Как нам реорганизовать рабкрин ленин краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

При этом Ленин придавал принципиальное значение включению рядовых рабочих и крестьян в ЦК и ЦКК с целью оздоровления обстановки в партии, уменьшения опасности раскола и бюрократизации аппарата.

28 марта 1923 г. секретарям губернских комитетов ВКП(б) было направлено письмо с подписями Андреева, Бухарина, Дзержинского, Калинина, Каменева, Куйбышева, Молотова, Рыкова, Сталина, Томского, Троцкого, в котором была фактически дезавуирована данная ленинская работа следующим комментарием к ней: больной человек, оторванный от реальной жизни и не участвующий в работе партийных органов пишет что-то вроде дневника [2] . Сталин добился, чтобы выделенные курсивом [ уточнить ] слова из приведённой выше цитаты не попали в первую публикацию статьи, а затем и в последующие четыре издания Сочинений В. И. Ленина. В результате требование В. И. Ленина держать под строгим контролем деятельность генерального секретаря ЦК на долгие годы стало неизвестным для партии [3] .

На XII съезде ВКП(б) вопрос о Рабкрине не был внесён в повестку дня и почти не обсуждался. ЦКК с полномочиями, намеченными Лениным, не был создан и не стал органом, равноправным с ЦК [4] .

При этом Ленин придавал принципиальное значение включению рядовых рабочих и крестьян в ЦК и ЦКК с целью оздоровления обстановки в партии, уменьшения опасности раскола и бюрократизации аппарата.

Связанные понятия

Второй Всесоюзный Съезд Советов проходил в Москве с 26 января по 2 февраля 1924 года. 27 и 28 января заседания не проводились в связи с похоронами В. И. Ленина. В работе съезда приняли участие 2124 делегата, из них 1540 — с решающим голосом.

Партия народников-коммунистов (народники-коммунисты) — группа (затем отдельная партия) левых эсеров, отказавшаяся поддерживать политику своего ЦК и вышедшая из партии после левоэсеровского мятежа в Москве 1918 года.

Ультиматисты — группа в РСДРП, стоявшая за предъявление ультиматума депутатам Третьей Государственной Думы, принадлежавшим к Российской Социал-Демократической Рабочей Фракции с требованием подчиниться ЦК РСДРП, при невыполнении стояли за их отзыв. Предъявление ультиматума Российской Социал-Демократической Рабочей Фракции, большинство в которой составляли меньшевики привело бы к его отклонению фракцией, и как следствие сделало бы отзыв членов Государственной Думы от РСДРП неизбежным. Этим объясняется.

Генеральная линия партии — система доктрин, идеологических установок, основных направлений внутренней и внешней политики ВКП(б) — КПСС. В соответствии с разработанным Лениным принципом демократического централизма решения вышестоящих органов партии были обязательны для выполнения нижестоящими. Вместе с тем постоянно меняющиеся требования политического момента вынуждали время от времени вносить значительные изменения в основные партийные установки; после таких изменений требования партийной дисциплины.

Вопрос о финансировании большевиков Германией — вопрос о спонсировании большевиков правительствами Германии и Австро-Венгрии до Октябрьской революции, а также во время и после неё.

Международное социалистическое бюро — постоянный исполнительно-информационный орган Второго Интернационала, созданный в сентябре 1900 по решению Парижского конгресса (1900).

Совеща́ние обще́ственных де́ятелей — проходило 8 (21)— 10 (23) августа 1917 года в Москве. На совещание прибыли делегаты, объединённые стремлением довести войну до победного конца и наладить народное хозяйство путём восстановление сильной государственной власти. По итогам работы был избран Совет общественных деятелей.

Бюрократи́ческий коллективи́зм — теория классового общества, используемая некоторыми троцкистами для описания природы государственного режима в странах Восточного блока.

Партийно-советская печать — часть советской печати, периодические издания, являвшиеся печатными органами КПСС, коммунистических партий союзных республик и органов Советской власти. До 1952 года партийно-советская печать также именовалась большевистской печатью.

VIII Всероссийский съезд Советов — съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов РСФСР, проходивший 22—29 декабря 1920 года в Москве.

Старые большевики — получившее распространение после Октябрьской революции наименование для членов РСДРП(б), а позже — РКП(б) и ВКП(б), стаж пребывания которых в рядах большевиков начал исчисляться в период существования Российской империи.

Всероссийское совещание Советов — первое всероссийское собрание представителей Советов рабочих и солдатских депутатов после Февральской революции 1917 года. Прошло 29 марта (11 апреля) — 3 (16) апреля 1917. В совещании участвовало 480 делегатов от 139 Советов, 13 тыловых воинских частей, 7 действующих армий и 26 отдельных частей фронта.

Тактика салями (венг. szalámitaktika, англ. salami tactics, salami-slice strategy) — политическая тактика постепенной советизации и пошагового прихода к власти просоветских коммунистических сил в странах Восточной Европы в 1944—1949 годах.

Но́вое направле́ние — течение в советской исторической науке в 1960-е — начале 1970-х годов, сторонники которого оспаривали официально признанные выводы в отношении Октябрьской революции 1917 года.

Неокоммунизм (от лат. communis — община, общинное, neo — новый) — деятельность, направленная на развитие и претворение в жизнь идей коммунизма в новых условиях, принципы и взгляды, являющиеся приспособлением коммунизма или марксизма к новым общественным условиям.

Антипартийная группа Маленкова, Кагановича, Молотова и примкнувшего к ним Шепилова — название, официально использовавшееся в советской печати для обозначения группы высших партийных деятелей (Г. М. Маленков, Л. М. Каганович, В. М. Молотов), попытавшихся в июне 1957 года сместить Н. С. Хрущёва с должности 1-го секретаря ЦК КПСС. Группу поддержал, в частности, кандидат в члены Президиума ЦК Д. Т. Шепилов, высказавший личные претензии к Хрущёву.

Истпарт — Комиссия по истории Октябрьской революции и РКП(б), научно-исследовательское учреждение, которое занималось сбором, хранением, научной обработкой и изданием материалов по истории Коммунистической партии и Октябрьской революции. Как самостоятельное учреждение Комиссия действовала в 1920—1928 годах, а ее региональные отделения — до 1939 года.

Центра́льная контро́льная коми́ссия РКП(б), ВКП(б), КПСС (сокращённо ЦКК) — высший контрольный орган Коммунистической партии Советского Союза в 1920—1934 гг. и в 1990—1991 гг.

Рабо́че-крестья́нская инспе́кция (Рабкри́н, РКИ) — система органов власти, занимавшаяся вопросами государственного контроля. Систему возглавлял Наро́дный комиссариа́т Рабо́че-крестья́нской инспе́кции (НК РКИ). Создан в 1920 году, расформирован 11 февраля 1934 года. Вместо РКИ была создана Комиссия советского контроля при СНК СССР. С 1923 действовал совместно с Центральной контрольной комиссией ВКП(б) как единый советско-партийный орган, при этом нарком РКИ по совместительству возглавлял ЦКК.

Съезд Советов — высший орган власти в системе Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов; высший территориальный орган власти в некоторых советских республиках в 1917—1937 годы. На съездах избирались исполнительные комитеты, которые съезд наделял полномочиями осуществлять законодательные, распорядительные и контролирующие функции в периоды между съездами Советов.

Союз союзов — либеральное объединение профессионально-политических союзов, действовавшее во время революции 1905 года, лидером которого являлся П. Н. Милюков.

IV Всероссийский Съезд Советов (Четвёртый Чрезвычайный Съезд Советов Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов) (14—16 марта 1918, Москва).

А́вгустовский блок — объединение ряда групп и течений в Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), сложившееся на Венской конференции, состоявшейся по инициативе Л. Троцкого и проходившей с 12 (25) по 20 августа (2 сентября) 1912 года. В рамках конференции, поддержанной Социал-демократической партии Германии (СДПГ), и блока Троцкий пытался объединить враждующие фракции и направления, существовавшие в те годы в формально единой РСДРП: прежде всего, большевиков и меньшевиков. Конференция.

Революционная теория — условный проект радикальных преобразований, разработанный в марксистской теории.

Центральный мусульманский комиссариат — организация созданная 17 января 1918 г. при Наркомнаце для помощи в организации жизни и деятельности мусульманского населения РСФСР. Первым председателем стал Мулланур Вахитов. В деятельности Мускома принимали активное участие Мирсаид Султан-Галиев и Мустафа Субхи.

При этом Ленин придавал принципиальное значение включению рядовых рабочих и крестьян в ЦК и ЦКК с целью оздоровления обстановки в партии, уменьшения опасности раскола и бюрократизации аппарата.

28 марта 1923 г. секретарям губернских комитетов ВКП(б) было направлено письмо с подписями Андреева, Бухарина, Дзержинского, Калинина, Каменева, Куйбышева, Молотова, Рыкова, Сталина, Томского, Троцкого, в котором была фактически дезавуирована данная ленинская работа следующим комментарием к ней: больной человек, оторванный от реальной жизни и не участвующий в работе партийных органов пишет что-то вроде дневника [2] . Сталин добился, чтобы выделенные курсивом [ уточнить ] слова из приведённой выше цитаты не попали в первую публикацию статьи, а затем и в последующие четыре издания Сочинений В. И. Ленина. В результате требование В. И. Ленина держать под строгим контролем деятельность генерального секретаря ЦК на долгие годы стало неизвестным для партии [3] .

На XII съезде ВКП(б) вопрос о Рабкрине не был внесён в повестку дня и почти не обсуждался. ЦКК с полномочиями, намеченными Лениным, не был создан и не стал органом, равноправным с ЦК [4] .

К концу 1922 г. назрела необходимость реорганизации высшего эшелона партийного и государственного руководства в целях повышения эффективности его работы. Работа над новым Уставом началась еще накануне XI съезда, вопросы приема в партию обсуждались на самом съезде. В августе 1922 г. XII партийная конференция специально рассмотрела вопросы организационно-партийного строительства. Ленин и Троцкий предложили XII съезду две совершенно разные концепции реорганизации центральных органов партии.




В существовавшей системе возможности Троцкого прибрать к рукам ЦК партии были сильно ограничены, поскольку в отличие от делегатов съезда члены ЦК лучше знают не только видимую, но и подспудную часть борьбы. На съезде же можно было воспользоваться недостаточной осведомленностью большинства его делегатов, попытаться повлиять на их мнение****. Предложения Троцкого были ориентированы на завоевание ЦК без создания оформленной фракции, обходя, таким образом, решение X съезда партии о запрете фракций и групп: изменить внутреннюю структуру и состав ЦК, увеличить в нем число своих сторонников, провести их на ключевые должности в руководящих органах ЦК. Политический интерес Троцкого просматривается без труда, если оценивать его предложения в контексте той борьбы, которую он вел в 1921—1927 гг.

Мы вышли на важное для нашей темы положение: только в том случае, если отдельные органы ЦК, в том числе и его Секретариат, формируются съездом партии, получало смысл обращение к съезду партии с предложением решить персональный вопрос о генеральном секретаре.

Политически заинтересованность Троцкого в такой реорганизации (явно противостоящей ленинскому плану) легко объясняется. Двоецентрие позволяло Троцкому и его сторонникам создать вне ЦК точку опоры для продолжения борьбы против ЦК в том случае, если бы не удалось провести свою схему реорганизации ЦК и завоевать большинство в нем. В предложении Троцкого также проявилась попытка возродить те организационные формы, от которых большевистская партия давно отказалась как от несоответствующих характеру и духу революционной марксистской партии. Неудивительно, что в это время о Троцком говорили как о полуменьшевике, небольшевике*****.

Политический смысл предложения Троцкого состоял в том, чтобы не допустить укрепления связи ЦК с партийными, государственными и хозяйственными органами. Ленин же желал именно укрепления этих связей. Очевидна разница не только позиций, но и подходов к проблеме строительства политической системы диктатуры пролетариата в ее важнейшей части.

Впрочем, Троцкий шел уже проторенным путем, не был в этом вопросе первопроходцем. Еще на XI съезде партии противники Ленина Д.Б. Рязанов и В.Е. Цифринович высказывали мысль о предоставлении ЦКК функций контроля над ЦК от имени съезда партии. Тогда тоже речь фактически шла о создании двоецентрия в партии. Этим предложениям, откровенно отдававшим меньшевизмом и направленным на ослабление ЦК, Ленин противопоставил линию на укрепление ЦК, что достигалось прежде всего усилением его Секретариата, введением должности генерального секретаря и проведением на нее Сталина.

Теперь Ленин предлагал сделать в этом направлении еще один шаг — с помощью повышения эффективности работы ЦК и реорганизации ЦКК, а также определенного соединения, слияния ЦКК с РКИ.

Февральский (1923) Пленум ЦК решил организационный вопрос вынести самостоятельным пунктом повестки дня XII съезда партии и утвердил с некоторыми поправками подготовленные ЦК тезисы об улучшении работы центральных органов партии, не только учитывавшие предложения Ленина, но и шедшие дальше их.

Аналогичные решения, идущие, с одной стороны, в русле предложений Ленина, сделанных им в последних письмах и статьях, а с другой, идущие вразрез с предложениями Троцкого, были приняты и в отношении реорганизации ЦКК—РКИ[1373]. Следовательно, съезд поддержал предложение Ленина о соединении, слиянии партийного и государственного аппаратов.

* Это письмо подписано Бухариным, Зиновьевым, Калининым, Каменевым, Молотовым, Рудзутаком, Рыковым, Сталиным, Томским (Известия ЦК КПСС. 1991. № 3. С. 218).

*** Точнее, они направлялись ему в секретариат, но не передавались лично.

**** Именно этим Троцкий и занимался накануне XII съезда партии, поднимая вопрос о ленинской статье по национальному вопросу, и перед XIII съездом — вопрос о генеральном секретаре и об опасностях, исходящих от старого состава ЦК, старых большевиков, старого поколения партии и пр.

К концу 1922 г. назрела необходимость реорганизации высшего эшелона партийного и государственного руководства в целях повышения эффективности его работы. Работа над новым Уставом началась еще накануне XI съезда, вопросы приема в партию обсуждались на самом съезде. В августе 1922 г. XII партийная конференция специально рассмотрела вопросы организационно-партийного строительства. Ленин и Троцкий предложили XII съезду две совершенно разные концепции реорганизации центральных органов партии.

В существовавшей системе возможности Троцкого прибрать к рукам ЦК партии были сильно ограничены, поскольку в отличие от делегатов съезда члены ЦК лучше знают не только видимую, но и подспудную часть борьбы. На съезде же можно было воспользоваться недостаточной осведомленностью большинства его делегатов, попытаться повлиять на их мнение****. Предложения Троцкого были ориентированы на завоевание ЦК без создания оформленной фракции, обходя, таким образом, решение X съезда партии о запрете фракций и групп: изменить внутреннюю структуру и состав ЦК, увеличить в нем число своих сторонников, провести их на ключевые должности в руководящих органах ЦК. Политический интерес Троцкого просматривается без труда, если оценивать его предложения в контексте той борьбы, которую он вел в 1921—1927 гг.

Мы вышли на важное для нашей темы положение: только в том случае, если отдельные органы ЦК, в том числе и его Секретариат, формируются съездом партии, получало смысл обращение к съезду партии с предложением решить персональный вопрос о генеральном секретаре.

Политически заинтересованность Троцкого в такой реорганизации (явно противостоящей ленинскому плану) легко объясняется. Двоецентрие позволяло Троцкому и его сторонникам создать вне ЦК точку опоры для продолжения борьбы против ЦК в том случае, если бы не удалось провести свою схему реорганизации ЦК и завоевать большинство в нем. В предложении Троцкого также проявилась попытка возродить те организационные формы, от которых большевистская партия давно отказалась как от несоответствующих характеру и духу революционной марксистской партии. Неудивительно, что в это время о Троцком говорили как о полуменьшевике, небольшевике*****.

Политический смысл предложения Троцкого состоял в том, чтобы не допустить укрепления связи ЦК с партийными, государственными и хозяйственными органами. Ленин же желал именно укрепления этих связей. Очевидна разница не только позиций, но и подходов к проблеме строительства политической системы диктатуры пролетариата в ее важнейшей части.

Впрочем, Троцкий шел уже проторенным путем, не был в этом вопросе первопроходцем. Еще на XI съезде партии противники Ленина Д.Б. Рязанов и В.Е. Цифринович высказывали мысль о предоставлении ЦКК функций контроля над ЦК от имени съезда партии. Тогда тоже речь фактически шла о создании двоецентрия в партии. Этим предложениям, откровенно отдававшим меньшевизмом и направленным на ослабление ЦК, Ленин противопоставил линию на укрепление ЦК, что достигалось прежде всего усилением его Секретариата, введением должности генерального секретаря и проведением на нее Сталина.

Теперь Ленин предлагал сделать в этом направлении еще один шаг — с помощью повышения эффективности работы ЦК и реорганизации ЦКК, а также определенного соединения, слияния ЦКК с РКИ.

Февральский (1923) Пленум ЦК решил организационный вопрос вынести самостоятельным пунктом повестки дня XII съезда партии и утвердил с некоторыми поправками подготовленные ЦК тезисы об улучшении работы центральных органов партии, не только учитывавшие предложения Ленина, но и шедшие дальше их.

Аналогичные решения, идущие, с одной стороны, в русле предложений Ленина, сделанных им в последних письмах и статьях, а с другой, идущие вразрез с предложениями Троцкого, были приняты и в отношении реорганизации ЦКК—РКИ[1373]. Следовательно, съезд поддержал предложение Ленина о соединении, слиянии партийного и государственного аппаратов.

* Это письмо подписано Бухариным, Зиновьевым, Калининым, Каменевым, Молотовым, Рудзутаком, Рыковым, Сталиным, Томским (Известия ЦК КПСС. 1991. № 3. С. 218).

*** Точнее, они направлялись ему в секретариат, но не передавались лично.

**** Именно этим Троцкий и занимался накануне XII съезда партии, поднимая вопрос о ленинской статье по национальному вопросу, и перед XIII съездом — вопрос о генеральном секретаре и об опасностях, исходящих от старого состава ЦК, старых большевиков, старого поколения партии и пр.

А вот следующее для меня было полной новостью:

…в связи с попыткой отменить запрет на торговлю водкой и другими высокоградусными напитками, введённый ещё царским правительством после начала первой мировой войны и сохранённый после Октябрьской революции [В декабре 1919 года СНК РСФСР принял подписанное Лениным постановление "О воспрещении на территории РСФСР изготовления и продажи спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртосодержащих веществ". Этим постановлением разрешались производство и продажа лишь виноградных вин крепостью до 12 градусов. В начале 1921 года было разрешено выпускать спиртные напитки крепостью до 14 градусов, а в декабре того же года - поднять крепость выпускаемых напитков до 20 градусов и начать производство пива.]. В 1923 году вопрос о введении государственной водочной монополии был внесён на июньский пленум ЦК РКП (б). Узнав об этом, Троцкий направил членам ЦК и ЦКК письмо и проект резолюции по этому вопросу, в котором указывалось, что легализация продажи водки в целях пополнения бюджета может оказать "лишь пагубное действие на революцию и партию".
Троцкий писал, что "попытка перенести бюджет на алкогольную основу есть попытка обмануть историю" . Во-первых, такая мера ослабит зависимость государственного бюджета от успехов в области хозяйственного строительства. Во-вторых, попытка изъятия народных средств при помощи продажи алкоголя окажет деморализующее воздействие на рабочий класс и снизит реальную заработную плату рабочих.

…Вместе с тем на всём протяжении борьбы с левой оппозицией Сталин упорно уклонялся от ответа на вопрос об источниках индустриализации. Единственный его "вклад" в решение этого вопроса состоял в том, что он предложил в качестве конкретного источника вложений в развитие промышленности - наращивание производства государственной водки.
Эта мера была осуществлена правящей фракцией в острой борьбе с Троцким и его единомышленниками, которые считали, что вопрос о государственной продаже водки имеет колоссальное значение, поскольку он "врезается в жизнь широких масс". Критикуя "метод постепенного, незаметного внедрения государственной водки" как вредную и недопустимую меру, Троцкий опровергал суждения о том, что эта мера является средством борьбы с самогоноварением. "Одно из двух, либо мы захотим иметь серьёзный доход, то есть производя дорого, захотим ещё дороже продавать, - тогда крестьянин предпочтет самогон; а если захотим конкурировать с самогоном, тогда побудительный фискальный мотив у нас будет отсутствовать".
Троцкий требовал обсуждения вопроса о введении государственной продажи водки на партийном съезде или конференции. Это предложение большинством Политбюро было отвергнуто, вслед за чем государственное производство и продажа водки были окончательно узаконены постановлением ЦК и СНК от 25 августа 1925 года. Так началась беспрецедентная кампания по спаиванию народа.

Так вот кому должны были направлять свои проклятия поколения жен и детей, страдавших от буйных-во-хмелю мужей/отцов (или просто горьких пьяниц)! *

Ну и о соотношении класса и его гос. аппарата.

Читайте также: