Как начиналась галерея кратко

Обновлено: 08.07.2024

Третьяковская галерея является самым известным художественным музеем в Москве, она же — главная сокровищница национального искусства России, отражающая значительный вклад нашей страны в мировую культуру.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Третьяковская галерея

Основные моменты

Третьяковская галерея, как одно из самых известных культурных учреждений России, провозглашает четыре основные цели своей деятельности: сохранять, исследовать, представлять и популяризировать отечественное искусство, формируя тем самым национальную культурную идентичность и прививая современным поколениям понимание той важной роли, которую играет искусство как воплощение достижений и выражение цивилизованности нашего общества. И достигаются эти цели через знакомство наших сограждан (мы не говорим уже о зарубежных туристах) с подлинными шедеврами – творениями русских и мировых талантов. Тем самым, как отметил в своем отзыве один из благодарных посетителей Третьяковской галереи, жизнь людей делается ярче, краше и лучше.

Кто был основателем Третьяковки?

Наш экскурс в историю Третьяковской галереи начнем со знакомства с ее основателем – человеком без преувеличения выдающимся, имя которого навсегда вписано в скрижали отечественной культуры. Это Павел Михайлович Третьяков, принадлежавший к известному купеческому роду, никакого отношения к культуре не имевшему: его родители занимались исключительно коммерцией. Но поскольку Павел принадлежал к состоятельной фамилии, он получил отличное по тем временам образование и у него начала проявляться тяга к прекрасному. Став взрослым, он включился, как бы сейчас сказали, в семейный бизнес, всячески помогал отцу. Когда обоих родителей не стало, фабрика, который они владели, перешла к молодому Третьякову, и он основательно занялся ее развитием. Предприятие росло, принося все больший доход. Однако, несмотря на чрезвычайную занятость, Павел Михайлович не оставлял свое увлечение искусством.

Свою уникальную и бесценную коллекцию П. М. Третьяков пополнял на протяжении нескольких десятилетий. Он собирал полотна не только выдающихся живописцев, но и поддерживал дружеские отношения с начинающими мастерами, не отказывая в помощи тем, кто в этом нуждался, всячески продвигал их творчество. Если привести имена всех, кто должен быть благодарен меценату за всеобъемлющую помощь и поддержку, то рамок одной статьи для этого будет недостаточно – список окажется внушительным.

Зал Маковского Гульельми Л.Портрет А.А.Иванова 1859 мрамор Анфилада Александр Иванов. Явление Христа народу (1837-1857) Брюлловский зал

История Третьяковской галереи

Создатель уникального музея видел свое детище не просто как хранилище работ русских художников, а именно тех их полотен, которые бы передавали подлинную сущность русской души – открытой, широкой, преисполненной любви к своему Отечеству. И вот летом 1892 года Павел Михайлович передал свое собрание в дар в Москве. Так Третьяковка стала первым в России общедоступным музеем.

Проект фасада Третьяковской галереи В. М. Васнецова, 1900 г. "Мальчик в бане" (1858)

На момент передачи коллекция состояла не только из картин, но и из графических произведений русских живописцев: первых было 1287 экземпляров, вторых – 518. Отдельно следует сказать о работах европейских авторов (их насчитывалось свыше 80) и большом собрании православных икон. Кроме того, в коллекции нашлось место и скульптурам, их было 15.

Свою лепту в пополнение музейной коллекции внесли и власти Москвы, приобретая за счет городской казны настоящие шедевры мирового изобразительного искусства. К 1917 году, ставшему для России роковым, в Третьяковской галерее было уже 4 тысячи единиц хранения. Еще через год, уже при большевистском правительстве, музей получил статус государственного. Одновременно советская власть национализировала и многие частные коллекции.

Фонд Третьяковки, помимо этого, пополнялся и за счет включения в него экспонатов из небольших столичных музеев: Румянцевского музея, Цветковской галереи, Музея живописи и иконописи И. С. Остроухова. Таким образом, начало 30-х годов прошлого века ознаменовалось более чем пятикратным увеличением художественной коллекции. Одновременно с этим полотна западноевропейских художников были переданы в другие собрания. Основанная П. М. Третьяковым галерея стала хранилищем полотен, воспевающих самобытность именно русского человека, и в этом ее принципиальное отличие от других музеев и галерей.

Картина Луи Каравака "Портрет императрицы Анны Иоанновны". 1730 год "Крестьянин в беде" скульптора Чижова М.А.

Здания Третьяковской галереи

Главное здание Третьяковской галереи по Лаврушинскому переулку, 10, что в Замоскворечье, прежде принадлежало семье основателя – в этом доме жили его родители и он сам. Впоследствии купеческая усадьба неоднократно перестраивалась. Галерея также занимает примыкающие к основному зданию постройки. Фасад, который мы можем видеть сегодня, был сооружен в начале прошлого столетия, автором эскизов являлся В. М. Васнецов.

Выставка произведений Валентина Александровича Серова в Третьяковской галерее

Стиль здания – неорусский, и это неслучайно: это тоже призвано было подчеркнуть тот факт, что музей является хранилищем образцов именно русского искусства. На том же главном фасаде посетители могут видеть барельефное изображение столичного герба – Святого Георгия со змием. А по обе стороны от него находится керамический полихромный фриз, весьма нарядный. Выполненная вязью крупная надпись с именами Петра и Сергея Третьяковых – обоих дарителей коллекции – составляет с фризом единое целое.

В 1930 году справа от главного здания было возведено дополнительное помещение по проекту архитектора А. Щусова. Слева от бывшей купеческой усадьбы расположился Инженерный корпус. Кроме этого, Третьяковской галерее принадлежит комплекс на Крымском валу, где, в частности, проводятся выставки современного искусства. Выставочный зал в Толмачах, музей-храм святителя Николая, а также музей А. М. Васнецова, дом-музей народного художника П. Д. Корина и музей-мастерская скульптора А. С. Голубкиной также принадлежат Третьяковке.

Инженерный корпус Третьяковской галереи Третьяковская галерея на Крымском Валу

Что посмотреть в Третьяковской галерее

В настоящее время Третьяковская галерея – больше чем просто музей, она представляет собой центр по изучению различных направлений в искусстве. Работники галереи, являющиеся профессионалами высокого класса, нередко выступают в качестве экспертов и реставраторов, к чьим мнениям и оценкам прислушиваются. Еще одним достоянием галереи можно считать уникальный книжный фонд, в котором хранится свыше 200 тысяч тематических изданий по различным направлениям в искусстве.

В залах древнерусского искусства Третьяковской галереи

Теперь непосредственно об экспозиции. Современная коллекция включает в себя более 170 тыс. произведений отечественного искусства, и это далеко не предел: она продолжает пополняться благодаря художникам, подношениям частных лиц, различных организаций и наследников выдающихся деятелей искусства, которые приносят в дар различные работы. Экспозиция поделена на разделы, каждый охватывает определенный исторический период. Назовем их: древнерусское искусство, начиная с XII и заканчивая XVIII веком; живопись XVII — первой половины XIX веков; живопись второй половины XIX века; русская графика с XIII по XIX столетия, а также русская скульптура того же периода.

"Утро в сосновом лесу" Иван Шишкин, Константин Савицкий. 1889 год "Богатыри" Виктор Васнецов. 1898 год

Так, в разделе древнерусского искусства представлены работы как известных иконописцев, так и оставшихся безымянными. Из известных имен назовем Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. В залах, отведенных под шедевры искусства XVIII – первой половины XIX столетия выставлены полотна таких выдающихся мастеров, как Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий, К. Л. Брюллов, А. А. Иванов.

Чёрный супрематический квадрат — работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году, одна из самых обсуждаемых картин в русском искусстве

Сокровищница Третьяковской галереи

В другом специальном разделе Третьяковской галереи демонстрируются образцы графики, особенность которых в том, что на них не должен падать прямой яркий свет. Они выставлены в залах с мягким искусственным освещением, от чего кажутся особенно красивыми и чарующими.

К сведению туристов: фотографирование временных выставок в Третьяковской галерее может быть запрещено (об этом сообщается отдельно).

Время работы

Третьяковская галерея по вторникам, средам и воскресеньям работает с 10:00 до 18:00; по четвергам, пятницам и субботам – с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник. Экскурсию можно заказать в экскурсионном бюро, которое находится у главного входа. Она продолжается от 1 часа 15 минут до полутора часов.

Как добраться

Третьяковская галерея является крупнейшим художественно – историческим музеем, посвященным изобразительному искусству в России. Он расположен в Москве в Лаврушинском переулке. Галерея поражает своим размером – в ней насчитывается более 100 000 различных экспонатов.


Коротко об истории создания Третьяковской галереи

Третьяковская галерея была создана в 1856 году. Ее создателем считается купец Павел Третьяков. Через 11 лет, в 1867 году галерею открыли для посетителей, а 1892 году хозяин подарил ее городу. Так из личного музея Третьяковка превратилась в государственную собственность.

Уже на тот момент поражал размах экспозиции – в 1892 году в коллекции насчитывалось более 1200 картин, 471 рисунков и около десятка различных скульптур.

В 1917 году, после окончания революции, Третьяковка была национализирована, после чего в ней стали появляться различные вещи, принадлежавшие частным коллекциям, как русским, так и зарубежным.

На текущий момент в галерее можно посмотреть около 180 тысяч различных экспонатов. В Третьяковской галерее представлены не только произведения русских и зарубежных художников, но и различные изделия из драгоценных металлов, имеющие историческую ценность.

Проект фасада Третьяковской галереи, 1900 год

Современная деятельность

Здание Третьяковской галереи располагается в Лаврушинском переулке, доме под номером 10. Среднее количество посетителей насчитывает более полутора миллионов людей в год. Третьяковская галерея имеет несколько филиалов, в состав которого входит Инженерный корпус, несколько домов – музеев и даже храм в Толмачах. В 2014 году начались работы по возведению еще одного филиала, который будет располагаться в районе Кадашевской набережной.
В самой галерее представлено несколько экспозиций:

  • Искусство Древней Руси 12-17 веков;
  • Искусство 18 века;
  • Искусство 19 века;
  • Искусство начала 20 века;
  • Искусство СССР и сокровищница.

Сама галерея состоит из 106 залов, экспозиции в каждом из них тщательно подобраны по живописцам и эпохам.


Интересные факты


Похожие записи:

Коротко о Третьяковской галерее : 1 комментарий

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

КАК НАЧИНАЛАСЬ ГАЛЕРЕЯ Выполнила: Гузиченко Светлана Евгеньевна, учитель иску.

Описание презентации по отдельным слайдам:

КАК НАЧИНАЛАСЬ ГАЛЕРЕЯ Выполнила: Гузиченко Светлана Евгеньевна, учитель иску.

КАК НАЧИНАЛАСЬ ГАЛЕРЕЯ Выполнила: Гузиченко Светлана Евгеньевна, учитель искусства, МБОУ с УИОП №61 г.Кирова

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) Российский предприниматель, меценат.

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) Российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства. Основатель Третьяковской галереи.

Павел Михайлович Третьяков происходил из древнего, но небогатого купеческого.

Павел Михайлович Третьяков происходил из древнего, но небогатого купеческого рода, который жил в Малоярославце. В 1853 году появилось "Описание картинной галереи тайного советника Федора Ивановича Прянишникова". Личное знакомство с этой коллекцией в 1856 году, посещение Эрмитажа в Петербурге и побудило Павла Михайловича к собирательству. Но, не имея тогда достаточно средств, он предпочел покупать картины своих еще мало известных современников.

Одной из первых в 1856 году была приобретена картина Худякова В.Г. Худяков "С.

Одной из первых в 1856 году была приобретена картина Худякова В.Г. Худяков "Стычка с финляндскими контрабандистами" (1853)

Несколько позднее появилась у молодого коллекционера картина Н.Г. Шильдера Н.

Несколько позднее появилась у молодого коллекционера картина Н.Г. Шильдера Н.Г. Шильдер "Искушение" (1850-е)

В 1856 году 24-летний купец Павел Третьяков приобретает несколько картин совр.

В 1856 году 24-летний купец Павел Третьяков приобретает несколько картин современных русских художников. Поэтому Третьяков называл годом основания своего собрания – 1856 год.

В 1860 году, впервые отправившись за границу по делам своего Торгового дома и.

В 1860 году, впервые отправившись за границу по делам своего Торгового дома и для самообразования, Павел Михайлович Третьяков составил завещательное письмо. В нем были примечательные строки: "Капитал же сто пятьдесят тысяч р. серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музею или общественной картинной галереи". Подчиняясь именно этому желанию, он продолжал свою собирательскую деятельность.

Зная о произведениях К.П. Брюллова, находящихся в Италии, Третьяков просит пр.

Зная о произведениях К.П. Брюллова, находящихся в Италии, Третьяков просит приобрести у наследников археолога М. Ланчи его портрет. Так в 1860 году в коллекции появилась первая работа К.П. Брюллова. Собиратель и позднее стремился приобретать полотна "великого Карла". К.П. Брюллов "Портрет археолога М.Ланчи" (1851).

Со многими художниками Третьякова связывала искренняя дружба. При необходимос.

Со многими художниками Третьякова связывала искренняя дружба. При необходимости он поддерживал их материально. Подчас покупка произведения определяла дальнейшую творческую судьбу мастера. Так было с картиной В.Г. Перова. В.Г. Перов "Сельский крестный ход на Пасхе" (1861).

Реалистическое направление живописи второй половины XIX века поднимало "больн.

Реалистическое направление живописи второй половины XIX века поднимало "больные вопросы" общества, которые волновали и Третьякова. Многие его приобретения не случайны. В.В. Пукирев "Неравный брак" (1862) Одна из актуальных тем того времени - бесправие женщины.

Н.В. Неврев "Воспитанница" (1867)

Н.В. Неврев "Воспитанница" (1867)

К.Д. Флавицкий "Княжна Тараканова"

К.Д. Флавицкий "Княжна Тараканова"

В 1865 году Павел Михайлович женился. Его жена Вера Николаевна, урожденная Ма.

В 1865 году Павел Михайлович женился. Его жена Вера Николаевна, урожденная Мамонтова, приходилась двоюродной сестрой хлебосольному хозяину подмосковного Абрамцева Савве Ивановичу Мамонтову и двоюродной тетушкой Вере Мамонтовой,ставшей моделью для работы В.А. Серова "Девочка с персиками«.

На I-й выставке, где было всего 47 работ, половину занимали пейзажи. Третьяк.

На I-й выставке, где было всего 47 работ, половину занимали пейзажи. Третьякова пленила переданная художником А.К. Саврасовым в картине "Грачи прилетели" (1871) скромная прелесть русской природы.

На 2-й передвижной выставке была представлена картина, купленная еще у него в.

На 2-й передвижной выставке была представлена картина, купленная еще у него в мастерской. О ней Третьяков говорил, что "это самая лучшая картина в нашей школе за последнее время". И.Н. Крамской "Христос в пустыне" (1872),

Замысел Павла Михайловича собрать галерею портретов людей, выдающихся в искус.

Замысел Павла Михайловича собрать галерею портретов людей, выдающихся в искусстве и науке, воплотился в заказах таких портретов многим художникам. В 1872 году к нему поступила целая серия написанных В.Г. Перовым портретов знаменитых писателей: Ф.М. Достоевского А.Н. Островского В.И. Даля …и других

Третьяков, всегда категорически отказывавшийся позировать художникам, заболел.

Третьяков, всегда категорически отказывавшийся позировать художникам, заболел. Болезнь была не опасная – то ли ревматизм, то ли подагра, но выходить из дома он не мог. Тогда-то и возникла мысль о создании его портрета И.Н. Крамской "Портрет П.М. Третьякова", (1876)

Второй портрет Павла Михайловича написал И.Е. Репин И.Е. Репин "Портрет П.М.

Второй портрет Павла Михайловича написал И.Е. Репин И.Е. Репин "Портрет П.М. Третьякова« (1883).

…Павел Михайлович Третьяков… ходил из комнаты в комнату, раздумывая, куда же.

Для произведений не хватало места в гостиной дома в Толмачах. Тогда и встал в.

Для произведений не хватало места в гостиной дома в Толмачах. Тогда и встал вопрос о постройке специального помещения – галереи. К 1872 году в коллекции насчитывалось более полутора сотен картин. Проект ее был заказан мужу сестры Софьи – А.С. Каминскому. Галерея должна была примыкать к южной стене дома и располагаться в сторону.

Галерею решили сделать двухэтажной. Строительство велось весь 1873 год. Нако.

Галерею решили сделать двухэтажной. Строительство велось весь 1873 год. Наконец, в марте 1874 года началась развеска картин.

На первом этаже на перегородках были помещены работы старых мастеров, на стен.

На первом этаже на перегородках были помещены работы старых мастеров, на стене против окон – пейзажи С.Ф. Щедрина, Ф.М. Матвеева, М.И. Лебедева, М.Н. Воробьева.

На втором этаже, где располагался высокий просторный зал, поместили работы со.

На втором этаже, где располагался высокий просторный зал, поместили работы современников – В.Г. Перова, В.И. Якоби, В.В. Пукирева, К.Д. Флавицкого и других.

Самым крупным приобретением Третьякова была серия работ В.В. Верещагина. Пав.

Самым крупным приобретением Третьякова была серия работ В.В. Верещагина. Павел Михайлович имел безошибочное "чутье" в выборе картин.

Тягостные и печальные события 1881 года – смерть Ф.М. Достоевского, Н.Г. Руби.

В 1882 году галерея снова расширилась, как и в первый раз за счет территории.

В 1882 году галерея снова расширилась, как и в первый раз за счет территории сада, окружавшего дом. Появились три новых зала наверху и столько же внизу.

В.Л. Боровиковский "Портрет М.И. Лопухиной" (1797) В 1880-е годы к собранию п.

В.Л. Боровиковский "Портрет М.И. Лопухиной" (1797) В 1880-е годы к собранию прибавились выдающиеся произведения, составляющие и сегодня славу коллекции.

К.П. Брюллов "Портрет Н.В. Кукольника" (1836)

К.П. Брюллов "Портрет Н.В. Кукольника" (1836)

И.Е. Репин "Крестный ход в Курской губернии" (1880–1883)

И.Е. Репин "Крестный ход в Курской губернии" (1880–1883)

И.Е.Репин "Царь Иван Васильевич Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (.

И.Е.Репин "Царь Иван Васильевич Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1885).

Следующая пристройка была сделана в 1885 году. Она дала три зала в верхнем э.

Следующая пристройка была сделана в 1885 году. Она дала три зала в верхнем этаже и пять в нижнем. Это позволило несколько упорядочить существовавшую до тех пор экспозицию. зал В.И.Сурикова Появились: зал И.Е. Репина. Организацию монографических залов следует считать значительным достижением.

Четвертая пристройка была осуществлена в 1892 году. В верхнем этаже прибавил.

Четвертая пристройка была осуществлена в 1892 году. В верхнем этаже прибавилось два больших и один маленький залы, а внизу три небольших. В новых залах экспонировались в основном произведения конца 1880-х годов и работы 1890-х по мере их поступления.

В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в да.

В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось: 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы 75 картин и 8 рисунков европейской школы 15 скульптур коллекция икон

После принесения ее в дар городу Москве было решено соорудить новую переднюю.

После принесения ее в дар городу Москве было решено соорудить новую переднюю часть здания с парадным входом. Для этой работы был привлечен известный художник В.М.Васнецов, по рисунку которого и был в 1906 году построен главный фасад.

Свойственное тому времени понимание национального начала в архитектуре привел.

Свойственное тому времени понимание национального начала в архитектуре привело художника к заимствованию форм древнерусского зодчества, что сказалось в характере выдвинутого вперед входа, в его порталах, в наличниках окон фасада, в очертании и убранстве его центра в виде декоративного кокошника, в котором помещен барельеф герба Москвы.

В 1980 году перед зданием Третьяковской галереи был установлен памятник ее ос.

В 1980 году перед зданием Третьяковской галереи был установлен памятник ее основателю П.М. Третьякову. Монумент работы скульптора П. Кибальникова и архитектора И. Е. Рожина из гранита

Нынешнее собрание Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведе.

Нынешнее собрание Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений и делится на несколько разделов: древнерусское искусство XII-XVIII веков - иконы, скульптура, мелкая пластика, прикладное искусство; живопись XVIII - первой половины XIX века, второй половины XIX века и рубежа XIX и XX веков; русская графика XVIII - начала XX века; русская скульптура XVIII - начала XX века; коллекция старых антикварных рам, мебели, прикладного искусства и огромный раздел (более половины всей коллекции) послереволюционной живописи, скульптуры и графики, размещающийся в помещениях на Крымском валу.

Третьяковская галерея

Пожалуй, ни один экскурсионный маршрут по Москве не обходится без знакомства с Государственной Третьяковской галереей. Посещение этой достопримечательности, расположенной в одном из наиболее интересных исторических районов столицы, не только дает возможность увидеть великолепную коллекцию произведений искусства, но и позволяет погрузиться в разные исторические эпохи, взглянуть на знакомые факты с нового ракурса.

История Третьяковской галереи: с чего все начиналось

Годом основания Государственной Третьяковской галереи принято считать 1856 год. Спустя 11 лет — в 1867 она была открыта для свободного посещения, а еще через четверть века — в 1892 году галерея была передана в дар Москве. На это момент Третьяковка уже была одним из символов города, в ее коллекции насчитывалось 1276 картин русских мастеров живописи и 84 картины зарубежных художников, 471 рисунок и 10 скульптур.

Основатель уникального музея

Своим появлением одна из главных достопримечательностей Москвы обязана крупному промышленнику и меценату Павлу Михайловичу Третьякову.

Родился Третьяков в 1832 году в семье небогатых купцов, которые не имели никакого отношения к культуре и искусству. Но получив отличное образование, Павел с ранних лет стал проявлять тягу к прекрасному. Одновременно с этим он активно помогал отцу в его коммерческой деятельности.

После смерти родителей, Павел взял отцовское дело в свои руки и стал активно его развивать. Вместе со своим братом Сергеем он основал Костромскую льняную мануфактуру, которая стала приносить стабильный и хороший доход.

При этом, несмотря на постоянную занятость, Павел Михайлович не переставал интересоваться искусством. Впоследствии оба брата увлеклись коллекционированием и благотворительностью. Первыми полотнами, которые купил Павлом Третьяковым, стали 9 работ голландских художников (1854 год). Но потом он предпочел собирать работы русских живописцев, которые и стали основой коллекции знаменитой галереи. А вот его брат, Сергей, отдавал предпочтение западноевропейским мастерам.

На момент покупки первых экспонатов будущей галереи Третьякову было 24 года. С этого момента и до последних дней он продолжал пополнять коллекцию. После его смерти управление музеем перешло к Совету попечителей, который избирался городской думой. В разное время в этот совет входили В. Серов, И. Остроухов, И. Цветков, С. Щербатов, И. Грабарь, и дочь Павла Третьякова Александра Боткина.

Формирование коллекции Третьяковки

В последующие годы собрание картин пополнилось работами художников-передвижников Николая Ге, Ивана Шишкина, Алексея Боголюбова, Михаила Клодта, Константина Савицкого, Архипа Куинджи, Карла Гуна.

Большинство картин Третьяков покупал, но бывало и так, что художники или их родственники сами приносили в дар галерее свои лучшие работы.

После смерти коллекционера и мецената пополнять коллекция продолжили московские власти. За счет средств городского бюджета для галереи было приобретено немало шедевров мирового изобразительного искусства, в результате чего к 1917 году фонд Третьяковки составлял уже 4 тысячи единиц хранения.

В первые годы советской власти коллекция галереи значительно увеличивалась за счет экспонатов из других музеев и конфискованных частных коллекций.

Здание Третьяковки

Здание Третьяковки

Первоначально коллекцию картин Павел Третьяков разместил в нескольких залах своего особняка. Однако после покупки в 1859 году этюдов и 140 работ Туркестанской серии В. Верещагина в особняке перестало хватать места. Остро встал вопрос о постройке отдельного здания.

В результате в 1874 году под руководством архитектора А. Каминского было закончено строительство двухэтажного здания, которое примыкало к особняку Третьяковых. Для большего удобства в здании был сделан отдельный вход для посетителей, а художественная коллекция была размещена в двух просторных залах. Впоследствии здание галереи несколько раз достраивалось.

После смерти основателя галереи весь особняк был реконструирован и оборудован под экспозиции, а в 1902-04 годах весь комплекс построек объединили, создав единый фасад, напоминающий древнерусский терем. Проектировал фасад В. Васнецов, а строительство возглавлял В. Башкиров.

Третьяковка в начале XX века

Еще в 1890-е годы, незадолго до своей смерти Третьяков приобрел у антикваров несколько икон, однако в галерее они впервые были выставлены только в 1903 году. Спустя два года, согласно решению Совета попечителей один из залов Третьяковки был полностью отведен для портретов художников-демократов, среди которых были В. Перов, И. Крамской, И. Прянишников, И. Репин и другие.

В 1913 году, после назначения на пост попечителя Третьяковской галереи И. Грабаря, изменилась концепция формирования экспозиции, теперь все картины были развешены в историко-хронологическом порядке. В это де время в городской управе Москвы активно обсуждался вопрос о том, стоит ли оставить галерею на прежнем месте, или лучше перенести картины в новое здание. В результате было принято решение исполнить волю основателя и оставить коллекцию там, где ее разместили изначально.

Третьяковка в советские годы

В 1933 году, согласно новой политике была проведена коренная перестройка экспозиции, при этом все работы художников-авангардистов были перенесены в хранилища. Во время Великой Отечественной войны основные фонды Третьяковки были эвакуированы в Молотов и Новосибирск. Для этого понадобилось целых 17 эшелонов! При этом научная деятельность в галерее не прекращалась.

В период битвы за Москву, здание Третьяковской галереи получило заметные повреждения, но сразу, как только враг отступил от столицы, началась его реконструкция, которая завершилась в 1944 году. Первая послевоенная экспозиция здесь заработала уже 17 мая победного 1945 года.

С 1986 по 1995 год здание Третьяковки было закрыто на капитальную реконструкцию. В этот период основная коллекция выставлялась в здании на Крымском валу. После завершения ремонтных работ обновленная галерея вновь распахнула свои двери для любителей русского художественного искусства.

Третьяковская галерея сегодня

В настоящее время коллекция Государственной Третьяковской галереи включает в себя свыше 170 тысяч экспонатов, которые позволяют проследить развитие русского художественного искусства практически от его зарождения до нынешних дней.

Древнерусское искусство (залы №№ 56-62)

зал древнерусского искусства Третьяковская галерея

В течение нескольких столетий на Руси все изобразительное искусство было посвящено и подчинено религии. Самой популярной формой искусства были иконы, которые, так же как и само христианство пришли из Византии. Поэтому в залах, посвященных этому периоду можно увидеть собрание икон всех основных школ иконописи. Интересно, что здесь представлены как работы известных иконописцев, например, Андрея Рублева и Феофана Грека, так и иконы неизвестных авторов.

Портретная живопись и академические произведения (залы №№ 1-15)

зал портретная живопись и академические произведения Третьяковская галерея

К XVIII светская живопись и скульптура заменила иконопись. Особое распространение получили портреты и скульптурные изображения. В этих залах размещены несколько десятков скульптур и портретов, с которых на современных посетителей бесстрастно взирают царские и императорские особы, вельможи, герои античности,

Среди представленных здесь работ есть картины не только русских художников, но и иностранцев, работавших в России.

Художники-реалисты и передвижники (залы №№ 16-31 и 35-37)

зал художники-реалисты и передвижники Третьяковская галерея

Параллельно развивается пейзажная живопись, причем изображают мастера не только деревенские, но и городские пейзажи. При этом многие художники показывают в своих работах сельскую жизнь и закат дворянства, продолжают совершенствовать искусство портретной живописи.

Среди других направлений, которые получают широкое распространение в этот период, можно отметить изображение природы (И. Шишкин), исторические и былинные сюжеты (В. Васнецов), сцены баталий (В. Верещагин) и ряд других.

Михаил Врубель и Николай Рерих (залы №№ 32 -34)

зал Михаил Врубель и Николай Рерих - Третьяковская галерея

Два смежных зала посвящены творчеству Николая Рериха, основной темой творчества которого были Киевская Русь и восточные цивилизации.

В этой части экспозиции представлены яркие образцы русского искусства Серебряного века. В работах художников эпохи уже заметно влияние модернизма и декаданса, появляются новые способы выражения. В частности, в работах многих художников цвет перестает передавать реальность, а служит лишь определенным символом. Образы этого периода более противоречивы, чем у передвижников, усложнены и лишь косвенно отображают современность.

Графика и сокровищница (залы № 49-55)

зал Графика и сокровищница - Третьяковская галерея

Зал № 55 представляет собой настоящую галерею сокровищ. Здесь за стеклами витрин выставлены иконы в серебряных окладах, покровы дня икон Божьей Матери, расшитые жемчугом, различные ювелирные изделия.

Зачастую посетители Третьяковки пропускают эти разделы и совершенно напрасно, так как представленным здесь экспонатам тоже есть о чем поведать любителям русского искусства и истории.

Режим работы Третьяковки и стоимость билетов

Постоянную экспозицию Третьяковской галереи, которая располагается в историческом здании, можно посетить по вторникам, средам и воскресеньям с 10.00 до 18.00, по четвергам, пятницам и субботам – с 10.00 до 21.00. В понедельник музей закрыт.

Стоимость билетов: 500 рублей – полный, 250 – льготный. Дети в возрасте до 18 лет проходят бесплатно.

График работы инженерного корпуса Третьяковки, где проходят выставки классического и современного искусства, не отличается от времени работы главного здания. При этом билеты приобретаются отдельно: 400 рублей – полный, 200 – льготный. Для детей до 18 лет вход бесплатный.

Гости Государственной Третьяковской галереи после осмотра экспозиции могут отдохнуть в кафе или ресторане. Кафе работает ежедневно кроме понедельника с 11.00 до 18.00. Ресторан же, можно посетить ежедневно с 10.00 до 23.00.

Кроме того, в холлах галереи есть несколько сувенирных магазинов, где можно купить небольшие подарки, книги и репродукции картин.

Где находится Третьяковская галерея и как добраться

Читайте также: