Как нам обустроить россию краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Часы коммунизма — своё отбили.

Но бетонная постройка его ещё не рухнула.

И как бы нам, вместо освобождения, не расплющиться под его развалинами. [1]

Примечания

Ссылки

Один день Ивана Денисовича (1959) · Матрёнин двор (1959) · Правая кисть (1960) · Случай на станции Кочетовка (1963) · Для пользы дела (1963) · Захар-Калита (1965) · Как жаль (1965) · Пасхальный крестный ход (1966) · Крохотки (1958—1963, 1996—1999)

Не обычай дёгтем щи белить, на то сметана (1965) · Мир и насилие (1973) · На возврате дыхания и сознания (1974) · Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни (1974) · Образованщина (1974) · Жить не по лжи (1974) · Измельчание Свободы (1976) · Наши плюралисты (1982) · . Колеблет твой треножник (1984) · Как нам обустроить Россию (1990) ·

Архипелаг ГУЛАГ (1973) · Красное колесо · Русский вопрос к концу XX века (1994) · Русский словарь языкового расширения (1990—2000) ·

Содержание :

Солженицын. Биография. Иллюстрированное видео

Мелким народностям внутри грядущего Российского союза Солженицын считает нужным обеспечить национальную самобытность в культуре, религии, экономике. В представительном собрании Союза должна существовать особая Палата Национальностей.

Солженицын о современной западной демократии

Проект демократического развития России по А. Солженицыну

Несмотря на вышеприведённые критические замечания о демократии, Солженицын совсем не считает, что России она не нужна. Напротив – очень нужна. Демократический строй в любом случае лучше тоталитаризма.

Демократия малых пространств веками существовала и в России в виде русского деревенского мiра, вечевых собраний в городах, казачьего самоуправления, земства. Возрожденной земской системе и следует, по мнению Солженицына, стать основой государственности новой, свободной России.

Солженицын предлагает создать четыре ступени земства: местную (некрупный город, район крупного, волость), уездную (район области, крупный город), областную и всероссийскую. Всеобщим голосованием (но с учётом цензов возраста и оседлости) целесообразно избирать лишь низшую (местную) ступень. Это можно сделать уже сейчас – так чтобы избранные земства сразу заменили существующие местные советы.

Выборы последующих ступеней земства лучше производить не прямо гражданами, а депутатами предыдущих ступеней. Это внешне выглядит менее демократично, однако на деле обеспечит более тщательный и компетентный подбор способных людей на основе всё той же личной известности избираемых избирателям. Примерно через год после выборов местного земства его члены, получив опыт работы, смогут со знанием дела выделить из себя пропорциональную долю в уездную ступень, которая заменит прежние райсоветы и райисполкомы. Разумная постепенность смены прежних властей обеспечит лучшую подготовку новых, поможет избежать потрясений и скачков.

В конце первого (или даже второго) избирательного срока (приблизительно по два года каждый) уездное земство выбирает третью ступень: областные земские собрания, заменяющие облсовет и облисполком. Ещё через один избирательный период областные земства выбирают всероссийское (Палату Союза). Солженицын убеждён, что многоступенчатое, а не прямое голосование и здесь принесёт лишь пользу. При географической обширности России лишь таким путём могут быть избраны не отдаленные, малознакомые люди, только и пофигурявшие избирательной кампании, а талантливые, уже оправдавшие себя кандидаты. Основой же всей системы выборов всё равно останется нижняя ступень: переизбираемое каждый новый срок прямым демократическим выбором местное земство.

Главу российского государства – президента – А. И. Солженицын считает нужным выбирать всенародным голосованием, но без долгой и пристрастной избирательной кампании, когда главная цель – опорочить конкурента. Всеземское Собрание должно выдвинуть на народное голосование несколько кандидатур с кратким обоснованием каждой и сводкой выдвинутых возражений против неё. Правительство президент назначает по своему усмотрению.

В общероссийском земстве Палату Союзу следует дополнить Палатой Национальностей, куда каждая нация выдвинет своих представителей наиболее приемлемым по её народным традициям способом. Солженицын считает не лишним создать и третью палату общегосударственного собрания – верховную моральную инстанцию (Думу), с совещательным голосом, из опытного и культурного меньшинства. Её можно было бы составить из представителей от социальных слоев и профессий – знающих, сведущих в практических делах людей. Дума могла бы получить право публиковать мнения и запросы к президенту, совету министров, любой из двух прочих палат или к верховной судебной власти. Адресаты этих представлений должны либо мотивированно отвергнуть их, либо принять в руководство.

Как нам обустроить Россию. Александр Исаевич Солженицын

Часы коммунизма — свое отбили.

Но бетонная постройка его еще не рухнула.

И как бы нам, вместо освобождения, не расплющиться под его развалинами.

Мы — на последнем докате

Но так устроен человек, что всю эту бессмыслицу и губление нам посильно сносить хоть и всю нашу жизнь насквозь — а только бы кто не посягнул обидеть, затронуть нашу нацию! Тут — уже нас ничто не удержит в извечном смирении, тут мы с гневной смелостью хватаем камни, палки, пики, ружья и кидаемся на соседей поджигать их дома и убивать. Таков человек: ничто нас не убедит, что наш голод, нищета, ранние смерти, вырождение детей — что какая-то из этих бед первей нашей национальной гордости!

И вот почему, берясь предположить какие-то шаги по нашему выздоровлению и устройству, мы вынуждены начинать не со сверлящих язв, не с изводящих страданий — но с ответа: а как будет с нациями? в каких географических границах мы будем лечиться или умирать? А уже потом — о лечении.

А что же именно есть Россия? Сегодня. И — завтра (еще важней). Кто сегодня относит себя к будущей России? И где видят границы России сами русские?

Увы, многие мы знаем, что в коммунальной квартире порой и жить не хочется. Вот — так сейчас у нас накалено и с нациями.

И так я вижу: надо безотложно, громко, четко объявить: три прибалтийских республики, три закавказских республики, четыре среднеазиатских, да и Молдавия, если ее к Румынии больше тянет, эти одиннадцать — да! — непременно и бесповоротно будут отделены. (А о процессе отделения — страницами ниже.)

И все равно — еще останется в нем сто народов и народностей, от вовсе немалых до вовсе малых. И вот тут-то, с этого порога — можно и надо проявить нам всем великую мудрость и доброту, только от этого момента можно и надо приложить все силы разумности и сердечности, чтоб утвердить плодотворную содружность наций, и цельность каждой в ней культуры, и сохранность каждого в ней языка.

Слово к великороссам

А ведь то сказано было — в богатой, цветущей стране, и прежде всех миллионных истреблений вашего народа, да не слепо подряд, а уцеленно выбивавших самый русский отбор.

А уж сегодня это звучит с тысячекратным смыслом: нет у нас сил на окраины, ни хозяйственных сил, ни духовных. Нет у нас сил на Империю! — и не надо, и свались она с наших плеч: она размозжает нас, и высасывает, и ускоряет нашу гибель.

Надо теперь жестко выбрать: между Империей, губящей прежде всего нас самих, — и духовным и телесным спасением нашего же народа. Все знают: растет наша смертность, и превышает рождения, — мы так исчезнем с Земли! Держать великую Империю — значит вымертвлять свой собственный народ. Зачем этот разнопестрый сплав? — чтобы русским потерять свое неповторимое лицо? Не к широте Державы мы должны стремиться, а к ясности нашего духа в остатке ее. Отделением двенадцати республик, этой кажущейся жертвой — Россия, напротив, освободит сама себя для драгоценного внутреннего развития, наконец обратит внимание и прилежание на саму себя. Да в нынешнем смешении — какая надежда и на сохранение, развитие русской культуры? все меньшая, все идет — в перемес и в перемол.

Наш философ этого века Ив. А. Ильин писал, что духовная жизнь народа важней охвата его территории или даже хозяйственного богатства; выздоровление и благоденствие народа несравненно дороже всяких внешних престижных целей.

Да окраины уже реально отпадают. Не ждать же нам, когда наши беженцы беспорядочно хлынут оттуда уже миллионами.

А если верно, что Россия эти десятилетия отдавала свои жизненные соки республикам, — так и хозяйственных потерь мы от этого не понесем, только экономия физических сил.

libking

Александр Солженицын - Как нам обустроить Россию краткое содержание

Как нам обустроить Россию - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Солженицын Александр И

Как нам обустроить Россию

Как нам обустроить Россию

Сохранено форматирование оригинала (кроме колонок). ВЫДЕЛЕНИЕ и

Ё-фикация осуществлена специальным ефикатором (в словаре -- 2750

Часы коммунизма -- свое отбили.

Но бетонная постройка его еще не рухнула.

И как бы нам, вместо освобождения, не расплющиться под его развалинами.

МЫ -- НА ПОСЛЕДНЕМ ДОКАТЕ

Кто из нас теперь не знает наших бед, хотя и покрытых лживой статистикой? Семьдесят лет влачась за слепородной и злокачественной марксо-ленинской утопией, мы положили на плахи или спустили под откос бездарно проведенной, даже самоистребительной, "Отечественной" войны -треть своего населения. Мы лишились своего былого изобилия, уничтожили класс крестьянства и его селения, мы отшибли самый смысл выращивать хлеб, а землю отучили давать урожаи, да еще заливали ее морями болотами. Отходами первобытной промышленности мы испакостили окружности городов, отравили реки, озера, рыбу, сегодня уже доконечно губим последнюю воду, воздух и землю, еще и с добавкой атомной смерти, еще и прикупая на хранение радиоактивные отходы с Запада. Разоряя себя для будущих великих захватов под обезумелым руководством, мы вырубили свои богатые леса, выграбили свои несравненные недра, невосполнимое достояние наших правнуков, безжалостно распродали их за границу. Изнурили наших женщин на ломовых неподымных работах, оторвали их от детей, самих детей пустили в болезни, в дикость и в подделку образования. В полной запущи у нас здоровье, и нет лекарств, да даже еду здоровую мы уже забыли, и миллионы без жилья, и беспомощное личное бесправие разлито по всем глубинам страны, -- а мы за одно только держимся: чтоб не лишили нас безуемного пьянства.

Но так устроен человек, что всю эту бессмыслицу и губление нам посильно сносить хоть и всю нашу жизнь насквозь -- а только бы кто не посягнул обидеть, затронуть нашу н_а_ц_и_ю! Тут -- уже нас ничто не удержит в извечном смирении, тут мы с гневной смелостью хватаем камни, палки, пики, ружья и кидаемся на соседей поджигать их дома и убивать. Таков человек: ничто нас не убедит, что наш голод, нищета, ранние смерти, вырождение детей -- что какая-то из этих бед первей нашей национальной гордости!

И вот почему, берясь предположить какие-то шаги по нашему выздоровлению и устройству, мы вынуждены начинать не со сверлящих язв, не с изводящих страданий -- но с ответа: а как будет с нациями? в каких географических границах мы будем лечиться или умирать? А уже потом -- о лечении.

А ЧТо ЕСТЬ РОССИЯ?

Эту "Россию" уже затрепали-затрепали, всякий ее прикликает ни к ляду, ни к месту. И когда чудовище СССР лез захватывать куски Азии или Африки -- тоже во всем мире твердили: "Россия, русские".

А ч_т_о же именно есть Россия? Сегодня. И -- завтра (еще важней). К_т_о сегодня относит себя к будущей России? И г_д_е видят границы России сами русские?

За три четверти века -- при вдолбляемой нам и прогрохоченной "социалистической дружбе народов" -- коммунистическая власть столько запустила, запутала и намерзила в отношениях между этими народами, что уже и путей не видно, как нам бы вернуться к тому, с прискорбным исключением, спокойному сожитию наций, тому даже дремотному неразличению наций, какое было почти достигнуто в последние десятилетия предреволюционной России. Еще б, может, и не упущено разобраться и уладить -- да не в той лихой беде, как буре, завертевшей нас теперь. Сегодня видится так, что мирней и открытей для будущего: кому надо бы разойтись на отдельную жизнь, так и разойтись. И именно при этом всеместном национальном изводе, заслоняющем нам остальную жизнь, хоть пропади она, при этой страсти, от которой сегодня мало кто в нашей стране свободен.

Увы, многие мы знаем, что в коммунальной квартире порой и жить не хочется. Вот -- так сейчас у нас накалено и с нациями.

Да уже во многих окраинных республиках центробежные силы так разогнаны, что не остановить их без насилия и крови -- да и н_е н_а_д_о удерживать такой ценой! Как у нас все теперь поколесилось -так все равно "Советский Социалистический" развалится, в_с_е р_а_в_н_о! -- и выбора настоящего у нас нет, и размышлять-то не над чем, а только -- поворачиваться проворней, чтоб упредить беды, чтобы раскол прошел без лишних страданий людских, и только тот, который уже действительно неизбежен.

И так я вижу: надо безотложно, громко, четко объявить: три прибалтийских республики, три закавказских республики, четыре среднеазиатских, да и Молдавия, если ее к Румынии больше тянет, эти одиннадцать -- да! -- НЕПРЕМЕННО И БЕСПОВОРОТНО будут отделены. (А о процессе отделения -- страницами ниже.)

О Казахстане. Сегодняшняя огромная его территория нарезана была коммунистами без разума, как попадя: если где кочевые стада раз в год проходят -- то и Казахстан. Да ведь в те годы считалось: это совсем неважно, где границы проводить,-- еще немножко, вот-вот, и все нации сольются в одну. Проницательный Ильич-первый называл вопрос границ "даже десятистепенным". (Так -- и Карабах отрезали к Азербайджану, какая разница -- куда, в тот момент надо было угодить сердечному другу Советов -- Турции.) Да до 1936 года Казахстан еще считался автономной республикой в РСФСР, потом возвели его в союзную. А составлен-то он -из южной Сибири, южного Приуралья, да пустынных центральных просторов, с тех пор преображенных и восстроенных -- русскими, зэками да ссыльными народами. И сегодня во всем раздутом Казахстане казахов -- заметно меньше половины. Их сплотка, их устойчивая отечественная часть -- это большая южная дуга областей, охватывающая с крайнего востока на запад почти до Каспия, действительно населенная преимущественно казахами. И коли в этом охвате они захотят отделиться -- то и с Богом.

И вот за вычетом этих двенадцати -- только и останется то, что можно назвать Р_у_с_ь, как называли издавна (слово "русский" веками обнимало малороссов, великороссов и белорусов), или -- Россия (название с XVIII века) или, по верному смыслу теперь: Российский Союз.

И все равно -- еще останется в нем сто народов и народностей, от вовсе немалых до вовсе малых. И вот тут-то, с этого порога -- можно и надо проявить нам всем великую мудрость и доброту, только от этого момента можно и надо приложить все силы разумности и сердечности, чтоб утвердить плодотворную содружность наций, и цельность каждой в ней культуры, и сохранность каждого в ней языка.

СЛОВО К ВЕЛИКОРОССАМ

Еще в начале века наш крупный государственный ум С. Е. Крыжановский предвидел: "Коренная Россия не располагает запасом культурных и нравственных сил для ассимиляции всех окраин. Это истощает русское национальное ядро".

Читайте также: