим от войны государствам.

Английскую и французскую делегацию разъединяли споры о будущем Германии. Франция желала бы её кардинального ослабления, вплоть до разделения на несколько мелких государств. Оно и понятно: Франция уже дважды за неполные полвека страдала от агрессии своей северо-восточной соседки. Для Великобритании же слабая Германия означала слишком сильную Францию, которая могла бы стать серьёзным конкурентом.


Однако, не смотря на все эти противоречия и разногласия, Парижской мирной конференции удалось принять целый ряд важных решений.

Версальский мирный договор

28 июня 1919 г., ровно через 5 лет после убийства эрцгерцога Франца Фердинанда — события, послужившего поводом к началу Первой мировой, в Версальском дворце был подписан мирный договор с Германией. На неё была возложена вся ответственность за начало войны и ущерб, нанесённый в ходе боевых действий. 895 немецких офицеров во главе с кайзером Вильгельмом II были объявлены военными преступниками, подлежащими выдаче. Впрочем, союзники не особенно настаивали на выполнении этого требования, понимая его нереальность. Подобного в истории ещё не было.


Германия должна была признать независимость Польши и Чехословакии и отказаться от претензий на присоединение Австрии.

Версальский договор практически разоружал Германию. Её армия не должна была превышать 100 тыс. добровольцев, а флот — 16 тыс. человек. Германии запрещалось иметь самолёты, дирижабли, танки, тяжёлую артиллерию, подводные лодки и суда водоизмещением более 10 тыс. тонн. Территория по левому берегу Рейна и полоса шириной в 50 км по правому берегу реки объявлялись демилитаризованной зоной. Это означало, что здесь Германии запрещалось содержать войска и строить укрепления.


По образцу Версальского были составлены и мирные договоры с союзниками Германии: Сен-Жерменский — с Австрией, Трианонский — с Венгрией, Нёйиский — с Болгарией и Севрский — с Турцией. Все они также содержали условия, связанные с территориальными потерями, военными ограничениями и репарационными выплатами.

Противоречия Версальско-Вашингтонской системы международных отношений

Кроме того, Парижская конференция юридически признала образование новых независимых государств в Европе, возникших на обломках рухнувших империй: Австрии, Венгрии, Чехословакии, Королевства Сербов, Хорватов, Словенцев (Югославии), Польши, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии.

Версальская система — так называют систему международных отношений, сложившуюся после Первой мировой войны — имела двойственный характер. С одной стороны, она юридически утвердила окончание Первой мировой войны, создала перспективы для мирного развития, упорядочила границы новых стран. Но обеспечить прочной стабилизации Версальская система не смогла.

Новые европейские границы были проведены без учёта этнического состава населения, что обострило проблему национальных меньшинств.

Таким образом, Версальская (или точнее Версальско-Вашингтонская) система международных отношений таила в себе семена новой мировой войны.

Создание ООН. Попытка формирования нового миропорядка. Созданная в ходе войны Антигитлеровская коалиция стала основой для формирования новой международной организации. Ещё шли бои в Европе и на Тихом океане, когда в Сан-Франциско собрались представители 50 стран мира. Конференция (25 апреля – 26 июня 1945 г.) завершилась созданием Организации Объединённых Наций. Её главной целью признавалось поддержание международного мира и безопасности на основе принципов равенства, мирного разрешения споров, воздержания от угроз применения силы. Первоначально в состав ООН входило 51 государство, включая две советские союзные республики – Белоруссию и Украину. Это позволило СССР иметь в ООН три голоса.

Высшими органами ООН, согласно уставу, были объявлены Генеральная Ассамблея (в её пленарных заседаниях принимают участие представители всех стран-участниц) и Совет Безопасности. Неспособность руководящих органов Лиги Наций противодействовать силам агрессоров обусловила предоставление Совету Безопасности ООН значительных полномочий. Он получил возможность накладывать на агрессора санкции, вплоть до организации экономической блокады и применения силы. Статус постоянных членов Совета Безопасности получили страны – победительницы во Второй мировой войне: СССР, США, Великобритания, Франция и Китай. Регулярно переизбираемые шесть (впоследствии десять) непостоянных членов исполняют полномочия в течение двух лет. Постоянные члены СБ имеют право наложить вето на любое решение.


Комплекс зданий ООН в Нью-Йорке

При ООН были созданы международные организации, осуществлявшие взаимовыгодное сотрудничество в экономической, социальной и гуманитарной сферах. Среди них: Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). С целью достижения финансовой стабильности под эгидой ООН были созданы Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Доминирующее положение в этих финансовых организациях заняли Соединённые Штаты Америки.

Не сумев предотвратить региональные конфликты, гражданские войны и войны за независимость, ООН стала тем не менее той площадкой, на которой могли встречаться конфликтующие стороны для решения спорных вопросов. Новый миропорядок не позволил реализоваться и самому трагическому сценарию – широкомасштабной войне между бывшими союзниками – СССР и США.

Целью Советского Союза на международной арене было обеспечение условий для восстановления разрушенной войной экономики, создание блока дружественных государств, наличие которого могло бы обезопасить границы страны. Возросшая военная мощь и авторитет СССР на международной арене делали, по мнению И. В. Сталина, реальным достижение традиционных внешнеполитических целей Российской империи. Советский руководитель намеревался добиться от Турции предоставления Советскому Союзу военно-морской базы в Дарданеллах, создания военно-морской базы в Ливии, укрепления позиций страны в Китае, Иране и на Балканах.


У. Черчилль и Г. Трумэн в Фултоне. 1946 г.

Военные блоки с участием США были созданы на Ближнем Востоке и в странах Тихоокеанского региона. Сеть военных баз обеспечивала Соединённым Штатам возможность быстрой и эффективной защиты собственных интересов в различных частях планеты. Расположенные на базах воинские подразделения неоднократно использовались для свержения неугодных США правительств.

В 1955 г. в противовес НАТО Советский Союз создал собственный военно-политический блок – Организацию Варшавского договора. Решение о его формировании было принято после вступления в Североатлантический альянс Федеративной Республики Германии. Включение в состав вооружённых сил НАТО воссозданного из обломков вермахта западногерманского бундесвера было расценено руководством СССР как угроза национальной безопасности страны. В ОВД вошли СССР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Болгария, Албания, Румыния и ГДР. Советское военное присутствие на территории большинства стран – участниц ОВД способствовало сохранению в них просоветских режимов. Главнокомандующими объединёнными вооружёнными силами ОВД всегда являлись советские генералы.

Впервые новые тенденции в международных отношениях проявились во время Карибского кризиса 1962 г. Размещение в 1957 г. американцами ракет средней дальности на территориях Греции и Турции создало угрозу югу европейской части СССР. В ответ советское руководство, воспользовавшись просьбой о помощи кубинско-го лидера Ф. Кастро, чья страна подверглась нажиму со стороны США, тайно разместило на Кубе ракеты средней дальности с ядерными боеголовками. Американцы узнали о случившемся из данных аэрофотосъёмки. Впервые со времени окончания Второй мировой войны территория США оказалась уязвимой: малое подлётное время не давало американцам возможности осуществить запуск противоракет. Президент США Дж. Кеннеди объявил об установлении морской блокады Кубы. Советские суда, идущие к острову, сопровождали военные корабли и подводные лодки. Казалось, столкновение двух флотов неминуемо, а за ним неизбежной становилась и крупно-масштабная война. Однако возможность уничтожения друг друга стала сдерживающим фактором. Н. С. Хрущёв и Дж. Кеннеди пошли на заключение соглашения. СССР убирал свои ракеты с Кубы, американцы демонтировали ракеты в Европе. Куба получала от США гарантии ненападения.


Президент США Дж. Кеннеди и председатель Совета Министров СССР Н. С. Хрущёв

Первое военное столкновение, в котором СССР и США оказались по разные стороны линии фронта, произошло на Корейском полуострове. Освобождение в 1945 г. территории полуострова от японских оккупантов закончилось установлением на севере и юге Кореи соответственно просоветского и проамериканского режимов. В июне 1950 г. заранее отмобилизованные и оснащённые советским оружием северокорейские дивизии вторглись на территорию Южной Кореи. Внезапность нападения и неоценимый опыт советских военных советников привели к тому, что южнокорейская армия была разбита и оттеснена на юг полуострова.

Поставки оружия осуществлялись СССР и США и участникам других региональных конфликтов. Поля сражений исполняли роль военных полигонов для апробации новых систем вооружения. Часто в результате падения просоветских или проамериканских режимов расходы сверхдержав на поставки оружия становились безвозвратными: победители отнюдь не стремились платить по счетам побеждённых. Однако для советской экономики участие страны в региональных конфликтах было гораздо более обременительным.


Вьетнамская девочка конвоирует сбитого американского лётчика

Вопросы и задания

3. Составьте рассказ об участии СССР и США в региональных конфликтах. Чем объяснялось участие в них каждой из сторон?

Какие факты, на ваш взгляд, позволили Дж. Кеннану сделать подобные выводы о причинах и характере внешней политики СССР?

Удалось ли США избежать опасности, о которой предупреждал американский дипломат? Свой ответ аргументируйте.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 2. Международные отношения в начале XX в

§ 17. Послевоенное устройство мира. Международные отношения в 1945 – начале 1970-х гг

§ 17. Послевоенное устройство мира. Международные отношения в 1945 – начале 1970-х гг Создание ООН. Попытка формирования нового миропорядка. Созданная в ходе войны Антигитлеровская коалиция стала основой для формирования новой международной организации. Ещё шли бои в Европе

Глава 2. Внутриполитическое положение России в 1890 — начале 1900-х годов и международные отношения

Глава 2. Внутриполитическое положение России в 1890 — начале 1900-х годов и международные отношения В октябре 1894 г. скончался император Александр III. Хотя он почти год болел, его смерть оказалась неожиданной для общества и близких. Цесаревич Николай Александрович записал в

Послевоенное устройство

Послевоенное устройство Участники тегеранской встречи лишь в общих чертах коснулись проблемы послевоенного устройства мира. Несмотря на противоречивость интересов держав, представленных на конференции, уже на этом этапе войны делались попытки найти общий язык в

Глава I. Международные отношения и внешняя политика Швеции в X — начале XVIII вв.

Глава I. Международные отношения и внешняя политика Швеции в X — начале XVIII вв. От эпохи викингов до крестовых походов (X-XIV вв.) С самых древних времен морские просторы были притягательны для народов и племен, населявших земли, прилегающие к морям. Скандинавы не являются

ПОСЛЕВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО

ПОСЛЕВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО Участники тегеранской встречи лишь в общих чертах коснулись проблемы послевоенного устройства мира. Несмотря на противоречивость интересов держав, представленных на конференции, уже на этом этапе войны делались попытки найти общий язык в

§ 2. Международные отношения в начале XX в.

На пути к глобальному конфликту: международные отношения в начале XX в

На пути к глобальному конфликту: международные отношения в начале XX в Рубеж XIX–XX веков ознаменовался серией локальных войн за передел мира. Открыла ее вспыхнувшая в апреле 1898 г. испано-американская война. Она была весьма быстротечной – слишком неравными оказались силы

От сотрудничества к конфронтации: международные отношения в 1945–1948 гг

От сотрудничества к конфронтации: международные отношения в 1945–1948 гг Когда участники антигитлеровской коалиции объединенными усилиями добились победы в войне и, таким образом, открыли новую главу в развитии человеческой цивилизации, вряд ли кто мог с уверенностью

1. НОВАЯ РАССТАНОВКА СИЛ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ. БОРЬБА СССР ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО МИРА

1. НОВАЯ РАССТАНОВКА СИЛ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ. БОРЬБА СССР ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО МИРА Самая разрушительная из всех пережитых человечеством войн — вторая мировая война, охватившая более четырех пятых населения планеты, оказала огромное влияние на

8.3. Послевоенное устройство мира в 1946–1953 гг.

8.3. Послевоенное устройство мира в 1946–1953 гг. Послевоенный мир не стал более прочным. За короткое время отношения между СССР и его союзниками по антигитлеровской коалиции значительно ухудшились. Для их характеристики все чаще стала использоваться метафора «холодная

Окончание войны изменило международное положение СССР, который стал играть роль одного из признанных лидеров мирового сообщества. Закреплением этого статуса стало участие СССР в Организации Объединенных Наций (1945 г.), СССР стал постоянным членом Совета Безопасности. Увеличилось количество стран, с которыми СССР установил дипломатические отношения – с 26 в довоенный период до 52. В послевоенные годы основной задачей во внешней политике СССР стало обеспечение безопасности страны.

В 1962 г. разразился Карибский кризис, возникший после размещения на Кубе советских ракет с ядерными боеголовками в помощь Ф. Кастро от угрожающих действий США. Мир оказался на грани мировой катастрофы.США потребовали убрать с Кубы ракеты, в противном случае они угрожали нанести ракетно-бомбовые удары по ним. Благодаря переговорам между президентом США Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущевым удалось избежать катастрофы. СССР согласился вывезти свои ракеты в обмен на гарантии безопасности Кубы со стороны США и вывоз американских ракет с баз в Турции, нацеленных на СССР. 5 августа 1963 г. СССР, США и Великобритания подписали договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой, а в 1964 г. – соглашение о нераспространении ядерного оружия.




После окончания войны произошли изменения в структуре управления страной. В сентябре 1945 г. в СССР было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. Все функции по управлению страной находились в ведении Совнаркома СССР, преобразованного в марте 1946 г. в Совет Министров (до 1953 г.председателем был И.В. Сталин), наркоматы – в министерства.В октябре 1952 г. впервые состоялся ХIХ съезд ВКП(б), переименованной в КПСС.

Развитие народного хозяйства СССР, как и в предвоенные годы, определялось пятилетними планами. В марте 1946 г. Верховный совет СССР принял четвертый план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг.Приоритетными задачами провозглашалось восстановление районов страны, подвергшихся оккупации, первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. План предусматривал превзойти довоенный уровень в промышленности на 48 %, в сельском хозяйстве на 23%. Реконструкция народного хозяйства требовала колоссальных средств. Однако, если Западная Европа на эти цели получила по плану Маршалла 12,4 млрд. долл. США, то в СССР приходилось рассчитывать на внутренние источники: перераспределение средств из аграрного сектора в промышленный, репарации с Германии (4,3 млрд. долл.), сокращение расходов на социальную сферу, бесплатный труд почти 9 млн. заключенныхГУЛАГа и труд около 2 млн. военнопленных, денежная реформа 1947 г., государственные займы.

Наряду с восстановлением предприятий, велось сооружение новых.За пятилетку было восстановлено и построено 6200 промышленных предприятий, началась реализация атомного проекта. В 1949 г. было создано атомное оружие в СССР (разработчики – советские ученые
И. Курчатов, Ю. Харитон и др.). СССР стал второй страной в мире после США, обладавшей атомной бомбой. В 1953 г. создана водородная бомба (разработчики – ученые Я. Зельдович, А. Сахаров).

В послевоенный период тяжелым оставалось положение в сельском хозяйстве, валовая продукция которого в 1945 г. не превышала 60% довоенного уровня. За суровые годы войны в огромных количествах уменьшилось число трудоспособного населения, сократились посевные площади, ухудшилась обработка полей. Ситуация в сельском хозяйстве ухудшилась в связи с сильной засухой в1946 г., от которой пострадали Украина, Молдавия, центральные черноземные области, правобережные районы Нижнего Поволжья, Северный Кавказ. Разразился голод, унесший жизни около 1 млн. человек. Последствия засухи усугублялись политикой государства в деревне, которое рассматривало ее как источник для восстановления промышленности. Были повышены налоги с доходов от продаж на рынке, каждое крестьянское хозяйство сдавало государству в качестве налога за земельный участок производимые продукты, был повышен налог на содержание скота, что привело к массовому его забою, колхозники все еще были лишены паспортов и пенсионного обеспечения. В 1950 г. были проведены меры по укрупнению колхозов, в результате чего сократилась численность крестьянских наделов. В то же время села были оснащены новой сельскохозяйственной техникой, велись работы по электрификации села. В итоге к 50-м гг. по основным показателям в сельском хозяйстве удалось выйти на довоенный уровень производства.

В пятой пятилетке (1951-1955 гг.) также основными задачами были развитие тяжелой и оборонной индустрии. Успехи в производстве в послевоенный период были связаны с высоким энтузиазмом народа, в сознании которого развивалось чувство участия в великом деле – строительстве будущего своей страны.

С 1948 г. развернулась борьба с космополитизмом, начались процессы по делу Антифашистского еврейского комитета (1948 г.), делу врачей (1952-1953 г.), ленинградскому делу (1949-1952 гг.), в опале оказался маршал Г.К. Жуков.

Курс на идеологическую и культурную изоляцию от остального мира (железный занавес) привел к борьбе против западного влияния в отечественной культуре. Были закрыты журналы, запрещены литературные произведения. Репрессиям подверглись ученые и руководители таких областей как генетика, кибернетика. Все это нанесло серьезный удар по отечественной культуре.

Окончание войны изменило международное положение СССР, который стал играть роль одного из признанных лидеров мирового сообщества. Закреплением этого статуса стало участие СССР в Организации Объединенных Наций (1945 г.), СССР стал постоянным членом Совета Безопасности. Увеличилось количество стран, с которыми СССР установил дипломатические отношения – с 26 в довоенный период до 52. В послевоенные годы основной задачей во внешней политике СССР стало обеспечение безопасности страны.

В 1962 г. разразился Карибский кризис, возникший после размещения на Кубе советских ракет с ядерными боеголовками в помощь Ф. Кастро от угрожающих действий США. Мир оказался на грани мировой катастрофы.США потребовали убрать с Кубы ракеты, в противном случае они угрожали нанести ракетно-бомбовые удары по ним. Благодаря переговорам между президентом США Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущевым удалось избежать катастрофы. СССР согласился вывезти свои ракеты в обмен на гарантии безопасности Кубы со стороны США и вывоз американских ракет с баз в Турции, нацеленных на СССР. 5 августа 1963 г. СССР, США и Великобритания подписали договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой, а в 1964 г. – соглашение о нераспространении ядерного оружия.

После окончания войны произошли изменения в структуре управления страной. В сентябре 1945 г. в СССР было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. Все функции по управлению страной находились в ведении Совнаркома СССР, преобразованного в марте 1946 г. в Совет Министров (до 1953 г.председателем был И.В. Сталин), наркоматы – в министерства.В октябре 1952 г. впервые состоялся ХIХ съезд ВКП(б), переименованной в КПСС.

Развитие народного хозяйства СССР, как и в предвоенные годы, определялось пятилетними планами. В марте 1946 г. Верховный совет СССР принял четвертый план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг.Приоритетными задачами провозглашалось восстановление районов страны, подвергшихся оккупации, первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. План предусматривал превзойти довоенный уровень в промышленности на 48 %, в сельском хозяйстве на 23%. Реконструкция народного хозяйства требовала колоссальных средств. Однако, если Западная Европа на эти цели получила по плану Маршалла 12,4 млрд. долл. США, то в СССР приходилось рассчитывать на внутренние источники: перераспределение средств из аграрного сектора в промышленный, репарации с Германии (4,3 млрд. долл.), сокращение расходов на социальную сферу, бесплатный труд почти 9 млн. заключенныхГУЛАГа и труд около 2 млн. военнопленных, денежная реформа 1947 г., государственные займы.

Наряду с восстановлением предприятий, велось сооружение новых.За пятилетку было восстановлено и построено 6200 промышленных предприятий, началась реализация атомного проекта. В 1949 г. было создано атомное оружие в СССР (разработчики – советские ученые
И. Курчатов, Ю. Харитон и др.). СССР стал второй страной в мире после США, обладавшей атомной бомбой. В 1953 г. создана водородная бомба (разработчики – ученые Я. Зельдович, А. Сахаров).

В послевоенный период тяжелым оставалось положение в сельском хозяйстве, валовая продукция которого в 1945 г. не превышала 60% довоенного уровня. За суровые годы войны в огромных количествах уменьшилось число трудоспособного населения, сократились посевные площади, ухудшилась обработка полей. Ситуация в сельском хозяйстве ухудшилась в связи с сильной засухой в1946 г., от которой пострадали Украина, Молдавия, центральные черноземные области, правобережные районы Нижнего Поволжья, Северный Кавказ. Разразился голод, унесший жизни около 1 млн. человек. Последствия засухи усугублялись политикой государства в деревне, которое рассматривало ее как источник для восстановления промышленности. Были повышены налоги с доходов от продаж на рынке, каждое крестьянское хозяйство сдавало государству в качестве налога за земельный участок производимые продукты, был повышен налог на содержание скота, что привело к массовому его забою, колхозники все еще были лишены паспортов и пенсионного обеспечения. В 1950 г. были проведены меры по укрупнению колхозов, в результате чего сократилась численность крестьянских наделов. В то же время села были оснащены новой сельскохозяйственной техникой, велись работы по электрификации села. В итоге к 50-м гг. по основным показателям в сельском хозяйстве удалось выйти на довоенный уровень производства.

В пятой пятилетке (1951-1955 гг.) также основными задачами были развитие тяжелой и оборонной индустрии. Успехи в производстве в послевоенный период были связаны с высоким энтузиазмом народа, в сознании которого развивалось чувство участия в великом деле – строительстве будущего своей страны.

С 1948 г. развернулась борьба с космополитизмом, начались процессы по делу Антифашистского еврейского комитета (1948 г.), делу врачей (1952-1953 г.), ленинградскому делу (1949-1952 гг.), в опале оказался маршал Г.К. Жуков.

Курс на идеологическую и культурную изоляцию от остального мира (железный занавес) привел к борьбе против западного влияния в отечественной культуре. Были закрыты журналы, запрещены литературные произведения. Репрессиям подверглись ученые и руководители таких областей как генетика, кибернетика. Все это нанесло серьезный удар по отечественной культуре.

Читайте также: